Реферат по предмету "Культура и искусство"


Быт и нравы эпохи Возрождения

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
Воронежский государственный технический университет
Кафедра философии

Курсоваяработа
покультурологии
потеме: «Быт и нравы эпохи Возрождения».

Выполнил: студентка
группы СО-071
Мещерина Юлия Васильевна


Проверил: д-р философ. наук, проф. Курочкина Л.Я.
2008

Содержание
Введение……………………………………………………………..…3
I Общие черты
1.Гуманизм – общая ценность эпохи Возрождения…………………4
2.Быт………………………………………………………………….…6
    2.1.Среда обитания горожанина……………………………….…...6
    2.2.Дом…………………………………………………………...…..7
    2.3.Меблировка дома……………………………………………..…9
    2.4.Стол………………………………………………………………9
    2.5.Правила застолья…………………………………………….…11
    2.6.Одежда и мода……………………………………………….…12
II Специфические черты
1. Гуманизм…………………………………………………………….14.
    1.1.Предпосылки…………………………………………………….14
    1.2.Раннее Возрождение…………………………………………….15
    1.3.Высокое Возрождение…………………………………………..18
    1.4.Позднее Возрождение…………………………………………...19
    1.5.Северное Возрождение……………………………………….…19
       1.5.1.Германия…………………………………………...………...19
       1.5.2.Нидерланды……………………………………...……..……20
       1.5.3.Франция……………………………………………...…..…..21
2.Быт
2.1.Быт Италии в эпоху Возрождения………………………….…….23
2.2.Быт стран Северного Возрождения………………………………25
Заключение…………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………29
Приложение……………………………………………………………30

Введение
Эпоха Возрожденияначалась в Италии в XIII веке, затем вXV веке в неё вступили страны севернойЕвропы, такие как Германия, Франция, Нидерланды. Этот период получил названиеСеверного Возрождения.
В Средние веканаблюдалось господство христианской идеологии. В эпоху Возрождения в центр мирапереместился человек. На это огромное влияние оказал гуманизм. Главной задачейэпохи гуманисты считали создание «нового человека», чем они активно занимались.Учение гуманистов, безусловно, повлияло на сознание человека эпохи Ренессанса.Это отразилось в изменении нравов и быта. Наблюдались отличия Итальянского Возрожденияот Северного.
Говоря об актуальностивыбранной темы, следует отметить, что проблемы, характерные для эпохиВозрождения, возникают и в современном обществе: падение нравственности,преступность, стремление к роскоши и т.д.
Главной целью этой работыявляется изучение быта и нравов людей эпохи Ренессанса. 
Для достиженияпоставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— изучение работгуманистов, как в Италии, так и в странах Северного Возрождения
— выделение общих чертучения гуманистов и претворение их в жизнь
— изучение быта странСеверного Возрождение и Итальянского
— выделение и общих испецифических черт.
Для решения поставленныхзадач использовалась литература разных авторов таких, как Баткин, Брагина,Букхардт, Гуковский и др. Но наиболее подходящие к теме курсовой работыявляются следующие работы:
— История культуры стран Западной Европы /Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М.Вагодарский и др.; под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001
— Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейскоезначение. История Европы.— М.: Наука, 1993
— Букгард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С.Брилианта. –Смоленск: Русич, 2002
1.Гуманизм – общая ценность эпохи Возрождения
С эпохойВозрождения приходит новое видение человека, выдвигается предположение, чтоодна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключаетсяв особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способымышления.
В условияхинтенсивной общественной жизни и деловой активности создается общая духовнаяатмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. Наисторическую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный,обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственнымусилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-новомувидеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение кокружающей действительности и к прошлому.
Формируетсяновый общественный слой – гуманисты, — где отсутствовал сословный признак, гдеценились прежде всего, индивидуальные способности. Представители новой светскойинтеллигенции – гуманисты — защищают в своих произведениях достоинствочеловека; утверждают ценность человека независимо от его общественногоположения; обосновывают и оправдывают его стремление к богатству, славе, могуществу,светским званиям, наслаждению жизнью; привносят в духовную культуру свободусуждений, независимость по отношению к авторитетам.
Задачавоспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческоеслово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет своепроисхождение «гуманизм»)[1].
В эпоху гуманизма возвращаются к жизни греческие и восточные учения,обращаются к магии и теургии, распространившимся в некоторых письменныхисточниках, которые приписывали античным богам и пророкам. Вновь начинаютзавоевывать позиции эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.
Для философов гуманизма человек стал неким сплетением телесного ибожественного начал. Качества Бога теперь принадлежали простому смертному.Человек стал венцом природы, все внимание уделялось ему. Прекрасное тело в духегреческих идеалов в сочетании с божественной душой — вот цель, которуюстремились достичь гуманисты. Своими действиями они пытались внедрить идеал человека.
Свои умозрения гуманисты старались воплотить на практике. Можновыделить несколько направлений практической деятельности гуманистов:
1.Воспитание и образование
2.Государственная деятельность
3.Искусство, творческая деятельность.
Воспитание и образование.
 Организовывая научные кружки, академии, устраивая диспуты, читаялекции, выступая с докладами, гуманисты стремились приобщить к духовномубогатству предыдущих поколений общество. Представители новой духовной общности, которых объединяла жажда познания, любовь к словесности, изучение studia humanitatis, преподавали вуниверситетах Италии, становились воспитателями, наставниками детей правителейгородов, создавали школы (в том числе и бесплатные для  бедных). В этих иподобным им школах особое внимание  уделялось процессу воспитанию, понимаемого как целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие человека.Целью педагогической деятельности преподавателей было воспитание человека,который воплощал бы в себе гуманистические идеалы.
Провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личноститесно увязывалось ими с задачей построения новой культуры, освоения античногонаследия, разработкой комплекса гуманитарных знаний, ориентированных навоспитание и образование человека, свободного от узкодогматическогомировидения.
Государственная деятельность
Представители так называемого гражданского гуманизма — ЛеонардоБруни и Маттео Пальмиери — утверждали идеал активной гражданской жизни ипринципы республиканизма. В «Восхвалении города Флоренции», «Историифлорентийского народа», других сочинениях Леонардо Бруни (1370/74-1444)представляет республику на Арно как образец пополанской демократии, хотя и отмечаетаристократические тенденции в её развитии[2]. Он убежден, что лишь вусловиях свободы, равенства и справедливости возможно осуществление идеалагуманистической этики — формирование совершенного гражданина, который служитродной коммуне, гордиться ею, и обретает счастье в хозяйственном преуспеянии,процветании семьи и личной доблести. Свобода, равенство и справедливостьозначали здесь свободу от тирании. Под влиянием его идей сформировалсягражданский гуманизм, главным центром которого на протяжении всего XV века оставалась Флоренция.
Искусство, творческая деятельность
Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения. Гуманистическийидеал гармоничного, наделенного талантом созидания, героизированного человека сособой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV в. Живопись, ваяние, зодчество,вступившие уже в первые десятилетия XV в. на путь радикального преобразования,новаторства, творческих открытий, развивались в светском направлении. Вархитектуре этого времени формируется новый тип здания — городского жилища(палаццо), загородной резиденции (вилла), совершенствуются различные видыобщественных сооружений.
Использованиесложившейся на античной основе ордерной системы подчеркивало величественностьзданий и в то же время соразмерность их человеку. В скульптуре переходят отготики к ренессансному стилю Гиберти (рис.1), Донателло (рис.2,3,4,5), Якоподелла Кверча (рис.6), братья Росселлино, Бенедетто да Майано, семья ДеллаРоббиа, Верроккио (рис.7,8). Живопись итальянского Возрождения складываласьпрежде всего во Флоренции. Ее основоположником стал Мазаччо[3] (рис.9,10,11,12). В егофресках в капелле Бранкаччи героизация образов неотделима от их жизненнойреальности и пластической выразительности (фигуры изгнанных из рая Адама и Евы)(рис.13).
В искусстве ижизни проявлялся титанизм. Достаточно вспомнить героические образы, созданныеМикеланджело (рис.14,15,16,17,18,19,20), и самого их творца — поэта, художника,скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи(рис.21,22,23,24,25) являли собой реальные образцы безграничных возможностейчеловека.
Гуманисты жаждали, стремились быть услышанными, излагая своемнение, “проясняя” ситуацию, ибо человек XV века заблудился в самом себе, выпализ одной системы верований и пока не утвердился в другой. Каждыйдеятель Гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманистыне просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но ипытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая лекции,объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все сферыжизни человека.

