Реферат по предмету "Культура и искусство"


Гомер в истории культуры

Контрольнаяработапо культурологии
на тему:
«Гомер вистории культуры»
 

СОДЕРЖАНИЕ
1.   Личность Гомера……………………………………………..3
2.   Произведения Гомера………………………………………..6
3.   Гомер и  мироваякультура…………………………………10
Список использованнойлитературы……………………….…13

1.ЛИЧНОСТЬ ГОМЕРА И ЕГО РОЛЬ В ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Жил ли Гомер когда-то,был ли действительно реальной личностью?  И ему ли одному, если он жил и пелсвои песни, принадлежат великие труд и честь создания гомеровского эпоса? Наэти вопросы нет ответа, с которым согласились бы все историки античнойлитературы, но споров и догадок на этот счет было столько, что сложился даже«гомеровский вопрос». Оно существует давным-давно, и увы, ничто не сулит  егополного решения. Певец легендарно-реального и сам легендарно-реальный, Гомеростанется таким, возможно, навсегда.
У древних грековреальность Гомера не вызывала никаких сомнений. Нет источников,свидетельствующих, что этот вопрос ими ставился. Напротив, древние писателиуказывали на огромную популярность Гомера еще при его жизни. Имя его, как полагают,нарицательное (заложник, слепец), но называлось и подлинное имя – Мелесиген.Ознакомимся несколько более подробно с гомеровским вопросом, разделив его наотдельные частные вопросы. Прежде всего если Гомер вообще жил, то когда?
Геродот, в Y веке до н.э. и справедливо именуемый «отцом истории», прямо указывал, что Гомер родился в1102 г. до н. э., а это значит, что он сам или его отец могли бытьсовременниками Троянской войны.
Всем древним миром Гомербыл признан ионийцем. По самому распространенному преданию, семь античныхгородов спорим о нраве быть местом рождением Гомера. Это были города Смирна,Колофон, Хиос (все в Малой Азии), Пилос, Аргос, Итана, Афины (все в южной частиГреции), но, по сообщениям древних писателей, городов – спорщиков за правосчитаться родиной Гомера было гораздо больше семи городов. По другим данным, изчисла семи городов исключались Итана и Пилос, которых заменяли Саламин и Родос.
В настоящее времясчитается, что иониец Гомер, певший на древнеионийском  наречии древнегреческогоязыка, был родом из Смирны. Знаменитый древнегреческий поэт Пиндар, живший в ΙY-Yвв. до н. э., уверял, что Гомер – сын реки Мелет, что близ Смирны, и нимфыКрефеиды, и это не единственный случай обожествления Гомера древними. Великийгеограф древности Страбон, живший в Ι веке до н. э., указывал насуществование в Смирне целого культа Гомера. В одном из так называемыхгомеровских гимнов, сложившихся гораздо позже «Илиады» и «Одиссеи», сообщается,что Гомер умер и погребен на небольшом острове Иос, близ Феры, в Фесалии. Дажев самом гомеровском эпосе есть интересное место, указывающее на близкоезнакомство автора. «Илиады» с долиной реки Каистра близ Смирны:
   …как птицперелетных несчетные стаи,
       Диких гусей,журавлей, иль стада лебедей долговыйных,
      В злачном Азийском лугу, при Каистре широко текущем,
      Вьются туда исюда и плесканием крыл веселятся,
      С криком садятсяпротиву сидящих и луг оглашают,-
     Так Аргивянплемена… 
                                                                          Илиада.
  Здесь совершенно явственно звучатвоспоминания о месте, к описываемому сражению никакого отношения не имеющем.
Вместе с тем в гомеровском эпосе есть упоминания офиникийском городе Сидон и сидонских тканях, а этот город был историческидостоверно разрушен ассирийским царем Ассаргадоном в 677 г. до н. э. Возможныйинтервал жизни Гомера суживается, таким образом, от ІX до начала YІІ в. до н.э. И все же большинство историков античной литературы полагают наиболеевероятными еще более узкие временные рамки жизни Гомера – ІX – YІІІ до н.э.
