Вступление
Для своей работы я выбрала тему «Значение письменности в человеческойкультуре» потому, что считаю данный вопрос очень важным и актуальным. Ужемногие века человек использует письмо для общения друг с другом, но вряд ликто-нибудь кроме специалистов всерьез задумывался над тем, насколько важнаписьменность для каждого отдельного человека с одной стороны и для всейчеловеческой цивилизации с другой.
Я думаю, что значение письменности трудно переоценить. Безписьменности никогда бы не возникли цивилизации, а уж о развитии было бы простонельзя говорить. Мне кажется, что письменность очень важна для человеческогообщества, поскольку именно она помогает отчасти связать между собой людейразличных рас и национальностей, людей, находящихся друг от друга на большомрасстоянии. Именно после появления письменности были созданы первые сводызаконов, которые и соединили отдельные и разрозненные части государств междусобой.
Считается, что письменность возникла очень давно, на ДревнемВостоке, но точный возраст возникновения до сих пор неизвестен. От неясныхрисунков и иероглифов до появления настоящей скорописи прошло много тысяч лет. Многиевека люди создавали письмо, владеть искусством которого долгое время удавалосьлишь немногим, для того, чтобы мы, потомки, сейчас в совершенстве моглипользоваться письменностью. Поэтому я в своей работе собираюсь не толькораскрыть тему значения письменности в человеческой культуре, но и осветитьтакой важный момент, как возникновение и развитие письма, подробно остановитьсяна развитии письменности у славянских народов, в том числе и на значении письмав их жизни, поскольку данный вопрос, на мой взгляд, очень интересен и до сихпор до конца не изучен.
«Переломным моментом в научном понимании теории письма и еговозникновения явилось появление книги И.Е. Гельба «Опыт изучения письма (Основыграмматологии)». До тех пор существовали либо частные исследования по отдельнымписьменностям (иногда с теми или иными генетическими построениями), либовсеобъемлющие обзоры по возможности всех или хотя бы важнейших видов письма. Вработе И.Е. Гельба впервые письмо как специфический тип знаковой системы сосвоими особыми задачами и законами, как особая отрасль мировой культурыпредстало в качестве предмета самостоятельной науки».
Источники сведений о письме
Когда ученые изучают зарождение и развитие письма, они преждевсего обращаются к источникам Древнего Востока. Считается, что именно тамвпервые появилась письменность, а кроме того, там обнаружили самые старые изнайденных археологами документов.
«Письменное наследие таких примитивных народов, как американскиеиндейцы, африканские бушмены или аборигены Австралии дает ценную основу,позволяющую понять, каким путем люди научились общаться друг с другом припомощи зримых меток. В наших изысканиях мы не должны пренебрегатьискусственными письменностями, созданными аборигенным населением под влияниемевропейцев, чаще всего миссионеров. История этих письменностей, самымиинтересными из которых являются системы эскимосов Аляски, африканского племенибамум и индейцев чероки позволяет увидеть разные ступени, через которые онипрошли, прежде чем достигли своего окончательного вида. Последовательность этихступеней во многом сходна с той, которая наблюдается в истории письма при егоестественном развитии.
Другой весьма плодотворный метод изучения может быть подсказан исследованиемдетской психологии. Не раз наблюдалось, что существует сходство между складоммышления младенцев и детей и складом мышления целых обществ, стоявших на самыхпримитивных ступенях развития. Одним из наиболее важных моментов этого сходстваявляется тенденция к конкретности. Подобно тому, как ребенок рисуетвертикальную линию и объясняет, что это дерево, которое растет перед домом, таки примитивный человек часто ассоциировал свои рисунки с конкретными предметамии событиями окружающего мира. Эта тенденция, проявляющаяся в письме и рисунке,проистекает из самого характера языка первобытных людей, которому быласвойственна склонность к чрезвычайно конкретным и узким обозначениям. Другаяинтересная точка соприкосновения может быть выявлена путем изучения направленияи ориентации знаков в детских рисунках и в примитивных письменностях. Замечено,что дети изображают предметы, искажая существующие между ними пропорции, несоблюдая какого-либо порядка и не проявляя сколько-нибудь заметного чувстванаправления. Даже ребенок, которого уже учат письму, часто изображает буквы тослева направо, то справа налево, не отдавая себе отчета в существованиикакой-либо разницы между обоими направлениями. Подобное отношение к направлениюи к ориентации знаков наблюдается почти во всех примитивных письменностях.
