Реферат по предмету "Культура и искусство"


Образ человека в древнегреческой и римской культуре

Реферат
Образ человека в древнегреческой и римской культуре
Содержание
Введение
1. Периодизация культуры Древней Греции и Древнего Рима
2. Образ человека в культуре Древней Греции
3. Образ человека в культуре Древнего Рима
Заключение
Список литературы
Введение
Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.
Обращенность культуры к человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они развертываются на трех восходящих друг над другом «ярусах».
На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника.
На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, — отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров [10].
В данной работе мы рассмотрим образ человека в древнегреческой и древнеримской культуре.
1. Периодизация культуры Древней Греции и Древнего Рима
Прежде, чем перейти к раскрытию образа человека рассмотрим периодизацию культуры Древней Греции и Древнего Рима.
Историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:
I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячеления до н. э). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенская (царская) цивилизация, существовавшая одновременно с великими государствами Древнего Востока и взаимодействовавшая с ними, заложила основы для дальнейшего развития античной (antiquus — древний) культуры.
II. Гомеровские («темные») века (ХI-IX в до н. э) характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н.э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры — так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.
III. Эпоха собственно античной цивилизации:
1. архаический период (VIII-VI в до н.э. — время становления Эллады, ее экономического и социально-культурного подъема, формирования полисов (городов-государств) как раннеклассовых рабовладельческих городов-государств, классического рабства, денежного обращения. В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства — материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство — архитектура, скульптура, живопись. Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу. Архаическая культура — исходный рубеж классической культуры Эллады [10].
2. классический период (V-IV вв. до н. э) — пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии, прежде всего Афинской, пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры во всех ее сферах. В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства — материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство — архитектура, скульптура, живопись.
3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э. — период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта) — это время кризиса полиса, утраты Древней Элладой политической самостоятельности. С падением полиса начался упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность [2].
История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:
I. Царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.) — этот период начинается с основания Рима в753 г. до н.э. К концу этого периода Рим сложился как город-государство греческого типа. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяние римлян— тога, форма дома с атрием— внутренним двориком— и т.д.
II. Ранняя Римская республика (V-IV вв. до н. э). В эпоху ранней Республики Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре.
III. Поздняя Римская республика (III-I вв. до н. э). В период поздней Республики с 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К серединеII в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой. Примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка— начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы(138-78 до н. э) или Цезаря(100-44 до н. э) к концуI в. до н.э. сменяется принципатом— наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.
Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм1 многих ее сторон.
IV. Расцвет Римской империи (I-II вв. до н. э).
Эпоха ранней империи— принципата (конецI в. до н.э. — II в. н. э) — время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Высшего расцвета достигает римская юриспруденция, римская историография. Во многих городах империи развивается крупное строительство— создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д. ВI-II вв. н.э. появляются два самых известных римских архитектурных памятника: Колизей— самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около50 тысяч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями, и Пантеон (храм во имя всех богов) — самое знаменитое античное купольное сооружение высотой43 м. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в79 г. н.э.
В концеII в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который вIII в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.
V. Упадок Римской империи (III-V вв. до н.э.). В период поздней империи (конец III — конецV вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату— неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков. История культуры позднего периода империи проходила в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.
С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византии).
Восточная Римская империя продолжала существовать до1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.
Так отошла в историю Римская империя и ее культура. Однако ее культурное наследие не погибло. Оно и по сей день является существенным ингредиентом западной культуры [5].
2. Образ человека в культуре Древней Греции
Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: «человек есть мера все вещей». И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом.
Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.
Назначение культуры у древних греков — содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) человека, политическому и нравственно-духовному — гражданина.
Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры. Если герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, то герой культуры Древней Греции — реальный человек.
В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела, существовал культ тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства — скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Представление о красоте человека, прежде всего, ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша — символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей.
Древние греки пытались через тело человека и благодаря ему, воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии [7].
В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. Основные характеристики искусства Древней Греции: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как «центр Вселенной и меру всех вещей». Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Образ человека в искусстве Древней Греции — это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.
История античного искусства включает в себя несколько этапов.
Крито-микенский, или эгейский, период в искусстве (III-II тысячелетие до н. э). Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита.
Своеобразие крито-микенского искусства — в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а также в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Изображение человека мы видим в сохранившихся фресках, маленьких фигурках, расписной керамике той поры. Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве Крита, считающемся самым изящным и абсолютно законченным в своем мастерстве из всех, до и после него возникших. Образы критян вполне соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, словно готовые переломиться.
