Реферат по предмету "Культура и искусство"


Античный театр, его устройство и основные элементы

Античныйтеатр, его устройство и основные элементы
Оглавление
Введение
1. Зарождениеантичного театра
2. Архитектура театра
3. Организация театральныхпредставлений
Заключение
Список источников и литературы

Введение
Историяантичного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивалсятеатр у двух великих городов древности – греков и римлян. Греческий театрдостиг своего расцвета раньше римского. А падение западной римской империи вконце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры. Историягреко-римской театральной культуры, основанная на документах и письменныхисточниках, охватывает не менее чем целое тысячелетие (пятый век до нашей эры –пятый век нашей эры). Античный театр – театральное искусство Древней Греции,Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которыхразвивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период,начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеваниемэтих стран Римом.
Первые театральныепредставления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки –охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивалиобрядовые действа. Театр занимал особое место в жизни древних греков, он былтрибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболееволновавших умы современников проблем. Велика была его общественная ивоспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходилииз знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли былинезлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в устамифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самыхострых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключениятрагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй пландругие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.

1. Зарождение античного театра
Театр Древней Греции
У всех народов мира сдревних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания ивозрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и дали жизнь драме итеатру Греции и Рима.
В основе древнегреческойдраматургии лежат мифы. В Пантеоне греческих богов важное место занимал Дионис,или Вакх, бог растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. Во времяшумных праздничных процессий в честь Диониса разыгрывались сценки из его жизнина которых пели дифирамбы (хвалебные песни). Наряду с торжественными ипечальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественнаячасть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая — комедии. Где игра– там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно. И первымважным правилом стало разделение на зрителей и актёров.
Расцветантичного театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великиепоэты драматурги — Эсхил, Софокли Еврипид. Персонажи их трагедий — Эдип,Антигона, Прометей — стали вечными образами мирового сценического искусства.
 
Римскийтеатр
По своемукультурному развитию римляне были гораздо ниже этрусков и греков. Через этрусковони познакомились с греческой мифологией и драматургией. Развитие римскоготеатра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда классическийпериод у греков был уже позади и достиг расцвета культуры эллинистскогопериода. Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто находил там ответы на многиеидеологические вопросы. Сценическое искусство Древнего Рима развивалось подвлиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. Напраздниках в честь жатвы исполнялись фесценины — грубоватые сатирические песни.
Истокиримского театра и драма восходит, как в Греции, к обрядовым играм, с богатымкарнавальным элементом. Таков, например, праздник Сатурналий[1]– в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника была «переворачивание»привычных общественных отношений. Сатуры включали в себя музыку, танцы, пение,драматические сценки бытового и комического содержания. В Риме на праздникахсбора урожая пелись фесценнины – насмешливые песни, в которых по мере того, какобострялась борьба между патрициями и плебеями, всё более резко звучалиактуальные темы, социальные мотивы. Где песни, где праздник – там и танцы,поэтому античный театр в истоках своих нёс и высокую пластическую культурудвижения, жеста. Как и в Греции, обычно выступали два полухория, которыеобменивались шутками, подчас язвительного содержания. В них, по свидетельствуГорация, находила отражение и социальная борьба между патрициями и плебеями. Ещеодним видом ранних драматических представлений, также комического характера,были ателланы. Участие в таких представлениях не несло в себе в те временаникакого бесчестья для граждан, тогда как позже, когда у римлян появиласьлитературная драма, актерская профессия стала считаться постыдной. Именно маскиателланы стали одним из истоков итальянской комедии дельарте. Каждая маскаобозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа:Макк — обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом иослиными ушами), Буккон — смышленый и болтливый обжора (в маске подчёркивалисьотвислые губы и раздутые щёки), Папп — богатый, скупой и глупый старик, и,наконец, Доссен — хитрый горбун, невежа и шарлатан. Текст ателланы сочинялипоходу действия участники спектакля, и только в I в. до н. э. появилисьлитературные обработки ателланы.[2]
На рубеженовой эры наибольшим успехом в Риме пользовались комедии, написанные какподражание греческим образцам, — паллиаты. Сам термин произошёл от названиягреческого широкого плаща — палия; в таких одеждах ходили герои этихпроизведений. Действие пьес происходило в Греции и соответственно персонажибыли греками. Однако часто всё греческое — имена, названия городов и т. д. — становилось просто декорацией: герои занимали должности, существовавшие вДревнем Риме, упоминались римские монеты, а само поведение этих«греков» скорее напоминало поведение римлян. Создателем паллиаты былримский поэт Гней Невий, а расцвет жанра связан с именем Тита Макция Плавта.Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени.