2.Быт
 
2.1.Среда обитания горожанина.
В эпоху Возрожденияактивно велось жилищное строительство – и  в первую очередь, в городе и егоокруге. Спрос на жилье превышал предложение. Поэтому городские власти поощрялистроительство.
Оживление строительстваобъяснялось не только потребностями в жилье, но и тем, что старые дома неудовлетворяли вкусам и запросам эпохи. Именитые горожане воздвигали новыевеликолепные дворцы, ради которых сносились целые кварталы, иногда под сноспопадали не только ветхие дома.
Городская застройка вЕвропе носила хаотический характер. Из-за этого в городе были узкие улочки,часто заканчивающиеся тупиками, дома соприкасались друг с другом крышами.Однако при сносе старых кварталов городским властям предоставлялась возможностьвносить элемент регулярности в планировку города. Тогда расширялись ивыпрямлялись улицы, появлялись новые площади.
В городском строительствеэстетические представления переплетались с практическими соображениями.Наиболее грязные рынки и, как сейчас сказали мы, «экологически вредныепроизводства» переносились на окраину города.
Города повсеместно в Европеоставались грязными. Мощеные улицы попадались редко. Водопроводами моглипохвастаться жители лишь немногих городов. Фонтаны не только услаждали взор, нои являлись источником питьевой воды. Воду набирали также в реках, колодцах,цистернах, в которых часто обнаруживали дохлых кошек, собак, крыс. Канализацияотсутствовала. Сточные канавы на улицах издавали зловоние и служили источникомзаразы. Помои и нечистоты выливались хозяйками прямо на головы зазевавшихсяпрохожих. Уборка улиц производилась крайне редко — разве что после чумныхэпидемий. Освещением в ночную и вечернюю пору служила обычно луна.
 
2.2.Дом
Преобладание каменногоили деревянного строительства в доиндустриальную эпоху зависело, прежде всего,от природно-географических условий и местных традиций. В районах, гдепреобладало деревянное строительство, начинают строить дома из кирпича. Этоозначало прогресс в строительстве. Из кровельных материалов наиболееупотребительными были черепица и гонт, хотя дома покрывали и соломой, особеннов деревнях. В городе соломенные крыши свидетельствовали о бедности ипредставляли большую опасность из-за легкой воспламеняемости. (Рис.30)
В Средиземноморьепреобладали дома с плоскими крышами, к северу от Альп — с островерхими. Домвыходил на улицу торцом, имевшим более двух-трех окон. Земля в городской чертестоила дорого, поэтому дома разрастались вверх (за счет этажей, антресолей,чердаков), вниз (полуподвалы и подвалы), вглубь (задние помещения ипристройки). Комнаты одного этажа могут находиться на разном уровне исоединятся узкими лесенками, коридорчиками. Дом рядового горожанина –ремесленника или купца – помимо жилых помещений включал в себя мастерскую илавку. Тут же жили ученики и подмастерья. Каморки подмастерьев и слугнаходились этажом выше, в мансарде. Чердаки служили складами. Кухни обычнорасполагались на первом или полуподвальном этаже, во многих семьях они служилии столовой. Нередко дома имели внутренний домик.
Городские дома богатыхграждан отличались просторными и многочисленными помещениями. Например, палаццоXV века семейств Медичи, Строцци, Питтиво Флоренции, дом Фуггеров в Аугсбурге. Дом делился на парадную, рассчитаннуюна визиты, открытую для постороннего взора часть, и более интимную — для семьи,слуг. Пышный вестибюль соединялся с внутренним двориком, украшеннымскульптурой, фронтонами, экзотическими растениями. На втором этаже находилисьзалы для друзей и гостей. Этажом выше — спальни детей, женщин, гардеробные,лоджии для хозяйственных нужд и отдыха, кладовые. Комнаты соединялись друг сдругом. Уединиться было весьма сложно. В палаццо появляется новый типпомещения, предназначенный для уединения: небольшие кабинеты («студиоло»), но вXV веке он ещё не получил широкогораспространения. В домах недоставало расчлененности пространство, что отражалоне только состояние строительного искусства, но и определенную жизненнуюконцепцию. Семейные праздники приобретали здесь общественную значимость ивыходили за пределы дома, семьи. Для торжеств, например, свадеб,предназначались лоджии на первом этаже.
Деревенские дома былигрубее, проще, архаичнее и консервативнее городских. Обычно состояли из одногожилого помещения, служившего горницей, кухней и спальней. Помещения для скота ихозяйственных нужд находились под одной крышей с жилым (Италия, Франция,Северная Германия) или обособленно от него (Южная Германия, Австрия). Появилисьдома смешанного типа – виллы.
Значительно большеевнимание начинает уделяться устройству интерьера. Пол первого этажа покрываюткаменными или керамическими плитами. Пол второго или последующих этажейнастилали досками. Паркет оставался большой роскошью даже во дворцах. В эпохуВозрождения существовал обычай посыпать пол первого этажа травами. Это находилоодобрение у врачей. В дальнейшем на смену растительному покрытию приходят коврыили соломенные циновки.
Особое внимание уделялосьстенам. Их расписывали, подражая античным образам. Появились обойные ткани. Ониизготовлялись из бархата, шелка, атласа, камчатой ткани, парчи, тисненой ткани,иногда позолоченной. Из Фландрии стала распространяться  мода на гобелены.Сюжетами для них служили сцены из античной и библейской мифологии, историческиесобытия. Большой популярностью пользовались тканевые шпалеры. Немногие моглисебе позволить подобную роскошь.
Имелись более дешевыеобои. Материалом для них служили грубые рубчатые ткани. В XV веке появились бумажные обои. Спросна них стал повсеместным.
Серьезную проблемусоставляло освещение. Окна по-прежнему были небольшими, потому что была нерешена проблема, чем их покрывать. Со временем позаимствовали у церквиодноцветное стекло. Стоили такие окна очень дорого и не решали проблемуосвещения, хотя в дом пришло больше света и тепла. Источниками искусственногоосвещения служили факелы, масляные светильники, лучина, восковые — а чащесальные, сильно коптившие — свечи, огонь камина и очага. Появляются стеклянныеабажуры. Такое освещение затрудняло поддержание чистоты, как дома, так одежды итела.
Тепло давали кухонныйочаг, камин, печи, жаровни. Камины были доступны далеко не всем. В эпохуВозрождения камины превращались в настоящие произведения искусства, богатоукрашенные скульптурой, барельефами, фресками. Дымоход у камина был устроентак, что из-за сильной тяги забирал много тепла. Этот недостаток пыталиськомпенсировать использованием жаровни. Нередко обогревалась одна толькоспальня. Обитатели дома ходили тепло одетыми, даже в меха, часто простужались.
Водопровод, как иканализация, в домах отсутствовали. В это время вместо умывания по утрам даже ввысших слоях общества было принято обтираться мокрым полотенцем. Общественныебани с XVI века становятся более редкими.Исследователи объясняют это боязнью сифилиса или острой критикой со стороныцеркви. В домашних условиях мылись в кадках, ушатах, тазах — обычно на кухне,где устраивались парильни. Ванные комнаты появились в XVI веке. Туалет со сливом воды появился в Англии в концеXVI века. Туалеты не были правилом дажев королевских дворах.
Несмотря на имевшиесяусовершенствования, удобства внедрялись в быт весьма медленно. В эпохуРенессанса более заметными были успехи в области меблировки жилища.
 
2.3.Меблировка дома
Консерватизм былсвойственен мебели в домах скромного достатка. Обстановке уделялось значительнобольше внимания, чем раньше в домах и скромного достатка, и в богатых. Вырослочисло предметов мебели. Она украшается скульптурой, резьбой, живописью,различной обивкой. В мебели обнаруживается тяга к античным образам. Изобретениестанка для выработки фанеры способствовало распространению техники фанеровки идеревянной инкрустации. Помимо деревянной, была популярна инкрустация изсеребра и слоновой кости.
Мебель расставляласьвдоль стен. Главным предметом мебели была кровать. У богатых она была высокой,с приступкой, с пышными, украшенными скульптурой, резьбой или живописьюизголовьем, балдахином или задергивающимися занавесками. На изголовье любилипомещать образ Богоматери. Балдахин был предназначен для защиты от насекомых,но в его складках скапливались клопы и блохи, что угрожало здоровью. Кровать застилаласьсуконным покрывалом или стеганым одеялом. Кровать была очень широкой: на нейпомещалась вся семья, иногда на ней спали оставшиеся на ночлег гости. В бедныхдомах спали на полу или на нарах. Слуги спали на соломе.
После кровати самымважным предметом мебели был сундук. В XV веке появились сундуки меньших размеров – кассета, сундучки для храненияшкатулок, кошельков, парфюмерии. Сундуки богато украшались росписью, рельефами,обивались серебром.
Шкафы для одежды ещё неизобрели, зато появились посудные шкафы и секретеры. Они богатоинкрустировались.
Столы и стулья сохранялиутвердившиеся ранее формы.
Зеркала, часы, подсвечники,канделябры, декоративные вазы, сосуды и множество других полезных и бесполезныхвещей были призваны украсить и сделать более удобной и приятной домашнюю жизнь.
Обстановка крестьянскогодома оставалась крайне скудной и удовлетворяла лишь элементарным потребностям.Мебель была очень грубой и тяжелой, изготовлялась обычно хозяином дома.Конструктивные недостатки крестьянской мебели старались возместить резьбой,иногда росписью по дереву — очень традиционными.
 
