Карл Вёрман
Впервой половине XVIII века английская скульптура находилась еще под опекойиностранцев. К эпигонам бельгийской пластики принадлежат антверпенцы ПетерСкемакерс (род. в 1691 г., ум. после 1769 г.) и Михаель Рейсбрак (1693 – 1770), на долю которых выпала львиная часть скульптурных заказов, которыми тогдарасполагала Англия. Из их соперников француз Луи Франсуа Рубильяк (1703 – 1762)выполнил для Вестминстерского аббатства, между прочим, большой памятник герцогуАрджильскому со знаменитой фигурой Красноречия, а для колледжа св. Троицы вКембридже статую Ньютона с призмой в руке, возбуждавшую восторг современников.
УченикомПетера Скемакерса был англичанин сэр Генри Чир (род. около 1710 г., ум. в 1781 г.), главное произведение которого – скучная мраморная конная статуя герцогаКемберлендского в Кевендишском сквере в Лондоне. Учеником сэра Генри Чира былсэр Роберт Тейлор (род. около 1714 г., ум. в 1788 г.), автор посредственной аллегорической горельефной группы на фронтоне построенного ДенсомМенсион Хауз.
Поворотк большей простоте и чистоте форм в духе природы и к антику – первоначальноримскому – произвели в английской скульптуре три мастера. Старший из них, ТомасБенкс (1735 – 1805), лучше всего известен по своим надгробным монументам, образцомкоторых может служить памятник сэру Эру Куту (1783) в Вестминстерскомаббатстве. Второй, Иосиф Ноллекенс (1737 – 1822), вышедший из мастерской Скемакерсаи сжившийся в Риме с античными понятиями, послал уже в 1766 г. на выставку в Лондон «Двух панафинейских победителей»; свое огромное состояние он составил, однако,простыми и жизненными бюстами, статуями и надгробными памятниками своимсовременникам. Особенно славится его статуя Пита Младшего в кембриджскомсенате. Третий, Джон Бэкон (1740 – 1799), работал главным образом бюсты инадгробные памятники, отличающиеся натуральной простотой. Большие памятникиПита Старшего в Вестминстерском аббатстве и Самуэля Джонса в соборе св. Павла вЛондоне сохраняют несомненное право на память потомства.
Переходот римского к греческому стилю воплотил в Англии Джон Флаксман (1755 – 1826), двумягодами старший Кановы. Сидней Кольвин посвятил ему специальную монографию.Именно Флаксман принадлежит к тем ложноклассикам, которые через очкирассматривают природу и совершенно удаляются от нее. Он учился сначала у своегоотца, торговца гипсовыми слепками, но окончательное художественное образованиеполучил во время семилетнего пребывания в Риме (1784 – 1794). Стиль античныхрасписных ваз, которые тогда начали собирать, оказал существенное влияние наего рельефы и рисунки. Рисунки, исполненные Флаксманом для фарфорового заводаВеджвуда, наложили на все произведения этой фабрики печать строгой, целомудреннойклассичности. Контурные иллюстрации к изданиям Гомера, Гесиода, Эсхила и Дантепережили его славу как скульптора. Его идеальные скульптуры, архангел Михаил идругие, не легко доступны для обозрения. Популярны его большие, украшенныеаллегорическими идеальными фигурами и рельефами надгробные памятники, адмиралуграфу Гоу, живописцу сэру Джошуа Рейнольдсу, адмиралу лорду Нельсону в соборесв. Павла и лорду Мансфилду с изящной фигурой «грустящей Юности» вВестминстерском аббатстве. Эти произведения показывают Флаксмана на высоте егохудожественных замыслов, но его сила проявляется с наиболее выгодной стороны вэскизах и рисунках музея Флаксмана в университетском колледже в Лондоне и воригинальных рисунках к Илиаде, Одиссее и к трагедиям Эсхила, хранящихся влондонской академии художеств. Некоторые из них изданы Зауэрландтом. Свободноразрабатывая свои прототипы – греческие вазовые рисунки, Флаксман создал в этойобласти оригинальный изящный контурный стиль, который сводит язык жестов наэлементарные, простые, наглядные формулы, в то же время, сообщая линиям новыекрасоты ритма.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru