Реферат по предмету "Культура и искусство"


Изучение эффективности использования систематического каталога

Орловский колледж искусствКурсовая работа
ТЕМА: Изучение эффективностииспользования систематического каталога Студентки 3 курса
Библиотечного отделения
Хромовой А. В.
Преподаватель: КондрашоваГ. С.Орел – 2004
План
1.          Введение
2.          Сущностьи функции систематического каталога
3.          Построениесистематического каталога
3.1. Отбор рубрик
3.2. Разделители, их форма
3.3. Надписи на разделителях
4.          Расстановкабиблиографических записей в систематическом каталоге
5.          Редактированиесистематического каталога
6.          Алфавитно-предметныйуказатель. Значение. Оформление
7.          Документына систематический каталог
8.          Заключение
9.          Списоклитературы

Введение
 
«Классическоеутверждение, что систематический каталог является фундаментом каждойбиблиотеки, остается правильным и поныне: систематический каталог в тесной связис систематической расстановкой книг на полках дает возможность ориентироватьсяв книжных богатствах библиотеки со стороны их содержания».
Эти слова, сказанныеболее 50 лет назад, до сих пор полностью сохраняют свое значение. В подавляющембольшинстве российских библиотек систематический каталог по-прежнему выполняетфункции главного инструмента при тематическом (содержательном)библиографическом поиске.
Возможные измененияфункций роли и значения систематического каталога могут быть связаны с внедрениемкомплексной автоматизированной системы в библиотеках страны, обеспечивающей, вчисле других задач, также и автоматизированный библиографический поиск поширокому диапазону признаков, включающему и классификационные. Бывает, чточитатели научных библиотек обращаются к систематическому каталогу с запросамибез ограничений по языку, времени, видовым и типологическим признакам. Дляуспешного решения такой задачи действительно нужна автоматизированная системаили, в крайнем случае, — СК.
Таким образом, систематическийкаталог – это библиотечный каталог, в котором библиографический записирасполагаются системой ББК. В современном библиотековедении под СК понимаетсясистема состоящая из двух элементов: собственно систематического каталога иалфавитно-предметного указателя к нему – вспомогательного аппарата,представляющего собой алфавитный перечень предметный рубрик, раскрывающихсодержание отраженных в систематическом каталоге произведений печати и другихдокументов с указанием соответствующих классифицированных индексов.
Цель данной курсовойработы показать значение и эффективность использования в систематическогокаталога в библиотеках; показать критерии оформления разделителей, их форму,надписи на них; подчеркнуть значение алфавитно-предметного указателя и т.д.
Данная курсовая работабудет полезна начинающим специалистам в области библиотечного дела.
2.Сущность и функции систематического каталога
Систематическийкаталог – один из видов библиотечных каталогов. Он раскрывает содержаниекнижного фонда в отраслевом разрезе, отражая составные части в их логическойсвязи и соподчиненности.
Каталог выполняет двеосновные функции:
          1.          Информационную, как одиниз важнейших источников справочно-библиографического обслуживания, обеспечиваятематическое разыскание литературы и лучшее ее использование;
          2.          Педагогическую – активнуюпропаганду знаний через книгу, путем углубления образовательного,воспитательного и научно-познавательного назначения каталога.
Систематическийкаталог обслуживает различные виды запросов читателей, информирует читателя оналичии литературы по интересующей его теме. Основа систематического каталогаотрасль знания: он группирует литературу в систематической последовательностиот общего к частному. В систематическом каталоге только устанавливаетсясодержание книги, но выясняется и учитывается разрез, в котором предметрассматривается. Отрасль знания, со стороны которой вопрос рассматривается,является решающей при определении места книги в систематическом каталоге.Например, полезные ископаемые будут отнесены: месторождения – в теологию,добыча – в горное дело, народнохозяйственное значение – в экономику.
Систематическийкаталог выдвигает на первый план научные дисциплины и объединяет многиепредметы с точки зрения одной отрасли знания, т.е. о многих предметах в одномотраслевом аспекте.
Систематическийкаталог отвечает более широким научным  целям. Выполняет функциивоспитательного и познавательного характера и способствует более углубленнойориентировке в литературе. Благодаря базированию на научной системе, построениюв логической связи и соподчиненности, систематический каталог имеетнаучно-познавательное и педагогическое значение.
Одна из проблемсистематического каталога – это соотношение с систематической расстановкой наполках. Подход к этому вопросу долгое время был различным. В европейскихбиблиотеках первичным признавался каталог, к нему приспосабливаласьрасстановка. В американских библиотеках, начиная с Дьюи и Кеттера, первичнымфактором признавалась расстановка. Это различие коренилось в различномотношении библиотек к доступу читателей к полкам, разрешенному в свое времялишь в университетских библиотеках. Повсеместное внедрение открытого доступа,имеющего смысл лишь при систематической расстановке, связало каталог срасстановкой книг на полках. Еще А.М. Оленин считал, что непосредственныйдоступ к полкам наиболее эффективен для удовлетворения читательского спроса, аГ. Блисс указывал, что ничто не может заменить читателю непосредственногообращения к полкам. Однако открытый доступ не снижает роли систематическогокаталога, так как при активной обращаемости книг их значительная частьотсутствует на полках и получить полную ориентировку в составе фонда можно лишьс помощью каталога.
