Реферат по предмету "Культура и искусство"


Аниме как типичное японское искусство

Министерствообщего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальныйорган управления образованиягородского округа Н.Салда
Муниципальноеобразовательное учреждение Гимназия
Реферат по Обществознанию
Тема: Аниме как типичное японскоеискусство
Исполнитель:
Ученица 9а класса МОУГ
Шумилова Анастасия
Руководитель:
ШиховВладимир Анатольевич
Нижняя Салда
2011 г.
Введение
Япония — одна из самыхпривлекательных, и в то же время загадочных стран мира. Страна является однойиз наиболее развитых стран на всем земном шаре, и в то же время вряд ли какаястрана сравнится с Японией в плане всякого рода тайн, загадок. Ну не похожа онани на что. Но кроме высоких технологий, туризма, вежливости, специфическогоязыка Япония славится и своим искусством – поэзией, живописью, театром. И этовсе тоже значительно отличается от западных форм. Такое ощущение, что уяпонского искусства в корне другой характер.
Одним из главныхсоставляющих красоты в японской культуре является понятие «юген», то естьискусство намека или подтекста, чар недосказанности. Японское пониманиеэстетического очень далекое от европейского. Для японцев жажда, движение ксовершенству прекраснее самого совершенства. Гармония для них – это не полнота,а наоборот недосказанность. Настоящую красоту можно передать только темпроизведением, в котором сказано не все .
Одной из гордостейЯпонии может по праву считаться и театр Кабуки. Правда на сегодняшний день онболее популярен за рубежом, чем в самой Японии. Традиционно все роли здесьисполняют мужчины. Согласно рассказам, это связано с тем, что во время первойпостановки, когда женщины также принимали участие в спектакле, многие зрителизахотели похитить очаровательных актрис. Закончилось все кровопролитием. С техпор в Кабуки роли исполняют только мужчины. Сцены из Кабуки сложно представитьна другом языке. Поэтому также имеет место сложность перевода. Как и во всейяпонской культуре, здесь также присущи чары недосказанности, сцена несет в себеглубокий смысл, который никогда не раскрывается целиком.
В аниме довольно частопоказываются японская культура, обычаи и традиции. Из него можно узнать опримерном образе жизни японца, который в аниме довольно достоверно показан. Дляавтора аниме является представлением японской культуры, которая встречается вобыденной жизни не так уж и часто.
На сегодняшний моментаниме смотрят не только в Японии но и вовсехстранах,в частности в России. Также вбольшинстве странах занимаются косплеем:люди одевают костюмы анимегероев, которые сами сшили, пытаясь быть полностьюпохожими на них. Онимогут петь японские песни и озвучивать японские опенинги к аниме.Под влиянием аниме в России появились первые сейю, самыеизвестные из которых Cuba77 и Shachiburi. Такжелюбителям японской анимации в нашей стране очень нравится русский фансаб, а непереведенный с английского. В больших городах России часто проводятся анимефестивали, самыми известными из которых являются: «Анимацури», «Anyfest»,«Отаку Фестиваль» в Санкт-Петербурге, «Аниматрикс» в Москве, «Аниме-фестиваль»в Воронеже и «ЧибиФест» в Екатеринбурге. По всему миру поклонники аниме создаютлюбительские произведения по мотивам любимых серий: мангу — додзинси,музыкальные клипы с использованием видеоряда аниме — AMV (англ. Anime MusicVideo), рассказы— фанфики.
Проблема:
Почему аниме такпопулярно во всем мире?
Гипотеза:
Уникальность аниме втом, что оно одновременно и типично японское искусство и в тоже времяинтернациональное.
Цель работы:
Изучить особенностиискусства аниме
Задачи:
· Рассмотретьлитературу по данной теме.
· Представитьисторию развития аниме.
· Показатьотличие аниме от анимации других стран.
· Показать,как аниме воспринимается в других странах.
· Сделатьвыводы.
Объект:
Анимация
Предмет:
Японское аниме
Этапы работы:
· Подборлитературы
· Просмотри выборочное чтение литературы
· Анализизученной литературы
· Выводыи оформление результатов
· Представлениерезультатов
Методы работы:
· Анализинформации
· Синтезполученных результатов
· Реферированиелитературы
· Выделениеиз общего частного
При написании работыавтор пользовался широким кругом литературы и источников. Особое значение дляраскрытия послужила Википедия — свободная общедоступная мультиязычнаяуниверсальная интернет-энциклопедия, которая может быть полезной самомуширокому кругу читателей — от школьников до докторов наук. Пишется иредактируется добровольцами — всеми желающими пользователями всемирной сетиинтернет на 270 мировых языках, причём без какой бы то ни было премодерации.Соответственно, состоит из 270 языковых разделов. Русский раздел Википедии(русская Википедия) занимает 8 место по количеству статей среди всех 270языковых разделов Википедии. Также можно отметить сайт «Рисуем аниме!» онпосвящен аниме, и, конечно же, рисованию в этом стиле. В первую очередь, данныйсайт предназначен для новичков как в области рисования, так и просто в областианиме. Все статьи на данном сайте авторские и написаны людьми, которые самиучатся рисовать, теми, кто не заканчивал художественных школ и не получалхудожественного образования. Чем это хорошо? А тем, что уделяется вниманиетаким вещам, которые для профессионалов просто очевидны и специально никак нерассматриваются, что порождает массу проблем у тех, кто пытается научитьсярисовать самостоятельно. Кроме техники рисования аниме, внимание уделяется инекоторым другим его аспектам. Это и обзор различных миров, созданных неуемнойфантазией авторов и анализ различных стилей рисования, и исследование теориианиме и манги, и многое другое.
