Реферат по предмету "Культура и искусство"


Функции культуры.

оглавление1.3 Функции культуры

Культура социальна в самой своей основе и возникает, когда человек, выделив себя из окружающего мира, становится способным вступить с ним в разнообразные отношения и взаимодействия. Культура отнюдь не выступает при этом как некая законченная и изолированная вещь, в своем многообразном проявлении она составляет содержание и определяет форму самой жизни общества. С одной стороны, человек создает культуру, но, с другой стороны, культура, будучи созданной и функционируя уже как сложившаяся система, в свою очередь, формирует человека в соответствии с нормами и представлениями, доминирующими в обществе, воздействует на человека как в плане социального его участия в жизни общества, так и в плане его личностного становления и развития.

Среди разнообразных функций, которые выполняет в обществе культура, ведущая роль должна быть отведена гуманистической, или человекотворческой функции. Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) обычно определяется двояко. В семантическом смысле данный термин объясняет культурное движение эпохи Возрождения. В современном знании – это система взглядов, в которой признается ценность человека как личности, его неотъемлемое право на свободу и благополучие, развитие и проявление своих способностей. Добиваясь условий жизни, люди одновременно развивают свою собственную природу. Это главное. Культура – совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогресса прогрессов. Гуманизм выступает основанием, общим знаменателем этого важнейшего человекотворческого акта. Смыслообразующая функция выражает фундаментальную природу культуры, отличая ее от других социальных явлений, например, науки, в которой абсолютным принципом является рациональность, или религии, где в таком качестве выступает вера. Соответственно – культура формирует свой особый смысловой мир, в то время как наука – рациональный (рассудочный) мир, а религия – вероисповедный мир. В культуре смыслы не противоречат рациональности и вере: наука и религия – составные части культуры. В то же время смыслы культуры способны выходить далеко за пределы традиционных истин, вовлекая человека в познание мира и его освоение с помощью как разума, так и чувств.

Смыслообразующая функция культуры состоит в том, что люди наделяют свой внутренний и окружающий их внешний природный, социальный и духовный мир общезначимыми смыслами. Последние составляют культуру, сотворенную разумом, чувствами, волей и характером человека. В этом отношении мир как носитель смыслов и есть не что иное, как человеческая культура.

Культуру творит человек, и одной из важнейших ее функций является деятельностная (праксиологическая), или преобразовательная, поскольку деятельность людей направлена на преобразование природы и общества, а также личностное самосовершенствование. Деятельностная функция есть эквивалент практической деятельности и поведения людей в социальной жизни и межличностном общении.

Познавательная (гносеологическая) функция культуры. Она реализуется различными путями. Культура обладает собственной развитой научной основой, с помощью которой познаются природа, общество и человек. Поскольку культурологические науки носят разветвленный характер, то создается реальная возможность теоретического освоения действительности в ее широком многообразии. Познание, осуществляемое этими науками, имеет свои особенности по содержанию, формам, набору общих и конкретных методов. В органическом сочетании научной рациональности и чувственных форм постижения собственной души и внешнего мира состоят важные гносеологические особенности и преимущества культуры.

Нормативная функция культуры исходит из того, что нормы (лат. norma – руководящее начало, правило, образец) играют в обществе значительную роль, нормы узакониваются государством либо становятся общепринятыми с точки зрения господствующей морали, традиций. Культура отбирает из них те, которые соответствуют ее гуманистическим требованиям и принципам. В таком качестве они становятся нормами культуры в целом и отдельных культурных направлений человеческой деятельности.

Специфический характер носит регулятивная функция культуры. Она связана прежде всего с общественным и отраслевым разделением труда, имеющим культурное значение. деятельность различных социальных групп регулируется тем, что они осваивают те или иные области культуры, как материальной, так и духовной. Одни занимаются преимущественным образом производством, научной работой, другие — техническим творчеством и сосредоточивают свои усилия в таких областях, как образование, просвещение, искусство, воспитание, религия, информатика, культурный досуг и т. п. Чем более развито общество в социально-экономическом отношении и богаче его стратификационная структура, тем конкретнее участие людей в творческом труде, имеющем культурное значение. Помимо этого, регулятивная функция культуры проявляется и в том, что независимо от профессиональной деятельности люди нуждаются и в эмоциональной разрядке, смене видов занятий в снятии напряжения.

Многофакторный характер носит информационно- коммуникативная функция. Информативная функция культуры способствует передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В обществе сохраняется культурная генетическая наследственность человечества (историческая память). Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях древности, литературных памятниках, нотах, в «языках» науки и искусства. Информативная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями и навыками. Коммуникативная функция состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии) или косвенным ( с помощью произведений науки и искусства). Подлинная культура призвана развивать личность, способствовать ее росту, духовному совершенствованию.

К особой функции культуры следует отнести социализацию – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности и убеждения, общественно одобряемые формы поведе- ния, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, правильного взаимодействия со своим социокультурным окружением.

Существенное значение имеет адаптационно-охранительная функция культуры. Она связана с тем, что общество, человек и культура развиваются разными темпами, «скоростями». Культура в названной триаде наиболее устойчива и консервативна. Если современное общество в цивилизационном и особенно формационном плане изменяется относительно быстро и человек ныне в большей степени подвержен разного рода внешним влияниям природной и социальной среды, то культура имеет иные по длительности исторические циклы эволюции. Ввиду этого возникает сложная двуединая проблема: адаптация культуры к переменам в данном обществе и мировом сообществе в целом и сохранение своей собственной культурной идентичности. При этом культура использует особые механизмы, позволяющие ей сохранять свое первородство.

Воспитательная функция культуры. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека. Оно осуществляется культурой в целом и ее важнейшими отраслями. Всестороннее развитие личности ни теоретически, ни практически невозможно без освоения культурных ценностей и норм. В значительной степени культура выполняет свою воспитательную функцию через систему образования человека. Становление человека посредством усвоения ценностей культуры происходит в форме жизненного процесса, который возвышает человека, обогащает его душу и социальную зрелость. Сама культура – важнейший институт воспитания и регулятор взаимодействия людей.

Независимо от смены тех или иных культурных форм, функции, выполняемые культурой, остаются в своей основе теми же. Могут меняться акценты в пользу доминирования той или иной функции, может изменяться определение их роли и ценности. Однако выполнение культурой своих функций остается необходимым условие сохранения и функционирования самого общества, обеспечения его стабильности. Культурные нормы скрепляют общество, способствуя осознанию его членами принадлежности к общей культуре.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.