Реферат по предмету "Культура и искусство"


Иконографичексие сюжеты Древнерусской живописи

Российский государственный университет им. И. Канта
Исторический факультет

Иконографические сюжеты в Древнерусской живописи

Искусствоведческо-терминологическийсловарь,
выполнила студентка Iкурса
специальности«история»
Долотова Анастасия.

Калининград
2007

-А-
Агиосоритисса– см. Заступница
АрхангелГавриил — изображается  иногда с райскою ветвью в руке, которая была принесена имБогоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а влевой — с зеркалом из ясписа.
АрхангелМихаил – изображаетсяс жезлом в левой руке.
-Б-
Благовещение  — Матерь Божия на иконахБлаговещения изображается иногда стоящей и беседующей с Архангелом, иногдасидящей, как на престоле. Подножие, так же как и престол, испещрено золотымилучами.
-В-
Васиотисса — один из иконографических изводов Богоматери «Одигитрия», по которому онаизображается стоящей с Младенцем на правой руке.
Введение во храм — сюжет иллюстрирует текст апокрифического Первоевангелия Иакова о том, чтобудущая Богоматерь была посвящена Богу и отдана в Иерусалимский храм, гдепрожила 12 лет.
ВознесениеГосподне — вверхуиконы в круглой славе, поддерживаемой двумя ангелами, изображается возносящийсяХристос. Под ним, в центре, Богоматерь в позе Оранты с поднятыми в стороны ивверх руками. В Евангелии о Богородице не говорится, вероятно, Ее образ здесьолицетворяет христианскую Церковь.
ВоскресениеХристово — Спасительизображен сходящим в преисподнюю, окруженный сиянием, пронизанный лучами,небесными кругами (мандрола), — знаменующими Его божественное достоинство иславу. Край одежды Христа развевается и приподнят ветром. Ноги Спасителяпопирают сокрушенные врата ада, сорванные с заклепов и простертые крестообразнонад бездной. В левой руке Христос держит крест. Правая рука протянута Адаму. Подругую сторону бездны Ева простирает закрытые краем одежды руки к Христу, стояна коленях. По правую руку Христа мы видим сонм пророков во главе с Предтечей.По левую руку Спасителя, со стороны Евы, — сонм праотцов. Горы, в верхнейчасти, сужаясь и, сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над нимидва Ангела, вносящие орудия страстей: крест, трость с губкой, наполненной уксусоми желчью, и копье.
ВоскрешениеЛазаря — на иконахизображается Христос с группой апостолов сзади него, справа — темная высокаяпещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленатому Лазарю. Здесь жеприслужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам Христа.
Всемилостивая(«Панахранта») — Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит МладенцаХриста. Престол символизирует царственную славу Богородицы.
ВходГосподень в Иерусалим — Ученики привели осла, покрыли его своими одеждами, Иисус сел, и процессиятронулась. Множество народа встречало известного Своими чудесами и исцелениямиУчителя; люди устилали Его путь одеждами и пальмовыми ветвями, радостно крича:«Осанна (спасение)! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!» Иисуссо славой входил в Иерусалим — город, где Он вскоре будет предан, подвергнутистязаниям и мучительной смерти — распятию на кресте.
-Г-Гликофилуса – см. Умиление-З-Заступница(«Агиосоритисса») — на иконах этого типа Богородица изображается в полный рост,без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.
-И-
Иоанн Богослов— изображается среди скалистого ландшафта, сидящим на низком табурете идиктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоаннанисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения. />
-К-
Кириотисса — одиниз иконографических типов изображения Богоматери, стоящей и держащей передсобой Младенца.
-О-
Одигитрия («Путеводительница») — на этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рукакоторой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Младенецсидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой держитсвиток, реже — книгу. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и ПречистойДевы не касаются друг друга. />
Оранта(«Молящаяся») — один из типов изображения Богоматери, восходящий краннехристианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся наземле живых; представляет Богоматерь без Младенца, в рост, с воздетыми руками,разведенными в стороны и согнутыми в локтях, т. е. в традиционном жестезаступнической молитвы. На Ее лоне, на фоне круглой сферы —Спас Эммануил.
-П-
Панахранта – см.Всемилостивая.
ПокровБогоматери — Богоматерь Оранта изображена на облаке, по сторонам ее ангелы, внизу пророки,Иоанн Предтеча, апостолы Петр и Павел, справа Андрей Юродивый и Епифаний.Богоматерь представлена на фоне города, который защитила своим покровом. Напрестоле — со свитком в руке Роман Сладкопевец. Покров красного цвета —воплощение света, светящегося покрова.
Положениево гроб — в каменномгробу представлен лежащий Спаситель, к его главе припадает Богоматерь, надтелом склонились Иоанн Богослов и старец Иосиф, рядом стоят жены-мироносицы иНикодим. Иногда в центре на заднем плане изображен крест, на котором был распятГосподь.
-Р-
РождествоХристово — изображениеспеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматерии сидящего Иосифа, иногда дополняется изображением ангелов, славословящихГоспода, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвови Омовения Младенца.
-С-
Снятие скреста — вкомпозиции представлены Иосиф Аримафейский, поддерживающий тело Иисуса,Никодим, вынимающий гвозди из ног. Иоанн Богослов, стоящий позади илисклоняющийся к ногам Иисуса. Богоматерь слева принимает на руки тело Христа ицелует его лицо, позади нее — жены-мироносицы, Мария Магдалина целует рукуХриста. Под Голгофой, как в Распятии, изображается череп Адама.
СоборБогоматери — центромкомпозиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях,позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняютсяволхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и персонификацииЗемли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры,приносит вертеп, пещеру, а другая – ясли. В людской толпе, восхваляющейБогоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству – св. ИоаннДамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы.
Сошествиево ад – см.Воскресение Христово
Спас Благое Молчание— редкая икона Христа. «Спас Благое Молчание» изображает Христа до Своегоприхода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместокреста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один изкоторых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мракнепостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине как юноша вбелой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты кгруди, за спиной — опущенные крылья.
Спас Вседержитель («Пантократор»)— На иконе Христос предстает перед нами на троне, облаченным в гиматий и хитон.Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямыегладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. ПраваяЕго рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.
Спас в силах— центральное изображение в иконостасе православного храма. Христос, в хитоне игиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата свытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадратаможно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символыевангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящихспасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синийовал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюданазвание). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого). Образ показываетХриста таким, каким Он явится в конце времен.
Спас на престоле— фигура Христа изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол —символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знакцарственной славы Спасителя.
Спас Нерукотворный —  существуетдва вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. Наиконах типа Спас на убрусе лик Христа изображен на плате (полотенце), верхниеконцы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа— лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой,разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямымпробором.  На иконах Спас на чрепии нет изображения плата, фон ровный, а внекоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки. СпасНерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами.
Спас Эммануил— образ Христа в возрасте двенадцати лет. Эммануил переводится как «с нами Бог».Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках.
-Т-
Троица– изображаются Отец, Сын и Святой Дух, на фоне города, сидящие за столом, накотором стоит чаша.
-У-
Умиление («Елеуса»)– изображается Младенец-Христос, припавший левой щекой к правой щекеБогоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.
УспениеБогоматери — оплакивающиеБогоматерь апостолы изображаются с обеих сторон ее ложа. Иоанн и Павелсклоняются к ней, Петр взмахивает кадильницей, среди апостолов стоят трисвятители. В центре композиции — Христос, принимающий Душу, в виде небольшой, запеленатойв белое фигурки. В так называемом облачном Успении над Христом парят архангелы,и воспроизведена сцена перенесения апостолов на облаках к ложу, в некоторыхизводах композиция усложняется вознесением Богоматери.