Глава 1. История развития аниме
Старейшее известноеаниме, найденное в 2005 году, было создано около века назад — приблизительно в1907 году. Короткий мультфильм состоял из пятидесяти нарисованных на лентецеллулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует иероглифы означающие «движущиесяфотографии» и использующиеся в то время для обозначения слова «кино», затемповорачивается к зрителю, снимает шляпу и кланяется. Художник и автор этойанимации неизвестен. [4]
Произведения первойчетверти XX века, в основном, создавались энтузиастами, которые вдохновлялисьтворениями своих иностранных коллег. Фильмы представляли собой короткие — отодной до пяти минут — анимационные ленты без звукового сопровождения. Иногдасюжеты и герои таких аниме были заимствованы из западной культуры, но чаще этобыли экранизации старинных японских сказок. К концу указанного периодадлительность отдельных мультфильмов могла достигать 15-ти минут.
Второе поколениеяпонских аниматоров появилось в предвоенный период. К этому времени японскийфольклор в аниме уступил место новым сюжетам, часто юмористическим, в западномстиле. Анимация завоевала внимание широкой общественности и интересгосударства. В эти годы были приняты первые законы, ограничивающие аудиториюпроизведений — некоторые аниме были признаны пригодными к демонстрации тольколицам старше 15 лет. С другой стороны, фильмы, содержавшие элементы обучения,всячески поддерживались и одобрялись министерством образования Японии. Сотнитысяч иен были потрачены на спонсирование таких произведений.
На аниме такжеотражалась общая политическая и социальная обстановка в Японии. После вторженияЯпонии в Китай в 1937-м году были приняты первые законы о цензуре, которыесущественно упростили контроль над производимой продукцией. Появилось большоеколичество пропагандистских аниме, снятых по заказу военных. В преддверииразразившейся Второй мировой войны так же и стиль в аниме начал меняться. Анимене должно было напоминать западные мультфильмы. В 1943-м году японскоеправительство решило финансировать создание первого японского полнометражногомультфильма, и подрядило Митуё Сэо собрать для этой цели команду аниматоров.Нарисованный ими 74-минутный фильм «Святые морские воины Момотаро» былюношеской лентой о команде сильных бесстрашных зверей, вышедший в апреле1945-го года. [4]
После окончания войныэкономика Японии находилась в упадке. Несмотря на то, что цензура игосударственное участие в создании анимации были практически сведены к нулю,сколько-либо заметных произведений не появлялось практически десять лет.
Ситуация изменилась споявлением в 1956 году Toei Animation, выпустившей вскоре свой первыйполнометражный цветной аниме-фильм «Хакудзядэн». Возникновение Toeiознаменовало собой начало нового периода в развитии аниме — периодапрофессионального творчества. Первые полнометражные фильмы студии очень близкоследовали канонам произведений Диснея, используя музыкальные и песенныевставки, а также, наравне с людьми, задействуя животных. Такая стилизацияотчасти сохранялась в произведениях Toei Animation до 1970-х годов. Компаниясуществует и до сих пор, оставаясь самой старой известной японской анимационнойстудией.
Политика Toei с самогомомента её возникновения позволяла аниматором довольно свободноэкспериментировать с произведениями. Хорошим примером тому является фильм ИсаоТакахаты «Hols: Prince of the Sun» (Хорс: Принц Солнца. 1968г),экспериментальная, в некотором роде даже провокационная, лента. «Hols» частоназывают прародителем авторского или экспериментального аниме, к которому вразные периоды развития впоследствии относили многих известных режиссёров, дажеХаяо Миядзаки и Мамору Осии. На момент же своего появления фильм был необыченещё и потому, что одним из первых отошёл от Диснеевских канонов в сторонусобственных инноваций. Несмотря на некоторую правку и порядка 30 минутвырезанных сцен, «Hols: Prince of the Sun» был выпущен Toei и собрал среднихразмеров кассу в кинотеатрах. [1]
Значительным вкладомраннего Toei в современное аниме стало использование «ключевых сцен». Широкоиспользуемый сегодня метод сокращения затрат на анимацию состоит в том, чтоотдельные, значительные в визуальном смысле кадры прорисовываются с гораздобольшей детализацией, чем общий поток видео. Ясуо Оцука, аниматор из Toei,первым стал использовать этот приём, создав его в процессе экспериментов поупрощению работы над мультипликацией.
В 1963 году произошлоещё одно чрезвычайно важное для развития японской анимации событие. ОсамуТэдзука, известнейший японский художник, автор ряда популярнейших манг, началвыпускать на своей студии Mushi Productions свой первый анимационныйтелесериал, «Astro Boy»( Tetsuwan Atom /Могучий Атом). В «Atom» впервыеиспользовался сквозной сюжет и постоянные персонажи. Произведения Тэдзуки нателеэкранах мгновенно обрели ту же популярность, что и их манга-прототипы, ивдохновили других художников на создание телевизионных сериалов. Достижениятехники позволили начать выпуск цветных фильмов.
