Реферат по предмету "Культура и искусство"


Информационная культура студента

Введение
 
Важнойсоциально-образовательной предпосылкой информатизации общества в целом, иобразования в частности, является распространение информационной культуры вобществе. На современном этапе развития социума информационная культурастановится одним из основных показателей общей культуры личности. Причемиспользуются такие понятия, как «информационная культура» «информационнаяграмотность», «информационная компетентность» и т.п. Однозначного толкованиятермина «информационная культура» пока нет.

Информационная культура
 
Понятие«информационная культура» сформировалось во второй половине ХХ века всвязи с пристальным вниманием к механизмам и процессам информационного обмена.С точки зрения культурологии информационная культура характеризует «культуру сточки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамкахинформации»
Нельзяне отметить, что «информационная культура», или в педагогике говорят об«информационной культуре личности», является составной частью болееширокого понятия «культура личности». Под культурой личности понимается«система личностных качеств (ума, характера, воображения, памяти), осознаваемыхсамим индивидом как ценности и ценимых в обществе. Более узкое по объемупонятие «информационная культура личности» мы определяем, как способность ипотребность специалиста использовать доступные информационные возможности длясистематического и осознанного поиска нового знания, его интерпретациираспространения» .
Приэтом крайне важно задуматься и о пределах роста информации и о качестве инеобходимости информационной культуры. Необходимо помнить, что «увеличениеколичества информации может значительно уменьшить нашу возможность пользоватьсяею, т.е. количество информации и ее ценность – принципиально разные вещи».
Информационную культуру следуетрассматривать как один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще.Так же, как и культура, она неразрывно связана со “второй природой”(социальной) человека, являясь продуктом его мыслительной способности, выступаясодержательным аспектом субъект-объектных и субъект-субъектных отношений,зафиксированных при помощи различных материальных носителей. При этом подсубъектом понимается человек (или социальная группа), носительпредметно-практической деятельности и познания, под объектом – то, на чтонаправлена указанная деятельность субъекта.
Информационная культура выступаетодновременно и необходимым эффективным фактором в освоении человеком культурнойреальности, овладении всем тем богатством, которое выработало человечество, исамой реальностью, ценностью, появившейся в результате культурно-созидающейдеятельности, и атрибутом непосредственного культурного бытия, личностныхпроявлений (поведения, различных форм общения и т. п.).
Еслирассматривать понятие информационной культуры более широко (выходя за пределыкомпьютеризации), то следует признать, что общие методы представления знаний иумений не следует искать лишь в околокомпьютерной ситуации. Реальная областьприменения информационной культуры гораздо шире.
Информационная культураимеет системно-структурное строение, в котором можно выделить системообразующееядро. Им является информационная деятельность учащихся, обусловленнаяхарактером их учебно-познавательной деятельности. Эта деятельность, всоответствии с их потребностями, проявляется в использовании накопленных ими иобществом информационных ресурсов.
Формированиеинформационной культуры качественно влияет на развитие мышления учащихся,способствуя умению мыслить категориями, отделять главное от второстепенного,анализировать ситуацию и делать выводы, развивая его образную, абстрактную итворческую направленность.
Активноевнедрение во все сферы деятельности человека новыхинформационно-коммуникационных технологий требует решения проблемы подготовкиспециалистов художественного профиля (культурологов, музыкантов, хореографов,вокалистов, режиссеров), способных эффективно работать в условиях становленияинформационного общества, когда информация, знания становятся важным ресурсом,а также подлинной движущей силой социально-экономического, технологического икультурного развития. В этой связи непременным признаком высокогопрофессионализма будущего специалиста выступает информационная культура.
Всложившихся условиях информационная культура личности становится областьюметазнаний, уровень владения ею – важнейшим фактором профессиональнойкомпетентности и социальной дифференциации, а путь её формирования –приоритетным направлением модернизации учебного процесса в сферепрофессионального образования.
Медиаобразование
Цельюпедагогического проектирования медиаобразовательной среды вуза являетсяобеспечение условий для развития и становления в процессе обученияинформационной культуры, как одной из важнейшей компонент культуры современногочеловека. В социокультурной деятельности информация подразумевает знания ипонимание культурных значений. Появляющиеся новые информационные технологииповышают информированность общества в несколько раз, радикально меняя объем иглубину знаний, а вместе с ними и уровень культуры в целом. Таким образом,информационную культуру следует рассматривать как достигаемый уровеньорганизации информационных процессов, как удовлетворенность людей винформационном общении, как степень эффективности создания, сбора, хранения,переработки, передачи и использования информации, обеспечивающей целостноевосприятие мира, анализ и оценку последствий принимаемых решений. Человек винформационной культуре выступает одновременно создателем, «приемником»,хранителем и «передатчиком» информации.
Внастоящее время есть все основания говорить о необходимости формирования новойинформационной культуры, которая может стать элементом общей культурычеловечества. Ее основой должны стать знания об информационной среде, законахее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнениюроссийских ученых, информационная культура пока еще является показателем восновном профессиональной культуры, но в ближайшем будущем станет важнымфактором развития каждой личности в целом.
Приобретениеопыта осуществления приемов профессиональной деятельности поднимает человека доуровня ремесла, который представляет собой систему методических навыков(приемов, доведенных до автоматизма). Переход на уровень мастерства возможентолько после освоения элемента культуры – творчества. Система умений(мастерство) возникает лишь на основе овладения способностью преобразовыватьосвоенные приемы (опыт) и переносить их в новые условия.
Процессстановления уровня мастерства обусловливают два фактора:
а)уровень грамотности: чем выше грамотность, тем скорее ремесло переходит вмастерство;
б)определенные качества учителя как индивидуальности.
Разделяявзгляд на тесную связь между информационной культурой и творческойдеятельностью, опираясь на теорию формирования творческих умений в процессепрофессионального обучения, можно выделить три уровня информационной культурыличности: общий (базовый), профессиональный, высший (логический).
