Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Бийскийпедагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина
Педагогическийфакультет
Тема
БИОГРАФИЯ ИТВОРЧЕСТВО
ГРИГОРИЯИВАНОВИЧА ГУРКИНА
Бийск 2007г.
Введение
В коллекцииграфических изображений пейзажа алтайских художников Алтайском краевом музее изобразительныхи прикладных искусств представлены работы Г.И. Гуркина. Ныне она занимает нетолько значительную художественную ценность, но представляет собой благодатноеполе для проведение искусствоведческих оценок. Отдавая дань пейзажу, каждый изхудожников по-своему выделяет его место и роль в творчестве. Один из первыхиндустриальных пейзажей Алтая создан Г. И. Гуркиным в 1936г. Это полотно «Чемальскаягидроэлектростанция». Творчество Григория Ивановича Гуркина неисчерпаемо. Оно принадлежитк выдающимся явлениям сибирского искусства. Огромный интерес оно представляет ив контексте развития искусства всей страны, ибо сочетает в себе национальное иобщечеловеческое. Каждое поколение будет открывать искусства художника заново,настолько оно богато чувствами, мыслями, ассоциации ми.
Биографияи творчество Г.И. Гуркина
БиографияГ. И. Гуркина, его дореволюционное творчество, когда были созданы классическиепо, мироощущению и ясности полотна, изучены достаточно полно. Однакозначительный интерес представляют и произведения, созданные в послереволюционныегоды, трудные и сложные для художника, но удивительно плодотворные. Не его вина, что многие замыслы осталисьнеосуществленными.
Г. И.Гуркин — ученик русской художественной школы, его творческая жизнь посвященаАлтаю. Для него, как и для многих выходцев из провинциальных областей России,путь в профессиональнее искусствоначался в иконописной мастерской. Все биографы художника отмечают решающую рольа его судьбе Андрея Викторовича Анохина, убедившего друга в возможности инеобходимости получать специальное образование в Петербурге.
Произведениямолодого художника уже в годы учебы становятся популярными в среде знатоков илюбителей искусства. Его этюды и рисунки экспонировались на Осеннихакадемических выставкам, устраивались персональные показы в Академии художестви в Обществе поощрения художников. Г. И. Гуркин стал участником выставокпередвижников. Так на 31-й выставке Товарищества было представлено 5 егорисунков, а к 1903г. он стал экспонентов нерпой периодической выставки этюдов,рисунков, эскизов передвижников в Петербурге. Известно, что уже в этот периодпроизведении Г. И. Гуркин охотно приобретали коллекционеры и любителя искусств.До сих пор его живописные пейзажи и рисунки украшают интерьеры квартир нетолько в Сибири. Благодаря мастерству автора этих работ слава о своеобразнойкрасоте Алтая стала всеобщим достоянием.
В 1903г.Григорий Иванович поселился, на левом берегу Катуни, в с, Анос. Места эти всреднем течении Катуни — красивейшие, живописные, будто специально созданыприродой ну, а может быть, это мы сейчас видим его глазами уникальные картины природы.
Усадьбахудожника с домом, мастерской, садом и небольшим водопадом вскоре сталацентром, где каждое лето бывали путешественники и ученые, художники и писатели.Здесь были созданы основные произведения. Окрестности Аноса и отдельные уголкиусадьбы запечатлены в многочисленных этюдах. В 1987г. в коллекцию музеяпоступило полотно, на котором усадьба художника под горой Ит-Кая, постройки,берег Катуни с аилами написаны целиком. Вид на них открывается как бы с высотыгоры либо с высоты птичьего полета. Картина «С. Анос» (1909) экспонировалась напервой персональной выставке Г. И. Гуркина в Барнауле в 1911г. в Народном доме.Выставка называлась «Алтай в картинах, этюдах и рисунках».
Более 70лет картина и два этюда «Юрта» и «Катунь»,при устье Чемала бережно хранились и семье как память об Аносе, художнике, его воспевшем,и матери — Татьяне Акимовне. Все три произведения подарены музею ее дочерьюЛидией Андреевной Шпрентерт. Благодаря поистине бесценному и бескорыстному дарумы глазами художника можем взглянуть ныне на те места, где прошли лучшие годыего жизни и творчества.
