Реферат по предмету "Культура и искусство"


Силовая подготовка борца 2

--PAGE_BREAK--

2. МЕТОДЫ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ
Рассматривая методы силового развития, необходимо помнить, что оно происходит только в таких условиях, когда физиологический раздражитель является максимальным для организма спортсмена. Данные условия могут быть соблюдены лишь в двух случаях. Первый — когда спортсмен преодолевает сразу максимальное сопротивление, создавая тем самым физиологический раздражитель максимальной силы. Как правило, в одном подходе можно выполнить одно, максимум два-три таких упражнения. Поэтому данный метод выполнения силовых упражнений называется методом кратковременных усилий. Некоторые специалисты называют его методом кратковременных максимальных силовых нагрузок (В. М. Дьячков 1968).

Второй случай — когда спортсмен многократно выполняет упражнение с сопротивлениями, не достигающими максимальных величин. Вначале сила физиологического раздражителя не максимальная, в результате чего силовое развитие мышц не стимулируется. И только на последних движениях, когда в результате многократного беспрерывного выполнения упражнения в организме наступает утомление и преодолеваемое сопротивление становится для организма максимальным физиологическим раздражителем, происходит развитие мышечной силы. Поэтому данный метод называется методом «до отказа».

Метод кратковременных усилий не имеет никаких вариантов. Для метода «до отказа» характерно несколько вариантов. Например, «до отказа» можно выполнять упражнения с сопротивлением субмаксимальной, околомаксимальной и т. д. величины. Для того чтобы преодолеваемое сопротивление было максимальным для организма, число повторений в одном подходе в каждом отдельном случае должно быть различно: при субмаксимальной величине преодолеваемого сопротивления — 2—3 раза, при околомаксимальной — 3—5 раз и т. д.

Помимо вариантов, определяемых величиной сопротивления, метод «до отказа» имеет и различные варианты повторения подходов. Существуют в основном три таких варианта. Первый—это выполнение упражнения в одном подходе «до отказа», число же подходов не «до отказа». Во втором варианте только в последних подходах упражнение выполняется «до отказа». И третий вариант — это когда упражнение при одном подходе выполняется «до отказа» и число подходов также «до отказа».

Какой же вариант метода «до отказа» наиболее эффективен? Тот, который при наименьших энерго тратах позволяет повторить упражнение наибольшее число раз при такой физиологической нагрузке, которая стимулирует развитие мышечной силы. Некоторое принципиальное представление об этом дают результаты исследований, проведенных с квалифицированным копьеметателем при сгибании до прямого угла руки, совершающей бросок, с различным отягощением.

Итак, наибольшее число упражнений, которые стимулируют развитие мышечной силы при работе «до отказа», характерно для преодоления сопротивлений большой величины. В методе «до отказа» эти повторения выполняются на фоне пониженной возбудимости центральной нервной системы, что затрудняет совершенствование наиболее тонких условнорефлекторых связей. А они-то и обеспечивают эффективный рост мышечной силы у спортсменов, достигших достаточно высокого уровня развития этого качества. Возбудимость же центральной нервной системы снижается с наступлением утомления.

Таким образом, в то время как метод кратковременных усилий способствует наиболее эффективному развитию однократных максимальных усилий, метод «до отказа» силового развития мышц пояса верхних конечностей определялся, когда гимнасты выполняли жим штанги из положения лежа, т. е. силовое упражнение, при котором эти мышцы работают в наиболее неспецифических условиях.

Эти данные говорят о том, что совершенствование мастерства квалифицированных гимнастов зависит главным образом от роста специальной силовой подготовленности. Так, из названных гимнастов В. Леонтьев имел наиболее высокие показатели силы приводящих мышц плеча и лучшую оценку за технику выполнения упражнения на кольцах.

Исследования, проведенные с помощью динамометрии и инерционной динамографии, позволили оценить уровень специального силового развития (динамические и статические показатели) специфических мышечных групп у гимнастов высшей (члены сборной команды СССР) и высокой (мастера спорта) квалификации.

