Реферат по предмету "Культура и искусство"


Антропоморфные статуи Новой Гвинеи

Реферат
Антропоморфные статуиНовой Гвинеи
 

Подобно австралийскому,искусство папуасов Новой Гвинеи, второго по величине острова мира, оченьмногообразно, и каждой художественно-этнографической области островасвойственны особые характерные черты, свой специфический стиль и техника, своитипы изделий и орнамента. Вместе с тем материальная культура ряда племенпапуасов стоит на несколько более высоком уровне развития, чем у австралийцев.
Орудия труда и оружиепапуасов являются предметами весьма высокого по своему эстетическому уровнюхудожественного ремесла — таковы резные топорища, щиты, палицы, стрелы с тонковырезанными наконечниками. Все это свидетельствует о художественном даровании,вкусе и подлинном мастерстве. Необычайно разнообразна резьба на древкахдеревянных копий, изделиях из бамбука, браслетах из черепахи, сосудах изкокоса, деревянных барабанах, скамейках-подголовниках, ритуальных жезлах,вращательных дощечках-гуделках, деревянных мужских поясах. Вариации в деталяхорнамента поистине бесконечны и открывают широкий простор творческой фантазиимастера.
II все это создавалосьлюдьми, вооруженными только каменными, костяными, раковинными орудиями. НовуюГвинею моасно рассматривать также и как один из наиболее выдающихся центровизготовления примитивной деревянной скульптуры (илл. 1).
Большое научное значениеимело открытие Миклухо-Маклаем и другими исследователями наличия у папуасовпримитивной пиктографии и мемориального, то есть служащего целям запоминания,искусства.
Многие рисунки папуасовпредставляли собой не только и не столько предназначенные для художественноговосприятия произведения, сколько зачатки идеографической письменности.
При помощи рисунковчеловек «хотел выразить свою мысль, изобразить какой-нибудь факт. Эти фигуры неслужат уже простым орнаментом, а имеют абстрактное Значение».
Таким образом,художественная деятельность у многих бесписьменных народов выполняетчрезвычайно важную для коллектива функцию общения, хранения и передачи опыта,знания.
/>
Илл. 1. Крючок в видемужской фигуры. Новая Гвинея. Чехословакия, частное собрание.
антропоморфная статуя новая гвинея
Значительное место вискусстве Новой Гвинеи занимают произведения, связанные с культом искладывающимся религиозным ритуалом. Таковы, в частности, деревянные, режеглиняные антропоморфные скульптуры, которые на Берегу Маклая назывались телумами.Злесь искусство тесно соприкасается с культом мертвых. Это наглядно выражено водном из типов таких фигур — корварах северо-западной Новой Гвинеи, гдескульптура, изображающая сидящую человеческую фигуру, служила вместилищем длячеловеческого черепа (а следовательно, как верили папуасы, и души человека). Ворнаментации, украшающей корвары, заметно влияние искусства Индонезии.
Различные виды антропоморфныхизображений играли, по-видимому, определенную роль в культе мертвых. Некоторыеисследователи полагали, что эти фигуры представляют собой изображения наиболеепочитаемых предков, может быть, родовых старейшин или деревенских вождей. Образчеловека получает в телумах подчас необычайно фантастическую трактовку (один изтаких телумов описывает Миклухо-Маклай. Это было изображение человеческойфигуры с головой крокодила, на которой помещалась черепаха.). В какой-то мересплетение в них человеческих и звериных мотивов связано с традициями тотемизма.Возможно, что некоторые из таких фигур свидетельствуют о каких-то древних мифахи формах религиозного мировоззрения. Телумы, как и маски, отличаются большойэкспрессией и драматизмом, нередко приобретающими гротескный характер. Обычноантропоморфные скульптуры находились в мужских домах, куда имели право входитьтолько мужчины и где они совершали обряды. Здесь пометались и другие ритуальныепредметы — например, церемониальные щиты, которые в области залива Папуаназываются квои. Как на этих щитах, так и на многих других ритуальных ибытовых предметах залива Папуа изображалось стилизованное до приближения корнаменту человеческое лицо, его основные элементы — глаза, нос и угрожающераскрытый треугольный рот. Такие лики украшают преимущественно предметымужского обихода — пояса, оружие, ритуальные предметы из мужских домов и т. д.По-видимому, такой лик являлся апотропеем — символом, устрашающимженщин, детей и всех не посвященных в тайную мужскую жизнь. Поэтому такиеизображения связаны на Новой Гвинее с мужскими домами, а в Меланезии — смужскими союзами.
Круглая скульптуранаибольшее развитие получила в долинах рек Сепик и Раму, где важную роль играетверование в «душу-птицу». Отсюда широкая распространенность стилизованныхизображений птиц, антропоморфных фигур и масок с длинными птичьими клювами. Скультом предков (порождающим, в частности, такие новые формы скульптуры, какобмазанные глиной и раскрашенные человеческие черепа) связано и зарождениенаивно портретных тенденций в трактовке деревянных скульптур. Душа предкадолжна была по той или другой примете сходства отличать свое вместилище.Наиболее интересны фигуры предка в сочетании с сиденьем, вырезанные из одногокуска дерева, известные только в бассейне р. Сепик. Обычно фигура предкапомешается на край сиденья или поддерживает его. Это делается для того, чтобысевший на него живой потомок вступил в тесный контакт с духом предка ивоспринял его благотворное влияние. Уровень резьбы по дереву, характерный длякультуры Новой Гвинеи, наиболее ярко раскрывается в своеобразном орнаментальномстиле области Массим и островов Троб-риан. Вся поверхность деревянных изделийздесь щедро покрывается криволинейным орнаментом из ритмично повторяющихсяспиралей, завитков и волнистых линий.
