--PAGE_BREAK--
Методический подход в организации тренировочного процесса АРБ продолжение
--PAGE_BREAK--
Педагогическое управление в области физического воспитания специалисты определяют как организованную планомерную деятельность соответствующих органов и отдельных лиц, направленную на упорядочение, совершенствование и развитие физической культуры.
Целенаправленный и правильно руководимый педагогом-тренером тренировочный процесс требует проявления трудолюбия, настойчивости, товарищеской поддержки. Участие в спортивной деятельности является хорошей школой воспитания у подростков инициативы, самостоятельности, организационных навыков, гражданской и общественной активности, коллективизма.
Таким образом, вся учебно-тренировочная работа предполагает и требует управления со стороны тренера и учителя нравственно-волевым воспитанием с использованием специально подобранных средств и методов образовательного и тренировочного процесса, главными из которых являются: совместная жизнедеятельность тренера и юных спортсменов; превращение педагогического управления в самовоспитание личности спортсмена; позиция тренера.
Совместная жизнедеятельность (сотрудничество) тренера и спортсменов в решении общих задач обеспечивает существование и развитие спортивного коллектива. Любой коллектив, создаваемый тренером, в том числе и спортивная команда, складывается из отдельных личностей, имеющих свои психолого-личностные особенности. В совместной жизнедеятельности при решении комплекса учебно-тренировочных и воспитательных задач именно от тренера зависит, какие чувства, поступки, нравственные ориентиры будут преобладающими у его воспитанников.
Тренер, спортивный педагог как создатель и руководитель спортивного коллектива, отличаясь стилем педагогической деятельности (авторитарный, демократический, либеральный), должен быть человеком высоких нравственных качеств, чутким и внимательным, но в то же время требовательным. Должен обладать такими качествами, которые он хочет воспитать у занимающихся спортом.
Большинство тренеров, которых уважают ученики, становятся для них образцами для подражания. При этом если педагог ответственен за свою профессию, он должен взять на себя и ряд обязанностей, связанных с нею. Одна из них — быть примером в поведении и поступках для спортсменов. Это необходимо не только ради своих учеников, но и ради профессии и для самоутверждения самого себя как личности.
Первейшей же обязанностью перед учениками такой тренер должен считать заботу о том, чтобы они полностью раскрыли свои потенциальные возможности и в учебе, и в спорте, и в жизни.
Превращение педагогического управления в самовоспитание личности спортсмена, важные компоненты которого — тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции, программы по самосовершенствованию в спорте и жизни, является одним из условий воспитания личности спортсмена.
Высшей точкой интеллектуального и личностного роста является тот момент, когда спортсмен научится самообразовываться и самовоспиты ваться. Под самовоспитанием понимается сознательная, систематическая работа личности над собой, направленное формирование и совершенствование положительных и устранение отрицательных качеств в соответствии с личными потребностями и сложившимися идеалами.
Практика показывает, что существенным признаком воспитанности спортсмена является его отношение к самосовершенствованию. Воспитание спортсменов, занимающихся самовоспитанием, продвигается успешнее, так как в нем заложены механизмы, самоуправляющие личностью, чем тех, кто самовоспитанием не занимается или же настроен к нему негативно. Исследования показывают, что важнейшими мотивами самовоспитания спортсменов на пути становления их педагогической направленности являются: стремление соответствовать требованиям положительной нравственности; желание быть примером в спорте, труде, учебе; походить на тренера; занимать в коллективе активную и творческую позицию. Как правило, стремление к самовоспитанию побуждается не одним, а несколькими мотивами, одни из которых доминируют и, таким образом, являются наиболее значимыми и тенденциозными.
Забота тренера – выявить систему подготовки по самосовершенствованию как для отдельного воспитанника, так и для коллектива в целом, с тем чтобы процесс самовоспитания личности спортсмена основывался на морально-этических принципах и имел ценностные ориентации. Для эффективной воспитательной работы с подростками необходима продуманная система последовательных упражнений в нравственном поведении, организация полезной деятельности, формирующей положительный нравственный опыт, тренинги по саморегуляции своего поведения.
В случае обучения АРБ эта задача является насущной необходимостью, а не просто рекомендацией.