-Ч-
ЧудоГеоргия о змие — всадник в красном плаще на белом коне колет копьем змея. Композиция икон «ЧудоГеоргия о змие» бывает в сокращенном варианте и в расширенном. Сокращенныйвариант изображает только Георгия на коне, поражающего змия. В правом углуобычно присутствует сегмент неба, в котором — или Христос, благословляющийПобедоносца, или Его рука. В расширенном варианте есть и царевна, ведущаяусмиренное чудовище на своем пояске в город; и башня с царем, царицей иприближенными, наблюдающими с высоты за происходящими событиями, и народ,дивящийся чуду. Иногда у головы Георгия летит ангел, венчающий Победоносцакороной.

Списокиспользованной литературы:
 
1.  Алпатов М.В.,Древнерусская иконопись. – М., 1974.
2.  Лазарев В.Н.,Русская иконопись от истоков до начала XVI в. – М., 1983.
3.  Успенский Б.А.,Семиотика иконы. – М., 1995.
4.   Языкова И.К.,Богословие иконы. – М., 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Главные задачи оперативной финансовой работы разработка оперативных финансовых планов, организация центров финансовой ответственности, контроль исполнения бюджета службами аппарата управления
Реферат Лагерная тема в русской литературе
Реферат Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики. "Фиаско рынка" и "фиаско государства"
Реферат История культуры Античности
Реферат Влияние подсознания на успешный исход переговоров
Реферат А. С. Аронин Фаза. Стабильное состояние. Метастабильное состояние. Потеря устойчивости. Типы неравновесных состояний. Фазовые переходы. Диаграммы фазового равновесия. Связь структурных характеристик с диаграммами
Реферат Культура России во второй половине XIX века
Реферат Оптимизация производственно отраслевой структуры сельскохозяйственного предприятия 2
Реферат Аннотированная программа название дисциплины: pr в бизнесе и политике Содержание дисциплины
Реферат Лидерство в организации
Реферат Мечта об идеальном городе
Реферат Физические величины характеризующие поля ионизирующих излучений
Реферат Социальное обслуживание одиноких пожилых людей в условиях Центра социального обслуживания населения
Реферат Свобода совісті в процесі демократизації українського суспільства соціально-філософський аналіз
Реферат Искусство как подражание