Для аниме поздние1960-е ознаменовались экспериментами с формой и содержанием. Тэдзука, сторонникидеи о создании комиксов и анимации для различных возрастов, создал несколькофильмов, ориентированных на взрослую аудиторию: это были «Тысяча и одна ночь»(1969), «Клеопатра» (1970) и «Печальная Беладонна» (1973). «Беладонна»оказалась среди них самым необычным произведением — многие считают, что этотфильм даже стал идейным вдохновителем известного современного аниме«Revolutionary Girl Utena» (1997). [3]
1970-е
На протяжении следующейдекады телевидение медленно, но верно вытесняло кинотеатры с позиций наиболеепопулярного развлечения. Toei Animation постепенно оставила созданиестилизованных под Диснея мюзиклов, и переключилась на производствотелесериалов. Аниматоры, работавшие на Mushi Production, разошлись по вновьсозданным студиям вроде Madhouse или Sunrise после того, как Mushi внезапнообанкротилась. Такое перераспределение талантов в целом позитивно сказалось наиндустрии аниме, поскольку позволило молодым аниматорам занять ключевые позициив студиях и впоследствии довольно-таки свободно экспериментировать с производимымифильмами.
Примером тому можетстать телесериал 1974-го года «Heidi» Исао Такахаты. Будучи довольно-такиреалистичной драмой, рассчитанной на детей, сериал поначалу был отвергнутмногими телесетями — продюсеры считали, что детям будет интересно что-нибудьболее фантастичное, с элементами сказки. «Heidi», тем не менее, оказалсяневероятно популярен не только в Японии, но и за её пределами — во многихстранах Европы. Неожиданный успех сериала дал Миядзаки и Такахате возможностьзаняться созданием литературного аниме «World Masterpiece Theatre» («Театрмировой классики»). Сериал успешно просуществовал до середины 1990-х, хотяТакахата и Миядзаки через несколько лет оставили проект.
В эти же годы возникещё один специфический для аниме жанр, меха. Ранниеработы,относимыекнему,включают«Mazinger Z» (1972—74), «Science Ninja Team Gatchaman» (1972—74), «SpaceBattleship Yamato» (1974—75) и«Mobile Suit Gundam» (1979—80). Взросление научнойфантастики в аниме привело к смещению акцента сериалов с похождений супергероевна более реалистичные и проработанные космические оперы, где понятия добра изла уже не были так картинно-прямолинейны. Характеры персонажей прорабатывалисьболее глубоко, что позволяло рассматривать одни и те же проблемы с разных точекзрения. [4]
Золотой век аниме
Повышение интереса ккосмическим сагам стало ещё заметнее с выходом в конце 1970-х первого фильма изсерии «Звёздных войн». Успех и популярность этой ленты сподвигли японскихпродюсеров на финансирование полнометражного фильма по мотивам вышедшего ранеесериала «Space Battleship Yamato». С появлением его на экранах часто связываютначало периода сверхпопуляризации, так называемого «золотого века аниме» — хотяна самом деле вместо века он продлился лишь менее пятнадцати лет.[1]
К моменту появления наэкранах «Space Battleship Yamato» уже происходило ещё одно невероятно важноедля последующего развития японской анимации событие — зарождение субкультурыотаку. Поначалу немногочисленные, поклонники редких космических сериалов техвремён и научной фантастики объединялись, находя друг друга по совместнымувлечениям и через первые, посвящённые аниме, журналы, такие, как «Animage» илиболее поздний «Newtype». Само возникновение таких журналов стало откликом навозрастающую популярность аниме во всех слоях населения.
Первые поклонники анимепоявлялись также и в других странах. Некоторые популярные аниме былиимпортированы в США, и показаны по телевидению. Расхожей практикой того временибыла переработка сериала перед показом: так, «Gatchaman» после первой обработкипревратился в «Battle of the Planets» (1978), вторая же сделала из него«G-Force»(1986). Знаковый «Space Battleship Yamato» вышел в Америке в 1979 как«Star Blazers». Самая же известная жертва режиссёрского ножа — сериал«Robotech»" («Роботек», 1985), сотворённый из трёх различных аниме — «TheSuper Dimension Fortress Macross», «Super Dimension Cavalry Southern Cross» и«Genesis Climber Mospeada». На этих исправленных и дополненных версиях японскихсериалов и росло первое поколение американских отаку.
Немаловажным событиемстало также появление в 1982 экранизации манги Румико Такахаси «UruseiYatsura», режиссёром которой выступил Мамору Осии. Начинавшая с простыхдодзинси, благодаря «Urusei Yatsura» Такахаси стала известна и невероятно популярнасреди поклонников аниме. Последующие её произведения, в особенности «Ранма1/2», лишь утвердили её как одну из ключевых фигур в мире манги и японскойанимации. Что же касается Осии, с некоторых пор он отошёл от создания длинныхпопулярных сериалов, и предпочёл творить в персональном стиле, не обращаявнимания на мнение фанатов. Это позволило ему в будущем создавать достаточнооригинальные экспериментальные произведения. [3]
С течением временисубкультура отаку начала оказывать заметное влияние на создание аниме.Некоторые из первых отаку сами становились режиссёрами и аниматорами, что немогло не сказаться на выпускаемой ими продукции. Наиболее яркий пример такоговлияния — компания Daicon Films, впоследствии ставшая известнейшей студиейGainax. Основатели Gainax начали свою творческую карьеру с создания короткиханиме-фильмов для участия в конкурсе «Daicon Scifi». Чрезвычайная популярностьэтих короткометражек дала вновь созданной студии возможность найти средства насоздание самого дорогостоящего аниме-фильма тех лет, «Wings of Honneamise»(1987).
