Реферат
Антропоморфные статуиНовой Гвинеи
Подобно австралийскому,искусство папуасов Новой Гвинеи, второго по величине острова мира, оченьмногообразно, и каждой художественно-этнографической области островасвойственны особые характерные черты, свой специфический стиль и техника, своитипы изделий и орнамента. Вместе с тем материальная культура ряда племенпапуасов стоит на несколько более высоком уровне развития, чем у австралийцев.
Орудия труда и оружиепапуасов являются предметами весьма высокого по своему эстетическому уровнюхудожественного ремесла — таковы резные топорища, щиты, палицы, стрелы с тонковырезанными наконечниками. Все это свидетельствует о художественном даровании,вкусе и подлинном мастерстве. Необычайно разнообразна резьба на древкахдеревянных копий, изделиях из бамбука, браслетах из черепахи, сосудах изкокоса, деревянных барабанах, скамейках-подголовниках, ритуальных жезлах,вращательных дощечках-гуделках, деревянных мужских поясах. Вариации в деталяхорнамента поистине бесконечны и открывают широкий простор творческой фантазиимастера.
II все это создавалосьлюдьми, вооруженными только каменными, костяными, раковинными орудиями. НовуюГвинею моасно рассматривать также и как один из наиболее выдающихся центровизготовления примитивной деревянной скульптуры (илл. 1).
Большое научное значениеимело открытие Миклухо-Маклаем и другими исследователями наличия у папуасовпримитивной пиктографии и мемориального, то есть служащего целям запоминания,искусства.
Многие рисунки папуасовпредставляли собой не только и не столько предназначенные для художественноговосприятия произведения, сколько зачатки идеографической письменности.
При помощи рисунковчеловек «хотел выразить свою мысль, изобразить какой-нибудь факт. Эти фигуры неслужат уже простым орнаментом, а имеют абстрактное Значение».
Таким образом,художественная деятельность у многих бесписьменных народов выполняетчрезвычайно важную для коллектива функцию общения, хранения и передачи опыта,знания.
/>
Илл. 1. Крючок в видемужской фигуры. Новая Гвинея. Чехословакия, частное собрание.
антропоморфная статуя новая гвинея
Значительное место вискусстве Новой Гвинеи занимают произведения, связанные с культом искладывающимся религиозным ритуалом. Таковы, в частности, деревянные, режеглиняные антропоморфные скульптуры, которые на Берегу Маклая назывались телумами.Злесь искусство тесно соприкасается с культом мертвых. Это наглядно выражено водном из типов таких фигур — корварах северо-западной Новой Гвинеи, гдескульптура, изображающая сидящую человеческую фигуру, служила вместилищем длячеловеческого черепа (а следовательно, как верили папуасы, и души человека). Ворнаментации, украшающей корвары, заметно влияние искусства Индонезии.
Различные виды антропоморфныхизображений играли, по-видимому, определенную роль в культе мертвых. Некоторыеисследователи полагали, что эти фигуры представляют собой изображения наиболеепочитаемых предков, может быть, родовых старейшин или деревенских вождей. Образчеловека получает в телумах подчас необычайно фантастическую трактовку (один изтаких телумов описывает Миклухо-Маклай. Это было изображение человеческойфигуры с головой крокодила, на которой помещалась черепаха.). В какой-то мересплетение в них человеческих и звериных мотивов связано с традициями тотемизма.Возможно, что некоторые из таких фигур свидетельствуют о каких-то древних мифахи формах религиозного мировоззрения. Телумы, как и маски, отличаются большойэкспрессией и драматизмом, нередко приобретающими гротескный характер. Обычноантропоморфные скульптуры находились в мужских домах, куда имели право входитьтолько мужчины и где они совершали обряды. Здесь пометались и другие ритуальныепредметы — например, церемониальные щиты, которые в области залива Папуаназываются квои. Как на этих щитах, так и на многих других ритуальных ибытовых предметах залива Папуа изображалось стилизованное до приближения корнаменту человеческое лицо, его основные элементы — глаза, нос и угрожающераскрытый треугольный рот. Такие лики украшают преимущественно предметымужского обихода — пояса, оружие, ритуальные предметы из мужских домов и т. д.По-видимому, такой лик являлся апотропеем — символом, устрашающимженщин, детей и всех не посвященных в тайную мужскую жизнь. Поэтому такиеизображения связаны на Новой Гвинее с мужскими домами, а в Меланезии — смужскими союзами.