Дляобщего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностьюнабора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможностьприменения практически без изменений в различных видах деятельности, т.е. ониносят обобщенный характер.
Дляпрофессионального уровня информационной культуры личности знания, умения инавыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе стем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональнойдеятельности человека, а при обучении в вузе – к дисциплинам, которые формируютее основы. Многие показатели этого уровня включают в себя, как элемент,показатели общего (базового) уровня. Именно это дает нам основание считатьпрофессиональный уровень информационной культуры более высоким по сравнению собщим (базовым).
Длявысшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыкитакже носят межпредметный характер. Они отличаются от базовых степеньюсложности, и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностьюосуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения инавыки, принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поисксредств и способов решения задач. Знания, умения и навыки этого уровня включаютв себя знания, умения и навыки профессионального уровня информационнойкультуры.
Именнонепрерывное образование, способствующее превращению знаний в информацию иобратно, соответствует потребностям информатизации и может стать условиемразвития культуры информационного общества. Урсул А.Д полагает, что важнойчастью, а по сути дела, ядром будущего информационного общества будет егообразовательная система (наряду со средствами информатизации).
Формированиеинформационной культуры личности является социальным заказом данного этапаразвития общества, т.к. культура строящегося информационного общества будетопределяться уровнем культуры людей. А в ближайшее время успешностьинформатизации в той или иной стране будет определять роль и место этогогосударства в мировом сообществе.
Процессвзаимодействия культур охватывает все регионы мира, продолжительность и глубинакультурных контактов увеличивается, в результате чего складываются новые«третьи культуры», синтезирующие в себе различные черты. Межкультурныекоммуникации позволяют народам лучше узнать друг друга, а также понятьсамобытность собственной культуры. Таким образом, национальные культуры впроцессе глобализации принимают очертания единой глобальной культуры,интегрирующей этнокультурное многообразие. И в то же время, культуры заявляют освоей уникальности.
Открываетсядоступ к мировому культурному наследию с помощью Интернет-технологий,появляются новые профессии в области массовых коммуникаций. В условияхкультурного обмена и взаимодействия стираются пространственные, временные,социальные и иные барьеры, формируется единое информационное пространство.Появляется новая область деятельности – электронная культура, связанная социфровкой культурного наследия, с созданием электронных версий учрежденийпамяти, а также с рождением новых синкретичных форм художественного выражения итворчества. Однако, это не означает возникновения нового сугубо информационногоили специального сознания или мышления. Полностью согласны с философомМамардашвили, что «Сегодня наблюдается какая-то упоенность специальныммышлением. Считается, что именно оно и есть настоящее мышление,осуществляющееся как бы само собой. К такому выделенному мышлению можно отнестиискусство и любые другие сферы так называемого духовного творчества. Однакоумение мыслить – не привилегия какой-либо профессии. Чтобы мыслить, необходимомочь собрать не связанные для большинства людей вещи и держать их собранными. Ксожалению, большинство людей по-прежнему, как и всегда, мало к чему сами посебе способны и ничего не знают, кроме хаоса и случайности»
Информационнаяглобализация культуры затрагивает и сферу образования, она напрямую зависит отинтеллектуального потенциала страны, от наличия хорошо подготовленных,высокообразованных профессионалов. Уже не материальная сфера определяет собойуровень развития страны, а сфера информационных технологий, образование икультура. Именно они обусловливают уровень цивилизованности различных народов,их способность к решению глобальных мировых проблем, преодолению мировыхкризисов.
Всевышеизложенное доказывает, что сегодня, как никогда, необходимо объединениеусилий преподавателей, общественности в реализации научного и образовательногопотенциала учебных заведений культуры и искусства. Крайне необходима разработкаи внедрение инновационных технологий подготовки специалистов в сфере культуры иискусства на основе использования передового отечественного и международногоопыта, расширения межнационального и международного сотрудничества.
Главнойзадачей институтов культуры и искусств сегодня должно стать обеспечениевысококвалифицированной подготовки кадров с необходимым уровнем компетентности,содействие всем слоям населения в осознании общности ценностей и принадлежностик единому социальному и культурному пространству. Достижение этих задачвозможно на основе дальнейшей фундаментализации и повышения качестваобразования, творческой интерпретации в решении возникающих проблем,формирования новой информационной культуры, развития вуза как социокультурнойсистемы, адекватной актуальным и перспективным потребностям личности, обществаи государства.
Информационно-культурное пространствоформируется, прежде всего людьми, носителями определенной культуры(преподавателями, студентами и др.). Люди в своей обычной жизнедеятельностипривыкли пользоваться разными источниками получения информации: телевизор,радио, газета, книга, интернет. В педагогической практике данные источникиинформации используются более специфично, конкретно, по необходимости в учебнойи исследовательской деятельности. Интернет, расположенные в нем образовательныесайты, порталы помогают работать с большими объемами информации, позволяют выводитьстудентов на качественно новый уровень анализа и обработки объемов данных.
Вместес тем, на состояние информационно-культурного пространства учрежденияпрофессионального образования влияет развитие данной составляющей общегосоциокультурного пространства территории, на которой расположена организация.Уровень интегрированности студентов, их родителей в информационно-культурнуюсреду территории является фактором, влияющим на состояние её в учреждениипрофессионального образования.
Средствамиинформационной культуры являются: компьютерная техника, сотовые телефоны,мультемедийная технология, обеспечивающая доступ к большим объемам знаний, кинформации. Однако материальная база лишь обеспечивает процесс и создаетусловия для формирования информационной культуры в образовательном учреждении.
Информационнаякультура, формируемая в учреждении профессионального образования, её уровеньопределяет, имеющийся потенциал инновационного развития. Продуктыинформационной культуры осваиваются студентами, педагогами при этомсвоеобразная информационная аккультурация происходит при поступленииабитуриентов в образовательное учреждение, однако это происходит при условииуделения большого количества времени на освоение информационных технологий,коммуникативному взаимодействию друг с другом и с педагогом.

