/>Содержание
Введение. 3
1. Понятие духовных потребностей и их место впотребностях человека 4
2. Духовные потребности как элемент духовной жизниобщества. 7
3. Удовлетворение духовных потребностей. 11
Заключение. 13
Список литературы… 15
Введение
Оптимальное, на мой взгляд, определениепотребности дано в. «Философском энциклопедическом словаре».«Потребности — нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержанияжизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, обществав целом; внутренний побудитель активности» [6].
Физиологическиепотребности определены тем, что человек, как представитель животного мира,должен удовлетворять потребности в энергетическом обеспечении своего организма,поддержании в нем необходимого обмена веществ, безопасности и т.д.
Духовныепотребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого,стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Духовные потребности людей обусловленывнутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться,сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальнымипотребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой,религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а извнутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своегосуществования.
В целом потребности людей можнопредставить в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические, а на еевершине — духовные потребности. К духовным потребностям (запросам) относятся:общение (обязанности, права и др.), самовыражение (в религии, спорте,искусстве, науке и др.), самоутверждение (уважение, признание, власть и др.).
Целью данной работы является изучениедуховных потребностей человека. В работе поставлены следующие задачи:рассмотрение понятия духовных потребностей, рассмотрение духовных потребностейкак элемент духовной жизни общества, а также рассмотрение процессаудовлетворения духовных потребностей.
/>/>1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека
Плюрализм потребностей определяетсямногогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природныхи социальных), в которых они проявляются.
Трудность и неопределенность выделенияустойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователейискать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, скоторыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Так,например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколькоавторов, столько и классификаций [1].
В данной работе я остановлюсь надовольно обобщенной классификации так называемых базовых потребностей. Базовыепотребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовымпотребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовныепотребности.
Важным аспектом анализа потребностейявляется их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовныхпотребностей, по мнению многих авторов, является функционированиефизиологических систем человеческого организма, т.е. удовлетворениебиологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимостьабсолютизируют.
Хотя некоторая последовательность вудовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считатьодинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве идуховном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворениявсех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.),а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основныепотребности в пище, жилье и безопасности [2].
Любая из обозначенных выше потребностейхарактеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека ковладению этим предметом.
Биологическая потребность побуждаетчеловека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребностьимеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей,социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи сдругими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но чтотакое духовность?
Духовность и сознательность — понятияоднопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий,совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Ноэти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выборспиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознаетразумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощениястрастью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причинатакого падения – бездуховность.
Обладая духовными способностями, человекимеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенкепроблески духовной жизни — страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодостии зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человекарасширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости — приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма,все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию,состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человекудуховные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главнымобразом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальныхпотребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные [7].
За свою долгую жизнь человечество ужеопределило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими илиобщечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени длябольшинства людей. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категорииЛюбви, Счастья, Дружбы – подразумевается духовная и физическая близость слюбимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верныхдрузей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье,возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства,иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь. Кдуховным потребностям относятся Свобода воли, как независимость в своихпоступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутреннихпротиворечий.
Для объяснения феномена духовности Н.М.Бережной («Человек и его потребности» [1]) использует понятиетрансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философииИ. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.
Трансцендентность есть выход за пределыповседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человекомпонимания мира. Трансцендировать – значит преодолевать рамки своего эмпирическогобытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы[6].
Духовность – трансценденция сознания запределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетическогомиропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.
Таким образом, духовность — этостремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следоватьличному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовностьпроявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, кклассическим произведениям литературы и искусства. Культура – субстанциядуховности, в ней — квинтэссенция духовного опыта человечества [1].
Существует такое понятие:«твердость духа». Так говорят о человеке, последовательноосуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всейсвоей жизни.
Человек, обладающий твердостью духа, неспасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненнымиситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинстване будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все своипоступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины Нетболее благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа,ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненныхневзгод и племенных неудач. Духовность — самое ценное богатство человека, егонельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формироватьсобственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истиннуюбескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачнымиузами.
Характеристика духовности неограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальнойжизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способностинаправлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховныйчеловек — это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами посебе развитые волевые качества не сродни духовности.
Резюмируя, духовность — не простосредоточие функций сознания, она — функция деятельной сущности человека.Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознаниевнутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.
Духовные потребности есть стремлениеприобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсеналдуховности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература,философия, музыка, художественное творчество, религия.