В гомероведениисуществуют и иные взгляды. Так, один из крупнейших советских гомероведов –профессор А.Ф. Лосев пишет: « Время жизни Гомера очень позднее. Общинно –родовой быт многих предшествующих столетий, овеянный в его эпопеях критическими эстетическим духом зрелой Ионии, показывает скорее всего, что Гомер жил нарубеже Y и ΙY вв. до н.э., но абсолютно утверждать этого нельзя. Поэтому,будучи пророками и предтечами, обгоняют свое время и на столетия.Следовательно, Гомер мог жить и в YΙΙΙ и в ΙX вв. до н.э.Это в абсолютном смысле». Вместе с тем автор этих слов отмечает, что отнесениеГомера далеко назад вряд ли возможно, т.к. отражаемый им микенский периодгреческой предыстории (XY – XΙΙΙ вв. до н.э) дан в эпосе впереплетении с культурами Малой Азии, передвигавшимися в XІІІ и XІІ вв. и ещене отстоявшимися, как у Гомера, окончательно, их традиции и стандарты не моглитак быстро сложиться.
Если допустить, что Гомержил или дожил до начала 6 в., что А.Ф.Лосев считает возможным, т.е. во время,когда уже распространилась письменность, возникает трудность соотнесения Гомерас Гезиодом, называвшимся древними вторым Гомером. Как могло случиться, чтовторой, живший в таком случае значительно раньше (по крайне мере на одностолетие), не только пользовался прижизненной славой, но и основные этапы жизниего, свидетеля 8 в. до н.э., были хорошо известны современникам, тогда как опозднем Гомере никто ничего не знает, кроме того, что слава его при жизни былаочень велика.
2. ПРОИЗВЕДЕНИЯГОМЕРА
Три слова: «Гомер», «Илиада», «Одиссея» — обозначилисобой свершение первого в истории европейской цивилизации подвигахудожественного духа, его поэтического сознания мира и поэтическогосамосознания. Осуществление первого полета к самым вершинам прекрасного. Ислава. Три слова, но и единый «из рода в роды звук бегущий» сквозь годы,столетия, тысячелетия. Ничего сравнимого с этим великим подвигом последующаяистория не знала. Гомер… Обращаясь к его поэмам, мы не только ощущаем поступьдревней истории, чувствуем не только дрожь восхищения, но еще и глубочайшееуважение к памяти древнегреческого народа, подарившего человечествунесравненное художественное чудо.
Произведения Гомераназывают поэмами, эпическими поэмами, эпопеями.  Все это одинакововерно. В них отражена огромная часть, целая глыба народного общегреческогоэпоса, выросшего из многочисленных «преданий старины глубокой».
Обе поэмы состоят изодинакового числа песен по 24 каждая, и это не случайно. Подразделения на песни– главы «Илиады», имевшее место уже в начале поздней античности, послужилообразцом и для деления текста «Одиссеи» и имело целью подчеркнуть ее равноезначение с «Илиадой».
В «Илиаде» всего 15790, в«Одиссее» 12096 стихов. Обе поэмы и распевались, и были записаны гекзаметром –размером, как нельзя более соответствующим духу героического повествования.
Связанные хронологическии сюжетно, «Илиада» и Одиссея» во многом совершенно несходны. К «Одиссее»приложило в некотором смысле понятие о жанре приключенческого романа встихотворной форме. Это поэма экзотики, географической фантастики, увлекаетчитателя все новыми странами, чудесами, панорамами событий, опасностями,картинами дворцового и народного быта и вызывает в читателе сочувствие кгонимому и многострадальному Одиссею. Картины, рисуемые Гомером в «Одиссее»,разнообразны и ярки, они охватывают многолетние странствия и страдания герояпоэмы.
Одиссей является героемнародного сказания о возвращении друга. Муж уехал в длительное путешествие.Останется ли ему верна жена и узнает ли она его по возвращении – такой основноймотив. Муж возвращается постаревшим или переодетым, его узнают по тремпризнакам, удостоверяющим его подлинность. «Одиссея» – это восстановлениесемейного благополучия, – но ценой, каких усилий и какой борьбы!
На путях дальнихстранствий герой переносит мучительные страдания и гнев богов, то и делонарушая установленный ими с давних времен порядок. Само имя «Одиссея» (odussomaio – гневаюсь) указывает на человека,испытавшего божественный гнев, он тот, кто «ненавистен» богам. И все жемужество героя, его выдержка, его дерзкое право на самоутверждение заставляютбогов внимать ему и приходить на помощь. Вот почему Одиссей стал классическимтипом интеллектуального героизма, достигшим в этом образе своего наивысшего выражения.