ХудожникН. М. Котов справедливо назвал Анос «Меккой для художников, приезжающих наАлтай». Особенно много в дореволюционные годы в Аносе бывало томичей. В первомуниверситетском городе Сибири сформировалась научная художественная интеллигенция,в среде которой высоко ценили и поддерживали талант и творческие стремленияхудожника. Именно и Томске зимой 1907 — 1908 гг, состоялась «Неделя Гуркина» —первая его персональная выставка имевщая на редкость большой общественныйрезонанс. Гуркин стал знаменит, популярен.
Верноепонимание политической ситуации, роли и места Кара Корумской Управы в гражданскойвойне на Алтае пришло к Г. И. Гуркину не сразу. Оно было выстрадано художникомна основе личного опыта.
Если вполитической и общественной борьбе Г. И. Гуркин не сразу нашел свое место и в этомвопросе остается много неясного, то на основании его произведений безошибочно инаглядно можно увидеть демократизм его творчества, одобрение тех. социальныхперемен, которые пришли на Алтай после окончательной победы Советской власти. Именнотворчество всегда проявляет истинное лицо художника.
Всентябре — ноябре 1921г. им уже были выполнены рисунки тувинских партизан,портреты С. Кочетова, А. Квитного, героеви руководителей партизанского движения в Туве.
Совторой половины 1921г. до возвращения на родину осенью 1925г. Г. И. Гуркинживет и работает в Атамановке (ныне с. Кочетово) и в Кызыле. В с. Атамановке находилсяштаб партизанского отряда, а 14 августа 1921г. здесь была провозглашенаТувинская Народная Республика. В Туву художник из Монголии перебирается сотрядом руководителя партизанского движения С. Кочетова.
Пребываниев Монголии, несмотря па всю сложность ситуаций, обогатило живописную палитрухудожника. Цвет в работах стал звучным, более открытым, воздушные дали чисты ипрозрачны. Художник, вновь оказавшись лицом к лицу с природой, ощущал италантливо передавал своеобразие цвета и света северо-западной Монголии.
Плодотворнымидля Г. И. Гуркина били и четыре года пребывания в Тувинской НароднойРеспублике. Поразительное разнообразие тем, аспектов жизни республики иконечно, ее природа волновали воображение и нашли воплощение в рисунках и живописныхработах. Если в живописи по прежнему преобладает пейзаж, то рисунки запечатлелимногие стороны жизни тувинцев. Для решения многофигурных сцен художник частоиспользует круговую композицию, исследуя ее возможности для создания жанровыхпроизведений. К ней прибегает он и в одном из эскизов к надуманной большой картине,посвященной древнему празднику тувинцев «Улу-Наир». Автор назвал эскиз «Напразднике предков». Отличительной особенностью набросков, зарисовок и эскизовэтой темы является стремление к передаче движений. Динамизм, напряжение борьбыдостигаются прежде всего размещением фигур в пространстве листа, разнообразиемих ракурсов. Для Г, И. Гуркина эти рисунки были новым завоеванием не только вплане тематического расширении творчества, но и в плане пластический находок, вразвитии возможностей хоровой народной картины. Стремление накопить опыт для еесоздания прослеживается во всем послереволюционном творчестве художника.
В периодпребывания и Тувинской республике Г. И. Гуркин выполнил ряд важных заказов правительства.В 1924г. он сделал эскиз первого учебника с «География Танны-Тувинской земли».
Большойинтерес представляют эскизы (25 листов) и обложка первого тувинского букваря.По работе Григория Ивановича над афишами и обложками в предшествующие годыможно судить о том, что он стремился максимально насытить лист содержанием дляпередачи смысла и духа издания или выставки. В обложке тувинского букваря ониспользует опыт, употребляя с чувством меры и такта новую символику. Иорнаментальные мотивы включены герб и лозунг «Пролетарии всех стран,соединяйтесь!» Любимым символом новой жизни стало у художника изображениевосходящего солнца.
Интересно,что « графических работах для печати художник идет по пути стилизации орнаментаи всех мотивов листа, и том числе солнца и его лучей, понимаемых, как светновой жизни. Аллегорический смысл изображений, почти символов, прочитываетсясразу. В штриховом рисунке и живописи язык художника сложнее, изображенияпредполагают долгое рассматривание, вживание. Г, И. Гуркин прекрасно чувствовалспецифику жанра и умело владел ей. Подтверждение этому — произведения 20 — 30-хгг. Среди них есть настоящие жемчужины пейзажной живописи.
