Реферат по предмету "Культура и искусство"


Древние германцы и их языки

Глава I. История древних германцев
Первыесведения о германцах. Заселение севера Европы индоевропейскими племенамипроисходило приблизительно за 3000-2500 лет до н.э., как об этом позволяютсудить данные археологии. До этого побережья Северного и Балтийского морей былизаселена племенами, по-видимому, иной этнической группы. От смешения с нимииндревропейских пришельцев и произошли племена, давшие начало германцам. Ихязык, обособившийся от других индоевропейских языков, явился германскимязыком-основой, из которого в процессе последующего дробления возникли новыеплеменные языки германцев.
Одоисторическом периоде существования германских племен можно судить лишь поданным археологии и этнографии, а также по некоторым заимствованиям в языкахтех племен, которые в древности кочевали по соседству с ними — финнов,лапландцев.
Германцыобитали на севере центральной Европы между Эльбой и Одером и на югеСкандинавии, включая и полуостров Ютландию. Данные археологии позволяютпредполагать, что эти территории были заселены германскими племенами с началанеолита, то есть с третьего тысячелетия до н.э.
Первыесведения о древних германцах встречаются в трудах греческих и римских авторов.Самое раннее упоминание о них было сделано купцом Пифеем из Массилии (Марсель),жившим во второй половине 4 в. до н.э. Пифей путешествовал морем вдользападного побережья Европы, затем по южному побережью Северного моря. Онупоминает племена гуттонов и тевтонов, с которыми ему пришлось встречаться вовремя его плавания. Описание путешествия Пифея до нас не дошло, но импользовались более поздние историки и географы, греческие авторы Полибий,Посидоний (2 в. до н.э.), римский историк Тит Ливий (1 в. до н.э. — нач. 1 в.н.э.). Они приводят извлечения из сочинений Пифея, а также упоминают о набегахгерманских племен на эллинистические государства юго-восточной Европы и наюжную Галлию и северную Италию в конце 2 в. до н.э.
Спервых веков новой эры сведения о германцах становятся несколько болееподробными. Греческий историк Страбон (умер в 20 г. до н.э.) пишет о том, чтогерманцы (свевы) кочуют в лесах, строят хижины и занимаются скотоводством.Греческий писатель Плутарх (46 — 127 гг. н.э.) описывает германцев как дикихкочевников, которым чужды всякие мирные занятия, такие, как земледелие искотоводство; их единственное занятие — войны. По свидетельству Плутарха,германские племена служили наемниками в войсках македонского царя Персея вначале 2 в. до н.э.
Кконцу 2 в. до н.э. германские племена кимвров появляются у северо-восточныхокраин Аппенинского полуострова. По описаниям античных авторов, это былирослые, светловолосые, сильные люди, часто одетые в шкуры или кожи животных, сдощатыми щитами, вооруженные обожженными кольями и стрелами с каменныминаконечниками. Они разбили римские войска и после этого двинулись на запад,соединившись с тевтонами. На протяжении нескольких лет они одерживали победынад римскими армиями, пока их не разгромил римский полководец Марий (102 — 101гг. до н.э.).
Вдальнейшем германцы не прекращают набегов на Рим и все больше и больше угрожаютРимской империи.
 
Германцыэпохи Цезаря и Тацита. Когда в середине 1 в. до н.э. Юлий Цезарь (100 — 44 гг.до н.э.) столкнулся в Галлии в германскими племенами, они обитали на большомпространстве центральной Европы; на западе территория, занимаемая германскимиплеменами, доходила до Рейна, на юге — до Дуная, на востоке — до Вислы, а насевере — до Северного и Балтийского морей, захватывая и южную частьСкандинавского полуострова. В своих «Записках о галльской войне»Цезарь более подробно, чем его предшественники, описывает германцев. Он пишетоб общественном строе, хозяйственном укладе и быте древних германцев, а такжеизлагает ход военных событий и столкновений с отдельными германскими племенами.Будучи наместником Галлии в 58 — 51 гг., Цезарь совершил оттуда две экспедициипротив германцев, которые пытались захватить области на левом берегу Рейна.Одна экспедиция была организована им против свевов, которые перешли на левыйберег Рейна. В сражении со свевами римляне одержали победу; Ариовист, вождьсвевов, спасся бегством, переправившись на правый берег Рейна. В результатедругой экспедиции Цезарь изгнал германские племена узипетов и тенктеров ссевера Галлии. Рассказывая о столкновениях с германскими отрядами по время этихэкспедиций, Цезарь подробно описывает их военную тактику, способы нападения иобороны. Германцы строились для наступления фалангами, по племенам. Они пользовалисьприкрытием леса для внезапности нападения. Основной способ защиты от враговсостоял в отгораживании лесными массивами. Этот естественный способ знали нетолько германцы, но и другие племена, жившие в лесистых местностях (ср.название Бранденбург от славянского Бранибор; чеш. бранити — 'защищать').
Надежнымисточником сведений о древних германцах являются сочинения Плиния Старшего (23- 79 гг.). Плиний провел много лет в римских провинциях Нижняя и ВерхняяГермания, будучи на военной службе. В своей «Естественной истории» ив других трудах, дошедших до нас далеко не полностью, Плиний описал не тольковоенные действия, но и физико-географические особенности большой территории,занятой германскими племенами, перечислил и первый дал классификацию германскихплемен, исходя, в основном, из собственного опыта.
Наиболееполные сведения о древних германцах дает Корнелий Тацит (ок. 55 — ок. 120 гг.).В своем труде «Германия» он повествует об образе жизни, быте, обычаяхи верованиях германцев; в «Историях» и «Анналах» онизлагает подробности римско-германских военных столкновений. Тацит был одним изкрупнейших римских историков. Сам он никогда не бывал в Германии и пользовалсясведениями, которые он мог как римский сенатор получать от полководцев, изтайных и официальных донесений, от путешественников и участников военныхпоходов; он широко использовал также сведения о германцах в трудах своихпредшественников и, в первую очередь, в сочинениях Плиния Старшего.
ЭпохаТацита, как и последующие века, заполнена военными столкновениями римлян сгерманцами. Многочисленные попытки римских полководцев покорить германцевтерпели неудачи. Чтобы воспрепятствовать их продвижению на территории,отвоеванные римлянами у кельтов, император Адриан (правивший в 117 — 138 гг.)возводит мощные оборонительные сооружения по Рейну и верхнему течению Дуная, награнице между римскими и германскими владениями. Многочисленные военныелагеря-поселения становятся опорными пунктами римлян на этой территории;впоследствии на их месте возникли города, в современных названиях которыххранятся отголоски их прежней истории [1].
Вовторой половине 2 в., после непродолжительного затишья, германцы вновьактивизируют наступательные действия. В 167 г. маркоманны в союзе с другимигерманскими племенами прорывают укрепления на Дунае и занимают римскуютерриторию на севере Италии. Лишь в 180 г. римлянам удается оттеснить их вновьна северный берег Дуная. До начала 3 в. между германцами и римлянамиустанавливаются относительно мирные отношения, которые способствовализначительным изменениям в экономической и общественной жизни германцев.
