Реферат по предмету "Культура и искусство"


Восток, как тип культуры

УРАЛЬСКИЙСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
АКАДЕМИИТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Контрольнаяработа по Культурологии
натему: «Восток, как тип культуры».

ВыполнилаНагорнова Лариса Олеговна
СпециальностьФинансы и кредит
Формаобучения: заочная

Серов2007
 

Содержание
 
Введение
1.        Типологическаяцелостность Востока
2.        Восточнаякультура (индийская, китайская, японская)
3.        Проблемамодернизации стран Востока
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
 
Современный человекнаходится в иных условиях, чем все предыдущие поколения. Неразумное отношение кприроде, обострение отношений между различными социальными группами, нациями,этносами, противоречия между человеком и техникой ставят человечество на гранькатастрофы. Нужны согласованность и взаимопонимание, качественные изменения всознании людей, в приоритетах культурных ценностей. Объединяющим всех людейфактором является культура.
Постигая культуру другихнародов, можно понять и почувствовать ее своеобразие, особенности, открыть нетолько различие, но и общность с собственной культурой, увидеть в чужойкультуре именно другую, а не враждебную.
Овладениедостижениями мировой культуры способствует взаимопониманию и взаимоуважениюлюдей, воспитанных в разных культурных традициях, дает возможность определитьобщечеловеческие ценности и идеалы, их место в жизни современного общества.
Укультуры, как и у всякого процесса, имеется две стороны — устойчивая,консервативная и развивающая, новаторская. Устойчивая сторона культуры — этокультурная традиция, благодаря которой происходит накопление человеческогоопыта в истории.
Понятиетрадиционное общество или общество традиционного типа — одно из определяющих вкультурологии. Традиционным называется общество, подчиняющееся традиции,воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические иидеологические отношения на протяжении длительного времени. Для взаимоотношенийчеловека и социума в обществах традиционного типа характерны следующие черты:
Во-первых,традиционализм, т. е. отсутствие исторического динамизма, неизменностьсоциально-экономического уклада. Новаторство здесь играет подчиненную роль, чтообеспечивает жизнестойкость социума. Приверженность традиционному типуотношений гарантирует стабильность цивилизации, отсутствие тех изменений, которыемогут привести к ее гибели. Жизненная устойчивость культур Востока — этоследствие традиционализма. Тысячи лет, на протяжении которых существуютвосточные цивилизации, позволяют судить об их устойчивости.
Во-вторых,в обществах традиционного типа человек связан со своей социальной группой иподчинен ей. От рождения судьба человека, возможности личностного развитияпочти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род,клан, сословие, община и т. п.), за которой закрепляется определенный видтрудовой деятельности и профессия.
В-третьих,мировосприятие человека в обществах традиционного типа характеризуетсянеотделимостью его как от окружающей природы, так и от собственной телеснойприроды. Данная черта этого типа личности также связана с восточным стилеммышления. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта иобъекта, общественное и природное воспринимается как нечто единое, неразрывноеи гармоничное.
В-четвертых,мировосприятие человека в традиционном обществе определяется существующим типоммировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры восточныхцивилизаций являемся миф. Изучение широкого круга мифов и различныхмикологических систем позволило установить, что у разных народов повторяютсяряды образов, тем и мотивов. На этом основании были выделены различные типымифов: космогонические (мифы о происхождении мира), теогомческие (мифы опоявлении богов), антропогонические (о возникновении человека), мифы окультурном герое (псррсонаже, с которым связаны культурные умения и навыка) ит. д.
Цельданной контрольной работы – изучить культуру Востока. Для реализации этой целия ставлю перед собой следующие задачи: обобщить и проанализировать научнуюлитературу, раскрыть сущность культур Китая, Индии и Японии, а также осветитьтакой вопрос, как модернизация стран Востока.

1. Типологическаяцелостность Востока
ДревнимВостоком обычно называется совокупность культур, расположенных на восток июго-восток от Греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьмаусловным, поскольку граница между Греко-римским миром и древневосточнымикультурами никогда не была резкой.
Содной стороны, восточные народы иногда проникали далеко на запад. С другойстороны древние греки, проводя активную колонизацию, проникали далеко навосток. Кроме того, граница между «Востоком» и «Западом» в разные историческиеэпохи проводилась по-разному, и ее расположение в процессе историческогорассмотрения следует каждый раз уточнять.
ДревнийВосток как культурная целостность включает в свой состав культуры Южной Азии иСеверной Африки, а также Индию и Китай.
