«Кельтомания» во Франции в начале 19 века
Наташа Романова
Вконце 18 века под влиянием идей преромантизма (Макферсон) образованные бретонцы(среди прочих Ле Бриган, де Понтриё, Ла Тур д`Овернь, ле Клех, де Плугасну)начинают интересоваться прошлым своей родины, ее языком, осознают близостьбретонской культуры к культурам других кельтских народов. Начинается период такназываемой «кельтомании». На «кельтофилов» оказали влияниетакие книги, как «Древности нации и языка кельтов» П.Пезрона (1703) и«Воспоминания о кельтском языке» безансонского теолога Бюлле (1754-1760). Кабинетные ученые, а потом и романтики-католики в конце 18 – начале 19века начинают изучать кельтские древности и язык, говорить о «кельтскомдухе».
Большойпопулярностью пользуются книги, изданные в 18 веке:: Дом Мартин — «Религиягаллов» (1727); Грегуар Ростренен – бретонский словарь (1732), бретонскаяграмматика (1738); Дом Ле Пеллетье – «Словарь бретонского языка»(1722).
Впредисловии к словарю Дом Ле Пеллетье утверждает, что древние бретонцы не зналимуз и язык их, судя по новейшему, был грубым жаргоном, неспособным к стиху.
Впервом десятилетии 19 века несколько кельтоманов сошлись в Париже и основалиКельтскую Академию. (Академия просуществовала до 1814 года, когда она былапреобразована в «Королевское общество Антикваров Франции». Академия иее преемники выпустили пять томов записок в период с 1807 по 1812 год и 26 – с1817 по 1863). Среди членов Академии наиболее выдающимися были Ле Бриган(утверждавший, что negata celtica negatur mundus), Мало-Корре Латур д`Овернь(«Les origines gauloises»), Камбри («Le voyage dans leFinistere»). Бретонец Элоа Жоанно составил проект Академии, идею которойвыразила выбитая в память ее основания медаль: на одной стороне гений с факеломснимает вуаль с женщины (Галлия), сидящей между дольменом и петухом (gallus),женщина подает гению сверток, на котором написаны кельтские слова Yez ha KizionGall (язык и нравы галлов); вдали — друидический холм с деревом и надписьSermonem patrium moresque requiret. На другой стороне – венок и надпись:Academie celtique fondee an X111, около венка Gloriae majorum.
ЦельАкадемии, как утверждал Давалле, состояла в том, чтобы «воссоздать историюкельтов, отыскать памятники кельтской эпохи и исследовать, обсудить иобъяснить», и, во вторую очередь, «изучить и опубликовать этимологиислов всех языков на основании кельтско-бретонского, валлийского игаэльского». Академия должна была уничтожить за многие века создавшийсяпредрассудок – «замалчивание существования кельтов».
Образовавшаясяпод влиянием Академии школа кельтофилов «впала в кельтоманию» (повыражению М.П.Драгоманова). Например, Жан Рейно в своем «ГенииГаллии» подробно излагает неизвестно из каких источников почерпнутуюмудрость друидов. Кристоль Феррье доказывал, что так как Галлилея – Галлия, тои Христос и апостолы были кельты; что большая часть Европы и Передней Азии доИерусалима включительно были когда-то заселены кельтами.
Кельтофилыбыли уверены, что бретонский язык остался людям в наследство от Земного Рая,причем за многие века не претерпел никаких изменений, а также, что бретонскийязык явился праматерью всех остальных языков. Поэтому, если слово одного корнявстречалось, например, в бретонском и во французском языках, они утверждалидаже в самых очевидных случаях, что французский позаимствовал это слово избретонского.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта bretagne.celtic.ru/