Тенденция к конкретности и детализации, отмеченная у детей и упервобытных народов, недавно выявлена также и у взрослых, страдающих умственнойнеполноценностью, проявляющейся по типу амнестической афазии. Путь, по которомутакие лица заново учат язык, подобен пути естественного языкового развитиядетей. Таким образом, детальное изучение больных амнестической афазией можетспособствовать изучению происхождения языка и письма»/>.
Эволюция письма
Рисунки
«Пиктография, то есть рисуночное письмо, как способ фиксации ипередачи той или иной информации, применялась многими народами на стадииродового общества. При этом каждый рисунок – пиктограмма – обозначал только тотпредмет, который изображал»/>. «Предполагается, что пиктография была широко распространена уразличных народов на последней стадии каменного века. Это письмо оченьнаглядно, и поэтому ему не надо специально учиться. Оно вполне пригодно дляпередачи небольших сообщений и для записи несложных рассказов. Но когдавозникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль илипонятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, котораясовершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатомуизображению (например, таких понятий, как бодрость, храбрость, зоркость,хороший сон, небесная лазурь и т.п.)»/>. Гельб, изучая историю развитияписьма, предполагал, что рисунки явились первой ступенью в появленииписьменности.
Предписьменности
«К «предписьменностям» следует отнести разнообразныеприемы, с помощью которых человек впервые пытался передать свои мысли и чувства.Все эти приемы, вместе взятые, обозначают термином “сехмасиография”. Всоответствии со словами, из которых составлен этот термин, рисунки могут наданной ступени развития письма передавать общий смысл, подразумеваемый пишущим.При этом видимые рисуночные формы выражают значение непосредственно, безвмешательства языковых форм, точно так же, как это происходит в языке жестов.
Наиболее примитивные способы коммуникации при помощи зримыхсимволов были достигнуты путем применения описательно-изобразительного иидентифицирующе-мнемонического приемов. Так как оба эти приема частопереплетаются между собой, то строгое определение принадлежности отдельныхпримитивных письменностей к одной из этих категорий вызывает трудности.
К числу описательно-изобразительных приемов относятся такие средствакоммуникации, которые аналогичны рисункам, выполненным похудожественно-эстетическому побуждению, но в отличие от них содержат толькоэлементы, существенные для передачи сообщения; к тому же рисунок как средствокоммуникации лишен эстетического оформления, составляющего существенную частьрисунка или картины как произведения искусства.
Однако применение описательно-изобразительного приема не имеетникакого отношения к развитию письма в собственном смысле слова. Рисунки, выполненныес помощью этого приема, следуют условным принципам искусства, ограничивающим ихвозможности как средства взаимной коммуникации людей. Сковывающие традицииискусства, сложившиеся за сотни и даже тысячи лет до того, как человек сделалпервую попытку коммуникации посредством условных, знаков, были слишком сильны,чтобы допустить возможность развития описательно-изобразительного приема внужном направлении.
При употреблении идентифицирующе-мнемонического приема, как и приприменении описательно-изобразительного приема, тоже делаются рисунки, но ихназначением является не описание события, а помощь при воспоминании о нем, приотождествлении предмета или существа.
Прием, который предусматривает передачу отдельных слов, долженестественным образом привести к развитию законченной системы словесных знаков,то есть к словесному письму, или логографии. Примитивное логографическое письмо может развиться в системусобственно письма только при том условии, что его знаки приобретут фонетическоечтение, независимое от значения, которое они имеют в качестве слов. Это и естьфонетизация — наиболее важный, исключительный по своему значению шаг в историиписьма».
Словесно слоговые системы
«Самой ранней из всех древневосточных систем письма являетсяшумерская, засвидетельствованная в Южной Месопотамии около 3100 г. до н. Отсюдаосновные принципы шумерского письма могли распространиться в восточномнаправлении, сначала по соседству, к протоэламитам, а затем, возможно черезпосредство протоэламитов, к протоиндийцам, в долину Инда. Далее, одна изближневосточных письменностей могла в свою очередь оказаться тем стимулом,который привел к созданию китайского письма: Около 3000 г. до н. э. шумерскоевлияние предположительно проникло и на запад, в Египет. Египетское влияние в своюочередь распространилось на эгейские области, где около 2000 г. до н. э.возникло критское письмо, а несколько «веков спустя, в Анатолии, хеттскоеиероглифическое письмо.
