Реферат
покультурологииДревнеегипетскийэталон красотыИсполнитель:
Рецензент:
План
Глава I. Древний Египет вистории мировой культуры
Глава II. ИскусствоДревнего Египта
Глава III.Древнеегипетский эталон красоты
Глава I. Древний Египет в истории мировой культуры
Истоки современноймировой культуры восходят в значительной степени к греко-римскому миру, апоследний в свою очередь, был наследником культуры Древнего Востока, в созданиикоторой Древний Египет играл большую роль.
Вкладом Древнего Египта вмировую культуру было изобретение писчего материала, известного под названием«папирус» из одноименного водного растения, произраставшего в Ниле и внутреннихводоемах Египта. «Папирус» был во многом похож на бумагу. Изобрели его где-то вIV тысячелетии (для сравнения – в Китаево 2 в. до н. э.) Подумать только, папирус являлся главным писчим материалом,как на Ближнем Востоке, так и в Европе до 8 в., а то и позже.
Как хорошо известно,родоначальником большинства алфавитов в мире был алфавит – финикийский, которыйв свою очередь испытал на себе значительное влияние египетского. кроме тогоегипетский алфавит повлиял на формирование алфавитов Сирии и Палестины.
В отношении науки греки идругие народы заимствовали египетские достижения в математике. Египтяне создаликалендарь (год состоял из 12 месяцев по 30 дней и дополнительных дней в концегода – 365 дней). Наконец принцип разделения суток на 24 ч, ставший достояниемвсего человечества, тоже египетское изобретение. Греки заимствовали у египтян имедицинские познания.
Но греческий и римскиймир заимствовал у египтян не только элементы математики, астрономии и медицины,но и испытал влияние сюжетов египетской литературы, приемы египетской лирики.Египетские сюжеты через греческую литературу и Библию попали даже в литературусредневековой Европы и до сих пор бытуют у них. Греки и римляне заимствовалинекоторые египетские божества. Христианство также заимствовало многиеегипетские элементы религии.
Греки усвоили ииспользовали опыт, накопленный в течение тысячелетий древней цивилизациейЕгипта, и обогатили им эллинистическую и тем самым западноевропейскую культуру.
ГлаваII. Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Египтадостаточно многообразно. В Гизе, неподалеку от нынешнего Каира до сих пор стоят3 величественные пирамиды. Величайшая из них, пирамида Хеопса, до сих пор неимеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота 146или 147, а длина основания каждой грани – 230 метров или 233. Охранять их былпризван колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена. Датирован этотнекрополь III тысячелетием до н. э. Были и другиегробницы фараонов, которые в том или ином виде дошли до наших времен. Строилисьтакже гробницы вельмож.
Изобразительное искусствоегиптян было напрямую связано с религиозными верованиями (изображенияживотноподобных богов и богинь, изготовление мумий, связанное с существованиемнекой субстанции между душой и телом – Ка и т. д.). Задачей египетскиххудожников было обеспечение умершему владыке посмертного благополучия. В связис этим в гробницы ложились статуэтки слуг, делались росписи и рельефы сизображением войн, захвата пленных, пиров, охот, отдыха в кругу семьи, трудаего рабов на полях, пастбищах и в ремесленных мастерских.
Как видим, искусствуотводилась необычайно важная роль: оно должно было ни много нимало даритьбессмертие, быть прямым продолжением жизни. Труд художников считалсясвященнодействием. Ведущие художники, зодчие, скульпторы и живописцы быливысокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны иокружены почетом. Искусство должно было олицетворять вечность. Это воплощалосьво всем, начиная от росписей и кончая статуэтками. Египтяне изображали голову иноги в профиль, торс – развернутым. Случаи, когда человеческая голова в росписиили в рельефе изображалась не в профиль, а в фас, были редкими исключениями.
Среди рельефов широкоизвестны портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира», «Мужская голова изсобрания Салет» (Лувр, известняк). В изготовлении рельефов и скульптуриспользовались также песчаник, базальт, диорит.
Что качаетсяписьменности, то изображение для египтян – это, прежде всего, знак, священныйзнак-образ, обладающий животворной силой. Письменность, как искусство, былачастью религии, делом жрецов; писцы считались служителями бога Тота, возносилиему молитвы и приносили жертвы.
Один из самых древнихегипетских рельефов – шиферная палетка фараона Нармера (3 тыс. до н. э.), носам рельеф представляет собой надпись-пиктограмму (здесь изображение и письмотождественны). В дальнейшем это останется: искусство – это отчасти письмо, аписьмо – отчасти искусство. Египетская письменность шла по эволюции отпиктограмм к идеографии, где рисунок обозначает слово или понятие. Египетскиеиероглифы – символические письмена-рисунки. Например, если, положим, писалосьслово со значением «плыть», то перед ним помещали рисунок корабля.
В 16 – 11 вв. до н. э. вЕгипте получает широкое распространение строительство храмов (храм Амона-Ра вКарнаке и Луксоре (близ Фив), храм в Абу-Симбеле). Неотъемлемыми частями храмовбыли обелиски, мощные столбы, громадные статуи, статуэтки, рельефы росписи идр. Причем в этот период в изображениях усиливаются светские мотивы: пиры,праздники, одевания и косметические процедуры, танцовщицы, приемы послов.Прежнее расположение частей тела несколько изменяется: в фас, в три четверти,даже со спины; фигуры заслоняют одна другую.