В эти же годы был снятодин из самых известных, классических аниме-фильмов — «Навсикая из долиныветров» (1984). На волне его успеха и всё возрастающей популярности аниме быливыпущено также множество других нестандартных и амбициозных лент, часть изкоторых и сегодня не теряет в значимости. Режиссёр «Навсикаи», Хаяо Миядзаки иего напарник Исао Такахата получили возможность основать собственную студию подпатронажем бывшего редактора Animage Тосио Судзуки, назвав её Studio Ghibli.Первым фильмом в будущем известнейшей компании стал «Castle in the Sky» (1986)того же Миядзаки.[1]
Эволюционировали испособы распространения аниме. Помимо традиционного показа сериалов потелевидению появилось отдельное направление сбыта, называемое OVA.OVA-произведения не показывались на телевидении, а сразу продавались навидеокассетах. Первым известным таким творением принято считать «Moon BaseDallos» (1983—1984) созданный под руководством Мамору Осии. Вероятно,иллюстрируя фразу «первый блин комом», «Dallos» оказался непопулярен, однаковышедший вскоре «Megazone 23» (1985) стал весьма известен, собрав достаточнуюсумму в продажах, чтобы заинтересовать спонсоров этим новым рынком сбытапродукции. Впоследствии OVA-произведения стали активно использовать дляпредварительной оценки произведения перед созданием его полнометражной илителеверсии. Многие известные сериалы, «Patlabor», например, зарождались какOVA, но впоследствии получали телевизионные или кинопродолжения. [4]
Поздние 1980-е сталидля аниме временем высокобюджетных и экспериментальных произведений. В 1985-мпри поддержке Тосио Судзуки вышел новый фильм Мамору Осии, «Angel's Egg».Формат OVA также позволил опубликовать многие короткие нестандартныепроизведения, например «Take the X Train», «Neo-Tokyo» и «Robot Carnival» (1987).
Далее, после проваловтаких аниме, как «Акира» и «Wings of Honneamise», которые являлись самымидорогостоящими, кризис вложений, возникший вследствие таких удручающихрезультатов, стал причиной закрытия многих аниме-студий. Одна из немногихбезболезненно перенесла спад финансирования Studio Ghibli, с завиднымпостоянством выпуская пользующиеся успехом фильмы. Очередная их лента, «Kiki'sDelivery Service», вышедшая в 1989, заняла первое место по кассовым сборам втом году, собрав более 40 миллионов долларов за время показа в кинотеатрах.
Несмотря на провал вяпонском прокате фильма «Акира», за пределами страны его ждал успех.
Будучи показан вомногих странах Европы и Америки, фильм стал весьма популярен, и даже донекоторой степени представлял собой на Западе японскую анимацию тех лет.
Со смертью же ОсамуТэдзуки в 1989, финансовым кризисом и увеличением международного интереса каниме, период, называемый «золотым веком» принято считать законченным. [3]
1990-е
После всплескапопулярности предыдущих лет к началу 1990-х аниме переживало кризисфинансирования. Критики отмечали также падение качества аниме-сериалов ифильмов, связанное с возвратом к проверенным временем сюжетам и конструкциям.
Ситуация изменилась свыходом в 1995-м году, возможно, самого неоднозначного телесериала за всюисторию аниме, «Евангелион» («Neon Genesis Evangelion»). Режиссировавший егоХидеаки Анно со студии «Gainax», сам являясь отаку, превратил довольно-такибанальный образчик жанра меха в нечто чрезвычайно запутанное, психологичное иподразумевающее огромное количество скрытых смыслов. Будучи вначале поставлен вдетский таймслот, «Евангелион» был крайне непопулярен, несмотря на изначальнуюсвою принадлежность ко вполне симпатичному детям меха. Несколько серий спустятаймслот был изменён, и в своём новом качестве Евангелион неожиданно завоевалвнимание публики. В короткие сроки сериал стал невероятно известен в Японии, авскоре и среди поклонников аниме по всему миру. Рассказанная сумбурно,скомкано, с использованием множества артхаусных приёмов история бегущего отреальности мальчишки оказалась принята так хорошо, что десять лет спустя объёмыпродаж сопроводительных товаров — фигурок героев, коллекционных предметов — всёещё достаточно велики. [
Влияние «Евангелиона»на аниме-индустрию было столь велико, что породило даже ряд так называемых«пост-Евангелион» сериалов. Большинство из них также относятся к жанру меха иимеют какой-либо религиозный, философский или психологический подтекст. Ещёодна порождённая «Евангелионом» стилизация сериалов — это «психоделика»,странные или крайне необычные, спорные сериалы. После выхода «ЭкспериментыЛэйн» (1998) полуночное телевидение стало плацдармом для обкатки многихэкспериментальных сериалов. Среди последних «Boogiepop Phantom» (2000),«Texhnolyze» (2003) и «Агент паранойи» (2004).[4]
2000-е
В последние годы вразвитии аниме наблюдался очередной период активного роста. Аниме сталоповсеместно популярным за пределами Японии, вызвав развитие соответствующихсубкультуры во многих странах. Выросло как число дистрибьюторов аниме, так иколичество компаний, его выпускающих. Объём их выпускаемой продукциивозрастает, причём зачастую не в ущерб её качеству. Повышается общий уровенькачества анимации, для создания аниме активно используются компьютерныетехнологии.