ЗначениеДревнего Востока в истории общечеловеческой культуры огромно. Именно на Востокепроисходит разложение первобытнообщинного строя и происходит переход коседлости. Здесь появляются первые государства, частная собственность, первыесистемы письменности, создаются условия для разделения труда и появлениясоциальных классов. Все культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию,исходной точкой которой был первобытнообщинный строй. В литературе можновстретить разные термины для обозначения культуры Древнего Востока. Немецкий философXIX века Г.В.Ф. Гегель предпочиталпользоваться термином «восточная деспотия», подразумевая структуру политическойвласти на Древнем Востоке. Другие исследователи говорят о Древнем Востоке, како раннем рабовладельческом обществе, имея в виду экономическую структуру. Азападный ученый Карл Витфогель в своей книге «Восточный деспотизм» вводит неслишком изящно звучащий термин «гидравлические (гидротехнические) общества». Всвоей книге Витфогель пишет о том, что примитивный человек знал регионы,испытывающие недостаток воды. Но так как он зависел от собирательства, охоты ирыболовства, он мало нуждался в регулировании водных ресурсов. Только послетого, как он научился использовать процессы воспроизводства растительной жизни,он начал принимать во внимание возможности земледелия на сухих участках земли.Тогда человек начал манипулировать заново открытыми свойствами старогоокружения посредством хозяйствования на слабо орошаемых землях (поливноеземледелие) и управляемых государством землях (орошаемое земледелие). Лишьтогда возникла возможность появления деспотических структур правления иобщества. Таким образом, Витфогель обращает внимание на роль рек и орошения встановлении древневосточной культуры. Это – «культура речных долин», или«речная» цивилизация.
Вряде других западных работ, посвященных исследованию древневосточной культуры,можно встретить такие термины как «территориальное царство», «храмовоегосударство», «космические империи». В этих терминах подчеркивается рольоседлости и территории в этом типе культуры, значение храмов и астрологическихсведений для их становления.
Итак,главной особенностью большинства культур Древнего Востока является то, чтоосновная часть их территории – это долины крупных, полноводных рек. Этозаболоченная почва, т.е. те природные условия, которые совершенно не подходилидля первобытной родовой общины. Так, например, рассмотрим одну из наиболеехарактерных форм древневосточной культуры. Это шумеро-вавилонская культура. Онасложилась в районе двух рек – Тигра. Южная часть Месопотамии (Двуречье)образовалась постепенно в результате того, что наносы Тигра и Евфрата заполнялиПерсидский залив. Формирующаяся болотистая равнина вытеснила на юг морскиеводы. В палеолите это было сплошное болото, над которым носились целые тучикомаров и москитов. Первобытные родовые общины избегали этих земель, чтодоказывается отсутствием исторических находок в этих местах.
Культура,созданная в бассейне Тигра и Евфрата, была результатом взаимодействия исотрудничества многих народов. Население Двуречья не было однородным, т.к.страна заселялась с двух сторон. С востока к берегам Тигра и Евфрата пришлишумеры – этническая группа, язык которой ученые до сих пор не могут отнести ккакой-либо языковой семье. С запада и северо-запада двигались семитскиеплемена. Первая волна этих поселенцев в дальнейшем получила название аккадцев(по названию города Аккад). Язык их, получивший название аккадского, был близокдревнееврейскому и арабскому. Переход от родовой организации к государству вданной культуре продолжался примерно с середины Vтысячелетия до н.э. до середины IIIтысячелетия до н.э. возникают первые города, которые вступают между собой вожесточенную и непримиримую борьбу. Первые формы государственности и возникаютв результате этой борьбы. Особо возвышается город Вавилон, расположенный налевом берегу Евфрата.
Вразвитии культуры пальма первенства очень часто принадлежала шумерам. Но весьмаощутимый вклад внесли и аккадцы. С возвышением Вавилона эта культура получилаобщее название «вавилонской», или «шумеро-вавилонской». Характерные чертышумеро-вавилонской культуры – это появление иероглифической письменности,которая вообще играла огромную роль в древневосточной культуре. Огромноезначение в этой культуре играет вера в воздействие небесных светил на судьбународа в целом. В шумеро-вавилонской культуре предсказывались солнечные илунные затмения, был создан солнечно-лунный календарь. Была развита иматематика, основывавшаяся на шестидесятеричной системе исчисления. Одной издревнейших считается и шумеро-вавилонская мифология, содержащая такие сюжеты,как миф о сотворении мира, о потопе. Появляется и характерный земледельческиймиф об умирающем и воскресающем боге.
 

2. Восточная культура (индийская, китайская,японская)
ДревнийВосток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытногомифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологическогоспособа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур – этомагический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью.Путь человека на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказомот всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядиткак тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться,растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет нистраха, ни надежды.
Этичерты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективноговыживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географическихусловиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства,получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнегочеловека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не толькооправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственноймощи и пытались дать человеку внутреннее убежище от внешнего деспотизма.
Индийская культура.
Почтидве тысячи лет Индия не существовала как некое политическое единство, нокультурное единство сохранялось, и индийская культура до сих пор поражает нетолько своей самобытностью, но и своей цельностью. Как и в других восточныхгосударствах, культура Древней Индии основывалась на мифологии. Особенностью древнеиндийскоймифологии являлась её множественность. Это не система мифологическихпредставлений, а несколько таких систем, что обусловлено спецификой развитиядревнеиндийской культуры. Самые ранние формы древнеиндийской мифологиидостаточно традиционны – пещерная живопись, мифологическое обрамлениепогребальных обрядов и т.д. Дравидские племена, первоначально перемещавшиеся потерритории Древней Индии, также достаточно традиционны, хотя появление культаБогини-Матери указывает на начало перехода к оседлости. Четкие представления обогах, в отличие от духов практически отсутствуют. На первом плане стоят, как ив других культурах этого типа, почитание духов предков и культ животных.