Художникнаблюдал, размышлял, рисовал все проявления жизни, но художественноеосмысливание действительности, сокровенные чувства, свободно выражал присущимему языком — пейзажными образами. В рисунках пейзаж встречается в этот периодменьше, чем разнообразные жанровые мотивы, но в живописи он преобладает. Причемсамые многочисленные картины с водоемами, озерами или реками. В них узнаешьруку мастера горных озер сразу, но сразу же чувствуешь и нечто неуловимое,отличающее эти пейзажные образы от предыдущих.
«Пейзаж.Озеро» (1924) — настоящее очарование природы, чудо умиротворения ее красотой,разумной гармоничной жизнью неба, озера, гор, растений. Пронзительная красотаприроды, особенно остро прочувствованная какие трудные для художника годыпереоценки, осознания своего места в жизни.
«Горноеозеро. Весна» (1923) — очень характерный пейзаж 20-я годов,Озеро,как в чаше, лежит среди гор, а оправой для негослужит разнообразие проявления жизни — деревья, травы, цветы. Удивительнакрасота и богатство зеленого цвета; от темного, густого до изумрудного и совсемсветлого, на дальних склонах гор.Красочный слой в этой работе как обычно у Гуркина очень тонок, любовнымикасаниями кисти написаны все детали. Удивительно чудо их жизни на холсте,вспоминается сказанное об А. Рублеве «аки дымом».
Вназванных пейзажах художника, как и во многих других работах послереволюционногопериода, чувствуется поиски автора в темпераментности, большей пастозностимазки, в звучности и контраста и цвета воплотить жизнеутверждающий, мажорныйобраз природы. Порой не покидает от пейзажа чувство веселого перезвона красок, весеннегоих разговора. Среди готовых работ — пейзаж с всадником «Кудюр — Тепкен».
Одной излюбимых тем в творчестве Г. И. Гуркина была тема горной реки. Опоэтизированнаяк эпосе алтайцев Катунь воспета художником с любовью в целом ряде прекрасных полотен. В Туве Г. И,Гуркин неоднократно пишет Енисей. Дальний берег горист, но горы иные, чем впейзажах Алтая, — пологие, коричневатые.
Втворчестве Г. И. Гуркина немало и живописных портретов. В 1983г. коллекциюпроизведений Г. И. Гуркина в музее пополнил «Портрет П. Н. Губанова», привезенныйиз Кызыла.
Необходимоособо подчеркнуть, что никогда из творчества Г. И. Гуркина не уходила темаАлтая. В Монголии и Туве он не мог писать и рисовать с натуры, но Алтайпродолжает жить в замыслах картин, в эскизах, порой так детально выполненных,что художник рисовал и раму на листе. Чаще всего это лист плохой серой бумаги,порой оборотная сторона ведомости, либо лист бухгалтерской книги или оборотнаясторона репродукции. Художественные достоинства произведений от этого не ниже,проблема в другом — сохранность. И эта беда графики не только Г. И. Гуркина, пои огромной части наследия художников, которые не прекращали, подобно ему,творческой деятельности в первые послереволюционные годы.
Характерно,что эскизы 1920 — 1925 годов, посвященные Алтаю, являются выразительнойлетописью состояния души, настроения художника.
Эскиз 1921 г, апрель. Назвал его автор «Картина страдания. Томление духа». Ею замысел — борьба света итени. Рисунок выполнен о-1ень приблизительно, вероятно, иго первое обращение ктепе. Ее ясно видит художник, душа полна страдания. «Черные цветы стоят прямо — гордо! Розовые — белые поникли!». Не хватало сил отработать эскиз окончательно,до деталей, что обычно присуще художнику. Чувство осталось и словах, поспешнозаписанных на полях: «Сегодня, 4 апреля, я болен! болен душевно. Нет сил, нетэнергии, мучаюсь Томление духа!.. Что такое далеко? Что случилось? Чточувствует сердце?..»
