Реферат по предмету "Культура и искусство"


Типология культур 2

--PAGE_BREAK--§ 2. Отрасли культуры 2.1. Экономическая культура
Она включает в свой состав культуру производст­ва, культуру распределения, культуру обмена, культу­ру потребления, культуру управления, культуру труда.

 Когда предприятие выпускает бракованную продук­цию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда ин­тересы потребителя в обществе игнорируют, когда по­купатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, го­ворят о низкой культуре потребления.

Низкая культура управления проявляется в непро­думанности законодательных актов, принимаемых парламентом, отсутствии подготовленных практиче­ских решений, принимаемых правительством и аппа­ратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарный стиль ру­ководства, пренебрежительное обращение началь­ников с подчиненными входит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельном пред­приятии.

В социологии менеджмента существует понятие организационной культуры. Она включает совокуп­ность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации. Руководитель как должностное лицо обязан следить за распреде­лением заданий, организацией труда и трудовой дис­циплины, правильным и своевременным выполне­нием приказов, повышением производительности труда и т. д. Однако подчиненные, имея другие ин­тересы, часто не совпадающие с интересами орга­низации, оказывают возмущающее воздействие на реализацию решений. В результате приказы адми­нистрации искажаются. Возникает скрытое и явное сопротивление.

Таким образом, управленческая культура, т. е. осо­бенности поведения руководителей, выступает эле­ментом более широкого понятия организационной культуры, куда можно включить также культуру тру­да, если понимать под ней совокупность норм и пра­вил поведения исполнителей. С организационной культурой тесно связана профессиональная, которую можно рассматривать самостоятельно либо как часть первой.
2.2. Политическая культура
Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленче­ской культуры. Содержание политической культуры оп­ределяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное со­держание политической культуры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности

подчиненных.

Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они со­ответствуют международным правилам, степень реа­лизации и защиты этих прав, стиль и формы межпар­тийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.
2.3. Профессиональная культура
В принципе, ею должен обладать каждый, кто за­нят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкрет­ным видом труда. Степень владения профессиональ­ной культурой выражается в квалификации и ква­лификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверя­ется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной про­фессии теоретических знаний, б) реальную квалифи­кацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практи­ческих навыков и умений, т. е. профессиональный опыт. 
  2.4. Педагогическая культура
Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные крите­рии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уро­вень интеллектуальности нации.

Во Франции уже в XIIвеке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе для бедных), а во Флоренции к XVIвеку практически все население было грамотно. С XIIпо XVвек в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и поли­тическим влиянием.

В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х годов XIXвека в них училось 100 тыс. детей. К этому вре­мени в Западной Европе было грамотно уже 90% на­селения.

Таким образом, педагогическая культура включа­ет всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Есте­ственно, что она охватывает и то, насколько новатор­скими по сравнению с мировым опытом являются методики образования и приемы обучения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагоги­ческая культура (а до того российская дореволюцион­ная) считалась одной из самых передовых в мире. К сожалению, в 70—80-е годы наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьезно отстала от мировых стандартов.

Разумеется, педагогическая культура невозмож­на без материально-технического оснащения. Призна­ком низкой культуры служат примеры того, как на уроках информатики учитель рассказывает теорети­чески все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике. Уровень компьютеризации России на несколько порядков отстает от уровня США и Японии.


§ 3. Виды культуры      продолжение
--PAGE_BREAK--3.1. Доминирующая культура
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство чле­нов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть националь­ной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура — совокупность черт культу­ры, касающихся преимущественно обыденной жизне­деятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и пе­риферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, по­стройки, одежду, пищу, средства передвижения, жи­лище, знания, верования, виды народного искусства1.

Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

■ исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элемен­тами;

■ исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые эле­менты, закрепленные многовековой традицией. Поэто­му считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заим­ствованным) и эндогенным (возникшим внутри куль­туры без влияния извне). Преемственность, устойчи­вость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении несколь­ких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных  традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом пе­редачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая культура — это культура людей, свя­занных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограни­ченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господству­ет сила традиции, привычки, раз и навсегда при­нятых обычаев, передающихся из поколения к по­колению на семейном или соседском уровне2.

