Реферат по предмету "Культура и искусство"


Времена года в поэзии Бунина живописи Левитана и музыке Чайковского

IX  ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯМуниципальное общеобразовательное учреждение
средняяшкола № 6 им. Ломоносова
Секция — ЛитературоведениеВременагода в поэзии Бунина, музыкеЧайковскогои живописи Левитана.
Автор: ученица 5 «Г» класса
ШелудяковаДарья.
Руководитель: учитель Дунина Н.А.
г. Самара,2008 год.

План:
I. Введение.                                                                                     3 стр.
II. Биографическая справка:                                                          6 стр.
А) Петр Ильич Чайковский;                                                         6 стр.
Б) Исаак Ильич Левитан;                                                            11 стр.
В) Иван Алексеевич Бунин.                                                        14 стр.
III. Времена года в поэзии Бунина,музыке Чайковского и
 живописи Левитана:                                                                    19 стр.
А) осень,                                                                                         19стр.
Б) зима,                                                                                          21 стр.
В) весна,                                                                                        22 стр.
Г) лето.                                                                                          24 стр.
IV. Заключение.                                                                           27 стр.
Библиография                                                                              29 стр.
Иллюстративные приложения                                                   30 стр.

ВведениеПрежде чем начать рассказ о выдающихся живописце,поэте и музыканте необходимо рассказать об истории русской культуры в периодтворчества Левитана, Бунина и Чайковского.
XIX век по праву называют«золотым веком» российской словесности, эпохой, когдароссийская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь,оказывает серьезное влияние и на  другие виды искусств и на мировую культуру.
В первые десятилетия XIX векав литературе распространяется эстетика романтизма, предполагавшаясоздание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждениесильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества.
В 1830-50егг. развитиелитературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму,соотнесение изображаемого в литературном произведении с «жизненнойправдой». Этот переходный период был одним из периодов взлета российскойсловесности, ознаменовавшегося творчеством А.С. Пушкина — создателя нормсовременного русского литературного языка классических образцов всехлитературных жанров: лирической и эпической поэзии, романа, повести и рассказа.
Формировавшийся в 60-70-егоды XIX века в русской литературе критический реализм отличалсяповышенным интересом к социальной проблематике, связанным с острыми конфликтами в  русском обществе.
В первой половине XIX взарождается национальная музыкальная школа. В первые десятилетия XIX векагосподствовали как и в литературе романтические тенденции.
Особое место в русской музыкезанимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутреннийдраматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русскойлитературе периода реализма, к которой композитор часто обращался (оперы«Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»).
В первой половине XIX векагосподствовал классический балет и французские балетмейстеры. Вторая половинастолетия – время рождения классического русского балета. Его вершиной сталипостановки балетов П.И. Чайковского («Лебединое озеро», «Спящаякрасавица») петербургском балетмейстером М.И. Петипа.
Влияние романтизмав живописи  проявилось, прежде всего, в портрете. Развитие реалистическойживописи привело многих художников к протесту против канонов академическогоклассицизма.
В 1863 г. группа выпускников академии потребовала права свободного выбора сюжетов конкурсных картин вместообязательной мифологии. Лидером «протестантов», создавших Артельпетербургских художников, был портретист И.Н. Крамской. В 1869 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок. В него вошли Г.Г. Мясоедов, В.Г.Перов, А.К. Саврасов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.И.Суриков, позднее И.Е. Репин, И.И. Шишкин. Для художников-передвижников,принадлежавших к реалистической школе, был характерен интерес к жизнисовременного им российского общества, социальным проблемам (жанровые полотнаПерова), русской природе (Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов), историческимполотнам (Суриков, Ге).
Рубеж XIX — XX столетий — период нового взлета русской культуры, Это время переосмысления традиций и ценностейрусской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскимиисканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров иформ. В этот период мышление художников освобождается от политизированности, напервый план выходит бессознательное, иррациональное в человеке, безграничныйсубъективизм. «Серебряный век» стал временем художественныхоткрытий и новых направлений.
Начиная с 90-х гг. культуреРоссии в рамках «Серебряного века» развиваются различные течения. В этотпериод  жил и творил  И.А. Бунин.
  Все мастера,выбранные в качестве темы данной работы, были представителями разных поколений,и расцвет их творчества приходился на два известнейших века русской культуры,однако они были представителями одной школы – реализма, которая развивалась и вмузыке и в живописи и в поэзии.
Все они обращались к теме«Времена года», да и вообще к теме «Природы»,  достаточно широко распространеннойв мире искусства.
В данной работе я надеюсь найти и представить тот образ русской природы, который запечатлели этихудожники разных поколений, используя средства разных видов искусства – поэзии,живописи и музыки.
Краткая биографическая справкапоможет поближе познакомиться с этими великими созидателями Храма Искусства ипонять истоки их непостижимой привязанности к русской природе.
 

ГлаваII. Биографическаясправка.
 
