--PAGE_BREAK--
Вопрос 4
Ø Теория 3.Фрейда о культуре – «за» и «против» (ваше мнение). Опираясь на парадигму З.Фрейда, проанализируйте увлечение людей компьютерными «стрелялками».
«Культура»обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми.…К культуре мы относим все формы деятельности и все ценности, которые приносят человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от сил природы и т.п.» — З.Фрейд.
3.Фрейдпервоначально характеризует докультурное состояние человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о «циклопической» семье. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Дальнейшее течение событий 3. Фрейд описывает следующим образом. «В один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца. Они могли сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности». 3. Фрейд стремится объяснить происхождение религии. Тотемическая религия произошла,— из сознания вины сыновей, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему различными способами.
Фрейд развивал в работах положение об аналогии, близости поведения человека-невротика и индивида — участника ритуала «Навязчивые действия и религиозные обряды» и «Будущность одной иллюзии». Обосновывая близость психологической структуры невроза и религиозного ритуала, Фрейд отмечал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение, интенсивный страх при отступлении от религиозного или невротического церемониала.
Религия и невроз, согласно его точке зрения, — это защита против неуверенности и страха, порожденных подавленными влечениями. В соответствии с этим религия — универсальный невроз навязчивости, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии.
Последующую систематизацию и разработку психоаналитическое учение о культуре получило в работе ««Я» и «Оно»». В ней 3. Фрейд дополняет «принцип удовольствия», влечение к Эросу стремлением к смерти как второй полярной силой, побуждающей человека к действию. Для понимания этой психоаналитической концепции весьма важна его усовершенствованная модель личности, в которой Я— сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью; оно — глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, над которым надстраиваются остальные элементыи сверх-Я — сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре.
Опираясь на парадигму З.Фрейда, увлечение людей «компьютерными стрелялками» являются бессознательным влечением (Оно), которое существует внутри каждого человека. Через такие игры, некоторые люди пытаются выплеснуть свою негативную энергию.
Вопрос 5
Ø В чем сходство культуры и игры? (теория Й.Хейзинга и др).
Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку (животные тоже «играют»), то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума.
Й. Хэйзингав своей книге пытался показать наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. «Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры, — читаем мы в книге Й. Хэйзинги. – Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях… Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах «играется». Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра». Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.
«Каждый, кто обращается к анализу феномена игры, находит ее в культуре как заданную величину, существовавшую прежде самой культуры, сопровождающую и пронизывающую ее с самого начала до той фазы культуры, в которой живет сам». Он всюду замечает присутствие игры как определенного качества деятельности, отличного от «обыденной» жизни… Игра как форма деятельности, как содержательная форма, несущая смысл, и как социальная функция – вот объект его интереса. Индивиду она необходима как биологическая функция, социуму – в силу заключенного в ней смысла, ее выразительной ценности.
«Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания, ибо культура предполагает известное самоограничение и самообладание, известную способность не видеть в своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее, но рассматривать себя внутри определенных, добровольно принятых границ» — писал Хэйзинг. Культура еще хочет в известном смысле «играться» по обоюдному соглашению относительно определенных правил.
Хэйзингсчитал, что именно игра являлась формирующим элементом человеческой культуры, однако не в том смысле, что культура происходит из игры в ходе эволюции, а в том, что культура возникает в форме игры, т.е культура первоначально разыгрывается.
В двуединстве культуры и игры, игра по словам Хэйзинги, является «первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определенным фактором», культура же есть всего лишь характеристика, которую наше историческое суждение привязывает к данному случаю.
продолжение
--PAGE_BREAK--