Если этнос указывает на социокультурную общ­ность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую ор­ганизацию.

Структура национальной культуры сложнее этни­ческой. Национальная культура включает наряду с тра­диционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А по­скольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав на­циональной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Амери­канская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврей-
скую и другие этнические культуры. Большинство со­временных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механиче­ской сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты куль­туры, возникшие тогда, когда представители всех эт­носов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково востор­женно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осоз­нание большими социальными группами своей привер­женности к территории своего расселения, общена­циональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание нацио­нальной культуры1.

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространст­вах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления на­циональной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамот­ной части населения2.

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьмен­ной, например, культура отсталых племен, сохранив­шихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

Вот почему национальная культура изучается пре­имущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура — этногра­фией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой1.
3.2. Субкультура и контркультура
Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социаль­ных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система цен­ностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,— субкультуры, груп­пы, говорящие на разных языках,— различные культу­ры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные цен­ности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствую­щей, культуры.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоя­щая целому, но в главных чертах согласующаяся и про­должающая культуру нации, которая получила назва­ние доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обы­чаями. Различия могут быть очень сильными, но суб­культура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культу­ры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура обозначает такую субкультуру, ко­торая не просто отличается от доминирующей культу­ры, но противостоит, находится в конфликте с господ­ствующими ценностями.

Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит куль-
тура богемы. «Среди других ценностей богемы выделя­ются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощ­рение равенства мужчин и женщин и любовь к экзо­тике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, само­ограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми

правилами»1.

Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доми­нирующая культура, которой противостоит контркуль­тура, упорядочивает только часть символического про­странства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контр культуры. Те и другие крайне важ­ны доминирующей культуре, хотя на одних она смот­рит с недоверием, а на других— с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневе­ковые утопические коммуны, а затем идеология боль­шевиков.

Иногда провести четкие различия между субкуль­турой и контркультурой затруднительно или невозмож­но. В таких случаях на равных правах к одному явле­ния применяют оба названия.

Преступная субкультура, произрастающая в кол­лективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, пра­вилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бу­гор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют луч­шее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отри­цал) — сподручные и советники босса. Они — испол­нители его воли и толкователи норм. Ниже по лестни­це стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и ока­зывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишенными привилегий» (опущенные, обиженные). Для под­держания внутригрупповой стратификации (структу­ры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение ста­туса носит, как правило, остроконфликтный характер и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагиче­скими последствиями, которые нередко принимают форму самоубийства или членовредительства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.3. Сельская культура
Сельская культура получила в литературе ряд наиме­нований: сельский тип культуры, культура села, деревен­ская культура, культура крестьянства. Известный специа­лист по социологии культуры Л.Н. Коган предлагает различать понятия — сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе го­рожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не яв­ляющиеся крестьянами, и т. д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяйственным трудом и проживает на селе). Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах, и только. Они — носители этой культу­ры. Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сель­ской культуры.

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года: «Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки, не знающая выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в ос­новном на зиму и период межсезонья. Поэтому такую большую роль в старой деревне всегда играла празд­ничная культура»2.

2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность,
все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, сосед и т. д.).

3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни. Посте­пенно формируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех. Высокий уровень взаи­моконтроля соседствует со столь же высокой степенью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, дей­ствиями). Неработающие соседи обеспечивают при­смотр за детьми, когда родители находятся в поле, на сенокосе или ферме. Принципы воспитания детей, вы­бор брачного партнера и иные ключевые вопросы под­вергаются коллективному обсуждению. По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит ос­новой принятия индивидуального решения.

4.  Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом. Обраще­ние на «Вы» считается городской чертой, признается «тыканье» и обращение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька — Васька) или только по от­честву, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич).

5.  В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная ин­терпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.

6. Практически всем жителям деревни присущ ог­раниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и обще­человеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющей­ся городской жизни.