Во многих местах НовойГвинеи обнаружены вырезанные из камня сосуды и каменные скульптуры небольшогоразмера, изображающие птиц и людей. Современное население не делает их и незнает ничего об их происхождении. Такие же предметы были найдены в Меланезии, вархипелаге Бисмарка. Неизвестно, были ли они сделаны предками современныхплемен или каким-то исчезнувшим народом.
Папуасы приписывают ихизготовление легендарному мифическому народу, изобретателю многих культурныхблаг. Не вполне ясно и происхождение петроглифов, обнаруженных во многих местахНовой Гвинеи. Некоторые из них, вероятно, сделаны предками современныхпапуасов. Здесь можно увидеть воинов со щитами и луками, одетых так же, какодеваются нынешние папуасы, готовясь к церемониальным пляскам. Наскальныеизображения в других районах, по мнению некоторых исследователей, имеют большуюдавность. С новогвинейскими имеют много общего петроглифы Меланезии.
Острова Меланезии —некоторые из них группируются в большие архипелаги — населяющие Новую Гвинею,темнокожие негроиды, отличные от своих соседей на востоке, более светлыхполинезийцев. Наряду со сходством многих элементов культуры этих двух народовимеются и контрасты, которые в области искусства проявились, например, в том,что круглая скульптура полинезийцев никогда не бывает окрашена, тогда какскульптура меланезийцев очень часто многоцветно и ярко раскрашивается. Другоеразличие заключается в том, что для Полинезии не характерны маски, тогда как вискусстве меланезийцев они занимают значительное место и отличаются большойвыразительностью. В целом по уровню развития и своему общему характеру культураи искусство Меланезии ближе к искусству Новой Гвинеи.
Наибольшего развитияпластическое искусство меланезийцев достигло на архипелаге Бисмарка, особеннона острове Новая Ирландия. В значительной мере оно связано здесь с культоммертвых. На юге острова в память умерших делаются из мела статуэтки, которыечерез некоторое время уничтожаются. В центральных областях острова в памятьзнаменитых вождей делаются большие деревянные культовые статуи — ули. Наголовах у них убор, напоминающий шлем с высоким гребнем. Другая их характернаячерта — сочетание в каждой фигуре примет мужского и женского пола. Третья —яркая раскраска.
Северная Новая Ирландияизвестна своими маланганами (название ежегодного праздника в честь мертвыхпредков и связанных с этим культом сложных скульптурно-орнаментальныхкомпозиций. Кроме культа предков такие маланганы создаются в честь Солнца иЛуны.) илл. 4, 5-б.
Вместе с масками (илл.5-а) они хранятся в специальных хижинах. Ежегодные продолжительныедраматизированные обряды-представления, иногда приуроченные ко временисозревания и уборки урожая, с участием танцоров в огромных масках — характернаячерта меланезийской и папуасской культуры. Формы и размеры масок разнообразны,и каждый вид их имеет особое название. У племени байнинг маски символическипредставляют мужских и женских предков и напоминают головы птиц с раскрытымиклювами. В особых случаях создаются огромные куполообразные маски, которыескрывают под собой несколько человек.
В орнаментемеланезийцев очень часто встречаем как стилизованное человеческое лицо, так иодин его элемент — глаза. Происхождение этого мотива, возможно, имеетмагическую основу. Он известен в некоторых неолитических культурах, уэскимосов, у северо-западных индейцев. Меланезийцы дают своим орнаментамусловные наименования часто по их сходству с каким-нибудь предметом и иногда ибез всякого внешнего соответствия с предметом. Каждый орнамент, даже отдельныйего контур, на архипелаге Бисмарка носит название какого-нибудь определенного предмета:животного, растения, части человеческого тела, украшения или изделия, явленияприроды и т. д. Лишь глубокое изучение этих мотивов могло бы вскрыть их первоначальноезначение. Как и в Австралии, некоторые виды орнамента имеют право рисоватьтолько лица, прошедшие обряды инициации, то есть посвященные в полноправныхвзрослых мужчин.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат АТС EWSD в качестве коммутационного узла сотовой связи
Реферат Индивидуальная оздоровительная программа "Здоровый образ жизни"
Реферат Анализ монографии АВ Беспалова Северная война Карл XII и шведская армия Путь от Копенгагена до Переволочной
Реферат Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского
Реферат Пародия как художественный прием в "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина
Реферат Церковна архітектура середньовіччя
Реферат Review The White Family By Maggie Gee
Реферат Открытое акционерное общество САН Интербрю
Реферат База данный "Хозяйственный учет футбольного клуба"
Реферат The Vietnam War Essay Research Paper The
Реферат История формирования, основные черты рельефа и полезные ископаемые Австралии
Реферат История ОАО "ГАЗ"
Реферат Отношения Соединенных Штатов Америки и Палестинской автономии с начала 90-х годов XX века по настоящее время
Реферат Розробка програми маркетингових комунікацій для некомерційного проекту За здорову правильну
Реферат Мнение о продвижении товара