Реферат по предмету "Культура и искусство"


Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков

РЕФЕРАТ
«Древнерусскиепамятники архитектуры X–XIII вв.»

Введение
Современныйчеловек должен быть всесторонне развит. Необходимым компонентом этого развитияявляется знание не только естественнонаучных дисциплин, но и знание историисвоей страны, ее культуры. Культура – это широкое понятие, включающее в себяизобразительное искусство, музыку, архитектуру и т.д. Одним из важнейшихпоказателей развития культуры является архитектура. Поэтому тема моего реферата«Древнерусские памятники архитектуры X–XIII вв».
До наших днейсохранились блестящие памятники старины, не уступающие шедеврам мировойархитектуры. Они наполняют живым образным содержанием наши представления оразвитии культуры. Русь развивалась не изолированно от других стран, и настановлении ее архитектуры сказалось влияние других культур. Поэтому этапроблема легла в основу темы моего реферата.
Цельработы:
· Рассмотретьвопрос о соотношении русского зодчества с византийским и его самостоятельномразвитии.
· Познаниеистоков, особенностей культуры в архитектуре и их влияния на культуру личности.
Главнаязадача:
· Составлениеи сопоставление хронологической последовательности развития русского зодчества,а также выявление основных аспектов влияния других культур и тенденций,пришедших извне.
Анализ темыосновывается на работе П.А. Раппопорта «Зодчество Древней Руси». Онизучает истоки развития и становления древнерусской архитектуры X–XIII вв., анализируетвлияние на нее византийской и других культур. В работе Л.Д. Любимова«Искусство Древней Руси» сравнивается византийское зодчество с русским,рассматриваются точки зрения различных историков и искусствоведов на этупроблему. Авторы в своих работах приходят к выводу, что Византия несомненноповлияла на становление и развитие древнерусской архитектуры, но в дальнейшемрусское зодчество развивалось относительно самостоятельно, испытывая, однако,влияние стран, находящихся по соседству.
В настоящеевремя важной проблемой является воспитание в людях патриотизма,гражданственности и любви к своему Отечеству. Решить эту проблему возможнопутем изучения истории своей страны, ее культуры и искусства. Поэтому для моегореферата я и выбрала тему «Древнерусские памятники архитектуры X–XIII вв».
Особенностиэтой темы заключаются в том, что история России, отражаясь в культуре, помогаетрастущему человеку осознать себя личностью, чье гражданство связано с историейвеликой страны. Как дойти до такой ценности, как Родина? Только через историю икультуру.

Особенности,основные черты развития древнерусской архитектуры. Влияние Византии
 
Объединениевосточных славян привело к образованию мощного государства – Киевской Руси, поразмерам своим и значению занявшего одно из первых мест в тогдашней Европе. Кконцу Х в. древнерусское государство приобрело уже законченные формы. Споявлением государства должна была измениться религия. Владимир Святославовичсделал попытку объединить языческие культуры, но язычество не могло отвечатьновым запросам. Между тем рядом с Русью находилось мощное государство –Византийская империя, где идеологические формы уже были разработаны полностью.Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде. В установлении тесных связей былизаинтересованы обе стороны: Русь получала религию, литературу и искусство, изВизантии поступали и некоторые предметы роскоши; Византия была заинтересована ввоенных силах Руси.
Приход наРусь византийской культуры. Начало строительства
В 989 г. сразу же после принятия христианства, приехавшими из Константинополя греческими зодчими вКиеве была заложена первая кирпичная церковь: князь Владимир «помысли создатицерковь пресвятые Богородица и послав приведе мастеры от грек». В 996 г. постройка была закончена. Владимир даровал «десятину» своих доходов, отчего ее стали называтьБогородицей Десятинной. Десятинная церковь является древнейшей из известных наммонументальных построек Руси.
Десятиннаяцерковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах.Раскопки показали, что от древнего здания на маленьком участке в юго-западнойчасти храма сохранились нижние ряды кирпичной кладки, на остальных участкахместами уцелели фундаменты. Десятинная церковь представляла собой характерный дляВизантийской архитектуры трехнефный* храм с тремя апсидами* и тремя парамистолбов, т.е. шестистолпный вариант крестово-купольного* храма. Церковь имела вдлину – 27.2 м, в ширину – 18.2 м; длина подкупольного пространства –6.5 м, ширина – 7.2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи*, оченьусложненные и расширенные в западной части, где, вероятно находились лестничнаябашня и крещальня. Судя по обнаруженному на западной стене основаниюкрестчатого в плане столба, галереи, во всяком случае, на некоторых участках,были открытыми, опиравшимися на отдельные столбы. В Десятинной церквисуществовал княжеский балкон – хора*.
РаскопкиДесятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичейвизантийского типа. Такие кирпичи в древнерусских письменных источникахименовали плинфами. Кладка велась на известковом растворе с примесью толченойкерамики – цемянки – и была исполнена так, что на фасад здания ряды кирпичейвыходили через один – промежуточный ряд был немного отодвинут в глубь кладки и прикрытснаружи слоем раствора. Такая кладка, называемая кладкой со скрытым рядом,имела как производственно-техническое, так и художественное значение,обеспечивая возможность живописно-декоративного оформления фасадов.
В Десятиннойцеркви кладка со скрытым рядом была обнаружена в частях здания изначальногопроисхождения, следовательно, она использовалась уже в конце Х в. Между тем вВизантии подобная система кладки была известна в памятниках первой половины XI в. данноеобстоятельство заставляло сомневаться в византийском происхождении такойтехники. В настоящее время этот вопрос перестал вызывать сомнения, т. к. вВизантии примеры кладки со скрытым рядом уже обнаружены в памятниках первойполовины XI в., а исследователи уверены, что эта система была изобретенаеще раньше, видимо во второй или третьей четверти Х в. Более того все ученыесходятся на том, что эта кладка свидетельствует не просто о византийской, ноименно о столичной традиции.