7.  Более высокий, чем в городе, удельный вес кол­лективной деятельности. Как показало исследование «Телевизионная аудитория», проведенное уральскими социологами под руководством Л.Н. Когана, даже про­смотр телепередач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией.

 8. Уделяется большее, чем в городе, внимание эко­логической культуре и охране окружающей среды.

9.  Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан мно­гих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т. п.), ограни­чивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молоде­жи, развитый культурный вкус, разносторонние по­требности, умение выбирать среди нескольких филь­мов или передач лучшее. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сель­ский репертуар включают то, что не идет в городе или давно уже не в моде.

10.  Раннее занятие физическим трудом на откры­том воздухе сформировало иное отношение к физкуль­туре. На селе мало кто занимается дополнительными узкофункциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья. В результате в значительной мере теряется организо­ванная ритмика рабочего дня, способность рациональ­но подходить к затратам времени, к своему здоровью.

Культурный лаг — разрыв в культурном уровне между городом и селом — в итоге достигает катастро­фических размеров. Правда, с массовым распростра­нением телевидения былое культурное отставание бы­стро сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показыва­ют социологические исследования, уже не служит ос­новной причиной миграции в город1. Когда закрытая деревенская культура после многих лет отставания вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого вы­сокого качества. В 90-е годы в деревню широким по­током хлынула низкопробная «массовая культура» — порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры, однако в со-
ветские годы поток низкопробной продукции сдержи­вали идеологические ограничения и партийный кон­троль. В годы экономических реформ никаких препят­ствий на этом пути нет.
3.4. Городская культура
Городская культура (культура города, индустри­альная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и адми­нистративных центров. Малые города и поселки город­ского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше сте­пень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

Единого для всех городских поселений типа куль­туры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело многомиллионные гиганты типа Санкт-Пе­тербурга или Самары, другое — 200—300-тысячные города с полупровинциальным укладом жизни) и раз­мерами, но также специализацией: есть текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтер­ские города (Кемерово), центры автомобильной про­мышленности (Тольятти), города науки, или «науко­грады»   (Дубна),  города-курорты  (Сочи),  «военные городки» — базы морского флота и сухопутных гар­низонов, религиозные центры (Загорск) и т. п. Есте­ственно, что в каждом типе города свой уклад и тип

культуры.

Общими чертами городской культуры, отличающи­ми ее от сельской, выступают такие признаки, как вы­сокая плотность застройки городской территории; на­личие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развяз­ки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения. 

   Культурное пространство города организовано со­всем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танце­вальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнако­мых людей (анонимность социальных отношений), бла­годаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефон­ными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Ха­рактерная черта городской жизни и городской культу­ры — транспортная усталость, возникающая вследст­вие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные пере­грузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоя­нием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахожде­нием в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Городская среда насыщена гораздо большим чис­лом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Она возникла лишь в последнее столетие, и биологи­чески человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень ме­дицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными ме­роприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. От­сюда массовое увлечение садово-огородническим дви­жением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня — непременные атрибуты го­родской культуры.

Если для сельской культуры характерно триедин­ство — единство места работы, места жительства и мес­та отдыха — то для городской культуры характерна как     раз обратная тенденция. Большинство учреждений
культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спаль­ных районах на окраине. Поэтому ездить в обществен­ном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.5. Обыденная и специализированная культура
По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализирован­ную1. Из названия нам должно быть понятно, что обы­денная культура представляет собой сниженный, про-фанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специали­зированной, профессиональной.

Обыденная культура — это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной сре­ды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социа­лизацией и инкультурацией личности2.

Проблему обыденной культуры и повседневной ре­альности ставили философы-прагматисты (У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социоло­ги М Вебер и Дж. Мид, А. Щюци Г. Горфинкель. В оте­чественной культурологии эта проблема получила раз-питие в трудах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, Л.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана. Обыденная культура — это культура, не получившая институционального за­крепления. Специализированная культура — это, на­против, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура — часть повседневной реально­сти, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена ломом, районом, городом, территорией, межличностны ми отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охваты­вают дальнее окружение человека и связаны с фор­мальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и пред­ставители больших групп, как агенты вторичной социа­лизации.