В обслуживаниичитателей значение систематического каталога определяется его ролью, какосновного аппарата, раскрывающего фонды библиотеки. Решающее значение имеет вэтом распределение материала по отраслям знания и дисциплинам, что отвечаетосновным запросам читателей. Удовлетворяя требования не на отдельную книгу илиавтора, а исходя из содержания книг, из целенаправленной тематики, каталограсширяет  и углубляет читательский интерес, выполняя более существенныефункции. Поэтому систематическая группировка, наиболее эффективный методраскрытия библиотечного фонда, способствует выбору литературы, создаваяпредпосылки и условия для систематического чтения. Своей научностью и болееуглубленной информацией каталог помогает систематическому изучению вопросов ислужит разносторонней работе с литературой.
Благодаря логической,ступенчатой структуре, наглядности в оформлении, систематический каталог вмассовой библиотеке – одно из активных средств пропаганды знаний, достиженийнауки и передового опыта повышения культурного и научно-технического уровнячитателя.
Значительная рольсистематического каталога во внутренней работе библиотеки. Метод систематизациикниг имеет широкое и разностороннее использование во всех библиотечныхпроцессах, начиная с комплектования и кончая массовой работой. Изучать фонд непо количественной насыщенности, а по отраслям знания, по тематике, обнаружитьпроблемы, регулировать текущее комплектование можно только на основе каталога.При обработке книг и организации фонда учитываются и обозначаются на книге икнижном формуляре рубрики систематического каталога, к которым она относитсяпочти в любом виде библиотечного учета, от поступлений до выдачи. Всябиблиотечная статистика проводится с учетом данных систематики.
Не менее важная рольсистематического каталога как «нервного центра» в информационно-библиографическойработе. Несмотря на то, что указатели сами являются источником сведений олитературе, первоочередным справочником служит каталог. Преимущества в том, чтоон включает все новые поступления, чего нет в указателях, которые для текущихсправочник быстро устаревают. Каталог несет серьезную библиографическуюфункцию, так как составление указателей проводится на его базе.
При организациивыставок или обзоров исходным так же является каталог. Даже на выставках новыхпоступлений книги группируются по отраслям знания. Всякий иной методрасположения не достигает цели. Быстро ориентирует читателей в новинках толькосистематическое расположение.
Значениесистематического каталога и метода систематизации велико во всех процессахбиблиотечной работы. Он остается основным и ведущим каталогом, выполняетпервостепенную роль в раскрытии библиотечного фонда и его активномиспользовании.
3.Построение систематического каталога
 
3.1. Отбор рубрик
 
Формирование деленийкаталога непосредственно связано с процессом систематизации документов.библиографические записи на документы в СК группируют в соответствии спринятыми в ББК решениями данной библиотеки, которые отражаются в картотеке методическихрешений – таким образом в СК в строгой последовательности образуются отделы,подотделы, разделы и подразделы. СК построенный по ББК отражает современноесостояние науки и его качество зависит от выполнения ряда требований корганизации каталога:
На первом этапесоздания систематического каталога в ББК отбирают рубрики, которые будутприсутствовать в каталоге. Так библиотеки с небольшим фондом выделяют общиерубрики типа: история, политика, экономика России, кроме того в каждом отделекаталога должны быть выделены рубрики для актуальных тем, проблем.
Например: «Человек иокружающая среда».
3.2. Разделители, их форма
Оформление каталоганеобходимо для отражения его структуры, в которой решающую роль играютразделители. Если в других каталогах они лишь облегчают ориентировку, то всистематическом без них нет самого каталога, так как без ограничений деленийдруг от друга он лишается внутреннего построения, пропадает взаиморасположениеи взаимосвязь отдельных рубрик. Разделители призваны отразить структуру ивзаимосвязи делений, ориентировать в ступенчатости каталога. Для этого используетсясовокупность разделителей с различной формой выступа. При составлении каталогаиспользуются готовые печатные карточки централизованной классификации.
Оформлениеразделительных карточек (разделителей) в систематическом каталоге имеет своиособенности, относящиеся к форме и размеру, а также цвету разделителей, составуэлементов текста, правилам их размещения.
Назначениеразделителя в каталоге понятно каждому: он облегчает поиск необходимогоделения, как бы озаглавливает его, в то же время ограничивая массив информации,который необходимо просмотреть читателю. Вместе с тем, такое понимание функцийразделителя в систематическом каталоге было бы весьма односторонним иформальным. Ведь принципы систематичности и наглядности в каталоге реализуютсяв полной мере именно с помощью системы разделителей, каждый из которыхрассматривается не изолированно, а в качестве элемента этой системы, занимая вней определенное место. Именно разделители, отражающие скрытую для читателей вклассификационных индексах внутреннюю логику классификационной системы,иерархию ее делений, должны объяснять сущность систематического каталога ираскрыть структуру научной дисциплины.
Поставленные задачидостигаются прежде всего с помощью размеров и форм разделителей. Всистематическом каталоге используются разделители трех основных форм выступа6центральные, левые и правые. Кроме того, разделитель может быть более узким илишироким, низким или высоким.
Система разделителейдля систематического каталога массовой библиотеки построена по таблицам ББК.