Круглая скульптуранаибольшее развитие получила в долинах рек Сепик и Раму, где важную роль играетверование в «душу-птицу». Отсюда широкая распространенность стилизованныхизображений птиц, антропоморфных фигур и масок с длинными птичьими клювами. Скультом предков (порождающим, в частности, такие новые формы скульптуры, какобмазанные глиной и раскрашенные человеческие черепа) связано и зарождениенаивно портретных тенденций в трактовке деревянных скульптур. Душа предкадолжна была по той или другой примете сходства отличать свое вместилище.Наиболее интересны фигуры предка в сочетании с сиденьем, вырезанные из одногокуска дерева, известные только в бассейне р. Сепик. Обычно фигура предкапомешается на край сиденья или поддерживает его. Это делается для того, чтобысевший на него живой потомок вступил в тесный контакт с духом предка ивоспринял его благотворное влияние. Уровень резьбы по дереву, характерный длякультуры Новой Гвинеи, наиболее ярко раскрывается в своеобразном орнаментальномстиле области Массим и островов Троб-риан. Вся поверхность деревянных изделийздесь щедро покрывается криволинейным орнаментом из ритмично повторяющихсяспиралей, завитков и волнистых линий.
Во многих местах НовойГвинеи обнаружены вырезанные из камня сосуды и каменные скульптуры небольшогоразмера, изображающие птиц и людей. Современное население не делает их и незнает ничего об их происхождении. Такие же предметы были найдены в Меланезии, вархипелаге Бисмарка. Неизвестно, были ли они сделаны предками современныхплемен или каким-то исчезнувшим народом.
Папуасы приписывают ихизготовление легендарному мифическому народу, изобретателю многих культурныхблаг. Не вполне ясно и происхождение петроглифов, обнаруженных во многих местахНовой Гвинеи. Некоторые из них, вероятно, сделаны предками современныхпапуасов. Здесь можно увидеть воинов со щитами и луками, одетых так же, какодеваются нынешние папуасы, готовясь к церемониальным пляскам. Наскальныеизображения в других районах, по мнению некоторых исследователей, имеют большуюдавность. С новогвинейскими имеют много общего петроглифы Меланезии.
Острова Меланезии —некоторые из них группируются в большие архипелаги — населяющие Новую Гвинею,темнокожие негроиды, отличные от своих соседей на востоке, более светлыхполинезийцев. Наряду со сходством многих элементов культуры этих двух народовимеются и контрасты, которые в области искусства проявились, например, в том,что круглая скульптура полинезийцев никогда не бывает окрашена, тогда какскульптура меланезийцев очень часто многоцветно и ярко раскрашивается. Другоеразличие заключается в том, что для Полинезии не характерны маски, тогда как вискусстве меланезийцев они занимают значительное место и отличаются большойвыразительностью. В целом по уровню развития и своему общему характеру культураи искусство Меланезии ближе к искусству Новой Гвинеи.
Наибольшего развитияпластическое искусство меланезийцев достигло на архипелаге Бисмарка, особеннона острове Новая Ирландия. В значительной мере оно связано здесь с культоммертвых. На юге острова в память умерших делаются из мела статуэтки, которыечерез некоторое время уничтожаются. В центральных областях острова в памятьзнаменитых вождей делаются большие деревянные культовые статуи — ули. Наголовах у них убор, напоминающий шлем с высоким гребнем. Другая их характернаячерта — сочетание в каждой фигуре примет мужского и женского пола. Третья —яркая раскраска.
Северная Новая Ирландияизвестна своими маланганами (название ежегодного праздника в честь мертвыхпредков и связанных с этим культом сложных скульптурно-орнаментальныхкомпозиций. Кроме культа предков такие маланганы создаются в честь Солнца иЛуны.) илл. 4, 5-б.
Вместе с масками (илл.5-а) они хранятся в специальных хижинах. Ежегодные продолжительныедраматизированные обряды-представления, иногда приуроченные ко временисозревания и уборки урожая, с участием танцоров в огромных масках — характернаячерта меланезийской и папуасской культуры. Формы и размеры масок разнообразны,и каждый вид их имеет особое название. У племени байнинг маски символическипредставляют мужских и женских предков и напоминают головы птиц с раскрытымиклювами. В особых случаях создаются огромные куполообразные маски, которыескрывают под собой несколько человек.
В орнаментемеланезийцев очень часто встречаем как стилизованное человеческое лицо, так иодин его элемент — глаза. Происхождение этого мотива, возможно, имеетмагическую основу. Он известен в некоторых неолитических культурах, уэскимосов, у северо-западных индейцев. Меланезийцы дают своим орнаментамусловные наименования часто по их сходству с каким-нибудь предметом и иногда ибез всякого внешнего соответствия с предметом. Каждый орнамент, даже отдельныйего контур, на архипелаге Бисмарка носит название какого-нибудь определенного предмета:животного, растения, части человеческого тела, украшения или изделия, явленияприроды и т. д. Лишь глубокое изучение этих мотивов могло бы вскрыть их первоначальноезначение. Как и в Австралии, некоторые виды орнамента имеют право рисоватьтолько лица, прошедшие обряды инициации, то есть посвященные в полноправныхвзрослых мужчин.