Реферат по предмету "Культура и искусство"


Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в тувинском фольклоре

--PAGE_BREAK--отдождяначинаетсяпотоп»).

Пословицыотрицаютвозможностьполного, исчерпываю­щегознаниявсего, ноневпринципе, алишьдляодного, от­дельногочеловека. Убеждениевпринципиальнойпознаваемо­стимирасодержитсявтувинскойпословице«Угаандатончу чок»(«Познаниебесконечно»), взагадке«Каракчивешара-зындакаяа-даачедебээр»(«Вмгновениеокадоходитхоть докуда»—мысль).

Философыполагают, чтонародныйматериализм, будучи стихийнымисовершеннонаивным, неможетпредохранятьего созидателейиносителейотвоздействиярелигиозно-идеалисти­ческойидеологии, котораянетольковнедряетсявихсознание извне, ноиимеетпрочнуюбазувобщественно-экономичес­кихусловияхбытиясамихнародныхмасс.

Впредставленияхтувинцевомире, окружающейприроде значительноеместозанималимифологическиевоззрения, на которыеопиралисьишаманизм, иламаизм. Восновемифологи­ческихпредставленийдавнихпредковтувинцев, какиумногих первобытныхплемен, лежитверавовсемогуществоприроды. Отсюдачрезвычайнаяраспространенностьиотносительнаяста­бильностьвпроизведенияхтувинскогофольклораразнообраз­ныхвоззрений, содержащихидеюнеразрывностичеловекаи природы.

Особенношироковтувинскомфольклореотразилисьто­темистические, фетишистскиеианимистическиевоззрения.

Вработахподревнейшимпериодамчеловечества2более раннейформойвозникающегорелигиозногосознанияичув­ствасчитаетсятотемизм. Вродоплеменныхколлективахсозда­валисьпредставленияобихродствеспокровителямиизмира природныхявлений, животных, птиц, растений, предметов, ко­торыесчиталисьпервопредкамилюдей, тотемами. Всвязис этимиповерьямивозниклисамыепричудливыеобряды, часть которыхнашласвоеотражениевдревнихфольклорныхжан­рах. Посколькувкачестветотемоввыступалиживотные, иног­дарастения, тоихвданномродеилиплеменизапрещалось уничтожатьиупотреблятьвпищу.

Какотмечаютисследователи3, такиезапретысуществовали иутувинцев. Внекоторыхродоплеменныхгруппахнеубивали медведей, змей, обожествлялилебедя, орла, считаяихсвоими первопредками. Обэтомсуществуетмножествосказок, ле­генд, преданий.

Бытуют, например, легендыотойилиинойгенеалогичес­койилимагическойсвязинекоторыхродоплеменныхгруппту­винцевсживотнымиилиптицами. Этовыражено, например, в самоназванииродовкуулар(куу— лебедь), адыг-тюлюш(адыг — медведь).

Фетишизмупервобытныхлюдейявляетсядревнимпред­ставлениемотом, чтобудтобымеждулюдьми, предметамии ихнаименованиямиестьтакжесверхъестественныесвязиичто благодаряэтомускрытыедобрыеизлыесилымогутоказы­ватьсвоевлияниенасудьбучеловека.

Впроизведенияхтувинскогофольклорафетишистскиепред­ставлениявыраженывобразахсвященныхскалидеревьев. Всетемагическиепредметы, спомощьюкоторыхгеройсо-оершаеттеилииныечудодействия, составляютосновнуюспе­цифическуюособенностьволшебнойсказки.

Втувинскойсказке«ХайындырынмайБагай-оолсконем Хан-Шилги», например, Ак-Мёгеумирает, когдагероюуда­етсяпопастьстрелойвбелуюволосинку, протянутуюмеж­дулунойисвященнойскалойиликогдаонубиваеттакже Хурен-Мёге, оборвавкоричневуюволосинку, протянутую отсвященнойскалыксолнцу4.

Болеепозднимпроявлениемпервобытногомышления, по предположениюученых, явилсяанимизм—представлениео душекакведущем, самостоятельном, внутреннеминевиди­момначалелюдей, птицисамыхразличныхпредметовипро-ннленийприроды.