А) Петр ИльичЧайковский.
Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ(1840–1893 г.г.), русский композитор, музыка которого отличается красочностью,романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Родился 25 апреля (7 мая)1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинскогозавода, горного инженера И.П.Чайковского и Александры Ассиер. Чайковский росочень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обостриласьпосле смерти любимой матери (1854).
В детстве получилдомашнее воспитание, а затем, после двух лет занятий в пансионе, поступил впетербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859, стал чиновникомДепартамента юстиции. С 14 лет начал проявлять склонности к композиции, в 1860или 1861 опубликовал романс на итальянский текст и тогда же, совершивпутешествие по Западной Европе (1861), решил заняться музыкой, прежде всегогармонией, под руководством Н.И.Зарембы.
В 1862 он поступил втолько что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставилгосударственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Онзанимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А.Г.Рубинштейнаи за время обучения создал несколько произведений, в том числе увертюру Грозапо одноименной пьесе А.Н.Островского и кантату К Радости на стихи Ф.Шиллера. В1866, сразу после окончания консерватории, был приглашен на должностьпрофессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братомАнтона Рубинштейна – Николаем Рубинштейном.
В течение первых двух лет в Москве Чайковскийсочинил свою Первую симфонию (Зимние грезы, 1866) и первую оперу Воевода,которая была поставлена в Москве в 1869 (после премьеры уничтожена автором ивосстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровымпартиям). Вторая опера, Ундина, была представлена в дирекцию Императорскихтеатров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (еематериал частично вошел в балет Лебединое озеро). Оркестровая увертюра Ромео иДжульетта получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но послезначительной переработки в 1870 и 1880 это сочинение стало одним из самыхпопулярных в оркестровом наследии композитора. Удача начала поворачиватьсялицом к музыканту в первые годы следующего десятилетия, когда появились Втораяи Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876),Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазияФранческа да Римини (1876) и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром(1877). Две следующие оперы Чайковского – Опричник и Кузнец Вакула (вторая изних стала победительницей на конкурсе, объявленном дирекцией Императорскогорусского музыкального общества) и балет Лебединое озеро были поставленысоответственно в 1874, 1876 и 1877.
В этот период зародилась загадочная дружбаЧайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состояния,обожавшей музыку вообще и в особенности музыку Чайковского, в течении многихлет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречаться. Кроме того,Чайковский  завершил два шедевра – Четвертую симфонию и оперу Евгений Онегин.Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год(ее выплата была прервана внезапно в 1890), что позволило ему оставитьпедагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве.
В 1885 он устроил себе постоянное жилище в Майдановепод Клином, затем в 1888 перебрался в соседнее Фроловское и незадолго до смертинаконец приобрел собственный дом на окраине Клина. Он всегда проводил многовремени за границей, подолгу жил в поместьях своих родных (особенно вукраинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского –Александры) и друзей. В этот период появляются три оперы – Орлеанская дева(поставлена в 1881), Мазепа (поставлена в 1884) и Чародейка (поставлена в1887), а также скрипичный концерт ре мажор (1878), Второй фортепианный концертсоль мажор (1880), торжественная увертюра 1812 год (1881), трио Памяти великогохудожника (1882), посвященное Н.Г.Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879,1883 и 1884), симфония Манфред по поэме Байрона (1885). В этот период былисочинены Пятая симфония ми минор (1888), увертюра-фантазия Гамлет (1888) и вчернезавершен балет Спящая красавица. Оркестрован он был в течение лета 1889 ипоставлен в начале следующего года. В 1890 появилась лучшая опера Чайковского –Пиковая дама.
Весной 1891 Чайковский совершил свою первую (иединственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтимореи Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен гораздо больше, чемв Европе. Вернувшись в Россию, он посвятил летние месяцы сочинению баллады дляголоса с оркестром Воевода, одноактной оперы Иоланта и балета Щелкунчик.
В начале 1893 Чайковский начал работу над«настоящей» Шестой симфонией си минор. Сочинение было прервано поездкой вАнглию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степенипочетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была закончена вавгусте, а исполнена впервые под управлением автора в Петербурге 28 октября.Буквально накануне премьеры композитор дал симфонии подзаголовок Патетическая.Через пять дней Чайковский заболел холерой, которой, как считали, он заразился,выпив стакан сырой воды. Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября)1893.
И в России и за ее рубежами Чайковского принятосчитать «величайшим» русским композитором. Наследие Чайковского очень велико. Богатстволирической мелодики Чайковского, его мастерское владение практически всемимузыкальными жанрами, его блестящая композиторская техника (в особенностиоркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества (которое, по мнениюмногих, отражает захватывающую тайну личности композитора) – все этодействительно делает Чайковского выдающейся фигурой не только русской, но имировой музыкальной культуры.
Оркестровые сочинения. Обращаясь к оркестру,Чайковский становится совсем другим.
П.И.Чайковский — певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное втом, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучшепонять родную природу, увидеть прелесть осени.  Ведь даже поздняя осень схаосом дождей и  ветров  вдруг  дарит дни, полные такой тихой и яснойзадумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго.  Природа отдыхает  от напряжённой  весны, когда надо  было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз.
Особое место в его творчестве занимает цикл, состоящий из 15пьес «Времена года». Немного о создании цикла.
Издатель популярного  Петербургского  журнала   «Нувеллист»Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес — почислу месяцев в году — специально для  ежемесячного опубликования их в этомжурнале в течении 1876 года.  Чайковский дал своё согласие.
Когда пьесы  были  уже  написаны  Чайковским  и  отосланы вжурнал, Бернард,  стремясь облегчить восприятие музыки,  дал ей поэтическоеистолкование в виде стихотворных эпиграфов.  Композитор не возражал противэпиграфов и со времени первой публикации они остаются почти неотъемлемой частьюцикла.
Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера.  Критикапомалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков»,  а  сам композитор чемдальше,  тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный циклзаймёт достойное  место  в  истории русской музыкальной литературы.
Так оно и произошло.  В этой незатейливой, сродни народномутворчеству, музыке бездна истинной поэзии. Пестрит шумный масленичный хоровод, мчатся на перегонки лихие тройки  со  звонкими заливистыми бубенцами, трубятпоутру охотничьи рога, льются над безбрежным степным привольем песни жнецов икосарей.  В  жаркий июньский день  хорошо брести пыльным полевым просёлком, отдавшись во власть солнца,  ветра,  ароматов цветущих трав. Ну, а в октябрехочется  присесть в сумерки возле окна и под шорох дождевых капель погрустить опромелькнувшем лете.
По словам  Б.Астафьева,   Чайковский  создал  пьесы  «малыхформ» пианизма, потребные для исполнителя и слушателей вне величавых концертныхэстрад,  но с душевным содержанием, отвечающим зовам всего населения,  тому, что оно всегда слышало вокруг  в своей, всем привычной,  дорогой нам русскойжизни. Так со страниц тетрадок ежемесячного «Нувеллиста» стали появлятьсядушевно приветливые фортепианные мелодии Чайковского, западая в сердце,неотрывные и незабываемые.
Двенадцать пьес  цикла  созданы композитором какпоследовательный ряд картин русской природы и быта,  подчинённых естественномугодичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Написанные  без притязаний  на   виртуозность   блеск   и эффектность, они  отличаютсяпленяющей мелодической выразительностью и тонкостью фортепианного письма.Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру, всяцель которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердцаповествование о бесконечно дорогом и близком композитору.
Исследователь творчества  Чайковского  Кайгородов говорил окомпозиторе:
«Чайковский обладал удивительно сильным,  можно сказатьфеноменальным чувством природы.  Мне неизвестно  другого  примера человека,который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно наних реагировал.  Мало сказать,  что Пётр Ильич страстно любил природу — он еёобожал».
Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку.
 
