Реферат по предмету "Культура и искусство"


Басандайская культура: тайны прошлого

Центральный район
МОУ гимназия № 13
Секция: История
Научно – исследовательская работа
по теме
«Басандайскаякультура: тайны прошлого».
Выполнила: Суздальцева Мария Игоревна
9 – А класс
Руководитель: Добролюбова Людмила Львовна,
учитель истории
высшей квалификационной категории
Новосибирск – 2007 год.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Характеристика культур, предшествовавшихБасандайской культуре
2. ВзаимосвязьСросткинской и Басандайской культуры
3. ОсобенностиБасандайской культуры
3.1 Описаниепогребального обряда
3.2 Сопоставление особенностейпогребального обряда курганных могильников Санаторный — 1 и Санаторный – 3
3.3 Предметы, найденные взахоронениях
Заключение

Введение
Для изучения далёкогопрошлого нашего края историки используют вещественные и письменные источники.Причём, первые являются единственными для восстановления картины жизнинаселения от его появления на данной территории вплоть до XVII века: поскольку письменность незафиксирована ни у жителей этого района, ни у их ближайших соседей. Лишь сприходом в Сибирь русских появляются письменные свидетельства, но в начале ониещё эпизодичны и неточны. И только для первой половины XVIII века письменные источники дают уже больше сведений,чем вещественные.
Расселение древних племёни исторические события, происходившие на территории нашего края, часто несовпадают с границами Новосибирской области, её история была тесно связанна снародами, жившими за её пределами.
В результате всехпроведённых и проводимых археологических исследований, открыто более 1000памятников, на ряде из них осуществлялись стационарные раскопки, которые даливозможность восстановить страницы истории нашего края.
Археологические памятникиесть буквально повсюду: почти везде, где имеются условия для жизни человека и внаше время. Люди, расселяясь на широких просторах Сибири, оставляли повсюдуследы своего пребывания: поселения, могилы, клады, жертвенные места, наскальныеизображения, рудные разработки и др. Особенно много памятников на берегахнебольших рек с высокими террасами над поймой. В таких местах можно былозаниматься рыбной ловлей, низкие заливные луга были богаты травой для скота,расположение которой на высоких обрывистых террасах обеспечивало безопасность,лес давал строительный материал и дичь для охоты. Так на берегах реки Уень Колыванскогорайона между селами Вьюны и Юрт-Акбалык открыто 88 памятников, ещё гуще онирасположены у села Крохалёвка Коченёвского района, на террасе над старой Обскойпротокой.
Большое значение дляисследования проблем культурогенеза имеют погребальные памятники. В последнеедесятилетие на правобережье Оби в районе г. Новосибирска полностью исследованыдва курганных могильника, относящихся к предмонгольскому времени: Санаторный-1иТашара-Карьер-2.В течение 3 последних лет силами клуба юных археологов дворцатворчества «Юниор» исследуется ещё один памятник этого времени – Санаторный –3. Я принимала участие в археологических раскопках Санаторного – 3 в составеархеологической экспедиции под руководством Сергея Григорьевича Рослякова, в2005 и в 2006 гг.
В результате участия вэтих экспедициях, я сделала исследование курганного могильника Санаторный 3,что является приложением к данной работе, принимала участие в XVI юношеском полевом археологическомсеминаре.
Учёные, исследовавшиемогильники Санаторный-1 и Санаторный-3 относят эти памятники к Басандайскойархеологической культуре. И данное исследование призвано выявить особенностиБасандайской культуры, сравнив описание Санаторного 1 и Санаторного 3.
Итак, цель данного исследования:
-изучить этнографическиетрадиции народов Нижнего Притомья и Новосибирского Приобья:
-познакомиться сБасандайской культурой.
Задачи исследования:
-сделать сравнительныйанализ археологических памятников Санаторный 1 и Санаторный 3
-определить взаимосвязьСросткинской и Басандайской культуры
-выявить особенностиБасандайской культуры
-подготовитьмультимедийную презентацию.