Специалистырекомендовали массовым библиотекам следующие виды разделителей, отличающихся нетолько размером и формой выступа, но и цветом:
          1)   Цветные разделители сцентральным выступом 5 – 6 см
          2)   Разделители с центральнымвыступом 5 – 6 см
          3)   Разделители с центральнымвыступом 1 – 1 см
          4)   Разделители с левостороннимвыступом 4 – 5 см
          5)   Разделители с левосторонним(малым) выступом 3 – 3,5 см
          6)   Разделители с правостороннимвыступом 4 – 5 см
          7)   Разделители с правосторонним(малым) выступом 3 – 3,5 см
          8)   Цветные разделители справосторонним выступом 4 – 5 см, для типовых делений
          9)   Цветные разделители справосторонним выступом 3 – 3,5 см, для специализированных типовых делений.
Система разделителейдля каталогов универсальных научных библиотек не может быть типовой или единой.Базовым признан размер 12,5 * 8,5 см. (Выступ разделителя составляет 1 см),уголок выступа срезается по диагонали на 0,1 – 1 см. с каждой стороны. Дляоформления делений обозначаемых индексами основных таблиц ББК, применяютцентральные разделители с выступом 7,5 – 6,5, — 5,5, — 4,5 – 3,5 см. Дляоформления общих работ и тем используются разделители с центральным выступом 6,4, 5 см. Для оформления специальных типовых делений предназначаются боковыеправые разделители с выступом 7,5 – 6,5 – 4,5 – 3, 5 см. Размеры разделителейдля общих и специальных типовых делений зависят от размеров основныхразделителей делений, после которых они стоят в каталоге.
3.3. Надписи на разделителях
Оформлениесистематического каталога направлено на то, чтобы раскрыть для читателей логикуего построения. Трудность этого заключается в том, что классификационнаясистема с ее сложными видами связей между рубриками в систематическом каталогедолжна быть представлена в линейной форме, в которой нужно внешне отразитьподчинение, соподчинение и другие связи между делениями. Если в таблицахклассификации и печатном каталоге в текст могут быть включены необходимыепримечания и пояснения, подчиненность и соподчиненность рубрик показана спомощью различных шрифтов и других средств полиграфии, то в карточном каталогевозможность показа взаимоотношений между отделами ограничены. Главную роль воформлении выполняют разделители, которые возглавляют каждый отдел каталога. Наразделителях помещаются все необходимые пояснения.
Разделительныекарточки в систематическом каталоге содержат значительную информацию на лицевойстороне. Поле разделителя условно делится на три зоны. В первой верхней части(выступ в 1 – 1,5 см ниже него) помещаются классификационный индекс инаименование деления, дополненные при необходимости несколькими словами,предложением, раскрывающим содержание наименования деления. Эти записи наразделителях выполняются таким образом, чтобы поле выступа было использованомаксимально. Нет необходимости писать слишком крупно, но нельзя использовать ислишком мелкий шрифт, вызывающий необходимость приблизиться к ящику, экономитьнадо на пробелах между строками.
Вся остальная площадьразделителя разбивается вертикальной полосой на две неравные части, из которыхлевая должна быть шире и составлять примерно 2/3. С левойстороны помещается заголовок «Основные деления», после которого столбиком, другпод другом приводятся основные деления следующей (для деления, указанного навыступе разделителя) ступени. Если перечень основных делений не помещается наодном разделителе, он переносится на следующую карточку разделителя, которуюпредварительно готовят из материала того же цвета (можно из разделителя),размером 75 *125 мм. (без выступа). Правила переноса стандартны: в нижней частипервого разделителя пишется «см. след. карт.», в центре второго, передпродолжением текста, пишется слово «продолжение». Если приходится размещатьперечень на нескольких карточках, то после слова «продолжение» указываетсяпорядковая цифры. На второй карточке, внизу слева, указываетсяклассификационный индекс первой карточки разделителя.
Правая часть поляразделителя отведена для ссылочно-справочного аппарата. Не выносятся наразделитель из таблиц классификации только методические указания, адресованныесистематизатору. Все ссылки, а также методические указания, раскрывающие способорганизации материала в данном делении обязательно должны выноситься наразделитель. В сложных или спорных случаях следует поставить себя на месточитателя и подумать, нужны ли ему на разделителе те или иные указания изтаблиц.
Часто возникаетвопрос о том, каковы границы приведения на разделителях «основных делений»,всегда ли нужно их перечислять. Если деления следующей ступени переходят изданного каталожного ящика в следующий, то основные деления указывать нужнообязательно, а если внутреннее оформление каталога – наглядно показывает какиеделения находятся на следующей степени (они расположены в одном каталожномящике и выражены формой и размерами разделителей), то в приведении перечня нетникакой необходимости.
В тех случаях, когдатретья зона (правая часть поля) оказывается свободной от методических указанийи ссылок, основные деления можно размещать по всей ширине разделителя.Некоторые библиотеки используют этот способ, размещая ссылочно-справочныйаппарат сразу же после перечня основных делений.
Процесс оформлениякаталога не может быть однократным – это постоянная работа, связанная с ростоми развитием каталога. Очень важно поэтому, чтобы выработанные однажды принципыоформления (виды разделителей, размеры, цвет и т.д.) были закреплены вдокументе, лучше всего – в технологической инструкции; тогда можно будетсохранить внутреннее единство оформления каталога при смене систематизаторов.