Б)  Исаак Ильич ЛЕВИТАН (1860-1900).
 
Пейзаж завоевал местоодного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способомпроявления высоких эстетических чувств художника, областью искусства, в которойвыражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в немсовременник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажнойживописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник,мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к красоте мира и человека.
Пейзаж в русскомискусстве был сферой проявления духовной жизни общества и оформился как жанр вконце ХVIII — начале ХIХ века. В этом жанрераскрывались трепетная душа личности, отношения художника с окружающим миром иволнения эпохи.
Мотив пейзажа – это образтипичного явления (или уголка) природы, вызывающий определенные переживания(воспоминания, размышления) у людей одной культурной общности.
Своей вершины русскаяпейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика А.К.Саврасова  - И.И.Левитана
Исаак ИльичЛевитан родилсяв 1860 году на западной окраине России, но через несколько месяцев семьяпереехала в Москву, поэтому художник по праву был назван А.М. Васнецовым“продуктом Москвы”, продолжателем традиций высокой культуры, которыми полнароссийская столица. В 12 лет Левитан поступил в Московское училище живописи,ваяния и зодчества. Родственники художника вспоминали, что с ранних лет онлюбил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать “какой-нибудь закат”, а когданаступала весна, “совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло загород”. Уезжая из России, он вскоре начинал тосковать по страстно любимой имрусской природе. Так, весной 1894 года он писал А.М. Васнецову из Ниццы:“Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё.Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящийпейзажист”.
Исаак Левитан — самыйвеликий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли длясовременников скромную красоту русской природы. Начиная работать подруководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своихучителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгоевремя считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и статьтемой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликаямасса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Работы русских пейзажистовтого времени больше походили на копии итальянских и французcких картин, вкоторых прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка.Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. Всамом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное ибесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека,заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Здесь нет «красотприроды». Только то, что является одинокому страннику, бредущему от городак городу, от села к селу по бесконечным русским дорогам, влекомому тем«божественным нечто, что разлито во всем, но что не всякий видит, что дажеи словом назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а одной лишьлюбовью постигается...» Только хмурые перелески, бедные поля ипокосившиеся избенки, грустящие под ситцевым небом.  Левитан наполнил нашбедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от среднейполосы России — у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимоеочарование, перед которым меркли красоты заморских стран.
Левитан — мастерспокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, онумел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегосяпейзажа. Заштатный городок Плес на верхней Волге прочно вошел в творчествоЛевитана. В этих краях он создал свои полотна: «После дождя», «Хмурый день»,«Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи:«Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
Творческий путь Левитанадлился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем всеостальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувелечения сказать, чтопосле Левитана русский пейзаж стал другим. Левитан умер в 1900 году, ставпоследней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытоживискания лучших русских умов того времени.  
«Но что же делать, яне могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну, словом, не понимаю себя внеживописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогдаеще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но чтоне всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму,анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинныйхудожник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором — пускай!Они — благоразумие… Но это мое прозрение для меня источник глубокихстраданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красотуокружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всем и не уметь,сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения...» Исаак Левитан.
 