Втувинскомфольклореэлементыанимистическоговоззре­ниявстречаютсядовольночасто. Характеранимистическихпред-■ киш. нимвразныхжанрахменяется. Есливэпосеиливолшеб­нойсказкеобычнодушагерояхранитсявворобьях, онпре-11|>.|щ,1счсебяrстебелекковыля, коня—ввысохшийконский навоз, невестагерояпревращаетсятовястреба, товбабочку, нбытовойсказкеперевоплощениягероячащевсегосвязаныс болеереальнымипредставлениями, иногдасоциальногохарак­тера, например, геройпревращаетсявмальчикаввойлочной одежде, аегоконь—вплохогохромогоконькаит.д.

Формированиеспецифическихразличиймеждусказкойи мифомвнародномтворчествепроисходилонапутяхборьбы стихийно-материалистическогомиропониманияспервобытным идеализмом, т.е. срелигиознымиверованиями.

Вспециальныхисследованиях, посвященныхрассмотрению жанровыхособенностеймифа, эпосаисказки, основноевни маниеуделяетсяхарактерувзаимоотношенийчеловекаспри­родой.  Вэтих  работахобобщаетсяположениеосоциальной обусловленностиформобщественногосознания.

Мифологияифольклорвозникливпервобытномобще­ствевтотпериод, когданизкомууровнюпроизводствасоот­ветствоваланерасчлененностьобщественногосознания. Для этогоуровнясознанияхарактернымибылипредставленияо «слитности»человекасокружающейсредойистойобщнос­тью, ккоторойонпринадлежал(Вспомниммифологические образыоразногородадухахприроды).

Впроцессеразложенияродоплеменногострояиформи­рованияклассовогообществапроисходитразрывродовыхуз, возникаютборющиесядругсдругомклассы. Наэтойоснове развертываетсясамосознаниеиндивида, свидетельствующеео том, чточеловексталвыделятьсебяизокружающейприрод­нойиобщественнойсредыипротивопоставлятьейсебя. Эти процессынаходятсвоеотражениевобщественномсознании. Вчастности, падаетсоциальнаярольмифа, происходитзыделе-ниефольклораизмифологическогосознания.

Вкачествепримераможнолривеститрансформациюоб­разаСагаан-Огбенаотдуха-хозяинаприродныхобъектоввту­винскихмифахидобуддийскогобожества-покровителявре­лигиозныхлегендах(ср. собразомбелобородогостарцав сказках).

Существенноепринципиальноеразличиемеждумифомифоль­клоромспециалистывидятвтом, чтомифологическаяфантазияне связанасопределеннымтворческим    продолжение
--PAGE_BREAK--замыслом, афантазиявфоль­клоре—этотакаяформатворчества, вкоторойчеловексозна­тельнореализуетсвойтворческийзамысел. Поотношениюксоз­данномуобразумифифольклоррезкоразличаются. Восприятие мифапредполагаетверувреальностьмифологическихобразови сюжетов, восприятиефольклоранесвязаностакогородаверой.

Образыалбыса, шулбуса, мангысавтувинскоймифологии ифольклоре, например, несутразличныефункции: вмифеэто частодействующиелицасостраннойреальнойсилой, всказке, например, этовспомогательныеперсонажисволшебнымиспо­собностями.

Припереходеотмифакфольклорухудожественнаяфан­тазияпретерпеваеткачественныеизмененияиприобретает новыефункции: внейвформевымысланачинаютвыражаться нравственныепринципынарода, еговзглядынажизнь, мечты Обудущем, эстетическиеидеалыит.д. Зависимостьотмифо­логическогомышлениявфольклореуменьшаетсяпомереро­стареальногогосподствалюдейнадсиламиприроды.

Входеразвитияобществавфольклоресоответственноуси­ливаетсяизображениереальных, социально-бытовыхэлемен­тов, уменьшаетсярольфантастического.