2. Архитектура театра: Древняя Греция иДревний Рим
ДревняяГреция
Типтеатрального здания сложился в Греции под влиянием климатических условий ирельефа (гористая страна). Зрители первых спектаклей рассаживались по склонамхолмов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр Диониса в Афинах, появившийсяв конце VI в. до н. э., располагался на южном склоне Акрополя. На склонаххолмов были устроены театры и в других городах — Мегаполисе и Эпидавре.
Первоначальноместо для представлений устраивалось очень просто: хор со своими песнопениями иплясками выступал на круглой утрамбованной площадке- орхестре (от глаголаорхеомай — «танцую»), вокруг которой и собирались зрители. Но по меретого, как возрастало значение театрального искусства в общественной икультурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость вусовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональноеустройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра сталарасполагаться у подножия холма, а зрители размещались по склону. Вседревнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей.
В V в. до н.э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный длявсей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (местадля зрителей, от глагола теаомай — «смотрю») и скену (скенэ — «палатка», позже деревянное или каменное строение). Размер театраопределялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скена располагалась по касательной к окружности орхестры. Передняя стена скены — проскений, имевший обычно видколоннады, изображал фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковыхстроения, которые назывались параскениями, которые служили местом для хранениядекораций и другого театрального имущества. Между скеной и местами длязрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы, черезкоторые в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали наорхестру хор и актеры. Планировка греческого театра обеспечивала хорошуюслышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука средизрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческомтеатре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскениявременно закрывались от зрителей.
Огромныеразмеры театров привели к необходимости использовать маски. Черты лица актёразрители просто не смогли бы разглядеть. Каждая маска выражала определённоесостояние (ужас, веселье, спокойствие и т. д.), и в соответствии с сюжетомактёр в течение спектакля менял собственные «лики». Маски были своеобразнымикрупными планами персонажей и одновременно служили резонаторами — усиливали звучаниеголосов. Маска меняла пропорции тела, поэтому исполнители вставали на котурны(сандалии с толстыми подошвами), а под одежду надевали толщинки. Котурны делалифигуру выше, а движения — значительнее. До сих пор в театре существуетвыражение «на котурнах» — оно означает излишнюю величавость, дажевыспренность игры.
Ярко окрашенныеприродными красителями ткани, из которых шили сложные костюмы, также укрупнялии подчёркивали фигуру. Цвет одежды наделялся символическим значением. Царипоявлялись в длинных пурпурных плащах, царицы — в белых, с пурпурной полосой.Чёрный цвет означал траур или несчастье. Короткая одежда полагалась вестникам.Также символичны были атрибуты, например оливковые ветви в руках просящих.Маски в комедиях были карикатурными или являлись шаржированными портретамиизвестных людей. Костюмы обычно подчеркивали непомерный живот, толстый зад.Артистов хора иногда одевали в костюмы животных, например лягушек и птиц впьесах Аристофана. В древнегреческом театре использовали простейшие машины:эккиклему (площадка на колёсах) и эорему. Последняя представляла собойподъёмный механизм (что то вроде системы блоков), с помощью которого персонажи(боги, напри мер) «взлетали под небеса» или опускались на землю.Именно в греческом театре родилось знаменитое выражение «Бог измашины». Позже этот термин стал означать немотивированную развязку,внешнее, не подготовленное развитием действия разрешение конфликта как втрагедии, так и в комедии.
Актёры в Древней Грециисчитались людьми уважаемыми. Только свободнорожденный мужчина мог играть втеатре (они исполняли и женские роли). Сначала в спектаклях принимали участиехор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актера, Софокл — третьего. Одинисполнитель обычно играл несколько ролей. Актёры должны были не только хорошодекламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией. Втрагедии хор состоял из пятнадцати человек, а в комедии мог включать двадцатьчетыре. Обычно хор не принимал участия в действии — он обобщал и комментировалсобытия. В комедиях Аристофана появилась и особая партия — парабаза, когда хорснимал маски и от своего имени обращался к залу.
Искусство сцены,родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту далёкуюпору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища. Напороге III тысячелетия лучшие театральные режиссёры всего мира обращаются кдревнегреческой драматургии, стремятся воссоздать формы античного театра, приспособивих к требованиям современной сцены. [3]
Греческийтеатр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не былопостоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу.Финансирование и организация театрального представления (литургии) были однойиз обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройствогреческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион.Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом идостигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяччеловек. И сейчас ещё сохранились античные театры, где устраиваютсяпредставления.
Древний Рим
Долгое времяв Риме не существовало постоянных театральных зданий (вплоть до середины I в.до н. э.) — сооружению его противился консервативный сенат. Для представленияобычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческогороста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которойактеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. Вкомедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на неефасадами двух-трех домов, и действие развертывалось перед домом. Зрители сиделина скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места в этихвременных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признакомизнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу жепосле их окончания.
Римский театрне был связан с культом божества, как в Греции, поэтому не имел того жеобщественного значения. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми.Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение моглипобить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках,Римских сентябрьских играх, Плебейских ноябрьских, Аполлоновых июльских играх,во время Мегалесий — апрельских торжеств в честь великой матери богов РеиКибелы.
Важнымсобытием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра,построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. до н. э. в Риме былопостроено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнегодо сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, чтосоответствует трем внутренним ярусам[4].
Римский театротличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, онапревратилась в полукруг. Хора в римских пьесах не было, и места на орхестрезанимали знатные зрители. Проскениум был поднят на полтора метра над орхестрой,а ширина его увеличилась до шести метров. Римский театр имел занавес; до началаспектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры в отличие отгреческих сооружали на ровном месте, и амфитеатр поддерживал мощный фундаментсо сводами.