Данные исследований показывают, что гимнастов экстра-класса отличает более высокий уровень специального силового развития.

До сих пор шла речь о взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных направлений в силовой подготовке спортсменов различной специализации и квалификации. Теперь необходимо особо остановиться на значении специальной силовой подготовки для специальной физической подготовки в отдельных группах видов спорта.

Группа видов спорта скоростно-силового характера. Для видов спорта, входящих в данную группу, главным в специальной физической подготовке является, как известно, преимущественное развитие взрывной силы. Что же касается остальных физических качеств — выносливости, ловкости, гибкости, то их развитие происходит в большинстве случаев непосредственно в процессе воспитания и взрывной силы. Например, применяемые копьеметателями специальные средства и методы воспитания взрывной силы мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении бросковых движений одной рукой, позволяют одновременно развивать специфическую выносливость, ловкость и гибкость.

Это исключительно важно. И вот почему. Исследования Дж. Логана (1960) показали, что сила развивается в той точке движения, где прилагается наибольшее сопротивление. Может случиться так, что при выполнении специально-вспомогательного упражнения развиваемая мышца будет работать с наибольшим усилием совершенно в другой точке движения, чем при выполнении спортивного упражнения. В этом случае ожидать эффективных сдвигов в специальном силовом развитии, по-видимому, нельзя даже при большом объеме силовой работы.

При выполнении специальных упражнений, когда спортсмен использует чрезмерно большие или, напротив, малые отягощения, может нарушиться внутренняя структура движения. Тогда эти упражнения станут уже средствами разносторонней целенаправленной силовой подготовки. Наглядным примером может служить работа ведущих мышечных групп метателя при выполнении броска копья и ядра весом 1,5 и 4 кг с места. Сравнивая особенности работы специфических мышц по биотокам, возникающим время выполнения одного и того же броскового упражнения с различным весом отягощения, иными словами, — анализируя характер координации деятельности работающих мышц и нервных центров, можно судить о внутренней структуре рассматриваемого двигательного акта. При броске ядра весом 4 кг во внутренней структуре движения произошли заметные изменения по сравнению с броском копья. В этом случае данное упражнение, несмотря на то, что бросковое движение остается, перестает быть средством специальной силовой подготовки — теперь оно стимулирует развитие неспецифической межмышечной координации в работе мышц, несущих основную нагрузку при метании копья.

Таким образом, к средствам специальной силовой подготовки относятся упражнения, акцентирующие работу мышечных групп, которые несут основную нагрузку в тесной связи с другим ведущим двигательным качеством при условии сохранения специфической для данного вида спорта структуры движения.

Сохранение внешней и внутренней структуры движения в силовых упражнениях создает предпосылки для развития всех мышечных групп, наиболее важных в данной специализации. При сохранении же только внутренней структуры, когда методически сохранить внешнюю структуру невозможно, преимущественно развиваются отдельные специфические мышцы.

Как показали наши исследования и опыт передовой спортивной практики, специальная силовая подготовка дает возможность развивать либо мышечную силу одновременно с другим специфическим, ведущим, двигательным качеством, либо преимущественно одно из этих качеств избирательно. В первом случае речь идет о применении метода синтетического воздействия, т. е. одновременного, а во втором — метода аналитического воздействия, т. е. избирательного.

Уже довольно давно некоторые специалисты (В. И. Алексеев, 1947; Н. Г. Озолин, 1949; В. М. Дьячков, 1949; 3. П. Синицкий, 1955; А. Г. Сулиев, 1955, и др.) делали попытки, придерживаясь принципа преимущественного развития ведущих двигательных качеств, одновременно решать и другие вопросы спортивной подготовки. В последние годы этот вопрос стал предметом специальных научных исследований (3. Л. Курдюкова, 1951; В. М. Дьячков, 1957, 1965, 1966; В. М. Дьячков с сотрудниками, 1965, 1967; В. В. Кузнецов, 1953, 1954, 1959, 1963, 1964, 1966; В. В. Кузнецов с сотрудниками, 1967, и т. д.). В исследованиях В. М. Дьячкова (1965) методу, направленному на развитие специфических двигательных качеств и одновременное совершенствование техники движения, дано определение — метод сопряженного воздействия.

