Содержание
Введение
1. Творческий путь Г.Ф.Борунова
2. Тематическая картина
3. Портретное творчество
Заключение
Список литературы
Введение
В ГорномАлтае еще в дореволюционное время начали работать Курзин, Гуляев, Никулин.Здесь несколько лет живут супруги Шульпиновы. Педагогическую деятельность в с.Чемале начал Борисов.
В селе Чемалв 1918 году было организовано землячество (коммуна художников), просуществовавшеенесколько месяцев. В него входили барнаульцы М. И. Курзин, В. В. Карев, И. Д.Чашников, В. Н. Гуляев, М. И. Трусов (Чебдар). Живут в эти годы в Горном Алтае А.Э. Мако, Н. С. Шульпинов и приехавшие сюда из центра Е. Ланге, А. Н. Борисов.
Сибирскуюинтеллигенцию еще в дореволюционное время занимали проблемы быта и творчестваразных народов Сибири. Возникал вопрос о художественной значимости произведенийнародного прикладного искусства. В 1920-х годах художников-профессионалов всебольше привлекает народное творчество, а также идут споры о «сибирскомискусстве», об искусстве «примитивов», об особенностях искусствадацанов в Бурятии, о традициях русского старообрядческого и алтайскогонационального искусства. Об этом говорили поиски студии Копылова в Иркутске,эксперименты некоторых барнаульских и омских художников.
Подъемкультурной жизни становится более ощутимым после гражданской воины. Уже 20-егоды вызвали разительные перемены в бывшей окраине царской России. На советскомАлтае создаются условия для развития национальной экономики, культуры. Введениеалтайской письменности, строительство школ, библиотек, ломка вековых отсталыхтрадиций меняют облик Алтая.
Работал здесьГуркин, пробует перо молодой П. Кучияк, собиратель алтайских сказок и легенд,вырастает в своеобразного художника Н. Чевалков. У интеллигенции ширятся связине только с Барнаулом, но и с Москвой. С перемещением художественного центра вНовосибирск перестают ощущаться томско-алтайские дореволюционные связи. Гуркини начавший свою деятельность молодой Чевалков — оба тяготеют к Новосибирску.
Связи с художественнойсредой Сибири поддерживаются и через непосредственное общение с художникамиНовосибирска, и через участие в выставках, и через ряд других начинаний. Гуркинбыл избран членом редколлегии ряда журналов Новосибирска, Чевалковиллюстрировал журналы «Настоящее», «Охотник и пушникСибири». В сибирских журналах начинают печататься П.В. Кучияк и А.Л.Коптелов.
Важную роль встановлении алтайского профессионального искусства сыграло открытиехудожественной школы, о которой давно мечтали лучшие представители алтайскогонарода. Школа имела педагогический уклон и готовила учителей рисования(1931-1941). Преподавание в ней начинали Г. И. Гуркин и Н.И. Чевалков. Первымдиректором школы был И.П. Липовцев, затем А.А. Лупинов. С 1938 года директоромшколы и ведущим преподавателем становится В.Р. Волков. У него получили первоехудожественное образование будущие художники, члены СХ СССР Н. П. Иванов и С.И. Чернов.
ХудожникиГорного Алтая принимали участие на открывшейся в Москве в 1926 году выставке«Жизнь и быт народов СССР», где вызвали интерес ахрровцев. Гуркин иНикулин привлекли внимание московских критиков также на другой вскореоткрывшейся выставке, организованной Обществом по изучению Сибири, Урала иДальнего Востока.
Значительнослабее была художественная жизнь в других городах Алтайского края.
В Бийске с1918 года по 1921 год работала студия, в которой занятия вели известный вСибири художник А. Э. Мако, ученик Г. И. Гуркина Д. И. Кузнецов и художница В.Л. Сепгалевнч. К чтению лекций здесь привлекались художники из Барнаула М. И.Курзин, А. О. Никулин, М. И. Авилов. В 1918 году в Бийске была организованавыставка с участием А. О. Никулина, М. И. Курзина, Д. И. Кузнецова, В. А.Сенгалевич. Устраивались здесь и отчетные выставки студийцев. Несколько позже,когда художественную жизнь Барнаула возглавил А. П. Борисов, по его инициативев здании Бийского краеведческого музея была организована передвижная выставкаживописных работ барнаульских художников.