Процесс удовлетворения духовныхпотребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.
Важнейшая духовная потребность человека- в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал:«Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVIв. М. Монтень утверждал: «нет стремления более естественного, чемстремление к знанию».
Другая важнейшая духовная потребность — эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию вприроде, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствоватьчеловеческие отношения – все это грани единой эстетической потребности.
Еще одна духовная потребность человека — в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество — подлино человеческиепотребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу,сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество — таковынекоторые проявления потребности в общении. />/> 2. Духовныепотребности как элемент духовной жизни общества
Структура духовной жизни общества весьмасложна. />Основнымиэлементами духовной жизни общества принято считать:
— духовныепотребности;
— духовнаядеятельность и производство;
— духовныеценности;
— духовноепотребление;
— духовныеотношения;
— проявлениямежличностного духовного общения.
Духовныепотребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение.Происходит как бы движение друг другу: деятельность актера — с деятельностьюзрителя и т.д.
Духовная жизнь общества немыслима безсоединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможетнаслаждаться музыкой, которая не создана! В духовной жизни обществадеятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовныхценностей, духовные потребности и духовное потребление представляет собойнеразрывное единство.
Духовные ценности чаще всего предстаютперед нами в вещественной форме. Книга — это ценность духовная, но в то жевремя вещь, предмет.
Духовное потребление — это особый виддеятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требуетопределенных усилий, использования соответствующих средств.
В процессе духовного потреблениясредствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальныевозможности, с другой – соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу,нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровеньобразования и общей культуры личности непосредственно влияет на потреблениедуховных ценностей.
Наиболее распространенные средстваприобщения к духовным ценностям – книга, радио и телевидение.
Духовные потребности человекапредставляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовныхценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных – духовныепотребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида восвоении знаково-символического мира культуры носит для него характеробъективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе несможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна бытьсформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном идлительном процессе его воспитания и образования.
При этом сначалаобщество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности,обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка — освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. — обществоможет формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащихориентирами в духовном саморазвитии индивидов.
Духовныепотребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов ростапотребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого ростамогут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможностии сила желания человека участвовать в их производстве.
Духовнаядеятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность – формаактивного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которогоявляются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся вфилософских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных,религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связииндивидов; в) сам человек [5].
Идеальныеобразования как продукт духовной деятельности и производства обладают всеобщимхарактером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной,в идеале может быть достоянием всех. От потребления они не убывают, какматериальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тембольше вероятность их приращения.
Особым видомдуховной деятельности является распространение духовных ценностей с цельюусвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежитучреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания.
Духовные ценности– категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значениеразличных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых вконтексте «добра и зла», «истины или лжи»,«прекрасного или безобразного», «справедливого илинесправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природасамого человека и условия его бытия.
Ценности – формаотражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. Впонятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражаетсвое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некоеидеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любая ценность«приподнята» над действительностью, содержит в себе должное, а несущее. Это, с одной стороны, задает цель, вектор развития общества, с другой — создает предпосылки отрыва этой идеальной сущности от своей «земной»основы и способно дезориентировать общество посредством мифов, утопий, иллюзий.Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой смысл,перестать соответствовать новой эпохе.
Человекстановится духовным, когда у него появляются потребности, основанные нанебиологических особенностях организма, то есть потребность в получении новыхзнаний, потребность эффективно эксплуатировать эти знания, потребность вобщении с искусством, потребность в творчестве, в самоанализе,самосовершенствовании, в сопереживании и сочувствии к окружающим и многиедругие.
Набор этихпотребностей у разных людей различен. Вера в бога, например, может в него и невходить. (Вообще, в моем понимании «верующий» и «духовный» не являютсясинонимами, и уж тем более духовность нельзя привязывать к какой-тоопределенной религии: мусульманин и буддист, кришнаит и синтоист могутравновероятно быть или не быть «духовными» людьми.)
Способностьиспытывать и удовлетворять духовные потребности ведет к усложнению личности, еесовершенствованию, формированию более гибкого реагирования на сложные именяющиеся условия окружающего мира. Существование развитого комплекса духовныхпотребностей накладывает отпечаток на всю структуру личности, возвышает иоблагораживает простейшие биологические потребности. Превращает, например,инстинкт продолжения рода – в способность испытывать любовь, а пищевой инстинкт– в способность испытывать эстетическое удовольствие от красивой и тщательноприготовленной пищи.