В первом случае человек поступает как дилетант, во втором — как эксперт. Его действия подчинены стан­дартным технологиям, методически обоснованы, экс­периментально проверяем.

Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в даль­нейшем служат базой для приобщения к специализи­рованной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания «большой» культуры, скажем музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраи­вается новый жизненный опыт.

Для того чтобы овладеть навыками специализиро­ванной культуры, одного общения в семье и с друзья­ми недостаточно. Необходима профессиональная под­готовка. Сегодня папы и мамы, особенно в городах, стремятся устроить своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции.

Обыденная культура — сфера общепонятных зна­ний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ро­весники, родня); обучению в школе и получению обще­го образования; средствам массовой информации.

Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются — в разной мере — через все три источника (семья, школа, СМИ). И родители, и учи­теля, и журналисты учат детей (да и взрослых) осно­вам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой — со старшим и т. п. На телевиде­нии помимо коммерческой рекламы существует так называемая социальная реклама, например «Позвоните родителям», «Берегите любимых» и т. п. Еще одним ка­налом усвоения повседневной культуры служит цер­ковь. Такую же роль играет армия.

Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыден ной культуры — обыденный язык, у специализированной —профессиональные языки. Обыденная культура —сфера эмоциональной привязанности, чувства взаимной сим­патии, чувства долга по отношению к детям, пожилым, сла­бым. Специализированная культура — сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают: ху­дожественная литература, оперная и симфоническая му­зыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п.

Социальным пространством для проявления обы­денной культуры становятся:

 приватное пространство (квартира),

■ публичные места (студенческое общежитие, за­вод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т. п.).

В обыденной культуре также есть институциональ­ные формы взаимодействия, например, кружки худо­жественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т. п. Но здесь люди занима­ются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не на профессиональном уровне.

Научный съезд, симпозиум, куда съезжаются зна­комые и незнакомые,— вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура — среди знакомых, 2) специализированная культура среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т. п.

Взаимодействие в домашней среде обычно протекает менее вежливо, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще прояв­ляют такие манеры, которые они постеснялись бы показать «на людях». Приватное пространство воспри­нимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства.

Место работы занимает промежуточное место ме­жду домашней средой (приватным пространством), где человек максимально освобождается от культурных  условностей, и театром (рестораном, парком, музеем), т. е. публичным пространством, где человек в макси­мальной степени следует культурным условностям и стремится выглядеть лучше, чем он есть. Не только рабочее место, но и некоторые другие места попадают в промежуточную зону. Попробуем изобразить ситуа­цию схематически. 


                        Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном пространстве, на рабочем месте суще­ствуют неформальные отношения — дружеские, до­верительно-личные. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные отношения — служебные, безличные. Место работы — это одновременно об­ласть долго- и кратковременных отношений, пересе­чения больших и малых социальных групп, знакомых и незнакомых людей.

Обыденный и специализированный уровни куль­туры присутствуют почти везде. Так, например, в ре­лигии профессиональный, или специализированный, уровень представлен совокупностью ритуалов и це­ремоний, в технологию которых люди с улицы не по­священы. Богословское знание, которым овладевают многие годы путем упорного обучения, также относит­ся к профессиональному уровню религиозной куль­туры, которой владеют служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры — различного рода верования (знания, при­нятые без доказательства), осведомленность о святых    и распространенных праздниках, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные.

Итак, обыденная культура — это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т.е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.

§ 4. Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и ка­ков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.
    продолжение
--PAGE_BREAK--4.1. Высокая культура
Элитарная (высокая) культура создается привилеги­рованной частью общества, либо по ее заказу профессио­нальными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень воспри­ятия среднеобразованного человека. Круг ее потребите­лей —высокообразованная часть общества: критики, ли­тературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образо­вания населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отне­сти светское искусство и салонную музыку. Формула эли­тарной культуры — «искусство для искусства».

