Реферат по предмету "Культура и искусство"


"Медный всадник". Замысел и исполнение

МОУ СОШ №3
Реферат
«Медный всадник». Замысел и исполнение

Работавыполнена
ученицей10 класса
ФеничевойНаталией
Кашин 2010

Содержание
Введение
Часть1. Замысел
Часть2. Исполнение
Легендао майоре Батурине
Заключение
Списоклитературы
Приложение

Введение
Тема «Медный всадник» была выбрана мною,потому что меня заинтересовал данный памятник. Я неоднократно видела его нафотографиях. Надо обладать незаурядными способностями и талантом, чтобы создатьстоль величественное произведение архитектуры.
 «Медный всадник» не оставилравнодушными многих деятелей культуры. Например, великий русский поэт АлександрСергеевич Пушкин создал одноименную поэму. Вот как он описывает статую Петра:
 «…Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне, какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной Россию поднялна дыбы?»
Данная работа состоит из двух частей,раскрывающих тему этого проекта. В первой части рассказывается о Этьене МорисеФальконе, архитекторе этого памятника, его достижениях, о подготовке к работе, олегендах, связанных с «Медным всадником». Во второй части представлен сампроцесс выполнения монумента.
Материал для данной работы тщательно отобран.Использованы достоверные источники, исторические материалы.
Задача, поставленная передо мной, — отразить всю важность и неповторимость памятника Петру I, его величие, и, помимоэтого, изложить важные и интересные факты, которые имели место быть привыполнении данного архитектурного произведения.