Человек,наделенный способностью испытывать духовные потребности, точнее и лучшевоспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Такой человек легче ибыстрее понимает, что поведение, совпадающее с нормами морали, кроме прочего,дает ощущение эмоционального удовлетворения и внутреннего спокойствия, делаетчеловека более успешным, легче достигающим своих целей. Нравственным человекомбыть выгодно, и осознание этого приходит тем быстрее, чем сложнее личность [4]. />/> 3. Удовлетворениедуховных потребностей
Удовлетворение потребностей происходит впроцессе потребления. Духовное потребление направлено на удовлетворениедуховных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем ненаправляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иныедуховные ценности. В других случаях духовное потребление может навязыватьсялюдям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. Врезультате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием,об усреднении и стандартизации потребностей и ценностей людей.
Вместе с тем,сознательное потребление подлинных духовных ценностей – познавательных,художественных, нравственных и др. — выступает как целенаправленное созидание иобогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано, с точки зрениядолгосрочной перспективы и будущего, в повышении духовного уровня и культурыиндивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведет кдеградации общества практически во всех его измерениях.
Духовныепотребности порождают различные виды деятельности, направленные на ихудовлетворение. Музыкант–слушатель, писатель–читатель. Духовные потребностивызывают к жизни духовно-практическую деятельность с одной стороны, с другой – деятельностьдуховных потребностей.
Особенности духовногопотребления следующие:
· могут использоватьсямногократно; />
· духовные ценности в процессепотребления не исчезают, а обогащают духовный мир человека; />
· процесс духовного потребленияявляется и процессом духовного производства. />
Духовное потребление — это особый виддеятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требуетопределенных усилий, использования cсоответствующих средств. Впроцессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с однойстороны, материальные возможности, с другой — соответствующие знания и навыки(чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке иликупить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияетна потребление духовных ценностей.
Наиболее распространенные средстваприобщения к духовным ценностям — книга, радио и телевидение.
Подведем итог. Духовная деятельностьлюдей многообразна, у каждого широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельностьможет стать его профессией: он будет ученым или писателем, актером илихудожником, учителем или библиотекарем, экскурсоводом или журналистом. Он можетприобщиться к любительскому духовному творчеству, участвуя в народном театре,литературном объединении, создании народного музея, конкурах художественнойсамодеятельности. А главное — каждый общается с книгой, музыкой, театром икино. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каковон сам./>/>Заключение
Потребностипредставляют собой основу и движущую силу человеческого поведения, егопобуждение и цель./>/> Объекты внешнего мира, с помощью которых человекудовлетворяет свои потребности, называются ценностями./>
Согласноклассификации, предложенной Н.М. Бережновым [1], первый уровень базовых потребностейделятся на четыре группы – потребности биологические, материальные, социальныеи дцуховные. В каждой группе выделяют так называемые базисные (основные,основополагающие) потребности, производными от которых является множестводругих потребностей (квазипотребностей), которые, по сути, сводимы к той илииной базисной потребности./>
Человеку присущи духовные потребности,имеющие общественно–культурное происхождение.
Духовное потребление — процессудовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовнымипотребностями человека являются познавательная потребность, потребность вобщении, эстетическая потребность.
В отличие от материальных ценностей,духовные в процессе их потребления не исчезают, они становятся частью духовногомира человека, духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовныхценностей субъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытомчеловека. Именно поэтому духовное потребление часто является творческимпроцессом, приводящим к модификации личностных характеристик человека.
Специфика потребления духовных ценностейво многом определяется уровнем образования и общей культуры личности. Чем вышеобразовательный и общекультурный уровень у человека, тем более актуализированыу него духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качествупотребляемых духовных ценностей.
/>/>Список литературы
1. Бережной Н.М. Человек и егопотребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный УниверситетСервиса. 2000.
2. Генкин Б.М. Структурапотребностей человека. Элитариум. 2006.
3. Духовность, художественноетворчество, нравственность (материалы «круглого стола») // Вопросыфилософии. 1996. № 2. />
4. Размышления о … // Философскийальманах. Выпуск 6. – М.: МАКС Пресс, 2003./>
5. Уледов А.К. Духовная жизньобщества. М., 1980. />
6. Философский энциклопедическийсловарь. М. 1983.
7. Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии. В 2–х тт. М., 1989.
8. Пусторолев П.П. Анализ понятия опреступлении. М.: 2005.