Одноиз самых знаменитых изобретений, предписываемых древнеиндийской культуре –шахматы и подобные им игры. В играх такого типа использовались фигуры, имевшиесексуальную символику, а борющиеся стороны обозначались как «женская» и«мужская», что, в сущности, соответствует китайским «инь» и «ян».
Другимкомпонентом древнеиндийской мифологии является ведийская мифология, выраставшаяиз соответствующих представлений ариев. Жрецы арийских племен после ихвторжения на территорию Древней Индии сочинили новые гимны, которыепередавались из поколения в поколение.
Вдревнеиндийской мифологии существует много богов, а богинь мало, хотя они всёже есть. Великий Бог-Отец был известен под именем Дьяус. Кроме того, древниеарии поклонялись богу войны и грозы Индре, выступающему в сопровождении второстепенныхбогов – марутов. Индра изображался буйным, лишенным моральных принципов исклонным к пирам и пьянству. Имелись также другие боги: бог Луны – Сома, богОгня – Агни и др.
Кконцу I тысячелетия до н.э. насмену ведийской мифологии приходит индуистская мифология. Она возникает врезультате демократизации ведийских концепций и соединения их с народнымиверованиями более древнего происхождения. Верховным богом становится Брахма –творец мира, который открывает триаду верховных богов (Тримурти) – Брахмы,Вишну и Шивы. При этом Вишну рассматривается в качестве бога, сохраняющеговселенную, сотворенную Брахмой, а Шива – в качестве бога, эту вселенную разрушающего.
Индийскаямифология развивает учение о душе, карме и сансаре. Согласно традиции карма (отдревнеиндийского – дело, деяние, поступок) понималась как невидимый созревающийплод предшествующих дел (действие, предполагающее последующее вознаграждениеили наказание. Сансара (от древнеиндийского samsara– переход через различные состояния, круговорот, колесо рождений) служилаобозначением мирского бытия в качестве цепи рождений и перехода из одного типабытия в другой.
Древнеиндийскаяфилософия разнообразна по форме и очень глубока по содержанию. Ее особенностьюявляется четко выраженная практическая направленность, связь с повседневныминуждами и потребностями человека. Шесть философских направлений (даршан)ориентированы на авторитет «Вед», а потому называются ортодоксальными. Срединих отметим йогу, которая является именно философией, включающей в себя целыйряд упражнений для тренировки тела и духа и подготовки к освобождению (именноэта часть йоги известна в Европе больше всего). Среди неортодоксальных даршанособую роль в развитии индийской культуры сыграл буддизм, который являлся нетолько философией, но и религией, этикой и определенным образом жизни. Основуучения буддизма составляют так называемые «четыре благородные истины»:
1.        Жизнь есть страдание.
2.        Имеетсяпричина страданий, заключающаяся в жажде жизни, наслаждений.
3.        Возможно избавление от страданий.
4.        Имеетсяпуть, ведущий к избавлению от страданий.
Это– так называемый восьмеричный путь Будды, поскольку он состоит из восьмиэтапов. Прошедший восьмеричный путь Будды достигает нирваны — особого бытия,где нет рождения и смерти, где господствует покой и невозмутимость. Нирвана –это освобождение от кармы и выход из колеса рождений.
Буддизмраспространялся постепенно и в средние века превратился в одну из мировыхрелигий. Но распространялся уже в основном за пределами Индии – в Китае,Японии, Бирме, Тибете.
Развитиеписьменности в Древней Индии начиналось дважды – сначала в хараппской культуре,а затем после вторжения Ариев. Письменность хараппской культуры до сих пор нерасшифрована. Собственно индийское письмо появляется довольно поздно – примерноV век до н.э. Обычным материалом дляписьма был высушенный лист пальмы особого сорта. В некоторых районах ДревнейИндии использовалась береста, а также бумага, шелк, тонкие деревянные илибамбуковые дощечки, медные пластинки. Принцип изготовления бумаги древниеиндийцы заимствовали из Китая.
Большихуспехов древние индийцы достигли в научных познаниях: астрономии, математике,анатомии. Вклад Древней Индии в мировую культуру поистине огромен. По сутидела, вся Юго-Восточная Азия обязана большей частью своей культуры Индии. Всемумиру Индия подарила сахарный тростник, рис, хлопок, некоторые специи, шахматы,десятичную систему счисления. Невозможно переоценить влияние на весь мирдуховного наследия Древней Индии. В частности, некоторые ученые высказываютгипотезу о влиянии древнеиндийской культуры на раннее христианство. Подлиннымшоком для европейской культуры было открытие всего богатства древнеиндийскоймифологии. Характерный для духовной традиции Древней Индии принцип насилиявызвал и продолжает вызывать мощный резонанс в современной культурной ситуации.
