Реферат по предмету "Культура и искусство"


Арабо-мусульманская культура

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯКУЛЬТУРА
 
Выполнила:
Проверил: />  

УФА-2009

СодержаниеВведение
1. Возникновение ислама
2. Коран. Основные направления в исламе
3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры.Мусульманское вероучение
4. Философия арабо-мусульманского Востока
5. Халифат. Распад халифата
6. Исламская словесность. Художественная культура Востока
7. Новоевозрождение культуры арабо-мусульманского Востока
Заключение
Использованная литература

Введение
Арабо-мусульманскаякультура как единство многообразия обладает своими потенциями и изъянами,составляет культурное своеобразие, занимая соответствующее место в общемировойцивилизации. Арабо-мусульманская культура – культура, определившаяся всвоих характерных чертах в VII – XIII вв. и получившая свое первоначальноеразвитие на Ближнем Востоке на обширной, населенной разными народами Арабскогохалифата и объединенная теократической государственностью, мусульманскойрелигией и арабским языком, основным языком науки, философии и литературы. Самтермин «арабская культура» имеет собирательный, а не буквальный характер, т.куже при династии Аббасидов (750 – 1055) в ее создании участвовали не толькоарабы, но другие подданные Халифата: иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и т.д.,и тогда происходило глубокое взаимодействие собственно арабской культуры икультурных доисламских традиций других народов. В частности, это проявилось втом, что в среде «восточных иранцев» (таджиков) и «западных иранцев» (персов) вблагоприятных условиях становления независимого от Арабского халифатавосточно-иранского государства Саманидов (887 – 999) со столицей в Бухаресформировалась персидско-таджикская литература на языке фарси, в рамках которойк XII в. будет создана классическаятрадиция восточной поэзии и прозы.
Изучениеарабо-мусульманской культуры как целостного социокультурного феномена со всейсвоей структурой, ядром и периферией — всегда актуальная исследовательскаязадача, вызывающая пристальный интерес как отечественных, так и западныхисториков, политологов, социологов, культурологов, философов.

1. Возникновениеислама
До того как в Аравиипоявились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий.Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты изРимской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VIв. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство,распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качествегосподствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие сдревними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма,ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучалипризывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, скоторым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшномсуде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, вкакой мере их идеи согласуются с древними обычаями. Вопрос о новизне религииимеет принципиальное значение только для исповедующих ее, а дляученого-исследователя данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влиянием,которое она оказывает на народы.
 