Подробнее о высокой культуре мы поговорим в параграфах, посвященных художественной культуре и искусству, а также в специальном разделе, посвящен­ном истории мировой художественной культуры.
4.2. Народная культура
Народная культура состоит из двух видов — популяр­ной и фольклорной культуры. Когда компания подвыпив­ших друзей распевает песни Аллы Пугачевой или «Шу­мел камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал о колядных праздниках или русских причита­ниях, то говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная — его про­шлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора созда­вались в прошлом, а сегодня существуют как историче­ское наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в по­пулярную культуру, которая помимо исторических преда­ний постоянно пополняется новообразованиями, напри­мер современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою оче­редь, можно выделить два уровня — высокий, связан­ный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

Авторы народных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это высокохудожест­венные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим тво­рениям народной культуры. Их нельзя отнести к эли­тарной культуре только потому, что они созданы ано­нимными народными творцами: «Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вари­антов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медици­не (лекарственные травы, заговоры), народной педаго­гике, суть которой часто выражается в пословицах, по­говорках»1.

По исполнению элементы народной культуры мо­гут быть индивидуальными (изложение легенды), груп­повыми (исполнение танца или песни), массовыми (кар­навальные шествия).

Аудитория народной культуры — всегда большин­ство общества. Так было в традиционном и индустри­альном обществе. Ситуация меняется только в постин­дустриальном обществе.

4.3. Массовая культура
Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XXвека, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех соци­альных слоев. Массовая культура может быть интерна­циональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народ­ная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культу­ры подобного не происходит. Высокая культура обозна­чает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — куль­тура низов. Одни и те же виды искусства могут принад­лежать высокой и массовой культуре: классическая му­зыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Од­нако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к попу­лярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями ис­кусства.

Органная месса Баха относится к высокой культу­ре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному ката­нию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки про­изведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этниче­ской. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная —любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимуще­ственно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют еди­ную национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной куль­туры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. обра­зованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образован­ное меньшинство и становится носителем националь­ной культуры »'.

Высокая и национальная культура создаются не эт­носом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспери­ментальный, или авангардный, характер. Впервые при­меняются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями не­профессионалов многие годы спустя. Специалисты на­зывают иногда срок 50 лет. С таким опозданием образ­цы высшей художественной культуры опережают свое время.

Когда большевики пришли в 1917 году к власти, пер­вым делом они постарались сократить культурное запаз­дывание, призвав всех художников не увлекаться фор­мотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецко­му марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Ис­кусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного кре­стьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.
Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хоро­шему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время — творчески созреть. За 50 лет любое авангард­ное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.
    продолжение
--PAGE_BREAK-- § 5. Комплексные виды культуры 5.1. Художественная культура
Ее сущность заключается в том, что человек, назы­ваемый художником (а им может быть не только про­фессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же мо­делирует какой-то фрагмент реальности, а затем пере­дает это зрителю или слушателю в эстетически выра­зительной форме, будь то стихотворение, романс или

танец.

Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в веках как имеющее наивыс­шую ценность для общества, составляет искусство. Искусство — часть художественной культуры. Оно —

вершина айсберга.



Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства:

устное слово — ораторское мастерство, письменное — литературу. И так далее.

Какую бы область художественной культуры мы ни взяли — теоретическую или практическую, фунда­ментальную или прикладную,— всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство.

Разговор о художественной культуре и искусстве мы продолжим в следующих главах.
5.2. Физическая культура
В широком смысле она обозначает возделывание или окультуривание человеческого тела. Отсюда вто­рое название — телесная культура. Она понимается как поддержание здоровья, жизненного тонуса, физи­ческой формы.