Китайская культура
Древнекитайское обществопредставляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства стоялнаследный монарх, и именно ему подчинялись и религия, и наука. Однако монархияв Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорееправами и обязанностями отца большого семейства. И само рабство во многом тожебыло патриархальным.
Поэтомув древнекитайской культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важнуюроль играет и небо, далеко не случайно китайцы называли свою империюПоднебесной. Отличительной чертой китайской мифологии является превращениемифологических персонажей в реальных деятелей, живших якобы в глубокойдревности. Это в сущности первопредки, ставшие культурными героями.
Вэпоху Чжоу (XII-Vвв. до н.э.) окончательно складывается культ Неба (Тянь). Небо рассматриваетсяв качестве высшего начала, власти которого подчиняется буквально все. Согласнопредставлениям древних китайцев, воля неба открывалась в различных гаданиях ипредзнаменованиях. Именно этим объясняется широкое распространение гаданий и ихразнообразие в древнекитайской культуре.
Мифологиядавала и определенное объяснение происхождению мира. Первоначально, каксчиталось, существовал хаос, в бесформенном мраке которого родились два духа(или бога) – инь и ян. Именно они и занялись упорядочением мира, т.е.превращением хаоса в космос. Инь и ян — темные и светлые начала. Первоначальноинь означало теневой (северный), а ян – освещенный (южный) склон горы.Впоследствии инь становится символом женского начала, севера, тьмы, смерти идр., а ян – символом мужского начала, юга, света, жизни и др. по всейвероятности, эта символика тесно связана с древними культами плодородия. Вэпоху Чжоу небо начинает толковаться как воплощение ян, а земля – каквоплощение инь. Рождение мира тогда становится результатом взаимодействия инь иян, а это не что иное, как разновидность священного брака Земли и Неба.
Традиционализмдревнекитайской культуры был тесно связан с подавлением индивидуальности. Всенеповторимо личностные проявления порицались, а действия в соответствии сзаданными традицией образцами рассматривались как проявление высшей доблести.Такая система ценностей вела к бюрократизации всей общественной жизни икультуры в целом. Традиционность и стабильность очень надолго становятсяприоритетами китайской культуры. Главное в культуре Древнего Китая – неиндивид, не личность, а «целое» — коллектив, общество, государство.Общественный идеал древнекитайской культуры – Порядок.
Спецификадревнекитайской культуры состоит в том, что если в других культурах разныекульты последовательно преодолеваются и поэтому значительно ослабляются, здесьмирно сосуществуют почти в неизменном виде с ценностями и структурамипринципиально иного типа, резкие контрасты отсутствуют.
ВДревнем Китае возникла весьма своеобразная письменность. Каждое слово здесьизображалось отдельными пиктограммами. Затем пиктограммы упрощаются исхематизируются. Они начинают изображать уже не весь предмет, а только какую-тоего характерную часть или черту, тем самым, становясь менее наглядными. Шелпроцесс создания логограмм и для обозначения абстрактных понятий. Великимизобретением китайцев была бумага, на которой стали писать с помощью волосянойкисточки.
Переходк оседлости в «территориальном царстве» объединил в единое целое множествородов, говоривших на своих языках. Поэтому понимание устной речи в границеединой территории было весьма затруднительно или даже невозможно. В результателогографическое письмо оказывается объединяющим элементом культуры.
Значительныеуспехи в Древнем Китае были достигнуты в астрономии и математике. Уже в эпохуШан (Инь) (XVIII-XIIвв. до н.э.) делались наблюдения за звездами и появились начальные формыкалендаря. В период Чжаньго (V-IIIвв. до н.э.) календарная система была усовершенствована. В период Хань (206-220гг. до н.э.) была составлена карта звездного неба.
ВV-IVвв. до н.э. древние китайцы начали писать на шелке. Но этот материал былслишком дорогим, и из-за этого не смог стать распространенным материалом дляписьма.
ВVI-Vвв. до н.э. китайские монахи начали печатать с деревянных гравюр различныеиконы, амулеты, тексты. Тогда же у китайцев постепенно появляется множествокниг и начинается формирование библиотек. Основой китайской образованности былотак называемое «Пятикнижие» («У-Цзин»). В нем была сведена в систему и записана(«кодифицирована») вся система ценностей и мировоззренческих установокдревнекитайской культуры. С «Пятикнижием» была неразрывно связанадревнекитайская философия, внимание которой было направлено на достижениеединства человека и Неба. Обычно выделяют четыре философские школы:
1.конфуцианство,
2.даосизм,
3.моизм,
4.школа закона («легизм»).
УчениеКонфуция (Конфуций, по-китайски Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н.э.)) многослойно ивключает в себя элементы философии, религии, этики. В центр своих рассужденийКонфуций ставит человека, но не как индивида, а как члена общества. Общество,согласно Конфуцию, должно управляться только с помощью моральных норм. Цельювсех его усилий была гуманность, предполагающая любовь к людям.