4.Расстановка библиографических записей в систематическом каталоге
Под расстановкойбиблиографических записей понимается процесс их внутреннего упорядочения впределах классификационного деления. Карточки должны следовать друг за другом вопределенной последовательности в строгом соответствии с замысломсистематизатора. Правила расстановки, выбор для нее того или иного способаопределяется задачами систематического каталога. Поэтому критерии, выбранныепорой без должного анализа, требуют осторожного подхода. Следует помнить, чтокритерий оперативности поиска в систематическом каталоге имеет свои границынесмотря на то, что читатель должен достаточно оперативно найтиклассификационное деление (разделитель в каталоге). Но даже и на этом этапеработы с каталогом не допускается спешка, ведь случайный пропуск ссылки,невнимательное прочтение методического указания могут увести поиск далеко всторону. Что же касается следующего этапа – выбора необходимого издания покарточкам в пределах найденного классификационного деления, то к немуоперативность вообще никакого отношения не имеет. Тот или иной способрасстановки карточек может облегчить работу читателя, но не более того.Следовательно, что к выбору способа расстановки мы можем подходить только скритерием удобства поиска.
В настоящее времяширокое распространение получили два способа расстановки карточек в пределахделения: алфавитный и обратнохронологический. Способ алфавитной расстановкистал обязателен в начале 50-х гг., когда было принято решение об обязательнойорганизации в каждой массовой библиотеке системы каталогов, состоящей из трехзвеньев – служебного, алфавитного и читательских алфавитного и систематическогокаталогов.
С утверждениятипового положения о системе каталогов и картотек универсальных научныхбиблиотек (февраль 1985 г.) было отменено действие инструкции о каталогах икартотеках, в которой рассматривалась алфавитная расстановка карточек всистематическом каталоге. Библиотекам было предоставлено право самим определитьспособ расстановки карточек и применить его в каталогах. Обратнохронологическаярасстановка библиографических записей рекомендуется для применения всистематических каталогах массовых библиотек.
Алфавитнаярасстановка библиографических записей в систематическом каталоге
Существуют общиеправила алфавитной расстановки библиографических записей. В каждом делении СКони прежде всего делятся на группы.
В пределах каждойгруппы также имеется определенный порядок: полные собрания сочинений, собраниясочинений, избранные произведения, отдельные произведения и тематическиесборники. В каждое подразделение включаются карточки на русском языке, языкахстран СНГ и дальнего зарубежья в порядке, принятом в данной библиотеке.
Для удобства работы скаталогом библиотекарь должен отделить первую группу карточек от второй, вторуюот третьей и т.д. Обычно это делается с помощью разделительной карточки безвыступа. Писать на ней ничего не надо. С общими правилами расстановки карточек,особенностями и исключениями читатели должны быть ознакомлены с помощьюпамяток, плакатов, информационных табло.
Обратнохронологическая расстановка библиографических записей в СК.
Поисковым признакомпри обратнохронологической расстановке будет дата поступления книги в фондбиблиотеки – день, месяц, год, записанные в форме «14.03.90». В зависимости оттехнологических особенностей пути книги и пути карточки в конкретной библиотекеможет быть принята дата поступления карточки в каталог, более удобная длячитателей. Каждая библиотека, принимающая способ обратнохронологическойрасстановки, должна одновременно решить и технологический вопрос о том, накаком этапе обработки книги и тиражирования карточек для каталогов будетпроставлена дата. Дату следует проставлять на карточках не толькосистематического но и алфавитного каталога.
Дата проставляется налицевой стороне карточки. Сравнение нескольких вариантов ее размещенияпоказывает, что наиболее рациональным будет левый нижний угол текстовой полосыпо ГОСТ 7.51 – 84. Практически рядом находится каталожный индекс, поэтому прирасстановке карточек не требуется дополнительного времени для поисканеобходимых сведений.
Правилаобратнохронологической расстановки предельно просты: вновь поступающие вкаталог карточки расставляют в соответствии с индексами за разделителями.
В зависимости отместных условий и положений библиотеки можно принять один из двухальтернативных вариантов комплексирования карточек на различных языках:
v       Вся совокупность карточек делитсяна две части, каждая из которых расставляется в обратнохронологическом порядке:первая часть – на национальном языке, вторая – на всех остальных языках.
v       Все карточки расставляются вобратнохронологическом порядке, язык во внимание не принимается.
При поступлении вбиблиотеку очередных томов многотомного издания, представленного всистематическом каталоге в виде сводной библиографической записи с общей частьюи спецификацией, библиотекарь находит в каталоге соответствующие карточки,оформляет приписку очередного тома или дополняет комплект новой карточкой иставит карточки впереди, в соответствии с принципами обратнохронологическойрасстановки.
Таким образом,отдельные тома издания в каталоге не разделяются, а собираются под датойпоступления последнего по времени тома.
Нельзя не заметитьявных преимуществ обратнохронологической расстановки для многих внутрибиблиотечных работ, в которых используется СК.
Другие способырасстановки библиографических записей в СК существуют, но они не стольпродуктивны чем выше перечисленные.

5. Редактирование систематического каталога
Под редактированиембиблиотечного каталога понимается проверка соответствия его структуры,содержания и оформления предъявляемым к ним требованиям и устранениеобнаруженных в ходе проверки  недостатков. Редактирование постоянный процесс,не прекращающийся ни на один день, пока функционирует каталог. Несмотря наисключительное его значение, отношение к нему во многих библиотекахскладывается в бесцельный просмотр каталога, при котором затраты времени недают результатов.