2. Характеристикакультур, предшествовавших Басандайской культуре
Невозможно дать полнуюхарактеристику Басандайской культуре, без изучения особенностей культур,предшествовавших Басандайской. Мне хотелось бы остановиться на описанииособенностей культур эпохи бронзы.
Кротовская культура. Ксередине II тыс. до. н. э. начинается эпохаразвития бронзы. На территории нашей области, как и прежде, жили различныеплемена. Из них наиболее полно изучены те, которые оставили культуру,получившую название кротовской (по деревне Кротово Сузунского района, гдевпервые были открыты её памятники). Она распространена и за пределами нашейобласти в лесостепных районах Западной Сибири. Одно из поселений этой культурыизучено у станции Преображенка Чановского района. Оно было перекрыто болеепоздними курганами. Жилища углублялись в землю примерно на 60см. Они могли бытьнебольшими(25-70 кв. м) и очень крупными(90-160 кв. м). Плоская крыша опиралась на крупные жерди, идущие двумя рядами в центре жилища, стеныслегка наклонялись внутрь, поэтому разрез сооружения имел вид трапеции. К немумог примыкать дополнительный отсек- коридор, от которого сохранилась лишьуглублённая в землю канава. Кроме зимних жилищ были и летние, сооружённые изжердей.
У кротовцев было развитоскотоводство — найдены кости быков, лошадей и овец. Занимались они также охотойи рыболовством. Об этом говорят кости косули, медведя, лося, волка, соболя,чешуя и кости рыбы. Учёные предполагают, что уже существовало земледелие.Встречены каменные орудия, но бронзолитейное производство достигло уже высокогоуровня. В поселениях найдены тигли, льячки, бронзовые шилья, ножи…О развитииткачества свидетельствуют глиняные пряслица, которые надевались на веретена.Сосуды были плоскодонными, они украшалось валиками и разнообразным нечетким орнаментом.
Андроновская культура. В степнуюи лесостепную полосы Западной и Южной Сибири начинают проникать новые племена,носители андроновской культуры. Многие учёные полагают, что они продвигались сюго-запада, из районов Средней Азии и Казахстана, где на степных просторах онипасли свои стада. Причиной их расселения могло быть изменение климата,наступает очень засушливый период, площадь пастбищ сократилась, и часть населениявынуждена была искать новые места для жизни. В результате их передвижения памятникиандроновской культуры известны в степи и лесостепи от Урала до Енисея.Андроновские племена имели более развитое скотоводство, чем местное население. Занималисьони и земледелием, жили осёдло. Андроновцы ассимилировали кротовское и другоеместное население, частично оттеснив его на север.
На территорииНовосибирской области андроновские поселения пока ещё плохо изучены, амогильники исследованы достаточно полно. Они известны у села СтараяПреображенка Чановского района, у села Вахрушево Коченёвского района близ селаОрдынское. Кладбища андроновцев представляли собой курганы, которые насыпалинад одной могилой, реже – двумя-тремя. Детей чаще всего хоронили отдельно, безкурганов. Антропологи установили, что Андроновцы были европеоидами.
Ирменская культура. Нарубеже II –I тыс. до. н.э. в лесостепных районах Приобья, Обь-Иртышскогомеждуречья и Ачинско-Мариинской лесостепи (в Новосибирской, Томской,Кемеровской областях и севере Алтайского края). Складывается Ирменскаякультура, получившая название по реке Ирмень Ордынского района нашей области,где было найдено её первое поселение. Ирменская культура, относящаяся к эпохепоздней бронзы, оставила большое количество памятников. Довольно подробноисследованы поселения у села Быстровка Искитимского района, МиловановоОрдынского района, в устье реки Ирмени (иные затоплено Обским водохранилищем) иряд других. Все поселения расположены на высоких надпойменных террасах малых ибольших рек.

2.Взаимосвязь Сросткинской и Басандайской культуры
Период развитиясредневековья в истории юга Западной Сибири является наиболее важным этапом вформировании современных коренных народов, проживающих на этой территории. Вначале II тыс. н.э. в Новосибирском Приобьепроисходит смена населения.
