Реферат по предмету "Культура и искусство"


Интеллектуальный и культурный вклад Украины в мировую цивилизацию

ТЕМА
Интеллектуальный и культурный вклад Украины в мировуюцивилизацию
Выполнила
ОрликТатьяна,10а

Окачественных изменениях в культурной жизни Украины в условиях развитияукраинской государственности свидетельствует динамика развития национальногообразования. Уже в марте 1917 г. была открыта украинская гимназия в Киеве,вскоре — университет в Екатеринославе, консерватория в Харькове,сельскохозяйственный институт в Одессе. В октябре 1917 г. начинает работуукраинский народный университет в Киеве, в Житомире — украинский учительскийинститут. Тогда же открывается Научнопедагогическая академия. Активизируетсяиздательское дело. За десять послереволюционных лет украинских периодическихизданий выходило больше, чем за все 130 предыдущих лет, среди них, в частности,в 1921 г. — 121 журнал, 60 газет.
Летом1918 г. была создана комиссия по организации проекта Украинской Академии наук(УАН) под руководством министра образования М, Василенко. В сентябре того жегода проект был утвержден Советом Министров. Первым президентом УАН назначенВ.Вернадский, член партии кадетов, выдающийся ученый и организатор науки. До1928 г. неизменным секретарем Академии был А. Крымский, ученый с мировымименем, востоковед, славенист.
Значительныйвклад в организацию УАН сделали украинские ученые академики: Д. Баталий, П.Тутковский, Е. Тимченко, М. Петров, М. Туган Барановский, С. Ефремов, В.Смаль-Стоцкий, М. Сумцов, М. Биляшевський, М. Холодный.
ВАкадемии в разные периоды работали Д. Граве, М. Крылов, К. Воблый, М. Птуха, Г.Пфейффер, М. Кащенко, Д. Заболоцкий, В. Липский, А. Корчак-Чепурковский, Н.Перетц.
В20-х под эгидой Академии плодотворно развивается наука. Уделяется вниманиефундаментальным исследованиям в области промышленности, новых технологий,культуры и искусства.
Общийподъем национальной культуры был тесно связана с развитием литературногопроцесса. В 1918-1921 гг возникает большое количество литературных объединений,печатаются разнообразные художественные сборники и альманахи — «Искусство», «Литературно-критический альманах», Красныйвенок", «Музагет», «Гроздь», «Тетрадиборьбы», «Пути искусства», Октябрь", «Омутреволюции» и т.д.
Тогдаже выходят поэтические сборники В. Чумака («Запев»), В. Сосюры(«Красная зима»), И. Кулика («Мои частушки»). Заметноеместо в поэзии занимают В. Блакитный, Д. Загул, Г. Эпик, В. Полищук, Е.Плужник, Г. Шкурупий. Событием культурной жизни стали поэтические сборники П.Тычины«Плуг „Солнечные кларнеты“.
Дляновой украинской поэзии того времени были характерны романтические настроения.Характерными чертами поэзии нового стиля были беспокойство, ускоренное движениежизни, поиски адекватных форм и средств художественного выражения. Важнымпризнаком культурного возрождения стало продолжение гуманистических традицийТараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Ольги Кобылянской, МихаилаКоцюбинского.
Натворчестве украинских литераторов 1917-1921 г. сказалось также влияниеевропейского модернизма. В частности, тяготение к нему было характерно дляпроизведений поэта, театроведа, переводчика М, Вороного. Он учился нафилософском факультете Венского и Львовского университетов, хорошо зналевропейскую литературу. На формирование его мировоззрения илитературно-эстетических вкусов повлияло знакомство с И, Франко. Он одним изпервых ввел в украинскую лирику тему города, другие модернистские мотивыевропейской поэзии, в которых противопоставлялись поэтическая одухотворенностьи будничность. М. Вороной был одним из основателей Национального образцовоготеатра (1917 г.), основателем и руководителем украинский высших драматическихкурсов (1918-1919 гг.) Этот выдающийся деятель украинской культуры XX века былдважды репрессирован, в 1934 и 1938.
Тенденцииевропейского модернизма, в частности в таких формах, как символизм и футуризм,заметны и в творчестве поэтов Д. Загула, Я. Савченко, О. Слисаренко, М.Терещенко, В. Кобылянский-го, Г. Михайличенко.
Выдающийсяпредставитель украинской поэзии П. Тычина, который после выхода сборника»Солнечные кларнеты"(1918 г.) снискал славу глубоко национального поэта. Его стихи имелиноваторский резонанс далеко за пределами Украины. К сожалению, под давлениемполитической диктатуры поэт занял примиренческую позицию и был канонизированкак образцовый Певец социалистических преобразований. Однако лучшиепроизведения П. Тычины продолжают гуманистические традиции народной песне, творчестваГ. Сковороды и Т. Шевченко. Они всегда объявят до читателя гениальной поэтикойукраинского языка.