Фрески сохранившиеся в уникальном памятнике художественной культуры Крита Кнооском Дворце свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных. Великолепны изображения придворных дам в ниспадающих платьях, открывающих грудь. Их прически украшены диадемами, а руки и шеи — драгоценностями. Условность в изображении фигур — грудь и плечи даны анфас, а ноги и лицо в профиль, изобилие зооморфных мотивов и цветовое решение — яркие локальные синие, красные, зеленые тона — вызывают ассоциации с искусством Древнего Египта. Но здесь, в Кносском дворце, принципы изображения более свободные, не подчиняющиеся жестким канонам, характерным для египетского искусства.--PAGE_BREAK--
Одним из шедевров критских мастеров является так называемый «портрет парижанки» — изящной девушки, изображенной на фреске в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Это профильный портрет женщины с огромными глазами, пухлыми изящными ярко-красными губами и весьма радостным выражением лица. Сохранился лишь фрагмент головы и большого ритуального узла на одежде сзади. Хрупкость, изящество, тонкий изыск сочетаются в образе с асимметрией, разного рода преувеличениями, «стихийностью» кисти. Почерк беглый, живой, моментальный. Некрасивое личико с длинным, неправильным по форме носиком и полными красными губами лучится жизнью. Копна черных кудрявых волос придает «Парижанке» элегантность, а тонкая, будто акварельная живопись с просвечивающим фоном наделяет ее воздушностью и грацией.
Изменчивость и движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность — вот то новое, что дало миру искусство Крита [8].
Период истории эллинов с XI до VIII в. до н.э. называется гомеровским, поскольку мы знаем о нем в основном из двух поэм, написанных в конце IX — начале VIII в. до н.э. и приписываемых Гомеру.
В Гомеровский период почти все искусство эллинов обращено к мифам и их героям. В этот период складываются греческая мифология и эпос. В гомеровский период благодаря преемственности традиций на высоком уровне остается гончарное ремесло. В IX-VIII вв. до н.э. складывается так называемый геометрический стиль в вазописи. Среди геометрических рисунков появляются изображения зверей и людей. Их фигурки сведены к условной схеме, к плоскому, четкому силуэту, подчиненному общему ритму геометрического орнамента. Изображение предельно плоскостное, условное, с головами и ногами в профиль, а верхней частью торса — в фас, как в египетском искусстве [4].
Период архаики VII-VI века до н.э. — время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов. В этот период развитие скульптуры определялось эстетическими запросами общества. Частые вооруженные столкновения народов друг с другом требовали от воинов большой физической силы. С юных лет греки занимались гимнастическими упражнениями, которые развивали крепость тела и стойкость духа. Древние эллины были уверены, что физическая красота свидетельствует о не менее красивом духе. Становлению такого мировоззрения во многом способствовали Олимпийские игры, победителей которых считали равными богам. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи.
Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность [8].
Таким предстает перед нами образ прекрасного человека, нашедший свое воплощение в статуях (куросах). Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт. Статичность позы передается особой постановкой ног — выдвинутая вперед левая нога и отставленная назад правая. Подчеркивая атлетичность сложения тела: широкие плечи, узкие бедра, скульптор схематично намечает грудные мышцы, диафрагму и мышцы живота. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин «архаическая улыбка», глаза широко открыты. Четкая фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи. Но улыбка, устремленный вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастья познания его, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства [4].
Если в скульптурном изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской — проблема задрапированного.
Коры — это были изображения юных жриц Афины, которые обычно помещали на Акрополе. Девушек изображали неподвижно стоящими в длинных пеплосах, перехваченных поясом. Голову коры с длинными волнистыми волосами мог украшать венок, в ушах были серьги, а в левой руке она держала венок или ветку. Скульптор удивительно передает лицо юной жрицы с миндалевидными глазами, тонкими дугами бровей, неуловимой улыбкой [9]. Уже в ранних архаических корах видно, как скульптор стремился под их одеждой — хитонами и пеплосом — как можно точнее промоделировать тело. Глаза удлиненные, широко раскрытые, «архаическая улыбка» еле намечена. Как правило, коры раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная.
Лица куросов и кор не индивидуализировались, а обобщались. В мужских фигурах подчеркнуты статикой позы сдержанность, мужество, сила. Сдержанность, благородство при подчеркнутой женственности, нежности мы наблюдаем в образах кор. Все это выражало нравственный идеал греков в период архаики, а в искусстве той эпохи эстетический и этический идеалы сливались.