Исчезает существовавшаяздесь в течение тысячелетия культура лесных угро-самодийских племён, регионвходит в обширный ареал тюркского этноса.
Д.Г. Савинов датирует сросткинскую культуру IХ-ХI в. в, связывает ее с продвижением кимаков, перечисляет набор предметов, типичных для сросткинской культуры и отмечает, что среди них «наиболее характерно использование так называемого ажурного стиля» (Савинов Д.Г., 1994, с.103). По его мнению, эти предметы редко встречаются в полном наборе, но даже присутствие некоторых из них свидетельствует о принадлежности данного памятника к сросткинской культуре или к ее окружению. Исследователем, открывшим сросткинскую культуру, был М.П. Грязнов (М.П.Грязнов 1956, с.145-152). Он рассмотрел сросткинские погребения могильников Ближние Елбаны V-VIII, привел им аналогии из соседних регионов и датировал сросткинскую культуру IХ-Х вв. Среди различных вариантов нижней даты сросткинской культуры выделятся датировка, предложенная С.В.Неверовым, — VII в.н.э. (Неверов С.В., 1991, с.182). Он прослеживает отличие верхнеобской культуры VI-VII вв. лесостепного Алтая (одинцовской по его терминологии) от тех культурных черт, которые появляются со второй половины VII в (погребения с конем или его шкурой) и связываются им с сросткинской культурой. Он совершенно прав: в лесостепном Алтае действительно к этому времени завершается одинцовский и отчасти тимирязевский этапы верхнеобской культуры, появляются хоть единичные, но все новые для этого региона погребения с конем или его шкурой, что было связано с интенсивным проникновением тюрок Горного Алтая (Неверов С.В., 1991, с.181-182). Но то, что является бесспорным для лесостепного Алтая, нельзя механически переносить на другие территории, а С.В.Неверов это делает, относя к сросткинской культуре раскопанные М.П.Грязновым. Ордынские курганы, а также могильник Чингисы II, исследованный Т.Н.Троицкой. Он относит их к первой подгруппе памятников и датирует VII-VIII вв. (Неверов С.В., 1991, с.181). Но в Новосибирском Приобье верхнеобская культура продолжала существовать вплоть до IХ в., и в VII-VIII вв. на этой территории смена культур не прослеживается (Троицкая Т.Н., Новиков А.В., 1998, с.83). Следовательно, датировать начало этнической тюркизации VI-VII вв. включительно реально только для узкой территории, переносить эту дату на остальные регионы нельзя. И нельзя говорить о начале повсеместно сросткинской культуры в это время. В самом басандайском могильнике есть несколько могил, которые, как нам кажется, по своему инвентарю явно могут быть датированы сросткинским временем или даже условно отнесены к этой культуре, хотя они отличаются от типичных сросткинских могил южной, а не северо-восточной, ориентацией захороненных. Безусловно, заслуживает внимание призыв А.М. Илюшина отказаться от широкого использования термина «Сросткинская археологическая культура», сохранив его только для лесостепного Алтая и заменив его в остальных случаях этнокультурной характеристикой (Илюшин А.М.,2002, с.92). Сам он так и делает, употребляя для соответствующего времени этнический термин «бома» (Илюшин А.М., 1999, с.67).