В Колывани,некогда знаменитом центре камнерезной промышленности Сибири, и в Змеиногорске впервые годы Советской власти возникли художественные студии, но просуществовалиони недолго.
Наиболеерезультативными оказались культурные начинания в городе Камне. Здесьхудожественную жизнь возглавил К.М. Чукалов.
Послеокончания Казанской художественной школы он ведет изобразительное искусство вшколах Камня, а затем организует студию. Под его непосредственным руководствомприобщались к изобразительному искусству в 1920-х годах П.М. Михайлов,переехавший потом в Москву и там закончивший художественное образование, В.Е.Кайдалов, ставший позже народным художником Узбекской CСP и живущий ныне вТашкенте, М.И. Карраск, Н.Н. Чебаков и другие. В 1920-1930-е годы в Каменскойизостудии под руководством Чукалова учились И. В. и В. В. Титковы, закончившиепотом Омский художественно-промышленный техникум и успешно работавшие вНовосибирске.
Еще при жизниЧукалова в Камне начала собираться картинная галерея при местном краеведческоммузее. Сейчас она пополнена за счет работ бывших учеников изостудии, работсамого Чукалова и подарков некоторых московских художников — Г. Г. Нисского, Я.Т. Ромаса, М. В. Мыслиной, А. Д. Щекалиной, Н. Н. Чебакова и других.
Такимобразом, можно увидеть, что творческий потенциал Горного Алтая огромен.
Цель даннойработы – рассмотреть картин и творчество Г.Ф.Борунова.
1. Творческий путь Г.Ф.Борунова
Средихудожников послевоенного времени, влившихся в Алтайскую организацию Союзахудожников и составивших основу его ядра, необходимо назвать ГеннадияФедоровича Борунова. Он в числе первых художников Алтая стал зачинателемактуальной темы нашей современности — темы целины. Жизненный и творческий путьего тесно связан с Алтаем.
Г.Ф. Боруновродился в 1928 году в селе Павловске, расположенном в 60 километрах отБарнаула. В прошлом — это один из старинных центров сереброплавильнойпромышленности в Сибири. Семья Вороновых не была чужда искусству. Его отец,Федор Георгиевич, в молодости учился в Алтайской губернской художественнойшколе у А. О. Никулина и В. В. Карева. Геннадий также с детства увлекалсярисованием.
НачаласьВеликая Отечественная воина. Отец Геннадия ушел на фронт. Настала тяжелая пора,и все же Геннадии выкраивал часы для рисования. Один из рисунков был посланотцу на фронт, и вскоре в далекое сибирское село пришел ответ: «Рисунокпоказывал художнику — он большой мастер. Посоветовал учиться. Способности,говорит, у тебя есть».
Эта оценкасыграла важную роль в выборе жизненною пути будущего художника.
Конец войнысовпал с последним годом учебы в школе. Летом 1945 года Геннадий Борунов едет вНовосибирск. Все в большом городе удивляло и даже подавляло вначале. Особеннопоразил театр оперы и балета: декорации к постановкам показались ему сказочнопрекрасными. Геннадий твердо решил стать художником. Всю зиму и весну онрисует, читает книги по искусству, увлеченно готовится к поступлению вМосковское театрально художественное училище.
Учиться впослевоенные годы было трудно, но Борунов был счастлив тем, что может учиться вМоскве. В те годы в училище поступали фронтовики. Учились серьезно и жадно.Среди студентов Геннадии особенно сблизился с Б. Горовым. Вместе часто бывалиони в залах Государственной Третьяковской галереи, в Историческом музее. Отпреподавательницы Н. А. Вернер он впервые услышал о С.Т. Коненкове. ПозжеБорунов посетил мастерскую скульптора. Увиденное запомнилось надолго. Годыучебы пролетели быстро. Работа над дипломом, и вот Борунов — выпускник училища.Дальнейшая учеба связана с Ленинградом.