3. Организациятеатральных представлений
В повседневной жизнигреков много места занимали различные соревнования: состязались возницыколесниц и всадники, раз в четыре года проходили спортивные Олимпиады.Театральные представления тоже были организованы как соревнования — и авторовпьес, и актёров. Спектакли игрались три раза в год: на Великие Дионисии (вмарте), Малые Дионисии (конец декабря — начало января) и Линей (конец января —начало февраля). Трагические поэты представляли на суд зрителей и жюри тритрагедии и одну сатировскую драму; комические поэты выступали с отдельнымисочинениями. Обычно пьеса ставилась один раз, повторения были редкостью.[5]
Театр в Древней Грециисчитался делом государственным, поэтому за организацию представлений отвечалархонт — высшее должностное лицо города. Он давал разрешение на постановкупьесы, по его распоряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себябогатый горожанин — хорег, которого также назначал архонт. У каждого поэта был«свой» хорег. На мраморных памятных досках выбивали не только имядраматурга-победителя, но и имя хорега.
Как и в других областяхгреческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность).Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования ВеликихДионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е.комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должныбыли определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организаторапредставления). В заключительный день праздника победители получали награды[6].В середине 4 века до нашей эры впервые появились актеры профессионалы, объединенныев театральные сообщества, так называемые «синоды технитов», состоявшие изсвободнорожденных мужчин. Особенности комедий: правдоподобие, жизненность,сатирический оттенок. Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период,на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а потом лирика.Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор.
В Риме представленияустраивались во время различных государственных праздников. Пьесы шли напразднике патрициев-Римских играх, проводившихся в сентябре в честь Юпитера,Юноны и Минервы; на празднике плебеев — Плебейских играх, происходивших вноябре; на Аполлоновых играх — в июле. Играли в постановках уже не любители, аартисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актерыпроисходили из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческимизанимали гораздо более низкое общественное положение. Актеры объединялись втруппы во главе с хозяином-антрепренером, который по договоренности с властямиорганизовывал театральное представление, где сам обычно играл главные роли. Всеженские роли исполнялись мужчинами, женщин в труппы не брали. Актеры-профессионалы,выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н. э., играли без масок.Поэтому, в отличие от греков, римляне могли следить за мимикой актеров. Маскииспользовались и раньше, но лишь в особых случаях — когда надо было, например,обыграть мотив двойника в комедии. В масках также играли актеры-любители,принадлежавшие к высшим слоям общества.