Другое дело – «Илиада». Вее сюжетном зерне также судьба героев, и прежде всего главного героя –Ахиллеса, о чем Гомер предуведомляет своего слушателя, ныне читателя, в самомначале первой песни поэмы. По мере развертывания поэмы в нее все яснее, глубжевходит жизнь и судьба противостоящего Ахиллесу троянского вождя Гектора, вотдельных  местах и даже в отдельных песнях «Илиады» занимающего чуть ли неглавное место. С именами Ахиллеса и Гектора сплетаются имена и подвиги другихглавных героев. С троянской стороны они немногочисленны – это Эней, Парис,Главк, с ахейской – многие цари и герои Эллады и островной Эгеиды. Их подвигомотдается некоторое предпочтение по сравнению с троянскими вождями.
Если исключить из текста «Илиады» немногие бытовые,лирические, интимные сцены, «краткие биографические очерки», деяния и ссорыбогов и богинь, некоторые описательные места, то все остальное в поэме почтибуквально напоено кровью. Это сцены массовых сражений и поединков, полныеужасных подробностей, описаний мучений умирающих, о которых Гомер говорит с суровойи беспощадной прямотой, с почти « протокольной» точностью. Поражаетконкретность и лаконизм изображения таких сцен.
 
         В прах колесницы он пал,         И взгремели на падшем доспехи.
Пафос войны, убийств,неистовства, жестокости, одержимость военной страстью пронизывают «Илиады»,придают ей грозное, «медное» звучание, снова и снова, устами и смертных ибогов, напоминая о неотвратимости рока и в тоже время бурно, неистово восхваляябезумную храбрость, славу и честь военного подвига, торжество грубой силы,захват «кровавой корысти» – военных трофеев.
По отношению ко всейТроянской войне события, описанные в «Илиаде», — это линия жизни двух главныхгероев Ахиллеса и Гектора, заключенные в очень короткий промежуток времени.Действие поэмы охватывает пятьдесят дней, но из них большая часть заполненасобытиями, о которых автор упоминает только вкратце.
Еще Аристотель, заметил,что содержанием своей «Илиады» Гомер взял не всю троянскую войну и даже несудьбу какого-нибудь героя от его первого вступления в бой до последнегосражения, а всего лишь один эпизод – «гнев Ахилла». Точнее было бы сказать, не«гнев», а его последствия.
Гнев, как бурная реакцияи яркая по своим проявлениям эмоция, близкая к военной тематике, нашел у Гомерачуть ли не главное место в обоих поэмах, Если гнев Ахиллеса определил развитиеосновного сюжета «Илиады» (мщение Агамемнону за бесчестие, затем Гектору заубийство Патрокла), то и в «Одиссее» мы видим нечто подобное. Одиссей вынужденмногие годы скитаться и терпеть всевозможные беды из –за гнева Посейдона,вызванного ослеплением его сына циклопа Полифема. Гелиос обрушивает свой гневна спутников Одиссея, убивших и съевших его быков. Посейдон мстит не толькозлополучному Одиссею, но и оказавшим ему помощь феакийцам, корабль которых онпревращает в камень, а город собирается, причем с разрешения Зевса, «задвинутьгорой», т.е. разрушить землетрясением. Вернувшись в Итаку, на родину, Одиссей ввеликом гневе на женихов своей верной супруги, Пенелопы устраивает в пиршественнойпалате кровавую бойню.
Таким образом, именнотема гнева придает обоим поэмам их драматическое звучание, их напряженность идовольно мрачный колорит.
Оценку творчества Гомерас художественной стороны дал Аристотель, авторитет которого оставался, какизвестно, незывлемым и в эпоху Римской империи, и даже в средневековье. СловаАристотеля: «Языком и богатством мыслей Гомер превзошел всех» – справедливы длявсей поздней античности.
3.ГОМЕР И  МИРОВАЯ КУЛЬТУРА
 Античная культурапредставляет собой целостное  образование, охватывающее все ее историческиемодификации – политику и право, мифологию и религию, науку, философию иискусство.