Десятиннаяцерковь являлась дворцовой церковью, и рядом с нею было возведено несколькокирпичных дворцовых зданий.
Так, в концеХ в. в центральной части Киева был создан первый на Руси ансамбльмонументальной каменно-кирпичной архитектуры, что сразу же резко выделило Киевсреди всех прочих русских городов, подчеркнув его роль как столицы сложившегосягосударства. После этого строительство прервалось, а византийские мастера,видимо, вернулись на родину.
Мир Византии,мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русьвосприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков. Встроительстве использовались плоские кирпичи византийского типа, применяласькладка со скрытым рядом византийского происхождения.
Складываниесобственных приемов в строительстве
Следующий этап монументального строительств начался в 30-х гг. XI в. В Черниговеначалось строительство Спасского собора: письменные источники не сообщаютвремени начала строительства, но к 1036 г. стены собора были выстроены навысоту «яко на кони стояще рукою досящи».
Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане онпредставлял собой трехнефное здание. В восточной части, т.е. перед апсидамиесть дополнительное членение (вима). Это характерно для памятниковконстантинопольской архитектуры. В нижней части собора на северном и южномфасадах частый ритм наружных членений не совпадает с ритмом членений второгояруса. Удлиненность здания и наличие внутренних аркад в северной и южнойсторонах подкупольного пространства напоминает купольную базилику, нозавершающие части здания имеют четкую крестово-купольную схему сводов. Ощущениепродольной вытянутости в интерьере обусловливается и наличием хор на деревянныхбалках, идущих вдоль всего здания над его северным и южным нефами. Соборувенчан пятью главами. Судя по раскопкам, к восточным углам примыкали небольшиечасовни, а к юго-западному была пристроена двухэтажная крещальня. Общаякомпозиция имела пирамидный характер. Привлекает внимание нарядная кирпичнаяразработка фасадов здания.
После Спасского собора был возведен Софийский собор в Киеве.Существует свидетельство «Повести временных лет» о закладке собора в 1037 г.,а в Новгородской и других летописях это событие отнесено к 1017 г. Анализприводит к выводу, что собор был построен в 1037 г., а до этого в Киевесуществовал деревянный собор с тем же названием.
«…В целой Европе нет храмов, которые по драгоценности и изяществуукрашений стояли бы выше константинопольского и киевского» (епископВерещинский). Софийский собор – большой пятинефный храм с кpeстовокупольнойсистемой сводов. С восточной стороны он имел пять апсид, а с остальных трех – галереи.Галереи эти двухэтажные: снаружи к ним примыкает еще ряд галерей, одноэтажных,но более широких. В западную наружную галерею вкомпонованы две башни, в которыхразмещены лестницы для подъема на хоры. Общий размер основного здания собора:длина 29.5 м., ширина 29.3 М., а вместе с галереями соответственно 41.7 и54. Величина подкупольного квадрата около 7.6 м. В соборе имеются хоры,открывающиеся в центральное, крестообразное в плане пространство двухъяруснымитройными аркадами, опирающимися на два профилированных столба. Хоры оченьобширные: 260 м при общей площади
основного здания собора около 600 м: Помимо центральной главына мощном барабане*, прорезанном большими окнами, есть четыре меньшие,размещенные по диагоналям от главной, а к ним примыкают еще меньшие. Всего усобора 13 глав, не считая завершений башен.
Композиция здания пирамидальная, это придает памятникувеличественность и цельность. Основные декоративные элементы фасадовдвухступенчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах и кресты. Наибольшуюдекоративность фасадам придает живописная структура кладки со скрытым рядом и полосаминеобработанного камня. В XVII и XVIII вв. этот знаменитый собор былнастольковидоизменен всевозможными переделками и пристройками, что сейчас труднопредставить первоначальный его облик. В настоящее время Софийский собор снаружиоформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видетьтолько на нескольких участках, где специально снята штукатурка.
Интерьер менее подвергся искажениям и сохранил значительную частьсвоего первоначального убранства. Подкупольное пространство и главная апсидапокрыты великолепной мозаичной живописью, а боковые части украшены фресками*.Интерьер собора производит неизгладимое художественное впечатление, несмотря наисчезнувшие мозаичный набор пола, алтарную преграду, светильники, украшавшиездание ткани и прочие элементы убранства.
Строителями Софийского собора быликонстантинопольскиемастера (об этом свидетельствует использование византийскихстроительно-технических и художественных приемов). Но сравнение его с другимивизантийскими памятниками показывает, что аналогий ему нет. Византийские храмыбыли небольшие, трехнефные, одноглавые, а киевский Софийский собор имеетогромные размеры, пятинефный и многоглавый. Объясняется это тем, что собордолжен был стать главным храмом государства, поэтому ему хотели придатьграндиозность. Храм должен былвмещать много людей. Поэтому из-за увеличенияразмеров прибавили два нефа. Осветить обширные хоры, закрытые снаружи вторымярусом галерей, по византийской системе можно было только через окна барабановглав, поэтому зодчие использовали многоглавие, нехарактерное для византийскогохрама. Также многоглавие привносило в композицию пышность и торжественность.Большую роль сыграло применение местных строительных материалов. На Руси небыло мрамора, поэтому вместо принятых в Константинополе мраморных колоннпоставили кирпичные столбы, что сразу изменило характер интерьера. Кирпичныеплиты, парапеты хор и полы исполняли из местного сланца (красный шифер),имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет. Применяли мозаику и поливныекерамические плитки. Установка подпружных арен повлекла за собой применение неквадратных, а крестообразных в плане столбов, поскольку лопатки* столбовслужили опорами для этих арок.
Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строителиприступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Новгородскийсобор был начат в 1045 г., закончен в 1050 г., полоцкий возведен в 50-хгг. XI в.