Заключение
Древнегреческийтеатр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своегорасцвета в V в. до н. э.
Достигнувбольших идейных и художественных высот, античный театр заложил основы всегопоследующего развития европейского театра. Можно смело утверждать, что театрыДревней Греции и Древнего Рима стали основой для последующего развитиятеатрального искусства, которое продолжается и в наши дни.
Наследие, оставленноенам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии- эпос, лирика и драма — возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура,литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века.Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившегоего общества. К примеру в эпоху Возрождения стали создаваться первыелитературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античныхавторов. Но даже на протяжении XIX и XX вв. на европейских сценах шли античныедрамы.
До сих пормногие удивляются, посещая Грецию, архитектуре древнегреческого театра. Егогромадности и грациозности. На сохранившихся древнегреческих сценах и в нашевремя ставятся произведения древнегреческой драматургии.

Списокисточников и литературы
1.  Большая Советская Энциклопедия. 2-оеиздание, том 18.
2.  Зелинский Ф.Ф. История античнойкультуры. СПб., 1995.
3.  Зелинский Ф.Ф. Древнегреческаярелигия. Киев, 1993.
4.  Ильинская Л.С. Античность: Краткийэнциклопедический справочник/ под ред. А.И. Немировского. – М.: Лабиринт, 1999.
5.  История мировой культуры: Учебпособие/ науч. Ред. Г.В. Драч. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
6.  Культурология: Учеб. Пособие длявузов/Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
7.  Куманецкий К. История культурыдревней Греции и Рима. М., 1990.
8.  Соколов Г.И. Искусство древнего Рима.М., 1971.
9.  Тронский И.М. История античнойлитературы. М., 1983.
10. История зарубежноготеатра, т 1.
11. Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. М., 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классах различного профиля
Реферат Сократический (воспитательный) диалог как психолого-педагогическое условие развития спонтанных мировоззренческих понятий детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Реферат Социальное управление в системе многоуровневого образования
Реферат Основные направления, меры и объекты реализации государственной политики занятости рабочей силы
Реферат О возможности словарного описания разговорной речи
Реферат Алиевич биологическое обоснование, разработка и использование полнорационных комбикормов и премиксов для хряков-производителей, свиноматок и растущих свиней в условиях интенсивного производства свинины 06.
Реферат Эпидемиологический гепатит
Реферат Факторный и маржинальный способы анализа рентабельности в условиях однопродуктового производства
Реферат Французский консулат
Реферат Н Рубцов жизнь и творчество
Реферат Recent Advances In Military Aircraft Essay Research
Реферат Серое и белое вещество головного и спинного мозга
Реферат Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова
Реферат Средний класс РФ
Реферат Выбор допусков и посадок на гладкие элементы деталей машиностроительных узлов