Реферат по предмету "Культура и искусство"


Творчество ИЕРепина

СеверскийГосударственныйТехнологическийИнститут

КафедраОН

Реферат
ТворчествоИ.Е.Репина

Выполнил:

Принял:

-2002-
Содержание
Вступление.

Значительныйвклад в историюрусской культурывнес художникИлья ЕфимовичРепин. И.Е.Репинпринадлежитк числу выдающихсярусских художниковвторой половины19 века. Его творчествоолицетворяетсобой высшиедостиженияживописипередвижников, стремившихсясделать искусствопонятным иблизким народу, актуальным, отражающимосновныезакономерностижизни. Репинне признавал«искусствадля искусства».«Я не могу заниматьсянепосредственнымтворчеством,- писал он, — делатьиз своих картинковры, ласкающиеглаз…приноравливаяськ новым веяниямвремени. Всемисвоими ничтожнымисиленками ястремлюсьолицетворитьмои идеи в правде; окружающаяжизнь меняслишком волнует, не дает покоя, сама проситсяна холст».
Репин был величайшимреалистом.Окружающимчасто приходилосьслышать от негожалобы на бедностьфантазии. Нодело не в бедностифантазии художника, а в том, что похарактерусвоего дарованияон не мог писать«от себя», повоображению, не мог увлечьсяпридуманным– только многокрасочнаяжизнь, яркиесобытия ичеловеческиехарактерырождали в немтворческоегорение. Но привсей своейлюбви к зримойкрасоте материальногомира Репин былярым противникомнепосредственноготворчества.Ему было свойственноглубокоепроникновениев существопредметов иявлений. Онвыступал за искусство,«просвещенноесветом разума».«Судья теперьмужик», утверждалхудожник- демократРепин и требовалот искусствабеззаветногослужения интересамнарода. Все этопозволилохудожникусоздать наглубоко реалистичнойоснове искусствовысокого стиля, отвечающеена большиеобщечеловеческиевопросы, являющиесязеркалом своеговремени.
Биография итворчество И.Е.Репина.

Родился Репинв 1844 году в Чугуеве(на Украине) всемье военногопоселянина.Его отец, рядовойЧугуевскогоуланскогополка, занималсяторговлейлошадьми. Репинв детстве оченьувлекалсявырезываниемиз бумаги лошадок, которых приклеивалк оконномустеклу, вызываяпросто­душныевосторги зрителей.Когда же емуподарили краски, то ничем дру­гим, кроме рисования, он больше ужене мог заниматься.И все допыты­валсяу навестившейего во времятяжелой болезнисоседки, котораяуте­шала егорассказамио рае: а краскии кисточки тамбудут? Начальныеху­дожественныенавыки Репинполучил в школевоенных топографови в мас­терскойместного живописцаИ. М. Бунакова.Но мечта о высокомискусствевлекла его вАкадемию художеств.
«К 1859 году мечтымои о Петербурге,— пишет Репин,— становилисьвсе неотступнее; только бы добратьсяи увидеть Академиюхудожеств».В 1863 году Репинсмог поехатьв Петербург.Здесь он поступилв Рисоваль­нуюшколу Обществапоощренияхудожников, где преподавалИ. Н. Крам­ской— тогда ещесовсем молодойхудожник; а вянваре 1864 годабыл принят вАкадемию.
Первыегоды учениябыли для Репинаочень трудными.Он испытывалкрайнюю нуждуи впоследствиитак вспоминалоб этом времени:«Чтобы не погибнутьот голода, ябросался навсякую работу— красил надомах же­лезныекрыши, красилэкипажи и дажежелезные ведра».Родители немогли помочьсыну, так какочень нуждалисьсами.… Несмотряна все трудности, Репин упорноучился.Становлениехудожника (темабурлачества)