Новгородский и полоцкий соборы в общих чертах повторяют плановуюсхему киевской Софии. Это пятинефныe храмы, но в Новгороде к собору примыкаеттолько один ряд галерей, а в Полоцке вообще нет галерей. У обоих соборов по триапсиды и по одной башне. Новгородская София имеет пять глав, Полоцкая – семь.Хоры открывались в центральное пространство двойными арками, опиравшимися наодин столб. В декоре использовалась только фресковая монументальная живопись. Вполоцком храме есть вима, т.е. дополнительное членение между подкупольнымпространством и апсидами, – особенность, характерная для столичной византийскойархитектуры, но не использованная ни в новгородском, ни в киевском соборах, нив Десятинной церкви.
Кроме трех Софийских соборов было осуществлено строительство ещенескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Григория. Золотыеворота были сооружены в первой пол. 40-х гг. XI в. Церкви Ирины и Григория– в кон. 40-х – нач. 50-х гг.
Золотые ворота в Киеве – один из немногих дошедших до наспамятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевркогда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над нейнадвратной церковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особоевпечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигаетдевяти с половиной метров. Ширина проезда – 6,4 метра. Внутрь проезда выступаютмощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода. На лицевой поверхностистен хорошо читаются декоративные особенности «смешанной», или «полосатой»кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе). Ныне восстановленныеЗолотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню сзубцами высотою 14 метров, с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ –«малую башню», проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой – подъемнойдеревянной решеткой, окованной металлом, с другой – створками ворот,выполненными по образцу древних врат, сохранившихся в Новгороде и Суздале.Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпногоодноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают изфасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича,характерные для древнерусских построек этого периода – меандровый фриз,поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины-голосники для улучшенияакустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивамдревних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе,имеются надписи-граффити.
В середине XI в. после сооружения Киевской Софии на Русиразвернулась интенсивная строительная деятельность. К 60-м гг. строительство вовсех городах, кроме Киева, прекратилось.
Большое значение для развития русского зодчества имел Успенскийсобор киевского Печерского монастыря, заложенный в 1073 г. Это былтрехнефныйшестистолпный храм. Западное членение его четко выделено в качествесамостоятельного нартекса*, к которому с севера примыкала небольшая двухэтажнаяцерковь-крещальня. Собор завершался одной главой, а вторая завершалась надкрещальней. Вероятно, что для уравновешенности композиции над юго-западнымуглом храма была возведена третья глава, как это делали позднее в церквахНовгорода. Основными декоративными элементами фасадов являлись двухуступчатыениши и окна, полосы кирпичного орнамента. Внутри собор был украшен мозаичной ифресковой живописью, мраморными деталями, имел мозаичный пол. Обращают на себявнимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания изначительное подкупольное пространство.
В течение почти всего XI в. Киев был единственным городом Руси гдеимелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. ВНовгороде и Полоцке строительство велось теми же киевскими мастерами. Лишь вПереяславле в конце XI в. появилась вторая строительная артель.
Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого векана далекой окраине древнего Киева – Дорогожичах. Отсюда основатель церкви,черниговский князь Всеволод, взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителейдинастии Олеговичей храм служил загородной резиденцией и фамильнойусыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы «Словоо полку Игореве» киевский князь Святослав. Архитектура Кирилловской церквихорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII–XVIII веков выразилисьв основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов,возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепнымдекором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.
Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольноездание, вытянутое по оси запад – восток. Его размеры 31/>18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска* вверхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стеныснаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшалифресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. «полосатой» кладкина известняково-цемяночном растворе.
Центральное подкупольное пространство храма – высокое, свободное,хорошо освещенное, с хорами в западной части – контрастировало с остальнымипомещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней,узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах.Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, кудавела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века,украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей,представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что под влиянием местныхтрадиций, отвечая вкусам заказчиков и находясь в постоянном общении с русскимимастерами, греческие зодчие, несомненно, пошли навстречу художественнымустремлениям русского народа. Уже в киевскую пору чисто русское самобытноеэстетическое начало пробивалось в древней художественной системе, разработаннойна Византийской земле.
Образование строительных артелей
Архитектура Переяславля
В конце XI в. по инициативе энергичного переяславльскогоепископа Ефрема, а позднее – и князя Владимира Мономаха в Переяславлеразвернулось широкое строительство. За небольшой период было возведено не менеедевяти монументальных зданий. Судя по количеству построек, строительство немогло быть выполнено приезжими мастерами; очевидно, здесь работала какая-тодругая строительная артель. Это подтверждается и своеобразными особенностями,строительной техники. Типы церквей иные: бесстолпные и двухстолпные храмики. Покачеству строительства и богатству отделки памятники Переяславля не уступаликиевским, богатейшая отделка выполнялась местными силами, о чем свидетельствуетстеклоделательная мастерская, найденная при раскопках, где изготовляли смальтудля мозаик.
Центральный храм Переяславля – Михайловская церковь – это крупноездание сo своеобразным планом. Храм пятинефный, боковые нефы и нартексотделялись от центрального пространства стенами и соединялись с ним широкимипроемами с аркадами. Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных вплане столба (со сторонами около 3 м). С востока расположена одна большаяапсида. Храм имел с трех сторон притворы. Внутри он былроскошноукрашен. Размер сторон подкупольного пространства около 5.8 м, а общиеразмеры здания (без притворов) ЗЗ/>27 м.После окончания постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплексусыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль.
Другие церкви были небольшими, одноапсидными. Одна из церквейСпасская – имела два столба; с запада к ней примыкал нартекс. В церкви и околонее обнаружено большое количество погребений, некоторые – в каменныхсаркофагах; очевидно, это была церковь-усыпальница. Пол ее былвымощенполивными керамическими плитками, а стены расписаныфресками.
Остальные переяславльские церкви представляют собой различныеварианты бесстолпных храмиков.