Центральнымпонятием даосизма, как видно из его названия, было «дао», что означает «путь»,«учение», «мировой закон» и др. Данное философское учение интересует преждевсего цикличность бытия, постоянство в изменении, которое предполагает движениепо кругу, постоянное чередование тьмы (инь) и света (ян). Повсюду господствуетпринцип «вечного возвращения». Реальным считается лишь то, что не возникает иуничтожается, а повторяется. Считалось, что новое не нужно и недопустимо,должно повторяться прошлое. Оно не исчезает, а лишь отходит в Небытие, откудавновь регулярно возвращается.
Чтокасается моизма, то основатель этой философской школы Мо-цзы (ок.475-395гг. дон.э.) сделал главным предметом своей проповеди принцип «всеобщей любви»,который противостоит конфуцианскому принципу гуманности. «Воля неба»- высшийпринцип для моистов. В своё время моизм ценился наряду с конфуцианством, но онпросуществовал всего два века. Причины исчезновения моизма до конца не ясны.
Значительнобольшее воздействие на китайскую культуру оказал легизм. Он поставил в центрвнимания административно-правовые управления государством. Легистам политикапредставлялась несовместимой с моралью, и их идеалом является жесткосконструированное деспотическое государство. Эти идеи были реализованы во времяправления Цинь Шихуанди (246-210гг. до н.э.), что в культурном отношении привелоКитай к катастрофе. После смерти Цинь Шихуанди влияние концепций легизма значительнослабеет и они сливаются с идеями конфуцианства. Начиная с эпохи Хань легизмпрекратил свое существование в качестве самостоятельного философского течения.
Японская культура
Начальныйпериод японской культуры (III– VI вв.) носит название курганного(кофун дзидай) – по типу погребений. Кофун представляет собой квадратныйспереди и круглый сзади курган, обнесенный рвом, наполненным водой. С птичьегополета он напоминает замочную скважину. В настоящее время обнаружено более 10тысяч курганов. Самый крупный и наиболее древний из них – кофун Хасихака вблизисвященной горы Мива на равнине Ямато (о. Кюсю). Его размеры (278 м) дают археологам основание утверждать, что под этим курганом захоронен один из первых царейЯмато.
ВIII – VIвв. среди жителей равнины Ямато оформилось представление о том, что царь(окими) является обителью божественного духа (митама) горы Мива. В VIIв. из Китая был заимствован термин тэнно – небесный правитель. Сложилось одноиз специфических явлений японской культуры – культ тэнно-божественногоимператора, вместившего в свое тело божественный дух и единолично обладавшегоправом на кунитама – божество – покровителя страны. Ускорению этогопредставления способствовали обряды воцарения. Обряд состоял в том, что царьдолжен удалиться в специально выстроенное помещение и провести там некотороевремя, возлежа на циновке под одеялом. Считалось, что тогда божественный духвселяется в него. Главными составляющими национальной религии японцев являютсякульт предков (синто) и обожествление духов (ками). Называется эта религиясинтоизм.
В710 году в местности Нара была построена первая постоянная столица – городХэйдзё кё (Столица Цитадели мира). Начинается новый период культурного развитияЯпонии – эпоха Нара (710 – 794).
Первыестоличные города, Фудзивара и Хэйдзё (Нара), строились по рекомендациижрецов-геомантов в долинах, окруженных горами и омываемых реками. От главныхгородских ворот к императорскому дворцу вела магистраль Судзаки-одзи, по обеимсторонам которой тянулись невысокие крепостные стены со рвами. В плане такойкомплекс зданий образовывал замкнутый прямоугольник. Внутри него разбивалсяпейзажный декоративный парк, воспроизводивший в миниатюре картины живойприроды.
СVIII века японцы пользовались луннымкалендарем. Новый год начинался в конце января и считался первым весеннимпраздником. Месяцы именовались по порядку (первая луна), но каждому из нихпридавалось специальное дополнительное название. Летосчисление велось по годамцарствования императоров. Им также придавалось особое название, девиз.
Центральнымявлением культурной жизни эпохи Нара было создание поэтической антологии«Маньёсю» («Собрание мириад листьев») и письменное оформление версии японскоймифологии «Кодзики» («Анналы Японии, 720»). Все эти произведения были написаныс помощью китайских иероглифов, а «Анналы Японии» — и на китайском языке,бывшем в то время языком межгосударственного общения народов Дальнего Востока.
Вцелях преодоления идейно-политической раздробленности, освящавшееся родовыми ирегиональными культами синто, японские правители обратились к буддизму, спомощью которого была оформлена общегосударственная идеология. Буддизмспособствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанностии потому более соответствовавшей системе государственных отношений.
Проникновениебуддизма в Японию началось в середине VIвека с прибытием в страну посольства из корейского государства. Сначала буддизмбыл поддержан влиятельным кланом Сога, утвердился в Асука, а оттуда начал своепобедоносное шествие по стране. В эпоху Нара буддизм становится государственнойрелигией Японии.
Приходбуддизма вызвал качественный скачок в развитии архитектуры и изобразительногоискусства Японии.