Овладеваяв Академииосновамипрофессиональногомастерства, Ре­пин какхудожник игражданинразвивалсяпрежде всегопод влияниемИ. Н. Крамскогои В. В. Стасова— признанныхвождей нового, демократи­ческогоискусства.Молодой художникчасто приходилк Крамскому, пока­зывалакадемическиерисунки и своипервые самостоятельныеопыты. Крам­скойвнимательноследил за егоуспехами, беседовалс ним об искусстве, обращая вниманиена необходимостьработы с натуры, возбуждаяинтерес к жизненноважным темам, внушая чувствоответственностиза свое искусствоперед народом.Под влияниемКрамского Репинпомимо обязательныхака­демическихзаданий наисторическиеи мифологическиетемы началработать надсюжетами изокружающейжизни, особенноувлекшись напервых порахпортретамиродных и близких.Вскоре, однако, это увлечениебыло вытесненосерьезным ибольшим замыслом, который нанесколько летпогло­тил всемысли художника.Репин задумалнаписать большоеполотно «Бур­лакина Волге». Идеяэта возниклау него еще встенах Академиихудожеств.ОдаренностьРепина, серьезностьего отношенияк жизни былистоль велики, что позволилиученику Академиинаписать картину, которая нетолько прославилаего, но и сталаэтапным произведениемрусской школыживописи. Вкартине «Бурлакина Волге» (1870—1873)Репин обнаружилсвою склон­ностьк большим обобщениям, к постановкеглубоких жизненныхпроблем.
Бурлачество, как одно извозмутительныхявлений российскойдейст­вительности, низводящеелюдей до уровнярабочего скота, волновало вте годы многихписателей ихудожников, чьи сердцачутко отзывалисьна страданияи горе народное.О великой скорби, выливающейсяв тоскливойбурлацкойпесне-стоне, поведал в своемстихотворении«Размышленияу парадногоподъезда»Некрасов (1858).Бурлакам посвятилисвои картиныхудожники П.О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин.Полотно Репина«Бурлаки наВолге» пользовалосьв свое времянаибольшейпопу­лярностью, так как оноглубже и полнеедругих произведенийраскрываловсе тяготыбурлацкойжизни, рисовалобурлаков людьми, обладающимизначительнымии ярко индивидуальнымихарактерами, обличало жестокуюнесправедливостьугнетениянарода.
Идея картинызародиласьу Репина, когдаон во времяпрогулки поНеве летом 1869года вдругувидел ватагубурлаков, тянущихбаржу, и невдалекеот них группунарядных веселящихсягоспод.
Отправившисьвместе с художникамиФ. А. Васильевыми Е. К. Мака­ровымв поездку поВолге летом1870 года, Репинокунулся всамую гущународной жизни.Бурлаки пересталидля него бытьотвлеченнымпонятием, астали живыми, близкими людьми, со своим внутренниммиром, своимизаботами ичаяниями. Самажизнь вошлав картину художника, наполнив плотьюи кровью тумысль, котораялежала в основезамысла Репина.До конца днейсвоих он не могзабыть многихбурлаков, отведяим значитель­ноеместо на страницахсвоих воспоминанийв книге «Далекоеблизкое». Ипрежде всегопопа-расстригуКанина. Это тотсамый бурлак, которого Ре­пинпоставил воглаве бурлацкойватаги,—человекс просветленным, муд­рым и кроткимлицом. При видеего Репин вспоминало греческихфилосо­фах, которых покупалипатриции Римана рынках рабовдля воспитаниясвоих детей.А много летспустя образКанина опятьвсплывает впамяти Репинапри взглядена Толстого, идущего засохой по пашне.Такие срав­нениямогут зародитьсятолько в умеистинногодемократа.
Обратимсяк рассмотрениюкартины.
По песчанойотмели волжскогоберега на фоненеобозримыхголубых просторовреки прямо назрителя медленнои тяжело движетсяватага обор­ванныхи изнуренныхлюдей.
Во главебурлацкойватаги шествуетКанин — невысокогороста, ши­рокоплечий, коренастыйбогатырь стряпицей наголове, которая, пряча волосы, открываетвысокий лобчеловека-мыслителя, много передумавшегои выстрадавшегона своем веку.На лице и в глазах— выражениепросто­душия, доброты, печали.По правую рукуот Канина, добродушнопосмеи­ваясьи ворчливоподбадриваясоседей, с огромноймедвежьей силойтянет лямкунижегородскийбоец, богатырь-коренник; по левую руку— в исступ­лениинаваливаетсяна лямку всейтяжестью своеготела Илька-моряк, ожесточеннои ироническисмотрящийисподлобьяв упор на зрителя.Следом за ними, меланхоличнопокуриваятрубку и неутруждая себячрезмер­нымиусилиями, спокойношагает длинный, как жердь, бурлакв шляпе. Несколькоотступя от негоеле бредетистощенныйи больной старик, жес­том мучительногоотчаяния стирающийрукавом потсо лба. В порывеболи, обиды ивозмущенияна короткиймиг распрямляетсямолоденькийпаренек Ларька, пытаясь поправитьлямку, к которойон никак неможет приноровиться.Сзади негоопытный спокойныйстарик-бурлакна ходу, не ослабляялямки, достаеткисет с табакоми деловитонабивает имтрубку. За старикомкак-то егозливои неуверенно, мелкими шажкамиидет солдатв сапогах икартузе. А рядом«грек», которыйгордо и угрюмовыполняет своюработу, устремляявдаль тоскующийвзор. Шествиезамыкает понурои удрученноплетущийсябурлак, с трудомпередвигающийнепослушныеноги.
Показываянеимоверныеусилия людей, исполняющих«службу скотинную»(по выражениюСтасова), Репиносновное вниманиеуделяет раск­рытиюхарактеровбурлаков и ихпереживаний.Все лица бурлаковясно читаются, не загораживаядруг друга. Уже здесь, задолгодо появленияпервых портретовлюдей из народнойсреды («Мужичокиз робких»,«Мужик с дурнымглазом», 1877), проявиласьзамечательнаяспособностьРепина воспроизводитьлюдей с почтиосязательнойконкретностью, остро схватываявсю неповторимостьих характераи вместе с темулавливая вних общие признакиопределенноготипа.
Изображаябурлаков, Репинне ограничиваетсяпоказом ихстраданий итого отпечатка, который наложилина внутренниймир людей тягостныеусловия ихсуществования.В среде бурлаковРепин сумелраскрыть настрое­нияглубокогонедовольстважизнью, ожесточения, протеста, сумелпо­чувствоватьв этой пестройи разнохарактернойтолпе народанечто значи­тельное.Прав был Стасов, когда писал, что бурлакив произведенииРепина предстаютне только угнетеннымии несчастными, но и «могучими, бодры­ми, несокрушимымилюдьми, которыесоздали богатырскуюпесню «Дуби­нушку».
Значительностьидей и образов«Бурлаков»потребовалаот художни­каобращения кформам монументальногоискусства.Поражает простотаи лаконизмизображения, почти полноеотсутствиекаких-либодеталей, которыемогли бы сообщитькартине оттенокжанровости.Возвышающаясянад безбрежнымиречными далямиватага бурлаковпроизводиточень вну­шительноевпечатление.Расположеннаяпочти в центреполотна, онабез­раздельноприковываетк себе вниманиезрителя. Этацентричностьпострое­ниягруппы сообщаеткомпозициибольшую завершенность, ясность иурав­новешенность, без которыхнемыслимоподлинномонументальноеискусст­во.Ватага бурлаковчетко организованаи внутри. Онаразбита Репинымна три группы, каждая из которыхобладает своимсмысловымцент­ром. Канинс его «вселенскойгрезой» о иной, лучшей жизни, Ларька с егобурным протестоми «грек», тоскующийо воле, — воттри главныефигуры композиции.Такая разбивкаватаги делаетее легко обозримойи помогаетакцентироватьузловые моментыидейно-художественногоза­мысла.
Не менеесущественнуюроль играети колорит. Стремясьудержать вколористическомрешении картинысвое первоезрительноевпечатлениеот бурлаков, Репин пишетих в гораздоболее темной, сумрачнойгамме, чем пейзаж, противопоставляяего светлым, радостнымкраскам глухиеи тре­вожныетона группылюдей. Это тосамое «темное, сальное, какое-токорич­невоепятно», котороенадвинулосьна солнце иомрачило всевокруг, тотразительныйконтраст, которыйпотряс художникапри первойвстрече с бурлаками.ИсключениесоставляетЛарька в своейярко-розовойрубахе. Выражающийс наибольшейинтенсивностьючувства бурлаков, он и в сво­емколорите какбы концентрирует, доводит донакала пронизанныесол­нечнымзноем краскикартины.
Полотно Репина«Бурлаки наВолге», экспонированноена академи­ческойвыставке 1873 года, стало событиемобщественнойжизни. Значениеего заключалосьв том, что художникв жанровой посути дела сценеи в жизненно-конкретныхобразах сумелвоплотитьбольшие идеисвоей эпохи, создав монументальноепроизведение, главными действующимилицами ко­торогоявляются негерои древности, а простой народсовременнойему России.Отображаявековое угнетениенарода, картинаРепина открываласобой сериюпроизведений70—80-х годов XIX века, в которыхдемократи­ческинастроенныехудожникивыражали своираздумья осудьбах и зна­чениинародных масс.
Стасов считал«Бурлаков»одной из самыхзамечательныхкартин рус­скойшколы. Он писал, что Репин в ней«окунулся сголовой во всюглубину народнойжизни, народныхинтересов, народной щемящейдействи­тельности».Картина «Бурлакина Волге» былаодним из любимыхпроизве­денийМ. Горького.
В 1871 годуРепин окончилАкадемию художеств, получив запрограмм­нуюработу на заданнуюк конкурсу тему«Воскрешениедочери Иаира»большую золотуюмедаль, котораядавала правона заграничнуюпенсио­нерскуюкомандировку.Пробыв за границейс мая 1873 по июль1876 года, преимущественнов Париже, Репин, как и ряд другиххудожниковего времени(Перов, Поленов), не дожидаясьокончания срокапенсионерства, вернулся вРоссию и сразуже поехал ксебе на родину, в Чугуев, мечтаяв непосредственномобщении с народомпочерпнутьновые темы иобразы длясвоего творчества.
Пребываниев Чугуеве оказалосьочень плодотворным: там им былисозданы первыекрестьянскиепортреты-типы(«Мужичок изробких» и «Мужикс дурным глазом»), написаны перваякартина нареволюционнуютему «Под жандармскимконвоем» идовольно живыеи острые, но неслишком глубокиеобличительныесценки «В волостномправлении»и «Эк­заменв сельскойшколе».
В Чугуевеже был исполненпортрет чугуевскогопротодиаконаИвана Уланова— «Протодиакон», который былпринят на 6-юПередвижнуювыставку. Этобыла перваяработа художника, экспонированнаяу перед­вижников.Репин становитсячленом Товариществапередвижныххудо­жественныхвыставок. Всяего дальнейшаятворческаяжизнь оказаласьбезраздельносвязанной сдеятельностьюэтого передовогохудожественногообъединения.
«Протодиакон»принадлежитк числу наиболеевпечатляющихи яр­ких образовчугуевскогопериода творчестваРепина. Силаего воздейст­вия— в органическомсочетанииполноты иконкретностииндивидуаль­нойхарактеристикис глубинойсоциальногообобщения, превращающегопортрет определенноголица в «экстрактнаших диаконов, этих львовдуховенства, у которых нина йоту не попадаетсяничего духовного»(Репин).
Увлекшисьвыразительностьюнатуры протодиакона, Репин вложилв его изображениевесь свойтемперамент, всю глубинусвоего творческогопрозрения, всесвое мастерство.Оттого-то такубедителенсозданный имобраз. Все внем — мясистое, обрюзгшее лицос властнымтяжелым взгля­доммаленькихзаплывших глаз, крутой изгибшироких бровей, большой, потерявшийформу нос, нависающийнад чувственнымртом, тучнаяфигура с бездоннымчревом, на которомпокоится короткопалаяцепкая рука,— обличаетгрубую, примитивную, но сильную инепреклоннуюнатуру, да­лекуюот христианскихидеалов постничестваи смирения, преисполненнуювсех греховныхпомыслов истрастей земных.Так правдивоеизображениенаблюденногов жизни характерав силу его типичностии глубины пости­женияхудожникомприобреталобольшой общественныйсмысл, разобла­чаяистинную природудуховенства.Расцветтворчества