2.4.Стол
XVI – начало XVII века кардинально не изменили питания по сравнению с XIV – XV вв. Западная Европа еще не освободилась от страха передголодом. Были велики различия в питании «верхов» и «низов» общества, крестьян игорожан.
Еда была довольнооднообразной. Около 60% рациона занимали углеводы: хлеб, лепешки, разные каши,супы. Главными злаками являлись пшеница и рожь. Хлеб бедняков отличался отхлеба богачей. У последних хлеб был пшеничный. Крестьяне почти не знали вкусапшеничного хлеба. Их уделом были ржаной хлеб из муки плохого помола, просеянной,с добавлением рисовой муки, которой гнушались состоятельные.
Важное дополнение к зернусоставляли бобовые: бобы, горох, чечевица. Из гороха даже выпекали хлеб. Сгорохом и бобами обычно готовили тушеное мясо.
Благодаря арабамевропейцы познакомились с цитрусовыми: апельсинами, лимонами. Из Египта пришелминдаль, с Востока – абрикосы. В Европе появились тыква, кабачки, мексиканскийогурец, сладкий картофель, фасоль, томаты, перец, кукуруза, картофель.
Пресную пищу в большомколичестве приправляли чесноком и луком. В качестве приправы широкоиспользовали сельдерей, укроп, порей, кориандр.
Из жиров на юге Европыбольше распространены растительные, на севере — животного происхождения. ВСредиземноморской Европе потребляли мяса меньше, чем в Северной. В Центральнойи Восточной ели больше говядины и свинины; в Англии, Испании, Южной Франции иИталии — баранины. Мясной рацион пополнялся за счет дичи, домашней птицы. Горожанеели мяса больше, чем крестьяне. Также ели рыбу.
Долгое время Европа былаограничена в сладком, так как сахар появился лишь с арабами и стоил оченьдорого, поэтому был доступен лишь состоятельным слоям общества.
Из напитков первое местотрадиционно занимало виноградное вино. К его потреблению вынуждало плохоекачество воды. Вино давали даже детям. Высокой репутацией пользовалиськипрские, рейнские, мозельские, токайские вина, мальвазия, позже — портвейн,мадера, херес, малага. На юге предпочитали натуральные вина, на севере Европы,в более прохладном климате — крепленые; а со временем пристрастились к водке испирту, которые долгое время относились к лекарствам. Истинно народнымнапитком, особенно к северу от Альп, было пиво, хотя от хорошего пива неотказывались также богачи и знать. В Северной Франции конкуренцию пиву составилсидр. Сидр пользовался успехом преимущественно у простонародья.
Кофе и чай проникают вЕвропу лишь в первой половине XVIIвека. Шоколад нашел своих приверженцев. Ему приписывались целебные свойства,как средству против дизентерии, холеры, бессонницы, ревматизма. Однако и побаивались.Во Франции в XVII веке распространились слухи, что отшоколада на свет появляются чернокожие дети.
Главным достоинством едыв средние века было сытность и изобилие. В праздник обязательно нужно былонаесться так, чтобы потом в голодные дни было что вспомнить. Хотя состоятельнымлюдям не приходилось опасаться голода, их стол не отличался изысканностью.
Эпоха Ренессанса внеслазаметные изменения в европейскую кухню. На смену необузданному обжорствуприходит изысканно, тонко представленное изобилие.
К мясным блюдам, как ипрежде, приготовлялись самые разнообразные соусы со всевозможными приправами,не жалели дорогих восточных специй: мускатного ореха, корицы, имбиря, гвоздики,перца, европейского шафрана и др. Употребление специй считалось престижным.
Появляются новые рецепты.Вместе  с рецептами растет число перемен блюд.
В XV веке  в Италии кондитерские изделияприготовляли ещё аптекари. Это были торты, пирожные, лепешки, карамель и др.
Важным стало не толькочем накормит гостей, но и как подать приготовленное блюда. Большоераспространение получили так называемы «показные блюда». Из различных, зачастуюнесъедобных материалов, изготовлялись фигуры реальных и фантастических животныхи птиц, замки, башни, пирамиды, которые служили вместилищем различных кушаний,особенно паштетов. Нюрнбергский кондитер  Ганс Шнейдер в конце XVI века изобрел огромный паштет, вовнутрь которого прятали кроликов, зайцев, белок, мелких птиц. В торжественныймомент паштет открывался и вся живность к потехе гостей разбегалась иразлеталась из него в разные стороны. Однако в целом в XVI веке скорее прослеживается тенденция к замене«показных» блюд настоящими[4].
 

2.5.Правила застолья
В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобреталине только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд, правилаповедения за столом, манеры, застольные развлечения,общение.
Столовая посуда обогатилась новыми предметами и стала зна­чительноизящнее. Разнообразные судки объединялись под общим названием«нефы». Встречались судки в форме сундуков, башен, зданий. Онипредназ­начались для пряностей, вин, столовых приборов. Генрих III Фран­цузский в один из таких нефов кланперчатки и веер, Сосуды для вина назывались «фонтаном», имели различнуюформу и обязательно краны внизу. Подставками для блюд служилитреножники. Почетное место на столах занимали солонки и конфетницы из драгоценныхметаллов, камня, хрусталя, стекла, фаянса. В Венском художественно-историческоммузее хранится знаменитая солонка, выполненная для Франциска I Бенвенуто Челлини.(рис.32)
Тарелки, блюда и сосуды для питья делались металлическими: у королейи знати — из серебра, позолоченного серебра, а иногда из золота. Увеличился спрос на оловянную посуду, которую научилисьобрабатывать и украшать не хуже золотой и се­ребряной. Но особенноважным изменением можно считать рас­пространение с XV в.фаянсовой посуды, секрет изготовления ко­торойоткрыли в итальянском го­роде   Фаэнце.   Больше   стало посудыиз стекла — одноцветно­го и цветного.
Нож по-прежнему оставался главным орудиемза столом. Большими ножами нарезали мясо на общих блюдах,с которых каждый брал для себя кусок своим ножом или руками. Ихотя в лучших домах подавали салфетки и почти после каждого блюдагостей и хозяев обносили посудой с ароматизированной водой длямытья рук, скатерти приходилось менять не один раз в течение обеда.Почтенная публика не стеснялась вытирать о них руки. Столовойложкой стремились обеспечить уже каждого из сидя­щих за столом. Нослучались дома, в которых ложек не хватало на всех — и гости или приносили ложкус собой, или как в старину твердую пищу брали руками, а в соус илипохлебку погружали свой кусок хлеба. Вилка прижилась раньше всего уитальянцев.
Пользование вилками нескольки­мигостями при дворе французского короля Генриха IIпослужило предметом грубого высмеивания. Не лучше обстояло дело сбока­лами и тарелками. Все еще бытовал обычай ставить однутарелку для двух гостей. Но случалось, что суп продолжаличерпать своей ложкой из супницы.
Банкеты. Интерьер поэтому случаю специально оформлялся. Стены зала или лоджии увешивались тканями игобеленами, богатым шитьем, цветами и лавровыми гирляндами,увитыми лентами. Гирляндами украшали стены и обрамляли семейныегербы.
В зале ставили три стола в форме буквы «П»,оставляя в середине пространство, как для разносчиков блюд, так идля увеселений.
Гости рассаживались с внешней стороны стола —иногда по­парно дамы с кавалерами, иногда отдельно. За главным столом располагалисьхозяин дома и высокие гости. В ожидании трапезы присутствовавшие пили легкоевино, закусывали его сухими фруктами, слушали музыку.
Главная идея, которую преследовалиустроители пышных засто­лий, — показать великолепие, богатствосемьи, ее власть. От бан­кета могла зависеть судьба предстоящегобрака, имеющего цель объединить процветающие семьи, или судьбаделового соглашения и т.п. Богатство и могущество демонстрировалисьне только перед, равными себе, но и перед простолюдинами. Для этого было какраз удобно устраивать пышные пиры в лоджии. Мелкий люд мог нетолько поглазеть на великолепие власть имущих, но и приобщиться кнему. Можно было послушать веселую музыку, потанцевать, принятьучастие в театральной постановке. Но самое главное — «на дармовщинку» выпить и закусить,ибо было принято раздавать беднымоставшуюся еду.
Времяпрепровождение за столом в компаниистановилось обычаем, широко распространившимся во всехслоях общества. Тавер­ны, трактиры, постоялые дворы отвлекалипосетителей о; монотонности домашней жизни.
Названные формы общения, как бы они неотличались друг от друга, свидетельствуют о том, что обществопреодолевало былую относительную замкнутость и становилось болееоткрытым и ком­муникативным.
 