Так как из семи систем три — протоэламская, протоиндская икритская — не дешифрованы или дешифрованы лишь отчасти, мы можем рассматриватьпринципы письма только в том виде, в каком виде их застаем в остальных четырехсистемах — шумерской, египетской хеттской и китайской.
Образование словесных знаков во всех четырех системах идентичноили очень сходно. Один знак или одна комбинация знаков выражает одно слово илиодну комбинацию слов. Идентичны также и принципы употребления вспомогательныхзнаков, таких, как детерминативы, разделительные и пунктуационные знаки, хотямежду различными системами могут быть расхождения по внешней форме. Только вотношении употребления слоговых знаков расхождения столь значительны, чтопозволяют нам провести точное разделение по типам.
Тип I — шумерский
Тип II — египетский
Тип III — хеттский
Тип IV— китайский.
Слоговые системы
Из четырех словесно-слоговых систем со временем развились четыресиллабария, достигшие различной степени упрощения.
Тип I — эламский клинописный
Тип II — западносемитский
Тип III — кипрский
Тип IV — японский
Относительно новых слоговых письменностей можно сделать любопытноенаблюдение: все они были созданы неместными, чуждыми первоначальнойписьменности народами».
Алфавитные системы.
«Если под словом „алфавит“ мы понимаем письмо,выражающее отдельные звуки языка, то первый алфавит был создан греками. Именногреки, полностью восприняв формы знаков западносемитского силлабария, создалисистему гласные которые, будучи присоединены к слоговым знакам, превратили ихпросто в знаки для согласных»/>.
«Как в научных, так и в популярных книгах часто говорится обизобретении письма. Любое так называемое „изобретение“ на деле является неболее как усовершенствованием чего-либо известного ранее. Письмо, подобно деньгамили паровой машине, не было изобретено определенным человеком в определенномместе и в определенное время. История и предыстория письма длятся столько же,сколько длится сама цивилизация. Разумеется, во всех великих культурных достижениях всегда следуетучитывать решающий вклад гениальных людей, сумевших либо порвать со священнымитрадициями, либо придать практическую форму тому, о чем другие могли толькорассуждать. К сожалению, нам не известен ни один из тех гениев, которым мыобязаны наиболее важными реформами в истории письма. Их имена, как и именадругих великих людей, тех, кому принадлежат решающие усовершенствования впрактическом применении колеса, или лука, или стрелы, или паруса, исчезли вомраке древности и утрачены для нас навеки.
Обзор развития письма доказывает, что в поступательном движении отпримитивных ступеней к собственно алфавиту письмо прошло три важных этапа; вхронологическом порядке это были: (1) шумерский принцип фонетизации, (2)западносемистское слоговое письмо и (3) греческий алфавит».
Таким образом, письмо развивалось очень долго, от примитивныхрисунков до настоящих алфавитных систем, что впервые появились у греков. Ниодин из этапов развития письма не был резко отличен от предыдущего: развитиепроисходило плавно от одного этапа к другому. Мне кажется, что именно по этойпричине промежутки между этапами достаточно велики. Кроме того, изучениеписьменностей различных народов показало, что все они развивались по схожемупути. Поэтому, опираясь на результаты, полученные при изучении одной из систем,можно получить некое представление о развитии всех остальных.
Славянская письменность
Предыстория славянской письменности
«Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, вотношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные ибесписьменные. А.А. Формозов полагал, что какая-то письменность состоящая изусловных знаков, оформленных в строки, существовала в степной полосе России ужев середине II тысячелетия до н. э. А.С. Львов и Н.А. Константинов датировализарождение славянской письменности концом I тысячелетия до н. э., причем первыйвыводил ее из клинописи, второй через причерноморские знаки из кипрскогослогового письма. На чем основаны эти заявления? Существует целая группаархеологических памятников, содержащих знаки обрывки текстов древнего, не прочитанного еще письма. Это прежде всего памятники русскогоПричерноморья (Херсонес, Керчь, Ольвия) —.каменные плиты, надгробья, амфоры,монеты и т.д. Указания на славянскую письменность, существовавшую доКонстантина и Мефодия, содержатся в летописных и иных литературных источникахIX—X вв. Важнейший из них — сказание Черноризца Храбра «О племенах», касающеесяряда славянских племен, в том числе, возможно, и восточных. Здесь указывается,что славяне до принятия ими христианства книг не имели, но для гадания и счетаиспользовали «черты и резы». Точность этого наблюдения подтверждается тем, чтоследы гадания «резами» (нарезывание известных знаков) уцелели в более позднеевремя, например, о них упоминается в былинах. После принятия христианства,продолжает Храбр, славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами,правда, неточно, так как латинское и греческое письмена не могли передатьмногих славянских звуков. Показательно, что инициативу освоения античныхалфавитов Храбр приписывает самим славянам, а не пришедшим в славянские страныхристианским миссионерам. Одна из ранних русских летописей «Повесть временных лет»документально свидетельствует о том, что Киевская Русь в начале X в. имелаписьменность. По мнениюакадемика Б.А. Рыбакова, первые реальные следы киевского летописания относятсяк 60-м годам IX в. и связываются с деятельностью киевского князя Осколда. Яркимсвидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианстваявляются тексты договоров русских князей с Византией X в.