Раскрывая методическую сторону его, исследователи рекомендуют, например, использовать при воспитании и совершенствовании силы сопротивления, превышающие соревновательные, составляющие 3—5% собственного веса спортсмена. Определение границ превышения величины сопротивления является чрезвычайно важным методическим вопросом, касающимся эффективности одновременного воздействия при совершенствовании техники и воспитании силовых качеств у спортсменов высших разрядов. Как показали паши исследования, чрезмерное увеличение сопротивления (по сравнению с соревновательными величинами) при выполнении специальных упражнений исключает не только возможность технического совершенствования, но и специального силового развития. Дело в том, что в этом случае основная нагрузка переносится на неспецифические мышечные группы и упражнение становится средством разносторонней целенаправленной силовой подготовки.

Этот метод позволяет создать одинаковые условия для одновременного эффективного решения различных вопросов спортивной подготовки. Например, копьеметателю необходимо одновременно развивать специальные скоростно-силовые качества — взрывную силу — мышечных групп, несущих основную нагрузку при метании, и совершенствовать технику метания копья. Биомеханические и педагогические исследования, проведенные с копьеметателями высокой квалификации, показали, что для этого необходимо преодолевать отягощения, по весу равные соревновательному (800 г), с субпредельной и предельной интенсивностью. В других же случаях условий для такого одновременного процесса нет. Например, при метании копья весом 1200 г ухудшается как пространственно-временная характеристика техники метания копья, так и скоростной компонент специальных скоростно-силовых качеств. При метании копья 600 г создаются благоприятные условия для совершенствования стимулирования, а степень развития специфической межмышечной координации снижаться, поскольку время усилий по сравнению с соревновательным увеличится. При акценте на упражнения с облегченными отягощениями, напротив, в большей мере будет совершенствоваться межмышечная координация, так как длительность усилий уменьшится; в то же время сила отдельных мышц снизится.

Следовательно, необходим такой метод, который позволил бы, сохраняя специфическую структуру движения, наиболее эффективно сочетать развитие отдельных компонентов скоростно-силовых качеств. Таким методом является метод вариативного воздействия, предусматривающий оптимальные чередования упражнений, в которых с постоянной интенсивностью преодолеваются сопротивления, большие или меньшие соревновательных и соревновательные.

Физиологической основой данного метода в одном случае, когда упражнения чередуются в каждом занятии, может являться механизм, связанный с использованием реакции свежих следов от предыдущих мышечных усилий. В другом случае, когда чередование упражнений происходит в рамках не отдельных тренировочных занятий, а отдельных микроэтапов тренировки, механизм несколько иной. Здесь при многократном повторении упражнения с постоянной величиной сопротивления закрепляется определенный стереотип. Например, если преимущественно развивается скоростной компонент, в большей степени совершенствуется скоростной параметр движения (если же силовой компонент, то силовой параметр).

Таким образом, метод вариативного воздействия позволяет применять разнонаправленные упражнения в одном занятии (когда сразу после одного упражнения выполняется другое) и в различных занятиях (когда упражнения выполняются с разрывом в одно или несколько тренировочных занятий). В каждом случае чередование разнонаправленных упражнений может быть разным.

Необходимо подчеркнуть, что для эффективного воспитания специальной силы с помощью метода вариативного воздействия небезразличны последовательность и соотношение чередования разнонаправленных упражнений.

Изучение метода вариативного воздействия является одной из важнейших задач в решении проблемы специальной силовой подготовки спортсменов высших разрядов. Применение его обеспечивает не только оптимальную взаимосвязь уровней развития отдельных компонентов специальных силовых качеств. Не менее важную роль данный метод играет и в создании взаимосвязи между уровнями специальной силовой и технической подготовленности.