Время существования Басандайской культуры — XI-XIV века. Керамика начала II тыс. н. э. Новосибирского Приобья, лесостепного Алтая, Кузнецкой котловины, Томского Приобья и Среднего Чулыма имеет некоторое сходство с керамикой сросткинской культуры конца I тыс. н. э.- памятников, расположенных в Северном Казахстане, в Прииртышских степях, лесостепях Алтая. Т.Н. Троицкая и А.А. Адамов пришли к заключению, что эта керамика связана «с тюркоязычной основой сросткинской культуры». Тюркская основа связывается О.Б. Беликовой со сросткинской культурой. Однако, несмотря на выявленное сходство керамики Томского, Новосибирского Приобья отчасти Среднего Чулыма, она имеет свои особенности, выразившиеся в большом разнообразии орнаментации, в наличии округлого дна. В связи с выделением Басандайской культуры встаёт вопрос о её соотношении со сросткинской культурой. Сросткинская культура, как считают археологи, своё существование закончила в XI веке. Признаки сросткинской культуры XI-XII веков уже другие – иной инвентарь и керамика. Объединяют сросткинскую культуру IX-X веков и XI – XII веков этнические компоненты и некоторые признаки погребального обряда, свойственные этим компонентам. Д.Г. Савинов сросткинскую культуру связывает с кимаками. После распада кимако-кыпчакского объединения ведущая роль перешла к кымчакам. Кочевники, ушедшие после распада кимако-кыпчакского объединения в поволжские и южнорусские степи, были кыпчаками. Наследие сросткинской культуры, безусловно, вошло в новую культуру, что нашло отражение в материалах Басандайской культуры. На обширной лесостепной и южнотаёжной территории Западной Сибири процессы тюркизации протекали по-разному. Это зависело от ряда факторов: природно-климатических условий, количества и длительности проживания в каком-либо районе, одномоментного или многократного прихода тюрок. Начальным этапом тюркизации является VI-VIII века. Это был период торгово-обменных связей. Вторая волна приходится на середину и вторую половину IX века и связана с активизацией древних хакасов. Третья волна на XI-XII века. К этому времени исследователи отнесли могильники у Басандайки. Основную роль в тюркизации Западной Сибири этого времени играли кимаки.
Нельзя повсеместно удревнять начало сросткинской культуры до VII-VIII вв. Смена культур в это время наблюдается лишь в лесостепном Алтае. Столь же ошибочно доводить окончание сросткинской культуры до ХIV в., поскольку в начале II тыс. существовала признанная многими исследователями Басандайская культура.

3. ОсобенностиБасандайской культуры
Как известно, признакамидля определения археологической культуры являются особенности погребальногообряда, керамики, поселений и жилищ.
Однако в нашем случаеосновными источниками выделения культуры являются обряд и керамика.
ХарактеристикаБасандайской культуры дана Людмилой Михайловной Плетнёвой в монографии «ТомскоеПриобье в начале II тыс. н. э. поархеологическим источникам»., в Новосибирском Приобье описана СергеемГеоргиевичем Росляковым.
Необходимо отметить, что обрядовым действиям, связанным с похоронамиконкретного умершего или группы умерших, предшествует решение практическоговопроса – выбор места для захоронения., создание некрополя. Для созданиянекрополя «Санаторный–1» выбран участок местности в устье ручья, впадающего вр. Обь. Площадка могильника слегка возвышается над уровнем окружающейместности. Локализовать самые ранние погребения на могильнике не представляетсявозможным из-за достаточно однородного распространения одновременного инвентаряв разных курганах. Место захоронения внутри существующего могильника, егопринадлежность к конкретному курганному комплексу, по нашему мнению,определялось родственными отношениями погребенных людей. Под одной насыпьюразмещались могилы родственников всех возрастов и обоих полов. Так необходимоотметить, что размещение детей в курганах чаще всего связано с определеннымипогребениями взрослых или тяготеет к конкретному участку погребальной площадки.В одном из курганов семь погребений детей размещены вокруг захоронения пожилойженщины, в другом кургане детские погребения расположены в один ряд по обестороны от погребения женщины, в нескольких курганах детские погребениярасположены между двух крайних погребений взрослых. Парные захоронения представленытолько погребениями женщин с младенцами и захоронением пары детей. В одномслучае погребение ребенка оборудовано в заполнении могильной ямы женщины.
Действия, связанные с подготовкой к погребению покойного, на основеархеологических данных практически не поддаются реконструкции. По материаламмогильника Санаторный–1 можно констатировать обряжение умершего в одежду,размещение на теле украшений и снаряжения, придание погребаемому определеннойпозы. Тело клали, вытянув на спине. Голова опиралась на затылок, ногивытягивались параллельно друг другу или сдвигались друг с другом, рукивытягивались и приводились к телу.
В случае захоронения умершего в существующий комплекс погребений, егорасполагали в один ряд параллельно с имеющимися погребениями. Исключениесоставляют редкие погребения взрослых в стороне от основного ряда, на перифериикургана и детские погребения. Захоронения вне общей цепочки погребений часто непараллельны основным.