Царствованиефараона-реформатора Эхнатона в XIV в.до н. э. связано с обращением в искусстве к простым чувствам людей, к ихдушевным состояниям. Возникают портреты Эхнатона, где впервые в истории Египтафараон изображался просто человеком, а особенно – портреты его жены Нефертити.В свою очередь открытие гробницы Тутанхамона дало искусству прекрасные золотыесаркофаги и украшения, представляющих художественную ценность, много рельефов искульптур, отражающих человеческие чувства: любовь, переживание, скорбь и т. д.
В своем развитиидревнеегипетское искусство прошло несколько стадий: от религиозныхпредставлений и религии к человеку, с его заботами и переживаниями, причемпоследнему придавалось большое значение лишь в 16 – 11 в. до. н. э.
ГлаваIII. Древнеегипетский эталон красоты
В 1912 г. при раскопкахг. Ахетатона (теперь селение Амарна в Египте) была найдена мастерская«начальника скульпторов» Тутмеса, а в ней – 3 скульптурных изображения женыАменхотепа IV – Нефертити. Все они хранятся вБерлинском музее. 1 изображение выполнено из известняка, высотой 50 см, 2-ое –песчаник, высота – 19 см, 3-ее – известняк (статуэтка), высота – 40 см.
На 1-ом изображении переднами лицо молодой женщины с нежным овалом, небольшим ртом, тяжелыми веками, слегкаприкрывающими глаза. На ее голове надет высокий головной убор, который носилицарицы в конце XVIII династии, икажется, что тонкая длинная шея слишком хрупка для такой тяжести. Золотая сцветными вставками повязка обвивает этот убор, пестрое ожерелье обрамляетплечи. Выражение лица спокойное, величественное.
Второе изображение неокончено – не доделаны уши, не вставлены глаза, отсутствуют брови и головнойубор. Но неоконченность произведения все-таки больше отражает реальное(бытовое). Щеки, виски, шея, чуть улыбающийся рот (на губах еще слегкапоблекшая красная краска) – все это создает еще один образ египетскойженщины-царицы.
Третье изображениеНефертити представляло собой статуэтку, на которой она предстает перед намипостаревшей, поблекшей, исхудавшей. Окаменевшее лицо (холодное как камень),слегка опустившиеся уголки губ, заостренные черты лица, во всем облике сквозитутомление.
Мраморный портретКлеопатры находится теперь в Британском музее в Лондоне. Прямой нос, небольшойрот, овальное лицо, тонкие губы создают ту плавность и в то же время строгостьлиний лица. Перед нами образ женщины, которая была царицей Египта во второйполовине I в. до н. э. В борьбе за власть онабыла любовницей то Гнея Помпея-младшего, то римского полководца Гая Юлия Цезаря.то римского полководца Антония. Греческий историк I – II вв.н. э. Плутарх писал: «Красота Клеопатры была не тою, что зовется несравненною ипоражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимой прелестью,и поэтому ее облик, сочетавшийся с редкой убедительностью речей, огромнымобаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, ласкали и радовалислух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любойлад и на любое наречие». Обаяние иной раз бывает выше красоты, а ум никогда неоказывается лишним: Клеопатра знала много языков и в том числе латынь.
Красота – порождена обществом и является неизменяемым егоатрибутом. Однако еще Платон приводил такую аналогию. Представим себе человека,который находится в пещере и прикован к столбу так, что к выходу, откудапоступает в пещеру свет, он всегда обращен спиной и поэтому не может видеть,что делается за пределами пещеры. И вот когда мимо входа в пещеру будутпроходить люди, на противоположной от входа стене появятся тени этих людей ипредметов, которые они несут. Прикованный человек сможет видеть лишь тени настене, но будет принимать их за действительный мир, ибо не знает иного. Мы,говорит Платон, находимся в положении узника заточенного в пещеру. И если быпленнику удалось выбраться из заточения, то он был бы ослеплен невиданной ранеекрасотой сияющего мира.
Красота – добро, истина,правда, целостная гармония, которая вызывает чувство любви, искреннеговосхищения, возвышает человека, прикоснувшегося к ней, облагораживает его,зажигает нравственный свет. Однако в мире не существует какого-то одногоэталона, образца гармонии. У каждого человека он может быть свой! Египетскиескульпторы, например, изображали Нефертити с оттопыренными ушами, накрашеннымигубами, бровями и ресницами. Если даже они не ставили себе цель показатьконтраст перехода из молодости в старость, им это удалось. Кроме этого красотане может и не должна быть только телесной: телесная красота, соседствующая сбездуховностью, подобна красивому, спелому яблоку с гнилостным содержимым.
Списоклитературы
1. Д м и т р и е в а Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1.М., 1985
2. Женщины-легенды. Мн., 1993
3. Культура Древнего Египта. М., 1976
4. М а р т ы н о в В. Ф. Мировая художественная культура. Мн.,1997
5. М а т ь е М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970
6. М а т ь е М. Э. Во времена Нефертити. Л.-М., 1965