Размышляя об эволюции славянского письма, Л.В. Черепнинпредположил, что оно прошло «путь, общий всем народам, — от рисунка,изображающего определенный образ или понятие, через изображения,соответствующие словам, к слоговому и, наконец, звуковому (или фонетическому)письму» — т. е. на первых шагах ему были свойственны и пиктографические, иидеографические (символические) знаки. В.А. Истрин выразил сомнение в том,чтобы один народ мог пройти все эти стадии самостоятельно, без заимствований усоседей, так как при этом история письма должна бы растянуться на века и дажетысячелетия 3ЛНедавние исследования Б.А. Рыбакова снимают это возражение: ясныеследы протослявянской культуры просматриваются с конца III тысячелетия до н.э., праславянской — середины II тысячелетия до н.э. Итак, безусловным историческим фактомявляется то, что накануне деятельности Константина и Мефодия славяне имели иодновременно пользовались тремя видами письма. Отсюда следует, что подвиг Константина и Мефодия, состоящий в«создании славянской письменности», нельзя понимать таким образом, будто онисоздали ее на пустом месте, «с нуля», превратив славян из народа бесписьменногов народ письменный. Но они действительно «создали письменность» — ту, котораясразу вошла вкультурный фонд большинства славянских народов, ту, развитым вариантом которойпользуемся сейчас мы»(славянская азбука).
«В средневековой Руси основными центрами развития письменности ираспространения грамотности по-прежнему оставались крупнейшие церковные приходыи монастыри, где создавались различные летописные своды, книги церковного идаже светского содержания, разнообразные грамоты, сборники церковного права,всевозможные прошения и многое другое. Развитие письменности естественнымобразом сопровождалось изменением техники письма. В XIV в. на смену уставу пришел полуустав. Во многом благодаряюжнославянскому влиянию все буквы русского алфавита потеряли прежнюю стройностьи геометричность, стали неровными и более вытянутыми, появилось большоеколичество выносных букв, а сами слова стали писаться раздельно. Кроме чистографических признаков, отличительной особенностью полуустава стало наличиебольшого разнообразия самих приемов сокращения слов, когда над хорошо известными часто повторяемым словом ставилось так называемое титло.
Несколько позднее, в начале XV в. наряду с полууставом в обиходстала входить скоропись, которая постепенно заняла лидирующее положение вофициальном делопроизводстве. А полуустав сохранил свои позиции какпреимущественно книжное письмо.
В условиях образования единого Русского государства, потребность вграмотных и знающих людях значительно возросла. Это было связано как сразвитием феодального хозяйства, городского ремесла и торговли, так и особеннос развитием аппарата центральной и местной государственной власти, активнымразвитием международных отношений и укреплением влияния Русской Православнойцеркви в обществе и государстве. В XVI в. существенно изменилась техника и графика письма. Отнынескоропись полностью вытеснила полуустав не только в государственныхканцеляриях, но и в монастырях. Где по-прежнему создавалось большинствосветских и богослужебных книг.