Врисунках 1921 — 1922 гг. появляется тема, названная Г. И. Гуркиным «СвободныйАлтай». Мечта о возрождении Родины, о том, что над ней восходит солнце новойжизни, может быть, наивно, но выразительно и трогательно передана ставшимпостоянным мотивом восходящего солнца, щедро льющего свои лучи на землю. Вера взарю новой жизни на Алтае была у художника так велика, что он выполняет целыйряд эскизов, а затем и картин, где воплощено благоденствие и процветаниенарода,
Лучисолнца, спет новой жизни, светильники в руках у алтайки учительницы ассоциируютсяв сознании и рисунках Григория Ивановича со светом просвещении, знания.
Вотрисунок тушью 1922 г, «Свободный Алтай», На фоне гор — прекрасный „Дворецнауки и искусства*, перед ним фонтан (Аржан Кутук) источник сил, здоровья,мудрости Алтайка читает книгу ребенку, а слева — символическая фигура богатыря-алтайца,победившего зло и невежество, в руках его светильник знания и разума.
Какие быэскизы о новой жизни своего народа не рисовал Григорий Иванович, в центренепременно возвышался Дворец науки и искусства, или Дворец народного творчестваили школа.
В 1927г.в ноябре уже в Улале художник работает над эскизом плаката &Что нужноАвтономной Ойротии!» На эскизе, в центре которого дети и алтайка,мать-учительница, со светильником в руках, автор пишет: «Источником возрожденияновой, светлой культуры Автономной Ойротии должны быть: Школы, Наука, Знание!Все силы, нее средству только на это!»
Неоднократнохудожник использует еще один мотив для символического воплощения изменений наРодине — Тан-Чолпон,восходящая Утренняя Звезда.
На одномиз рисунков сделана надпись: «Там родина моя, светлая мать, там мой Алтай».Тоскует, стремится в милые сердцу места немолодой уже художник. Когда, возвращениестало реальным и была удовлетворена просьба художника, в работах появилисьвоодушевление и надежда.
Следующий,после возвращения, 1926г. был годом творческого подъема и успехов. Сибирскаяобщественность приветствовала Г. И. Гуркипа. В 1925г. в редакции газеты“Советская Сибирь» в г. Новосибирске состоялась выставка работ художника.На ней было представлено более 200 произведений. Выставка расценивалась какотчет о напряженной творческой работе художника в Монголии и Туве.
В 1925г,появляются в творчестве Гуркина совсем необычные для предшествующего периодарисунки — эскизы общественных зданий, Это проекты школ, музея и целогохудожественного центра, где в комплексе художественная школа, музей, мастерскиедля художников.
Остропонимал художник еще в дореволюционное время необходимость просвещения народа,ту реальную возможность осуществления мечты увидел лишь сейчас. Он принимаетактивное участие в этом процессе, работая над плакатами, выполняя эскизы кпервому алтайскому букварю, являлась инициатором создания художественной школыи картинной галереи при областном музее. Так, 18 декабря 1927 г. состоялось заседание президиума Ойротского исполнительного комитета по «заявлению художникаЧорос-Гуркина об организации картинной галереи». Заседание постановило:организовать при музее галерею, а также изыскать средства для научныхэкспедиций по краю, в Туву и Хакасию. В инициативе и решений была проявленасвоевременная забота о сохранении памятников истории и культуры. Наряду сликвидные» неграмотности это должно было стать одной из главных задачкультурной революции в стране.
Апрель1926г. был знаменательным в жизни Г, И. Гуркина. Он стал участником двухвыставок в Москве 15 апреля в музее Красной Армии и Флота открылась Сибирская выставка,организованная Обществом изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наряду с Г. И. Гуркиным участие в нейпринимали Я. Башилов, А. Васнецов, А. Никулин, Н. Шулпинов и другие художники.В центре внимания прессы — творчество крупнейшего живописца Сибири, нашегоземляка. и этом же году состоялась восьмая выставка Ассоциации художниковреволюционной России (АХРР). Она стала первой всесоюзной выставкой. Четыреработы Гуркина представляли на ней Алтай. Именно о них писал в статье овыставке знаток и строгий ценитель искусства нарком просвещения А. В.Луначарский, что замечательные но тонкости живописи, прямо-таки драгоценные покраскам пейзажи Чорос — Гуркина. Двойная подпись с указанием на род — «Чорос»,утверждающая принадлежность к своему народу, появлялась на картинах и рисункаххудожника в послереволюционное время. Это было проявлением не тольконациональной гордости, но надежды на расцвет малой нации в семье равноправныхнародов.