Специалисты справедливо указывают, что современный тренер должен владеть:
1. научными методами сбора и переработки, фиксации и хранения необходимой информации;
2. научными методами диагностики юных спортсменов, процесса их обучения и воспитания;
3. научными методами организации педагогического труда.
Умение донести до учащихся перспективу будущих достижений, сделать ее близкой и понятной — основной элемент организации труда тренера. Под влиянием тренера работа в контакте с педагогическим коллективом школы и родителями, а также при участии самих подростков формирует нравственный облик будущего гражданина.
Позиция тренера должна быть особой. Он живет единой жизнью с подростками и юными спортсменами, радуясь успехам каждого из них и вместе с тем формируя у них сверхзадачу на самосовершенствование в спорте, ориентируя их на воспитание в себе положительных доминант поведения в любой жизненной ситуации.
Педагогический принцип тренера — воспитание действием. Это лучший способ привить уважительное отношение к любому виду спорта, к педагогическому труду вообще.
Какие качества нужны тренеру как образцу для подражания? Это специалист, который выбрал свою профессию по зову души и сердца, стремится добиться определенного общественного положения и знает свое место в жизни, пытается в практической работе так строить программу подготовки своих воспитанников, чтобы помочь в достижении главных жизненных целей. Такой человек может быть образцом. Если он сочетает основные личностные потребности с профессиональными, способен учитывать их в работе со спортсменами, то он достоин подражания. Наиболее значимыми в педагогической работе тренера должны быть: проявление доброты, внимание, чуткость; высокий моральный облик и образованность; уверенность в себе и внутреннее спокойствие; статус (определенное социальное положение); стремление к достижению успеха; обязательное групповое взаимодействие; атмосфера признания и одобрения; самоуважение; желание и стремление испытывать себя и др.
Подводя итог этой темы, обратим внимание на то, что проблемы методической организации появляются в основном, из–за нехватки материальной базы, материалов из разработанных методик, и, конечно время, которое должно быть потрачено на тренировочный процесс. Специалисту порой приходится быть попросту новатором в той или иной области освоения принципов обучения. И потому такое явление, как дорогое оборудование, загруженность учеников, лично- психологические проблемы: усложняет ситуацию, затрудняя организацию проведения тренировок. Необходимость воспитывать в себе все важные качества педагога, это также повседневно и нужно, как, например, дышать воздухом, поскольку мы уже говорили раньше, что, не работая ежедневно над собой, нельзя добиться результатов.
Основы построения тренировочного процесса
Современная система АРБ состоит из нескольких разделов (в зависимости от тактичес¬кого назначения):
• Ударная техника;
• Защита от холодного оружия;
• Броски, самостраховка;
• Болевые приемы;
• Типичные тактические задачи (участие в выездных мероприятиях ).
Исходя из этого, организация и построение тренировочного процесса, как единого целого, содержит основы закономерного и последовательного решения системы специфических задач тренировки и самовоспитания. Исходными элементарными звеньями, из которых строится вся подготовка, являются отдельные тренировочные занятия. И поэтому одним из важнейших условий осуществления эффективной тренировки, является ее оптимальное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц и даже за год невозможно всесторонне освоить науку рукопашного боя. Этап многолетнего систематического совершенствования спортивной техники, тактики и психофизической подготовки, требует от тренера апробировать грамотные программы обу¬чения для индивидуальной отработки, и более широкого аспекта преподавания.
Как правило, отдельные занятия организованы в малые циклы или микроциклы. Микроциклы — элементарные, относительно законченные повторяющиеся фрагменты более крупных этапов тренировки.
Для вводных занятий наиболее удобная продолжительность микроцикла – две недели. Микроциклы служат как бы блоками, из которых складываются более крупные средние циклы — мезоциклы.
Оптимальная продолжительность мезоциклов от 3 до 6 недель. Мезоциклы также видоизменяются в процессе тренировки и, объединяясь, могут образовывать более крупные этапы и периоды тренировки.
Дело в том, что в начальном и на основном этапе обучения приходится уделять больше времени на физическую и психологическую подготовку занимающихся, создавая условия всестороннего развития подростков, благодаря вниманию на индивидуализацию каждого из детей в обучаемых группах.