В XVII в. основная масса населения страны по-прежнему оставаласьнеграмотной, однако, именно в этот период количество грамотных людейсущественно возросло, особенно среди посадского населения крупныхадминистративных и торговых центров. Причиной такого положения вещей стали нетолько значительно возросшие потребности в развитии административного делопроизводства,но и существенные изменения в социально-экономическом развитии страны, вчастности, заметный рост оборота внутренней и внешней торговли. Широкое распространение рукописных ипечатных книг дало положительный импульс дальнейшему развитию системыобразования в стране, и, прежде всего, обучению грамоте и письму.Первостепенное значение в этом сыграло издание целого ряда учебных пособий и, вчастности, знаменитой «Азбуки» патриаршего дьякона Василия Бурцева (1634),«Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648), «Лексикона речений языка славенска игреченска со инеми языки… в научение и разумение учащихся» (1650) ЕпифанияСлавенецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов» (историярусской культуры)»
Значение письменности в истории славянских народов
«Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыгрализначительную культурную и политическую роль. Созданная ими письменностьрасценивается как фундамент новой славянской культуры — той культуры, котораявыводит славянство на уровень «великих» народов. Таким образом, Константин иМефодий, положив начало христианской образованности славян, дав христианскийимпульс их национальному духовному развитию, предрешили тем самым их особуюкультурно-историческую роль среди Других европейских народов. Через вседошедшие до нас памятники красной нитью проходит идея, что все народы равнымежду собой и что все они имеют право черпать лучшие ценности из сокровищницымировой культуры, — идея, придающая подвигу Первоучителей высокоегуманистическое звучание. Возникновение старославянского языка было огромным событием и вмировой истории: на путь цивилизации вступили новые народности, которымпредстояло славное будущее».
Значение письменности для человечества
«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказалоднажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имелобольшее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы тони было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этомуутверждению можно присоединить мнение многих других великих людей, среди нихКарлейля, Кантя, Мирабо и Ренана, веривших, что изобретение письма положилоподлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получилиподдержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому, как языкотличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека отварвара»/>.
«Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойтиразвитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди ненаучились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию итаким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество втаком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться»/>/>.
«В нашем современном обществе трудно представить себеинтеллигентного и культурного человека, который не умел бы читать и писать.Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперьорганическую и необходимую часть нашей культуры. Мы прошли долгий путь с тойпоры, когда гордые, но неграмотные короли средневековья ставили вместо своегоимени крест. В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешноеучастие в прогрессе человечества, и это касается как отдельных индивидуумов,так и любых групп индивидуумов, а также целых социальных слоев или этническихединиц. Значение письма нетрудно понять, еслипопытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет,писем? Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдругутратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смоглипрочесть о достижениях прошлого? Письмо имеет такое значение в нашейповседневной жизни, что я готов утверждать, что наша цивилизация скорее моглабы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя илиэлектричества, нежели без письма».
На мой взгляд, важность письменности заключается также и в том,что на сегодняшний день каждый из нас имеет возможность узнать не только отрадициях своей нации, но и прочитать о жизни и традициях практически любогонарода мира. Чтение книг о других государствах может расширить кругозорчеловека. Благодаря письменности мы можем без искажения (которое непременно быпоявилось, если бы информация передавалась от человека к человеку на словах)прочитать интересующие нас книги.
Однако вследствие широкого распространения письма нанесеннепоправимый ущерб устной традиции. Если сравнить знания современного человекао своих предках со знаниями о предках народа, у которого нет письменности, томы увидим большую разницу. У народов, у которых нет письменности, нетвозможности фиксировать информацию, поэтому они просто ее запоминают. Мнекажется, что из-за этого у народов без письменности намного сильнее развитапамять и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.
Письменность также очень тесно взаимосвязана с языком. Без языкаписьменность просто не могла бы существовать. Но и язык тоже неотделим от письменности.Я считаю, что, например, в настоящее время современному человеку будет оченьсложно выучить иностранный для него язык без письменных источников.
Кроме того, письменность оказывает непосредственное воздействие насам язык. Она отчасти тормозит его развитие, поскольку многие вновь появившиесяв языке слова просто не употребляются в письме. Это доказывает тот факт, что мыможем с легкостью прочитать документы столетней и даже двухсотлетней давности.
Письмо как искусство
«Изучением письма с художественной точки зрения до сих пор сильнопренебрегали. Хотя основным назначением письма является не достижение,художественного эффекта, а запись и передача сообщения, все же письмо во всевремена включало в себя элементы эстетического воздействия. Письмо в этомотношении сходно с фотографией, так как первичными для них обоих являютсяпрактические задачи, но они, кроме того, могут оказывать и эстетическоевоздействие. Эстетическаясторона письма бывает иногда так преувеличена, что письмо начинает служитьтолько целям орнаментации в ущерб своему основному назначению быть средствомкоммуникации: достаточно, например, взглянуть на арабское орнаментальноеписьмо, такое красивое, но такое трудное для чтения, или на вычурные надписинекоторых вывесок и реклам нашего времени. Письмо в своем эстетическом, а не утилитарном аспекте являетсяодной из форм искусства вообще. В этом качестве оно разделяет общиезакономерности развития искусства и часто проявляет свойства, которые присущидругим формам последнего»/>.