В заключение следует сказать, что в ходе силовой подготовки спортсменов высших разрядов применяются, как правило, не все перечисленные методы. В каждом отдельном случае используется строго определенный их комплекс. Однако в любом виде спорта наряду с методом синтетического воздействия обязательно должны применяться методы воздействия аналитического и вариативного, поскольку они также способствуют увеличению объема наиболее эффективных средств специальной силовой подготовки.

В ходе специальной силовой подготовки спортсменов высших разрядов в различных видах спорта наряду с одновременным развитием отдельных компонентов взрывной силы, силовой выносливости, силовой ловкости имеется возможность избирательно воздействовать преимущественно на развитие каждого из них в отдельности — это метод аналитического воздействия. Например, при воспитании взрывной силы, изменяя вес отягощения, можно акцентировать внимание то на скоростном компоненте (преодолевая отягощение по весу меньше соревновательного), то на силовом (преодолевая отягощение больше соревновательного), сохраняя в обоих случаях одинаковую интенсивность выполнения упражнения.

Если говорить о силовой выносливости, то, изменяя величину проявления быстрой силы в рабочих фазах отдельных циклов (по сравнению с соревновательной на данный период), можно также преимущественно воспитывать либо выносливость (преодолевая дистанцию длиннее соревновательной, но с несколько более низкой скоростью), либо силу (преодолевая дистанцию со скоростью выше соревновательной, но по длине более короткую). Кроме того, можно акцентировать развитие скоростного или силового компонента быстрой силы в отдельных циклах движения во взаимосвязи с выносливостью. Например, применяя бег под уклон пли за лидером со скоростью, превышающей среднесоревновательную, и сохраняя соревновательный темп шагов, можно воспитывать преимущественно скорость, а применяя бег в подъем, бег с отягощением, — силу.

При воспитании силовой ловкости имеется возможность, во-первых, акцентировать развитие необходимого вида мышечной силы (динамической, взрывной быстрой или медленной, статической активной или пассивной), во-вторых — преимущественно развивать и отдельные компоненты каждого вида.

Говоря об общих положениях метода аналитического воздействия, необходимо подчеркнуть, что у спортсменов высших разрядов, уже имеющих высокий уровень технической подготовленности, условия для дальнейшего повышения его с помощью данного метода крайне ограничены. Особенно это относится к представителям сложных технических видов спорта (легкоатлетические метания, прыжки, тяжелая атлетика), видов спорта, связанных с искусством движения (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках, акробатика, прыжки в воду), и видов спорта циклического характера (бег на коньках, академическая гребля и т. д.), иными словами — тех, где дальнейший рост технического мастерства связан прежде всего с совершенствованием тончайших связей между системой управления движением и особенностями динамической и кинематической структуры спортивного упражнения. Однако, как показали наши исследования, у спортсменов низших разрядов, техническая подготовленность которых еще не достигла совершенства, при применении метода аналитического воздействия в ней могут произойти положительные сдвиги.

Таким образом, метод аналитического воздействия характеризуется избирательным развитием отдельных компонентов специальных физических качеств при сохранении общей специфической структуры движения. Последнее положение особенно важно, поскольку лишь в этом случае развиваются прежде всего мышцы, несущие основную нагрузку в специализируемом упражнении.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Side Effects Of Prosperity Essay Research
Реферат Отчет по прохождению преддипломной производственной практики
Реферат Происхождение болот
Реферат Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни
Реферат Мировые судьи
Реферат Мировое соглашение в делах о несостоятельности (банкротстве)
Реферат Выдумка для подарка
Реферат Лица с ограниченными возможностями в мире культуры науки искусства
Реферат Петр I, взаимосвязь политических и социально-экономических процессов
Реферат Промышленный переворот в Англии 4
Реферат Загальні засади звільнення від кримінальної відповідальності
Реферат Пов язка і перев язка Види і класифікація пов язок
Реферат Використання радонових напівван в комплексному відновлювальному лікуванні хворих на ішемічну хворобу
Реферат Процесс бюджетирования на предприятии
Реферат The Literary Style Of TS Eliot Essay