РасцветтворчестваРепина падаетна конец 70-х —начало 90-х годов, совпадая современем расцветарусской демократическойживописи. Вэтот периодРепиным быласоздана большаячасть его лучшихработ — картинна темы из жизнинарода иреволюционно-освободительнойборьбы, исто­рическихполотен, портретов.Но центральнымпроизведениемэтого вре­мени, да и всего творчестваРепина в целом, стала картина«Крестный ходв Курской губернии»(1880—1883). Народнаятема, начатая«Бурлаками», получила в этойкартине многостороннееи широкоеистолкование.
Замыселпроизведениявозник в 1877 годув Чугуеве, гдеРепину дове­лосьнаблюдатькрасочнуюпроцессиюсельскогокрестного хода, но окон­чательнооформилсязначительнопозже, послепоездки в Курскуюгубер­нию, взнаменитуюКоренную Пустынь, славившуюсясвоими многолюд­нымии торжественнымикрестнымиходами. Работанад картинойдлилась нескольколет и была завершенатолько в 1883 году.
Репин изобразилв картине несение«чудотворной»иконы к томуместу, где, попреданию, всвое времяякобы свершилосьее чудесноеявление веру­ющим.Но не следуетсводить замыселхудожника ккритике религиозныхобрядов ипредрассудков.Сюжет крестногохода увлекРепина своейколо­ритностью, возможностьюохватить широкийпласт жизнирусской провин­ции, развернутьперед зрителемвеликое множествочеловеческиххарактерови социальныхтипов. Крамскойсчитал этотсюжет «золотоноснойжилой». И этодействительнобыло так, вособенностипо отношениюк Репину, кото­рыйпо своему дарованиюбыл художникомбольшой темы— мелкие, слу­чайныеэпизоды и события, маловыразительныетипы и характерыникогда непривлекалиего, не могливдохновитьна созданиекартин. Художникомбольших задачи далеко простирающихсягоризонтовназвал РепинаСта­сов.
… В жаркийполдень поширокой пыльнойдороге на фонехолмов с пенькамиот хищническивырубленноголеса торжественнои чинно дви­жетсямноголюднаяпроцессия.Репин с замечательнойконкретностьюсу­мел передатьвсю атмосферупроисходящего: томящий зной, иссушившийвсе вокруг; клубы пыли, поднятые движениемнеисчислимоймассы людей;
ослепительныйблеск солнечныхлучей, как быконцентрирующихсяв сверкающейна солнце золотойризе дьяконаи отражающихсяв радужномпереливе красокпозолоченного, разукрашенногоцветами и лентамивынос­ногофонаря; мерныйрокот толпы, одержимойсознаниемсерьезностисовер­шаемогодела и вместес тем занятойсвоими суетнымистрастями ипомыс­лами.Все это создаетвпечатлениеподлинностиизображенного, позволяетбуквальноощутить колыханиелюдского моряв мареве пыльногонакален­ноговоздуха.
Но Репин неограничилсяэтой внешнейфиксациейсобытия. Изобра­жаятолпу, он создалцелую галереюярких образовпредставителейраз­личныхсословий иклассов пореформеннойРоссии, вскрылсущество ихсоциальныхотношений, царящее в общественеравенство, показал обездоленностьи бесправиенарода и нарядус этим далпочувствовать, что народ живетинтенсивнойвнутреннейжизнью, стремитсянайти правдуна земле, мечтаето лучшей доле.В центре толпы, бесцеремонноприжав к себеикону, величественноплывет толстаяразряженнаяв пух и прахпомещица, счванливымвысокомериемвзирающая наокружающуючернь. При нейнад­менныйи грубый сельскийстароста, дубинкойи окрикамиоберегающийбарыню от напоратолпы. Вследза ними, прямокак на параде, маршируетважный и тупойотставнойвоенный. А чутьв стороне хозяйскойпоступью вышагиваетциничный, хитрыйи прижимистыйкулак-подрядчикс красной лоснящейсяфизиономией.Все эти «хозяеважизни» окруженысзади полу­кольцомзаискивающегоперед ними изанятого своимразговоромдухо­венства, которому и деланет до «чудотворной».Шествие с иконойоткры­ваетрыжеволосыйдородный дьяконв великолепнойзолотой ризе, щеголеватопомахивающийкадилом и кокетливооткидывающийсо лба разметав­шиесякудри.
РазвиваятрадицииПерова-обличителя, Репин трактуетэти образы вострогротесковомплане и в то жевремя оченьсамостоятельно, по-репинскиувлекаясь яркойхарактерностьюсвоих персонажей, словно выхваченныхиз гущи жизни.
Толпу народана переднемплане возглавляютмужики, несущиефо­нарь, в праздничныхкафтанах, подпоясанныекушаками, степенные, серьез­ныеи истовые. Воследсеменят двемещанки с пустымкиотом от иконы, противостоящиемужикам в своемханжестве ижеманстве.Далее следуютрегент со своимразноголосымхором, крестьянка, с любопытствомпогля­дывающаяна дьякона, имногие, многиелица, постепенносмешивающиесяс общим потокомбогомольцев.Общественныйпорядок поддерживаютгар­цующиена лошадяхурядники, безвсякого стесненияпускающие вход кулаки инагайки. Импомогают десятники, отгоняющиев сторону нищих, калек, странников.Образы этихобездоленныхлюдей с наибольшейтепло­той исимпатиейохарактеризованыРепиным. Особенноудался художникуобраз хромогогорбуна. Окрыленныйнадеждой наисцеление, исполненныймечты, неудержимостремитсянесчастныйк месту «чуда», куда направля­етсякрестный ход.Ему пытаетсяпалкой преградитьдорогу десятник, но тот не обращаетна него никакоговнимания. Охватившийгорбуна душевныйподъем преображаетего некрасивоеболезненноелицо. Про­тивопоставляячистоту, искренностьверованийбедняков ханжеству, ли­цемерию, спекуляциирелигиейгосподствующихклассов, Репинутвер­ждаетморальноепревосходствонарода, служащеезалогом егосветлого будущего.
При создании«Крестногохода» Репинупришлось разрешитьтруд­ную композиционнуюзадачу: необходимобыло вписатьв картину огромнуютолпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатленияединой массылю­дей, движущихсясплошным потоком, и при этом необезличитьшествие, представитьего во всеммногообразиисоставляющихего типов ихарактеров.Репин изобразилосновное скопищелюдей на заднемплане. Толпатам бук­вальнозапрудила всесвободноепространствомежду холмамии валом валит, поднимая тучипыли. На переднемплане она растекаетсяна два потокаи, следуя заповоротомдороги, поворачиваетвлево, рядамипроходя мимозрителя. Значительнорастянутыйпередний планпозволяет приэтом раз­ностороннеохарактеризоватьбольшое числолюдей. Этомуже выделениюиз толпы отдельныхперсонажейспособствуети колористическоерешение. Полотновыдержано встрогой цветовойгамме. Яркихкрасочных пятенв картине нетак уж много, но они играютбольшую роль.Вкрапленныев общий черно-коричневыйфон процессии, они создаютвпечатлениепест­роты икрасочности, не нарушаяединства, и вто же времяпомогают худож­никуакцентироватьвнимание зрителяна узловыхмоментах композиции, выделить ведущиеобразы (помещицы, дьякона, урядникас нагайкой, стран­ниц идругих).
Картина«Крестный ходв Курской губернии»была воспринятапрог­рессивнойобщественностьюкак «одно излучших торжествсовременногоискусства»(Стасов). Напротив, реакционнаяпресса обвинилаРепина в крайнейтенденциозности, в нарушениивсех эстетическихпринципов. Онои понятно.Репин-демократбыл творцомнового искусства, служащегоин­тересамнарода. В лицеРепина русскоеискусство вполной мереовладело рольюбеспощадногокритика общественныхявлений, к чемупризывал Н. Г.Чернышевский.В полотне «Крестныйход в Курскойгубернии»художник создалнастоящуюэнциклопедиюрусской жизнипореформеннойэпохи. Впервыев русскойдемократическойживописи приизображениисовременнойдействительностибыла достигнутатакая глубинахудожест­венногообобщения.Работына революционнуютему
--PAGE_BREAK--
Отражая всвоих картинахсущественныестороны современности, Ре­пин не могпройти мимотой борьбы, которую велис самодержавиемв эпоху 70-х годовреволюционеры-народники.Одним из первыхв русском искусствеон обратилсяк созданиюобразов мужественныхи стойких бор­цовза народноедело, утверждаяновые нормыповедениячеловека, новыйэтическийидеал. И еслив своих монументальныхполотнах сизображениемнарода («Бурлаки»,«Крестный ход»)Репин выступалпрежде всегокак мастеростросоциальныххарактеристик, то в картинахна революционнуютему («Арестпропагандиста»в двух вариантах—1878 и 1880—1892 гг.; «Отказот исповеди»,1879—1885; «Не ждал»,1884) он показалсебя тонкимпсихологом, художникомшироких творческихвозможностей, кото­ромудоступны какмногоплановыеэпическиесюжеты, так инапряженныедраматическиеконфликты.ПроизведенияРепина, посвященныегероям ос­вободительнойборьбы, быливосторженновстреченыСтасовым. «Вотэто — настоящее, нынешнее искусство, за которое васвпоследствииособенно высокопоставят», —предсказывалон художнику.