2. Коран. Основныенаправления в исламе
Отличительнойособенностью богатой арабо-мусульманской культуры было то, что ее органическойосновой стали Коран и философия, получившая здесь всестороннее развитие раньше,чем в Западной Европе. Ислам превратился в одну из мировых религий, способствуясозданию общности народов и культуры на обширной территории Халифата. Возникновениеи распространение ислама сопровождалось появлением Корана, священной книгипроповедей пророка Мухаммеда (ок. 570 – 632), и изучение текста Корана сталоосновой образованности, религиозно-этического воспитания, обрядовой иповседневной жизни каждого мусульманина.
Главной особенностьюисламского мировоззрения явилась идея о неразделимости религиозного и светского,священного и земного начал, и ислам не стремился, в отличие от христианства,выработать такие особые институты, как церковь или Вселенские соборы,призванные официально утверждать догматы и руководить жизнью людей наряду сгосударством. Коран имел всеобъемлющее общекультурное значение: онспособствовал формированию и распространению арабского языка, письменности,различных жанров литературы и богословия, оказывал влияние на развитиефилософии, эпизоды из Корана стали основой для сюжетов и образов персоязычной итюркоязычной литературы классической эпохи. Коран явился факторомзападно-восточного культурного взаимодействия, примерами чего может служить«Западно-восточный диван» (1819) немецкого писателя эпохи Просвещения И.В Гете,а также «Подражание Корану» (1824) А.С. Пушкина, перу русского религиозногофилософа XIXв Вл. Соловьева принадлежит очерк«Магомет, его жизнь и религиозное учение» (1896).
Исламская религиозностьсодержала в себе отдельные положения, которые могли иметь различное философскоезначение и толкование. Таким образом, в исламе появились отдельные направления:во 2-й пол. VII в. – шиизм, во 2-й пол. VIII в. – исмаилизм, в X в. – суннизм. Особое место среди нихзанял возникший в конце VIIIв. суфизм, породивший обширную философскую и художественную литературу иоказавший существенное влияние на всю духовную культуру мусульманского Востокавплоть до современности. Суфизм (или исламский мистицизм), определяемыйв самых общих чертах как мистико-аскетическое течение в исламе, представляетсясубкультурным компонентом арабо-мусульманской культуры. Суфийский компонентотражает значительную часть морально-эстетической системы мусульманскойцивилизации. Общественные, моральные идеалы суфизма напрямую связаны ссоциальной справедливостью, всеобщим равенством и братством людей, неприятиемзла, совестливостью, утверждением добра, любви и т.д.
Для многих мусульманскихнародов суфизм – неотъемлемая часть их духовных культур, отражающая внутреннееэзотерическое состояние верующего. Суфизм причастен к освоению культурныхценностей доисламских цивилизаций, в значительной мере воспринятых исламом.Философские, этические и эстетические проблемы, заимствованные мусульманскимимыслители из античной культуры, перерабатывались через призму интеллектуальныхпоисков суфизма, что формировало общемусульманскую мыслительную культуру. Наэтом основании Г.Э. фон Грюнебаум утверждает, что мусульманская цивилизация вкультурном и социальном отношении является одной из ветвей «развития античногои эллинистического наследия», а главной ветвью этого развития он считаетВизантию. Таким образом, суфизм является составной частью арабо-мусульманскойкультуры.
Мусульмане, по меньшеймере, являются обитателями двух культурных сфер. Первая из них позволяет имосознать свою принадлежность к нации или местной этнической группе, а втораяслужит источником религиозно-духовной идентичности. Этнокультурный контекст иислам тесно взаимосвязаны и прошли в своем развитии длительный этапсосуществования и аккультурации.
 
3. Ислам как фундаментарабо-мусульманской культуры
Ислам как тотальнаясистема регуляции составляет фундамент арабо-мусульманской культуры.Основополагающие принципы этой религии формируют новый культурно-историческийтип, придающий ему общечеловеческий характер. Приобретя широкий размах, этоттип культуры охватывает многие народы мира с их многообразными этнокультурнымисистемами, определяя их поведение и образ жизни. Опираясь на исламскиедоктринальные положения и социально-философские концепции, местные ирегиональные этнокультуры вбирали в себя черты универсализма, приобреталицелостное видение мира.
В самом исламе сегоднясуществуют две парадигмы, связанные с реформаторством и определяющие егоразвитие. Первая парадигма ориентирует ислам на возвращение к своим истокам,первоначальному духовно-культурному состоянию. Это реформаторское направлениеназывается салафизмом и его сторонники — противники западных веяний наобщественное и духовное состояние мусульманского социума. Вторая реформаторскаяпарадигма сопряжена с модернизаторскими тенденциями в исламе. В отличие отсалафитов, исламские модернизаторы как сторонники возрождения ислама,социокультурного его расцвета признают необходимость активных контактов сзападной цивилизацией, обосновывая важность заимствования научно-техническихдостижений и образования современного мусульманского общества, построенного нарациональных основаниях.
Ислам, возникший вдоисламской аравийской культуре, взаимодействуя с инокультурными традициями,расширял границы своего культурного поля. На конкретном примере распространенияарабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе выявляются особенностипреломления универсальных ценностей ислама. В качестве ядра региональнойарабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе оформилась сакрализованнаячасть этнической культуры, более укорененная, чем базовые принципы ислама. Наэту особенность взаимоотношения между ядром и периферией в арабо-мусульманскойкультуре обращается внимание в исследованиях Ф. Ю. Албаковой, Г. Г. Гамзатова,Р. А. Хунаху, В. В. Черноуса, А. Ю. Шадже и др.
Особую ценность варабо-мусульманской культуре имеют такие труды, как «Райхан хакаик ва бустанад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), «Адабуль-Марзия», «Асар»,«Тарджамат макалати… Кунта-шейх» («Речи и высказывания шейха Кунта-Хаджи») и«Халасатул адаб» («Суфийская этика»), «Сокровищница благодатных знаний»,принадлежавших суфийским мыслителям Северного Кавказа: Фараджу ад-Дарбанди,Джамал-Эддину Казикумухскому, Мухаммаду Ярагскому, Кунта-Хаджи Кишиеву, ХасануКахибскому, Сайду Черкейскому. Эти местные культурные памятники, будучи религиозно-философскимипроизведениями, раскрывают мистические и духовно-нравственные аспекты суфийскойкультуры, распространившейся в регионе Северного Кавказа.
 