Античная культура вырастает иразвивается на основе городской  социальной и духовой жизни.
У истоков греческой культурынаходятся Крит и Микены, чья культура еще не служит водоразделом между ДревнимВостоком и Западом. Крушение централизованных систем Крита и Микен развязалоруки рядовой знати – Басилеян в их единоборстве и развернувшейся борьбе заславу, доблесть и богатство. Подвиги греческих героев – аристократоввоспеваются в поэме Гомера «Илиада», возвращение самого «интеллектуального»греческого героя – Одиссея домой, на Итаку – в «Одиссее». Своеобразиегомеровской эпохе (Х — ІX вв. до н. э.) состоит в том, что основной векторразвития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные личностные нормыкультуры. Поведения героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность– воинская доблесть («арете»), ее достижение регламентируется «героическимкодексам», достижение славы, вслед за которой идет чествование –соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основнойформой общественного контроля выступает «культура стыда» – непосредственнаяосуждающая реакция народа на отступления героя от нормы. Формируетсярациональная ориентация поведения, его обоснования и соответствующеесамосознания. Боги расцениваются как часть природы, человек, покланяется богам,может и должен строить с ними отношение рационально. Гомеровская эпохадемонстрирует состязательность («агон») как норму культуротворчества изакладывает фундамент всей европейской культуры.
Ни один поэт не имел такогогромадного влияния на свой народ и на мировую литературу, как Гомер. Хотя егопесни сочинялись для господствующих классов Ионии, но они настолько отвечаличувствам и мыслям всего народа, что при помощи странствующих рапсодов быстрораспространились по всему эллинскому миру и, благодаря этому широкому распространению, стали настоящим народным эпосом. Эпос Гомера называливпоследствии «Библией греков», он представлял собой нечто вроде «священноготекста». Декламация его песен входила в церемониал государственных празднеств,как твердо установленная составная их часть. Начало этому было положеноПисистратидами в Афинах, где по преданию последовала первая запись этих песен вболее или менее законченном виде. Платон в «Государстве» приводитраспространенную точку зрения на гомеровский эпос как на «жизненноеруководство»: «… поэт этот воспитал Элладу, и ради руководства человеческимиделами и просвещения его стоит внимательно изучать, чтобы согласно емупостроить всю свою жизнь…». Примерно до середины Y в. до н. э. воспитаниеюношества строится на основе образа «идеального героя», выводимого из поэмГомера: образованный благородный молодой человек должен, помимо физическогосовершенства, обладать знанием поэзии и определенными «мусическими» навыками,т.е. умением играть на музыкальных инструментах. Образовательная ивоспитательная программа, сформировавшаяся благодаря Гомеру, сильно отличаетсяот способов воспитания римских «добродетелей»:  римская молодежь заучиваетнаизусть не поэмы, а «Законы 12 таблиц» (составлены в 450 г. до н. э.) – основуримского законодательства и одновременно нравственности.
По Гомеру учились,воспитывались, в его тексте находили нормы греческих «добродетелей», — но в тоже время обнаруживали и «теологию», и скрытые аллегорические смыслы, представляяГомера в качестве «божественного учителя», передающего через рассказы олегендарных событиях стройную концепцию мироздания.
Во всех областях литературы мыможем проследить влияние Гомера. Римляне впервые заинтересовались греческойписьменностью благодаря «Odyssia Latina» Ливия Андроника, несмотря на то, чтоэто последняя представляла собой довольно неуклюжее воспроизведение Гомера.Хотя в средние века имя Гомера также чтилось высоко, но лишь с эпохиВозрождения его стали вновь изучать, после чего началось его победное шествиепо народам Европы, которое достигло своего эпогея в XYΙΙ  веке. 

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Греческаямифология /Тахо–Годи А.А.-М.: Искусство, 1990.
2.        Боннар Андре.  Греческая цивилизация. Т.3-й.-М.:Искусство,1991.
3.        Троянскаявойна и поэмы Гомера/Н.А.Флоренсов. – М.: Наука, 1991.
4.        Эллинскаякультура /Под ред.проф Ф. Зелинского.-С.-Петербург: Издание «Брогауза-Ефронт,1906.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.