 
Общественныйстрой и быт древних германцев. До эпохи Великого переселения народов угерманцев был родовой строй. Цезарь пишет, что германцы селились родами иродственными группами, т.е. племенными общинами. Некоторые современныегеографические названия сохранили свидетельства такого расселения. Имя главырода, оформленное так называемым патронимическим суффиксом (суффиксом«отчества») -ing/-ung, как правило, закреплялось за названием всегорода или племени, например: Валисунги — люди конунга Валиса. Названия местпоселения племен образовывались от этих родовых имен в форме дательного падежамножественного числа. Так, в ФРГ есть город Эппинген (первоначальное значение«у людей Эппо»), город Зигмаринен («у людей Зигмара»), вГДР — Майнинген и др. Превратившись в топонимический суффикс, морфема-ingen/-ungen пережила распад общинно-родового строя и продолжала служитьсредством образования названий городов в более поздние исторические эпохи; таквозникли Геттинген, Золинген, Штралунген на территории Германии. В Англии ксуффиксу -ing прибавлялась основа ham (да. ham 'жилище, поместье', ср. на home'дом, жилище'); из их слияния образовался топонимической суффикс -ингем:Бирмингем, Ноттингем и т.п. На территории Франции, где были поселения франков,сохранились подобные географические названия: Карлинг, Эппинг. Позднее суффиксподвергается романизации и выступает во французской форме -ange: Бруланж,Вальмеранж и т.п. (Топонимы с патронимическими суффиксами встречаются и вславянских языках, например, Боровичи, Думиничи в РСФСР, Климовичи, Маневичи вБелоруссии и т.д.).
Воглаве германских племен стояли старейшины — кунинги (двн. kunung букв.'родоначальник', ср. гот. kuni, да. cynn, двн. kunni, дск. kyn, лат. genus, гр.genos 'род'). Высшая власть принадлежала народному собранию, на котороеявлялись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решалисьсоветом старейшим. В военное время избирался военачальник (двн. herizogo, да.heretoga, дисл. hertogi; ср. нем. Herzog 'герцог'). Он собирал вокруг себядружину. Ф. Энгельс писал, что «это была наиболее развитая организацияуправления, какая вообще могла развиться при родовом устройстве» [2].
Вэту эпоху у германцев господствуют патриархально-родовые отношения. Вместе стем, у Тацита и в некоторых других источниках, которые приводит Ф. Энгельс,имеются сведения о наличии у германцев пережитков матриархата. Так, например, унекоторых германцев более тесные узы родства признаются между дядей иплемянником по сестре, чем между отцом и сыном, хотя наследником является сын.В качестве заложника племянник по сестре более желателен для врага. Наиболее жеверную гарантию в заложничестве представляли девушки — дочери или племянницы изрода вождя племени. Пережитком матриархата является и то, что в женщине древниегерманцы видели особую пророческую силу, советовались с ней в важнейших делах.Женщины не только воодушевляли воинов перед сражениями, но и во время сражениймогли повлиять на их исход, идя навстречу обратившимся в бегство мужчинам иэтим останавливая их и побуждая сражаться по победы, так как длягерманцев-воинов была страшна мысль о том, что женщины их племени могут попастьв плен. Некоторые пережитки матриархата прослеживаются в более позднихисточниках, например в скандинавской поэзии.
Окровной мести, характерной для родового строя, имеются упоминания у Тацита, вдревнегерманских сагах и песнях. Тацит отмечает, что месть за убийство можетзаменяться выкупом (скотом). Этот выкуп — «вира» — поступает впользование всего рода.
Рабствоу древних германцев носило иной характер, чем в рабовладельческом Риме. Рабамиявлялись военнопленные. Свободный член рода тоже мог стать рабом, проиграв себяв кости или в другую азартную игру. Раба можно было продать и безнаказанноубить. Но в других отношениях раб — это младший член рода. Он имеет собственноехозяйство, но обязан отдавать своему господину часть скота и урожая. Его детирастут вместе с детьми свободных германцев, и те и другие в суровых условиях.
Наличиерабов у древних германцев указывает на начавшийся процесс социальнойдифференциации. Высший слой германского общества был представлен старейшинамирода, военными вождями и их дружинами. Дружина вождя становиласьпривилегированной прослойкой, «знатью» древнегерманского племени.Тацит неоднократно связывает два понятия — «военную доблесть» и«знатность», которые выступают как неотъемлемые качества дружинников.Дружинники сопровождают своего вождя в набегах, получают свою долю военнойдобычи и нередко вместе с вождем идут на службу к иноземным правителям.Основную же массу воинов составляли все взрослые мужчины германского племени.
Свободныечлены племени доставляют вождю часть продуктов своего труда. Тацит отмечает,что вожди «особенно радуются дарам соседних племен, присылаемым не ототдельных лиц, а от имени всего племени и состоящим из отборных коней, ценногооружия, фалер (т.е. украшений для конской сбруи — Авт.) и ожерелий; мы научилиих принимать также деньги» [3].
Переходк оседлости совершался у германцев в течение первых веков новой эры, хотянепрерывные военные походы эпохи Великого переселения народов вынуждали их кчастой смене местожительства. В описаниях Цезаря германцы еще кочевники,занимающиеся в основном скотоводством, в также охотой и военными набегами.Земледелие играет у них незначительную роль, но все же Цезарь неоднократноупоминает в своих «Записках о галльской войне» о земледельческихработах германцев. Описывая в книге IV племя свевов, он отмечает, что каждыйокруг ежегодно высылает на войну по тысяче воинов, тогда как прочие остаются,занимаясь земледелием и «кормя себя и их; через год эти последние в своюочередь отправляются на войну, а те остаются дома. Благодаря этому непрерываются ни земледельческие работы, ни военное дело» [4]. В той жеглаве Цезарь пишет о том, как он сжег все поселки и хутора германского племенисигамбров и «сжал хлеб». Землей они владеют сообща, применяяпримитивную залежную систему земледелия, периодически, через два-три года,меняя землю для посевов. Техника обработки земли еще низка, однако Плинийотмечает случаи удобрения почвы мергелем и известью [5], а археологическиенаходки говорят о том, что земля обрабатывалась не только примитивной мотыгой,но и сохой, и даже плугом.
Поописанию быта германцев у Тацита уже можно судить о переходе германцев коседлости и о возросшей у них роли земледелия. В главе XVIII Тацит пишет, что вприданое, которое по их обычаю не жена приносит мужу, а муж жене, входятупряжка волов; волы же использовались в качестве тягловой силы при обработкеземли. Основными злаками были овес, ячмень, рожь, пшеница, выращивались такжелен и конопля, из которых выделывались ткани.
Цезарьпишет о том, что питание германцев состоит в основном из молока, сыра, мяса, в меньшеймере из хлеба. Плиний упоминает в качестве их пищи овсяную кашу.
Древниегерманцы одевались, по свидетельству Цезаря, в звериные шкуры, а Плиний пишет отом, что германцы носят льняные ткани и что они занимаются прядением в«подземных помещениях». Тацит же, кроме одежды из звериных шкур,упоминает кожаные плащи с нашитыми украшениями их меха, а у женщин — одежду изхолста, окрашенного в красный цвет.