4. Философияарабо-мусульманского Востока
Важнейшим явлением ифактором духовной жизни, высшим ее выражением в арабо-мусульманской культуре сталафилософия, которая развивалась в обстановке глубокого уважения к книжноймудрости и знаниям. Философия арабо-мусульманского Востока зарождалась наоснове интенсивной переводческой деятельности, одним из знаменитых центровкоторой стал Багдад, где во времена халифа аль-Мамуна (818-833) был создан «Доммудрости», богатейшая библиотека, содержавшая тысячи рукописных книг нагреческом, арабском, персидском, сирийском и других языках. К концу IX в. в арабоязычном мире были известныбольшинство главных философских и научных произведений античности, и вчастности, Аристотеля и Платона. Это привело к тому, что именно через арабскийВосток происходило проникновение античного наследия в Западную Европу, что,начиная с XII в., приобрело систематическийхарактер. Ведущими фигурами арабской философской школы стали Аль-Фараби(870-950), Омар Хайям (1048-1131), Ибн-Сина (980-1037), Ибн-Рушд (1126-1198).Арабо-мусульманская философская мысль основывалась на идее космизма, всеобщейзависимости всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесныхсферах. Одной из доминирующих стала идея об исходе Множества из Единого,возвращения Множества в Единое и присутствие Единого в Множественном. Все этипринципы применялись также в жизни отдельного человека, изучению его души итела. Недаром термином «философия» объединялся практически весь комплекс знанийо человеке, общественных процессах и устройстве мироздания.
При рассмотрении вопросовкультивирования прекрасного нрава в арабо-мусульманской культуре большоевнимание уделялось определению порочных и прекрасных черт характера. Основаэтой традиции была заложена еще в Никомаховой этике Аристотеля. Аль-Газали, ИбнАди, аль-Амири, Ибн Хазм, Ибн Аби-р-Раби, аль-Мукаффа развили и по-своемупереработали античное наследие.
Добродетель, всоответствии с учением средневековых мыслителей, представлялась как похвальнаясередина между двумя порицаемыми пороками. Так, смелость, являющаясядостоинством, от избытка превращалась в безрассудство, а при недостаткестановилась трусостью. Философы приводят примеры таких добродетелей, зажатых сдвух сторон пороками: щедрость – в противоположность крайностям – жадности ирасточительности, скромность – заносчивости и самоуничижению, целомудрие – невоздержанностии бессилию, ум – глупости и изощренно-порочной хитрости и т.п. Каждый изфилософов выделял свой перечень основных добродетелей человека. Аль-Газали,например, считал главными мудрость, храбрость, воздержанность и справедливость.А Ибн аль-Мукаффа вкладывает в уста героя, достигшего состояния «спокойнойдуши», следующие слова: «Я обладаю пятью свойствами, которые пригодятся всюду,скрашивают одиночество на чужбине, делают невозможное доступным, помогаютприобрести друзей и богатство. Первое из этих свойств – миролюбие идоброжелательность, второе – вежливость и воспитанность, третье – прямота идоверчивость, четвертое – благородство нрава и пятое – честность во всехпоступках». Философы средневековья полагали, что нравы могут исправляться иулучшаться двумя основными способами: воспитанием и обучением. Первый –воспитание – означает наделение человека этическими добродетелями ипрактическими навыками, основанными на знании. Это достигается, в свою очередь,двояким образом. Во-первых, путем тренировки. Например, если человек частоиспытывает жадность, нежелание делиться своим добром, то для истребления этогопорока ему необходимо чаще давать милостыню и таким способом культивироватьщедрость. Аль-Газали советует человеку, а в особенности правителю, если онслишком гневлив, чаще прощать провинившегося. Подобной тренировкой должны былидостигаться свойства души, стремящейся к совершенству.
В арабской философиираспространялась вера в преобразующую силу просвещения, развивалось уважение копытному знанию и человеческому разуму. Все это нашло воплощение в большихдостижениях математики, медицины, астрономии, географии, эстетики, этики,литературы, музыки и свидетельствовало об энциклопедичности арабо-мусульманскойнаучно-философской мысли. В области математики важнейшими достижениями,повлиявшими на западную науку, стали разработки позиционной системы счисления(«арабские числа») и алгебры (Мохаммед аль-Хорезми, IXв.), формулировка основ тригонометрии. Наряду с этим вобласти физики большое значение имели труды по оптике, а в географии был введенметод определения долготы (аль-Бируни, 973-1048). Развитие астрономии былосвязано с работой обсерваторий, что, в частности, привело к реформе календаря(Омар Хайям). Большие успехи были достигнуты в медицине, которая была одним изосновных занятий философов: в практической медицине применялись различныеинструменты, лекарственные травы, развивался интерес к анатомии человека иживотных. Вершиной развития медицины стала деятельность Ибн-Сины, известного вЕвропе как Авиценна и получившего там звание «Князя лекарей». Дляинтеллектуальной культуры арабо-мусульманского Востока характерным былоувлечение шахматами, которые стали характерным знаком индийских культурныхвлияний.
 