Скульптурабыла представлена глиняными статуэтками – ханива, которые устанавливали наместах захоронения знати. В ритуальных целях производили бронзовые колокола.
Буддийскиехрамы, ранее создававшиеся на японской земле, отличались отсутствием в нихпомещений для молений. Они традиционно ориентировались с юга на север, внаправлении зоны повышенной сакральности, а их интерьер преимущественнопредназначался для сохранения храмовых святынь.
Первыйбуддийский храм был сооружен в 596 году во владениях Сога, в Асука-дэра. Сейчасот его былого величия сохранилась лишь трехметровая статуя сидящего Будды,первый образец буддийской скульптуры на японской земле. В народе ее до сих порименуют «Большой Будда из Асука».
Наиболееграндиозным культовым сооружением, воздвигнутым в столице Нара в 743 – 752 гг.,стал буддийский монастырский комплекс Тодайдзи – «Великий Храм Востока»,занимавший более 90 га и вместивший огромный храм (74,5 м в высоту и 90 м в длину), «Зал Великого Будды» с 16-метровой статуей Будды Вайрочаны(Сияющего).
ВЯпонии никогда прежде не отливали столь больших статуй. Изготовление однойтолько формы для нее заняло целый год. Работа шла непрерывно днем и ночью втечение двух лет. Так был создан 16-метровый гигант, диаметр лица которогосоставлял 5 метров, а в ноздрях мог поместиться взрослый человек. Судьба егооказалась трагичной: 8 декабря 1180 году Нару сжег лидер военно-феодальнойгруппировки Тайра Сигэхира с целью проучить мятежных монахов, сторонников домаМинамото.
ЭпохаХэйан (794 – 1185) стала золотым веком японской средневековой культуры с ееутонченностью и склонностью к самоанализу, способностью заимствовать формы сматерика. Но вкладывать в них самобытное содержание. Это проявило себя вразвитии японской письменности, становления литературных жанров: повести,романа, лирического пятистишья.
Хэйанскаякультурная традиция складывалась из обрядов, граничивших с шаманством и магией,мистического даосизма, конфуцианства и таинственного буддизма. Яркимпроявлением этих тенденций стало оформление практики культивированиясверхъестественных способностей благодаря аскетической жизни в горах.
Выдающейсяфигурой эпохи Хэйан был буддийский монах, писатель, каллиграф, просветительКукай, известный также под именем Кобо-дайси. Ему приписывают создание первойяпонской слоговой азбуки хираганы на основе китайского курсивногоиероглифического письма. Позже звуки той же азбуки стали записываться знакамидругой системы.
Появляетсяособый раздел графического искусства красивого письма – каллиграфия.
Вначале IX века усилиями Кукаябыла открыта и первая школа для детей простых горожан и чиновников низкогоранга. Для высшей аристократии был создан столичный университет, имевший четырефакультета: ведущий историко-филологический, юридический, исторический иматематический.
С1192 по 1333 годы – период Камакура. Наблюдается более глубокая народнаяоснова, усиливается интерес к действительности и истории. Особенно ценилисьмужество и простота.
ВXII – XIIIвеках в Японию проникло учение дзэн-буддизма. Особенно популярным оно стало всамурайских кругах.
Согласноему духовное самосовершенствование личности достигается интуитивнымсамосознанием, приводящим к просветлению сознания – сатори, то есть мгновенномуи всецелому осознанию истины, и прижизненному спасению. Учение дзэн с егоотрицанием авторитетов, проповедью значительности любой повседневнойдеятельности легко проникало во все сферы жизни. В режиссуру спектаклей театровноо и кабуки вошли упражнения с оружием. Теперь постановки этих театров пообилию батальных сцен напоминали рыцарские турниры.
Литературныепроизведения в период Камакура создавались для самураев, отражали ихмировоззрение и неписанный кодекс чести поведения.
Ведущимжанром самурайской литературы стали историко-героические повести. В первые векклассического Средневековья в Японии продолжалось развитие поэзии танка.
Пространственныеискусства в период Камакура находились также под сильным влияниемдзэн-буддизма. Это проявлялось в подчеркнуто строгом облике дзэнскихмонастырей. В монастырях не было даже пагод, и все постройки считалисьсвященными. Тяга к простоте и героической выразительности проявилась в создании12-метровой бронзовой статуи Будды в Камакура.
Супразднением сложных обрядов начинает сужаться круг культовых изображений.Популярными становятся пластические и живописные изображения дзэнскихпатриархов, возводившихся в ранг святых, и военачальников. В их обликахценились отрешенность от суеты и суровая мужественность.
С1333 по 1575 год – период Муромати, получившего свое название по имени кварталав старой столице Киото, где располагалось военное правительство. XIVвек – время феодальных усобиц. Оно оказалось переходной порой, подготовившейкультурную историю Японии к последней стадии Средневековья.
Переходныйпериод XIV в. Наиболее яркоотразился в трех письменных памятниках.
Первый– «Описание Великого мира», создан в жанре исторической повести. Второй –«История правильной преемственности божественных монархов». И третий – «В часыдосуга и пусточасья», созданный в жанре лирических эссе.