Автор пришел к выводу, что строительство в переяславле выполнялосьместными мастерами, а не приезжими, т. к. типы церквей отличаются отВизантийских, а внутренняя отделка выполнена местными силами. Можно сделатьвывод, что в Переяславле сложилась собственная строительная артель.
Новгородская архитектура
После завершения Софийского собора в течение всей второй половиныXI в. В Новгороде не было возведено ни одного монументального здания.Условия для строительства созрели лишь к началу XII в., когда подряд былосоздано несколько больших шестистолпных соборов.
В 1103 г. в княжеской резиденции Городище близ Новгородапостроили церковь Благовещения – это был шестистолпный храм с крестчатыми вплане столбами. Западное его членение представляло собой четко отделенный отостального помещения нартекс, а к северо-западному углу храма примыкалапрямоугольная в плане лестничная башня.
Дальнейшее развитие новгородского зодчества происходит в Пскове,где одна за другой возводятся четыре монументальные постройки – Троицкий собор,собор Ивановского монастыря, церковь Дмитрия Солунского и Спасский соборМирожского монастыря. О формах Троицкого собора мы ничего не знаем, так какэтот памятник был сильно перестроен в конце XII в. и еще раз – в XIV в.,а в конце XVII в. снесен. Однако в соборе Ивановского монастыря,сохранившемся до наших дней; явно заметно развитие тех новшеств, которыенаметились в предшествующих новгородских памятниках, и в первую очередь всоборе Антониева монастыря. Ивановский собор отличается более приземистымипропорциями. На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративныедвухуступчатые ниши. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными икруглыми. Храм увенчан тремя главами, эти главы расположены симметрично и неимеют функционального значения, являясь лишь данью традиции. Существенноеновшество лестница для подъема на хоры, проходящая не в башне, а в толще стены.
В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году,появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде примыкалис двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри. Снаружи они былипрямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания примыкали пониженныепритворы, углы которых, как и углы основного куба, были декорированыуступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для Новгорода. Фасадыосновного куба имели трехлопастные завершения, соответственно которым делалисьи покрытия храма. Эту особенность интересно сравнить с аналогичными чертамиотлично сохранившегося памятника смоленского зодчества этого периода – церквиМихаила Архангела (1194 г.). Здесь чувствуется прямое влияние традицийзодчества Смоленска.
Строительство идет полным ходом, храмов воздвигается даже больше,чем прежде, но это уже не соборы-титаны, а кряжистые одноглавые домовые церкви,менее парадные, интимные, но продолжающие и развивающие новгородскуюархитектурную традицию предельной лаконичности и могучей пластическойвыразительности.
Новгород в основном был деревянным городом, но из его памятниковархитектуры дошли до нас только каменные. Да и многих из тех, что сохраниливека, постигла горькая участь уже в нашу эпоху – во время Великой Отечественнойвойны. В груды развалин фашисты превратили такие прославленные памятникиновгородского зодчества, как храмы Спаса-Нередицы, успения на Волотовом поле,Спаса на Кавалеве, Михаила на Сковороде, Благовещения на Городище. Памятникиархитектуры были восстановлены советскими людьми. Любуясь ими теперь, мыпреклоняемся перед упорным трудом, глубокими знаниями и пламенным энтузиазмомвсех тех, кому мы обязаны их возрождением из пепла.
Галицкая архитектурная школа. Влияние романской культуры
Совершенно самостоятельной группой памятников зодчества являютсяпостройки Галицкой земли. Развитие зодчества происходило здесь оченьсвоеобразно, отличаясь от того как это было в киевской, новгородской илиполоцкой архитектурных школах. Чрезвычайно интенсивные политические связиГалицкого княжества с соседними странами – Польшей и Венrpиейоказалисущественное влияние на всю архитектурно-строительную деятельность, превративданный район по существу в контактную зону взаимодействия византийско-русской ироманской архитектуры.
Князь Володарь обратился за строителями в соседнюю Польшу. Емуудалось пригласить артель из Малопольши, которая в 10–20-х гг. XII в.(предположительно 1119 г.) возвела в Перемышле церковь Иоанна Крестителя.Церковь не сохранилась, но раскопки показали, что она была сооружена не изплинфы, а из хорошо тecaнных каменных блоков, т.е. в технике, которая на Русиранее нигде не применялась. Это была характерная для Польши романская техника.В плане перемышльская церковь не имела ничего общего с романской базиликой, аобладала схемой трехапсидного крестово-купольного храма, в данном случае безнартекса. Стены храма были расчленены плоскими лопатками.
В 20–30-х гг. XII в. в Звенигороде была построена церковь,совпадающая с перемышльской по технике и плановой схеме, но значительно меньшаяпо величине. С 40-х гг. XII в. стольным городом объединеннойЮго-Западной Руси стал Галич, и здесь в дальнейшем сосредоточилось почти всемонументальное строительство. В ближайших окрестностях Галича возвели церковьСпаса, которая входила в комплекс княжеского пригородного дворца. И по технике,и по плану она повторяла предыдyщиe храмы – в Перемышле и Звенигороде. Планыэтих церквей почти стандартны, отличаясь лишь размерами и деталями.
В 40-х гг. ХН в. мастера из Галича переехали в Северо-ВосточнуюРусь, где возвели несколько храмов, два из которых сохранились и до нашеговремени. Очевидно, что Галицкие храмы имели конструкцию сводовкрестово-купольного храма и обладали статичной уравновешенной композицией содной массивной главой и спокойным ритмом закомар*. Тем самым они были близкипамятникам ХII в. В других русских землях, отличаясь от них фактурой стен – великолепнойбелокаменной техникой. Храмы имели очень строгий характер и чрезвычайноограниченное количество декоративных элементов – лишь поясок каменной резьбы поверху барабана и апсид.
Ранние Галицкие памятники типологически вполне соответствовалитипам церквей, распространенным в русском зодчестве той поры.