2.6. Одежда и мода
Изменения в одежде в XIV – XVI вв. прослеживаются сильнее, чем за многие столетия доэтого.
Индивидуализируется костюм. Более чувствительным к веяниям и запросамэпохи был город­скойкостюм. В середине XIV в. в одежде произошло серьезнейшее изменение, повлиявшеена всю последующую историю костюма: она стала уже икороче, что на первых порах вызывало резкое неприятие со стороныморалистов.
Основные предметы одежды у мужчин и женщинсостояли из нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора, обуви. Муж­чиныносили также штаны или те предметы одежды, которые постепеннопревратились в штаны. Нижнее белье еще не было известно. Его донекоторой степени заменяли рубашки, но и их даже в гардеробе знати быловесьма мало. Спали нагишом. Дамские панталоны появились ближе к концуXVI в., и первыми их начали носить куртизанки—изгигиенических соображений и для красоты. Мужское нижнее бельепоявилось позже женского. Отсутствие нижнего белья способствовало кожным заболеваниям,которые отступили лишь в XVIII в.
Верхняя одежда укорачивалась, удлинялась,обу­живалась то сверху, то снизу; на ней делались разрезы ивырезы, позволявшие увидеть богато украшенное нижнее платье. Однако основнойтенденцией было обуживание платья сверху до талии, что давалотогдашним «законодателям моды» широчайшие возможно­стидля комбинирования и придания покрою, в частности, женского платья,немалой пикантности и даже соблазнительности. Декольте становилосьвременами очень глубоким и его приверженцы часто не находили нужным прикрыватьего даже тонкой и богато укра­шенной орнаментом и кружевом отделкой нижнего платья.
Со временем верхняя одежда обогатилась кофтами (котта) и жакетами, куртками, жилетами и длинными безрукавками(сюрко), кафтанами, различныминакидками. Дамское платье дополнилось шлейфом.Для большего тепла на верхнее платье надевали плащ — пожалуй, наиболее консервативный из всех предметоводежды.
Цельныештаны появились уже в XIV в.Они напоминали собою скорее современные колготы. Для прочности кним подшивали кожаные подошвы, заменявшие одновременно обувь.Мужские штаны обогатились новой деталью — гульфиком.
Пуговицы, известные еще в древности,но забытые в эпоху варварства, приблизительно с XII— XIV вв. снова появляются на одежде. Они изготовлялись издерева, камня, металла, ткани. Пуговицы не только делали ношениеодежды более удобным, но и украшали ее. Носили тесьмы, шнурки, ленты, пряжки,пояса.
Осваивалось производство шелковых тканей.Появились ткани в «полоску», «клеточку», «горошек»  и  т.п.  
В моде Возрождения отразились эстетическиеидеалы эпохи. В XV в. в Италии одеждаподчеркивала стройность и хрупкость, удлиненность пропорций тела. В периодВысокого Возрождения одежда стала более тяжелой, широкой и короткой.Ее отличали пышные рукава, складки, декольте, формы, тяготевшие кквадрату. Этим акцентировалась мужественность, зрелость, красотаздорового тела, которое не стеснялись показать и зрительно усилитьодеждой. Среди украшений высоко ценились массивные нагрудные золотые цепи,которые носили одинаково мужчины и женщины. Важными аксессуарамистали веер, перчатки и носовой платок. Последнему ещедолго не было суждено превратиться в предмет гигиены. Из головныхуборов явное предпочтение отдавалось беретам. Однако у женщиночень широко распространился обычай ходить с непокры­тойголовой. Поэтому большое внимание уделялось прическам, различнымголовным украшениям: цветам, венкам, диадемам, сет­кам.У итальянских женщин большой популярностью пользовались накладныеволосы. Идеалом считались блондинки с высоким чис­тымчелом.
Женщиныне жалели здоровья, проводя целые дни под палящим южным солнцем, чтобыосветлить волосы. Для придания лбу нуж­ной высоты волосы над ним выбривались.
Подводя итог по данномуразделу, следует отметить, что быт европейских стран существенно изменился посравнению со средневековьем. Нововведения хоть и возникали, но вводилисьмедленно. Например, туалет, канализация, нижнее белье и так далее. Наиболеебыстро развивались внешние стороны быта: меблировка жилища, одежда. ЭпохаВозрождения – это эпоха Великих географических открытий, поэтому в системепитания наблюдались изменения. Были привезены из разных стран продукты (сладкийкартофель, цитрусовые и т.д.), но далеко не все сразу же вошли в рационевропейцев.
 

1.Гуманизм
 
1.1.Предпосылки
Культура Возрождениявозникла раньше других стран в Италии. Она достигла здесь блестящего расцвета впервые десятилетия XVI века, а зародиласьв XIV веке. Её зарождение и быстроепоступательное развитие в XVвеке обусловлено историческими особенностями страны. В это время Италиядостигла очень высокого уровня развития по сравнению с другими странами Европы.Свободные города Италии обрели экономическую мощь. Независимые города Севернойи Центральной Италии, богатые и процветающие, чрезвычайно активные экономическии политически, стали главной базой складывания новой, ренессансной культуры,светской по своей общей направленности.
Немаловажное значениеимело то обстоятельство, что в Италии не сложились четко оформленные сословия.Эта особенность способствовала созданию особого климата: здесь ценилась свободаполноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость,которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию.
В Италии была широкаясистема образования — от начальных и средних школ до многочисленныхуниверситетов. В отличие от других стран они рано оказались открытыми дляпреподавания дисциплин, расширявших рамки традиционного гуманитарногообразования. Немалую роль сыграла в Италии тесная историческая связь еёкультуры с римской цивилизацией — не следует забывать о многочисленныхсохранившихся в стране памятниках древности. Новое отношение к античномунаследию стало здесь проблемой  воскрешения традиций предков.
На мировоззренческиеориентиры ренессансной культуры Италии повлиял и психологический климатгородской жизни, изменившийся в менталитете различных слоев общества. Вориентированной на светские дела купеческой морали стали преобладать новыемаксимы — идеал активности человека, энергичных личных усилий, без которыхнельзя было добиться профессионального успеха, а это шаг за шагом уводило отцерковной аскетической  этики, резко осуждавшей стяжательство, стремление кнакопительству.  В жизненный обиход давно уже переселившейся в город знативходило торгово-финансовое предпринимательство, порождавшее практический рационализм,расчетливость, новое отношение к богатству. Стремление нобилей играть ведущуюроль в городской политике активизировало не только личные амбиции в сфере власти,но и патриотические настроения — служение государству на административномпоприще оттесняло на второй план военную доблесть. Основная масса пополанства ипредставители традиционных интеллектуальных профессий ратовали за сохранение социальногомира и процветание города-государства. Низовая городская среда была наиболееконсервативна, именно в ней прочно сохранялись традиции народной средневековойкультуры, которая оказала определенное воздействие на культуру Ренессанса.
Формирование новойкультуры стало делом, прежде всего гуманистической интеллигенции, по своемупроисхождению и социальному положению весьма пестрой и разнородной. Идеи,выдвигавшиеся гуманистами трудно характеризовать как «буржуазные» или«раннебуржуазные». В культуре итальянского Возрождения сложилось ядро единогонового мировоззрения, специфические черты которого определяют его «ренессансность».Оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставленнаягуманистами задача достижения более высокого уровня образования для достаточноширокого слоя общества.
 