Несмотря на то, чтопервые фирмы, лицензирующие и распространяющие аниме на территории США,появились задолго до этого, конец 1990-х и начало 2000-х годов ознаменовалисьусилением позиций этих компаний и увеличением их количества. Ситуация слицензированием аниме в России также изменилась в лучшую сторону: за последниегоды фактически с нуля возникли несколько крупных российских компаний,закупающих лицензии и распространяющих аниме. [4]
Менее заметным напервый взгляд, но гораздо более важным достижением стал полный переход накомпьютерную обработку графики. Сегодня графика практически любого анимепереводится после отрисовки в компьютерный формат, либо рисуется сразу припомощи графических планшетов. Вся работа по комбинации изображений, созданиюанимации, наложению звука и музыки проводится в цифровой форме. Перевод видеона плёнку может быть выполнен лишь на последнем этапе; впрочем, с развитиемтелевидения, и это сегодня подчас не требуется.
С увеличением числапроизводимых сериалов повышается и количество нестандартных, экспериментальныхлент. Однако не убывает и число традиционных сериалов, сделанных по всемканонам жанров. Часто такие произведения даже вырождаются в шаблонное творчество,не представляющее собой, по мнению многих, ничего стоящего, оказываются, витоге, весьма необычны, и обретают немалую популярность. Таковы, например,«Love Hina» (2000) и «School Rumble» (2005).[1]
Растущая популярность,с другой стороны, стала причиной возникновения такого явления, как аниме,направленное исключительно на аудиторию отаку. После невероятного успеха«Евангелиона» 90-х годов многие студии пробовали себя в создании сериалов,которые могут стать для поклонников японской анимации «классикой».
И так, можно выделитьследующие значимые этапы в развитии аниме: Первое аниме было создано более веканазад, а само аниме, как направление, появилось в предвоенный период. В этотпромежуток времени всячески поощрялись фильмы содержащие элементы обучения, новремя Второй мировой войны аниме служило для пропаганды военных. В 1956 году, споявлением Toei Animation для аниме индустрии начался период профессиональноготворчества. Toei существует и сейчас, являясь самой старой и известной студиейяпонской анимации. В этой студии впервые появилась так называемые «ключевыесцены» используемые и по сей день. В 70-е несколько крупных компанийобанкротились. А Toei переключилась на производство телесериалов, что в целомблагоприятно сказалось на индустрии аниме, поскольку позволило молодыманиматорам занять ключевые позиции в студиях и впоследствии довольно-такисвободно экспериментировать с производимыми фильмами. Благодаря этому классикияпонской анимации Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты начали создавать «Театр мировойклассики». В это же время образовался жанр меха. В конце 70х начался такназываемый Золотой век аниме. В это время произошло немаловажное событие дляпоследующего развития японской анимации событие — зарождение субкультуры отаку.Благодаря этому появилась известнейшая студия Gainax. В этот же периодпоявилась OVA(анимациянепосредственно для продажи на видео) Поздние 80е стали для аниме временемвысокобюджетных и экспериментальных произведений. Однако из-за их провалапроизошел кризис вложений, ознаменовывающий конец Золотого века. Ситуацияизменилась в 1995г. с выходом сериала Евангелион студии Gainax. Изначально,оставленный в детский таймслот, Евангелион был крайне не популярен, но послеизменения времени это изменилось. Даже сейчас, объемы сопроводительных товароввесьма велики. В наше время в развитии аниме наблюдается очередной периодактивного роста. Также сейчас для создания аниме активно используютсякомпьютерные технологии, которые позволяют воплощать в жизнь самыенестандартные идеи. Глава 2. Отличие аниме от анимации других стран
Японская анимациясущественно отличается от анимации других стран, в том числе американской. Этосвязано, прежде всего, с иными культурными традициями графики и сюжета. В анимене чувствуется традиция мюзикла, как в американских фильмах, а, напротив — здесь всё существенно серьезнее, а сюжеты – драматичнее. Это считается одним изсамых сильных мест в аниме. Сюжеты есть на любой вкус — и для взрослых и длядетей, для мальчиков и девочек, про животных и гигантских роботов. Да всего иперечислить невозможно. На западе же, можно выделить только три основныхсюжета: сказка для детей (чаще всего на классическом сюжете), так называемый«жертва-охотник» и истории про супергероев. Обычно аниме рассчитано на болеевзрослую аудиторию, чем мультфильмы других стран и несет гораздо большесмысловой нагрузки. С другой стороны, что показать своему ребенку — кровавыйбоевик, наполненный философскими размышлениями о жизни и смерти или сказку,наполненную забавными персонажами и песнями?