Этитри произведения знаменовали собой приближение новой эпохи. Японская традицияназывает ее временем, когда «герои обосновывались в отдельных местах» и когда«низы одолевали верхи». В жизнь и в искусство все более привносятся элементыизящества, все более удаляются они от религиозных канонов и обращаются ксветским мотивам. Лучшие произведения архитектуры – не храмы, а замки.
ВXIV – XVIвв. сложилось искусство монохромной живописи – картина, выполненная водой итушью, и картина, выполненная тушью. Задачей художников было заставить духизображаемого предмета двигаться на бумаге, каждый мазок кисти при этом долженпульсировать в такт живому существу.
Пределоми синтезом всего дзэнского искусства является классический театр ноо.Театральное искусство представляло собой музыкально-танцевальные пьесы сдраматическими игровыми интермедиями. Возникает также профессиональныйкукольный театр – дзёрури. Свои национальные особенности это искусство приобрелоблагодаря соединению кукольных представлений со старинным народным песеннымсказом, исполнявшимся нараспев бродячими поэтами под аккомпанемент струнногоинструмента – бива.
ПериодЭдо (1614 – 1868) –завершающий период японского феодализма и начало Нового времени.Главными творцами и потребителями культурных ценностей были представителитретьего сословия (горожане).
Усилениедемократических начал в литературе вызвало появление к жизни простонароднуюлубочную повесть и комическую поэзию. Городская проза рождалась как упрощеннаяверсия придворных моногатари, воинских эпопей, буддийских книг или каклитературная обработка эпических жанров фольклора. Этим обусловлены краткостьтекста, динамичность сюжетов с финальной моралью.
Народнымтворчеством был введен в жизнь и новый драматический жанр – театр кабуки(мастерство музыки и танца).
ВXVII веке сложились основные жанрыксилографии – гравюры на дереве, а в XVIIIв. Завершилось оформление ведущих национальных школ живописи и гравюры. Впервыегероями искусства стали герои театра кабуки, торговцы, гейши.
Сусилением внимания к предметному миру в XVII– XVIII вв. наблюдаетсярасцвет декоративно-прикладного искусства. Художники часто создавалипроизведения разных жанров живописи, гравюры, изделия из лака, керамику, расписывалиширмы, веера, кимоно. Широкую известность приобрели за пределами Японии изделияиз цветного лака. Они делались из дерева, папье-маше, шелка, затем многократнопокрывались лаком. Лаковые изделия эпохи Эдо обогатились сочетанием резьбы ирельефа с инкрустацией золотом и перламутром.
Вэто же время возникает новый вид керамики, яркой, украшенной многоцветнымиросписями с добавлением золота по черному или белому фону. Национальная одеждакимоно (оби) по рисунку должна соответствовать времени года, а по цвету –возрасту, характеру и даже настроению владельца.
Сразвитием костюма связано появление специфического вида декоративного искусства– нэцке, в котором как бы завершилась скульптурная традиция веков. Большимспросом на рынках пользовались глиняные куклы в ярких одеждах жителей торговыхкварталов, посетителей чайных домов, куклы демонического облика, куклы –пародии на иностранцев: удалые краснолицые матросы, патеры с орлиными носами,тонконогие голландские чиновники.
 
3. Проблема модернизации стран Востока
Модернизация– процесс движения доиндустриальных обществ, основанных на традиционных(коммунитарных) типах социальности, к тем экономическим и политическимсистемам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых странкапитализма. Таким образом, модернизация означает прежде всего роствозможностей применять современную технологию в важнейших сферах материальногопроизводства, расширение современных форм потребления, но вместе с тем созданиеусловий (социальных, политических и культурных) для развития новогопроизводства. Она означает и освоение новых типов духовности (нового мышления)в сферах, связанных с новыми формами производственной деятельности.
Кчислу важнейших факторов модернизации в культурной сфере относятся следующие:дифференциация духовных систем и ценностных ориентаций, секуляризация иплюрализация общественного сознания и образования, распространение грамотности,формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологическихтечений, развитие масс-медиа.
Рассмотрим проблемы субъекта и периодизации истории. Основныхподходов к периодизации исторического процесса два: унитаристский иплюралистский.
Унитаристское понимание общества, представленное в античности исредневековье концепциями четырех монархий и провиденциализма, в Новое времяделением Всемирной истории на охотничье-собирательную, земледельческую,торгово-промышленную стадии и первобытную, древневосточную, античную(рабовладельческую), средневековую (феодальную), буржуазную эпохи, достигловершины своего развития в марксистской теории общественно-экономическихформаций. Ошибочность точки зрения, согласно которой теория формации отражаетобъективную логику развития всех или большинства отдельных социальныхобщностей, а тем самым и всего человечества, привела к отрицанию формационногои утверждению плюралистского подхода к обществу.
Объективное основание плюралистского или цивилизационногопонимания истории заключалось в специфике обществ восточной (азиатской)формации. Эти общества без воздействия государств, находившихся на болеепрогрессивных ступенях развития, были обречены на повторение цикловвозникновения, расцвета и гибели в рамках одной и той же восточной формации.