Особоеместо в развертывании культурного возрождения принадлежало неформальнойлитературной киевской группе «неоклассиков», их эстетическая программахарактеризовалась стремлением к строгой формы, гармоничной завершенностистихотворения, подражанием классическим образцам. Они пытались лишитьукраинскую поэзию сентиментализма, превыше всего ставили в литературепрофессионализм, пытались опираться в художественной практике на лучшие образцыевропейской классики. В своей деятельности группа решительно выступала противидейной платформы «Пролеткульта», против профанации литературы призывами кмассовости, пролетаризации, против отрицания классического культурногонаследия.
Идейнымвдохновителем группы «неоклассиков» был М. Зеров — выдающийся деятельнационального возрождения, поэт, эссеист, критик, ученый. Он владел пятнадцатьюязыками, был блестящим переводчиком и стилистом, в совершенстве знал культуруантичности, поднес украинскую поэзию с требованиями европейской эстетики. Нарадикальное вопрос Хвылевого «Камо грядеши? Н. Зеров ответил однозначно»Ad fontes" («К истокам»). Основные задачи литературы Н.Зеров очерчивал следующими положениями: 1) освоение опыта всемирногописательства, 2) выяснение украинской литературной традиции и переоценкакультурного наследия, 3) художественная требовательность и усиление техническихтребований. Путь к осуществлению этих задач, по его мнению, лежит черезглубокое изучение того, что есть в украинской культуре вершинным достижением,усвоения культурных образцов Европы, создание собственных литературных форм. Н.Зеров также акцентировал на различия российского и украинского духовногопроцесса.
Выдающимсяпоэтическим индивидуальностью в группе неоклассиков был, несомненно, М.Рыльский. Настоящий взлет творчества поэта начинается с его сборника «Подосенними звездами» (1918 г.), где романтический дух раннего периодаорганично сочетается с изысканной лирической форме. В последующих сборниках20-х гг «Сквозь бурю и снег», Синяя даль, «Тринадцатаявесна» романтический элемент слабеет, зато усиливается классическая ясность.Поэзия М. Рыльского, в отличие от поэзии П. Тычины, построенная прежде всего наклассических образцах. Особое влияние на него имела французская поэзия(парнасизм). Он обогатил украинскую культуру не только культивированиемукраинского языка, но и своими переводами с западноевропейской литературы.
ВКиеве 20-х гг плодотворно действовали и другие литературные объединения — «Аспис», «Звено», «Марс», в состав которыхвходили талантливые литераторы
В.Антонеяко-Давидович, Н. Ивченко, Г. Косынка, Т. Осьмачка, В. Пидмогильный, Е.Плужник, Д. Фальковский. Они внесли значительный вклад в развитие украинскогокультурного процесса, однако их имена долгое время были вычеркнуты из народнойпамяти.
Известнымпредставителем украинской литературы был Е. Плужник, поэт изящной стилистики,принадлежащего к талантам, которые «пишут навсегда». Даря Е. Плужниксборник своих стихов «Здания», М. Бажан написал: «Поэту, словомкоторого стоит моих тысячи слов».
Выдающимсятеоретиком национально-культурного возрождения был Хвылевой. Он разделялпринципы «неоклассиков», видел цель литературного процесса враскрытии прекрасного в человеке. Такая позиция противоречила официальнойсоветской идеологии, направленной на формирование пролетарской культуры и«классовых ценностей». Обосновывая черты нового художественного стилянационального возрождения, Хвылевой характеризовал его как «романтикувитаизма», для которой, в частности, присущи ценности «фаустовскойэтики» — самосовершенствование и самодисциплина. Идеи М. Хвылевогоразделяли многие деятели культуры Украины. Среди них — В. Эллан-Блакитный, О.Около, М. Иогансен, а также в некоторой степени М. Бажан, Ю. Яновский, А.Довженко.
Официальнаякритика, отождествляла реализм с материализмом, а романтизм — с идеализмом,объявила романтизм классово враждебным явлением. В ответ на введение единогоидеологического управления творческим процессом Хвылевой публикует рядхудожественно публицистических произведений. Среди них широкую огласку получиластатья «Украина или Малороссия?», Где писатель четко высказался занеобходимость национально-культурного возрождения. Неприкрытые политическиеакценты содержит роман М. Хвылевого «Вальдшнепы». Бесспорно, это одиниз лучших национально определенных произведений тогдашней украинской литературы.К сожалению, его последние части утрачены при невыясненных обстоятельствах.
Подобныепроцессы национально-культурного возрождения происходили в 20-е гг и вдраматургии и театре. Важнейшей задачей для новой драматургии был подъемукраинского театра до современного профессионального уровня при сохранении егонациональной оригинальности. Нужна была новаторская театральная эстетика, чтобы соответствовало европейскому уровню.