Боруновуезжает в Ленинград и до 1953 года учится в Ленинградском художественномучилище им. Крамского. Пройдя большой конкурс, он в 1953 году становитсястудентом института им. И. Е. Репина Учителями сибиряка были Г. П. Чепец, А. Д.Зайцев, В. В. Соколов, Л. Н. Худяков. С 3-го курса Геннадий Борунов был принятв мастерскую народного художника СССР. Бориса Владимировича Иогансона.
Учебныеработы будущего художника были неоднократно отмечены требовательным мастером.Упорно и настойчиво учился Геннадий Борунов. Каждое лето уезжал домой, а осеньюв Ленинград привозил свежие этюды Тема диплома определилась сама собой: этодолжна была быть картина о земляках хлеборобах. Окончательный вариант ее созрелк весне 1959 года. Так появились Хозяева земли (1959).
Послеуспешной защиты диплома художник возвращается на родину. Несколько лет живет вПавловске, затем переезжает в Барнаул, но родное село по-прежнему остаетсясвоеобразной мастерской художника. Здесь он находит необходимый материал длясвоего творчества, живет месяцами.
Художник Г.Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему,остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темыопределился выбор: он стал работать над тематической картиной. Не пренебрегаетхудожник и портретом.
Творческийоблик художника будет неполным, если не сказать о пейзажных работах. Одной изпервых проб в этой области стала его Элегия (1958) — пейзаж с элементами жанра.
Серьезнойработой в жанре пейзажа является Шелаболиха. Сложная гамма холодных цветов,мерцающие огоньки, чувство сторожкой тишины, так удачно переданное авто ром,создают образ несколько драматичный и взволнованный.
Целая серияего пейзажей, написанная в родных местах (Павловск. Осенний день, Этюд.Рогозиха, Дом из Рогозихи, Унылая пора. Шахи, Барнаул. Золотая осень,Колыбельная), выполнена в лирическом ключе. Они красивы и тонки по цвету,образны по своему содержанию. Хотя требовательный к себе автор) считает ихпросто «занятием для души», работы этого плана имеют право насамостоятельную жизнь в искусстве.
Крепнущеемастерство художника, твердая уверенность в избранном пути, которая сроднилюбимым героям его произведении, — основа дальнейшего творческого ростаживописца. 2. Тематическая картина
Художник Г.Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему,остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темыопределился выбор: он стал работать над тематической картиной. Первой работойэтого цикла была его дипломная композиция Хозяева земли. Ведущий мотив еготворчества — земля и люди — был найден. И не случайно автор считает картину досих пор своей программной вещью.
На фонежнивья и озерца, в котором играют вечерние лучи солнца, около трактора стоят,вглядываясь вдаль, два тракториста. Позы их просты и безыскусственны. В герояхощущается большая внутренняя сила, слитность с землей. К сожалению, значимостьэтого произведения снижает некоторая внешняя огрубленность типажа
Живя средизнакомой с детства природы, являясь свидетелем подъема целины, художник создаетцелую серию произведений из жизни сельских тружеников. К этому времениокончательно определяется творческий метод художника. Живое, непосредственноеобщение с натурой лежит в его основе. Героя своих произведений ищет вповседневности, а труд им всегда мыслится как основа бытия.
И поэтомукартины Г.Ф. Борунова привлекают не формальными эффектами, а верностью правдежизни. И в этом отношении алтайский художник близок стилю, который получилназвание «сурового» Само обращение к обычному, внешне непримечательному явилось в определенной мере реакцией на «парадное»искусство 40-50-х годов, против которого и развернул свое наступление«суровый стиль».