Несовпадение плюралистского подхода с историческими реалиями(прежде всего отсутствие абсолютно замкнутых и равноценных цивилизаций)обусловило уход его с научной сцены.
Одним из следствий краха цивилизационного понимания истории быловозникновение мир — системного подхода. Объективная основа последнегозаключалась в интернационализации экономических, политических, информационных идругих горизонтальных связей современного мирового сообщества. Однакоигнорирование производственно-экономического фундамента социума, отказ от егостадиального восприятия и чрезмерная идеологизированность концепций мир — системников не позволили им создать объективную картину развития человечества.
Общества восточной (азиатской) формации были способны достичьболее высоких ступеней развития лишь под воздействием социальных организмоввышестоящих формаций. Последними по сути явились капиталистические страныЗапада, которые в ходе колонизации Востока объединили большую частьчеловечества в единый капиталистический мир – систему. С середины XX века наоснове сращивания экономик стран этой системы началась трансформация их вединый сверхорганизм, то есть глобализация. Хотя процесс глобализации не привелк ликвидации отдельных государств, его влияние на них стало определяющим. Так,центр глобальной системы капитализма (Запад или страны «золотого миллиарда»,эксплуатируя периферию этой системы (государства зоны зависимого капитализма)),обрек ее на стагнацию и маргинализацию. Это основное, глобальное противоречиенашей эпохи породило глобальное классовое противоборство центра и периферии.Антизападная борьба периферии невозможна без формирования определеннойидеологии. Как и в других регионах развитие идеологии современного Востокаявляется сложным, противоречивым. Основные причины этого – несовпадениеинтересов различных классов, социальных групп, этносов, конфессий, стран, регионовВостока, а также противоречивый характер процесса заимствования востокомкультурной эстафеты от более развитого Запада. Ведь не желая быть объектомэксплуатации Запада, население Востока стремиться ныне сравняться с народами«золотого миллиарда» в развитии экономики и уровне жизни, то естьвестернизироваться, модернизироваться. Необходимым условием вестернизациивыступает заимствование у Запада достижений научно-технической революции имногих других ценностей. В ходе этого заимствования на Восток проникает ичуждая его традициям идеология. Однако развивающиеся страны, желая во многихотношениях жить «по западному», достичь вершин материальной культуры Запада впроцессе догоняющей модернизации, опасаются, что западная идеология станеторудием разрушения духовной культуры его народов, средством их идеологическогозакабаления, то есть очередной формой неоколониализма. А так как противостояниеидеологии центра, включая прогрессивную, происходит под лозунгом сохранениятрадиционных духовных ценностей периферии, процесс вестернизации Востокаоблекается в неадекватные идеологические одеяния. Например, реальные интересыэксплуатационных масс и национальной буржуазии «третьего мира» требуютосвобождения от гнета западных неоколонизаторов и их отечественных союзников(компрадоров, коррумпированного чиновничества, квазифеодалов, мафии).Традиционные же духовные ценности Востока деформируют эти интересы донеузнаваемости. В итоге борьба модернизирующегося «третьего» мира за сохранениесвоих традиционных ценностей порождает националистические идеологии в формерасизма («черного», «желтого» и др.), немарксистского социализма, религиозногофундаментализма (исламского, индуистского и т. п.), светского милитаризма и т.д.

Заключение
 
Итак,я попыталась осветить все аспекты такого важного в культурологии вопроса, как«Восток, как тип культуры». Что-то я уже знала из представленного материала, ас чем-то я столкнулась впервые.
Взаключение хочется добавить, что если на Западе подкультурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктовчеловеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те изпродуктов, которые делают мир и человека «украшенными»,«утончёнными» внутренне, «эстетически» украшенными.

Список использованной литературы
 
1.        ГуревичП.С. Культурология. — М.: Гардарики, 2001.
2.        ДрачГ.В. Культурология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
3.        КарминА.С. Культурология. — СПб.: Лань, 2001
4.        КостинаА.В. Культурология. — М.: КноРус, 2005
5.        ШишоваН.В. История и культурология. — М.: Логос, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ финансового состояния МУП ЖКХ Металлург
Реферат Выборы как форма народного волеизъявления(Вибори як форма народного волевиявлення)
Реферат Влияние подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста 2
Реферат Child Poverty Essay Research Paper Child Poverty
Реферат Современная наука и искуственный интеллект
Реферат Доказательное рассуждение: правила и ошибки
Реферат України і принципи її побудови 3 Бюджетний процес його утримання і задачі 4 Проблема збалансованого
Реферат Сутність і значення соціального страхування
Реферат Геро I Железный
Реферат 2. Адрес (место нахождения) 2225680, г. Микашевичи, Лунинецкий р-н. Брестской обл
Реферат Грызуны
Реферат Hot Wheels Essay Research Paper INTRODUCTIONPROBLEMI researched
Реферат Цифровой термометр на микропроцессоре AVR-MEGA 128
Реферат Полтинник
Реферат Одинока ли Катерина в своем протесте