Письмо и религия
«Представление о божественном происхождении письмазасвидетельствовано повсеместно, как в древности, так и в наше время, как средицивилизованных, так и среди примитивных народов. Оно связано главным образом сшироко распространенной верой в магическую силу письма. Повсюду, как на Востоке, так и наЗападе, введение письма приписывается божеству. У вавилонян письмо изобрел богНабу — покровитель наук и писец богов, который тем самым занял место,отводившееся в более древней месопотамской традиции отчасти богине
Нисабе Египтяне верили, что изобретателем письма был бог Тот. Верав священный характер письма особенно сильна в странах, где знание письмаявляется привилегией особого класса или особой касты писцов. Древний БлижнийВосток, где писать обычно умели только жрецы-писцы, особенно богат всякимимистическими легендами о происхождении письма. С другой стороны, Греция, гдезнание письма не было привилегией жрецов, а представляло собой достояние всехграждан, почти совершенно не знает мифов такого рода. У примитивных народовписьмо и книги вызывают удивление и становятся поводом для самых фантастическихдогадок. По книгам можно гадать. Книга может предсказать будущее и раскрытьтайное, она может указать путь и дать совет и вообще обладает мистическойсилой. Обучение чтению и письму для примитивного человека равносильнопосвящению в новый религиозный ритуал, обращению в новую религию. Книгарассматривается как живое существо, которое может „говорить. Примитивныйчеловек боится магической силы ее “слов». Вера в универсальные символы в том виде,в каком она исповедуется пифагорейцами, гностиками, астрологами,чернокнижниками и кабалистами, восходит к мистической интерпретации алфавита»/>.
Я считаю, что подобная вера в божественное происхождение письма,которая существует и по сей день, послужила источником для создания множествалегенд, мифов и историй, что, в свою очередь, обогатило культуру человечества.
Письменность и наука
Я думаю, что появление письменности оказало решающее влияние наразвитие науки. Трудно себе представить развитие таких научных дисциплин, как химия,физика, математика, биология и др. без письменности. Если бы не существовалописьменности, был бы очень затруднен обмен информацией между различнымиучеными, поскольку с развитием науки объемы знаний также увеличиваются. Вслучае, если бы не было письма вообще невозможно было бы говорить о науке, кактаковой, существовали бы отдельные, обрывочные знания. А без науки был быпросто невозможен прогресс человечества. А на мой взгляд это означает, что небыло бы тех условий, в которых сейчас живет большинство народов мира. Не былобы электричества, отопления, многоэтажных домов, медицины, какой мы ее сейчасзнаем.
Выводы
Таким образом значение письменности в человеческой культуре оченьвелико. Благодаря совокупности факторов – географических, социальных иэкономических и возникновению письма появились первые цивилизации. Причем, вданных условиях человек уже не мог обходиться без письменности. Мне кажется,что письменность может существовать только в условиях цивилизации, в то времякак цивилизация также не может существовать без письма.
Значение изобретения письма нельзя переоценить. Поскольку навозможности читать и писать строится вся культура, а знания не теряются вовремени. Благодаря этому они доходят до будущих поколений через века итысячелетия. В итоге у человечества копится опыт, растет знание.
Я думаю, что даже исчезнувшие сейчас с лица Земли письменностиимеют огромное значение для человечества. Отчасти потому, что когда-то влиялина развитие культуры, а также потому, что послужили основой для последующихписьменностей. Благодаря письменности мы имеем возможность «заглянуть» вдревние времена и узнать о жизни людей в самых первых государствах, о том,каковы были их законы и понимание жизни. В то время, как без письменностибольшинство достижений человеческой мысли и почти весь жизненный опытпредыдущих поколений исчезли бы бесследно.
Список использованной литературы
1. Гельб И.Е. Опыт изучения письма М.: Радуга, 1982. – с. 30 – 223.
2. Жириновский В., Синицин Е. История русской культуры IX – XIXвеков,
2004. — с.92 – 191.
3. Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители.М.: Знание, 1989. – с. 6 – 62.
4. Соцкультурные исследования, 2004. – с. 51-54.