Дела обстоят проще в группе, где присутствует только начальная подготовка, хотя и принцип заключается в том же: что посеешь, то и пожнешь. Поскольку цель начальной подготовки состоит в том, чтобы дать начинающему основные навыки движений, помогая приобретать естественные понятия о: страховке, стойке, перемещении, броске, ударах и т.д.
Основными педагогическими компонентами построения тренировочного процесса являются дидактические принципы:
1. Принцип сознательности. Учащиеся должны знать и понимать цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения.
2. Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания и умения, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи.
3. Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок.
4. Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать в себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий, плакат и фильмов, совместные занятия со старшими учащимися, посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п.
5. Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение программного материала, его соответствие полу, возрастным особенностям и физическому развитию учащихся. Для каждой группы и подгруппы (звена) должен быть составлен рабочий (поурочный) план занятий и обеспечены нормальные условия образовательного процесса.
6. Принцип прочности. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретенные знания, умения и навыки учащихся были прочно закреплены, в первую очередь практически. Для этого необходимо участие учащихся в экзаменах и показательных выступлениях, если при этом отсутствует возможность участия в соревнованиях, где полученные умения можно проверить на практике, а также постоянное поддержание интереса учащихся к занятиям.
7. Принцип контроля. Необходим регулярный контроль за усвоением учащимися программного материала, что дает возможность анализировать ход образовательного процесса и вносить в него необходимые изменения.
Структура тренировочного занятия
В структуре каждого тренировочного занятия, как правило, выделяют три его части: подготовительную (или разминку), основную и заключительную.
Разминка. Целью подготовительной части является подготовка спортсменов в состояние физического и психологического возбуждения, с целью подвести обучаемых к основной части. Разминка делится на общую и специальную. Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе. Задача специальной разминки — подготовка к занятию тех суставов, связок, мышц, ударных поверхностей, на которые ложится наибольшая нагрузка при выполнении специфических для рукопашного боя приемов и действий. Специальная разминка может включать в себя подготовительные упражнения, которые помогут при изучении приемов в основной части тренировки.
Основная часть тренировочного занятия. При решении в тренировочном занятии одной главной задачи основная его часть строится в порядке последовательного выполнения заданий и упражнений, обеспечивающих решение как этой главной задачи, так и дополнительных задач занятия.
Заключительная часть занятия. В спортивной тренировке эту часть занятия чаще всего называют заминкой. Смысл ее — в обеспечении переключении функциональных систем организма на восстановительный режим.
Определение целей и задач при обучении АРБ — ключ к разработке эффективной тренировочной программы. План тренировки должен быть тщательно продуман и соответствовать индивидуальным нуждам обучающегося или группы обучающихся.
Следует определить, сколько времени в неделю предполагается тратить на упражнения, способствующие развитию тому и или иному качеству тренированности спортсмен. Например занятия, включающие в себя работу ногами, должны акцентировать внимание на растяжку; тренировки сердечно-сосудистой системы следует уделять внимание повышению аэробной выносливости; реакция развивается благодаря игровым способам или спец упражнениями развивающие это качество; общею физическую подготовку, специально-силовую подготовку стоит вводить в практику, учитывая сестивность тренировок; конкретные навыки и практические приемы проводят в условии спарринга.
Уменье быть гибким и растянутым особенно важны в занятиях любого мастера боевых искусств. Чем более вы гибки, тем меньше шанс получить травму; вы также сможете увеличить диапазон движений в области конкретной связки, достигая большей разносторонности и лучше исполняя конкретные приемы.
Тренировка сердечно-сосудистой системы — основа успеха в боевых тренировках.
— Бег, прыжки со скакалкой, игры — вот упражнения, которыми можно тренировать сердечно-сосудистую систему.
Также следует работать и над тренировкой реакции, поскольку правильно исполняемые приемы зависят от подсознательной реакции. Реакцию следует развивать постоянно, чтобы избавиться от задержки перед ответом противнику.
Необходимо работать и над общим состоянием тела, развивая силу главных групп мышц и общий тонус.
Тренировка конкретных умений — та сфера, где можно и нужно использовать силу сопротивления партнера или конкретного снаряда.
продолжение
--PAGE_BREAK--