Особеннозамечателенгероическийобраз политзаключенногов кар­тине «Отказот исповед»".
Сюжет картиныбыл взят художникомиз самой жизни.
У верных слугцаризма — тюремщиков— было многовсяких способоввоздействияна заключенных, чтобы пошатнутьих волю, поглумитьсянад ними. Изних, пожалуй, самым издевательскими лицемернымбыл обычайисповеди осужденныхна казнь. Занесколько часовдо свершенияказни к обреченномуна смерть приходилсвященник, чтобы в процессеисповеди выведатьу него всенеобходимое.То, чего не моглисделать следовательи судья, долженбыл сделатьсвященник.
Что мы видимна картине?
В мрачнойхолодной камере, на железнойтюремной кровати, сидит человек, приговоренныйк смертнойказни. На егоизмученномдлительным
заключениемлице выраженарешимостьвынести всестрадания доконца. С презрениеми гневом встречаетон пришедшегок нему священника, обна­руживаяв отказе отисповеди верностьсвоим убеждениям, непреклонностьсвоего характера, силу воли. Гордоподнятая головаосужденного, откры­тая грудьи вся его взятаяв энергичномповороте фигураосвещены скупымсеребристымсветом, который, пронизываяполумрак камеры, выхватываетиз темнотызловеще поблескивающийкрест. Революционерупротивостоиттемная и мрачнаяфигура священника, намеренноизображеннаяхудожни­комсо спины. Репинане интересуетни мир его чувств, ни его личныекачества. Дляхудожника онлишь живоеолицетворениевсех тех силреак­ции, скоторыми боролсяи продолжаетвести борьбуне сломленныйдухом герой.В этом столкновениидвух людейнаглядно раскрываетсяидея произ­ведения, звучит утверждениесправедливостиреволюционнойборьбы и уве­ренностьв ее конечнойпобеде.
Наиболеесовершенноеи глубокоевыражениепсихологическиепоиски Репинанашли в картине«Не ждали»(1884). Замыселпроизведениявозник у художникалетом 1883 годаво время пребыванияна даче в Мартышкино, под Петербургом.Комнаты этойдачи и изображеныв картине. ПозировалиРепину егородные и знакомые: для материвернувшегосяссыльного—тещахудожника, Е.Д. Шевцова, дляжены— В. И. Репина, жена художника, и В. Д. Стасова; девочка написанас Веры Репиной, дочери художника, маль­чик — сСережи Костычева.
Художникизобразил впроизведениинеожиданноевозвращениев семью ссыльногореволюционера.СтремлениеРепина к психологическомурешению темызаставило егоизбрать кульминационныймомент в развитиидействия, запечатлетьту паузу, котораявозникла врезультатевнезапногопоявления напороге комнатыотсутствовавшегодолгие годыдорогого длявсех человека, по-видимому, бежавшего изссылки (о чемговорят какодежда вернувшегося— потрепанныйармяк, стоптанныесапоги, — таки неожи­данностьего прихода).Пройдет этотминутный столбняк, парализовавшийвсю семью, ичувства хлынутнаружу, выльютсяв какие-то шумныевос­клицания, порывистыедвижения, суету.Репин не изображаетвсего этого, предоставляязрителю домыслитьв воображениизапечатленнуюсцену. В картинецарит напряженнаятишина. Смысловыми композиционнымузлом произведенияслужит поединоквзглядов двухфигур — вернувшегосяссыльного, который с тревожныможиданием ищемящей нежностьюсмот­рит в лицоподнявшейсяк нему навстречустарой женщины, и этой женщины, которая сердцемматери ужеузнала своегосына, но ещекак бы боитсяпове­ритьвнутреннемучувству и потомунапряженновглядываетсяв странногопришельца, отыскивая вего постаревшем, измученномлице дорогиеей черты. Художникизображаетфигуру материсо спины, чтобыее лицо своимсложным выражениемне спорило слицом ссыльного, не мешало зрителюв первую очередьвосприниматьименно героякартины. Но каквыразительнаэта фигуравысокой старойженщины в траурномодеянии, дрожащейрукой едвакасающейсяспинки кресла, как бы ища внем опоры! Острыйпрофиль восковоголица матери, седые волосы, прикрытыечерной кружев­нойнаколкой, резкоочерченныйсилуэт ее когда-топрямой и статнойфигу­ры, теперьсогбеннойпреждевременнойстаростью, —всё говорито горе, котороелегло на ееплечи. Все остальныечлены семьиоттенками своихчувств, своегоотношения кпроисходящемудополняютрассказ о постиг­шейих трагедии: оробевшаядевочка, пригнувшаясяк столу и в страхе, исподлобьяглядящая напришельца, неузнавая его(деталь, свидетельству­ющаяо его долгомотсутствии); мальчик-гимназист, весь охваченныйеди­ным порывоми настолькопотрясенныйвозвращениемотца, что кажется— из глаз еговот-вот хлынутслезы; молодаяженщина у рояля, бледное, измученноелицо которойискажено сложнымвыражениемрастерянности, испуга, радости.Художник недает счастливойразвязки вкартине — нев ней дело, а втех противоречивыхи глубокихчувствах, которыепережи­ваетв изображенныймомент каждыйи в которыхотражаютсядолгие годыпрожитой всеминелегкой жизни.
Все членысемьи, за исключениемссыльного, данына фоне и вокру­жениивещей (мягкоекресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которыесоздают атмосферусемейного уюта.Этот семейныйуют, привычныйуклад жизнисемьи, которыйчитается втолько чтопрерванныхзанятиях каждо­гоиз присутствующих, объединяютвоедино ихвсех. И тольковернувшийсявыглядит в этойсветлой, чистой, прибраннойкомнате пришельцемиз дру­гогомира. С ним этотмир человеческихстраданий, бедствий иунижений врываетсяв комнату, расширяярамки изображенияи напоминаяо той жестокойжизни, котораяцарит за пределамиэтого маленького«островка».Ссыльный вмомент, представленныйв картине, ещепротивостоитвсей семье. Егоотчужденность, необычностьвсего его видаподчеркиваютдрама­тизмпроисходящего.Вернувшийсядан в пустомпространствекомнаты. Емунадо сделатьнесколько шаговнавстречублизким, надопочувствовать, что они принялиего, рады встречес ним. Художникнезаметноповышает горизонтв той частикомнаты, гдестоит вошедший.Половицы поластре­мительнои в сильномперспективномсокращенииуходят в глубину— соз­даетсяощущение, чтопочва ускользаету него из-подног. Оттого такне­уверен иробок шаг героякартины. Тонкопочувствованноепсихологичес­коесостояниевернувшегосяссыльногонаходит яркоезрительноевыра­жение.
Верно улавливаяпсихологическуюатмосферупроисходящего, Репин не показываетв картине простойи открытойрадости встречи, что крайнеупростило бысодержаниепроизведения.Но несколькиминенавязчивымимоментами(как-то, восторженнаяэкзальтациямальчика, свидетельствую­щаяо том, что в семьечтут памятьоб отце, а такжевисящие настене порт­ретыНекрасова иШевченко —борцов за народноесчастье) художникдает почувствовать, что годы долгогоожидания, заботи тревог несломили этихлюдей, не убилив них веры всправедливостьтого дела, которомуотдал все своисилы близкийим человек. Вэтой теме моральногооправданиягероя — высокийгражданственныйпафос произведения, его этическийсмысл.
Серьезностьи общественнаязначимостьпроблем, которыебыли под­нятыРепиным, заставилиего решатьпроизведениена большомхолсте, в формах, очищенных отэлементовжанровостии бытовизма.Современнаятема получилаисторическоеистолкование, приобрелабольшое общечело­веческоесодержание.
«Не ждали»— одна из самыхпленерных, напоенныхсветом и возду­хомработ Репина.Рассеянныйсвет, льющийсячерез открытуюдверь бал­кона, приглушаеткраски картиныи в то же времяпридает имособую све­жестьи чистоту. Этасветлая, тонкосгармонированнаягамма хорошосоот­ветствуетэмоциональномустрою произведения, чистоте чувствизображен­ныхлюдей.
Глубинапсихологическогоанализа, достигнутаяРепиным в картине«Не ждали», ставит его водин ряд с лучшимирусскими писателямиXIX века, тонкимизнатокамичеловеческогосердца, такими, как Тургенев, Толстой, Достоевский.Историческаяживопись