В1918 г. в Киеве действовали три театра: Государственный драматический подруководством А. Загаров и В. Кривецкого, Государственный народный П.Саксаганского и «Молодой театр», который организовали Лесь Курбас иГнат Юра. В 1919 г. Гнат Юра отделился от
Театральнаяэстетика «Молодого театра» основывались на западноевропейских модернистских тенденциях,он стал основателем новейшего направления в истории украинского театральногоискусства. Свой первый сезон театр открыл постановкой пьес «В пуще»Леси Украинские и «Затопленный колокол» Г. Гауптмана. Сенсациейсезона были спектакли «Гайдамаки» Т. Шевченко и «Царь Эдип»Софокла *
ЛесьКурбас получил признание как выдающийся организатор театра ирежиссер-реформатор театрального искусства. Воспитанный на классическойобразовании, он стремился поднять украинский театр до мирового уровня исохранить присущий ему национальный стиль. В своих эстетических поискахрежиссер приближался к программе неоклассиков, пытаясь синтезировать достиженияклассической европейской драматургии и традиции украинского театра. Традициитеатра заложили фундамент новаторской театральной школы в Украине.
Развитиенового направления в драматургии значительной степени связан с творчествомписателя В. Винниченко, в которой отразились противоречия тогдашнегосоциально-политической жизни Украины. Значительную часть жизни он находился вэмиграции. С 20-х гг его драматические произведения стали широко известными вЗападной Европе. В Берлине в 1921 г. была экранизирована его пьеса «Чернаяпантера и Белый медведь», в котором говорилось о трагическом разрыве междувысокими идеалами искусства и нуждающихся реальностью богемы.
Вдраматургии В. Винниченко впервые выведен на сцену украинскую интеллигенцию,украинский город. Писатель художественно исследует психологию политизированнойчеловека, революционера-самозреченця, личная жизнь которого подчиненаобщественным потребностям, а моральное естество — мировоззренческим идеалам ипринципам. Показательна пьеса Между двух сил (1918 г.), где изображены конфликтмежду идеалам человека и его политическими взглядами, моральные качанияличности в критических (пограничных) обстоятельствах. По типу художественноговоплощения образов украинского революционного процесса писатель, по сути,предвидел развитие политической и духовной ситуации в украинском возрождении.
Широкуюпалитру взаимосвязей между человеком и новой исторической действительностьюотражала драматургия М. Кулиша. Коллизия между ориентацией на общественныеценности и психологически укоренившимися мотивам индивидуализма, чтопроявляется как постоянное стремление к свободе, характеризует героев его пьес.Творчество М. Кулиша принадлежит к выдающимся достижениям украинскойдраматургии XX в.
Наэтапе национального возрождения в 20-е гг значительно оживился новаторскийпоиск в области изобразительного искусства. Толчок в этом направлении предоставилаукраинская академия искусств, образованная в 1917 г. Первый ректор Академии,выдающийся художник-график Г. Нарбут оставил заметный след в истории украинскойкультуры. Его творческий стиль формировался под влиянием ренессансных идейнемецкого художника А. Дюрера, традиций неоклассицизма и модернизма. Творческиепоиски Г. Нарбута определяет национальное направление, Он создал пятнадцатьсвоеобразных композиций в «Украинском азбуки» (1917 г.), где особенноощутимы национальные фольклорные мотивы. Ему принадлежат рисунки денежныхзнаков Украинской Народной Республики, государственной символики, гербов и т.д.Для графических произведений характерны изощренная техника, безупречныйхудожественный вкус.
Уистоков украинского авангарда стояли художники А. Богомазов, А. Экстер,
В.Ермилов и другие. Тенденции модернизма отражено в творчестве П. Холодного,который работал в монументальном жанре (витражи в Успенской церкви во Львове,1924 г.).
Наэтапе национального возрождения в 20-е гг значительно оживился новаторскийпоиск в области изобразительного искусства. Толчок в этом направлениипредоставила украинская академия искусств, образованная в 1917. Первый ректорАкадемии, выдающийся художник-график Г. Нарбут оставил заметный след в историиукраинской культуры. Его творческий стиль формировался под влияниемренессансных идей немецкого художника А. Дюрера, традиций неоклассицизма имодернизма. Творческие поиски Г. Нарбута определяет национальное направление,Он создал пятнадцать своеобразных композиций в «Украинском азбуки»(1917 г.), где особенно ощутимы национальные фольклорные мотивы. Емупринадлежат рисунки денежных знаков Украинской Народной Республики,государственной символики, гербов и т.д. Для графических произведенийхарактерны изощренная техника, безупречный художественный вкус.
Уистоков украинского авангарда стояли художники А. Богомазов, А. Экстер, В.Ермилов и другие.