1926г.для Г. И. Гуркина был не только годом успешного участия в двух выставках вМоскве, он стал еще и годом путешествия к Белухе, Целый ряд работ имеет вподписи дату — 1926 год, июль. Это действительно драгоценные живописные жемчужины— „Горное озеро, Вечер», «Горное озеро», «Курайские белки», «Охотник».
Интереснойи не публиковавшейся ранее частью наследия Г. И. Гуркина являются цветные литографии,сделанные по его эскизам. Это прекрасная печатная графика на различные темыжизни Алтая в советское время. Главная цель этих красочных листов — пропагандановой социалистической, действительности. Почти все они построены на противопоставлениипрошлого настоящему.
Влитографии Социалистического кооператива слева надпись — «Торговля К. Пузанова».Перед купцом стоит растерянный алтаец: так мало он получил ткани в обмен на пудыорехов. Справа — в кооперативе — изобилие товаров и довольные покупатели.
Важнейшиетемы жизни Алтая стали темами этих литографий, игравших роль плаката ирешенный, наглядным, доступным языком. «Какой должна быть Юрта ойрота»,«Чистота — залог здоровья, Медицинское обслуживание алтайским детям», Матъ идитя, «Социалистическое хозяйство». «О городничество» — на эти темы сохранилисьэскизы карандашные, акварельные в литографии. Они выпускались для национальныхменьшинств в Москве в Издательстве Ассоциации Художников Революции, и, как свидетельствуетнадпись на одном из листов, печатались в Первой типолитографии Центриздатанародов СССР. На одной из очень светлых по настроению нарядных литографий «Огородничество»напечатана подпись: «Онос» Чорос-Гуркин. 1928г
Здоровое,жизнерадостное настроение художник создает цветом, богатство, которого,сложность и тончайшие нюансы поразительны для печатной графики.
Судя нопроизведениям Г. И. Гуркина, которые хранится в музее плодотворными имногогранными по отражению жизни Горного Алтая стали в его творчестве 30-е годы.Все многочисленные, в основном графические работы этого периода можно разделитьна дне основные группы:
1)историческое и мифологическое прошлое Алтая;
2} партизанское движение на Алтае иновая социальная действительность.
В 20 — 30-егоды художник, и немало выполнил и пейзажных рисунков, этюдов с натуры спейзажным мотивом, однако главное направление его поисков — многофигурная хороваякомпозиция. В советское время к ней впервые обратился Г. И. Гуркин в Туве врисунках на тему национального праздника «Улу-Наир». В 30-е годы он продолжаетизучать ее возможности и эскизах на темы Колхозное собрание, «Читают газету»,Комсомолка в юрте.
Целыйряд эскизов раскрывает тему кайчи — народного сказителя, исполнителябогатейшего наследия алтайских эпическиских сказаний. Образы сказаний, в частности один из центральных героев —Сартакпай, нашли воплощение в рисунках и живописных эскизах Г. И. Гуркина.
Художниквидел и стремился отразить те отрадные перемены, которые свершались на Алтае.Он выполняет эскизы на темы «Индустриализация», с Появление трактора в колхозе,«Коллективная уборка хлеба». Опыт работы над ними не воплотился в живописное полотно, но был использован автором к плакатах.
Особенномного эскизов плакатов и пригласительных билетов выполнил Г. И. Гуркин к10-летию автономной области. Как сообщала газета «Красная Ойротия» в апреле1932г, в честь этой даты планировался целый комплекс мероприятий на 5 дней.Праздник должен былначаться демонстрацией, гулянием, просмотром кино и национального спектакля,открытием выставки. Праздничная пятидневка включала День животновода, Деньударника, День физкультурника, детское утро, олимпиаду искусств и факельноешествие. В художественном оформлении праздник, принял деятельное участие Г. И.Гуркин, Февралем 1932г. помечены первые, эскизы, а в марте он представлялнесколько карранюк к ибком КПСС10.
Интересно,что среди рисунков этого «ременп появился набросок уже к 15-летию Ойротии.Художник мечтал написать цветной ковер с ойротским орнаментом идея настенногопанно увлекла его. В карандашных эскизах, появляются наброски различны вариантовизображения. Самое удивительное, что в орнамент покрыты целые сцены с юртами,лесом, людьми. Они помещены в углах. Изображение упрощено до символа иорганична входит в ленту орнамента, Подписи расшифровывают содержание:«Монголия», «Урянхай», «Атамановка», «Киргизы». Три первых упоминались втексте, как песта путешествий Г. И. Гуркина в 1920-1925 гг. Последняя, напервый взгляд, неожиданна, но закономерна в плане общей идеи произведении:единство родственных народов.