5. Халифат. Распадхалифата
Следует отметить, чтовозникновение ислама в начале VII в. положило начало длительной и богатойсобытиями истории арабского халифата. Государственные образования,зарождавшиеся, распадавшиеся и переживавшие реставрацию, включили в свою орбитумногочисленные этносы, в том числе и имевшие богатую культурную традицию. Ввозникшей на основе ислама цивилизации сложилась и система моральныхустановлений. Среди неарабов наиболее значительный вклад в развитиемусульманской цивилизации принадлежит персам; память об этом сохранилась варабском языке, где одно слово (аджам) обозначает и персов и неарабов в целом.В процессе развития культуры, в том числе и этики, на территории арабскогохалифата заметную роль сыграли мыслители, не исповедовавшие ислам. Немалоезначение имело и античное наследие.
Как было указано, разнообразноеразвитие культуры Востока было связано с существованием империи – арабскогоХалифата (VII – XIIIвв.), главным городом которого стал Багдад, основанныйв VIIIв. И имевший официальное название«Город благоденствия». Политическая культура этого государства выражалась вглавенстве принципа государственности, основанной на власти халифа. Халифсчитался преемником пророка Мухаммеда и сочетал в себе эмира, обладателя высшейсветской власти, и имама, имеющего высший духовный авторитет. Халиф осуществлялправление на основании особого договора с общиной. Таким образом, основойполитической жизни стал принцип синкретизма, т.е слиянияобщественно-политической, светской и религиозной жизни с идеалом духовнойобщности людей. Средоточием арабо-мусульманской социальной и политическойкультуры стал город. Города были крепостями, центрами государственной власти,производства, торговли, науки, искусства, образования и воспитания, только вгородах строились соборные мечети, в них находились объекты ритуальногопоклонения, что послужило основой считать ислам «городской религией». Такимивыдающимися центрами культуры в разные периоды были Дамаск, Басра, Багдад,Мекка, Медина, Бухара, Каир, Гранада. В связи с этим в философской культуреарабо-мусульманского Востока сложился идеал города как единого социальногомира, основанного на сходстве и единстве человеческого тела и космосавселенской жизни. С этой точки зрения, город – это упорядоченное архитектурноепространство и строгая справедливая социальная структура, где обеспечиваетсясотрудничество людей во всех сферах деятельности и достигается духовнаягармония граждан на основе общего стремления к добродетели, овладению книжноймудростью, науками, искусствами и ремеслами, что и должно составлять истинноечеловеческое счастье. Разработка арабо-мусульманской философией этого комплексасоциально-гуманистических и этических проблем стало ее оригинальным вкладом вмировую духовную культуру.
Однако основы безмерногогосударства сотрясали следовавшие одно за другим восстания, в которыхучаствовали мусульмане различных толков — сунниты, шииты, хариджи-ты, а также инемусульманское население. Восстание в Харасане в 747 г., возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, вылилось в гражданскую войну, охватившую Иран иИрак. Повстанцы разбили войска Омейядов, в результате к власти пришли Аббасиды— потомки Аббаса, дяди Мухаммеда. Утвердившись на престоле, они расправились свосставшими. Абу Муслим был казнен.