В конце 40-х или начале 50-х-гг. ХII в. был построен главныйхрам Галича – Успенский собор. Судя по раскопанным фундаментам, он представлялсобой четырехстолпный храм, с примыкавшими с трех сторон галереями: Сложен онбыл из отесанных блоков, наряду с известняком применялся алебастр. В Галицкихпостройках первой половины почти не использовалась каменная резьба, а вУспенском соборе каменной пластике принадлежало значительное место. Входы храмабыли украшены декорированными резьбой перспективными порталами, применялиськонсоли* и рельефы антропоморфного и зооморфного характера. Подкупольныe столбыимели вид круглых колонн, а пол покрывали поливныe плитки, в том числе и срельефным орнаментом. Анализ декоративного убранства, а частично и техническихприемов Успенского собора указывает на то, что эти мастера прибыли в Галич изВенгрии. Таким образом, в середине ХII в. в Галиче сложилась строительная артель,ведущую роль в которой играли венггры. Хотя участвовали и польские мастера, какработавшие здесь ранее, так и вновь прибывшие.
Параллельно с четырехстолпными храмами в окрестностях Галича строилии сооружения совершенно другого типа – центрические – ротонды и квадрифолии.Церковь Ильи пророка представляла собой небольшуюкруглую постройку, ккоторой с востока примыкала апсида, а с запада прямоугольное помещение. УПобережья был раскопан храм в форме квадрифолия с очень четко очерченнымичетырьмя полукружиями. Близ Галича вскрыт иной вариант квадрифолия – с мягкоскругленными контурами (так называемый Полигон). Все эти центрические постройки,очевидно, отличались друг от друга по композиции объема. Например, квадрифолийу Побережья имел мощные фундаменты, свидетельствующие о
его значительной высоте, скорее всего двухэтажности. У «Полигона»фундаменты настолько слабы, что он явно был невысокой одноэтажной постройкой.Западная часть церкви Ильи Пророка, вероятно, поднималась в виде башни.Перечисленные здания обладали перспективными порталами и декоративнымидеталями, украшенными белокаменной резьбой.
Постройки подобного типа в других русских землях неизвестны, ноони имеют прямые аналогии в романском зодчестве Центральной Европы, и преждевсего Венгрии. Таким образом, Галицкая земля была единственным районом Руси,где влияние романского зодчества сказалось не только в использовании романскойстроительной техники и декоративных элементов, но и в прямом перенесении типовсооружений. Очевидно, разделение восточной и западной христианских церквей незашло еще настолько далеко, чтобы русские церковные власти воспринимали типыкатолических храмов как недопустимые к применению на Руси.
Своеобразна Галицкая архитектура. Политические связи Галицкогокняжества с Польшей и Венгрией отразились на архитектуре: строились сооруженияцентрического типа, использовалась романская техника и декоративные элементы.Таким образом, Галицкая земля превратилась в зону взаимодействиявизантийско-русской и романской архитектуры.
Владимиро-суздальская архитектура
Самостоятельная и очень яркая владимиро-суздальская архитектурнаяшкола сложилась в Северо-Восточной Руси.    ,
Из построек, возведенных в 50-х гг. ХII в. две дошли до нашихдней. Целиком сохранился Спасский собор в Переславле-Залесском. Это квадратнаяв плане четырехстолпная церковь, увенчанная одной массивной главой. Ее гладкиебелокаменные стены расчленены простыми плоскими лопатками. С середины высотыстены приобретают меньшую толщину образуя снаружи горизонтальный уступ, идущийвокруг здания. Единственный декоративный элемент – лента аркатурного пояса,поребрика и полувала – проходящая по верху барабана и апсид. Собор производитвпечатление величавой гармоничности и уравновешенности. Вторая постройка – церковьБориса и Глеба в княжеской резиденции близ Суздаля Кикдекше. Она сохраниласьнесколько хуже: у нее рухнули своды и искажен верх. Тем не менее представитьпервоначальный облик храма не составляет особых затруднений. Это было здание,очень близкое по плану и объемной композиции переславльскому собору, нооформленное несколько наряднее. Кикдекшская церковь – это первая церковь,сложенная из белого камня (местного известняка), блоки которого идеальноподогнаны друг к другу. От нее-то и пошло ослепительное белокаменное зодчество,что создало нынешнюю мировую славу Владимиру на Клязьме. Aркатурный поясок проходитздесь не только по барабану, но и по всем фасадам. Большая насыщенностьдекоративными элементами объясняется самим назначением постройки: она быладворцовой церковью.
Золотые ворота Владимира являются редчайшим памятником русскойвоенно-оборонительной архитектуры двенадцатого века. Они были построены в 1164году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города.Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде. Первые повреждения, по-видимому,они получили еще в 1238 году, во время штурма города татарами. Последние жепеределки здание претерпело в 1785 году: были срыты примыкавшие с юга и северак их стенам земляные валы, а к углам ворот подведены контрфорсы, скрытыекруглыми башнями, между которыми с севера были встроены жилые помещения, а сюга – новая лестница. Обветшавший свод здания был переложен и на нем поставленановая кирпичная церковь.
Таким образом, от древнего здания 1164 года сохранилась лишь егооснова – две мощных белокаменных стены. Они сложены в классической владимирскойтехнике из прекрасно тесанного белого камня, составляющего мощную «коробку»стены, внутренность которой заполнена бутом на очень прочном известковомрастворе (так называемая полубутовая кладка). Своды выкладывались из болеелегкого материала – пористого туфа. Стены ворот теперь вросли в землю на глубинуоколо полутора метров; следовательно, первоначально здание было еще болеевысоким. Пролет Золотых ворот, как и теперь, был перекрыт огромнымполуциркульным сводом на подпружных арках, опиравшихся на плоские лопатки,увенчанные строгими импостами. Высота проездной арки делала чрезвычайнозатруднительной их оборону. Поэтому примерно на середине их высоты былаустроена арочная перемычка, к которой и примыкали огромные створы дубовыхворот, обшитые снаружи листами золоченой меди. По сторонам арки сохранилисьпетли для навески тяжелых воротных полотнищ и глубокий паз для толстого брусазасова. За эти пышные створы все сооружение и получило название Золотых ворот.