Панноплохо сохранилось: очень сильно почернело, частично утрачен красочный слой„ новсе же просматривается красивая живопись центральной части с подписью «Алтай». Иззаснеженных гор поднимается алое солнце, дарующее свет. Среди высоких сосен ипрекрасных цветов — аул, всадник и мать-алтайка с детьми.
Этатема, повторяющаяся в орнаменте, в. центральной части выполнена впространственной композиция, славящей жизнь, сущностная ценность которойодинаково понимается всеми народами.
Важноеместо в рисунках художника занимает тема партизанского движения. Во-первых,судя по рисункам, художник работал над проектом «Памятника партизанам». Егопластическая идея близка одному из выдающихся памятников программымонументальной пропаганды первых лет Октября обелиску Д. Осипова «Советскаяконституция».
Врисунках на эту тему Г. И. Гуркин использует необычную для него композицию. Впослереволюционной графике художника удивляет разнообразие и новизна замыслов икомпозиционных вариантов. В альбоме 1937г. главным для автора было стремлениепередать движение крупного отряда, к составе которого русские и алтайцыобъединены под красным знаменем. Оно непременно присутствует в композициях развеваясьнад группой всадников, наблюдавших с уступа горы за движением отряда. Художникпробует разные варианты соотношения воинов-всадников и горного пейзажа,добиваясь, чтобы в эскизе ощущались и огромные заснеженные пространства, исплоченность отряда В 3 последних рисунках автор останавливается наоригинальной и выразительной композиции, развивающейся от первого плана вглубину пространства вслед за движением отряда. Каждый из этих рисунков опытнойрукой художника мог быть воплощен в картину. Не случайно общий замысел Г. И.Гуркина мы узнаем в одном из произведений Н. П. Иванова «Алтайские партизаны».
Действительно,в советское время художник выполнил огромное количество рисунков, картин, но,что самое важное, он не просто развивал уже найденное, он все время был впоиске. Его по праву нужно считать одним из основоположников советского искусствапа Алтае, будь то пейзаж, историко-революционная тема, индустриальныепреобразования или образ В. И. Ленина. Целое поколение художников Алтая училосьна его работах, особенно графических, ведь они неисчерпаемый кладезь тем икомпозиций. В период, когда творчество художника замалчивалось и практически неэкспонировалось, было доступно только художникам, оно способствовало развитиюискусства, сыграв роль творческой традиции. Это прекрасно, что такая высокаятрадиция была, но нужно помнить об этом и в полной мере оценивать место Г, И,Гуркина в искусстве советского Алтая.
Особенновелика и послереволюционном творчестве художника роль графики. Манеракарандашного рисунка на протяжении творческого пути художника претерпевалаизменения. В эскизах 1936 — 1937 гг. особенно на тему «Снежного похода», карандашныерисунки приобретают вполне самостоятельное значение, т. к. в них есть все, чтосоставляет произведение; образ времени, состояние, настроение и уверенное,профессиональное мастерство. Оно проявляется и композиции, в красоте рисунка ии серебристой поверхности листа.
Поэтомузакономерно говорить о втором рождении художника, более того, о расцвете егомастерства в области карандашного рисунка и о новых достижениях в живописи.
Этумысль подтверждают прекрасные акварели Г. И. Гуркина. К акварели художникнередко обращался в 20 —30-е годы. Порой и масляная живопись в этот периодвыполнена на бумаге («Читают газету», Пионерка, «Горное озеро». Закат).
В начале30-х гг. художник написал два акварельных пейзажа с горным озером. Нарядные, снежныеони по сей день говорят о любовном отношении художника к натуре, сохраняютликующую радость и вдохновение от ее совершенства. Григорий Иванович применялакварельные краски и для подцветки сюжетно-тематических композиций, выполненныхкарандашом. Школа для детей, жилища для алтайцев, чистые поселки среди гор наберегу Катуни, техника в колхозе написаны в красивый пленэрный пейзаж. Эта акварельпредставляет большой интерес как пример поисков обобщенного образа Родины,включающего в советское время не только пейзажный мотив, но и многообразныесцены жизни народа. Она воплощала и мечту художника о гармонии деятельностичеловека и его Матери-природы. Художник размышлял на эту тему, убеждают в томсохранившиеся на рисунках надписи. Г. И. Гуркина.