Широко понимаемая физическая культура вклю­чает в себя: 1) собственно физкультуру, т. е. лю­бительские занятия физическими упражнениями; 2) спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших дости­жений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар; 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные за­нятия физкультурой; 4) специализированные виды ук­рашения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная рос­пись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религи­озный аскетизм) и лечебное голодание; 5) спортив­ные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т. п.; 6) современная и традиционная медицина, на­правленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий,

По мнению некоторых культурологов, профессио­нальная культура телесности имеет две основные фор­мы: медицина и спорт. Медицина — это институт массового поддержания здоровья людей. Он включает традици­онную и нетрадиционную медицину. Первая основана на твердой и экспериментально проверенной системе науч­ных знаний. Вторая имеет две разновидности: народная медицина — проверенные долгой практикой методы ле­чения, применяемые людьми, не имеющими формально­го сертификата медицинского вуза, но доказавшие свою эффективность; псевдонародная медицина — ложные формы народной медицины, обман и шарлатанство, дока­завшие свою неэффективность. Знахарство — рановидность первой формы народной медицины. Традиционную и нетрадиционную медицину неправильно уподоблять профессиональному и любительскому спорту, так как сре­ди народных целителей много профессионалов, а среди врачей —много неумелых специалистов.

Такова в общих чертах типология видов и форм фи­зической культуры. Как и в художественной культуре, здесь можно выделить основную и вершинную части айс­берга. Будем относить к спорту любые высшие достиже­ния или проявления наивысшего мастерства в каждом виде физической культуры. Они составляют искусство, т. е. результаты профессионального занятия физкульту­рой. К примеру, спортивные танцы — это спорт, а хоро­вод или дискотанцы — это любительские занятия. Татуи­рование тела в одном случае является профанацией, а в другом превращается в самостоятельное искусство.

Итак, в физической культуре одни виды деятель­ности являются полностью профессиональными, а в других, остающихся по преимуществу любительскими, некоторые достижения или разновидности выступают профессиональными. В целом их соотношение равно приблизительно 50:50. Взаимосвязь любительских и профессиональных видов деятельности можно изобра­зить схематически.



§ 6. Типы культуры

При обсуждении типов культуры мы будем исполь­зовать термины «простое» и «дописьменное», а также «сложное» и «письменное» общество. Дописьменное означает отсутствие письменного языка и соответст­венно описывает большинство доземледельческих об­ществ. Земледельческое общество относится к истори­ческим, так как письменность уже существовала.

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников и собира­телей, культура огородников и фермеров; культура ско­товодов; культура земледельцев; промышленная (инду­стриальная) культура

В основании такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основании которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип — исторически сло­жившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Один хозяйственно-культурный тип, например пер­вобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников приледниковой поло­сы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыж­ные земледельцы и лесные охотники, поливные земле­дельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земле­дельцы тропических долин и суходольные подсечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т. д. Благодаря тому, что технический прогресс посто­янно двигался вперед и соответственно ему развива­лись средства производства, классификация типов хо­зяйственной культуры носит эволюционный характер. Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобытное общество состоя­ло из локальных родственных групп (триб). По време­ни оно было самым продолжительным — существова­ло сотни тысяч лет.
Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушест­во) и огородничество (простейшее фермерство). Ско­товодство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жиз­ни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты по­степенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — пере­ходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взра­щиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, прими­тивные деревянные мотыги — деревянному, а позже

железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государст­ва, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благо­даря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 году до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине — 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массон рассчитал, что для прокорма среднего по численности (150 — 180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было собрать всего за

10 дней.

Производительность труда при орошаемом земле­делии в Месопотамии в 3000 году до н. э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя продуктами пита­ния на год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов.

В первобытную эпоху существовало так назы­ваемое простое общество (термин антропологов, обо­значающий один уровень управления,  отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследо­ватели обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собира­телей.

В науке принято выделять два типа (два этапа раз­вития) простых обществ: локальные группы и перво­бытные общины.

Второй этап — община — в свою очередь подраз­деляется на два периода: а) родовая община, б) сосед­ская община.

Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных соби­рателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называе­мому хищническому, или потребляющему хозяйствова­нию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их пого­ловье за счет искусственного разведения.