Вместе с этим создателианиме менее склонны к техническим экспериментам, чем аниматоры других стран,зато уделяют много внимания созданию привлекательных и интересных образовперсонажей, разработке сюжета. Поэтому дизайнеры в аниме считаются много важнееаниматоров.
Еще одной особенность,отличающая мангу и аниме от их западных аналогов — это развитыйсимволическо-графический язык, позволяющий несколькими штрихами передатьдовольно сложные эмоции или выразить характер героя. Вместо того, что бы правдоподобноменять выражение лица героя, оно ужасно искажается и ставится какой-токонкретный значок. Для злости и напряжения используется крестик. Для смущения — красная штриховка или круги под глазами. Для страха или смущения — капелька.Так же в аниме довольно часто используются сильные искажения, предназначенныедля придания комичности ситуации или того, что бы подчеркнуть ее несерьезность.Персонажи изображаются очень схематично и достаточно сильно искажаются. Иногдаэто доходит до того, что вместо лица рисуется круг, а вместо глаз — простокресты.
И все же самым основнымразличием остается рисунок. Самое интересное в вопросе о рисунке состоит в том,что зарубежные мультипликаторы обычно критикуют тот единственный элемент,который объединяет два разных стиля — большие глаза. Глаза у западныхмультфильмов ничуть не меньше (если не больше) чем у японских. Да и как же бытьиначе, если аниме позаимствовало эти большие глаза именно у диснеевскихмультипликаторов.
В чем же причина,нормального отношения к большим глазам в одном случае и неприятие их в другом?Думаю, все дело в том, что западные аниматоры пошли по пути карикатурногорисования, а японские — реалистичного. И то, что на заведомо карикатурнодеформированном персонаже смотрится вполне естественно, на лице человекавыглядит немного ненатурально.
Кроме того, глазаанимешных персонажей выделяются гораздо сильней, чем у западных и за счетбольшого количества бликов, и за счет цвета, и за счет более детальнойпрорисовки, что заставляет обратить на них более пристальное внимание. Кому-тоэто нравится, кому-то нет. Но в любом случае, большие глаза всегда придаютперсонажу более милый и доброжелательный вид, чем маленькие. Тем не менее,существуют произведения, в которых используется «реалистичный» рисунок — нос,рот и скулы равно с прочими деталями лица изображаются и затеняются с большейточностью, например, в аниме «Монстр».
По глазам часто можносделать вывод о персонаже в целом. Они обычно отражают возраст и открытостьперсонажа. Положительные, весёлые, дружелюбные главные герои часто изображаютсяс большими, блестящими, полными жизни глазами; замкнутые, мрачные илиотрицательные имеют глаза суженные, иногда полузакрытые или оттенённые чёлкой —часто их рисуют похожими на глаза какой-нибудь зоркой хищной птицы или змеи;хитрые или подчёркнуто-вежливые персонажи имеют глаза лисицы — как бы всё времязакрытые, будто персонаж постоянно улыбается, однако примерно такие же по формемогут иметь и обыкновенные сони; если персонаж не является романтическим, нопри этом не злой, хитрый или замкнутый, художники могут снабдить его достаточнобольшими глазами, но с маленькими зрачками-точками; кроме того, если персонажавдруг лишают магическим способом воли или даже души, его глаза теряют блеск истановятся безжизненными — из них исчезают все блики. У детей глаза обычноизображены очень большими, старики же (за крайне редким исключением) имеютглаза маленькие, с маленьким зрачком. Очки являются дополнительным средствомвыразительности, являясь непременным атрибутом эрудитов (в противовесэксцентричным гениям), различных скромниц или парней-отаку. Очки чёрные,цветные или нарочито-блестящие, всевозможных форм и размеров, украшают лица,пожалуй, одной четверти всех известных аниме-персонажей, являясь их самойизюминкой.
Отдельное внимание также нужно уделить волосам. Волосы в аниме обычно состоят из прядей. Причёскиперсонажей могут иметь самые разные, порой диковинные формы и цвета. Волосы, атакже детали одежды персонажей, зачастую подчиняют ветру или инерции, заставляяих несинхронно двигаться при перемещениях персонажа. Волосы различных цветовизначально были способом «персонифицировать» героев, сделать их заметноразличными. Сегодня, когда образы персонажей прорабатываются вплоть домельчайших деталей лица и манер поведения, разноцветные волосы не являютсянеобходимостью, скорее — традицией. Кроме того, цвет волос часто отражаетхарактер персонажа. К примеру, рыжие волосы являются характерным индикаторомвспыльчивости (Аска из сериала «Евангелион», Лина Инверс из сериала «Рубаки»).Светлые волосы также указывают на иностранное происхождение героя, посколькубольшинство японцев имеют тёмные волосы. Отдельно стоит упомянуть осветлённыеволосы, как часть стереотипа хулигана или эксцентрика — выше уже упоминалось,что абсолютное большинство японцев имеет тёмные волосы, и осветление — этонаиболее эффективный способ для кого-то выделиться из общей массы в школе и наулице.[2]
И так. Автор пришел квыводу, что основными отличиями отрисовки персонажей являются:
Карикатурность западныхмультфильмов и реалистичность японских. Персонажи в аниме, конечно, тожедостаточно сильно деформируются для создания того или иного эффекта, нокарикатурности как таковой в нем не наблюдается. анимеяпонский культура история
Основная форма,заложенная в героях европейской и западной анимации — шар или яйцо. Все линиимягкие и округлы, острых углов почти нет даже у самых злобных злодеев. В основеже внешности японских героев лежит клин. Подбородок, нос, плечи, форма тела,постоянно развевающиеся волосы и огромное количество складок — все острое,торчащее, «колющее» взгляд. Даже глаза и те имею формушестиугольника, с клинообразными ресницами.