Захоронение совершалось чаще в могильной яме, реже на горизонте.Возможно, некоторые погребения произведены на поверхности или в толще насыпи.Сооружение ямы производилось в почве, либо глубже в материковом суглинке.Конструкция ямы простая. В редких случаях у одной или у обеих продольныхстенок, по всему периметру делали узкую ступеньку для сооружения перекрытия.Имеется одна яма с подбоем. Яму и иные погребальные конструкции ориентировалипреимущественно по линии ЮЗ – СВ., с отклонениями к северу или востоку. Реже использовалинаправления Ю – С и ЮВ – СЗ. Параметры длины и ширины ямы определялисьразмерами тела, однако длина ям часто превосходит длину покойника. Глубина ямдо 1 м. Наибольшие размеры, как в плане, так и по глубине имеют погребениячеловека в сопровождении коня. На глубину ямы мог влиять сезонный фактор,мерзлость грунта. От этого могла зависеть и локализация погребения по отношениюк земной поверхности. Захоронения на почве и на насыпи могут быть обусловленызимним периодом погребения.
Перед размещениемумершего на месте погребения его могли уложить в дополнительное вместилище. Намогильнике Санаторный–1 представлены разные типы мобильных дублирующих объемов:берестяные и деревянные. Возможно, что использовались вместилища из другихорганических материалов, например ткани или войлока. Простейшей замыкающейконструкцией часто выступала одежда погребенного. Более сложной системойявлялось оборачивание трупа в лист бересты. Оборачивание четко фиксируется вдетских погребениях. Ребенок укладывался на прямоугольное берестяное полотно.Сначала углом подворачивался нижний левый край, затем правый. Пеленались ноги,живот и грудь. В ногах лист не подворачивался. Более совершенной берестянойконструкцией являлся гроб. Берестяные погребальные гробы зафиксированы вдетских и взрослых погребениях. Гробы изготавливались путем складывания(сгибания в углах) прямоугольного полотна бересты или сшивания отдельныхдеталей. Полотна бересты часто набирались и сшивались из нескольких листов.Кроме того, для прочности полотна формировались из нескольких слоев. Врезультате складывания листа получался прямоугольный объем в виде короба. Кверхнему краю короба между стенкой и углом дополнительно пришивали берестянуюленту. Еще одна такая же лента нашивалась снаружи. Так же по краю пришивалидеревянный кант в виде пруда. Подобная технология изготовления берестяныхвместилищ различного назначения (чуманы – сосуды для жидкости, колыбели) широкоизвестна у народов Западной Сибири: алтайцев, сибирских татар, хантов, кетов.По мнению С.Г. Рослякова и С.А Пилипенко, детский вариант погребального коробаможет являться колыбелью умершего младенца. Деревянные конструкции представленыколодами. Колоды изготавливались из ствола дерева. Длина колод 2,03 – 2,3 м,ширина в области ног погребенного 0,3 м, в области головы — 0,39 – 0,42 м.Высота колоды 0,15 – 0,22 м. Торцы колоды в плане вырублены в формепрямоугольника со слегка закругленными углами или овала. Выемка вырублена вформе четырехугольника. Боковые стенки снаружи прямые или слегка выпуклые. Свнутренней стороны стенки вогнуты, их верхний край слегка нависает над выемкой.Дно колоды с внешней стороны по бокам корытообразное, снизу и изнутри ровное. Вцелом колоды сделаны по одному стандарту. Они значительно длиннее костякапогребенного и очень узкие. В верхнем уровне ширина выемки уже ширины телапокойного, у дна – в ширину тела. Кроме разного вида переносных конструкций призахоронении умерших на могильнике Санаторный–1 использовались дополнительныестационарные конструкции, которые сооружались непосредственно в могильной яме.К ним относятся деревянные обкладки боковых или торцовых стен. Так в торцахмогильной ямы погребения 2 кургана 16 в дно вертикально вкопаны широкие плахи.В погребении одного из курганов доски были установлены вдоль продольных стен. Вряде случаев при подготовке погребальной конструкции использованыдополнительные подстилающие поверхности. В качестве подстилающих поверхностей вмогилах на поверхности земли или в яме использовалась подсыпка из материковогосуглинка, поперечные деревянные, иногда обожженные плашки, деревянный настил изпродольных плах, берестяные листы. Береста клалась в один или несколько слоев.Иногда между слоями бересты насыпался слой суглинка. Береста могла настилатьсяна дно колоды, берестяного короба, на деревянные плашки.