Во многих библиотекахпроцесс редактирования мы организационно, ни технологически не подготовлен: несоставляются памятки или инструкции. Не составляются конкретные задачи, неприглашаются специалисты, способные помочь в выявлении недостатков каталога.
В зависимости отобъема работы редактирование может быть полным и выборочным. Полноередактирование затрагивает весь каталог целиком. Выборочное – один илинесколько заранее определенных его разделов. Выборочным также будетредактирование, проводимое по всему каталогу, но только по одному конкретномувопросу.
В зависимости оторганизации работы редактирование может быть плановым и текущим. Плановоередактирование систематического каталога представляет собой самостоятельныйпроцесс, требующий предварительного расчета, трудоемкости и соответствующегопланирования трудозатрат с обязательной целевой направленностью и постановкойзадачи. Текущее редактирование проводится параллельно с другими процессамиведения каталога (как правило, вместе с расстановкой карточек), специально непланируется (выделяется лишь время) и идет по определенной программе. Плановоередактирование должно быть завершено в установленные сроки и примято, т.е.должно быть документально оформлено завершение работ с оценкой их качеств.Текущее редактирование такого оформления не требует.
В зависимости отуровня сложности решаемых задач редактирование может быть методическим итехническим. Методическое редактирование предполагает качественное развитиекаталога, под которым понимается улучшение его структуры, содержания,оформления за счет введения новых делений, в том числе – дополнений иисправлений, коренной переработки содержания и т.д. Техническое редактированиесвязано лишь с внешними параметрами каталога (расстановка карточек,правильность оформления разделителей и т.д.).
Методическоередактирование проводится, как правило, силами наиболее квалифицированныхсистематизаторов с привлечением, при необходимости, специалистов отрасли. Этомувиду редактирования предшествует диагностический этап с анализом задачи,предварительной оценкой возможного объема работ, подготовкой документальногообеспечения, бланков отдельных документов и т.д. задачи поставленные плановымметодическим редактированием, оцениваются в библиотеке коллегиально.
Плановое методическоеполное редактирование каталога – это, по сути дела, его пересистематизация,коренная переработка. На время редактирования каталог (или его части) выходятиз строя, осложняется обслуживание читателей. Вместе с каталогом приходитсяполностью перерабатывать (по сути дела – составлять заново) и АПУ. Этиобстоятельства заставляют очень осторожно относиться к данному видуредактирования. Многие библиотеки, приступая к работе без предварительногоанализа ее трудоемкости, без оценки своих возможностей, оказываются в ситуации,когда полное методическое редактирование планируется на многие годы, причемпланы не всегда выполняются и тогда оно превращается в хронологический процесс.Если качественный уровень каталога не отвечает требованиям, более целесообразноразделить его по хронологическому признаку, после чего заняться плановымредактированием той части, которая охватывает последние 20 – 25 лет. Этарекомендация, конечно, не имеет отношения к каталогам массовых библиотек, гдеподобное разделение нецелесообразно, поскольку там проще освободить фонды отустарелых, потерявших свою активность изданий. а уже затем отредактироватькаталог.
Плановое методическоевыборочное редактирование делается в связи с проведением крупных политических,научных, культурных и других компаний, в связи с подготовкой к юбилейныммероприятиям. Тематика такого редактирования определяется планом работыбиблиотеки на текущий год. Так, если она готовится к юбилею писателя или поэта– в связи с этим планируется проведение писательских конференций или вечеров,организацию выставок, издание библиографических пособий и прочие мероприятия,должно быть запланировано и выборочное методическое редактированиесоответствующих делений каталога. Важно чтобы эта работа носила несколькоопережающий характер и каталог был уже отредактирован к тому времени, когда кнему начнут обращаться читатели, библиографы, сотрудники библиотеки. Такимобразом необходимым условием эффективности работы с каталогом можно назватьопережающее планирование.
Выборочноеметодическое редактирование проводится так же в связи с изданием дополнений иисправлений, требующих коренной переработки содержания и структуры того илииного раздела каталога. Такая работа должна планироваться заблаговременно.
Полное плановоетехническое редактирование каталога требует последовательного просмотра(карточка за карточкой) всего каталога. Это чрезвычайно трудоемкое мероприятиепланируется библиотеками очень редко и может быть вызвано лишь внешними,случайными причинами. К их числу относится, например, переезд библиотеки,перемещение каталога во время ремонта, стихийное бедствие и т.д. Гораздо чащепроводится выборочное плановое редактирование в тех случаях, когда выявилисьсерьезные нарушения в расстановке карточек, оформлении каталога. Нередкометодический уровень тех разделов, к которым будет обращено внимание, не вызываетопасений, а технический требует редактирования.