Наряду скартинами насовременныетемы большоеместо в творчествеРепина занималаисторическаяживопись. Ноистория дляхудожникасу­ществовалалишь постольку, поскольку онабыла связанас современностью, помогала решатьнаболевшиепроблемы егоэпохи. Психолога-Репинаи в историипрежде всегоинтересовалисильные человеческиехарактеры, столкновениястрастей, патетикачувств, находящаявыражение вяркой экспрессиилица, драматическиеконфликты.Художникомбыли созданытакие широкоизвестныеисторическиеполотна, как«Царевна Софья»(1879), «Иван Грозныйи сын его Иван»(1881—1885), «Запорожцы»(1878— 1891). И здесь, каки в картинахна темы современнойжизни, Репинсоз­дает широкиеэпическиеполотна с множествомярко типическихобразов, взятыхв своей неповторимойхарактерности(«Запорожцы»), ищет остро­драматическиеситуации, чтобыпредставитьчеловека вмомент наивыс­шегонапряженияего страстей(«Иван Грозный»,«Царевна Софья»).
Картина«Царевна СофьяАлексеевна»была первымпроизведениемхудожника наисторическуютему; полотнобыло написанов 1879 году, вскорепосле возвращенияиз пенсионерскойкомандировки.Это, по су­ществу, портрет-картина.
Софья интересовалаРепина какчеловек сильного, неукротимогохарак­тера.В ней сочеталисьвластолюбие, государственныйум, культураи вместе с тем«мужицкая»грубость.
Репин изобразилСофью в кельеНоводевичьегомонастыря, кудаона была заточенав 1697 году за организациюзаговора иучастие в стрелецкоммятеже, направленныхпротив ПетраI. Петр сам раскрывалвсе нити заговора, допрашивалсвою сеструи беспощаднорасправлялсясо всеми ееприверженцами, в первую очередь— со стрельцами.
На картинеСофья представленастоящей у стола, скрестив нагруди руки; она еле сдерживаетбессильныйгнев и негодование.Художник сумел ярко охарактеризоватьнезауряднуюнатуру царевны, выразительнопере­датьисторическуюобстановкуи существопроисходящего, подчеркнувобре­ченностьСофьи изображениемв окне головыповешенногострельца. Какверно отметил И.Н.Крамской,«Софья производитвпечатлениезапертой вжелезную клеткутигрицы, чтосовершенноотвечает истории».
Но драматизмв картине «ЦаревнаСофья» носитв определенноймере внеш­нийхарактер. ОбразСофьи не свободенот театральнойаффектациидушев­ныхдвижений.
Гораздобольшей силойвоздействияна зрителя, большим внутреннимнапряжениеми остротойпсихологическогоконфликтаобладаетпрослав­леннаякартина Репина«Иван Грозныйи сын его Иван».
Вот как самхудожник рассказываето возникновенииее замысла:«Как-то в Москве, в 1881 г., я слышалновую вещьРимского-Корсакова«Месть». Онапроизвела наменя неотразимоевпечатление.Эти звуки зав­ладелимною, и я подумал, нельзя ли воплотитьв живописи тонастроение, которое создалосьу меня под влияниемэтой музыки.Я вспомнил оцаре Иване. Этобыло в 1881 г. Кровавоесобытие 1-гомарта (деньубийствана­родовольцамицаря АлександраII) всех взволновало.Какая-то кроваваяполоса прошлачерез этот год(участникипокушения нацаря были приговоренык смерти.) Я работалзавороженный.Мне минутамистановилосьстрашно. Яотворачивалсяот этой картины, прятал ее. Ночто-то гналоменя к этойкартине, и яработал надней».
Репин изобразилгрозного царяИвана IV в моментстрашногодушев­ногопотрясения.На смену безудержному, слепому гневу, в припадкеко­торогоцаревичу былнанесен смертельныйудар жезлом, пришло сознаниенепоправимостисодеянного, безумный, почтиживотный страхи раскаяние.Жалко и одновременнострашно в своейпотерянностии отчаяниистар­ческоелицо царя сзастывшими, обострившимисячертами. Посравнению сним лицо умирающегоцаревича выглядитгораздо болееодухотворенным, человечным, живым. Такимоно становитсяблагодаряпереполняющимца­ревичачувствам —жалости к отцуи прощения. Ониочищают егодушу, возвышаютее над всемимелкими, недостойнымичеловека страстями, по­служившимипричиной егогибели. «Представьтесебе Грозного, с которогососкочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка,— ничего этогонет, перед тобойвыбитый изседла зверь, который подвлиянием страшногоуда­ра на минутустал человеком»,— передавалсвое впечатлениеот картиныписатель Гаршин, позировавшийРепину дляобраза умирающегоцаревича. Кстатисказать, судьбасамого Гаршинабыла такжетрагична: тригода спустяпосле созданияРепиным картиныон в припадкепсихическойболез­ни бросилсяс пятого этажав пролет лестницыи разбилсянасмерть.
Колориткартины «ИванГрозный» —мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный— эмоциональноподготавливаетзрителя к восприятиютой жестокойдрамы, котораяразыгрываетсяна его глазах.Эпизод, проис­шедшийв связи с картиной«Иван Грозный»в галерее П. М.Третьякова, крайне показателендля реакциина нее зрителей.Однажды одиниз посети­телейгалереи, АбрамБалашов, невыдержав страшногозрелища, представ­ленногоРепиным, бросилсяк полотну и сословами «ненадо крови, до­вольносмертей, довольнокрови ...» располосовалего ножом внесколькихместах.
Анализируякартину, следуетподчеркнуть, что гнев художника, его пафос обличениянаправленыне противбесчеловечностигрозного царя-зверя, а против техусловий, которыесделали еготаковым, противсамодер­жавнойвласти, убивающейи калечащейв человеке всеистинно человечес­кое.Обер-прокурорсинода Победоносцевправильноуловил целенаправлен­ностькартины, свозмущениемнаписав о нейАлександруIII:«… .Удиви­тельноеныне художество: без малейшихидеалов, толькос чувствомголого реализмаи с тенденциейкритики и обличения.И к чему тутИван Гроз­ный? Кроме тенденцииизвестногорода не подберешьиного мотива».
Картина «ИванГрозный и сынего Иван» былапоказана в 1885году на XIII Передвижнойвыставке вПетербургеи вызвала бурнуюреакцию публики.При открытиивыставки вМоскве последовалораспоряжение— работу Репинане экспонировать.Этот запретоставалсядолгое времяв силе и послетого, как произведениебыло купленоП. М. Третьяковым.
Одновременнос картиной«Иван Грозный»Репин работалнад полот­ном«Запорожцы, пишущие письмотурецкомусултану». Этополотно при­надлежитк числу наиболеезначительныхпроизведенийисторическойжи­вописи Репинаи в то же времяявляется однимиз самыхнародных еготворений. Демократизмидеалов художника, глубокое пониманиеим пси­хологиинарода, любовько всему яркомуи героическомупозволилиРепи­ну написатьэто замечательноеполотно. Картина«Запорожцы»создаваласьна протяжении80-х годов XIX века.Сокровищницарусской демократиче­скойживописи пополниласьв эти годымонументальнымиполотнамиСурикова, Репина, Васнецова, вкоторых народвпервые в историирусской живописипредстал всвоем величии, непобедимостии мощи. Средиэтих полотенпочетное местопринадлежит«Запорожцам».
Запорожскаявольница, которойпосвятил своеполотно Репин, была в егопредставлениитой народнойреспубликой, где нашлиосуществлениелучшие демократическиеидеалы человечества.Тот факт, чтоРепин идеа­лизировалЗапорожскуюСечь, не имеетв данном случаебольшого значе­ния.Важно то, чтохудожник утверждалв своей картинеэти высокиеде­мократическиепринципы всеобщейсвободы, равенстваи братства, показал красотуи величие народа, защищающегосвою независимость, свое боевоетоварищество.
Картинанаписана насюжет знаменитогописьма запорожцевтурец­комусултану. Народныепредания донеслидо нас этотэпизод в следующемвиде: разгневанныйна казаков заистреблениеими 15-тысячноговойска султанМахмуд IV прислалим грозноеписьмо, повелеваядобровольносдаться и угрожаяв случае отказапоголовнымуничтожением; запорожцыответили султанунасмешливымписьмом, бросивему открытыйвызов. Историянаписания этогописьма и леглав основу картины.
На переднемплане Репинизобразилзапорожцев, которые собралисьза наспех сколоченнымдощатым столом, чтобы датьотповедь заклятомуврагу. Дружнотрудятся онинад составлениемиздевательскойграмоты и широкопо степи разноситсяих гомерическийхохот. Тут икошевой атаманСерко, сдержанноулыбающийсяв усы и обжигающийвзглядом своихна­смешливых, умных глаз; иразразившийсягромоподобнымхохотом могу­чий, грубовато-прямодушныйи властный«Тарас Бульба»; и лукавый пи­сарь, с ехиднойстарательностьюнанизывающийна бумагу забористыевы­ражения, которые подсказываетему полуобнаженныйказак-острослов;
и задумчивоулыбающийсямолодой красавец«Андрей»; идюжий рубака-воин, серьезный ипростодушный, как дитя; изаливающийсятонким виз­гливымсмехом живой, ехидный, смешливыйдед и многиедругие. В без­удержномсмехе запорожцевнад жестокимврагом наканунебоев с нимобнаруживаетсяих героическийдух, независимость, удаль и боевойзадор.
Репин показываеткрепкую боевуюсплоченностьзапорожскихры­царей, великуюсилу их товарищества.Оно проявляетсяи в том, как тесносгрудилисьзапорожцывокруг стола, кровно заинтересованныев общем деле, и в том, как онисвободно инепринужденнообращаютсядруг с другом, и в том, как дружнореагируют напроисходящее.
Запорожцыизображенына фоне широкойстепи. За ихспинами царитобычная лагернаяжизнь: поднимаетсяк небу дым костров, снуют люди, колышатся пики, гарцуют конники.Этот фон повышаетгероическийпафос звучанияполотна. Да исами запорожцыпредставленыво всем их боевомвооружении, великолепнонаписанномРепиным.
В картиненет главныхи второстепенныхперсонажей, нет разделенияна героев итолпу, как этобыло принятов академическойживописи. Всеобразы обладаютяркой выразительностью, все являютсягероями произ­ведения.В этом решенииисторическойтемы сказалсяподлинныйдемокра­тизмРепина, егопредставлениео народе како движущей силеистории.
Изображаяэпизод из историиЗапорожскойСечи, Репинподнял его довысокого героическогозвучания. Егогерои — людиособой богатырскойпороды, сродниобразам эпопеиГоголя «ТарасБульба», которойвдохнов­лялсяРепин в процессесоздания картины.Представленныебольше нату­ральнойвеличины инаписанныес предельнойрельефностью, фигуры запорожцевс трудом вмещаютсяв пределы большогополотна. Репинупри­шлосьвыслушать многоупреков за эту«тесноту». Ноэто был сознательныйхудожественныйприем, которыйспособствовалвпечатлениюмощи изо­браженныхлюдей.
Вся сценаочень естественноскомпонованаРепиным, наполненавнут­реннейдинамикой, кипением страстей(по экспрессиилиц, насыщенностибурными эмоциямикартина незнает себеравных). И вместес этим ком­позицияполотна подчиненатребованияммонументальногоискусства.Расположениеперсонажейлишено натуралистическойслучайности.Не боясь нарушитьвнешнее правдоподобие, Репин большуючасть людейизо­бражаетлицом к зрителю, как бы веерообразнораспластываягруппу на плоскостихолста. Этодает ему возможностьсосредоточитьвнимание налицах запорожцев, обыгратьвыразительностьих типов ихарактеров.Благодаря своейцентричностии подчеркнутойфронтальностикрайних, фланкирующихсцену фигуркомпозицияобладаетустойчивостью.При этом онауравновешенав основныхсвоих компонентах— многие персонажив правой и левойчасти картиныданы в соответствиидруг с другом.Замы­кающиес двух сторонизображениеказаки, стоящиеспиной к зрителю, статичностьюсвоих фигурупорядочиваютсложное переплетениепоз и ракурсовзапорожцев, увлеченныхсочинениемписьма. Строгиевертикали пики фигур поддерживаютторжественныйритм монументальногополотна. Мажорныеяркие краскикартины чутьпогашены сумеречнымосвещениемпредвечернегочаса и потомуне нарушаютвозвышенно-героическогостроя произведения, не мельчат егосвоей пестротой.
«Запорожцы»для Репина былине просто однойиз картин, написан­ныхпа историческийсюжет, а имелигораздо большеезначение. Ониявля­лись длянего неиссякаемымисточникомверы в силународную, живымсвидетельствомбогатстванародной души, заветной мечтойо великом ипрекрасномбудущем народа.И недаром художникотносился кним не как кгероям далекогопрошлого, а какк живым и дорогимдля него людям.«Чертовскийнарод! — восхищалсязапорожцамиРепин. — Никтона све­те нечувствовалтак глубоко«свободы, равенстваи братства»(из письма к В.В. Стасову).
Картина«Запорожцы», рассказывающаяо героическихподвигахсво­бодолюбивогои мужественногонарода, принеслаРепину славуподлинноисторическогоживописца.Ничего равногоей художникууже больше неудалось создатьв областиисторическойживописи.Портретнаяживопись