Тело помещалось в «гробу» или без дополнительных вместилищ на местепогребения горизонтально и ориентировалось головой в пределах северо-восточногосектора, реже в границах юго-западного сектора. Присутствуют и единичные случаинаправления тела головой на юг, юго-восток и северо-запад. После помещения телана месте погребения размещали сопровождающий инвентарь: предметы быта, орудиятруда, оружие, предметы культа, «живой инвентарь». Наборы инвентаря в мужских иженских погребениях резко различаются по своему составу. Для мужских погребенийхарактерно наличие оружия, кельтов, ножей, кресал. Из деталей одежды встреченыпряжки. Украшения представлены кольчатыми серьгами или височными кольцами. Вженские погребения клали бытовой инвентарь (ножи и игольники). Украшениясопровождают все женские погребения, хотя наряду с богатыми уборами имеются инесколько бедных, содержащих небольшое количество бус и подвесок. В одно изженских погребений было помещено оружие. Сопровождающий инвентарь у детей оченьбедный. В погребениях младенцев он или отсутствует или представлен паройкостяных, стеклянных или каменных бусин, реже бронзовым кольчатым височнымкольцом у черепа, то есть украшениями одежды и головного убора. У детей старше3 лет, вероятно, девочек сопроводительный инвентарь представлен украшениями(бусы, подвески, серебряные перстни и браслеты, бронзовая пронизь и др.) и 2железными предметами. Часто в погребениях детей присутствуют орнаментированныеи неорнаментированные астрагалы мелкого рогатого скота. В двух погребениях нагруди ребенка лежал железный крюк. Вероятно как астрагалы, так и крюки можносвязать с конструкцией колыбели, с крюками для подвешивания и оберегами. В рядеслучаев в погребение помещали коня или предметы конской упряжи. Нами выявлены 3формы сопогребения коня с умершим человеком: 1) погребение с целой лошадью; 2)помещение в могилу шкуры (черепа и конечностей) коня; 3) погребение конскогоснаряжения. На могильнике Санаторный–1 захоронения коней и сбруи коня встреченыв 9 погребально — поминальных комплексах из 27 исследованных (в 8 случаях вмогилах и в 2 случаях под насыпью кургана). Кроме того, в 2 случаях несколькокостей ног лошади обнаружены в заполнении грабительских ям над погребениямилюдей. Таким образом, на могильнике Санаторный–1 лошадь или детали конскойупряжи присутствуют в одной трети погребальных комплексов и почти в половинемногомогильных курганов, которые мы склонны считать семейными усыпальницами.Судя по размерам могил и составу инвентаря, захоронения коней сопровождалиосновные погребения этих курганов, принадлежащие, возможно, главам семейств,как мужчинам, так и женщинам. Все мужские захоронения – воинские. Женскиепогребения характеризуются относительно богатым составом сопроводительногоинвентаря.
После размещения тела и сопровождающего инвентаря погребение замыкалось.Для перекрытия непосредственно тела, деревянных и берестяных конструкций, ям наразличных уровнях (на уровне ступеньки стены, на уровне частично засыпаннойземлей ямы, на уровне почвы) использованы берестяные полотнища, поперечные ипродольные плахи. В одном случае берестяное перекрытие погребенного внеглубокой яме, вырытой в большой могильной яме, служило подстилкой чучелуконя. В качестве перекрытия могли использовать берестяную «тиску». Вкачестве окончательной замыкающей поверхности выступала земля. Яму илизахоронение на горизонте засыпали землей, часто на уровне почвы присыпали слоемматерикового суглинка, вынутого при рытье ямы.