Часть 1. Замысел
В первую очередь следует указать надеятельность Этьена Фальконе, который согласился выполнять заказ Екатерины IIза вознаграждение в два раза меньшее, чем запрашивали другие мастера – Фальконежаждал проявить себя в монументальном творчестве. Он подписал контракт в 1766году и оправился в Санкт-Петербург, где сразу взялся за работу – скульпторразработал эскизы статуи.
Стоит отметить, что Фальконе былчрезвычайно талантливым мастером. Его первые работы «Грозящий Амур» и«Купальщица» вызвали у критиков только восхищения.
Это был первый конный памятник русскомуцарю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе,прежде всего как законодатель: в иерархии классицизма законодатели находятсявыше полководцев. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мойбудет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую никак великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем идругим. Гораздо выше личность созидателя законодателя…» Скульптор изобразилПетра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и легкую одежду,а богатое седло заменил звериной шкурой, чтобы всё это не бросалось в глаза ине отвлекало внимание от главного. Постамент в виде громадной скалы — символпреодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляетсобой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статическойустойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточноубедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы».
И только венок из лавра, венчающийголову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра какполководца-победителя. В обсуждении концепции памятника принимали участиеЕкатерина II, Дидро и Вольтер. Памятник был должен изображать победуцивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятникапризван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что Фальконеобтесал грандиозный Гром-камень, отполировал его, вызвал возмущение и критикусовременников. Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» с однойстороны, и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» — с другой, подчеркиваятем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследованиямежду деяниями Петра и собственной деятельностью.
Памятник Петру I уже в конце XVIII векастал объектом городских легенд и анекдотов, а в начале XIX века — одной изсамых популярных тем в русской поэзии.
В начале 1768 года скульптор приступил кработе над моделью памятника Петру Iв величину будущей статуи. Предварительно он долго и детально изучал движениеконя с всадником. Для этого был насыпан холм земли, по форме соответствующийпьедесталу. «Не однажды, но сотни раз наездник проскакал галопом на различныхлошадях,- пишет Фальконе.- Ибо глаз может схватить эффекты подобных быстрыхдвижений только с помощью множества повторных впечатлений. Изучив избранноемной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Я рассматривал,лепил, рисовал каждую часть снизу, сверху, спереди, сзади, с обеих сторон, ибоэто единственный способ ознакомиться с предметом».
Не менее важным был также выборопределенной породы коня и наиболее удачного экземпляра этой породы. Толькодолгие поиски позволили Фальконе найти в конюшнях графа Орлова подходящуюмодель. Самого всадника скульптор также лепил, руководствуясь натурой: емупозировал генерал П.И. Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра.
«Установив композицию памятника,Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. Он сумел найти остроумный выход изположения, введя змею в качестве опоры. Эта мысль вызвала возражения Бецкого,боявшегося «дурных истолкований». Екатерина после некоторых колебанийсогласилась с доводами Фальконе, писавшего ей: «Эта мысль тем более удачная,Что змея возвышает идею памятника, при этом поддерживает статую и выполненатаким образом, что скрывает необходимость, заставившую к ней прибегнуть». В1770 работа над большой гипсовой моделью была завершена. «Наконец-то полотноснято, я нахожусь в полной власти публики, моя мастерская всегда переполнена»,-пишет Фальконе императрице 28 мая 1772.Многие критиковали памятник резко инедоброжелательно. Такое отношение обижало и раздражало скульптора, ранило егосамолюбие, что видно из его писем. «Смейтесь над глупцами и идите своей дорогой»,-отвечала ему императрица.
При всех затруднениях Фальконе обращалсяк Екатерине, но уже в конце 1770 года ее письма стали сухими и короткими:«Заключите перемирие с вашими врагами, как я с султаном»,- советовала она». Д.К.Самин «100 великих памятников»
В ожидании отливки статуи Фальконевзялся за подготовку постамента. Отказавшись от общепринятой геометрическойформы, он задумал его в виде гранитной скалы, составленной из отдельныхкаменных глыб, хорошо скрепленных, но, следуя совету военного инженера КарбюриЛаскари, решил высечь его из монолита.
«Найти подходящие камни для монументасразу не удалось. И тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» былоопубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления…монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург». Подходящийкамень был указан казённым крестьянином Вишняковым Семеном Григорьевичем,поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург, давно знавшем об этой глыбеи имевшем намерение найти ей применение для собственных нужд, расколов накуски, но не нашедшем для этого нужного инструмента. Об этом он сообщилЛаскари, руководителю поисковых работ в этом проекте. Место, где найден былГром-камень до сих пор точно не установлено. Известно лишь, что это былолесистое и весьма сырое место в районе деревни Лахта, и что путь камня до местапогрузки был равен приблизительно 8 верстам, то есть примерно такому же числукилометров». Проскурина В. «Петербургский миф и политика монументов:Пётр IЕкатеринеII»
«Гром-камень» получил свое названиеиз-за ударившей в него молнии. Жители ближайших сел связывали его с именемПетра Великого, по преданию, обозревавшего отсюда местность еще до основанияПетербурга.
Потребовалось долгих шесть недель, чтобыперетащить камень к заливу. Для ускорения всех работ прямо на скале былаустроена кузница с огромной наковальней.
Шесть кузнецов непрерывно исправлялинеобходимые для передвижения инструменты, изготовляя новые части для заменысломанных. Одновременно сорок каменотесов обсекали скалу, придавая ейзадуманную Фальконе форму. Многие петербуржцы приезжали смотреть, как двигается«Гром-камень». Прибыла и сама императрица со своей свитой в Лахту. Доставкакамня, его предварительная обработка, погрузка на большой плот, закрепленныймежду двумя кораблями, и установка на месте – все это заняло время с 1768 по1770 год.
Часть 2. Исполнение
Приближалось время из отливки монумента.Литейщик Эрсман из Франции, которого долго ожидали, в итоге отказался отработы. Фальконе пришлось самому взяться за отливку. Он не был новичком в этомделе, освоив его еще в мастерской своего учителя Лемуана в Париже.
В 1775 году Фальконе приступил к работе.Стремясь обеспечить равновесие и устойчивость бронзового коня, вставшего надыбы, он сделал точный расчет и, определив необходимое положение центра тяжести,увеличил толщину бронзы, а значит и вес задних ног и хвоста коня. Это даловозможность обойтись без каких-либо подпорок.
 «Отливка статуи чуть не закончиласькатастрофой. В плавильной печи, топившейся уже много дней, рабочие в ту ночьразвели сильный огонь. Дежуривший литейщик-иностранец заснул, и верхняя частьформы сгорела. Металл, хлынувший в эту часть, превратился в бесформенную массу.В мастерской начался пожар, Фальконе был ранен и потерял сознание, все убежали,кроме артиллерийского литейщика Емельяна Ефстафьевича Кайлова ». Топоров В. Н. «Фальконетовскийпамятник Петру I»
1 ноября 1777 года была безупречноотолита и недостающая часть памятника. Вместе с опытным чеканщиком Сандозом,работавшим до этого над курантами в Петропавловской крепости, скульптор самчеканил и отделывал бронзу.
В 1778 году в своем последнем письме кЕкатерине II Фальконе докладывал об окончании работ. Здесь же он опровергалслухи о недостаточной устойчивости коня. На это письмо императрица уже неответила – она успела охладеть к художнику, который больше ей не был нужен.
Не дождавшись установки памятника, всентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. После открытия памятника,на которое скульптора даже не пригласили, Екатерина послала ему две медали –золотую и серебряную, отчеканенные по случаю этого события. Вручил ему их князьДмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Скульптор расплакался.
Таково было последнее событие в жизниФальконе, связанное с памятником Петру. Оно происходило примерно за полгода дотого, как с ним случился апоплексический удар, приведший к параличу. Болезньприковала Фальконе к постели, и последние восемь лет жизни за ним ухаживала егоученица-Мари Анн Колло. В 1791 году жизнь замечательного художника оборвалась.
Руководство сооружением памятника послеотъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. Устанавливали статую, мостилиплощадь, отливали решетку. Со всем этим особенно не торопились. Наконец, всёбыло готово, и открытие назначили на 7 августа 1782 года – в столетний юбилейвоцарения Петра. День был с утра ненастный. Нок полудню небо очистилось. Наплощадь прибыли гвардейские петровские полки, созданные им, — Преображенский,Измайловский, Бомбардирский, Семеновский, лейб-гвардии Конный и другие. Всего15 тысяч солдат и офицеров.
Едва Екатерина появилась на балконездания Сената, взвилась ракета. Тотчас полотняные щиты, окружавшие памятник,упали на мостовую. Войско отдало памятнику «честь ружьем и уклонением знамен, асуда – поднятием флагов, и в ту же минуту производимая пальба с обеих крепостейи с судов, смешанная с беглым огнем полков и барабанным боем и игранием военноймузыки, поколебала восторгом город, Петром созданный…»
Фальконе сумел нарушить традиции конныхпамятников XVIII века со спокойно сидящими фигурами королей, полководцев,победителей в пышных одеждах, окруженных многочисленными аллегорическимифигурами.
 «…Труд этот, друг мой, как истиннопрекрасное произведение, отличается тем, что кажется прекрасным, когда видишьего в первый раз, а во второй, третий, четвертый раз представляется еще болеепрекрасным, покидаешь его с сожалением и всегда охотно к нему возвращаешься…» Изписьма Дидро к Фальконе.
Легенда о майоре Батурине
Во время Отечественной войны 1812 врезультате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербургафранцузскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр приказалвывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности,статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятникПетру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майорБатурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему,что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатскойплощади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей инаправляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогдаАлександр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из котороговыходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию,— говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечегоопасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкоескаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидениегосударю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника.Памятник остался на месте.
Есть предположение, что легенда о майореБатурине легла в основу сюжета поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Есть такжепредположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годыВеликой Отечественной Войны памятник остался на месте и не был, подобно другимскульптурам, спрятан.