В)Иван Алексеевич Бунин.
ИванАлексеевич Бунин pодился 23 октябpя 1870 года (10 октябpя по стаpому стилю) вВоpонеже,  на Двоpянской улице. Обнищавшие помещики Бунины,  пpинадлежализнатному pоду,  сpеди их пpедков — В.А. Жуковский и поэтесса Анна Бунина.
 ВВоpонеже Бунины появились за тpи года до pождения Вани,  для обучения стаpшихсыновей: Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет). Мать Бунина,  ЛюдмилаАлександpовна,  всегда говоpила,  что «Ваня с самого pождения отличался отостальных детей»,  что она всегда знала,  что он «особенный», «ни у кого нет такой души,  как у него».
 В1874 году Бунины pешили пеpебpаться из гоpода в деpевню на хутоp Бутыpки,  вЕлецкий уезд Оpловской губеpнии,  в последнее поместье семьи.
Вдеpевне от матеpи и двоpовых маленький Ваня «наслушался» песен исказок. Воспоминания о детстве — лет с семи,  как писал Бунин, — свяаны у него«с полем,  с мужицкими избами» и обитателями их. Он целыми днямипpопадал по ближайшим деpевням,  пас скот вместе с кpестьянскими детьми,  ездилв ночное,  с некотоpыми из них дpужил. Подpажая подпаску,  он и сестpа Маша еличеpный хлеб,  pедьку, «шеpшавые и бугpистые огуpчики»,  и за этойтpапезой,  «сами того не сознавая,  пpиобщались самой земли,  всего тогочувственного,  вещественного,  из чего создан миp», — писал Бунин вавтобиогpафическом pомане «Жизнь Аpсеньева». Уже тогда с pедкой силойвоспpиятия он чувствовал,  по собственному пpизнанию,  «божественноевеликолепие миpа» — главный мотив его твоpчества. Именно в этом возpастеобнаpужилось в нем художественное воспpиятие жизни,  что,  в частности, выpажалось в способности изобpажать людей мимикой и жестами; талантливымpассказчиком он был уже тогда. Лет восьми Бунин написал пеpвое стихотвоpение.
Об этом периоде своей жизни Бунинсам впоследствии написал: “Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом средихлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошловсё моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной...” Именно здесь, вэтой российской глубинке, зародилась в душе будущего нобелевского лауреатастрастная любовь к русской природе. Об этой привязанности А.А. Блокговорил: “Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет.Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые еговпечатления богаты”. Это чувство невероятного единения с родной землёйвыразилось в стихотворении 16-летнего Бунина:
Ты раскрой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей!
Наодиннадцатом году он поступил в Елецкую гимназию. В гимназии он писал стихи, подpажая Леpмонтову,  Пушкину.
 Гимназиюон не окончил,  учился потом самостоятельно под pуководством стаpшего бpатаЮлья Алексеевича,  кандидата унивеpситета.
 Сосени 1889 года началась его pабота в pедакции газеты «Оpлоавскийвестник»,  неpедко он был фактическим pедактоpом; печатал в ней своиpассказы,  стихи,  литеpатуpно-кpитические статьи,  и заметки в постоянномpазделе «Литеpатуpа и печать». Жил он литеpатуpным тpудом и сильнонуждался. Отец pазоpился,  в 1890 году пpодал имение в Озеpках без усадьбы,  алишившись и усадьбы,  в 1893 году пеpеехал в Кменку к сестpе.,  мать и Маша — вВасильевское к двоюpодной сестpе Бунина Софье Николаевне Пушешниковой. Ждатьмолодому поэту помощи было неоткуда.
Вначале 1901 года вышел сбоpник стихов «Листопад»,  вызвавшиймногочисленные отзывы кpитики. Купpин писал о «pедкой художественнойтонкости» в пеpедаче настpоения. Блок за «Листопад» и дpугиестихи пpизнавал за Буниным пpаво на «одно из главных мест» сpеди совpеменнойpусской поэзии. «Листопад» и пеpевод «Песни о Гайавате»Лонгфелло были отмечены Пушкинской пpемией Российской Академии наук, пpисужденной Бунину 19 октябpя 1903 года.
Академиянаук пpисудила Бунину в 1909 году втоpую Пушкинскую пpемию за стихи и пеpеводыБайpона; тpетью — тоже за стихи. В этом же году Бунин был избpан почетнымакадемиком.  
Буниншел своим собственным путем,  не пpимыкал ни к каким модным литеpатуpнымтесчениям или гpуппиpовкам,  по его выpажению,  «не выкидывал никакихзнамен» и не провозглашал никаких лозунгов. Кpитика отмечала мощный языкБунин,  его искусство поднимать в миp поэзии «будничные явленияжизни». «Низких» тем,  недостойных внимания поэта,  для него небыло. В его стихах — огpомное чувство истоpии. Рецензент жуpнала «Вестник Европы»писал: «Его истоpический слог беспpимеpен в нашей поэзии… Пpзаизм, точность,  кpасота языка доведены до пpедела. Едва ли найдется еще поэт,  укотоpого слог был бы так неукpвшен,  будничен,  как здесь; на пpотяжениидесятков стpаниц вы не найдете ни одного эпитета,  ни обного сpавнения,  ниодной метафоpы… такое опpощение поэтического языка без ущеpба для поэзи — подсилу только истинному таланту… В отношении живописной точности г. Бунин неимеет сопеpников сpеди pусских поэтов ».  
Чувствоpодины,  языка,  истоpии у него было огpомно. Бунин говоpил: все этивозвышенные слова,  дивной кpасоты песни,  «собоpы — все это нужно,  всеэто создавалось веками...».
21мая 1918 года Бунин и Веpа Николаевна (его жена) уехали из Москвы — чеpез Оpшуи Минск в Киев,  потом — в Одессу; 26 янваpя ст.ст. 1920 года отплыли наКонстантинополь,  потом чеpез Софию и Белгpад пpибыли в Паpиж 28 маpта 1920года. Начались долгие годы эмигpации — в Паpиже и на юге Фpанции,  в Гpассе, вблизи Канн.
 В1933 году Бунину была пpисуждена Нобелевская пpемия.
ИванАлексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года на pуках своей жены встpашной нищите. В своих воспоминаниях Бунин писал: " Слдишком поздноpодился я. Родись я pаньше,  не таковы были бы мои писательские воспоминания.Не пpишлось бы мне пеpежить… 1905 год,  потом пpевую миpовую войну,  вслед заней 17-й год и его пpодолжение,  Ленина,  Сталина,  Гитлеpа… Как неПозавидовать нашему пpаотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему..."
 ПохоpоненБунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем,  в склепе,  в цинковомгpобу.
Тымысль, ты сон. Сквозь дымную метель
 Бегуткpесты — pаскинутые pуки.
 Яслушаю задумчивую ель
 Певучийзвон… Все — только мысль и звуки!
 