Цезарьпишет о суровом образе жизни германцев, об их бедности, о том, что онизакаляются с детства, приучая себя к лишениям. Об этом же пишет и Тацит,который приводит пример некоторых развлечений германских юношей, развивающих уних силу и ловкость. Одно из таких развлечений состоит в том, чтобы прыгатьобнаженными между мечами, воткнутыми в землю остриями вверх.
Поописанию Тацита, селения германцев состояли из бревенчатых хижин, которыеотстояли друг от друга на значительном расстоянии и были окружены земельнымиучастками. Возможно, в этих жилищах размещались не отдельные семьи, а целыеродовые группы. О внешнем украшении своих жилищ германцы, по-видимому, незаботились, хотя части строений обмазывали цветной глиной, что улучшало их вид.Германцы выкапывали также помещения в земле и утепляли их сверху, там онихранили припасы и спасались от зимних холодов. О таких «подземных»помещениях и упоминает Плиний.
Германцамбыли известны различные ремесла. Кроме ткачества, они знали производство мыла икрасителей для тканей; некоторым племенам было известно гончарное дело, добычаи обработка металлов, а те, которые жили по побережью Балтийского и Северногоморей, занимались также судостроением и рыболовством. Торговые сношениясуществовали между отдельными племенами, но интенсивнее торговля развивалась вместах, пограничных с римскими владениями, и римские купцы проникали вгерманские земли не только в мирное, но даже и в военное время. Германцыпредпочитали меновую торговлю, хотя деньги были им известны уже во временаЦезаря. У римлян германцы покупали металлические изделия, оружие, домашнююутварь, украшения и разные принадлежности туалета, а также вино и фрукты.Римлянам они продавали скот, шкуры, меха, янтарь с побережья Балтийского моря.Плиний пишет о гусином пухе из Германии и о некоторых овощах, которыевывозились оттуда римлянами. Энгельс считает, что германцы продавали римлянамрабов, в которых они обращали пленных, захваченных во время военных походов.
Торговыеотношения с Римом стимулировали развитие ремесел у германских племен. К 5 в.можно наблюдать значительный прогресс в различных областях производства — всудостроении, обработке металлов, чеканке монет, изготовлении украшений и т.д.
 
Обычаи,нравы и верования древних германцев. Об обычаях и нравах древних германцев, обих верованиях сохранились свидетельства античных авторов, многое также нашлоотражение в литературных памятниках германских народов, созданных в болеепоздние эпохи. Тацит пишет о строгости нравов древних германцев, о крепостисемейных уз. Германцы гостеприимны, во время пира неумеренны в вине, азартны,вплоть до того, что могут проиграть все, даже свою свободу. Все важнейшиесобытия в жизни — рождение ребенка, посвящение в мужчины, бракосочетание,похороны и другие — сопровождались соответствующими обрядами и пением. Своихпокойников германцы сжигали; хороня воина, сжигали также его доспехи, а иногдаи коня. Богатое устное творчество германцев существовало в разнахстихотворно-песенных жанрах. Широко бытовали обрядовые песни, магическиеформулы и заклинания, загадки, сказания, а также песни, сопровождавшие трудовыепроцессы. Из ранних языческих памятников сохранились записанные в 10 в. надревневерхненемецком языке «Мерзебургские заклинания», в болеепоздней записи на древнеанглийском — заговоры, написанные метрическим стихом(11 в.). По-видимому, памятники языческой культуры уничтожались в средние векаво время насаждения христианства. Дохристианские верования и мифы отражаются вдревнескандинавских сагах и в эпосе.
Религиядревних германцев уходит своими корнями в общее индоевропейское прошлое, но вней развиваются и собственно германские черты. Тацит пишет о культе Геркулеса,которого воины прославляли песнями, отправляясь в бой. Этот бог — бог грома иплодородия — назывался у германцев Донар (сканд. Тор); его изображали с мощныммолотом, которым он производил гром и сокрушал врагов. Германцы верили, что всражениях с врагами боги помогают им, и они брали с собой в битвы изображениябогов как боевые знамена. Вместе с боевыми песнями у них существовал особыйнапев без слов, так называемый «бардит» (barditus), который исполнялсяв виде сильного непрерывного гула для устрашения врагов.
Особопочитаемыми божествами были также Водан и Тиу, которых Тацит называет Меркуриеми Марсом. Водан (сканд. Один) был верховным божеством, он господствовал как надлюдьми, так и в Валгалле (сканд. valhol от valr 'трупы убитых в битве' и hol'хутор'), где после смерти продолжали жить воины, павшие в бою.
Нарядус этими главными и древнейшими богами — «асами» — у германцев былитакже «ваны», боги более позднего происхождения, которые, как можнопредполагать, были восприняты индоевропейскими племенами от побежденных имиплемен другой этнической группы. Германские мифы рассказывают о долгой борьбеасов с ванами. Не исключено, что в этих мифах отразилась реальная историяборьбы индоевропейских пришельцев с племенами, населявшими до них север Европы,в результате смешения с которыми и произошли германцы.
Вмифах говорится о том, что германцы ведут свое начало от богов. Земля породилабога Туиско, а его сын Манн стал прародителем рода германцев. Богов германцынаделяли человеческими качествами и считали, что люди уступают им в силе,мудрости, знаниях, но боги смертны, и, как всему на земле, им суждено погибнутьв последней мировой катастрофе, в последнем столкновении всехпротивоборствующих сил природы.
Вселеннуюдревние германцы представляли себе как некое исполинское дерево-ясень, наярусах которого расположены владения богов и людей. в самой середине обитаютлюди и все, что их непосредственно окружает и доступно их восприятию. Этопонятие сохранилось в древнегерманских языках в названии земного мира: двн.mittilgart, дс. middilgard, да. middanjeard, гот. midjungards (букв.«среднее жилище»). Главные боги — асы — обитают на самом верху, всамом же низу помещается мир духов тьмы и зла — ад. Вокруг мира людей были мирыразных сил: на юге — мир огня, на севере — мир холода и туманов, на востоке — мир великанов, на западе — мир ванов.
Каждоеплеменное объединение древних германцев являлось также и культовым союзом.Первоначально богослужения совершал старейшина рода или племени, позднеевозникло сословие жрецов.
Своикультовые обряды, которые иногда сопровождались жертвоприношениями людей илиживотных, германцы совершали в священных рощах. Там хранились изображениябогов, а также содержались специально предназначенные для отправления культабелоснежные лошади, которых в определенные дни впрягали в освященные повозки;жрецы слушали их ржание и фырканье и толковали его, как некое пророчество.Гадали также и по полету птиц. Античные авторы упоминают о распространениисреди германцев различных гаданий. Цезарь пишет о жеребьевых палочках, гаданиепо которым спасло от смерти пленного римлянина; таким же способом женщиныплемени гадали о сроках наступления на врага. Страбон рассказывает ожрицах-предсказательницах, гадавших на крови и внутренностях убитых имипленных. Руническое письмо, которое появилось у германцев в первые века нашейэры и было доступно сначала только жрецам, служило для гаданий и заклинаний.
