Реферат по предмету "Культура и искусство"


Великие ораторы Древней Греции и Древнего Рима

Министерство образованияРеспублики Башкортостан
ГОУ ВУЗ БГПУ им. М.Акмуллы

Реферат
Тема:«Великие ораторы Древней Грециии Древнего Рима»

Оглавление
Введение
Глава 1 Древнегреческая риторика
1.1 Софисты- учителя риторики
1.2 Сократ и Платон – создатели теории«подлинного красноречия»
1.3 Аристотель и его риторика
Глава 2 Риторика Древнего Рима
2.1 Цицерон и его сочинения об ораторскомискусстве
2.2 Квинтилиан – автор риторических наставлений
Заключение
Литература

Введение«Словоесть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметнымтелом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печальуничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить»,— очень метко и образнозаметил один из древнейших философов-просветителей Горгий. Однако слово — этоне только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает намвозможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово — могучее средствосамовыражения, этой насущной потребности каждого из людей. Но как пользоватьсяим? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на ихрешения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболеедейственной?
Ответ на этии другие вопросы, связанные с умением владеть словом, дает риторика (от гречискусство красноречия) — наука о мастерстве «убеждать, увлекать и услаждать»речью (Цицерон).
А кто жетакой оратор? В «Словаре современного русского языка» (в 17 томах) читаем такоеопределение этого слова: 1) лицо, профессионально занимающееся искусствомкрасноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-нибудь; 4) человек,обладающий даром речи.
Не нужно,наверное, убеждать вас в том, что говорить публично приходится каждомушкольнику, студенту, который готовит сообщения к урокам или занятиям кружка,выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах т. д. Вам,наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудачные выступления,либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Но в то же время,безусловно, каждый может припомнить яркую, интересную, увлекательную речьлектора, или любимого учителя, или кого-то из своих сверстников.
Для того,чтобы быть отличным ритором нужно знать историю риторики, с чего она началась,как развивалась, как оценивали слово древние ораторы. В этом и заключаетсяактуальность данной темы.

Глава1 Древнегреческая риторика
 
1.1 Софисты — учителяриторики
Родиной красноречиясчитается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне,Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владениеим было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха вполитической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они сблагоговением слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищалисьОдиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись»
Долгое времяораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, дажесамых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второйполовине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали погородам и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делатьсильнейшим». Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительноговорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучиватьнаизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занималатеория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств,применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определенияположения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельнос практическим красноречием софисты начали развивать и теорию ораторскогоискусства — риторику Открытие первых риторических школ, создание первыхучебников по риторике традиция связывает с именами софистов Корака и егоученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.).
Получилпризнание и внес свой вклад в теорию красноречия софист Горгий из Леонтины(485—380 гг. до н. э.). Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Дляусиления психологического влияния речи он применял стилистические средстваукрашения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, какантитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетаниепротивоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части,рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы(повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). СовременникиГоргия — софисты Фразимах, Протагор и другие — продолжали развивать и обогащатьтеорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большоепризнание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.
 
1.2 Сократ и Платон –создатели теории «подлинного красноречия»
 
Риторикесофистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинноекрасноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу.Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседафилософа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем: «Прежде чем начатьречь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет»
Далее, помысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Преждевсего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь илипишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинногоискусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, агоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным инеискусным».
Ясно и четкоговорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должнобыть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, начетвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочноеподтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение икосвенная похвала.
Ценное в теориикрасноречия Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору«необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бываюттакими-то и такими-то». И какая речь, каким образом воздействует на душу.
Итак, помнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познавсущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природулюдских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.
1.3 Аристотель и егориторика
Достижениягреческого ораторского искусства были обобщены и возведены в правилаэнциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Это он сделал всвоей «Риторике», состоящей из трех книг.
В первойкниге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей:совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей — благо, категориямикоторого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие,богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать,природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость.Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализоммотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятияпрекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять илипорицать.
Вторая книгарассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, поАристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речьюгнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд,благодеяние, сострадание, негодование.
Третья книгапосвящена проблемам стиля и построения речи. Учение Аристотеля о стиле — этоучение о способах выражения мысли, о составлении речи. Он требовал от стиля,прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стилязаключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна,она не достигнет своей цели». Построение речи, по Аристотелю, должносоответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Обязательнымиструктурными частями речи он называл: предисловие, обвинение и способы егоопровержения, рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение. ТрудыАристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитиетеории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только областьораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи иостанавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.

Глава 2 Ораторы Древнего Рима
 
2.1 Цицерон и его сочиненияоб ораторском искусстве
 
КультураДревней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творческивоспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенновозрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусстваявляется деятельность Цицерона.
Самым ярким иизвестным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей
Из трехосновных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое исудебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренныматтикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использованиериторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковомотношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости —стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.
Достиженияантичной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трехриторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимаетпроблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том,какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратордолжен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, бытьобразованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор«сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить(воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трехстилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратордолжен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должнуюсловесную форму, все запомнить, произнести.
Особо онподчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит изсодержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, асодержание без слов лишается ясности».
 
2.2. Квинтилиан – авторриторических наставлений
 
Другая яркаяфигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н. э.),знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения «Образование оратора».Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к суммериторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, которыйдолжен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком.
Главнымобъектом восхищения и подражания Квинтилиана был Цицерон. У них можно увидетьмного общего. Оба различали три стиля красноречия и признавали три «великиецели»; оба делили работу над речью на пять этапов согласно древнегреческойриторической традиции. Оба утверждали, что риторика — это и наука, и искусство,задумывались над соотношением природного дара и специальной подготовки вкрасноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. ДляЦицерона оратор — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия.Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от ораторамастерства в этой области. Он восхвалял чувство меры и считал, что из трехнаправлений ораторского искусства — азианского, аттического, родосского —лучшим является аттическое: «Пусть красноречие будет великолепно без излишеств,возвышенно без риска..., богато без роскошества, мило без развязности, величавобез напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь — средний, а всекрайности — ошибки». Цицерон выступал против школярства, за практическоеобразование на форуме (место для народного собрания, площадь, центрполитической и культурной жизни римского народа); для Квинтилиана эталон образовательнойсистемы — риторская школа. Цицерон обращался со своими, речами к народу нафоруме; Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей. Вместес тем оба ритора внесли ценный вклад в развитие ораторского искусства, в теориюкрасноречия.

Заключение
 
На протяжениивсего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи,но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни.Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшееразвитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и наразвитие практического красноречия.
В своихтрудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопросо том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратордолжен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, бытьобразованным человеком и актером.
Если длягреков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценилиискусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившаяразвитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, апродолжала жить в Средние века и «Новое время».

Литература
 
1. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебн.пособие дляучащихся 8-9 классов ооу. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1996г.
2. Основы риторики. Р.Я. Вельц, Т.Н. Дорожкина,Е.Г. Рузина, Е.А. Яковлева. –учебн.пособ.-Уфа: китап,1997г.
3. Античныериторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996г.
4. ЛосевА.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976г.
5.Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996г.
6. Аристотель и античная литература. М., 1978г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.