По большей частитехническое редактирование проходит как текущий процесс. Тогда передсотрудником, расставляющим в каталог карточки (как правило, этосистематизатор), стоит двуединая задача: не только пополнить каталогинформацией, но и исправить все недостатки, которые обнаружатся по ходурасстановки. Практически в поле зрения библиотекаря попадают все элементы,требующие постоянного, повседневного контроля: у одного ящика стерта илизапачкана этикетка, у другого отклеился ярлычок с номером и т.д. Этинеожиданные «открытия» нельзя оставлять на потом, так как каталог сразуперестает нормально функционировать: читатель не сможет найти по внешнемуоформлению нужный ящик. Внутри ящика сразу можно увидеть смятые разделители, неслишком ясную запись, явные нарушения в расстановке. Расставляя карточки,систематизатор обнаруживает и многие другие огрехи. Большую их часть следуетисправить сразу. Для этого у библиотекаря должны быть в небольшой коробочкизаранее приготовленные орудия производства и все необходимые материалы:ножницы, лезвие, резинка, кисточка, ручка и карандаши, тушь, клей, каталожныекарточки, разделители. Бумага (или готовые по размеру формы) для этикеток иярлыков и т.д. Такой арсенал сбережет время, позволит выполнить быстро икачественно самые неотложные работы.

6. Алфавитно-предметный указатель
Поиск нужного отделанепосредственно по каталогу невозможен в тех случаях, когда читатель к какойотрасли знания относится интересующая его проблема. Для облегчения поиска ксистематическому каталогу составляется алфавитно-предметный указатель, которыйчасто называют 2ключом» к каталогу.
Основная функция АПУ– облегчить читателю поиск нужного отдела каталога, в котором он найдетописание произведений печати по интересующему его вопросу. Одновременно АПУслужит средством установления связей различных аспектов одного предмета,литература о котором в каталоге рассредоточена. Объединение в АПУ в одном местемногоаспектной тематики облегчает читателю разыскание литературы, освещающейтему с различных сторон.
АПУ помогаетбиблиотекарю при классифицировании и составлении систематического каталога:проверяя по каталогу решения, принятые при классифицировании, библиотекарьпостоянно обращается к АПУ, что имеет особое значение в тех случаях, когдапредмет не отражен в АПУ к таблицам классификации.
Предметные рубрикиАПУ состоят, как правило, из заголовка (одно или несколько слов или развернутоесловосочетание) и подзаголовка, уточняющего, ограничивающего заголовок. Всоответствии с правилами русского языка для формулировок в указателеиспользуются следующие части речи: существительные, прилагательные и причастия,выполняющие функции существительных, существительные в сочетании сприлагательными, глаголами, числительными, наречиями.
Комплексную функцию вАПУ выполняет первое слово предметной рубрики, образующее узкий комплекстематически связанных предметных рубрик. К выбору ведущего слова нужноподходить особенно внимательно, предпочтение следует отдавать прямым формулировкам,особенно если прилагательное образует с существительным устойчивоесловосочетание.
Предметные рубрикиформулируются, как правило, в именительном падеже. При этом может употреблятьсякак единственное, так и множественное число, а иногда – оба одновременно.Применение этих чисел связано с характером тех или иных понятий, исистематизатор должен проанализировать целесообразность представления вуказателе рубрик в том или ином варианте для улучшения поиска.
Как правило, в АПУприменяется полная форма наименования предмета, а от краткой формы дается к нейотсылка. Некоторые аббревиатуры, имеющие широкое распространение, могутприменяться в качестве предметных рубрик в порядке исключения. Важно недопустить одновременного использования полной и сокращенной форм. Иностранныетермины желательно представлять в виде русских эквивалентов (от иностранноготермина можно дать отсылку).
Написание фамилийиностранных деятелей следует уточнить по справочникам. В персональных рубрикахв скобках указываются годы жизни или год рождения, установленные по справочнойлитературе. Желательно применять полную форму имени деятеля, а не инициалы, таккак этот признак оказывает существенную помощь читателю при работе АПУ.
Наиболеераспространена карточная форма указателя, когда каждую рубрику указателя пишутна отдельной карточке, а карточки расставляют по алфавиту в каталожных ящикахрядом с систематическим каталогом. Индекс, указанный в рубрике, отсылаетчитателя к тому отделу каталога, где он найдет библиографические описанияпроизведений печати о данном предмете.
В АПУ используютсятри вида карточек: простые, содержащие наименование предмета и индекс, сводныеи справочные. Сводные карточки составляются в тех случаях, когда литература ободном предмете в зависимости от аспекта его рассмотрения находится в разныхделениях каталога. Именно сводные карточки, в которых тема представленамногоаспектно при помощи нескольких подрубрик, делают АПУ средствомустановления связей. Подрубрики на сводной карточке располагаются, как правило,в алфавитном порядке.
Справочная карточкаразъясняет читателю, где искать однотипную литературу, находящуюся во многихотделах каталога, перечень которых занял бы слишком много места и затруднилпользование указателем.
Справочно-ссылочныйаппарат указателя это общие ссылки и отсылки («см»). Поиск читателя направляетот непринятого или устаревшего термина к принятому в АПУ и употребляются принаписании фамилий имен, псевдонимов, введении в указатель полной (или краткой)формы наименования. Все случаи применения ссылки «см» перечислить трудно.Систематизатор должен предложить путь поиска и предугадать возможное обращениек АПУ, сориентировать в нем читателя. Частные ссылки «см. также» применяются вАПУ очень редко, поскольку указатель в первую очередь должен дать оперативную иконкретную справку.