После завершения погребения, в некоторых случаях, рядом с могилой ставилистолб. Вертикальные столбы, чаще всего, устанавливали к СВ. от погребения.Исследователи, как правило, связывают их с обычаем устанавливать рядом смогилой коновязь.
Последующие действия, по-видимому, связаны с поминальными действиями, какна стадии сразу после погребения, так и через какое-либо продолжительное время.К ним можно отнести принесение жертв, манипуляции с костями животных,проведение погребальной трапезы. В качестве жертвенного животного выступалилошадь и овца. На могильнике Санаторный–1 к этому типу культовых действий можноотнести находки скоплений черепов и челюстей, конечностей животных, в основномконя, в ямах или на погребенной почве под насыпями курганов. Особеннопоказательным в этом отношении является размещение в ряду погребений скелетаовцы. Кости скелета были помещены между захоронениями ребенка и взрослого науровне почвы, параллельно погребениям людей. Костяк не полный. В анатомическомпорядке лежат кости таза и задних конечностей. Остальные кости перемешаны.Череп отсутствует. В четырех трубчатых костях передних конечностей сделаныотверстия. По-видимому, это пример особых ритуальных действий. В одном изкурганов череп овцы без нижней челюсти был установлен в центре погребальнойплощадки. Вероятно, с жертвоприношением связано помещение над двумяпогребениями верхней половины туши старой лошади без костей конечностей. Нестандартнымфактом погребальной практики могильника Санаторный–1 можно считать находкифрагментов черепов и челюстей человека вне погребений. Однако отсутствие иныхпризнаков погребального комплекса не позволяет однозначно отнести их к особымвидам погребения. Вполне возможно, что эти факты связаны с иными ритуальнымидействиями, например с жертвоприношениями. Почти в каждом кургане на погребеннойпочве и в насыпи обнаружены кости животных, преимущественно коня, частоколотые. Иногда на погребенной почве встречаются разбитые сосуды. Такие находкиможно рассматривать как остатки поминальной пищи, оставшейся после ритуальнойтрапезы. Часть этой пищи могла быть положена душе умершего, как присутствующейна церемонии. В качестве следов ритуальных или обыденных (необрядовых) действийвыступают следы костров под насыпями курганов. В одном из костров выявленысгоревшие кости. К каким-то действиям, возможно поминкам, относятся полотнищабересты и деревянные настилы, обнаруженные на уровне погребенной почвы междупогребениями. На погребальной площадке одного из курганов выявлены следысожженных деревянных конструкций. Сооружения представляли собой деревянныепрямоугольные рамы в один и, по-видимому, в три венца, ориентированныесторонами на СЗ, СВ., ЮЗ, ЮВ. В границах рам находились жерди, ветки и листыбересты. Вероятно, одна из конструкций имела берестяное перекрытие. Вопределенный момент сооружение сжигалось, над горящей конструкцией возводиласьнасыпь. А.А. Адамов относит подобные сооружения к поминальным конструкциям.
После завершенияпоследнего захоронения конкретной группы погребений, над этой группировкойвозводилась земляная насыпь. В дальнейшем существующий под курганом рядзахоронений могли продолжить. В этом случае новая насыпь насыпалась на крайстарой, таким образом, общая насыпь получала вытянутую форму. Далее необходимоостановиться на действиях, которые являются нетипичными для погребальнойпрактики носителей культурных традиций, оставивших могильник Санаторный–1. Ониотносятся к разным этапам погребально-поминальных действий.
Использование огня. Манипуляциис огнем отмечены на всех трех этапах обрядовых действий. В некоторыхпогребениях встречены захоронения детей, подвергшихся частичному сожжению настороне. В первом случае в погребение помещен берестяной короб с останкамиребенка. Короб с наружной стороны, кости ребенка сильно обгорели, местами дообугливания. В другом случае в могильной яме найдены фрагменты почерневшихкостей. Следов воздействия огня на конструкцию могильной ямы в обоих случаях невыявлено. В одном из погребений в углу могильной ямы обнаружены следы костра ввиде прокаленного дна, фрагментов углей и прокаленной глины. В некоторыхдетских погребениях на дно ямы уложены поперечные обгоревшие плашки. Так же кдействиям с огнем можно отнести находки углей в некоторых могилах. Зафиксированеще один вид использования огня. В границах сгоревшей деревянной рамы сберестяным перекрытием следы воздействия огня отмечены на берестяных коробахдвух наземных детских захоронений. В обоих случаях короба обуглились,конструкции деформировались, кости детей почернели и посерели.