Заключение
Памятник Петру Великому – важноекультурное достояние России. Процесс его изготовления, проблемы иобстоятельства, сопутствовавшие на протяжении 12 лет, грандиозность этогопамятника, известность мастеров и скульпторов, — все это лишний раз доказывает,что «Медный всадник» — скульптура, которой нет подобных. Она величественна, суровоевыражение лица царя, огромные размеры памятника(10 метров) – все это восхищаети заставляет удивляться все больше и больше искусности и тонкости выполненнойработы. Но все же «Медный всадник» стоил не только огромных денег и многовремени, но и неоправданных жертв и надежд, что можно увидеть на примере самогоархитектора Этьена Мориса Фальконе. Человек, делом жизни которого была работанад этой скульптурой, не был приглашен на церемонию ее открытия и кончил жизньбольным и всеми забытым.
«Медный всадник» — это не простопамятник, это напоминание всем поколениям о Петре Великом и о егопреобразованиях, без которых, возможно, не было бы современной России.

Список использованной литературы
1.Бакмейстер И.Г. библиотекарь Академии наук. Русское издание 1786 г.
2.Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1975..
Кнабе Г. С.Воображение знака: Медный всадник Фальконе и Пушкина. — М.: 1993..
3.Топоров В. Н. О динамическом контексте трехмерных произведений изобразительногоискусства (семиотический взгляд). Фальконетовский памятник Петру I //Лотмановский сборник. 1. М., 1995.
4.Проскурина В. Петербургский миф и политика монументов: Пётр ПервыйЕкатерине Второй // Новое литературное обозрение. — 2005. — № 72.
5.Д.К. Самин «100 великих памятников»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.