1.2.Рождение гуманизма. РаннееВозрождение. Треченто.
Эпоху Возрождения нередконачинают с Данте, в котором гуманисты видели своего предшественника, однакобольшинство ученых считают зачинателем Ренессанса Петрарку. В его творчественаметился решительный поворот от схоластической традиции и аскетических идеаловсредневековья к новой культуре, обращенной к проблемам земного бытия человека,утверждающей высокую ценность его творческих сил и способностей.
Самым знаменитымпроизведением Петрарки является «Книга песен» («Концоньере»). С этогопроизведения начинается поэзия Возрождения, воспевающая красоту земной женщины,облагораживающую силу любви к ней, даже если эта любовь остается неразделенной.
Основной идеей творчестваПетрарки, знаменовавшей новое отношение к античной культуре, стала «любовь кдревним», реабилитация языческой литературы, особенно поэзии, и возвеличение еёкак носительницы мудрости, открывающей путь к постижению истины. Впредставлении Петрарки идеалы христианства и увлечение Цицероном непротивостоят друг другу, а, напротив, мир христианства может лишь обогатитьсебя, осваивая культурное наследие древних, красоту речи и мудрость языческойпоэзии. Петрарка заложил основы классической филологии. Им был начат процессвосстановления преемственных связей с античностью, несравненно более широких,чем в Средние века.
Отношение первогогуманиста к культурной эпохе между античностью и его собственным временем былонегативным — он считал её порой «господства варваров», упадка образованности.Петрарка был противником схоластических знаний. Критически он оценивал и самусистему схоластических дисциплин. Он считал назревшей задачей обращение всейсистемы знания к проблемам человека. Главными среди образовательных дисциплинему представлялись филология, риторика, поэзия и особенно моральная философия.Именно в этих науках следовало бы, по Петрарке, восстановить их утраченнуюнаучную основу и строить их на изучение широкого круга классических текстов — сочиненийЦицерона, Вергилия, Горация, Овидия, Саллюстия и многих других древних авторов.По-новому прочитывал он и труды отцов церкви, прежде всего Августина, и высокооценивал их классическую образованность, как пример, забытый в последующиевека.
Овладение культурнымопытом древних, по мысли Петрарки, должно было подчиняться главной цели —воспитанию духовно богатого и нравственно совершенного человека, способногоруководствоваться в своем земном предназначении разумом и высокими нормамидобродетели. Путь к высшим божественным истинам лежал для Петрарки черезосмысление мирского опыта человечества, его истории, деянии великих людей,слава которых непреходяща, через овладении всеми богатствами культуры. При всейновизне его идей мировоззрение первого гуманиста не было лишено противоречий,сохраняло немало черт, традиционных для средневековья, и к тому же находилопонимание в ту пору лишь у немногих современников. Отвергая культурные традициинескольких предшествующих столетий, Петрарка тем не менее, неизбежно обращалсяк их опыту и наследию. Его не оставляли сомнения в правильности избранных имновых ориентиров – особенно показательна в этом плане «Моя тайна» — светскиенастроения и острый интерес к земной жизни ему самому не раз казались чреватымигреховностью, вступающими в противоречие с привычными религиозными взглядами ичувствами. Петрарка для гуманистов — продолжателей начатого им дела формированияновой культуры —  стал классиком: его переводили на языки разных стран Европы,ему подражали, его сочинения комментировали, его яркой индивидуальностьювосхищались. Особенно сильным влиянием Петрарки оказалось в поэзии — его «Книгапесен» дала импульс общеевропейскому явлению петраркизма, многоликому иимевшему собственную длительную историю.
Близкого соратника и продолжателя своихначинаний Петрарка обрел в Боккаччо. Идиллическая поэма«Фьезоланские нимфы» — одно из наиболее ярких лирических сочиненийБоккаччо — утверждала новые, ренессансные каноны этого жанра,отвергала аскетический идеал и возвеличивала «естественного» человека.
Самым значительным произведением Боккаччостал созданный в конце 40-х — начале 50-х годов«Декамерон». В обрамлении новелл «Декамерона» можно видетьутопическую идиллию, первую ренессансную утопию: культура оказываетсявозвышающим и це­ментирующим началом этого идеальногосообщества. В самих новеллах автор с необычайной широтой и. проницательностью раскрываеткартины иного мира—реальную пестроту жизни со всем богатствомлюдских характеров и житейских обстоятельств. Герои новеллпредставляют самые разные социальные слои; образы персонажейполнокровны, жизненны, это люди, которые ценят земные радости, втом числе и плотские удовольствия, считавшиеся с позиций церковнойэтики низменными. В «Декамероне» Боккаччо реабилитирует женщину,подчеркивает возвышающую нравствен­ную сторону любви и в то же время зловысмеивает ханжество, сластолюбие монахов и клира, проповеди которыхнередко резко расходятся с их жизненным поведением.
Церковь резко осудила «Декамерона» какпроизведение безнрав­ственное, наносящие ущерб ее авторитету, инастаивала на отрече­нии автора от своего детища. Каки Петрарку, Боккаччо обуревали сомнения в поисках нового взгляда на человека иокружающий его мир, неизбежные в общей идейной атмосфере современного имсредневекового общества. Кризисные настроения не оставлялиБоккаччо и в последующем, но в главной линии своего творчества онсумел противостоять мощной традиции официальных взглядов.
Вклад Боккаччо в создание литературыВозрождения был огро­мен. В «Декамероне»высветились новые грани складывавшегося гумани­стического мировоззрения, в том числе его антиаскетические иде­алы. В центре внимания Боккаччо, как и у Петрарки,— проблема самосознания личности,получившая широкую перспективу в даль­нейшемразвитии ренессансной культуры.
Важным вкладом Боккаччо в формированиеренессансной куль­туры стало его обширное латинское сочинение«Генеалогия языче­ских богов» — филологический труд, в которомавтор знакомил читателей с многообразием и взаимосвязями античных мифов, прослеживаяих происхождение. Он выстраивал своеобразный пан­теон богов и героевантичной мифологии, продолжая начатую Петраркой реабилитациюязыческой поэзии и подчеркивая бли­зость ее к теологии. Поэзия, на его взгляд,раскрывает высокие истины о человеке и мироустройстве, но делаетэто на свой особый лад — в формах иносказания. Эта важная идейнаялиния своеоб­разного культа поэзии, оттеснявшего интерес к теологии навторой план, стала характерной для всего этапа раннегогуманизма. Она нашла продолжение и в творчестве КолюччоСалютати (1331 — 1406) — младшего современника и преданногопоследователя дела зачинателей новой культуры.
Друг Петрарки и Боккаччо, страстный поборникгуманистических идей, он вел по­лемику с теологами,схоластами и монахами в своих трактатах, инвективах имногочисленных публицистических письмах, последовательно отстаивая идеалактивной гражданской жизни в противовес аскетизму церковной морали, ратовал зафи­лософию, доказывал главенствующую рольэтики в системе гуманитарных знаний. Салютати, сторонникдейственной философии, помогающей решать проблемы земнойжизни, отвергал умозрительный метод философствования ипренебрежение к идейному богатству античного наследия, как поэтического,так и научного.
В своем творчестве Салютати дал широкоеобоснование комп­лекса гуманистических дисциплин — studia humanitatis.Особый смысл он придавал понятию humanus (человечность,духовная культура), трактуя его как цель новой образованности, в которой должны сочетаться высокийуровень знания,основанного на овладении классическим наследием, и разносторонний практический опыт,развитое самосознание лич­ностии ее активная созидательная деятельность. Задачу воспитания и образования он видел всамосовершенствовании человека, при­званного, по его убеждению, сражаться с земным злом «за справед­ливость, истину и честь». Флорентийский канцлер активнопроповедовал гуманистические идеи, открыв свой дом для занятий кружка молодежи, из которого вышли крупнейшиегуманисты следующегопоколения — Леонардо Бруни Аретино, Поджо Браччолини, Пьетро Паоло Верджерио
Творчеством Салютати завершился этап раннегогуманизма, охватывающий более шестидесяти лет. Его итогом стала смело заявившаяо себе новая образованность, культура, ориентирован­наяна глубокое изучение классического наследия, новые подходы кпроблемам человека, расширение системы гуманитарного зна­ния,нацеленного на формирование совершенной личности и общества.
 
1.3.ВысокоеВозрождение. Кватроченто.
Этап раннего гуманизма завер­шилсяк началу XV в., выдвинув программупостроения новой культуры на базе studia humanitatis —широкого комплексагума­нитарных дисциплин. Кватроченто претворило в жизнь этупро­грамму. Характерным для него стало возникновение много­численныхцентров ренессансной культуры — во Флоренции (она лидировалавплоть до начала XVI в.), Милане, Венеции, Риме,Неаполе и небольших государствах — Ферраре, Мантуе, Урбино, Болонье,Римини. Это предопределило не только распространение гуманизмаи ренессансного искусства вширь, но и их исключитель­ноемногообразие, формирование в их рамках различных школ и направлений.В течение XV в. сложилось мощноегуманистическое движение, охватившее многие стороны культурной и общественной жизниИталии. Роль новой интеллигенции в структуре общества и развитиикультуры значительно возросла во второй половине XV в..Именно с ее деятельностью было связано разыскание иизучение античных памятников, создание новых библиотек и коллекций произведенийискусства древности, а с началом книго­печатания в Италии в 60-егоды XV в. — и пропаганда на егооснове ренессансных идей и мировоззренческих принципов.
Яркой чертой времени стал поискновых форм самоорганизации гуманистов, создание ими сообществ и академий.
В рамках единого периода Кватроченто четковыявляются два этапа, рубежом которых можно считать конец40-х—начало 50-х годов XV в.Эти этапы имеют свои особенности. Первая половина столетия отмеченасозданием гуманистических школ и началом проникновения отдельныхдисциплин в университетское образование, развитием гуманистическогодвижения вширь и появлением в нем разных течений, наконец, светскостьюновой системы знания. Она ориентировалась на практи­ческиезадачи гражданской жизни, подчеркнуто отстраняясь от тра­диционнойрелигиозно-догматической проблематики, но сохраняя приэтом верность христианскому вероучению. Во второй половине столетия, наоборот,растет интерес гуманистов к вопросам теологии. В этот период происходятнекоторые переменыи в основных этических ориентирах: утверждавшийся в первые десятилетия XV в.нравственный идеал активной граждан­ской жизни (vita activa) к концу столетиякорректируется, наряду с ним выдвигается обоснование идеаласозерцательной жизни, не совпадающей, однако, с монашеской vita solitaria, vita contemplativa. Речьидет прежде всего о высокой оценке деятельности ученого и еегражданском значении. Отличитель­ной чертой второй половины XV в. стала и более глубокая идейная дифференциациягуманизма, существенно расширились и окрепли его связи с художественнойжизнью эпохи, усилилось взаимное обогащение гуманизма и искусства в ихпредставлениях о природе человека и окружающем его мире, о божественных началахбытия, находящих выражение в красоте. Влияние гуманистической образованностистало накладывать отпечаток и на ряд явлений народно-городской,церковной, дворянской культуры, из которых в свою очередь черпала исама ренессансная культура. На рубеже XV и XVIвв. итальянский Ренессанс подошел к периоду своего апогея — ВысокомуВозрождению.
 