 То, что лежит в могиле,  pазве ты?
 Разлуками, печалью был отмечен
 Твойтpудный путь. Тепеpь из нет. Кpесты
 Хpанятлишь пpах. Тепеpь ты мысль. Ты вечен.
И.Бунин.
Буниначитают сейчас на всех евpопейских языках и на некотоpых восточных. У нас ониздается миллионными тиpажами.
Смыслподлинно художественного произведения поэтичен. Бунин мог писать в любой форме,Бунин при этом оставался поэтом: то, что выходило из-под его пера, значки набумаге хранили печать иного существования. Как отличны аккорды на линованномнотном стане от музыки, терзающей души, так отличен печатный текст отнетленного своего смысла. «Музыка – это то, что соединяет мир земной и мирбесплотный. Это – душа вещей и тело мысли» (Гумилёв). Иван Алексеевич смыслэтот, музыкально разлитый по городам и весям, выносил в композицию литературную.Весь опыт своего бытия, не ограниченного плотской юдолью, весь свой восторг итоску он переливал из чаши небесной в кубок словесности.
«Ядумаю, и невозможно найти точной границы между прозой и поэзией, – согласилсябы Николай Гумилёв, – как не найдём её между растениями и минералами, животнымии растениями»
* * * 
И разве я пойму,
Зачем я должен радостьэтой муки,
Вот этот небосклон, иэтот звон,
И темный смысл,которым полон он,
Вместить в созвучия извуки?
Я должен взять – и,разгадав, отдать,
Мне кто-то долженсострадать,
Что пригревает солнценизким светом
Меня в саду,просторном и раздетом,
Что озаряет желтаялиства
Ветвистый клён, что яедва-едва,
Бродя в восторге посаду пустому,
Мою тоску даю понятьдругому…
И. А. Бунин
 

Глава 3. Времена годав поэзии Бунина, музыке Чайковского и живописи Левитана.
 