Аббасиды перенесли столицув Ирак, где в 762 г. был основан город Багдад. Багдадский период известен вистории сказочной роскошью халифов. «Золотым веком» арабской культуры называютвремя правления Харун ар-Рашида (763 или 766—809), современника Карла Великого.Двор знаменитого халифа был средоточием восточной роскоши (сказки «Тысяча иодна ночь»), поэзии и учености, неизмеримы были доходы его казны, а империяпростиралась от Гибралтарского пролива до Инда. Власть Харун ар-Рашида быланеограниченной, часто его сопровождал палач, который по одному кивку халифаисполнял свои обязанности. Но халифат был уже обречен. Такова общаязакономерность развития культуры, которая, подобно маятнику, движется от взлетак падению, а от падения к взлету. Вспомним Соломона, последнего царяобъединенного Израиля, который вел сказочный образ жизни, но тем самымподтолкнул государство к распаду. Преемник Харун ар-Рашида в свою гвардиюнабрал главным образом турок, которые постепенно низвели халифа до положениямарионетки. Схожая ситуация сложилась в далекой от Аравии средневековой Японии,где начиная с XII в. власть в стране перешла к бывшим дружинникам, из которыхобразовался слой Мелкопоместного дворянства — самураев. И на Руси у властиоказались варяги, призванные сла-вянами защищать свои города от набеговкочевников. К началу Х в. в руках Аббасидов оставались только арабский Ирак иЗападный Иран. В 945 г. и эти области захватила иранская династия Буидов, ахалифу была оставлена лишь духовная власть над всеми мусульманами. Последнийхалиф из династии Аббасидов был убит монголами во время взятия Багдада в 1258 г.
6. Исламская словесность.Художественная культура
В связи с ограничениями,которые накладывал ислам на изобразительные искусства, развитиеарабо-мусульманской и арабоязычной художественной культуры было связано сархитектурой, орнаментальной живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией,музыкой, но особенно высокого уровня достигла словесность. Однако поистиневершиной арабо-мусульманского словесного искусства стала поэзия, получившаяхарактер самобытности классической традиции в мировой литературе и духовнойкультуре. Основными жанрами арабской и персидско-таджикской поэзии были касыды– небольшие поэмы канонизированной формы и разнообразного содержания, рубаи –четверостишия, ставшие образцами философской лирики, связанной с суфизмом, адля лирической поэзии были характерны газели – небольшие стихотворения,состоящие из нескольких двустиший. В литературе арабо-мусульманского Востокаполучили распространение поэтические эпические поэмы и прозаический эпос,основанный на восточных, главным образом, индийских фольклорных традициях. Напочве городской культуры формируется жанр макамы – плутовской новеллы. Арабо-мусульманскаянаучная, философская проза и классическая поэзия внесли свой выдающийся вклад встановление западно-европейской духовной и художественной культуры Среднихвеков.
В исламе существуетзапрет на изображение людей и животных, чтобы у правоверных не возникалособлазна поклоняться делам рук человеческих — кумирам. Поэтому изобразительноеискусство в арабо-мусульманской художественной культуре не получило широкогоразвития. Проза чередуется со стихами.
Музыкальное искусство варабо-мусульманской культуре получило свое развитие главным образом в видепения. В поисках религиозно-культовой самобытности, подчеркивая свое отличие, вчастности, от христианства, ислам не допускал инструментальную музыку в сферукульта. Уже сам Пророк учредил — азен — призыв к молитве, исполненныйгармоничным человеческим голосом. Позже он завещал «украшать чтение Коранаблагозвучным голосом», что положило начало искусству таджвида – мелодическойрецитации Корана.
Мусульманская религиознаятрадиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяцапоста) ночами исполнялись специальные мелодии — фаззайзист, а по случаю днярождения Пророка (мавлед) — гимны и песнопения, повествующие о его рождении ижизни. Музыкой сопровождались торжества, посвященные знаменитым святым.
 