1.4.ПозднееВозрождение. Чинквиченто.
Позднее Возрождениехарактеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичностискладывающегося буржуазного общества. Отражением этого кризиса сталонаправление в западноевропейском искусстве 16 века — маньеризм.  Внешне следуямастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо(рис.27), Ф. Пармиджанино (рис.26), А. Бронзино (рис.29), скульпторы Б. Челлини(рис.28), Джамболонья ) утверждали неустойчивость, трагические диссонансыбытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведенияманьеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностьюформы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках идр.).
 
1.5.Северное Возрождение
 
1.5.1.Особенности гуманизма вГермании
К началу XVI века Германия была крупнейшейсоставной частью Священной Римской империи. Она была страной, раздробленнойполитически и хозяйственно, но уже вступила в период заметного роста рыночныхотношений и новых элементов в производстве.
Гуманизм в Германиизародился в 1430-е годы, на столетие позже, чем в Италии, под воздействием еёкультуры. На немецкой почве гуманизм приобрел специфические оттенки, позжеставшие его характерными чертами: в Германии поборники гуманизма проявлялиособый интерес не только к античному наследию и новой системе образованности,но и к религиозно-этической и церковно-политической проблематике.
Немецкие гуманистысинтезировали многосторонний опыт Италии в «согласовании» христианской иязыческой культуры, благочестия и светской образованности. Они применяли освоенныеими идеи к новому материалу, в том числе и к отечественной истории. Италиявыработала основы гуманистических канонов, Германия дала их вариации,новаторские для национальной культуры.
Опираясь на наследиеразвитого итальянского гуманизма, в Германии рано стали провозглашать широтузадач гуманизма. Речь шла об изучении всего природного «видимого мира». Этоусиливало роль мировоззренческих проблем религиозно-философского характера иодновременно открывало путь развитию конкретных дисциплин естествоведения. Воснове университетского преподавания лежал комплекс гуманитарных наук, но виндивидуальном творчестве, как и в деятельности сообществ гуманистов, он дополнялсяинтересом к географии, медицине, астрономии, математике. В структуре немецкойгуманистической культуре роль естествознания оказалась большей, чем ваналогичной по времени французской или английской ренессансной культуре[5].
Характерной чертойявляется пронизывающий всю деятельность гуманистов патриотизм, постоянная тягак воспитанию национальных гражданских чувств и интересов. Гуманисты болезненноощущали контраст между «былой славой» империи и политической слабостьюраздробленного отечества. Патриотические идеи нередко принималигипертрофированный характер, вырождаясь в национализм, а «отечество»смешивалось с империей.
Утвердившийся в Италииидеал разностороннего творчества, «универсального» человека, как и французскийаристократически окрашенный образец гармонично развитого придворного, вГермании практически не получил распространения. Главный акцент здесь обычноставился на сочетании этических добродетелей с многознанием, эрудицией.Утвердился идеал человека ученой и литературной профессии, обусловленныйглавенствующей бюргерской ориентацией гуманизма в Германии.
Гуманисты неразрывносвязывали задачи образования с задачами воспитания в духе личной и гражданскойгуманистической этики, а также с эстетическими целями — совершенствованиемвкуса, языка и стиля по образцам классической латыни.
В немецком гуманизмеполучили широкое распространение различные виды сатиры, авторы охотнопользовались приемами гиперболы и гротеска.
Главным завоеваниемгуманистов в немецких университетах XV – начала XVI в. сталаподготовка на основе этих местных высших школ, притом за сравнительно короткиесроки, достаточно широкого круга образованных людей, осведомленных в нормахновой, светски ориентированной культуры, а в какой-то своей части ируководствующихся ими.
Сравнительно невелик вГермании круг выдающихся гуманистов, которые смогли возвыситься в своейдеятельности до творчества общенационального, а в ряде случаев — и европейскогокультурного значения.
 
1.5.2.Особенности гуманизма в Нидерландах
Развитие культуры вНидерландах XV-XVI вв. отличалось значительным своеобразием. Процессы,характерные и для других стран Западной Европы, осложнялись здесь резкимипеременами в исторической обстановке, особенно чувствительными для культурынебольшого региона, неравномерностью утверждения нового в различных областяхтворчества, противоречивыми результатами взаимодействия национальных традиций имногообразных зарубежных культурных влияний[6].
В конце XV – начале XVI века, уже под прямым влиянием итальянского гуманизма,процессы ренессансного обновления начинают захватывать в Нидерландах широкийкруг явлений культуры. Здесь особенно часто возникают разнообразные культурныесплавы старого и нового. Сложные пути нидерландской культуры затрудняютпериодизацию, общую для разных областей.
Подготовка почвы длягуманизма в Нидерландах в гораздо большей мере, чем в Германии, оказаласьсвязана со школьной и издательской деятельностью «братьев общей жизни» — здесьони были многочисленнее и сильнее влияли на общество; единственный университетстраны, основанный в 1425 году в Лувене, оставался прочным оплотом схоластики иортодоксии, решительно отвергавшим подозрительные новшества в образовании. Всередин 1470-х годов латинскую школу «братьев общей жизни» возглавил АлександрГегий (1433-1498). Он впервые в Нидерландах сделал попытку ввести в начальныезнания греческого языка в школьное преподавание, утверждал необходимостьизучать сочинения античных классиков как главные образцы правильной латинской речи.Гегий был характерной фигурой поры перехода  к гуманистическим идеям иреформам. Через его школу прошел целый ряд гуманистов, в том числе ЭразмРоттердамский и Муциан Руф.
Эразм демонстрировал, какнеобходима привлекательность знаний. Он утверждал, что успех в обучении ивоспитании достигается уроками природы, разума  и опыта и надо учитыватьвозрастные и индивидуальные особенности ребенка. Он советовал наставникамразвивать самостоятельность и активность детей, использовать элементы игры,принцип наглядности. Эразм создал неповторимую, индивидуально окрашеннуюпедагогику, сочетающую редкое многообразие теоретических и практическихрекомендаций с артистизмом их выражения. Она стала одним из выдающихсядостижений гуманистической культуры эпохи и оказывала непосредственное влияниена педагогическую мысль Европы до середины XVIII века.
 
1.5.3.Особенностигуманизма во Франции.
Сильноевлияние Италии является одной их важнейших особенностей французскогоВозрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половинойцарствования ФранцискаI.Итальянские походы, начавшиеся при его предшественниках и продолженные им,очень расширили культурные сношения между двумя народами. Молодые французскиедворяне, попав в Италию, были ослеплены богатством ее городов, пышностью одежд,красотой произведений искусства, изяществом манер. Сразу же начался усиленныйимпорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Франциск I привлек к себена службу лучших итальянских художников и скульпторов – Леонардо да Винчи,Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини. Итальянские архитекторы строят ему замкив новом ренессансном стиле. Появляются переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др.,во французский язык проникает большое число итальянских слов из областиискусства, техники, военного дела, светских увеселений и т.п. Из итальянскихгуманистов, переселившихся в эту пору во Францию, наиболее выдающимся был ЮлийЦезарь Скалигер (умер в 1558 г.), врач, филолог и критик, автор знаменитой«Поэтики» на латинском языке, в которой им были изложены принципы ученой гуманистическойдрамы.
Параллельношло углубленное изучение древности, доходившей отчасти также через итальянскоепосредство.
Из советниковФранциска I, истинных руководителей движения, на первое место должен бытьпоставлен Гильом Бюде (1468 – 1540). Бюде принадлежит огромное число работ налатинском языке по филологии, истории, философии, математике и юридическимнаукам. Основная мысль Бюде заключалась в том, что филология есть главнаяоснова образования, так как изучение древних языков и литературы расширяетумственный кругозор человека и повышает его моральные качества. Многое вовзглядах Бюде заключалось на религию, мораль, воспитание сближает его с ЭразмомРоттердамским. Крупнейшим делом Бюде был план создания светского университета,осуществленный Франциском I. По замыслу Бюде, преподавание в нем должно бытьосновано на филологии. Так возник в 1530 г. «Коллеж трех языков»(древнееврейского, древнегреческого и латинского), получивший позднее название«Коллеж де Франс», который сразу же стал цитаделью свободного гуманистическогознания.
Вторымважнейшим моментом, определившим судьбу французского Возрождения, являютсяособые взаимоотношения его с Реформацией, вначале созвучной гуманизму, но затемрезко с ним разошедшейся.
Францияразделилась на два лагеря – католиков и протестантов, вполне национальнойпартии не существовало, так как обе борющиеся стороны, в ущерб своей родине,нередко действовали в союзе с иноземными властителями.
Гуманизм имелнекоторые пункты соприкосновения с обеими партиями, но еще больше расхождений.Многих гуманистов привлекала к католической партии идея национального единства,но большинство из них не могло мириться с узостью и с суевериями католицизма. Иот кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность, всеусиливающий фанатизм. Но все реже рационалистическая закваска кальвинизма, егогероический дух, высокая нравственная требовательность и мечта о некоем идейномустройстве человеческого общества привлекали к нему многих гуманистов. Однаконаиболее глубокие гуманисты, такие величайшие писатели французскогоВозрождения, как Рабле, Деперье, Монтень, сторонились религиозной распри,одинаково чуждые фанатизма обоих вероисповеданий, и, скорее всего, склонялись крелигиозному свободомыслию.
Подводя итог,хочется отметить, что на Северное Возрождение сильное влияние оказывалИтальянский Ренессанс. Но для Северного Возрождения характерны большаястойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимостичеловека и его окружению.