Одной из наиболеесложных проблем составления и ведения АПУ можно назвать отражение в немпонятий, введенных в таблицы общих и специальных типовых делений ББК.Традиционный для АПУ метод образования сложных рубрик в этом случае применитьнельзя, так как число подзаголовков может достигать нескольких десятков, ичитателю будет очень сложно сориентироваться в них. Резко возрастает при этом иобъем указателя.
Оформление АПУ вомногом сходно с оформлением алфавитного каталога: на этикетках ящиковуказывается первый и последний слоги из карточек, находящихся в данном ящике,помещается его номер. Разделители в АПУ имеют выступы шириной 3 см с указаннымина них буквами и слогами. За разделителем не должно быть более 100 карточек.
Карточки в АПУ такжерасставляются по общим правилам алфавитной расстановки. Слова и словосочетанияподзаголовка при расстановке заголовков предметный рубрик не учитываются. Еслиначальные слова заголовка предметной рубрики совпадают, расстановка производитсяпо алфавиту следующих слов. Сложные слова, соединенные дефисом, рассматриваютсякак два слова, кроме тех слов, когда первая часть слова отдельно неупотребляется. Знаки препинания (тире, скобки и т.д.) во внимание непринимаются. Сокращения и аббревиатуры расставляются в соответствии с ихбуквенным составом.
Некоторые особенностиимеют правила расстановки персональных предметных рубрик. Карточки спредметными рубриками, на которых зафиксированы фамилии, личные имена и прочиефакты включаются в общий алфавит, при этом двойные фамилии рассматриваются какодно слово, а простые и слитные артикли и предлоги, приведенные в заголовкерубрики, как нераздельная.
В остальном правиларасстановки карточек в АПУ и в алфавитном каталоге совпадают.
7.Документы на систематический каталог
В библиотекесоздается и действует единая номенклатура взаимосвязанных, дополняющих другдруга документов, обеспечивающих управление системой каталогов и техническимипроцессами каталогизации. Эти документы полностью согласовываются сутвержденными для данной библиотеки положениями об отделах, характеристикамирабочих мест и должностными инструкциями, учетными формами, другимидокументами, обеспечивающими управление библиотекой в целом. Документырассматриваются на Совете по системе каталогов и картотек и утверждаются егопредседателем.
Паспорт-характеристикадля СК имеет две формы,отличающиеся по составу сведений – для небольших и для крупных библиотек. Советпо системе каталогов и картотек самостоятельно (на основе типовой модели)разрабатывает форму паспорта и тиражирует бланки в необходимом количестве (неменее 2 экземпляров).
Состав сведенийпаспорта каталога для небольших библиотек разрабатывался для размещения наодном листе плотной бумаги формата А4 (21*30), согнутом пополам. В результатенижняя часть лицевой стороны оказывалась титульным листом паспорта и содержалав соответствующих графах название каталога, аббревиатуру, год образования,хронологический охват, объем (тыс. карточек), средний прирост за год(определялся по данным за последние 3 – 5 лет), отражение фондов библиотеки. Наобороте листа размещались сведения об отражении видов документов, внутреннем ивнешнем оформлении, расстановке карточек, вспомогательном аппарате,перечислялась документация: паспорт (дата паспортизации), положение о каталоге(дата утверждения), инструкция (название, дата утверждения). Верхняя частьлицевой стороны с данными ежегодного учета: дата, уточнение объема, прочиедополнения, кем внесены, роспись сотрудника.
Паспорт-характеристикасистематического каталога крупных библиотек имеет значительно больший объемсведений, его бланк подготавливают в виде тетрадки (8-12 листов). Начиная спервой (титульной) страницы и далее размещены следующие сведения:
          1)    Полное название каталога
          2)    Употребляемая сокращеннаяформа названия, аббревиатура
          3)    Каталог находится в ведении(указывается полное название отдела)
          4)    Каталог расположен в читальномзале, в служебном помещении, корпус, этаж, комната
          5)    Каталог ведется с…года.Хронологический охват с… по …гг. Перерывы за … гг. Гарантированная полнота за …гг.
          6)    Характер каталога постоянный,временный, законсервированный
          7)    Объем каталога (в табл. формеза ряд лет): на 01.01…г. ящиков — …, карточек -, средний прирост за последние 3г. — …
          8)    Назначение каталога –читательский, служебный, выполняет функции читательского и служебного
          9)    Тематика каталога –универсальная, отраслевая, тематическая (надо указать специализацию,направленность)
         10)   В каталоге отражается:(перечисляются все отделы фондосодержатели, затем подсобные фонды читальныхзалов, отдельным столбцом – виды документов, для картотек указывается,например, «статьи из газет, журналов, сборников, продолжающихся изданий,рецензии»)
         11)   Каталог отражает документы наязыках (надо перечислить языки)
         12)   Способ группировки материала:основной ряд – алфавитный, систематический, хронологический, нумерационный,тематическая расстановка карточек в пределах каждого деления
         13)   В каталоге представленыкарточки рукописные, машинописные, ротапринт, ксерокс, печатные, органов ЦКД,прочие
         14)   В каталог включаются основные,добавочные, дополнительные, ссылочные, справочные карточки
         15)   Сведения, занесенные наосновные карточки (дается полная характеристика состава лицевой и оборотнойстороны, включая служебные пометки)
         16)   Отражение новых поступлений вкаталог производится ежедневно, еженедельно, ориентировочно на … день со дняпоступления документов в библиотеку
         17)   Оформление каталога. Внешнееоформление: принятые решения по оформлению этикеток каталожных ящиков,нумерации ящиков. Внутреннее оформление: принятые решения по системеразделителей (форма, цвет, размер выступа, состав записи)
         18)   Документация на каталог:паспорт (дата первичной паспортизации), положение (дата утверждения,технологические инструкции (название, дата утверждения)
         19)   Вспомогательный аппарат
         20)   Средства наглядной информациии пропаганды (характеристика, сведения о размещении)
         21)   Ответственный за ведениекаталога – указывается должность, фамилия, имя, отчество, служебный телефонсотрудника
         22)   Отметка о ежегодной проверке иуточнении объема каталога
Для проведенияпаспортизации составляется план, подготавливаются методические рекомендации.Создается рабочая группа, проводится инструктаж, издается приказ по библиотеке.Итоги паспортизации рассматриваются Советом по систематическому каталогу.