7. Новое возрождениекультуры арабо-мусульманского Востока
В дальнейшем историческиесудьбы народов и государств, населявших громадную территорию Ближнего иСреднего Востока, Средней Азии, оказались связаны с войнами, завоеваниями,распадом империй, бурными процессами ломки традиционного уклада жизни поднапором западной цивилизации, неуклонно осуществляющий колонизацию восточныхрегионов. С точки зрения развития культуры, эту эпоху принято называть«постклассической», в частности, временем «духовного бесплодия» (Х. Джебран). Вэтих условиях важным оказалось наличие самобытной основы – историко-культурнойобщности, единой арабо-мусульманской традиции. Начало процессов новоговозрождения культуры арабо-мусульманского Востока принято относить ко 2-й пол. XIX-XXвв. Этот период характеризовался все более последовательнымии углубляющимся взаимодействием между западной и восточной типами цивилизаций,что проявилось в общественной, экономической, политической и идеологическойобластях и способствовало поступательному развитию светской культуры. С конца XIX в. на фоне все возрастающегопротиводействия народов Востока колониальной политике западных держав наступаетпериод просветительства, связанный со стремлением приобщиться к высшим духовнымдостижениям западной цивилизации. Идеология просветительства считалась с идеяминеобходимости мусульманской реформации. Просветительские ирелигиозно-реформатские идеалы находили свое выражение в философских сочиненияхи литературе. Большой вклад в духовную культуру и литературу ираноязычныхнародов внес Мухаммад Икбал (1877-1938), выдающийся индийский поэт, мыслитель,религиозный реформатор. Имея в среде мусульманской интеллигенции громадныйавторитет духовного наставника и поэта, Икбал преобразовал традиционный суфизмв философию, утверждающую идеи совершенствования человека и миротворчества воимя всех людей. Свидетельством возрождения арабской культуры было творчество Х.Джебрана (1833-1931) – писателя, философа, художника, эмигрировавшего из Сириив США. Выдающийся представитель литературно-философского арабского романтизмаДжебран утверждал идеал человека, который сочетает в себе приобщение кдуховному наследию арабо-мусульманской традиции с постижением окружающего мираи самопознанием в духе суфизма. Опираясь на умозаключение «самопознание – матьвсякого познания», Джебран призывал к духовному диалогу с великимипредставителями западной и русской культуры (У. Шекспир, Вольтер, Сервантес, О.Бальзак, Л.Н.Толстой). в 1977 г. в Мекке состоялась 1-я Всемирная конференцияпо мусульманскому образовании., на которой указывалось на необходимость вусловиях XX в. дальнейшего развития исламскойкультуры, воспитания молодежи путем освоения духовных богатств и достижениямировой цивилизации. В 70-е годы XX в.укореняется идея о вызове Запада исламскому миру, которую, в частности,обосновал С.Х. Наср, автор книг по истории мусульманской философии, бывшийректор Тегеранского университета. Он утверждал, что на фоне господствующих наЗападе атеизма, нигилизма и психоанализа исламский мир должен обратиться кценностям суфизма и Корана, который должен стать источником рассмотренияактуальных социологических, исторических и гуманитарных проблем.
 