Сюжет картиныГ. Ф. Борунова «Мои земляки» (1964) на первый взгляд кажется довольнообыденным. Среди светлой порыжелой стерни, занимая всю плоскость холста,изображена как единый монолит группа хлеборобов. В позах целинников естьдемонстративность, статичность. За всем этим угадывается большая сдержаннаясила. Автор не скрывает, что его герои от самой земли: руки их огрубели оттруда, лица загорели, волосы и одежда выцвели.
В этомсказывается отношение автора к изображаемым людям, его сочувствие и глубокоеуважение к труженикам села, знание их нелегкой жизни. Здесь все конкретно,осязаемо, зримо. Здесь голос самой земли, а не ее эхо. И то, что в заурядномхудожник сумел увидеть и запечатлеть значительное и непреходящее, составляетсилу его творческого метода.
Автор, желаяакцентировать внимание на внутренней значительности образов героев,подчеркивает их физическую силу через «кованность», нарочитуюогрубленность формы. Такое смешение смыслового и пластического начал несколькообедняет содержание живописного произведения.
Картина Моиземляки представила молодого художника на Зональной выставке «Сибирьсоциалистическая» в Новосибирске (1964). Успешное выступление на одной изкрупнейших выставок Сибири, а в 1965 году на выставке «СоветскаяРоссия» сделало имя художника известным за пределами Алтая. Он становитсячленом Союза художников, активно включается в творческую жизнь края. С этих порГеннадий Федорович Борунов — участник всех краевых, зональных и ряда другихвыставок.
Следующейвехой в разработке художником темы земля и люди стало полотно Земля родная(1967). Замысел картины возник на ассоциативных началах.
«Мнемыслилось, — говорит автор, — связать воедино людей, которые эту землю,обагренную кровью в годы Отечественной войны, защитили, и младшее поколение,которое идет на смену. Хотелось показать их вместе на этой земле, где ониродились и где сейчас трудятся».
Композиционнополотно строится по вертикали. Почти во всю плоскость холста изображены двефигуры на фоне вспаханной земли. И высокий горизонт, и крупноплановость фигур,и отсутствие каких бы то ни было аксессуаров придают особую весомостьизображаемому. Колорит картины, горячечный и напряженный, усиливает идейнуюзначимость и гармонирует с общим эмоциональным настроем произведения.Достоинства картины снижают некоторые просчеты в рисунке.
Одновременнос большими тематическими картинами автор создает ряд живописных произведений,решающих подчас те же задачи, но являющихся или ответвлением от этой основнойтемы или этюдным материалом. Что же касается развития лейтмотива творчествахудожника, то необходимо назвать такие работы, как Три поколения, Отец,Хлебороб, Битва за хлеб. В них на более частных примерах, работая над любимойтемой. Борунов создает и обобщенный образ труженика сибирских по лей(Хлебороб), и своеобразный семейный портрет (Три поколения), и затрагивает темуотцовства (Отец). Ему удается также показать накал трудовых усилий, которыйсвойствен страдной поре (Битва за хлеб).
3. Портретное творчество
Непренебрегает художник и портретом. Некоторые из, них являются своеобразнымэтюдным материалом к картинам Хозяева земли, Мои земляки. Это Кольцов М. Г.,Сеятель (Луночкин Анатолий), Ветеран.
Другие же полотна,перерастая рамки этюдов, являются самостоятельными произведениями портретногожанра. В качестве натуры для портрета художника также привлекают людидеятельные, энергичные, цельные. Такими предстают с его портретов МатренаСкворцова, простая русская женщина, строгая и добрая одновременно, волевой инапористый, решенный композиционно почти монументально председатель колхоза(Кольцов М. Г.).
Портретируемыеобычно изображены среди близкой им обстановки. Композиция при всей своейфрагментности монументальна. Живописная техника — это чаще всего корпусноеписьмо, пастозный мазок, которые куют форму. Автор любит«поджаренную» гамму цвета.