Репин былхудожникомшироких творческихинтересов, многогранноготаланта. Бесконечновлюбленныйв жизнь, неисчерпаемоебогатство еепроявлений, он пыталсяохватить всвоем творчествемногие стороныокру­жающейего действительности.Но предметомсамого пристальногоего вни­маниявсегда оставалсячеловек. Поэтому-тоРепин и былпервокласснымпортретистом.Глубина проникновенияв характеризображаемого, восприятиечеловека нетолько в неповторимомсвоеобразииего личности; но и в ее социальнойобусловленности, поразительноепортретноесходство и, наконец, виртуозноевладение живописнойтехникой сделалиРедина однимиз крупнейшихпортретистовXIX века.
ПортретноетворчествоРепина — новыйэтап в развитиирусского порт­рета, завершающийдеятельностьв этой областитаких замечательныхпорт­ретистов, как Перов иКрамской. ПортретыРепина подкупаютсвоей под­линностью, способностьюхудожника внепосредственном, казалось бы, слу­чайномсостояниичеловека увидетьпроявлениесущественныхсторон егонатуры, умениемтонко подметитьспецифику позы, жеста, мимикилица портретируемого, мастерствомпередачи ощущенияживой плотичелове­ческоголица и фигуры.Исключительноширок был кругпортретируемыххудожником— от простыхмужиков («Мужичокиз робких»,«Мужик с дурнымглазом») доизвестныхписателей, музыкантов, общественныхдея­телей(портреты Л.Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитораМусоргского).Мастером групповогопортрета Репинпоказал себяв картине«ТоржественноезаседаниеГосу­дарственногоСовета» (1901—1903).Проникновеннымлиризмом отличаютсяженские портретыхудожника —«Отдых», «Осеннийбукет» и др.
Одним излучших портретовРепина справедливосчитаетсяпортрет М. П.Мусоргского, автора всемирноизвестных опер«Борис Годунов»и «Хо­ванщина».Портрет написанв феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго досмерти композитора, находившегосяна излечениив Николаевскомвоен­ном госпитале.При всей глубинехарактеристикиРепину удалосьпередать впортретенепосредственностьпервого впечатления, сохранить вего живописисвежесть этюда.Художник нескрыл следовтяжелого недуга, наложившегонеизгладимуюпечать на весьоблик Мусоргского.Конкрет­ностьизображенияодутловатогоот болезни лицакомпозитора, его помут­невших, словно выцветшихглаз, мягкихспутавшихсяволос простопорази­тельна.Зритель воочиюощущает этубольную человеческуюплоть, видит, что дни композиторасочтены. Но завсем этим оченьявственнопроступаетиное. Чистые, как родниковаявода, печальныеи все понимающиеглаза осве­щаютлицо Мусоргского; приковываютвнимание еговысокий, открытыйлоб, по-детскинежные, доверчивыегубы. И уже небольной, угасшийчеловек встаетперед глазами, а человек большойдуши и доброгосердца, глубо­кий, думающий, натураширокая, богатырская.Вспоминаютсяпортреты техпотомков запорожскихказаков, которыхписал Репин, путешествуяв 1880 году по местамбывшей ЗапорожскойСечи в поискахматериала длясвоей картины«Запорожцы».Иллюзию усиливаетсвободно распахнутаяна груди Мусоргскогорасшитая украинскаясорочка. ПортретМусоргскогосвидетельствуето беспощаднойостроте художническоговидения Репина, его непредвзятостии вместе с темо гуманизмехудожника, оего высокомпредставлениио человеке.
В. В. Стасовочень ценилэтот портретРепина. «Извсех, знавшихМусоргского,—утверждалон,—не былоникого, кто неостался бы ввостор­ге отэтого портрета— так он жизненен, так он похож, так он вернои прос­то передаетвсю натуру, весь характер, весь внешнийоблик Мусоргского».
Не менеезначителени портрет Л. Н.Толстого (1887).Толстого Репинписал не одинраз. Он преклонялсяперед гениемТолстого, былблизко зна­комс его семьейи зачастуюбывал в ЯснойПоляне. Портрет1887 года принадлежитк числу лучшихизображенийТолстого ипользуетсянаи­большейпопулярностью.Он был написанв течение трехдней — с 13 по 15августа. Писательизображен внем сидящимв кресле, с книгойв руке. Кажется, что он лишь наминуту оторвалсяот своего занятияи вот-вот сновапогрузитсяв чтение. Этотудачно выбранныймомент далвозмож­ностьхудожникузапечатлетьТолстого смаксимальнойпростотой иестест­венностью, без малейшегопозирования, чем обычнострадают дажелучшие портреты.Легкий развороткресла в пространствепозволяетпридать позеписателя особеннуюнепринужденность, не прибегаяк сложномуракурсу фигуры.Писатель изображенпочти фронтальнопо отношениюк плоскостихолста. Этапростота егопосадки в креслехорошо отвечаетвсему его обликуи душевномусостоянию.Строгие, проницательныеглаза, лохматые, серди­то насупленныеброви, высокийлоб с резкопрочерченнойскладкой — всеобличает вТолстом глубокогомыслителя инаблюдателяжизни с его«сильным, непосредственными искреннимпротестомпротив общественнойлжи и фальши», с его «трезвымреализмом», срывающим всеи всяческиемаски (Ленин).С великолепнойпластичностьюнаписано лицоТолстого, вособенностиего лоб. Серебристыйрефлекс рассеянногосвета, падающийна лицо, выявляетбугристуювыпуклостьэтого большоголба, подчеркиваетзатененностьглубоко посаженныхглаз, которыеот этого становятсясуро­вее, строже.Раскрываясущество характерапортретируемого, его общест­веннуюзначимость, Репин нискольконе идеализируетвеликого писателя, не пытаетсяокружить егоореолом исключительности, что свидетельствуето подлинномдемократизмехудожника. Весьоблик Толстого, манера дер­жатьсяподчеркнутопросты, обыкновенны, будничны и вто же времяглубоко содержательны, индивидуальны.Чисто русскоелицо, скореемужика, чембарина-аристократа, некрасивое, с неправильнымичертами, ноочень значительное, умное; подтянутая, пропорциональнаяфигура, в которойпроглядываетсвоеобразноеизящество исвободнаяестественностьхорошо воспитанногочеловека, —такова таразносторонняяи предельноконкретнаяхарактеристикавнешностиТолстого, котораяделает егонепохожим нина кого другого.Внимательнаяфиксация всехэтих черт позволилаРепину убедительнопередать черезвнешний обликсущество натурыпортре­тируемого, всю ее сложностьи противоречивость.
Портретнаписан в оченьсдержанной, строгой серебристо-чернойгам­ме: черная, ниспадающаямягкими складкамиблуза, черноеполированноекресло с серебристо-белымбликом светана нем, белые, чуть шероховатыепо фактурелисты раскрытойкниги и серо-серебристыйфон, сквозькото­рый просвечиваетсветлый золотистыйподмалевок, благодаря чемуфон кажетсяпрозрачным, вибрирующим, создавая впечатлениесветовоздушнойсреды, окутывающейфигуру. И тольколицо (и частичноруки) Толстоговырываютсяиз этого общеготона. Они чутьтронуты красноватымзагаром, какбудто обветренны.Этот моментрасширяетхарактеристикуобраза — глядяна лицо Толстого, на его тяжелыенатруженныеруки, невольнопредставляешьего себе нетолько за письменнымстолом, с книгойв руках, но и вполе, за сохой, в тяжелом трудепытающемсяприобщитьсяк жизни народа(кстати сказать, Репиным быланаписана итакая картина, изображающаяТолстого напашне, идущегоза сохой поборозде).
При всейпростоте икажущейсябудничностиоблика и манерыпове­денияТолстого, чтотак хорошоудается передатьв портретеРепину, изо­бражениевеликого писателянисколько неснижено, незамельчено, лишено жанровости.И это не толькоблагодаряглубокойпсихологическойхарак­теристике.Общая композицияпортрета, построеннаяпо принципукласси­ческоготреугольника, известнаяфронтальностьпозы, картинностьвсего изображения, представленногона холсте большогоформата, способствуют впечатлениюзначительностиобраза. Силуэтфигуры обобщени отчетливорисуется насветлом фоне.Таким образомвнутренняяхарактеристикаТол­стого находитв общем решениипортрета своезаконченноевыражение, благодаря чемуРепину и удаетсядобиться высокойхудожественнойцель­ностиобраза.
Портрет Толстогоочень показателендля творческогометода Репина, для его манерыпортретированиячеловека. Сравнениеего с портретомТол­стого, написаннымКрамским в 1873году, даетвозможностьнаглядно ощу­титьособенностирепинскогопортретногоискусства, дальнейшееразвитие в еготворчествеэтого жанраживописи. Крамскойс большой силойобраз­нойвыразительностии глубинойхарактеризуетТолстого каквыдающего­сямыслителя, раскрываетего общественноезначение какгениальногопи­сателя землирусской. ОбразРепина, не уступаяв своей значительностиобразу Крамского, отличаетсябольшей многогранностью; он гораздоболее конкретени остроиндивидуален, сочетая живуюнепосредственностьпере­дачи частныхособенностейвнешнего обликаи характераТолстого спро­никновеннымпониманиемсущества еголичности —писателя игражданина.Кроме того, портрет Толстогоработы Репинаболее совершененв живописномотношении.ДостиженияРепина в областипленера обогатиликолористическуюгамму его портрета, сделали цветосновным средствомэмоциональнойвыразительностиобраза. В этомследует видетьне только заслугуодного Репина, но результатобщей эволюциирусской живописи, необходимостьдвижения которойк свету, краскамотлично понималКрам­ской, ноне мог ещеосуществитьв своем творчестве.
Заключение

