Реферат по предмету "Культура и искусство"


Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики

(на примере программы К.Прошутинской «Мужчина иженщина»)
Л.В.Ухова
Известно,что любой процесс человеческого общения протекает, как правило, в формедиалога. Жанры телевизионной публицистики, в которых основнымизобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческаяречь, а формой существования — диалог, имеют очень большое значение длятелевидения, поскольку коммуникативный процесс представляет собой одну из основтелевидения как социальной системы.
Наиболееконцентрированно и полно сущностные признаки процесса межличностного общенияпроявляются в жанре интервью.
Интервью(от англ. interview — буквально встреча, беседа) — жанр публицистики,представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или инымдеятелем по актуальным вопросам. Если обратиться к семантике английского словаинтервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия,взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого — взгляд, мнение.Стало быть, интервью — обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.
Предметомнашего исследования являются способы организации диалога в режимеинтервью-портрета, которое по своим жанрово-определяющим признакам входит вгруппу аналитической публицистики. Интерес представляет тот факт, чтокомпозиционное решение подобных жанров целиком зависит не от фабулы события, ноот замысла автора, его интенции. [Телевизионная журналистика, 1994].
Наиболееинтересным примером портретного интервью, на наш взгляд, является авторскаяпрограмма К.Прошутинской «Мужчина и женщина». Задача автора — организовать интервью, чтобы раскрыть личность, сидящую напротив, с цельюсоздания главного диалога программы — откровенного разговора о любви.Особенностью данной программы, а также бесспорным ее преимуществом по сравнениюс другими программами этого жанра является тот факт, что перед нами публичныйдиалог, который происходит в присутствии зрителей.
Традиционнопри анализе публичного диалога исследователей интересуют способы и средстваорганизации диалоговых партий. [Голанова Е.И., 1997]. Но нам кажется, что сучетом специфики телевизионного интервью (и в частности интервью-портрета)следует расширить рамки анализа средств реализации образа автора и сделать этов двух направлениях. С одной стороны, подвергнуть анализу объективированную«рамку» портретного интервью, с другой — субъективированную, чтопредполагает характеристику жанрово-образующих и жанрово-определяющих факторов,принадлежащих той или иной языковой личности. [Антонова Л.Г., 1998].
Объективированная«рамка» включает в себя, во-первых, предынтервью, основной задачейкоторого является предварительный сбор информации о будущем участникепрограммы. (К.Прошутинская сама упоминает об этом в одной из своих передач: Вызнаете / журналист / который готовил передачу / он в предынтервью назвал Васоптимистом).
Нопоскольку главный диалог программы — откровенный разговор о любви мужчины и женщины(в контексте данной программы — супругов), т.е. людей, хорошо знающих другдруга, то в задачу предынтервью входит и диалог с супругой героя передачи.Последовательность диалоговых реплик-вопросов такова, что в ходе ответовженщина («она») как бы рисует свой «портрет» любимогомужчины («его»). Стратегическая задача автора на данном этапе — открыть для себя и для зрителей ту грань личности героя передачи, котораяспрятана глубоко внутри и не видима для окружающих, с одной стороны. С другой — создать атмосферу интимности, которая поможет герою передачи более искреннеповести диалог о любви.
Во-вторых,проход по коридорам в направлении студии, в ходе которого герою передачипредлагается ответить на ряд конкретных вопросов, начинающихся словами:«Про вас говорят...» (прием объективации). Причем построены они такимобразом, чтобы дать либо утвердительный, либо отрицательный ответы (да или нет- механизм действия «детектора лжи») и сделать это достаточно быстро.
Вотфрагмент подобного диалога с композитором В.Артемовым (март 1997 г.).
К.Прошутинская(К.П.). Итак / про Вас говорят / что Вашу деятельность благословил папа ИоаннПавел II?
В.Артемов(В.А.). Павел благословил «Реквием».
К.П.Что Вас обвиняют / в требованиях непомерно больших гонораров?
В.А.Нет.
К.П.Что по духу / Вы оптимист?
В.А.И да / и нет.
К.П.А по убеждению / ярый антикоммунист?
В.А.Да.
Задачаэтого этапа, на наш взгляд, — приоткрыть завесу таинственности над личностьюгероя передачи, который, кстати сказать, пока неизвестен зрителю. Информацияподается автором порционно, но сведущий адресат в состоянии определить, ктоперед ним.
К.П.А сейчас / у меня вопрос к вам // Как вы считаете / кто этот человек / которыйпришел сегодня сюда?