О крепнущеммастерстве художника, поисках эмоциональной выразительности образов говоритПортрет сибирского богатыря Нестора Козина (1969), участника ВеликойОтечественной войны, Героя Советского Союза, служившего в сибирской гвардейскойдивизии, кавалера многих орденов, человека огромной силы воли и мужества.Талантливого военачальника Нестора Козина соратники по оружию называлисибирским богатырем. Эта значительность человеческой личности стала главной впоисках образного решения.
Портретируемыйпредставлен сидящим у стола в характерной для него позе. Фигура занимает собойвсе полотно, а снизу чуть выходит за рамки. Конкретность поставленной задачиповлекла за собой конкретность окружения: фоном стала черная грифельная доска сзаписями событий из летописи военных лет. Нестор Козин — весь собранность,волевой напор. Плотная корпусная живопись, напряженное звучание синего цветавзгляд портретируемого прямо на зрителя, монументальность композиции-все этоусиливает значительность образа.
В последнейработе художник вернулся к своему любимому герою, прототипом которого сталМихаил Григорьевич Кольцов. Это четырехфигурная композиция, своеобразныйгрупповой портрет, центром которого является М. Г. Кольцов. Художник удачнопередает впечатление внутреннего накала беседы. Хлеборобы только чтосоветовались, собравшись прямо на поле. Еще миг — и улетит на свой участокмотоциклист, справа, помчится другой мотоциклист, что в красной майке, весьсобранный и напрягшийся за рулем. Продолжит работу хлебороб, слушавший разговортрех. Пойдет дальше по току председатель, вобравший в себя заботы всех. Этопереходное состояние удачно передано автором.
Картинаподкупает теплотой: в ней легко прослеживаются симпатии самого художника, еговлюбленность в земляков, умеющих честно трудиться и стойко встречать тяготы.Художник, отходя от монохромности и «поджаренных» цветов, ищетполифонию, усложняет цвет.
В творчествехудожника с конца 60-х годов появляется новая тема — историко-революционная.Первым произведением такого жанра стала картина Г. Ф. Борунова Сыны России(1967), в которой автор обращается к теме «Ленин и народ». Авторвпервые прибегает к многофигурной композиции. События времен гражданской войнылегли в основу следующего произведения (Дзержинский с чекистами).
Обратилсяхудожник и к более далеким пластам прошлого Алтая. Первой пробой в этой областистала картина И. И Ползунов. Чувство исторической эпохи, удачно найденный образсамого героя, холодный колорит лунного света говорят о возросшем интересехудожника к пластичности образа, к поискам цвета.
Заключение
Нерастеряться в этой разноголосице художникам-барнаульцам помогла практическаяработа. Так было по всей стране, но в Барнауле, еще недавно тихой провинции,плодотворность усилий связать искусство с жизнью выступает особенно очевидно.
Сюдаудивительно быстро дошли и были единодушно подхвачены местными художниками идеимонументальной пропаганды. В Барнауле скульптор С. Р. Надольский осуществляетряд работ, которые становятся первыми воплощениями Ленинского планамонументальной пропаганды в Сибири.
ВыпускницаМосковского училища живописи, ваяния и зодчества Н. А. Янова-Надольскаяработала в Барнауле в жанре портрета и натюрморта. Лучшей ее работой этогопериода является живописный «Портрет дочери».
Поискинепроторенных путей в искусстве, осознание себя первооткрывателями и активнымиучастниками новой жизни отличали барнаульских художников М. И. Курзина, В. Н.Гуляева, Е. Л. Коровай. Самым энергичным и талантливым из них представляется М.И. Курзин.
Совсем малоисследовано творчество В. П. Марковой.
Большинсгвоиз барнаульских художников кончило Казанское художественное училище ипродолжило свое образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчесгва ив частных студиях.
Список литературы
1. Борунов Г.Ф. // Изобразительноеискусство Алтая. – М., 2003.
2. Очерки по культуре. — М., 1997.
3. Снитко Л.И. Творчество художников Алтаяи Сибири. – М., 2000.
4. Художники России. – М., 2005.