--PAGE_BREAK--
1.3. Методика применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке юных борцов
Включение специализированных подвижных игр в подготовку юных борцов вольного стиля происходит в рамках утвержденной программы на тренировочных занятиях.
Проведение игры осуществляется в три этапа: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей,
Подготовка к игре — этот этап направлен на формирование у борцов необходимых (технико-тактических) действий, достаточных для полноценного участия в игре, это подготовительные упражнения, обеспечивающие формирование необходимых игровых действий (2). Создание проблемной игровой ситуации позволяет моделировать такие условия поединка, освоение которых подготавливает борца к будущим ситуациям в борьбе.
Наблюдения за ходом игры и поведением играющих. Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею.
Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по сигналу. Надо научить детей сознательно соблюдать правила игры. В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их. Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры надо учитывать настроение играющих. Руководителю нужно учитывать наиболее опасные моменты в игре. Важно, чтобы игры вызывали положительные эмоции (4).
Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:
1) название игры (можно сказать с какой целью игра проводится);
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) ход игры;
4) цель игры (кто будет назван победителем);
5) правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. (18).
Руководя игрой, воспитатель осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровые правила.
Имеются определенные трудности и недостатки в руководстве игрой. С одной стороны, мы наблюдаем случаи, когда игра проводится самотеком, и воспитатель считает, что если он выделил для игры определенное время, снабдил ребенка игрушками, то на этом его миссия заканчивается.
С другой стороны, мы наблюдаем противоположное, негативное явление, когда игра перегружается дидактическими задачами, регламентируется каждый шаг и поступок ребенка и, таким образом, извращается природа игры как формы самодеятельности (20).
Игровой этап является основным. Он может состоять из игр одного направления и из игр разных направлений в зависимости от задач, решаемых на занятии. Прежде чем начать играть, борцы осваивают правила игры, им сообщается, что можно делать в игре, а что нельзя, к чему надо стремиться, как оценивается победитель.
Игра на начальном этапе, в центре которой стоит овладение предметом и способом действий с ним, то есть выполнение тактических действий, сменяется игрой, в центре которой — борец и его отношения к противнику через выполнение технических действий. Нужно идти от игр упражнений к подвижным играм.
В руководстве игрой и в развитии важное значение имеет темп, Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале игры дети как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых действий, правила игры и ее ход. В этот период, когда игра развертывается в сменяющих одно другим игровых действиях, когда дети увлечены игрой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется (27).
Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижения детей или в усвоении знаний, или в применении, в установлении взаимоотношений детей к игре (27).
Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи — познавательного содержания в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важных задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов (27).
Судейство. Каждая игра требует объективного, беспристрастного судейства. Судья должен найти место, удобное для наблюдения, чтобы выделить всех играющих и не мешать им (4).
Дозировка в процессе игры. В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом. (4).
Регулировать игру можно различными методами:
а) сокращением или увеличением длительности игры;
б) введением перерывов;
в) усложнением или упрощением игры;
г) изменением количества играющих;
д) изменением величины площадки;
е) изменением правил и сменой ролей играющими (19, 23).
Окончание игры. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Руководитель обязан заканчивать игру, когда дети еще не переутомились, проявлять к ней интерес, когда их действия полностью, эмоциональны (4).
Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение. По окончании игры руководитель должен объявить ее результаты. Объявить результаты игры нужно лаконично, никому не делая скидок, чтобы приучить детей к правильной оценке их действий.
Разбор игры. При объявлении результатов необходимо разобрать игру, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и в тактике.
1.4. Резюме
Осознание значения и роли игры произошло уже в период классической античности такими философами, как Гераклит, Сократ, Платон. Современная европейская традиция связывает начало разработки теории игры с именами таких мыслителей, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Первым в развитии научных исследований по вопросам игры является К. Гросс. Спустя 30 лет, новую концепцию игры предложил Ф. Бойтендайк, интересные взгляды на игру развил Ж. Пиаже.
Развернутую концепцию детской игры в советской психологии и педагогике впервые представил Л.С. Выготский, в дальнейшем разрабатываемую его учениками Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем. Большое внимание теории игры уделил С. Л. Рубинштейн.
Виднейшие представители русской и советской педагогики такие, как П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, уделяли большое внимание игре.
На сегодняшний день еще не сложилась законченная теория игры, но практически все авторы рассмотренных работ выделяют следующие элементы игры: мотивация игры, воображаемая ситуация, цель игры, правила, сюжет, игровые действия, роль. Рассмотрение всех этих элементов в их взаимосвязи позволило нам четко сформулировать понимание игры и приступить к разработке конкретных методик специализированных подвижных игр и подготовке к проведению эксперимента.
Подвижные игры и специализированные подвижные игры все шире применяются тренерами в подготовке юных спортсменов в различных видах спорта. Это связано с потребностью детей в игровых формах жизнедеятельности, а методические особенности, как образность, избирательность действий, творческая активность, исполнение ролей, изменчивость ситуаций, элементы соревнования, разрешение игровых конфликтов, произвольность затрачиваемых усилий, позволяют тренерам решать самые разнообразные задачи учебно-тренировочного процесса.
Основываясь на литературных данных, применение в тренировке подвижных игр в борьбе имеет направленность на формирование физических качеств. Формирование технико-тактических действий посредством подвижных игр экспериментально не проводилось. Опыт применения подвижных игр, накопленный в разных видах спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры) в воспитании физических качеств, имеет большой перенос в спортивную борьбу, а вот формирование технических и тактических действий требует проведение специального исследования с одновременным выявлением сопряженного воздействия специализированных подвижных игр на физическую подготовленность юного борца.
Потребность применения специализированных подвижных игр в борьбе связано с тем, что в теории и практике спортивной борьбы сложилась парадоксальная ситуация: юных борцов обучают технике борьбы и при этом тренеры забывают о необходимости формирования навыков ведения единоборств. Они считают, что эти навыки придут сами по себе. Для того чтобы применять приемы в схватках, нужно владеть навыками ведения борьбы, а не только выполнения приемов, воспитание этих навыков тренеры стараются обеспечить включением учебных и тренировочных схваток. Но в таких условиях навыки у детей формируются медленно и с большим трудом. Применение специализированных подвижных игр, близких по структуре к элементарным формам борьбы, позволяет юным борцам в облегченных условиях осваивать основы ведения единоборств. Такой подход, по нашим предположениям позволит улучшить методику обучения, перенесенную со взрослого контингента борцов на юношей и детей, и при этом учесть потребность детей к игровым формам деятельности.
--PAGE_BREAK--