На смену бродячим охотникам и собирателям по­степенно пришли оседлые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а прими­тивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превра­щались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а собирательство — фу­ражированием.

Община — это союз нескольких сотен людей, свя­занных между собой узами кровного родства, взаим­ными браками, кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Вплоть до XXвека в России существовали подобные общины, которые на­зывались поземельными.

Хотя численность первобытных людей не превы­шала 5—6 млн, но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселен­ной. Возникла надобность в переходе к новому, более     прогрессивному способу хозяйствования. От собирательства общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

К этому времени технический прогресс ушел да­леко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог про­кормить большее число людей, чем прежде.

Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии — тягло­вый скот. На смену палкам-копалкам пришел плут, за­пряженный волами. Резко поднялась производитель­ность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требуется 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Продук­тивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты подсчитали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция — не­олитическая.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотовод­стве.

Росло население, создавались города. Города заро­дились как центры, где специализировавшиеся на ре­меслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.

Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обме­ном. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в де­ревнях.

Индустриальное общество родилось в XVIIIвеке. Оно — дитя двух революций — экономической и поли­тической. Под экономической подразумевается вели­кая индустриальная революция (ее родина — Англия). А под политической — Великая французская револю­ция (1789—1794).

За три века культура европейского общества из­менилась неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа зако­нодательства.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитар­ных условий жизни и качества питания резко сокра­щается смертность. Средняя продолжительность жиз­ни растет. Увеличивается и численность населения. Люди со все большим желанием мигрируют из села в город — в поисках более комфортной жизни, культур­но разнообразного досуга, лучших возможностей по­лучить образование.

К появлению такого типа общества привели два гло­бальных процесса: индустриализация и урбанизация.

Урбанизация — переселение людей в города и рас­пространение городских ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриализации. Индустриали­зация — применение научных знаний к промышлен­ной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Пе­реход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время пере­ход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинст­во населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Гер­мании — 10%, Японии — 15%.

Индустриализация требует все более подготовлен­ных работников, так как сложность технологии посто­янно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительст­ва: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городском транс­порте на другой конец города, где расположена его фабрика.

Вместо нескольких десятков, в крайнем случае со­тен специальностей доиндустриального общества поя­вились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с     какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них было просто неизвестно аграрному обществу.

Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается пре­кращением товаропроизводящей экономики в обслу­живающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором развития становится уровень образования и знаний. По­добные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постин­дустриальному обществу. Но они не отмечаются в Рос­сии, которая не так давно завершила переход от доин­дустриального общества, где большинство населения вставляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.
Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. К 2000 году так называемые «белые воротнички» — работники, занятые в автома­тизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации,— составят и развитых странах около 90% рабочей силы. Возника­ет особая форма занятости — надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и воз­вращение, то на качественно более высокой ступени. нынешнее поколение «компьютерных надомников», которых насчитываются уже многие миллионы, нажи­мают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Гер­мании 70%.

Кроме того, используются и другие термины: «вто­рая промышленная революция», «третья волна», «супериндустриальное общество», «третья индустриаль­ная революция», «кибернетическое общество». Но чаще всего используется понятие «информационное общество», свидетельствующее о том, что в современ­ном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндуст­риальным, но также информационным, поскольку 60— 80% рабочей силы прямо или косвенно связано с соз­данием, обработкой и передачей информации.

Информация стремительно становится все более и более доступной из-за развития технологии. Персо­нальные компьютеры, автоматическая обработка тек­стов, кабельное телевидение, видеодиски и записываю­щие видеоустройства все шире проникают в дома, школы и офисы.

Каждый год информация в мире удваивается и ут­раивается, выходят все новые информационные кана­лы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная паутина, опутавшая невидимыми нитя­ми весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и пока­зательные операции. Благодаря Интернету можно вой­ти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Про­стое общество — это эпоха человеческих мускулов; аг­рарное общество — силы животных; индустриальное — мощи электричества, пара, ветра, воды; наконец, пост­индустриальное общество — эпоха атомной и термо­ядерной энергии.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.