Кроме различий врисовании самих персонажей можно отметить изображение заднего фона. Основнойчертой аниме как раз таки является так называемая грубая прорисовка. Онаиспользуется для того, что бы подчеркнуть ситуацию. Картинка в этом случаевыглядит, как достаточно грубый (но реалистичный) набросок карандашом илипером, поверх которого наложены краски. Это обусловлено меньшими затратами. Также это помогает не «закрыть» передний рисунок.
Из написанного выше получается:
Как анимация Европы иЗапада, так и японская анимация имеет свои плюсы и минусы. Возможно в том жеДиснее мягче прорисовка, но в аниме сами герои ярче и на них более приятносмотреть. Однако мало кто сравнивает аниме с нашей, советской, мультипликацией.Если же это сделать, то можно увидеть немало схожих моментов. Взять к примерумультик “Приключения пингвиненка Лоло” В его создании участвовали японскиемультипликаторы, однако, если не знать об этом, различий от остальных советскихпроектов не заметно, к тому же русские художники и аниматоры принимали участиев одном из самых ранних проектов аниме — «Корабль Призрак» и внесли свою лептув становление аниме. И все же основными отличиями аниме от анимации другихстран являются:
1 Разнообразие и«серьезность» сюжета
2 Большее внимание кразработке персонажа.
3 Меньшая склонность ктехническим изменениям.
4Символическо-графический язык.Глава 3. Аниме в других странах
Япония, пожалуй,единственная страна, в которой анимация и комиксы приобрели значимый культовыйхарактер и стали национальной гордостью. У американцев и европейцев существуетнекоторое стереотипное восприятие аниме и манги. Скорее всего, это связано сразличием в культуре эстетического воспитания. Если посмотреть на период лет семьсотназад, то можно почувствовать как современное искусство Европы невидимыминитями связано с техникой изображения человека в картинах и скульптурах эпохиВозрождения, а манга и аниме имеет некоторые черты, характерные только дляпроизведений японских художников того же периода времени. И тем не менее, вЕвропе и в Америке немало поклонников аниме и манги, число которых продолжаетрасти.
В СССР показ кино ианимации капиталистических стран был ограничен небольшим количеством отобранныхпо идеологическим критериям фильмов, поэтому советский зритель был практическине знаком с японской анимацией. Исключением стали фильмы: «Летающийкорабль-призрак», «Кот в сапогах» и «Двенадцать месяцев»
Первое знакомствороссийской аудитории с аниме состоялось во время «видеобума» конца 1980-х —начала 1990-х годов, когда обладателям видеомагнитофонов стало доступно аниме,распространяемое «видеопиратами» или переписываемое в частном порядке.Наибольшую популярность в это время приобрели показанные по телевидению«Роботек», «Макрон-1» и «Ведьма Салли». [4]
В середине 1990-х годовпо телевидению демонстрируется нестандартный для аудитории проект — «СейлорМун: Луна в матроске». В отличие от большинства западных стран в России онпрактически не цензурируется, что увеличивает интерес публики. Поколение,начавшее свое знакомство с аниме с «Сейлор Мун», среди отаку принято называть«муняшками». К этому же времени относится появление клубов отаку. Первым такимклубом стал клуб R.An.Ma (Российская ассоциация поклонников аниме и манги),основанный в 1996 году. К концу 1990-х годов развитие интернета и цифровыхтехнологий, позволяющих быстро скачивать и передавать информацию, влияет и напопуляризацию аниме.
Начиная с 2000 года нароссийском телевидении демонстрировался известный детский аниме-сериал«Покемон». До этого времени термин «аниме» использовался редко, произведенияобозначались просто как «японские мультфильмы». Новой волны отаку сериал несоздал из-за небольшого возраста целевой аудитории, но его показ вызвал большойотклик в прессе. В том же году в Воронеже проводится первый в Россиианиме-фестиваль.
В 2002 году в журнале«Страна игр» появляется рубрика «Банзай!», самая компетентная серия статей ояпонской массовой культуре на территории России, и интернет-журналAnimeMagazine.
Наконец появляютсяофициальные распространители аниме на видеокассетах и DVD: в 2002 году быласоздана компания «МС Entertainment». Также лицензиями аниме занились компании«Видеосервис» и «CP Digital». В 2003 и 2004 годах издается журнал«anime*magazine», печатная версия сетевого AnimeMagazine. Чуть позже появляетсяи второй журнал, полностью посвященные аниме и манге, — «АнимеГид».