Германцыобожествляли своих героев. Они чтили в сказаниях «великого освободителяГермании» Арминия, победившего римского главнокомандующего Вара в битве вТевтобургском лесу. Этот эпизод относится к началу 1 в. н.э. Римляне вторглисьна территорию германских племен между реками Эмсом и Везером. Они пытались навязатьгерманцам свои законы, вымогали у них налоги и всячески притесняли их. Арминий,принадлежавший к родовой знати племени херусков, провел юность на римскойвоенной службе и был в доверии у Вара. Он организовал заговор, сумев вовлечь внего вождей других германских племен, также служивших у римлян. Германцынанесли сильный удар Римской империи, уничтожив три римских легиона.
Отголоскидревнегерманского религиозного культа дошли до нас в некоторых географическихназваниях. Название столицы Норвегии Осло восходит к дисл. ass 'бог из племениасов' и lo 'прогалина'. Столица Фарерских островов — Торсхавн 'гавань Тора'.Название города Оденсе, в котором родился Г.Х. Андерсен, происходит от имениверховного бога Одина; название другого датского города — Виборг восходит кддат. wi 'святилище'. Шведский город Лунд возник, по-видимому, на местесвященной рощи, насколько об этом можно судить по древнешведскому значению lund(в современном шведском lund 'роща'). Бальдурсхейм — название хутора в Исландии- хранит память о юном боге Бальдре, сыне Одина. На территории Германии имеетсянемало небольших городов, сохраняющих имя Водана (с изменением начального w вg): Бад-Годесберг около Бонна (в 947 г. упоминается его первоначальное названиеВуоденсберг), Гутенсвеген, Гуденсберг и др.
 
Великоепереселение народов. Усиление имущественного неравенства у германцев и процессразложения родо-племенных отношений сопровождались значительными изменениями вобщественно-политическом строе германских племен. В 3 в. формируются племенныесоюзы германцев, представляющие собой зачатки государств. Низкий уровеньразвития производительных сил, потребность в расширении земельных владений,стремление к захвату рабов и к грабежу богатств, накопленных соседниминародами, многие из которых далеко опережали германские племена по уровнюразвития производства и материальной культуры, образование больших племенныхсоюзов, представлявших собою грозную военную силу, — все это в условияхначавшегося разложения родового строя способствовало массовым миграциямгерманских племен, которые охватили громадные территории Европы и продолжалисьна протяжении нескольких столетий (4 — 7 вв.), получивших в истории названиеэпохи Великого переселения народов. Прологом Великого переселения народовявилось передвижение восточногерманских [6] племен — готов — из области нижнеготечения Вислы и с побережья Балтийского моря в причерноморские степи в 3 в.,откуда готы, объединившиеся в два крупных племенных союза, позднее продвигаютсяна запад в пределы Римской империи. Массовые вторжения как восточногерманских,так и западногерманских племен в римские провинции и на территорию самой Италииприобрели особый размах с середины 4 в., толчком к этому явился натиск гуннов — тюрко-монгольских кочевников, надвигавшихся на Европу с востока, из азиатскихстепей.
Римскаяимперия была к этому времени сильно ослаблена непрерывными войнами, а такжевнутренними волнениями, восстаниями рабов и колонов и не могла устоять противнарастающего натиска варваров. Падение Римской империи означало и крушениерабовладельческого общества.
КартинуВеликого переселения народов Ф. Энгельс описывает следующими словами:
«Целыенародности, или, по крайней мере, значительные их части отправлялись в дорогу сженами и детьми, со всем своим имуществом. Повозки, прикрытые кожей животных,служили им для жилья и для перевозки женщин, детей и скудной домашней утвари;скот они также вели с собой. Мужчины, вооруженные в боевом порядке, были готовыпреодолевать всякое сопротивление и защищаться от нападений; военный походднем, ночью военный лагерь в укреплении, сооруженном из повозок. Потери людьмив непрерывных боях, от усталости, голода и болезней во время этих переходовдолжны были быть огромными. Это была ставка не на жизнь, а на смерть. Еслипоход удавался, то оставшаяся в живых часть племени селилась на новой земле; вслучае же неудачи переселявшееся племя исчезало с лица земли. Кто не пал в бою,погибал в рабстве» [7].
ЭпохаВеликого переселения народов, главными участниками которого на территорииЕвропы были германские племена, завершается в 6-7 вв. формированием германскихварварских королевств.
ЭпохаВеликого переселения народов и сложения варварских королевств нашла отражение втрудах современников, бывших очевидцами происходивших событий.
Римскийисторик Аммиан Марцеллин (4 в.) в своей истории Рима описывает алеманнскиевойны и эпизоды из истории готов. Византийский историк Прокопий из Кесарии (6в.), участвовавший в походах полководца Велизария, пишет о судьбе остготскогокоролевства в Италии, участником разгрома которого он был. О готах же, ихпроисхождении и ранней истории пишет готский историк Иордан (6 в.). Богослов иисторик Григорий Турский (6 в.) из племени франков оставил описание Франкскогогосударства при первых Меровингах. Расселение германских племен англов, саксови ютов на территории Британии и сложение первых англосаксонских королевствописывает в своей «Церковной истории английского народа»англосаксонский монах-летописец Беда Достопочтенный (8 в.). Ценный труд поистории лангобардов оставил летописец из лангобардов Павел Диакон (8 в.). Всеэти, как и многие другие произведения той эпохи, создавались на латинскомязыке.
Разложениеродового строя сопровождается выделением наследственной родовой аристократии.Она складывается из племенных вождей, военачальников и их дружинников, которыесосредоточивают в своих руках значительные материальные богатства. Общинноеземлепользование постепенно сменяется разделом земель, при котором решающуюроль играет наследственно закрепляемое социальное и имущественное неравенство.
Разложениеродового строя завершается после падения Рима. При завоевании римских владенийнадо было вместо римских органов управления создать свои. Так возникаеткоролевская власть. Ф. Энгельс следующим образом описывает этот историческийпроцесс: «Органы родовой организации управления должны были…превратиться в государственные органы, и, притом, под давлением обстоятельств,весьма быстро. Но ближайшим представителем народа-завоевателя был военачальник.Защита завоеванной области внутри и вовне требовала усиления его власти.Наступил момент для превращения власти военачальника в королевскую власть, иэто превращение совершилось» [8].
 
Формированиеварварских королевств. Процесс сложения германских королевств начинается в 5 в.и идет сложным путем, у разных племен по-разному, в зависимости от конкретнойисторической обстановки. Восточные германцы, раньше других пришедшие внепосредственное столкновение с римлянами на территории Римской империи,организовались в государства: остготское в Италии, вестготское в Испании,бургундское на среднем Рейне и вандальское в северной Африке. В середине 6 в.войсками византийского императора Юстиниана были уничтожены королевствавандалов и остготов. В 534 г. королевство бургундов было присоединено кгосударству Меровингов. Франки, вестготы, бургундцы смешались с ранеероманизированным населением Галлии и Испании, стоявшем на более высоком уровнеобщественного и культурного развития и восприняли язык побежденных ими народов.Та же судьба постигла лангобардов (их королевство в северной Италии былозавоевано Карлом Великим во второй половине 8 в.). Названия германских племенфранков, бургундов и лангобардов сохранились в географических названиях — Франция, Бургундия, Ломбардия.