Репин прожилдолгую жизнь.И каждая минутаее была отданатвор­честву.К старости онтак перетрудилсвою правуюруку, что онаначала сохнуть.Тогда Репиннаучился держатькисть в левойруке — жить ине писать онне мог. Замыслывсе новых иновых картинне покидалиего, жиз­неннаяэнергия неиссякала. Достаточносказать, чтона склоне днейсвоих, в 1908 году, он написал сбольшим темпераментомкартину «Черноморскаявольница», ещераз, воспев вней удаль ивольнолюбиезапорожцев.
О любви Репинак искусствуярко свидетельствуетего письмоСтасову: «Я всетак же, как ссамой юности,— люблю свет, люблю истину, люблю доброи красоту каксамые лучшиедары нашейжизни. И особенноискусст­во! Искусство ялюблю… больше, чем всякоесчастье и радостижизни нашей…Оно всегда ивезде, в моейголове, в моемсердце, в моихжела­ниях лучших, сокровеннейших.Часы утра, которыея посвящаю ему,— лучшие часымоей жизни».
Весьма значительнаи деятельностьРепина-педагога.С 1894 по 1907 год онпреподавалв Академиихудожеств, воспитав заэто время многохудожников.Его ученикамибыли Кустодиев, Малявин, Кардовский, Грабарь, Бродскийи другие. Особенноже велика егороль в формиро­ванииталанта Серова.Репин был такжеталантливымписателем, очем свидетельствуютего статьи икнига воспоминаний«Далекое близкое».
С 1900 года стареющийхудожник поселяетсяна даче «Пенаты»в Куоккала ипостепенноотходит отхудожественнойжизни, в которойрань­ше принималживейшее участие.Некоторое времяего еще навещаютрус­ские художники, писатели, нос годами этасвязь ослабеваети почти пол­ностьюпрерываетсяпосле Октябрьскойреволюции, когда местечкоКуок­калапередаетсяФинляндии.
Репин болезненнопереживал своюоторванностьот родины. «Совсемв плену, в ссылкеживешь», — жаловалсяон друзьям.Лица, окружавшиеего, были враждебнонастроены поотношению ксоветскойРоссии и стара­лисьвлиять на художника.Но даже и в этихусловиях онпродолжалвсег­да живоинтересоватьсявсем происходящимтам. В 1926 году«Пенаты» посетиладелегациясоветскиххудожников, которая передалаРепину пред­ложениеСоветскогоправительствавернуться народину. Репинс радостью принял этопредложение, загорелсяжеланием ехатьв Россию, ноосущест­витьсвое намерениеему не удалось— помешалаболезнь. 29 сентября1930 года Репинане стало.
Творческоенаследие Репинаочень велико.Его вещи рассеяныпо многим частнымколлекциям.Наиболее значительныепроизведениянахо­дятсяв Третьяковскойгалерее и Русскоммузее. ПопулярностьРепина в народес годами неослабевает.Его искусствобыло одухотвореноидеей служенияинтересамнарода, поэтомуоно дорого, близко и понятнолюдям.Списокиспользуемойлитературы