2.Быт
 
2.1.Быт Италии в эпохуВозрождения.
Италия в начале XVI века переживала тяжелый нравственныйкризис. Передовые люди того времени не знали выхода из этого положения, котороеказалось почти безвыходным. Высокоодаренные люди видели сиу способнуюпротивостоять дурным влияниям в чувстве чести. Оно представляло собой смесьсовести и себялюбия. Это чувство может уживаться с настоящим эгоизмом и самымитяжелыми пороками. Для индивидуально развитых европейцев оно стало определяющиммотивом в большинстве случаев жизни. У итальянцев эпохи Возрождения трудноотделить чувство чести от непосредственного стремления к славе или известности.Очень часто первое переходит во второе.
На нравственностьитальянцев налагала большую печать фантазия как один из национальных факторов.Под влиянием фантазии распущенный эгоизм достигает своих крайних пределов.
Итальянцы первыми изевропейских народов становятся азартными игроками под влиянием воображения,рисующего человеку заманчивую картину роскоши и наслаждений с такой силой, чтоон решается на любой риск. В Италии, несмотря на многочисленные запретыазартных игр и на то, что профессия игрока объявлялась позорной, азартные игрыполучили широкое распространение и вели ко многим несчастьям. Одни не имеяничего, получали все, другие, наоборот, теряли. Громадная лотерейная урна,носившая название «римская курия», приучала людей к постоянному возбуждению, котороев промежутках между крупными интригами искало выхода в азартной игре.
Мстительность благодарятой же фантазии приобретает особенный характер. Итальянцы не могли проститьобиды. В народном сознании кровавая месть считается обязанностью, принимаетчасто самую ужасную форму. Взаимная мстительность прочно укрепляется в жизни.Правительства и городские трибуналы признают право мести; среди крестьян онаимеет такое же широкое распространение.
Ярким примером служитследующая история. В одной из деревень провинции Аквапенденте трое мальчиковпасли скот, и один сказал: попробуем сделать так, как людей вешают: один из нихвлез другому на плечи, а третий, надев ему на шею петлю, привязал веревку кдереву. Вдруг показался волк; оба мальчика убежали, оставив товарища в петле.Вскоре они нашли его уже мертвым и зарыли в землю. В воскресенье пришел отец ипринес погибшему хлеба. Один из мальчиков сознался во всем и показал отцуместо, где лежал его сын. Но старик зарезал мальчика ножом, вырезал у него печеньи, вернувшись домой, пригласил в гости его отца и угостил того этим блюдом, азатем сказал ему, чью печень он съел. Тогда между обеими семьями началаськровавая вражда, и в течение месяца погибло 36 женщин и мужчин[7].
Кровавая месть в высшихсословиях была распространенным явлением и передавалась по наследству многимпоколениям, распространялась также на побочных родственников и друзей. Напрасноблагочестивые монахи проповедовали всеобщее примирение. Правда, им иногдаудавалось прекратить какую-нибудь вендетту, но остановить ей они не могли. Онибыли бессильны перед громадным злом, пустившим глубокие корни.
Клятвы и церемонии,которыми обменивались противники, обещая забыть прошлые обиды, носили иногдаужасающий характер. Мирившиеся сами мало верили в прочность договора. Всесогласны были с тем, что каждый в праве мстить за себя тогда, когда оскорблениеили вред не наказуемы по законам современной юстиции. Общественное мнениетребовало, чтобы месть имела внутренний смысл и нравственное оправдание, изаключалось бы не только в причинении вреда, но в унижении.
Фантазия, котораяукрепляла память об обиде, помогала удерживать в памяти благодарность за добрыйпоступок. Благодарность – ещё одна добродетель итальянцев. В простом народесуществовала глубокая признательность за хорошее обращение, а в образованныхклассах — добрая память о приятных отношениях. Благодаря фантазии итальянецвсегда руководствовался холодным расчетом. Это объясняется тем, что итальянецотличался более ранней и зрелой индивидуальностью.
Огромное влияние фантазияоказала на взаимоотношения полов. В Италии эпохи Возрождения супружеские изменысовершались чаще и сознательнее, чем в любой другой стране. Молодые девушкивысшего сословия тщательно оберегали себя, но замужние свободно отдавалисьстрастям. Количество браков из-за этого не уменьшилось, семейная жизнь нерушилась. Люди не желали себя ни в чем стеснять, но в то же время не намереныбыли лишать себя семейных радостей.
Мужчины и женщиныпостепенно уравнивались в своих правах. Образование женщин было таким же, что имужчин. Женщины начинают проявлять свою индивидуальность. Между тем в нихсочетались такие качества, как дарование, добрый нрав, ум, красота иблагочестие.
Нельзя не обратитьвнимания на усердные старания женщин преобразить себя с помощью различныхтуалетных средств.
Прежде всего, нужноупомянуть о фальшивых волосах и подделках из белого и желтого шелка, весьмараспространенных в то время. Идеальным цветом волос считался белокурый изолотистый, и женщины старались добиться его различными способами. Многиеверили, что волосы светлеют под влиянием солнечных лучей, а потому женщиныстарались долго находиться на солнце. Широко использовались краски и средствадля ращения волос. К этому надо прибавить целый арсенал средств для осветлениякожи лица, пластырей и румян для каждой отдельной части лица, даже для век изубов.
Молодые люди красилииногда волосы и бороду, хотя сами выступали за естественность женщин.
Итальянцы, несмотря нараспущенность, продолжали оставаться самым здоровым, физически и духовно, извсех европейских народов.
Воображение становитсяглавной причиной, почему любого рода страсть принимает здесь бурный характер ирождает преступление. Каждый знает, что, когда человек не владеет собой, онспособен на всякого рода выходки. Поэтому в случае убийцы симпатии обществаневольно оказываются на стороне убийцы, независимо от причин. Мужественноеповедение преступника перед казнью и его пренебрежение к смерти вызывают такоеудивление, что современные писатели, рассказывая об этом, забывают даже сообщить,за что преступник осужден[8].
Разбойничьи нападениясовершались не чаще, чем в других сранах. Итальянские типы разбойниковотличались своеобразием. Вряд ли в другой стране можно встретить священника,который руководит целой бандой. В Италии такое происходило нередко.
В  Италии былараспространена практика наемных убийц. Неаполь в этом отношении первенствуетсреди городов. Но и в других местностях совершались такие преступления.
Итак, главными чертамиитальянского характера были: высокоразвитая индивидуальность. Личность входит впротиворечие с государственным строем, человек стремиться защищать свои права.Человек-личность сохраняет веру в свое превосходство и принимаетсамостоятельные решения.
Итальянец эпохиВозрождения принял на себя первую мощную волну этого нового движения. Он служитлучшим и наиболее ярким выразителем этого движения.
 