Положение окаталоге может содержатьследующие разделы:
          1.    Общие положения
В соответствии сданными паспорта на каталог указывается полное название, аббревиатура, месторазмещения, наименование отдела, ответственного за организацию, ведение иредактирование каталога.
          2.    Назначение и функциикаталога
Указывается,относится ли каталог к читательским или служебным, какие функции выполняет.
          3.    Состав и структуракаталога
Состав каких фондов(отдельных видов документов), на каких языках представлен в каталоге, за какойпериод; структура каталога (части, ряды, указывается соответствующая КС).
          4.    Организация, ведение иредактирование каталога
Кем осуществляется,на основе каких технологических документов
          5.    Вспомогательный аппарат
Какие имеютсяуказатели к каталогу.
          6.    Использование каталога.Обслуживание читателей по каталогу
Каким отделомобеспечивается обслуживание читателей, часы работы консультанта. Для служебныхкаталогов обязательно указание возможного для читателей способа использования,например: «Запросы читателей выполняются дежурным библиографом».
В крупных библиотекахвозможна разработка самостоятельного положения о системе читательских каталогови картотек.
Дневниккаталога является рабочимдокументом руководителя соответствующего подразделения. Записи в дневникеведутся в произвольной форме с обязательным указанием даты, должности и фамилиилица, производящего очередную запись. Фиксируются все работы, проводимые скаталогом, чрезвычайные происшествия, дается расшифровка условных знаков,аббревиатур, служебных пометок, внесенных на карточки. Если в библиотекевнедрена система личных номеров сотрудников, то к дневнику прилагается списоксотрудников с указанием личного номера и периода работы в отделе.
Журнал учетазапросов читателей ведетсядежурным консультантом в системе читательских каталогов (в зале каталогов). Вграфах журнала фиксируется дата, номер читательского билета, содержаниезапроса. Консультант записывает только те запросы читателей, с которыми ониобратились непосредственно к сотруднику библиотеки. Анализ запросов, замечаний,степени удовлетворенности читателей может подсказать направленияредактирования, дополнения, устранения недостатков и т.п., позволяет выявить пробелыв системе информации, во внешнем и внутреннем оформлении каталога, егоструктуре и содержании, размещении, в структуре справочного аппарата.
Журналзамечаний и предложений читателейнаходится в зале каталогов на видном месте. Он просматривается ежедневно, всежалобы, замечания и предложения анализируются администрацией в установленныйсрок (как правило, 3 – 5 дней). В журнал помещается ответ должностного лица, вкотором сообщается о принятых мерах или планируемых (на какой срок)мероприятиях.
Заключение
Систематическийкаталог, актуальность которого неподвластна годам выполняет самые основныефункции и задачи библиотек, являясь не только ключом в мир знаний, но ещевыполняющим информационную и педагогическую функции.
Систематическийкаталог – это главный орган всей библиотеки, не терпящий ляпсусов, недочетов,поспешности при его организации, редактировании и других неотложныхбиблиографических процессов.
Систематическийкаталог – это лицо библиотеки, ее имидж, престиж среди пользователей, ведь чемточнее и доступнее составлен систематический каталог, тем большее количествопользователей сможет без особых усилий смогут себе найти тот или иной источникинформации.
Расположениесистематического каталога на видном для пользователей месте позволяет чаще к немуобращаться, следовательно начинает активнее работать фонд – а это уже жизньбиблиотеки в целом.
Целью курсовой работыбыло утверждение актуальности и необходимости использования систематическогокаталога в организации поискового аппарата как «ключа» к книжным богатствам.
Списоклитературы
1.          Алфавитно-предметныйуказатель к систематическому каталогу: пособие для библиотекарей. – М.,1980. –160 с.
2.          Библиотечное дело:терминологический словарь /Рос. гос. б-ка. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.,1997. – 166 с.
3.          Каталоги. Состояние итенденции развития. – М.: Книга, 1980. – 223с.
4.          Определение качествасистематических каталогов: метод. рекомендации /ГБЛ. – М., 1983. – 47 с.
5.          Систематический каталог:практическое пособие /Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина /Сост. Э.Р. Сукиасян. –М.: Кн. палата, 1990. – 182 с.
6.          Сукиасян Э.Р. Библиотечныекаталоги: методические материалы. – М.: ИПО Профиздат, 2001. – 192 с.
7.          Сукиасян Э.Р.Систематический каталог: практическое пособие. – М.: Книга, 1990. – 186 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.