А дальше аниме-движениеприобретает всё больший охват. Появляются новые издатели аниме: в 2005 году «XLMedia», в 2006 — «Мега-Аниме», а в 2007 — «Reanimedia». В 2005 году начинаетсяактивная трансляция аниме на телеканалах «MTV Россия» и «Муз-ТВ». Постоянноорганизуются аниме-фестивали, в том числе Всероссийский фестиваль японскойанимации в Воронеже, северо-западный фестиваль любителей манги и аниме«М.Ани.Фест» в Санкт-Петербурге, южно-российский фестиваль японской анимации«Танибата» в Ростове-на-Дону и Московский аниме-фестиваль.[1]
Популярность анимезатронула и российских музыкантов: в 2003 году студия Production I.G создалааниме-видеоклип на песню Линды «Цепи и кольца», а в 2005 Studio 4 °C был выпущен клип «Первый отряд» на композицию Лигалайза, группа Тату выпустила композициюGomenasai, один из клипов к которой был сделан в аниме-стиле. В 2009 году вышелсовместный проект японских аниматоров и российских сценаристов — «Первыйотряд», включающий в себя кроме полнометражного аниме мангу и повести. [3]
Параллельно роступопулярности аниме за пределами Японии, растёт и число противников этого жанрамультипликации. Наиболее серьёзную критику вызывает чрезмерное, по мнениюмногих, количество насилия и эротики в аниме, неадекватное поведение людей, увлекающихсяпросмотром и коллекционированием аниме — отаку, — выливающееся порой впатологические формы (уход от реальности, агрессивность, близкая кнаркотической зависимости). В европейских странах и США японскаямультипликационная продукция проходит предварительную оценку, с определениемвозрастной аудитории; иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издательвырезает из произведения слишком откровенные или жестокие кадры.
Многим не нравитсяаниме на эмоциональном уровне: если зритель считает, что мультфильмы создаюттолько для детской аудитории, он ожидает и соответствующего развития сюжета, илибо испытывает дискомфорт от просмотра аниме, рассчитанного на юношескую иливзрослую аудитории, либо отказываясь от просмотра, создаёт заочное негативноемнение о произведении. Также часто зрителям не нравится графическое решение ваниме — пресловутые «большие глаза», или голоса персонажей, из-за непривычногодля европейца звучания слов и выражения эмоций в японском языке.
Таким образом, можносделать вывод: некоторым зрителям не нравиться, яркий контраст аниме и западныхмультфильмов. Так же довольно часто причиной нелюбви являются предубеждение,что аниме — мультфильмы для детей. Однако немало людей смотрит и любитпроизведения японской анимации
Заключение
Проследив завсеми этапами развития японской мультипликации, можно сказать, что это явлениесложилось под сильным воздействием внешних факторов (ситуация в государстве ит.п.) и их слиянием с чертами присущими сугубо японской философии, морали иустоям. Примером является старейшее дошедшее для нас аниме, с весьмасвоеобразным названием «Гора, на которой оставляли умирать старух»,нарисованное по мотивам одноименной сказки. На протяжении развития аниме иотхода от европейской мультипликации появляется то, чего в европейскихмультфильмах недостает.
Какнаправление аниме появилось в предвоенный период и сначала служило пропагандойвоенных, однако потом стало обычным видом развлечения. Этому всяческиспособствовала компания Toei Animation, которая существует и сейчас. ПомимоToei существовало мало копаний анимации, но со временем их число увеличивалось.После провала многих высокобюджетных проектов примерно половина компанийпрекратили свою деятельность, но это благоприятно сказалось на развитии аниме.Вследствие этого появился Евангелион, в простонародье более известный как Ева.Это стало толчком к очередному этапу развития японской анимации. В наше время вразвитии аниме наблюдается очередной период активного роста.
Анимедовольно сильно отличается от других мультфильмов. Основным отличием, конечно,является стиль рисования, а именно: минимальное использование техническихэкспериментов и символическо-графический язык. Так же в аниме большее вниманиеуделяется к проработке персонажа: его внешности, характеру и биографии. Ещестоит отметить разнообразность сюжетов, которая в Западных мультфильмах«хромает».
Вместе сростом популярности аниме увеличивается и количество противников японскойанимации. Это связанно с ярким контрастом аниме и европейских мультфильмов. Также многим не нравится аниме из-за предубеждения, что мультфильмы для детей и испытываетнекий дискомфорт при просмотре аниме, рассчитанного не для детей.
Аниме — типичнояпонское искусство, потому что оно, в первую очередь, показывает японскую жизньво всех её проявлениях. Таким образом, можно проследить быт современногояпонца. Даже при изображении параллельного мира или реальности некоторые чертытрадиционного общества остаются. В то же время аниме является универсальнымязыком искусства, так как показываемые проблемы актуальны везде. Поэтому анимеи является понятным и любимым не только в Японии, но и во всем мире.
Автор сам увлекаетсяяпонской анимацией больше года. И, посмотрев немало аниме, может с уверенностьюсказать, что найдутся полезные и интересные мультфильмы как для детей, напримерАрена Ангелов и Сейлор Мун, так и для взрослых(Мой сосед Тоторо или Службадоставки Кики)
Список интернет источников
www.drawanime.ru/
ru.wikipedia.org/
www.animemanga.ru/
animedreams.narod.ru/
aime-sharp.narod.ru/
delicios-dreams.narod.ru/
isidzu-am.narod.ru/
animerulezz.ucoz.ru/
www.artprojekt.ru/
www.materinstvo.ru/
www.furcocoon.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.