Западногерманскиеплемена англов, саксов и ютов на протяжении почти полутора веков (с середины 5в. до конца 6 в.) переселяются в Британию. Сломив сопротивление живших тамкельтов, они основывают свои королевства на большей части территории Британии.
Названиезападногерманского племени, вернее, целой группы племен «франков»встречается в середине 3 в. Множество мелких племен франков объединились в двабольших союза — салических и рипуарских франков. В 5 в. салические франкизанимали северо-восточную часть Галлии от Рейна до Соммы. Конунги из родаМеровингов в середине 5 в. основали первую франкскую королевскую династию,объединившую впоследствии салиев и рипуариев. Королевство Меровингов приХлодвиге (481 — 511) было уже достаточно обширным; в результате победоносныхвойн Хлодвиг присоединил к нему остатки римских владений между Соммой и Луарой,прирейнские земли алеманнов и вестготов в южной Галии. Позднее к Франкскомукоролевству была присоединена большая часть территории к востоку от Рейна, т.е.старые германские земли. Могуществу франков способствовал союз с римскойцерковью, которая после падения Римской империи продолжала играть большую рольв Западной Европе и оказывала значительное влияние на судьбы формирующихсяварварских королевств через распространение христианства.
Зарождающиесяпри Меровингах феодальные отношения ведут к обособлению и возвышению отдельныхкняжеств; при несовершенстве государственного аппарата, при отсутствиицентрализованного управления королевская власть приходит в упадок. Управлениестраной сосредоточивается в руках майордомов из представителей знатных родов.Наибольшим влиянием при королевском дворе пользовались майордомы — родоначальники династии Каролингов. Их возвышению способствовали победоносныевойны с арабами на юге Галлии, и в 8 в. на франкском престоле появляется новаядинастия Каролингов. Каролинги еще больше расширяют территорию Франкскогокоролевства, присоединяют к нему области на северо-западе Германии, населенныефризами. При Карле Великом (768 — 814) были покорены и подвергнуты насильственнойхристианизации племена саксов, жившие в лесистой местности между нижним Рейноми Эльбой. Он присоединил к своему королевству также большую часть Испании,королевство лангобардов в Италии, Баварию и полностью истребил жившие насреднем Дунае племена аваров. Чтобы окончательно утвердиться в своем господственад огромным пространством романских и германских земель, Карл в 800 г.венчается императором Римской империи. Папа Лев III, который сам лишь благодаряподдержке Карла удержался на папском престоле, возложил на него в Римеимператорскую корону.
ДеятельностьКарла была направлена на укрепление государства. При нем издавались капитулярии- акты каролингского законодательства, были проведены земельные реформы,способствовавшие феодализации франкского общества. Образовав пограничныеобласти — так называемые марки, — он усилил обороноспособность государства.Эпоха Карла вошла в историю как эпоха «каролингского Возрождения». Впреданиях и летописях сохранились воспоминания о Карле как о короле-просветителе.При его дворе собирались ученые и поэты, он способствовал распространениюкультуры и грамотности через монастырские школы и через деятельностьмонахов-просветителей. Большой подъем переживает архитектурное искусство,строятся многочисленные дворцы и храмы, монументальный облик которых былхарактерен для раннего романского стиля. Следует отметить, однако, что термин«Возрождение» можно применять здесь только условно, посколькудеятельность Карла протекала в эпоху распространения религиозно-аскетическихдогм, ставших на несколько веков препятствием развитию гуманистических идей иподлинному возрождению культурных ценностей, созданных в античную эпоху.
Послесмерти Карл Великого империя Каролингов стала распадаться на части. Она непредставляла собой этнического и языкового целого и не имела прочнойэкономической базы. При внуках Карла произошел раздел его империи поВерденскому договору (843 г.) на три части. Ему предшествовал договор (842 г.)между Карлом Лысым и Людовиком Немецким о союзе против их брата Лотаря,известный как «Страсбургские клятвы». Он был составлен на двух языках- древневерхненемецком и старофранцузском, что соответствовало объединениюнаселения по более близким языковым связям внутри государства Каролингов.«Как только произошло разграничение на группы по языку..., сталоестественно, что эти группы начали служить основой образованиягосударства» [9].
ПоВерденскому договору западная часть империи — будущая Франция — отошла к КарлуЛысому, восточная часть — будущая Германия — к Людовику Немецкому, а Италию иузкую полосу земли между владениями Карла и Людовика получил Лотарь. С этоговремени три государства начинают самостоятельное существование.
Глава II. Древнегерманские племена и ихязыки
Классификациядревнегерманских племен. Вопрос о древнегерманских языках и их классификациинеразрывно связан с вопросом о племенах — носителях этих языков, с вопросом оклассификации этих племен с точки зрения исторической науки.
Первуюклассификацию германских племен дал Плиний Старший. Он делит все многочисленныегерманские племена на шесть основных групп:
1.Виндилы, включавшие в себя племена бургундов, каринов, варинов, гуттонов. Ониобитали в восточной части территории, на которой жили германские племена.
2.Ингвеоны (или ингевоны), включавшие в себя племена кимвров, тевтонов, хавков. Кним относились также англы, саксы, юты, фризы и многие другие. Они обитали всеверо-западной части германской территории, на побережье Северного моря, и наполуострове Ютландия.
3.Иствеоны (или искевоны), прирейнские племена — бруктеры, хамавы, салии идругие, позднее слившиеся в племенные союзы франков.
4.Певкины, бастарны, жившие на востоке, на территории, «граничащей сдаками».
5.Герминоны (или эрминоны). К ним относились маркоманны, квады, лангобарды, алеманныи некоторые мелкие племена, обитавшие на юге германских земель.
6.Гиллевионы — скандинавские племена. Плиний упоминает их в другой главе своей«Естественной истории», поскольку они были территориально изолированыот других германских племен.
Упоминанияоб ингевонах, искевонах и герминонах есть и у Тацита. Он говорит о них в связис мифом, в котором рассказывалось о происхождении германцев от трех сыновейбога Манна: Инге, Иске, Эрмине, которые и дали названия этим трем этническимгруппам. Тацит перечисляет и племена, входившие в эти группы, упоминая отдельносвевов, «вандилиев» и других, и высказывает предположение, что у богаТуискона, отца Манна, было больше сыновей, от которых пошли названия другихплемен.
Всвоем труде «К истории древних германцев» Ф. Энгельс с небольшимипоправками принимает классификацию Плиния, считая, что она отражаетдействительную картину расселения германских племенных группировок и в основномсогласуется с той языковой классификацией, которая была установлена много вековспустя при изучении памятников древнегерманской письменности. Его поправка кэтой классификации состоит в том, что он не выделяет певкинов и бастарнов вотдельную племенную группу, а объединяет их с готами и другими племенами вгруппу виндилов, поскольку, по всей вероятности, они были, как он считает,соплеменниками готов и вошли впоследствии в готское королевство.
 
Классификациядревнегерманских племенных языков. Памятники древнегерманской письменности,изучение которых дало возможность произвести классификацию германских языков,создавались в эпоху формирования варварских королевств, в эпоху христианизациигерманцев и распространения у них латинского письма и латинского алфавита.Различные народности приобщаются к культуре буквенного письма не одновременно,и этим объясняется то, что в первых письменных памятниках германцевзафиксировано состояние языков на разных ступенях их развития.