Третьейсоставляющей «объективированной» рамки является репрезентативный ряд,который включает в себя следующие компоненты: во-первых, заставка программы, вкоторой с помощью видеоряда обыгрывается название передачи — мужчина и женщина;во-вторых, видеоряд, иллюстрирующий факты из жизни героя программы; в-третьих,способ организации пространства в студии, где, с одной стороны, экран, накотором появится наш герой (после короткой проходки по коридорам), причемсначала будет виден лишь силуэт, но постепенно фигура будет высвечиваться, и мыувидим лицо, руки, позу и т.д. гостя студии; с каждым разом изображение будетболее четким, пока этот экран не превратится в символический«портрет» в рамке. С другой стороны, — это расположение ведущей изрителей в студии. Столик ведущей находится строго напротив экрана (что свидетельствуето предстоящем конструктивном диалоге) и чуть ниже его (что подчеркиваетзначимость персоналии, приглашенной к разговору). Символично и расположениезрителей в студии. Они образуют полукруг, создавая тем самым как бы группуединомышленников, активно вовлеченных в процесс общения; в-четвертых, атрибутыоформления студии: это прежде всего символический подиум, на котором появится вконце программы наш герой, чтобы сказать несколько слов зрителям в студии ителезрителям, а также вращающаяся стеклянная ширма (символическая стена), накоторой герой программы должен написать свое имя, тем самым как бы подтвердивфакт своего пребывания здесь, своего существования. «Я был здесь»,значит как личность я существую.
Составляющиесубъективированной «рамки», на наш взгляд, следующие.
Организациядиалоговых партий в студии. Исходя из своей интенции — глубоко скрупулезногоисследования личности героя передачи с обязательным откровенным разговором олюбви между мужчиной и женщиной в итоге — К.Прошутинская практически уже вначале программы формулирует основные положения предстоящего диалога, темсамым, с одной стороны, настраивает собеседника на нужную «волну», вс другой — намечает возможные пути будущего взаимодействия.
Вотнесколько примеров:
К.П.Мы хотим понять / какие Вы / «властители наших дум» // Поэтомудавайте сегодня говорить и о высоком и о низком / то есть о человеческом //Если Вы / не возражаете?
(избеседы с В.Артемовым, март 1997 г.).
К.П.Сегодня / если Вы не против / мне бы хотелось поговорить / о музыке в Вашейдуше // о музыке в Вашей жизни.
(избеседы с Ю.Башметом, май 1997 г.).
Посколькуоснова всех личных качеств закладывается в раннем детстве, для Прошутинскойвесьма характерен вопрос об этом периоде жизни героев передачи.
Например:
К.П.Я хочу сейчас вспомнить вместе с Вами / все / что было впервые // Предположим /первая обида? Первая победа? Первая любовь?
(избеседы с Ю.Башметом, май 1997 г.).
Или:
К.П.А в детстве? Были ли эти сомнения в детстве?
(избеседы с отцом Мортирием, апрель 1997 г.).
Весьмачастотным является и вопрос о родителях, то есть тех людях, которые были рядомс этой личностью довольной долгий период ее становления.
Пример:
К.П.Согласитесь / когда о Ваших родителях / я знаю только то / что они былимузыкантами // это в общем не очень много пищи для размышлений // Поэтому /если это возможно / все-таки чуть-чуть // Или Вы развивались и росли / вопрекиим?
Обязательнымиявляются также и вопросы, связанные с профессиональной деятельностью героевпередачи (кстати, как правило, это очень яркие персоналии, известные широкойпублике как активные политические и государственные деятели, деятели искусства,науки, представляющие разные стороны «спектра» современнойобщественной жизни).
К.П.Вот дурной человек / но хороший музыкант // Или хороший человек / но неважныймузыкант // Что для Вас предпочтительнее?
(избеседы с Ю.Башметом).
К.П.Скажите / а вдруг вопреки Вашему желанию / я совершенно не разбираюсь впсихологии и в психофизике творчества музыканта // вдруг Вам в голову придет какая-тошлягерная мелодия // Может такое произойти?
(избеседы с В.Артемовым).
ДляПрошутинской-исследователя весьма характерны и сложные философские вопросы,требующие глубокого осмысления жизненно важных позиций, ответы на которыеадресат дает скорее всего самому себе, нежели адресанту или вовлеченным в этотпроцесс зрителям.
Вотнесколько примеров.
К.П.Скажите / уход из мира для Вас / это уход из жизни?
(избеседы с отцом Мортирием, апрель 1997 г.).
К.П.Вы к Богу относитесь лучше / чем к ближнему?
(избеседы с В.Артемовым, март 1997 г.).
К.П.Скажите / Вы часто хотите казаться лучше / чем Вы есть на самом деле?
(избеседы с Ю.Башметом, май 1997г.).
Особоевнимание автор программы уделяет проблемным вопросам, которые требуют отсобеседников неоднозначных решений, а также реализации личностныхпринципиальных позиций.
К.П.Что вы можете сделать / в том случае / если люди поступают непорядочно?
(избеседы с Ю.Башметом).
К.П.Вот до определенной поры / Вы жили на сопротивлении и людям / и обстоятельствам/ от которых зависела Ваша судьба // Как Вы считаете / это во благоАртемову-композитору?
(избеседы с В.Артемовым).
Совершенноособое место в контексте всей программы занимает диалог о любви, для которогогерой приглашается в студию («портрет» покидает свою «рамку»,перед зрителями появляется живой человек, личность, которая уже хорошо знакома,узнаваема). На данном этапе диалоговые партии выстраиваются автором всоответствии с определенными вехами в развитии отношений героя передачи и егосупруги. Задача же автора на данном этапе — с одной стороны, выяснить,насколько хорошо близкие люди знают, чувствуют друг друга. С другой — подвестигероя к публичному признанию в любви. (Следует отметить, что автору удается этосделать весьма успешно).