Наиболее крупным объектом строительства был городской храм Владимира– Успенский собор, – возведенный в 1158–1160 гг. успенский собор былвоздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче, так, чтобы, видимыйотовсюду он гордо царил над городом и округой. В конце ХII в. собор был перестроени значительно расширен, однако его первоначальное ядро легко выделить в нынесуществующем сооружении. Даже наружная обработка стен хорошо заметна внутрибоковых членений более позднего собора. Точно так же и своды первоначальнойчасти хорошо видны сверху, поскольку расположены несколько выше пристроенных позднеесводов. Сохраняя общую схему сложившегося в Киеве одноглавого шестистолпногохрама, Успенский собор очень существенно отличается от киевских памятников. Этосказывается не только в технике – кирпичной в Киеве и белокаменной во Владимире,– но и во всем облике здания. Заметно
отличается Успенский собор и от более ранних памятников этой жетерритории – от церквей в Переславле-Залесском и Кидекше, несмотря на то что вданном случае техника идентична. Роскошные резные перспективные порталы,аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине высоты стен, членящие стенысложнопрофилированные пилястры с колонками, имеющие базы и резные капители,профилированный цоколь, обходящий вокруг всего здания, – вот основныедекоративные элементы храма. К этому стоит добавить стройные пропорции икрупные размеры, делающие собор величественным и        торжественным. Винтерьере до настоящего времени сохранились значительные участки древнейфресковой росписи.
Приблизительно в 1 км от Боголюбова, при впадении р. Нерли вКлязьму, в 1166 г. была построена церковь Покрова. Здесь корабли, шедшиепо Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции, и церковь служила как бывыдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным предвратныммонументом. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, так какнамеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме. Поэтому зодчий,заложив фундамент, возвел на нем каменный цоколь высотой почти 4 м изасыпал его землей. Получился искусственный холм, который облицевали тесанымикаменными плитами. На этом холме, как на пьедестале, и была воздвигнутацерковь.       
Церковь Покрова на Нерли – небольшой четырехстолпный храм, к которомус трех сторон примыкали галереи. Здание церкви полностыo сохранилось до нашихдней, а основания галерей были вскрыты археологическими раскопками. В церквисложная профилировка и далеко вынесенные по диагонали тонкие колонки угловыхпилястр придают зданию настолько значительную пластику, что храм кажется почтискульптурным произведением. Богатая декоративная резьба порталов,аркатурноколончатый пояс и рельефы, размещенные в верхней части здания, ещебольше усиливают этот скульптурный характер. Удивительное совершенство форм ипропорций делает церковь Покрова на Нерли одним из наиболее выдающихся шедевровне только древнерусской, но и мировой архитектуры. И тем не менее, несмотря нацельность и законченность композиции основного объема, первоначально церковьПокрова имела совершенно иной вид. нижняя половина храма была прикрытапримыкавшими галереями, а в юго-западном углу в стене галереи размещаласьлестница, ведшая на хоры. Первоначальный облик этих ныне исчезнувших частейздания поддается лишь очень гипотетической графической реконструкции, нонесомненно, что он был гораздо более торжественным, чем сейчас. Очевидно,именно так задумывали этот замечательный памятник – первое сооружение, котороевидели люди, приближавшиеся к пышной резиденции владимирского князя.
Владимирский летописец не отметил точной своевременной записьюначало постройки Дмитриевского собора. Только в некрологе его строителюВсеволода III упомянуто, что создал он на своем дворе «церковь прекрасную»святого мученика Димитрия и дивно украсил иконами и росписью. Относительнаядата постройки памятника все-таки определяется с достаточной точностью – между1194 и 1197 годами. В XVI–XVIII веках собор не раз горел. Наконец, в результатепечально знаменитой «реставрации» 1837–1839 годов он лишился своихинтереснейших частей – лестничных башен и галерей. Собор принадлежит краспространенному в двенадцатом веке типу сравнительно небольшихчетырехстолпных одноглавых храмов. Он был дворцовым храмом князя Всеволода,сильнейшего феодального владыки двенадцатого века. По высоте храм делится натри яруса. Нижний – самый высокий – почти лишен убранства, его гладь оживляетлишь глубокое теневое пятно перспективного портала. Средний – над колончатымпоясом, несколько ниже, и на нем сосредоточено все декоративное убранство.Строгие пилястры, рассекающие фасады на три широких доли, полны сдержаннойсилы, их движение не вырывается из рамок фасада, как бы разлагаясь всимметричном боковом движении дуг закомар. Узкие и высокие окна с богатопрофилированными амбразурами прорезают верхние части стен, как бы для того,чтобы они могли вместить больше резных камней – они и занимают верхнюю половинуфасадов над аркатурно-колончатым поясом и украшают барабан главы. Рельефырасполагаются ровными горизонтальными «строками», за которыми глаз ясно ощущаетколичество рядов каменной кладки. Колонки пояса не столько поднимаются вверх,поддерживая аркатуру, сколько свисают вниз, подобно тяжелым плетеным шнурам смассивными подвесками фигурных консолей. Благодаря насыщенности пояса резьбойон уже на небольшом расстоянии представляется широкой горизонтальной лентой,стянувшей тело храма. Первоначально собор был окружен с трех сторон закрытымигалереями, достигавшим колончатого пояса, а западные трети его боковых фасадовприкрывали на всю высоту вводившие на хорыпристройки. Симметрично поставленныелестничные башни выступали по сторонам западного фасада. «Зодчими собора как быруководило желание возвратить его массам тот спокойный несколько тяжеловесныйритм и мощь, которые столь типичны для храмов Юрия Долгорукого…Однако при всемэтом храм отнюдь не приземист и не грузен. В отличие от храмов Юрия,Дмитровский собор подчеркнуто величественен и по-своему строен; но это неутонченная женственная грация церкви покрова на Нерли, а могучая, прекраснаясложенность и мужественная пропорциональность…Ни одна частность не нарушаетвеличавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.И. Воронин).