2.2.Быт стран СеверногоВозрождения.
В повседневной жизни европейского Северагосподствовали общинность, коллективизм, ориентированность на интересы и мне­ниегруппы. Государственная, церковная, семейная и групповая (общины, цеха,гильдии, «своего круга») дисциплина определяли поведение людей.Традиции и конформизм предостерегали от не­обычных ситуаций, одежды илипоступков, выходящих за пределы общепринятых: люди боялись оказаться вне своей группы. Опорана заповеди Господа, авторитеты, ссылки на«старые добрые вре­мена» и «отцов-дедов», соблюдение законов, обычаев,традиций были условиями «нормального» поведения.В подчиненном положении оказывалисьженщины и дети, крестьяне, подмастерья,клирики, наемные работники, солдаты ит.д. За неукоснительным соблюдением заповедей, рели­гиозных обрядов и правил бытового поведения следилиприходские священники, авторитеткоторых и роль в жизни прихожан была намноговыше, чем роль католического священника.
В быту также преобладали традиционные формы.Ели дважды вдень, каждому полагалось иметь собственные ножи ложку. Рацион скандинавов был скуден, но при этом они много пили — свежее и кислое молоко, мед, вино иособенно пиво, Обычным делом впраздничные дни, на семейных торжествах было повальное пьянство — с той лишь разницей, что обыватели пили домашнее пиво, а знать —заморские вина. Богатыелюди питались более обильно иразнообразно: употребляли много мяса, фрукты, пряности и сласти. С середины XVI в. в Дании имелись книги о рациональномпитании и сборники кулинарных рецептов, чаще всего привозные.
Ренессанс внес свои поправки в костюм. Убондов наряду с традиционными портами, рубахой из домотканого полотна и пла­щомиз грубого сукна натуральных цветов появились кафтан и суконнаяшляпа. На портретах того времени черные одежды состо­ятельныхлюдей увешаны массивными золотыми цепями, малень­кие, скромные чепчикидам усеяны жемчугами. Реформатор Псдер Палладиус сетовал на то, что«нынче молодые люди в будни используют больше украшений, чем ихотец в свадебной одежде» (1556). К XVII в.роскошь парадных одеяний стала ослепительной. Одеяния украшались вышивкой, техникахудожественного шитья из золотых,серебряных и шелковых нитей была очень высока. Живопись отразила такжехарактерные для той поры галантные увеселения,охоту и рыцарские упражнения, сцены, где элегантные дамы и господабеседуют, слушают музыку и музицируют сами.
Гуманисты много писали о семейных отношениях и домовод­стве. Семейные отношения строились патриархально,родственные связи почитались. Любовь ценилась много ниже супружества. Вне супружества оставались, правда, довольнозначительные слои насе­ления:солдаты, батраки, подмастерья и люмпены, до Реформа­ции — священнослужители. Но для мирянина брак былнеобходим по соображениям не толькохозяйственным, но и общественного престижа.Отсутствие родни выталкивало человека запределы групповой защиты. Поэтому вдовы и вдовцы быстровступали в новые браки — как обычно,по расчету. В моду вошли семейные портреты,,где стоящие строго по статусу и возрасту родственники молчаливо свидетельствовали о крепости семейныхуз.
Ужесточалось отношение к женщине. Женщиныполучали строгое вос­питание: с детства занимались домоводством, не смелибродить по городу, по пристани. Проституция преследовалась строго,хотя немалое число замужних женщин по бедности подрабатывалоэтим древнейшим ремеслом.
В ренессансную эпоху было немало общественноактивных и весьма самостоятельных женщин в разных слояхнаселения. Все большее число женщин из обеспеченных семей стремилось учиться и самостоятельноустраивать свою судьбу.
Дети были очень зависимыми. Детство в принципе не выделя­лось какособый период в жизни человека, требующий своего отношения, одежды, пищи и т.д.; обучение подавляющегочисла детей происходило в процессе семейныхзанятий — производствен­ных и бытовых. Другому мастерству отдавали учить насторону. Главным было, чтобы дети репродуцировали статус, модель пове­дения и связи родителей, подготовились ксупружеству, самостоя­тельному ведению хозяйства или проживанию в доме хозяина.В школе главным предметом являлась религия, главным средством воспитания —розги. С их помощью учили подчиняться хозяину и авторитетам. Состоятельные людиприглашали для своих детей домашнего учителя-священника или университетскогопрофессора. Юноши дворянского ибюргерско-патрицианского круга знали иностранныеязыки, художественную литературу и историю, писали стихи на латыни. Обучение они продолжали вуниверситетах Упсалы и Копенгагена(основаны в 1477 и 1478 гг. соответственно), затем — в зарубежных университетах,много путешествовали по Европе, а порой — и по Ближнему Востоку.Университеты Виттенберга и Лувена были особенно популярными.
Просвещение втягивало в свою орбиту многих,вынуждая под­чиняться моде: давать образование детям, ставить в домах и садах скульптуры,собирать произведения живописи и книги, заказы­вать ренессансныепостройки, покровительствовать ученым. И хотя общество в целом жилотрадиционной жизнью, которую элитарная культура лишь затрагиваласвоими краями, все же книжная образованность и путешествияпорождали взаимодей­ствие культур внутри страны и зарубежные заимствования. По­следним способствовало традиционное наличие встранах Севера множества иностранцев,приток которых в XVI—XVII вв. еще более усилился[9].
В обществе скандинавов царили церковнаямораль и официаль­ное благочестие. В основе религиозныхпредставлений лежала Библия. Протестантская церковь и государствонасаждали верность лютеранской ортодоксии. Многиекатолические обря­ды, почитание икон и т.п. еще долгосохранялись в приходах, особенно сельских. В праздники и будни укрестьян служили то протестантскую, то католическую мессу.Недовольство условиями жизни обращало людей к старым идеалам,католичество станови­лось подчас знаменем борьбы противабсолютизма так же, как некогда язычество — знаменем борьбы против феодализации.
В народе сохранялась масса языческихверований, ритуалов и предрассудков. Люди были до пределасуеверны, верили в колдовство и магию, по всякую нечисть. Народпо-прежнемунаселял лес лешими, воду —водяными и русалками,избы —домовыми. И после Реформации скандинавы все еще не изжилиязычество и фактически исповедовали дуализм верховных сил — добра и зла,находящихся между собой в постоянной борьбе.
В процессах против ведьм, характерных для XVI в., на Севере, как и по всему Западу,сказался характерный для средневековья дуализм — представление опротивостоянии Господа и Сатаны. В соответствии светхозаветными традициями женщина, как слабая духом, объявлялась особо подверженной влияниюдьявола, его орудием, направленным противрода человеческого. И один из парадоксовэпохи заключался как раз в том, что всеобщее усиление культа Богоматери-Девы сопровождалось усилениемнажима на обычных женщин, всяческим подчеркиванием их «нечистоты», склонности к разврату и прочим грехам. Людиреально верили в троллей, а такжеведьм и ведьмачей, в напускаемую ими порчу. Признаками «ведьмачества» служилизнаки на теле типа темных родинок,эпилептические припадки или психическое заболева­ние (бесноватость), а нередко и искусство врачевания.
Таким образом, быт стран СеверногоВозрождения отличает консерватизм, влияние Средневековья. Сохраняется большоечисло языческих верований. Особый интерес проявляется к индивидуальнойнеповторимости человека.

Заключение
Эпоха Возрождения поставила в центрмира человека. Он понял, что только от его усилий зависит его жизнь. На этомировоззрения повлияли учения гуманистов, которые стремились воплотить в жизньсвои идеи. Результатом этого послужило создание studia humanitatis. Они открывали школы, кружки, читалилекции. Под влиянием этого существенно изменился быт народа. Появляетсястремление к роскоши. Люди хотят сделать свою жизнь уютней, красивей, удобней.Существенно меняется обстановка в доме, одежда людей. Общество эпохи Ренессансапреодолело былую замкнутость. Об этом свидетельствуют архитектура жилища, мебель,одежда и т.д.
Люди перестали бояться бога, и этопривело к  падению моральных устоев. Особенно ярко это проявляется в Италии:азартные игры, преступления, кровная месть, супружеские измены и т.д. В странахСеверного Возрождения это проявляется не так ярко. Здесь наблюдается влияниехристианской идеологии, все более сдержанно, супружеские измены не являютсянормой.
Итак, общими чертами для Итальянскогои Северного Возрождения являлись:
— человек – центр мира
— появление studia humanitatis
— стремление украсить свою жизнь
— в рационе появляются новые продукты
— расширяется количество мебели вдоме
Отличительные черты:
— В Северном Возрождении в отличие отИтальянского проявляется большее влияние средневековых традиций
— На Северное  Возрождение большоевлияние оказывала Италия
— В Итальянском Возрождениипроявляется большая распущенность
Исследователи многократно отмечали,что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом.Люди вышли из Средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь.Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страстивладели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни передчем и не задумываясь о последствиях[10].

Списоклитературы
 
1. Большаяэнциклопедия Кирилла и Мефодия. — М.: ООО Кирилл и Мефодий,2007
2. Баткин Л.М.Итальянское возрождение в поисках индивидуальности /Баткин Л.М.; Ред.С.С.Аверинцев-М.: Наука, 1989.-272с.
3. Брагина Л.М.Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение.История Европы. От Средневековья к новому времени.—  М.: Наука,1993.-532с.
4. Букгардт Я.Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С.Брилианта. — Смоленск: Русич,2002.-448с.
5. Гуковский М.А.Итальянское Возрождение. 2-е изд., испр. и доп./Под ред. А.Н. Немилова и А.С.Кантор — Гуковской. — Л.: Издательство Ленинградского университета.1990.-624 с.
6. История культурыстран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Подред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001.-479с.
7. Лосев А.Ф.Эстетика возрождения.— М, 1997.-304с.
8. Любимова Л.Искусство Западной Европы. — М., 1976.-319с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.