А) ОСЕНЬ.
В пьесе “Осенняя песня”(«Октябрь»). Чайковского из цикла “Времена года” слышится  не только сожалениеоб увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодиипьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Интонации мелодии похожи навздохи, отражающие душевную боль и безысходную печаль. Вот эту тишину осени, задумчивость  природы  передал  Пётр Ильич Чайковский в своей «Осенней песне». 
Да, осень это немного грустное, но и прекрасное время года.Его красотой всегда восхищались поэты,  музыканты,   художники.  Чтобынарисовать картину:  у художника есть краски,  у поэтов — слова, у композитора- только звуки.  Но  ими  можно  прекрасно рисовать, так же, как это делаетПётр Ильич Чайковский.
Как же сильно созвучно по своему настроению с музыкойЧайковского стихотворение Бунина «Листопад».  Возможно ли  поэзией передатьмучительную жалость расставания природы с ее великолепием перед приходом долгойсуровой зимы? Вот его фрагмент:
«ЛИСТОПАД
 Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой».
 
Очень точно зрительно передаеткрасоту осеннего леса Левитан своим полотном «Золотая осень» (иллюстрация № 4)или  картиной  «Осень» (иллюстрация № 5).
А как невообразимо сочетаютсякартина Левитана «Осень. Охотник» (иллюстрация № 6) со стихотворением  Бунина  «Не видно птиц».                   
* * *
Не видно птиц. Покорночахнет
Лес, опустевший ибольной.
Грибы сошли, но крепкопахнет
В оврагах сыростьюгрибной.
 
Глушь стала ниже исветлее,
В кустах сваляласятрава,
И, под дождем осеннимтлея,
Чернеет тёмная листва.
 
А в поле ветер. Деньхолодный
Угрюм и свеж — и целыйдень
 Скитаюсь я в степисвободной,
 Вдали от сел идеревень.
 
И, убаюкан шагомконным,
С отрадной грустьювнемлю я,
Как ветер звономоднотонным,
Гудит-поет в стволыружья.
1889 г.
Словно один и тот жесюжет изображали «певцы» природы, рожденные с разницей в десять лет.
В работах трех этихмастеров, не только можно услышать трепетную тишину осеннего леса, увидетьщедрую осеннюю позолоту на всём, чего коснулось лёгкое и прозрачное дыхание“вдовы”, но и почувствовать светлую грусть и умиротворение.
 
Б) ЗИМА
Вслед за неповторимой русскойосенью наступает непредсказуемая, вьюжная зима, которую представил вмузыкальной пьесе “У камелька” П.И. Чайковский.
Сменяющие друг друга музыкальныеобразы этой мелодии отражают переменчивость русской зимы: от ясного морозногодня до буйствующей метели. Нежные, мягкие звуки, противопоставленные тревожным,резким и энергичным, помогают представить ощущения человека, сидящего в кругублизких и дорогих людей у камелька и слушающего, как за окном воет и беснуетсяпурга.
Подобным настроением проникнуто истихотворение И.А. Бунина “Сумерки.
СУМЕРКИ
Всё — словно в полусне. Над серою водою
Сползает с гор туман, холодный и густой,
Под ним гудит прибой, зловеще расстилаясь,
А темных голых скал прибрежная стена,
В дымящийся туман погружена,
Лениво курится, во мгле небес теряясь.
Суров и дик ее могучий вид!
Под шум и гул морской она в дыму стоит,
Как неугасший жертвенник титанов,
И Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм,
Где мрачный хор поет в седых клубах туманов
Торжественный хорал неведомым богам.
1900
Удивительно перекликаются интонациистихотворения, музыкальной пьесы и картин Левитана “Зимой в лесу. Волк»”(иллюстрация №   7) и «Лес зимой» (иллюстрация № 8). 
А в своем стихотворении «Родина»Бунин словно описывает картину Левитана «Зимой в лесу. Волк».
 
РОДИНА
 Под небоммертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимнийдень,
И нет конца лесамсосновым,
И далеко до деревень.
 
Один туманмолочно-синий,
Как чья-то кроткаяпечаль,
Над этой снежноюпустыней
Смягчает сумрачнуюдаль.
1896г.
Вместе с поэтом, композитором ихудожником невольно ощущаешь таинственность и прелесть долгих зимних вечеров, слышишьмелодии зимней метели и потрескивание дров в печи, почувствуешь холод и зимнийсон природы в скромном пейзаже.
В) ВЕСНА
После продолжительной, почтиполугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна. Музыкальная пьесаЧайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композиторпередаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречусолнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегдавызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чёмсвидетельствуют его воспоминания: “… Какое волшебство наша весна своеювнезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекутпотоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! Скакою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и заними жаворонков и других заморских лётных гостей!”
Созвучно такому восприятию весныстихотворение И.А. Бунина “Бушует полая вода...”.
* * *
Бушует полая вода,
Шумит и глухо ипротяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело иважно.
 
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухенагретом
Густые белые пары
Напоены теплом исветом.
 
А в полдень лужи подокном
Так разливаются иблещут,
Что ярким солнечнымпятном
По залу «зайчики»трепещут.
 