Владимиро-суздальская архитектура опиралась на строительную схему,сложившуюся в Киеве, но отличалась богатой внешней отделкой: обилием резьбы ирельефов. Владимиро-суздальские храмы величественны и торжественны. «Храмы (Владимиро-суздальскойобласти) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них впраздник народа найдут и время и охоту разобрать поучительные темы наружныхукрашений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением»(Н.П. Кондаков).
«Владимиро-суздальская пластика занимает совсем особое место вистории средневековой скульптуры. Хотя в ее сложении сыграли свою рольвосточные, византийские и западные элементы, тем не менее ни на Востоке, ни вВизантии, ни на Западе мы не найдем ни одного памятника, который хотя бы вотдаленной степени повторял то, что было создано руками русских мастеров» (В.Н. Лазарев).
Архитектура Чернигова
В начале XIII в. в Чернигове возвели Пятницкую церковь. Памятникбыл очень сильно перестроен, но сохранился во всех своих частях. Во времяВеликой отечественной войны церковь была повреждена, но позднее реставрирована,причем полностью восстановлена в первоначальных формах. Эта небольшаячетырехстолпная церковь имеет план, на первый взгляд мало отличающийся отпланов храмов середины века. Апсиды оконтурены плавной линией и представляютсобой не три полукружия, а одну трехлопастную кривую. Пилястры сложные, стонкими полуколонками, но очень мягко профилированные. Церковь имеетчрезвычайно стройные пропорции и нарядные, насыщенные кирпичной орнаментациейфасады. Завершаются фасады одной средней закомарой и двумя боковымиполузакомарами, благодаря чему завершение приобретает трехлопастную форму.Арки, соединяющие подкyпольные столбы, расположены выше примыкающих к нимцилиндрических сводов. Таким образом, была создана система повышающихся кцентру арок, отчего барабан сильно поднимался над сводами. Снаружи повышенныеподпружные арки образуют второй ярус закомар, служащий как бы пьедесталом длябарабана. А на самом барабане размещен третий ярус закомар, на этот раз ужечисто декоративных, т.е. по существу кокошников*. Все особенности Пятницкойцеркви подчинены одной идее – придать ей вертикальную устремленность истолпообразность.
Строительство в Смоленске
Яркое развитие получило новое архитектурное направление вСмоленскойземле. Для постройки в конце 80-х – начале 90-х гг. XII в. дворцового храмаархангела Михаила смоленский князь, Давид Ростиславич пригласил полоцкогозодчего. Непосредственная зависимость смоленской церкви архангела Михаила отполоцкого храма не вызывает сомнения. Планы данных храмов почти полностьюсовпадают, хотя в них имеются и некоторые различия. В смоленском храме можноотметить два существенных нововведения, свидетельствующих о разработке новыхархитектурных решений. В смоленской церкви двухустyпчатые наружные пилястрыусложнены введением тонких полуколонок. За счет этого в фасады здания внесенобольшое количество дополнительных вертикальных членений, сильнее подчеркивающихвысоту и остроту его пропорций. Второе отличие смоленской церкви – исчезновениестенок с порталами, отделяющих притворы от основного помещения. Эти новшествавызваны естественной эволюцией форм, ведущей к созданию вертикальноустремленных динамических композиций, и стремлением зодчих разработать единыйслитный интерьер, подчиненный композиции экстерьера.
Смоленская церковь архангела Михаила столпообразная, с высокоподнятой центральной частью. С восточной стороны церкви выделяется однаполукруглая апсида, тогда как боковые имеют снаружи прямоугольную форму именьшую высоту. С трех сторон перед входами расположены притворы, северный июжный снабжены небольшими самостоятельными апсидами. Очень высокий центральныйобъем храма (высота до вершины купола 33 м) со всех сторон как быподпирается более низкими, в результате создается ступенчатость. Этовпечатление усиливается большим количеством вертикальных членений, проходящихпо корпусу здания и создаваемых сложнопрофилированными пилястрами. Фасадызавершаются кривой трехлопастного очертания. Высокий барабан имеет в основаниидекоративные трехлопастные кокошники. Идея столпообразного храма с вертикальнойустремленностью выражена в этой церкви очень ярко.
Смоленские церкви схожи с полоцкими храмами, их планы почтиполностью совпадают. Но имеются значительные отличия во внешнем оформлении. Всмоленской архитектуре применялось большое количество дополнительныхвертикальных членений на фасадах, ведущих к созданию вертикально-устремленныхкомпозиций.
Назначение храма. Устройство
Символика
Храм – как архитектурный объект является божьей обителью, и любаяиз частей храма несет символический смысл. Храм есть земное небо, в которомобитает Бог. Престол в алтаре означает место Гроба Господня и престол, накотором почивает Господь. Апсида соответствовала Вифлеемской пещере, гдеродился Христос, и пещере, где Он был погребен; потому ей и придаетсяполукруглая форма. Кроме того, церковь служит образом распятия Христова, апоэтому желательно, чтобы в структуре храма, был запечатлен главный символхристианства – крест.
В храме Святой Софии тринадцать куполов символизируют ИисусаХриста и двенадцать апостолов. Четыре главы ближайшие к центральной, напоминаюто четырех евангелистах: Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Пространство под сеньюглавного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христосвседержитель расположен в куполе, словно В необъятной дали, а в алтаре, настене центральной апсиды, сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Ее рукивознесены высоко вверх в непрестанном молении. Вишневый цвет Ее одеяния – мафория,окутывающего Ее голову и плечи, символизировал страдание. Купол символ церквиНебесной, алтарь – символ Церкви Земной.