Заключение
Известно, что французскийписатель и мыслитель Р. Генон, родившийся в 1886 т., происходивший изкатолической семьи, в 1912 г. перешел в ислам, а в 1930 г. навсегда оставил Европу и уехал в Каир. Он хорошо знал и европейскую, и арабо-мусульманскуюкультуры, мог объективно судить об их взаимном влиянии. Р. Генон изложил своемнение о влиянии исламской цивилизации на европейскую в небольшой статье саналогичным названием, в которой указывает на бесспорные факты этого влияния вистории обеих культур.
Европейская философия икультура в целом испытывали сильное влияние творчества арабских мыслителей,художников, поэтов. Все это говорит о необходимости изучения богатого наследияарабо-мусульманской культуры, значение которой в сегодняшнем мире далековыходит за границы «исламского мира».

Использованнаялитература
 
1 Батунский М.А. Ислам как тотальнаясистема регуляции // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. — М.,1999. – 579с.
2 Грюнебаум Г.Э. фон. Основные чертыарабо-мусульманской культуры. — М., 1981.
3. Фехретдин Р. Ислам дине нинди дин/ Р. Фехретдин // Мирас. – 1994. – № 2. – Б.57-60.
4. Федоров А.А. Введение в теорию иисторию культуры: Словарь / А.А. Федоров. – Уфа: Гилем, 2003. – 320с.
5. Степанянц М.Т. Философиязарубежного Востока ХХ века // История Восточной философии. – М.: ИФРАН, 1999.
6. Степанянц М.Т. Философские аспектысуфизма. — М.: Наука, 1987. — 190 с.
7. Юзеев А.Н. Татарская философскаямысль конца XVIII – XIX веков. – Кн.2. – Казань: Иман, 1998. – 123 с.
8. Микульский Д.В. Арабо — мусульманская культура в сочинении ал — Мас‘уди «Золотые копи и россыписамоцветов» («Мурадж аз — захаб ва ма‘адин ал — джаухар»): X век. – Изд-во«Восточная литература», 2006. – 175 с.
9. Галаганова С.Г. Восток: традиции исовременность // Запад и Восток: традиции и современность. – М.: Знание, 1993.– С.47 — 53.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналіз регуляторного впливу рішення міської ради «Про затвердження Порядку розміщення зовнішньої реклами у м. Золотоноша»
Реферат Организация общественного питания
Реферат Цикличность как форма экономического развития
Реферат Global Warming Essay Research Paper Dwyer 1Jeffery
Реферат Романовская порода овец. Воспроизводство стада свиней
Реферат Проведение ТО
Реферат Консолидированный бюджет Российской Федерации понятие и сущность
Реферат Аглаида Лой Тургеневская девушка пьеса в 2-х действиях Действующие лица
Реферат Future Of Public Administration Essay Research Paper
Реферат " Организация экологического мониторинга и системы предотвращения загрязнения экосистемы Северного Каспия "
Реферат А поутру они проснулись. Или… сумашедший дом
Реферат Динамическое программирование задача о загрузке
Реферат Ragged Dick Essay Research Paper Horatio Alger
Реферат Japanese Art Essay Research Paper Japan has
Реферат Установка PHPNuke