К.П.Я надеюсь / что сегодняшний Ваш рассказ о Валерии Алексеевне / это в какой-тостепени / подарок ей // и компенсация / вот это публичное признание в любви.
В.А.Я перед ней преклоняюсь.
(избеседы с В.Артемовым).
Второйсоставляющей «субъективированной» рамки является организация диалогасо зрителями. И в данном случае автором спланированы четкие условиявзаимодействия с героем программы: во-первых, вопросов можно задать большедвух-трех; во-вторых, главная задача, которую определяет для зрителейавтор-ведущая, — понравиться герою программы (он должен выбрать лучший вопрос),но беря во внимание тот факт, что участники программы — выдающиеся впрофессиональной и общественной деятельности люди, нетрудно понять, какого родадолжны быть вопросы зрителей: глубокие, оригинальные, в общем, нестандартные инеординарные.
Вотпример такого вопроса :
Словогений / в данном случае / не похвала и не определение / а простотехнологическая принадлежность // Шуберт знал о том / что он гений / годам к26-ти / Пушкин / примерно к 17-ти / Ницше в 23 / и Шопенгауэр / к 28-ми //Когда Вы узнали / что Вы гений?
(избеседы с В.Артемовым).
Наконец,третьей составляющей «субъективированной» рамки, бесспорно, являетсяимидж ведущей (как внешний — невербальные средства, так и речевой — тональность, «пристройки»).
К.Прошутинскаясоздает образ мягкой, женственной ведущей, которая внимательно слушает, открытои нежно смотрит в глаза собеседнику, а также умело подбирает особую, теплую,располагающую к откровенности тональность диалога, хотя преданные экрану зрителинаверняка помнят ее совсем иной: властной, конструктивно мыслящей, а внекоторых моментах даже резкой и бескомпромиссной (имеется в виду программа«Пресс-клуб», автором и ведущей которой Прошутинская была не одингод).
Наречевом уровне показательными являются ролевый позиции ведущей, или«пристройки» (способ организации диалога с учетом адресата:«сверху», «снизу», «рядом»). «Пристройкаснизу» предполагает зависимую, подчиняемую ролевую позицию по отношению кадресату. «Пристройка сверху», напротив, предполагает независимую,неподчиняемую ролевую позицию и в отношении адресата берущую на себяответственность. «Пристройка рядом» предполагает позицию умеющегосчитаться с ситуацией, понимать интересы адресата и распределятьответственность между собой и им. [Берн, 1992; Добрович. 1986].
ДляПрошутинской характерны «пристройка снизу» и «рядом»,которые предполагают построение диалоговых реплик по принципу«равноправия», который подчеркивает равенство социальных ролейсобеседников, создавая тем самым особую тональность коммуникативных отношений.
Вотнесколько примеров.
«Пристройкарядом»:
К.П.Как / Вы считаете нужно жить / чтобы все-таки ощутить / полноту существованиясвоего на этой земле?
В.А.… вообще / самое главное для человека / это творчество.
К.П.Ну если он / не рожден творцом?
Или:
К.П.А Вы обидчивы / когда Вас критикуют?
«Пристройкаснизу»:
К.П.У меня такое ощущение / что Валерия Алексеевна / и властвует Вами / иподчиняется Вам.
Или:
К.П.Но это / в каких-то моментах / очень грустное интервью / правда?
Такимобразом, идеальная модель интервью-портрета, которая содержит вышеназванныепризнаки, позволяет реализовать авторское намерение и максимально представитьличность адресата, героя телевизионного портретного очерка.
Список литературы
АнтоноваЛ.Г. Обучение студентов-словесников профессионально значимым письменным жанрам.М.: МПГУ, 1998.
БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.
ГолановаЕ.И. Устный публичный диалог: жанр интервью. М., 1997.
ДобровичА.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
Телевизионнаяжурналистика: Учебник / Под ред. А.Ю.Юровского. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование влияния трис- (2-карбамоилэтил) амина на инициирование полимеризации акриламида
Реферат Модернизация блока управления аппарата искусственной вентиляции легких "Спирон–201"
Реферат Проблемы образовательной системы во Франции
Реферат Радиолокация и ФАР
Реферат А. П. Чехов «Белолобый». Библиотечный урок
Реферат Динамика стратегического планирования
Реферат Merchant Of Venice-Portia
Реферат Themes Of Miguel De Unamuno Essay Research
Реферат Анальный зуд
Реферат Причины возникновения конфликтов в организациях различных сфер деятельности
Реферат Акты прокурорского реагирования в порядке общего надзора в Украине
Реферат Нормативная и законодательная база, регламентирующая принципы учета валютных отношений
Реферат Основні показники господарської діяльності підприємства на прикладі ТОВ "Добриня продукти"
Реферат Социологическое анкетирование как метод оценки эффективности внутрикорпоративной газеты
Реферат The Kyoto Protocol Essay Research Paper While