Устройство крестово-купольного храма
В Древнерусском искусстве получила распространение крестово-купольнаякомпозиция в строительстве каменных храмов, пришедшая из Византии. Над храмовымзданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырех додвенадцати меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан со световымиокнами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Такимобразом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом,перекрестье которого приходилось точно на центр храма – подкупольноепространство между четырьмя главными столбами. Главный и прочие столбы делилихрам на нефы – галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства.Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагалсяалтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. Вобласти алтаря церковная стена выдавалась полукруглыми выступами – апсидами.Полукруглые покрытия церковных сводов назывались закомарами. Вход в церковь былв западной части храма. Над ним русские зодчие строили хоры – верхнюю открытуюгалерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые гости: князь, егосемья и приближенные.
древнерусский архитектурахрам артель
 

Заключение
По мнению историков дореволюционного периода, памятники Русиявляются провинциальным вариантом византийского зодчества. Исследование привелок выводу, что Русские храмы не имеют аналогий в Византии. Возникла новая точказрения, согласно которой влияние Византии быломинимальным, а основойявлялись собственные древние традиции деревянного зодчества. Дальнейшиеисследования полностью опровергли обе теории.
«По сравнению с византийским искусством русское искусствонесравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народнаяструя, его формы менее отвлеченны и более полнокровны, воплощаемые им идеалыутратили византийскую строгость и суровость. Столь сильно выраженный ввосточном христианстве момент пассивной созерцательности уступает место на Русиболее эмоциональному и лирическому подходу к религии. Ослабление аскетическогоначала выразилось в усилении яркости радостных, звонких красок, в смягченииритма линий, в умиленности добрых ликов, в интимизации образа божества. Подличиною византийских форм русские сумели прозреть из греческую, эллинистическуюсердцевину и сумели блестяще использовать последнюю в создании того новогохудожественного мира, который, при всей своей преемственности от Византии,является глубоко оригинальным творением.
русского народа» (В.Н. Лазарев).
В XI веке на базе византийской архитектуры возникло Русскоезодчество и уже на ранней стадии выработало собственные традиции. Постепенноскладывались новые приемы, новые эстетические принципы. По памятникам этоговремени можно проследить тенденцию к созданию четких и простых объемов, купрощению структуры интерьеров.
Новый тип киевского храма – очень простая по объемному решениючетырехстолпная церковь. На первых порах она имела с запада нартекс, которыйобычно былоткрыт в основе помещения, отделяясь от него высокой аркой.Поэтому по плану храм носил характер шестистолпного. Во второй половине XII в.,чаще стали строить храмы сокращенного варианта, т.е. без нартекса,четырехстолпные. Отказались от лестничных башен. Храмы завершаются закомарами,основания которых расположены на одной высоте и венчаются одной массивнойглавой. Храмы XII века уравновешены и статичны, сложная живописность композициипамятников XI в. полностью отсутствует. Изменилась строительная техника.На фасадах появляются новые элементы – аркатурныe пояски, двух- итрехуступчатые амбразуры порталов. На углах храмов сохраняются плоские лопатки,промежуточныe лопатки фасадов приобретают характер мощных полуколонн, придающихфасадам пластичность. Поверхности фасадов часто оставляли открытыми, нанекоторых памятниках отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведенаразбивка, имитирующая квадраты белокаменной кладки.
В новых храмах резко изменились все компоненты, традиционнойосталась лишь типологическая схема здания. Во владимиро-суздальской архитектуредо начала XIII в. никаких существенных изменений в композиции храмов незаметно. В начале XIII в. было построено несколько монастырей, которые показывают,что характерная для Киева, Чернигова и Смоленска динамика композиции, усиленнаямножеством вертикальных членений пучковых пилястр на фасадах, не нашла в нихотражения. Наоборот, налицо частичный отказ от полуколонок на пилястрах иприменение плоских лопаток. Но появилось башнеобразное построение объема свысоко и торжественно поднятой головой. Об этом можно судить по наличиюпритворов, придающих зданию крестообразную форму. Заметно усилилась рольдекоративной резьбы. Туфа, из которой сложены стены, не позволяет выполнятьсложную орнаментацию, но зато скульптура покрывает порталы иаркатурно-колончатый пояс, сделанные из плотного камня. Бывало, что изображениенаносили на отдельный камень, вставленный при возведении здания, или выполнялирезьбу после окончания кладки стен. Некоторые рельефы по происхождению связаныс искусством Востока, поэтому возникали предположения, что эти мотивы прониклина Русскую землю вместе с армянскими мастерами. Позднее выяснилось, что ихкопировали с орнаментов блюд, тканей и т.д.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что русское зодчествоскладывалось под влиянием различных культур, особенно Византийской. Новследствие некоторых факторов, например, климатических условий, наличиянекоторых строительных материалов, вкусовых особенностей заказчиков, памятникиархитектуры Руси совершенно не похожи на Византийские постройки. Находясь всоседстве с другими странами, Русь ощущала на себе и их влияние, например вГалицкой архитектуре встречались черты романской архитектуры, в резьбеиспользовались восточные узоры, копируемые с тканей и предметов быта.
В результате всех этих влияний русская архитектура выработала свойсамобытный и неповторимый характер и внесла бесценный вклад в сокровищницумировой культуры.
Древнерусское искусство – наша национальная гордость, великоетворение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила.И оно входит в духовную культуру современного человека именно как неповторимаяступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство егомогучей созидательной силы.

Библиография
 
1. Воронин Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль.Юрьев-Польский – М., 1984
2. Каргер М. Новгород – Л., Аврора, 1975
3. Любимов Л.Д. Искусство ДревнейРуси: Кн. для чтения. – М., Просвещение, 1981
4. Раппопорт П.А. Зодчество ДревнейРуси. – Л., «Наука», 1986
5. «Энциклопедия для детей», том 7 «Искусство»,часть первая. – М., «Аванта+»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.