Впроизведенияхраннегофольклоравосприятиечелове­комокружающейсредыиорганическойсвязимеждусобойи природойносилоантропоморфныйхарактер. Антропоморф­ныевоззрениявсказках, легендахпредставленывсверхъесте-

Эпос, какформахудожественногосознания, обобщаети т.ip.окаетвконкретно-образнойформепереживания, пред-■ I.ишемияиидеилюдей, формирующейсянародности. Внем о||>,|>к

Образыгероическогоэпоса, воплощающиепредставления
м.1|)од.1 о
чаются  большойвыразительностью.   Еслив сказкенародные героикакбыбезлики, слитысобщеймассойродаиплемени, дажебезымянны(впозднихсоциально-бытовыхсказкахпояв­ляютсяОскюс-оолыит.п.), товгероическихсказанияхгерои ужеиндивидуализированы, отделеныотрода, нередкостоят надними.

Втувинскомгероическомэпосеобразбогатырявсегдана­деленименнотакиминеобыкновеннымикачествами. Возьмем, например, описаниябогатыряизгероическогосказания«Теве-не-МёгесконемДемир-Шилги»: «Оннеизнашегомира! Он-истинныйбогатырь! Внемсовместилисьобликистачеловек. Онпохожначерногояростногобыка. Внемсовместились обликистачеловек. Онпохожнаяростного, бешеногобыка! Человекснимспоритьнеможет: онзнаеттысячиразныхвол­шебств. Аконьегобезупречныйзнаетбольше, чембогатырь. Нетвэтоммиресилы, чтобытягатьсясhhm»s.

Основныеразличиямифа, сказки, эпосаёмковыразилЕ.М. Мелетинский: «Еслиприпереходеотмифаксказкемифологи­ческийкосмосотчастизаслоняетсясемьей, топрипереходеот мифакгероическомуэпосунапервыйпланвыходятотноше­нияплеменииархаическихгосударств, какправило, историчес­кисуществовавших»6. Здесьжеонвыделяетследующиеос­новныеступенькитрансформациимифавсказку: деритуализа-цияидесакрализация, ослаблениестрогойверывистинность мифологических«событий», развитиесознательнойвыдумки, потеряэтнографическойконкретности, заменамифическихгеро­евобыкновеннымилюдьми, мифологическоговремени—ска­зочно-неопределенным, ослаблениеилипотеряэтиологизма, пе­ренесениевниманиясколлективныхсудебнаиндивидуальныеис космическихнасоциальные, счемсвязанопоявлениерядано­выхсюжетовинекоторыхструктурныхограничений.

Трансформациямифавсказкувтувинскомустномнарод­номтворчествепроисходиланевтакойстрогойпоследова­тельностииполнотеэлементов, каквобобщающейсхемеЕ.М. Мелетинского, аимеетнекоторыесвоиособенности. Специ­фикатувинскогофольклорахарактеризуетсяегоархаичностью ижанровойсинкретичностью. Водномпроизведенииархаи­ческойэпики, например, продолжаютсосуществоватьмифо­логическиеисказочныеобразы,  сюжеты, мотивы,  чередую щиесятоссильновыраженнымисоциальнымиэлементами, то Срелигиозныминапластованиями, тосэтиологическимикон­цовкамиорнаментальногохарактера. Новцеломпроцесспе­реходаотмифакфольклорувхудожественноммышлении 1увинцевподчинензакономерностямразвитияобщечелове­ческойкультуры.

Взаимоотношениячеловекаиприродыинтереснопроследить ии|i,iтишисказки, вовсехееразновидностях, начинаяотсказки

0  животных, богатырской, волшебнойидосоциально-бытовой.

Древнееолицетворение, связанноесневыделениемперво­бытнымчеловекомсебяизприроды, нашлосвоеотражениев сказкахоживотныхиприроде. Первыерассказы, отвечающиена нопросы«почему»и«какимобразом», былинетолькоолицет-иорениемприроды, ноипервымвыражениемосознаниячело-иекомокружающейсредывцелом. Этонаходитсвоеподтверж­дениевсказкахвсехнародовмира, втомчислеитувинского, где «ишьприродыизображалась, какизвестно, поаналогиисжиз­ньюпюдей, ичеловекотождествляетсебя    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.