Меж круглых рыхлыхоблаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковоегреет
В затишье гумен идворов.
 
Весна, весна! И все ейрадо.
Как в забытьи какомстоишь
И слышишь свежий запахсада
И теплый запах талыхкрыш.
 
Кругом вода журчит,сверкает,
Крик петухов звучитпорой,
А ветер, мягкий исырой,
Глаза тихонькозакрывает.
1892 год.
Насколько перекликаются настроениястихотворения, музыкальной пьесы и картины Левитана “Весна. Большая вода”(иллюстрация № 9)!
Радость пробуждения природы,пронизывающая произведения великих мастеров, вызывает непередаваемый душевныйотклик, ощущение сопричастности этой вечной красоте земли.
 

Г) ЛЕТО
Но вот и долгожданное лето. Егоскромное очарование отразилось в музыкальной пьесе Чайковского “Баркарола”. Наскольколирична, светла и трогательна эта мелодия лета, которая звучит мягко, блаженнои безмятежно. Поэтичность созданного музыкального образа очень близка образномустрою приведенного стихотворения И.А. Бунина  «Ночные цикады».
Ночныецикады
Прибрежныйхрящ и голые обрывы
Степныхравнин луной озарены.
Хрустальныйзвон сливает с небом нивы.
 
Цветы,колосья, травы им полны,
Онни на миг не молкнет, но не будит
Бесстрастнойпредрассветной тишины.
 
Ночьстелет тень и влажный берег студит,
Ночьтянет вдаль свой невод золотой –
Искоро блеск померкнет и убудет.
 
Ностепь поёт. Как колос налитой,
Полнадуша. Земля зовёт: спешите
Любить,творить, пьянить себя мечтой!
 
Отбледных звёзд, раскинутых в зените,
Идо земли, где стынет лунный сон,
Текутхрустально трепетные нити.
 
Изсонма жизней соткан этот звон.
Это стихотворение звучит завершающим аккордом гимнакрасоте окружающего нас мира. Необычность сравнения – в соединениинесоединимого. Душа – это область неземного, неосязаемого, а колос – предметматериального мира. Сам факт возникновения такого сравнения говорит о том, чтовсё в этом мире гармонично, взаимосвязано, исполнено величия.
Удивительно передают безмятежность,покой, апофеоз расцвета и силы природы в самое время её расцвета, её триумфа –«лета природы» картины Левитана: «Над вечным покоем» (иллюстрация 9),  «Луг наопушке леса» (иллюстрация 11).
Картину Левитана «Сумерки. Стога»(иллюстрация 10) возможно изложить поэзией Бунина, выразившейся в стихотворении«Месяц задумчивый …»
             * * *
Месяц задумчивый, полночь глубокая...
Хутор в степи одинок...
Дремлет в молчанье равнина широкая,
Тепел ночной ветерок.
Желтые ржи, далеко озаренные,
Морем безбрежным стоят...
Ветер повеет — они, полусонные,
Колосом спелым шуршат.
Ветер повеет — и в тучку скрывается
Полного месяца круг;
Медленно в мягкую тень погружается
Ближнее поле и луг.
Зыблется пепельный сумрак над нивами,
А над далекой межой
Свет из-за тучек бежит переливами -
Яркою, желтой волной.
И сновиденьем, волшебною сказкою
Кажется ночь,- и смущен
Ночи июльской тревожною ласкою
Сладкий предутренний сон... 
1886
 
Лишь соприкоснувшись с природой –нерукотворной красотой, созданной «высшими силами», переданной гениальными ее«певцами»: Буниным, Чайковским, Левитаном, понимаешь, что  природа вечна, ачеловек смертен! Лишь его душа незримыми, неосязаемыми нитями связана свечностью, с прошлым и будущим.
Мотив вечности и величия природыобнаруживается в живописных образах картины Левитана “Над вечным покоем”(иллюстрация № 9).  И, словно подтверждая этот  вывод, Бунин пишет:
                     * * *
 Настанет день — исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний  и простой.
 
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
 
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
и море ровной синевой
манить в простор пустынный свой.
10 августа 1916