Наосновании изучения памятников древнегерманской письменности выделяютсяследующие языковые группы:
1.Восточная, представленная памятниками готского языка, относящимися к 4 — 6 вв.С разрушением королевства остготов письменность на готском языке исчезла.
2.Северная (скандинавская) группа, до 10 в. представленная памятниками руническойписьменности; с 10 в. в ней различают древнедатский, древнешведский,древненорвежский и древнеисландский языки.
3.Западная группа, представленная (начиная с 7 в.) памятниками надревнеанглийском, древнефризском, древнесаксонском, древненижненемецком идревневерхненемецком языках.
Германскиеязыки северной и западной групп сохранились до нашего времени. Они развились внациональные языки или стали диалектами национальных языков.
Еслисопоставить две классификации — этническую (Плиния — Энгельса) и языковую,получается следующая картина:
Виндилы- готы, бургунды и др. были носителями восточно-германских языков.
Ингвеоны- тевтоны, хавки, фризы, англы, саксы, юты и др., иствеоны — франкские племена,герминоны — алеманны, баварцы, лангобарды и др. были носителямизападногерманских языков.
Гиллевионы- скандинавские племена говорили на северогерманских языках.
Глава III. История германской письменности
Свидетельствао германских языках в дописьменный период. Письменность — самое достоверноесвидетельство о языке, самый надежный и непосредственный источник сведений онем. Чтобы составить себе представление о лексике и грамматическом строе языкав эпоху его бесписьменного существования, ученые-филологи привлекают различныекосвенные данные о характере изучаемого языка (часто, правда, отрывочные и невсегда достоверные) или же «реконструируют» отсутствующий языковойматериал методом сравнительно-исторического анализа. Так, компаративисты впервой половине 19 в. занимались реконструкцией германского языка-основы ииндоевропейского праязыка, на котором немецкий компаративист А. Шлейхер в 1868г. даже сочинил басню.
Древниегерманцы появились на исторической арене за многие века до проникновения к нимписьменности. В разное время они вступали в соприкосновение с другими народами.За несколько веков до нашей эры древние германцы сталкивались на севере ивостоке Европы с финнами, с балтийскими и славянскими племенами, на юге — сдревними греками и римлянами. Эти контакты германцев с другими народами нашлиотражение в языках некоторых из них в виде германских заимствований. Особеннобольшой интерес представляют германские заимствования в финском языке, вбольшинстве своем относящиеся к началу нашей эры. Это, например, rengas'кольцо' (ср. гот. hrings, двн. ring), kuningas 'король' (ср. двн. kuning), kulta'золото' (ср. гот. gulth, двн. gold), rikas 'богатый' (ср. гот. reiks, двн.rich), kaunis 'красивый' (ср. гот. skauns, двн. skoni), kansa 'народ' (ср. гот.hansa 'толпа'), juko 'иго' (ср. гот. juk, двн. joh), saippja 'мыло' (ср. да.sape). Попав в финский язык, эти заимствования как бы окаменели, сохраняя тотдревний тип морфологической структуры слова, который лишь очень редкозасвидетельствован в формах слов, встречающихся даже в самых ранних памятникахдревнегерманской письменности, а именно: наиболее полный вид суффиксов иокончаний, испытавших к моменту появления у германцев письменности (3 — 4 вв.н.э.) более или менее значительную редукцию.
Начинаяс 4 в. до н.э. знакомство античного мира с его северными соседями — германскимиплеменами — все расширялось и углублялось. В сочинениях римских авторов от ЮлияЦезаря и до позднеримских авторов (6 в. н.э.) встречаются — наряду смногочисленными германскими собственными именами — отдельные германскиезаимствования (как правило, в латинизированной форме), обозначающие предметыкультуры, быта и вооружения германцев, а также германские названия некоторыхживотных. У Цезаря встречается urus 'зубр', alces (мн. ч.) 'лоси', у Плиниястаршего — sapo 'краска-мазь для волос', barditus 'боевая песня', у более позднихавторов — medus 'мед' (напиток), flado 'лепешка', harpa 'арфа', runa 'руна','рунический знак' и некоторые другие.
Многочисленныегерманские собственные имена и некоторые другие слова встречаются в памятникахна латинском языке, возникших у германцев в период, непосредственнопредшествовавший появлению письменности на самих германских языках. Самыйценный с лексической точки зрения материал содержат так называемые«варварские правды», т.е. своды законов, записи обычного правагерманских народов — вестготов, бургундов, франков, алеманнов, лангобардов,турингов, баваров (5 — 9 вв.). Записанные на латинском языке, эти«правды» содержат — в виде вкраплений в латинский текст — германскуютерминологию, отражающую правовые отношения германцев в период разложениявоенной демократии и зарождения феодальных отношений. Особенный интереспредставляют «правды» бургундов и лангобардов — германских народов,не оставивших никаких письменных памятников на своих родных языках.
 
Руническоеписьмо. Древнейшим видом письменности у германцев было руническое письмо. Тацитв своей «Германии» писал, что германцы придавали особое значениегаданью-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезанными на нихзнаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читая знакина них. Эти считавшиеся магическими знаки были буквами рунического письма,алфавитом первого связного письма у древних германцев. Название букв — «руны» — образовано от основы, имевшей значение 'тайна' (ср. гот.runa 'тайна' и немецкий глагол raunen 'таинственно, украдкой шептать').Рунический алфавит германцев, так называемые «старшие руны»,насчитывал 24 знака. По первым шести буквам он получил название«футарк» (futhark). Эти знаки представляют собой комбинациювертикальных и наклонных линий.
Руныиспользовались преимущественно в магических, культовых целях. Знание рун былопрофессиональной тайной жрецов и передавалось из поколения в поколение.Назначение рунических надписей — ограждать владельца предмета от злых сил и отврагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.д. Писались(вырезались) руны на дереве, кости, камне (надгробиях), позднее на металле, вчастности на изделиях из золота. Так как деревянные предметы за редкимиисключениями не сохранились, то и рунических надписей дошло до нас оченьнемного, особенно мало их в Германии и Англии, несколько больше в Скандинавии.Всего обнаружено 150 предметов с руническими надписями, относящимися к 3 — 8вв. Это предметы или детали вооружения (копье, рукоятка меча, насадка на щит),украшения и амулеты (кольцо, браслет, медаль-брактеат [10]), надгробные камни ит.д.
Большинствонадписей представляют собой отдельные слова (часто собственные имена). Каждаяруна сама по себе тоже могла иметь магическое значение, поэтому нередковыписывался весь алфавит или его часть, что должно было приносить, поверованиям древних германцев, удачу в разных видах деятельности и ограждать отнесчастий.
Краткость,фрагментарность многих рунических надписей, их плохая сохранность и магическийсмысл — причины того, что значительная их часть (около трети) не удаетсярасшифровать. К этому следует добавить, что и во многих надписях, считающихсярасшифрованными, есть спорные части.