Б 1935г.художник написал необычную картину: в центре горного озера скала в виде женскойголовы в национальном головном уборе. Действительно, произведение былонеожиданным для многих зрителей. но не для творческих поисков Г.И. Гуркина. Онвоплотил разнообразные аспекты образа родного края, но было еще увлечение древниммифическим Алтаем преданий и легенд. «Сказка горе, «Легенда, гор», «Сон гор»,«Алтай в стиле сказок старины, легенд» — так называл художник рисунки и эскизына ату тему. Это одна из жемчужин в живописном наследии художника послереволюционногопериода. Как и в картине 1936г., на эскизе в центре озера написана в профилескала в виде женской головы. Работа поражает ощущением древности и тайны,праздничным сиянием чистых красок. Мы привыкли ценить в Г.И. Гуркине замечательногомастера тональной живописи, наследника традиций русского искусства второйполовины XIX в. Однако эскизы «Алтай», целый ряд другихпроизведений послереволюционного периода, выполненных в Монголии, Туве, наАлтае, открывают интересную страницу развития пред стояния природы и души.
В словахавтора — суть поисков. Целенаправленный отказ от живописных, зачастуюзанимательных подробностей выбирает он как путь поисков величавого образа. В1936г. выполнен в карандаше «Лесной пейзаж» небольшого размера, но как эпичны,монументальны и величавы сосны, стоящие стеной вдоль дороги!
Но,конечно, ничто не сравнится по грандиозности и глубине образа с картиной«Хан-Алтай». Она достойно завершила поиски художника и его творческий путь.Многое из задуманного Гуркин не успел воплотить, но сумел и дохнуть в последнююсвою большую картину раздумья о жизни и пережитом. Суть образа становитсяособенно зримой при сравнении картины 1336г. с первым вариантом «Хан-Алтая».Случилось так, что возвращение к теме почти через тридцатилетие не сталоповторением или вариантом уже сказанного. При внешней похожести это двесовершенно разные картины. Настолько разные, насколько разный в их основежизненный опыт и оценкА. Различны и задачи художника. Не случайно, в 1936 г. художник вновь обращается именно к этому образу и пишет картину более аскетичную и суровую,менее повествовательную. Но какая в ней высота и величие духа, драматизм ипросветление? Образ монументальный и героический, но и трагичный. Не тольколичная судьба, но и раздумья о природе, вечности, истории сформировали образ«Хан-Алтая» 1936г.
Заключение
Его поправу нужно считать одним из основоположников советского искусства па Алтае,будь то пейзаж, историко-революционная тема, индустриальные преобразования илиобраз В. И. Ленина. Целое поколение художников Алтая училось на его работах,особенно графических, ведь они неисчерпаемый кладезь тем и композиций.
Впериод, когда творчество художника замалчивалось и практически не экспонировалось,было доступно только художникам, оно способствовало развитию искусства, сыграв рольтворческой традиции. Это прекрасно, что такая высокая традиция была, но нужнопомнить об этом и в полной мере оценивать место Г, И, Гуркина в искусствесоне.тского Алтая.
Особенновелика и послереволюционном творчестве художника роль графики. Он был не тольковыдающимся художником, он был выдающимся, интересным человеком. Иначенепонятными были бы его обширные Связи с художниками, писателями, учеными, даиначе невозможно было бы высокое профессиональное мастерство и творчество,столь глубокое чувствами и мыслью.
живописец художник гуркин
Списокиспользуемой литературы
1. Искусство Алтая.Сост. И.К. Галкина, Барнаул, 1989Стрельцов С.А. Г.И. Гуркин. Л., 1966
2. Снитко Л.И.Первые художники Алтая. Л., 1983
3. Эдоков В.И.Мастер из Аноса. Барнаул, 1984
4. Эдоков В.И. Г.И.Гуркин Очерк о жизни и творчестве Горно-Алтайск, 1967
Г.И. Гуркин (1870-1937). Курайскиебелки. 1926., картон, м. 38Х53.