И.Е.Репин, Далекое близкое, М., Изд-во Академии Художеств СССР, 1964.
Корней Чуковский, Из воспоминаний, М., Детгиз, 1959.
Игорь Грабарь, Репин. Монография в двух томах, М., Изогиз, 1937.
О.А.Лясковская, Илья Ефимович Репин, М., «Искусство»,1962.
А.А.Федоров-Давыдов, Илья Ефимович Репин, М., «Искусство», 1961


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Инвестиции как фактор обеспечения устойчивого экономического развития»
Реферат Формування асортименту контроль якості та організація торгівлі напівкопченими ковбасними виробами
Реферат 1765 ■Об «Сыны свободы» /1788
Реферат Период Патристики. Аврелий Августин
Реферат Средства массовой информации информирование и предвыборная агитация
Реферат Инструментальные средства Microsoft Office
Реферат He образуется в результате распада радиоактивного изотопа водорода трития
Реферат Діагностика та комплексне лікування місцево поширеного раку щитоподібної залози
Реферат Внешняя среда организации и е влияние на эффективность управления
Реферат Понятие налогового учета Налоговый бюджет организации
Реферат African Dread And Nubian Locks Essay Research
Реферат Модель фінансової діяльності комерційного банку та її застосування на прикладі АКБ Правекс-банк
Реферат Бухгалтерский учёт вкладов в рублях и иностранной валюте
Реферат The United States of America 2
Реферат Conflict In The Outsider Essay Research Paper