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природа – это одно из естественныхпроявлений нерукотворного прекрасного, поэтому ее эстетизм всегда привлекалхудожников, за многими из которых в течение творческой жизни так и закрепилосьзвание «пейзажиста», ибо как можно прекратить восхищаться или черпатьвдохновение в том, что устроено как живой организм и функционирует настолькосовершенно!
В русской природе нетвечных, неменяющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор,вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске исостоянию. Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осеннийлес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающихберегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра («Сиверко»Остроухова), дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса,иней, снег — сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий,вечное движение — в пределах года или суток.
В России континентальныйклимат, и он создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную,переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит ссобой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало снеобыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Буниным, и особой тишиной,свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин. Русскаяпоэзия, как и живопись, тоже откликается на все это многообразие.
Следует отметить, что соединениетрёх великих имён не случайно. Пётр Ильич Чайковский, Исаак Ильич Левитан, ИванАлексеевич Бунин – художники разных поколений. Но их объединяет характерное длявторой половины XIX века обращение художественного сознания к идеальным началамбытия, которое критики назвали “великим походом” “в поисках истинной красотыпереживаний и состояний, единящих человека с природой”. Именно “созерцаниеприроды в пейзажах и явлениях, искание внутреннего смысла… в дереве, цветке”помогают увидеть в жизни “светлую поэзию”. Такой взгляд на природу, умение вмузыкальных, живописных и словесных картинах выразить всё многообразие мира,всё богатство переживаний в сочетании с правдивостью изображения, простотой идоступностью объединяет Чайковского, Левитана и Бунина.
К тому же известно, что Левитаночень любил музыку и часто работал под звуки произведений Петра Ильича. Полотнахудожника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя вних тихую, плавную песенность, тяготение к “лирическому раскрытию длящегося какпесня состояния природы в русских вёснах и осенях”. В свою очередь, М.Волошинписал, что стихотворения И.А. Бунина очень близки “тонкому и золотистому,чисто левитановскому письму”.
Познакомившись с прекраснымистихами Бунина, послушав чарующую музыку Чайковского, задумавшись над пейзажамиЛевитана осознаёшь, как необъяснимо гармонично сочетается в мире обыденное ипрекрасное, как в предельной простоте звука, цвета и слова можно отразитьнепостижимое величие природы.
Но не каждый умеет восприниматькрасоту мира. Вслед за Буниным надо услышать напряжённый зов земли, наполнитьсвою жизнь счастьем и радостью бытия. Поспешим “любить, творить, пьянить себямечтой”!

БИБЛИОГРАФИЯ
1.        Айхенвальд Ю.Иван Бунин и его стихотворения // Бунин И. Свет незакатный. М. Центр–100. 1995.
2.        Альбом «Русскиехудожники от «А» до «Я», М., Слово, 1996
3.        Астафьев Б. «Омузыке Чайковского». Изд-во «Музыка» Ленинград 1972г. — 375 с.
4.        Бенуа А.Н.История русской живописи в 19 веке. М., 1993.
5.        Бунин И.Стихотворения. М. «Молодая гвардия». 1990.
6.        Бунин И. А.Стихотворения и переводы. М. «Современник». 1986.
7.        Бунин И. А.Тёмные аллеи. Кемеровское книжное изд-во. 1984.
8.        Гачев Г. РусскаяДума. М. «Новости». 1991.
9.        Гумилёв Н. С.Письма о русской поэзии. М. «Современник». 1990.
10.      «История русскоймузыки»: В 10-ти томах — М.:»Музыка» 1994 г.-Т8: О.Е.Левашёва, Н.П.Рахманова, Л.М.Соколова — 534с.
11.     Кошечкин С.Счастьем простым дорожить… // Бунин И. Стихотворения. М. «Молодая гвардия».1990.
12.     Калинина Н.А.«П.И.Чайковский»: Повесть — М: Детская литература 1988 — 143с.
13.     ЛихачевД. С. Заметки о русском// Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах.Том 2. — Л.: Худож. лит., 1987. — С. 418—494.
14.     Михайлов О.Бунин-поэт // Бунин И.А. Стихотворения и переводы. М. «Современник». 1986.
15.     Николай Гумилёв ввоспоминаниях современников. М. «Вся Москва». 1990.
16.      Г. Островский.Рассказ о русской живописи, М., Изобразительное искусство, 1989.
17.     Серебряный век.Серия «Школа классики». М. «Аст Олимп». 1997.
18.     Токарев Л.Послесловие // Жид А. Избранные произведения. М. «Панорама». 1993.
19.     Федоров-ДавыдовА.А. Русский пейзаж 18 – начала 19 века. М., 1953.
20.     Ходасевич В. Опоэзии Бунина // Серебряный век. Поэзия. Серия «Школа классики». М. «АстОлимп». 1997.
21.     Энциклопедическийсловарь. Бунин, Чайковский, Левитан. Биографии. М. 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Применение ит в математическом моделировании и симуляции»
Реферат «Операційна діяльність підприємства»
Реферат John Lennon College Essay Essay Research Paper
Реферат Навигационный проект перехода судна типа Сормовский по маршруту порт Бердянск Тунис
Реферат «Вознаграждение персонала и другие меры поощрения»
Реферат Эффективность: способы ее определения и достижения
Реферат Юридическая практика в отделе кадров
Реферат Японская и американская модели управления
Реферат “Инвестиции в недвижимость”
Реферат Организация ремонтного хозяйства предприятия
Реферат Организация производства молока на примере ООО «Иркут»
Реферат «Основы классификации нововведений по их типу.Виды стратегий нововведений»
Реферат Япония – как объект исследования в сфере управления.
Реферат «Базовая модель Модильяни – Миллера».
Реферат “Ефективність управлінської діяльності та щляхи її формування”