Руническиепамятники континентальных германцев относятся главным образом к эпохе Меровингов(6 — 8 вв.). Это в основном амулеты и фибулы (застежки для одежды) снанесенными на них руническим алфавитом, краткими надписями магическогосодержания или рядами рун, не поддающимися истолкованию. Последняя по временинаходка, сделанная в 1945 г., — запись футарка в рукописи из монастыря Фульда(8 — 9 вв.).
Изрунических памятников в Англии наибольший интерес представляют надпись нашкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменномРутвельском кресте в Шотландии. В соответствии с фонетическими особенностямиингвеонских диалектов число рун у англосаксов было увеличено сначала до 28.Такое количество рун засвидетельствовано, в частности, в рукописи 7 в., такназываемом «Зальцбургском кодексе» («Codex Salisburgiensis»),№ 140). А древнеанглийская «Руническая песня» 9 — 10 вв. содержит уже33 руны. Древнеанглийский футарк (да. futhork) является, таким образом,расширенным вариантом континентального с его 24 рунами.
Языкдревнейших рунических надписей — промежуточное звено между германскимязыком-основой, формы которого можно только реконструировать, и языкамидревнейших письменных памятников различных германских народностей.Древнерунический архаичнее готского, в нем сохранились более древниеграмматические явления, чем в языке всех других древнегерманских памятников, вчастности основообразующие гласные.
Спецификаприменения рунического письма нашла отражение в лексике германских языков. Так,нем. Buchstabe (Buche + Stab) 'буква' первоначально значило 'буковая палочка'(ср. гот. boka 'буква', мн. ч. bokos, да. bocstaef). Немецкий глагол lesen'читать', первоначально значивший 'выбирать, подбирать' (разбросанные буковыепалочки), сохранил это значение как менее употребительное наряду с новым'читать', старое же лучше всего сохранилось в глаголе auflesen 'подбирать' и вряде сложных существительных, например, Weinlese 'сбор винограда'. Английскийглагол (to) read 'читать' первоначально значит 'угадывать, отгадывать' (ср.нем. raten 'отгадывать'), а глагол (to) write 'писать' имел раньше значение'царапать, выцарапывать' (ср. нем. ritzen 'царапать' и reissen в значении'чертить', а также нем. Reissfeder 'рейсфедер'.
Впроцессе христианизации (4 — 12 вв.) германцы знакомятся с латинским письмом(готы — с греческим), в результате чего к 9 в. руническое письмо на территорииФранкского государства, а к 11 в. на Британских островах полностью вытесняетсялатинским. В Скандинавии, где руническая письменная традиция оказалась болееустойчивой, руническое письмо не исчезло полностью, а было перенесено напергамент и использовалось не только в культовых целях, но и (как, например, вДании в 13 в.) для записи законов вплоть до 16 в. В Швеции рунами в частныхзаписях пользовались еще в 16 — 17 вв. Предпринимавшиеся в Швеции попыткивозродить руническое письмо потерпели неудачу: руны не смогли конкурировать нис латинским, ни с так называемым «готическим» шрифтом.
Рунологиякак самостоятельная научная дисциплина зародилась в 70-е гг. 19 в. Ееосновоположником был датский ученый Людвиг Виммер. Очень большой вклад вразвитие рунологии внесли норвежские ученые Суфюс Бугге и Магнус Ульсен,шведские ученые Отто фон Фрисен, Элиас Вессен и ряд других исследователей. Иесли, несмотря на усилия рунологов, ряд надписей до сих пор не расшифрован, аинтерпретация многих спорна, это объясняется сложностью материала и егофрагментарностью. Для расшифровки надписей необходимо привлекать данные смежныхнаук. Как сформулировал это рунолог Карл Марстрандер, «рунология — этопалеография, лингвистика, археология и мифология» [11]. Действительно,нередко лексическое значение слова какой-либо рунической надписи понятно, нокакую функцию выполнял этот текст, остается загадкой.
Невполне ясно и происхождение рунического алфавита. Некоторые руны обнаруживаютявное сходство с буквами латинского алфавита, другие — греческого. Поэтому одниученые пытались вывести рунический алфавит из латинского, другие — изгреческого. В середине 19 в. была впервые высказана мысль о происхождении руниз одного из североиталийских алфавитов. Согласно этой гипотезе, руны,возникнув на севере Италии ао 2 — 3 вв., были затем переняты самыми южными иззападногерманских племен и постепенно распространились на север, переходя отодного германского племени к другому. Эта гипотеза имеет в настоящее время наибольшеечисло сторонников. Правда, некоторые руны не имеют прототипов ни в одном изсевероиталийских алфавитов; загадкой остается и алфавитный порядок рун.
Руническоеписьмо было одним из важнейших культурных завоеваний германских племен на зареэпохи Великого переселения народов. Однако в силу своего преимущественнокультового назначения оно не могло получить и не получило значительногораспространения.
 
Латинскоеписьмо. Широкое развитие письменности на древнегерманских языках относится кэпохе раннего средневековья (6 — 11 вв.) и связано с процессом христианизациигерманцев и усвоением элементов греко-римской образованности господствующимклассом раннефеодального общества, формировавшегося в рамках варварскихгерманских государств. Все важнейшие социальные и культурные функции будущихнациональных языков в этих государствах выполняла латынь, единственныйписьменный и литературный язык того времени. Латынь была и языком церкви;монастыри и возникавшие при них монастырские школы были не только рассадникамиклерикального просвещения, но и главными очагами культуры, а монахи и клирики — почти единственными образованными и просто грамотными людьми своего времени.Образование и письменность носили в эту пору почти исключительно клерикальный — религиозно-церковный и богословский — характер. Так как латынь была языкомнепонятным и недоступным широким массам, да и большинству представителейверхушки раннефеодального общества, первые связные записи на своем, родномязыке появились у германцев как подсобное средство при обучении латыни, а такжев целях церковной пропаганды. Для записей на своих до того практическибесписьменных языках западные и северные германцы обратились к латинскомуалфавиту (восточногерманское племя готов создало свою письменность на основе греческогоалфавита). При этом они столкнулись со значительными трудностями. В латинскомалфавите не было букв для целого ряда звуков в различных германских языках, дляпередачи различий гласных по признаку долготы и краткости, закрытости иоткрытости и т.д. Монастырские школы по-своему, кустарно приспосабливалилатинский алфавит к нуждам родного языка, а наличие в этот период различныхвполне равноправных диалектов еще более увеличивало разнобой в написании однихи тех же слов, в передаче одних и тех же звуков, и без того очень значительныйиз-за отсутствия общепринятых орфографических правил и норм. В латинскийалфавит вносились различные изменения, главным образом дополнения в виде новыхбукв и сочетаний букв (например, буква w в алфавитах большинства германскихязыков, сочетание букв ch для обозначения глухого заднеязычного щелевогосогласного [x] и др.) или диакритических знаков (например знак для обозначенияумлаута). В настоящее время алфавиты германских языков, в основе которых лежитлатинский алфавит, и по количеству, и по составу букв несколько отличаются другот друга и от алфавита латинского языка. Одни и те же буквы могут в разныхязыках служить для обозначения разных звуков, а один звук может обозначатьсяразными буквами.