Длятворчества художника А. Новаковского присущи мотивы экспрессионизма (картина«Молох войны», 1919 г., Он основал во Львове художественную школу(1913 г.), где получили начальное художественное образование С.Гебус-Баранецкая, Г. Смольский, А. Плешканях.
Особоезначение для развития украинского монументальной живописи имеет творчествохудожника М. Бойчука, который отстаивал собственную концепцию живописи,основанной на сочетании национальных (прежде иконописных) и мировых традицийживописи. Под руководством М. Бойчука выполнено росписи Луцких казарм в Киеве(1919 г.)санатория им. ВУЦИК в Одессе (1928 г.), Он воспитал плеяду своих последователей(Т. Бойчук, К. Гвоздик, А. Иванова, А. Мизин, А. Павленко, В. Седляр и др.).Обвиненный в пропаганде буржуазно-националистических идей, М. Бойчук былрепрессирован в 1937 г. и расстрелян, большинство его произведений уничтожен.Но в теорию искусства навсегда вошли понятия «школа Бойчука»,«бойчукисты».
Натрадиции европейского модернизма ориентировались представители«Объединение современных художников» (ОСМ), который основал А.Петрицкий. Он работал в области театральной декорации (в частности, оформлялспектакли «Молодого театра»). В творческом наследии художника главноеместо занимает серия из 150 портретов деятелей украинской культуры, средикоторых М. Семенко, П. Усенко, Остап Вишня и др.
Относительноукраинской скульптуры следует отметить, что на ее развитию негативно сказалисьтребования социального заказа: так называемая монументальная пропагандаспособствовала увековечению образов вождей революции. Идеологическая цензура вобласти скульптуры оказалась ощутимо
Вобласти архитектуры периода национального подъема украинские художникистремились отыскать потерянный национальный стиль, творчески переосмысливаятрадиции народной деревянной архитектуры и «казацкого барокко». В этомнаправлении работал архитектор Д. Дяченко, один из основателей украинскогоархитектурного стиля. Ему принадлежат сооружения земской больницы в г. Лубнах(1914 — 1915 гг теперь школа), комплекс Украинской сельскохозяйственнойакадемии (1925-1927 гг) и др. Талантливый художник был репрессирован.
Принципынародной архитектуры использовал в своем творчестве В. Троценко, автор проектовшкол, больниц, клубов на Криворожье и Донбассе Музыкальная культура Украиныразвивалась под влиянием трех основных факторов: традиций народной песне,музыкальной школы Н. Лысенко и новой европейской стилистики, заложеннойпроизведениями Вагнера, Р. Штрауса, М. Равеля, А. Скрябина, Э. Грета, А.Дворжака. Значительный вклад в развитие украинской музыкальной культуры сделалиН. Леонтович (трагически погиб в 1921 г.), К. Стеценко, Я. Степовой, Б. Подгорецкий,П. Сениця и др.
В1920-1930 гг украинская музыка выходит на уровень высокого, для нее характернабагатожанровость, ориентация на крупные музыкальные формы, переход от сольногоисполнения до полифонического многоголосья т.д. Активно развивается опера,действуют оперные театры в Киеве, Одессе, Харькове и других городах. Широкоепризнание приобретает исполнительское мастерство И. Паторжинского, М.Литвиненко-Вольгемут, 3. Гайдай, О. Петрусенко и др.
Путьавангарда и экспериментаторства в украинской музыке прокладывал композитор,дирижер, педагог Б. Лятошинский. В Западной Украине плодотворно работаликомпозиторы Л. Сичинский, А. Вахнянин, Ф. Колесса, С. Людкевич, Н.Нижанкивский, В. Барвинский, И. Витвицкий. Во Львове открылся оперный театр(1900 г.), Высший музыкальный институт им. Н. Лысенко (1907 г.). Здесь работалиталантливые певцы С. Крушельницкая, О. Мишуга, М. Менцинский, О. Руснак и др.Культурно просветительскую работу проводили музыкально-певцам общества«Русская беседа», «Торбан», «Боян».
украинский драматургия архитектура живопись


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Индивидуальные особенности и нарушения памяти
Реферат Применение дифференциальных уравнений для решения задач естествознания
Реферат Психологические проблемы излишней чувствительности и тревоги
Реферат Истинный и ложный патриотизм в романе Л. Толстого
Реферат Behavioral And Humanistic Theory Essay Research Paper
Реферат Организация государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодатеьства
Реферат The Punk Experience Essay Research Paper In
Реферат Американо-иранские отношения на современном этапе
Реферат Влияние PR на общественность
Реферат Конфликт личности и государства в поэме Медный всадник
Реферат Microsoft Office Word, Excel, PowerPoint, які додаються до розробки урок
Реферат World War I and the Armenian Genocide
Реферат молодежный жаргон
Реферат Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры
Реферат «Мой любимый учитель»