Вторичные погребения. Внескольких случаях в ненарушенных погребениях отмечено наличие неполныхкостяков и костяков с низкой целостностью трупа. При этом визуально наблюдаетсяхудшая сохранность берестяных конструкций короба. Данные особенности можносвязать с временным нахождением трупа, вероятно, заключенного в берестяной«гроб», продолжительное время на воздухе. Это могло быть связано с сезономсмерти и последующего захоронения. В зимний период труп выставляли наповерхности земли, а весной, после оттаивания грунта захоранивали.
Я сделала сравнительныйанализ погребального обряда могильников Санаторный-1 и Санаторный-3, пользуясьстатьей С.Г.Рослякова «Курганный могильник Санаторный-1 и вопросыэтнокультурной интерпретации памятников развитого средневековья верхнегоПриобья.», своим исследованием: «Исследование курганного могильника Санаторный-3»и общей характеристикой погребального обряда.
Объекты исследования:
1)использованиедополнительных вместилищ;
2)наличие сопровождающегоинвентаря;
3)придание погребаемомукакой-либо позы;
4) параметры ямы, вкоторую производилось захоронение.
Мой анализ показал, чтохарактерные особенности погребального обряда: укладывание умершего вдополнительное вместилище (деревянное, берестяное, из других органическихматериалов, например ткани или войлока), в ямах мы находим сопровождающийинвентарь (керамика, украшения, оружие и.т.п.), придание погребаемому определённойпозы (тело клали вытянуто на спине, голова опиралась на затылок, ногивытягивались параллельно друг другу или сдвигались друг с другом, рукивытягивались и приводились к телу), параметры длины и ширины ямы определялисьразмерами тела, однако длина ям часто превосходит длину покойника.
Находки представленыбусами из стекла, янтаря и гагата, подвесками из стекла и лазурита. Эти находкисвидетельствуют о том, что в иной мир умершего человека снаряжали достойно.Судя по находкам, человека сопровождали его личные предметы. Орудия труда, оружие.Женщин обряжали в лучшие украшения. Из украшений наиболее интересны лазуритовыеподвески ромбической и треугольной формы. Иногда на них выпилены насечки подвершиной фигуры и вдоль и поперек граней. По мнению некоторых учёных это непросто украшения, а амулеты.

Заключение
Обширна и разнообразнатерритория Сибири. События XV-XIX веков отразились в летописях имногочисленных книгах, А что же было раньше? Кто жил на берегах Оби до этоговремени? Ответы на эти вопросы может дать археология. Земля хранит нашуисторию, которую создавали и творили наши далёкие предки. Мне очень жаль, что яне смогла дать полную характеристику Басандайской культуре и сделать полныйсравнительный анализ Басандайской и Сросткинской культур. Но мне очень нравитсязаниматься археологией и историей, поэтому в дальнейшем я собираюсь дать болееполную характеристику Басандайской культуры и провести более полныйсравнительный анализ.
погребальныймогильник басандайский культура

Список литературы
1. Т.Н. Троицкая,В.И. Соболев. Наш край в древности и средневековье.1996г.
2. С.Г. Росляков.Особенности погребальной практики курганного могильника «Санаторный-1» 2004г.
3. Л.М. Плетнёва.Томское Приобье в начале IIтыс.н.э. По археологическим источникам 1997г.
4. С.Г. Росляков.Курганный могильник Санаторный-1 и вопросы этнокультурной интерпретациипамятников развитого средневековья верхнего Приобья. 2005г.
5. Энциклопедия длядетей Аванта плюс Всемирная история 2006 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.