Традиционныеорфографии германских языков складывались на протяжении многих веков, ониотличаются непоследовательностью и обнаруживают немало противоречий, вчастности наличие в словах непроизносимых букв и не обозначаемых отдельнымибуквами звуков. Особенно много непроизносимых букв в написании английских слов.И вообще в английской орфографии наблюдается глубокий разрыв между архаичнымнаписанием очень многих слов и их изменившимся произношением — разрыв,доставляющий немало неприятностей самим англичанам, не говоря уже об иностранцах,и вызвавший к жизни понятие spelling в его специфическом смысле.
Нарубеже 8 — 9 вв. во Франкском государстве был выработан на основесуществовавших до этого вариантов латинского алфавита новый, небольшие поразмеру буквы которого получили название «каролингские минускулы»(ср. лат. minusculus 'меньший'). Этот алфавит отличался от своихпредшественников большей четкостью и упорядоченностью письма, им пользовались вЗападной Европе вплоть до 12 в. (когда он был вытеснен «готическим»шрифтом).
Вконце 15 в., в эпоху Возрождения, в Италии был создан шрифт для печатныхпрессов, получивший название «антиква». Это был вариант латинскогошрифта, округлые формы букв которого представляли собой сознательный возврат (взнак протеста против «варварского» готического шрифта) к каролингскимминускулам, которые в то время считались образцом классических латинских букв(лат. littera antiqua). Начиная с 16 в. антиква получила широкоераспространение в странах Западной Европы, и со временем были созданы разныеварианты антиквы. В Германии ею пользовались преимущественно при печатаниииностранных текстов, а до 18 в. — и иностранных слов, оказавшихся«вкраплениями» в немецком тексте. И в настойщее время латинскийшрифт, распространившийся вместе с германскими и романскими языками далеко запределами Западной Европы, представлен в виде различных вариантов антиквы.
 
Готическоеписьмо. Приблизительно в 11 в. в Италии на базе латинского алфавита возникновый тип письма — остроконечное монашеское письмо, с конца 11 в. распространившеесяи в других странах Европы. В средние же века, в 13 — 14 вв., в Западной Европевозник новый, пришедший на смену романскому, стиль архитектуры. Он возник какстиль культовых строений — католических соборов и церквей. Его назначением быловыразить средствами архитектуры христианскую идею отрешения от всего земного,обращения всех помыслов и надежд ввысь, к небесам, обиталищу бога. Этот стильдал мировой культуре такие шедевры архитектуры, как собор Нотр-Дам в Париже исв. Стефана в Вене, Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Страсбурге,Кельне, Наумбурге, Милане, Руане, Праге и многие другие.
Сменившаясредневековье эпоха возрождения, противопоставив свое светское, гуманистическоемироощущение безраздельному владычеству церкви в области идеологии, культуры иискусства, отрицательно и даже враждебно относилась ко всему, что было связанос христианской идеологией, с находившимся под ее влиянием искусством, в томчисле архитектурой. А так как символом варварства для гуманистов были германскиеплемена (готы, вандалы и др.), то стиль средневековой церковной архитектурыгуманисты 15 в. стали презрительно называть «готическим», т.е.«готским» (ср. нем. gotisch, англ. gothic 'готический' и 'готский').То же название получило угловатое, остроконечное письмо. Название привилось исо временем утратило свою оценочную окраску. Ни готический стиль в архитектуре,ни готический шрифт, разумеется, никакого отношения к готам не имеют.
Дальнейшимразвитием готического шрифта в 15 в. явилась так называемая «фрактура»(нем. Fraktur от лат. fractus 'ломаный'). Зачатки фрактуры обнаруживаются уже в14 в. в рукописных документах имперской канцелярии в Праге. Как печатный шрифтфрактура была введена в начале 16 в. при непосредственном участии А. Дюрера,выдающегося художника немецкого Возрождения.
Вбольшинстве европейских государств, где готический шрифт (фрактура) нашел болееили менее широкое применение в средние века (Германия, Англия, Франция и др.),он со временем был вытеснен латинским. Только в Германии он обосновался прочнои надолго, существенно потеснив латинский. Ему обучали в школе, на нем печаталикниги и периодические издания, им пользовались в частной переписке. С 18 в.неоднократно возникали тенденции к отказу от готического шрифта (Ф. Шиллер,братья Гримм), но до 1945 г. он оставался в Германии основным шрифтом. В периодгосподства фашистской диктатуры готический шрифт был объяслен «исконнонемецким». После второй мировой войны готический шрифт постепенно уступиллатинскому почти все свои позиции. Основная причина — стремление сделатьнемецкую печатную продукцию более доступной для иностранного читателя.Готический шрифт используется и в наше время в разных странах — частично потрадиции, частично ради его декоративности — при оформлении заголовков, объявлений,вывесок и т. д.
Примечания
1.Так, название города Кёльн восходит к Colonia Agrippinensis; здесь былопоселение германского племени убиев, колонизированное в 55 г. по приказуАгриппины, матери императора Нерона. Название города Трир восходит к AugustaTrevirorum, важному опорному пункту римлян на Мозеле, временной резиденцииримских императоров, Аугсбург — к Augusta Vindelicorum, бывшему центру римскойпровинции Реции в предгорьях Альп, Бонн — к Castra Bonnensia, Кобленц — к adconfluentes, букв. 'у слияния', у впадения Мозеля в Рейн. Латинские словаcastra и colonia сохранились в названиях ряда городов Европы и на Британскихостровах.
2.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К. иЭнгельс Ф. Соч., т. 21, с. 144.
3.Тацит. Германия, гл. XV, цит. по хрестоматии «Древние германцы» подред. А.Д. Удальцова, с. 64.
4.Цезарь. Записки о галльской войне, там же, с. 19.
5.Плиний Старший. Естественная история, там же, с. 52.
6.На основании языковых и этнических данных германские племена объединяют в триподгруппы: западную, восточную и северную.
7.Энгельс Ф. К истории древних германцев. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19, с.448.
8.Энгельс Ф. Происхождение семьи… Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 151.
9.Энгельс Ф. Из рукописного наследства Ф. Энгельса. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,т. 21, с. 410.
10.Украшение в виде пластинки с чеканкой.
11.Макаев Э.А. Язык древнейших рунических надписей. М., 1965, с. 5.
Список литературы
Л.Н.Соловьева. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ И ИХ ЯЗЫКИ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Истоки традиций помощи и взаимопомощи у древних славян
Реферат Профилактика при пожаре и спопобы тушения
Реферат Массовые политические репрессии в 30-х годах. Попытки сопротивления сталинскому режиму
Реферат My Antonia Essay Research Paper Immigrants in
Реферат Організація та методика проведення уроку з теми: "Робота з Windows XP"
Реферат The Coast Shoreland Zoning
Реферат Конфликтные ситуации в коллективе
Реферат The Greatness That Is Benjamin Franklin The
Реферат Swimming Essay Research Paper SwimmingSwimming is the
Реферат Захист від несанкціонованого доступу
Реферат Особенности российского рынка труда на современном этапе
Реферат Інтервальний диверсифікований пайовий інвестиційний фонд «Депозит +» (надалі Фонд)
Реферат Характеристика мышления как высшего познавательного процесса
Реферат The Puritans Covenant With God As Revealed
Реферат Запуск Word Выход из Word Настройка пользовательского интерфейса Открыт