Заключение
 
Потребность в информационной культуре, впотреблении её продуктов постоянно растет. Готовя студентов к будущей трудовойдеятельности, специалисты учреждения профессионального образования должныучитывать эту общемировую тенденцию. Современная информационная культура разныхучреждений профессионального образования отличается сложностью, разнообразием.Это определяется расположением организации по отношению к информационнымцентрам, доступностью интернет-ресурсов для большего количества пользователей(студентов, педагогов), перемещением реальных мероприятий в виртуальные(научно-методические и — практические конференции), повышением количествастудентов, охваченных дистанционным образованием (это позволяет получатьобразование людям, проживающим в местах, где отсутствуют учрежденияпрофессионального образования). Современная информационная культурахарактеризуется увеличением количества и качества информационно-электронныхвзаимодействий в единицу времени (и этот показатель будет все большенарастать), осуществляемых с помощью интернет и мультемедийных технологий.Точки роста и развития информационной культуры учреждения профессиональногообразования расположены в наиболее информационно-насыщенных местах, имея концепциюформирования таковой среды, возможно, последовательно действовать в данномнаправлении, определяя стратегические и тактические приоритеты, достигаяобозначенной цели. Таким образом, вложение материальных средств, покупкаоборудования, совместно с организационным, интеллектуальным (концептуальным,программным) обеспечением формирования информационной культуры учрежденияпрофессионального образования обречено на успех. Информационная аккультурацияповышает удельный вес данной культуры в общем культурологическом пространствеучреждения профессионального образования.
Обладаниевысоким уровнем информационной культуры характерно для студентов ипреподавателей образовательных учреждений, где наиболее развитоинформационно-культурное пространство. Вопросы роста информационногопространства являются актуальными, поэтому создание одного раздела в программеразвития образовательного учреждения, посвященного данной проблеме,представляется в этом смысле очень важным.

Литература
 
1. Брановский Ю., Беляева А. Работа в информационной среде//Высшееобразование в России. — 2002. — № 1. – С. 81 — 87.
2. Каряев В.А. Некоторые подходы к обоснованию актуальностиформирования технологической культуры личности на современном этапе развитияобщества // Научно-методический журнал Тамбовского областного институтаповышения квалификации работников образования Выпуск 6, Тамбов 2000. С.36-40.
3. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии //Высшее образование в России. 1995. № 4
4. Романова Г.В., Романенко В.Н. Формирование творческих умений впроцессе профессионального обучения. С-Пб. Изд-во Санкт-Петербургскогоуниверситета. 1992. 165 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Десять приоритетов сохранения биоразнообразия степей России
Реферат Совершенствование обслуживания и технологии формирования пакета документов для туристов
Реферат Право на медичну допомогу
Реферат Культура древнего Рима эпохи Октавиана Августа
Реферат Государство и его функции
Реферат Пожарная опасность маслонаполненных трансформаторов Требования к системам противопожарной защиты
Реферат Вредны ли памперсы?
Реферат Электроразведка Раздолинского участка
Реферат Инженерно-геоэкологическое обоснование оценки нарушенности горным производством земель для восстановления экологического равновесия
Реферат Политико-правовые взгляды декабристов
Реферат Развитие страхового рынка в Росиии
Реферат Game Of Life Lof Symbolise Essay Research
Реферат Работа детей в совхозах и на полях во время ВОВ
Реферат Селекция и происхождение культурных растений
Реферат School Reform: Pros and Cons