До нас не дошла монументальная живопись архаики, но сохранилось большое количество ваз, рисунки на которых поражают и сегодня. Часто изображаются сцены из мифов с участием богов и героев, батальные сцены и сюжеты из гомеровского эпоса. Росписи на вазах VII в. до н.э. были исполнены темно-коричневым лаком по светлой, розовато-желтой глине. Фигуры даны не просто силуэтом, как на вазах геометрического стиля, — теперь художники прорисовывают лицо, мускулатуру, детали одежды.
Искусство архаики, решив проблемы пластики обнаженной мужской и задрапированной женской фигуры, разработав многофигурные композиции в вазописи, все более тяготеющие к изображению реального мира, заложило основы всей художественной системы следующего периода — греческой классики [4].
Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической. И в этом смысле искусство греков V-IV в. до н.э. справедливо стали называть классикой, оно явилось образцом для подражания.
В искусстве в полной мере воплотился идеал человека-героя, совершенного физически и нравственно. Большинство скульптур дошли до нас в поздних римских копиях. Из сохранившихся греческих оригиналов есть знаменитая статуя «Дельфийского возничего», созданная около 470 г. до н.э. Молодой человек изображен в рост в длинном хитоне, перехваченном поясом на талии, с вожжами в руках. Струящиеся складки его одежды напоминают каннелюры дорической колонны, лицо полно сдержанной силы, спокойствия, торжественности и благородства, линии лба, носа, бровей и губ безупречны по рисунку. Идеально прекрасный образ не лишен, однако, жизненности. В зрачки глаз были вставлены цветные камни, в результате его лицо обретает необычайную живость, одухотворенность. Этот образ, полный гармонии, олицетворяет идеал совершенного человека, равного героям эпоса [9].
В это время достигает расцвета реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э.: Фидия (середина V в. до н. э) — статуи «Афина — воительница», «Афина-Парфеносо для Парфенона в Афинах, „Зевс“ — для храма в Олимпии; Мирона (V в. до н. э) — знаменитый „Дискобол“, Поликлета (2-я пол. V в. до н. э) — статуя „Гера“, выполненная из золота и слоновой кости, „Дорифор“ „Копьеносец“, „Раненая амазонка“. (Скульптура Поликлета „Дорифор“ настолько поразила современников гармонней пропорций, что была признана каноном идеального телосложения). В сохранившихся фрагментах сочинения „Канон“ Поликлет вывел цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела [8].
Наиболее известен среди работ Мирона из Элевтер „Дискобол“ (около 460-450 гг. до н. э), изображающий атлета в момент наивысшего напряжения перед броском диска. Его рука отведена назад, еще момент — и юноша пустит снаряд далеко вперед. Мирон, которого волновала проблема изображения движения, улавливает тот момент, который лежит между замахиванием и самим броском. Это переходное состояние позволяет скульптору не запечатлевать какое-то определенное движение атлета, а передать всю мощь внутреннего напряжения, необходимого для победы [9]. Физическое, а значит, и внутреннее совершенство этих статуй утверждает мысль о человеке как о мериле всего сущего.
Смерть Фидия (431 г. до н.э.) и затем Перикла совпала с концом высокой классики, эстетический идеал которой выражен в словах Перикла: „Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности“.
Эпоха кризиса полиса. Первые признаки кризиса полиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции.
Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика.
Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н.э. — Пракситель (2-я треть IV в. до н.э.), Скопас (W в. до н.э.), Лисина (2-я пол. IV в. до н.э.). Изображая богов, воплощающих идеальную красоту, Пракситель насыщает их чисто человеческими настроениями самых различных оттенков (»Афродита Книдская", Аполлон, убивающий ящерицу", «Отдыхающий Гермес» и др.). Так, в единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, «курьера» богов; статуя исполнена около 330 г. до н.э. и была найдена в ХIX в. в Олимпии) мастер изобразил прекрасного юношу, небрежно облокотившегося на пень, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво и нежно он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета V в. до н.э. приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. Особой славой пользовалась другая скульптура Праксителя — статуя Афродиты Книдской. Это было первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу.
В отличие от Праксителя, изображающего легкие, приятные человеку эмоции, Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил («Геракл», «Вакханка» и др.) [4].
Переосмыслив канон изображения человека, созданный в V в. до н.э. Поликлетом, Лисипп делал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Он стремился создавать жизненно достоверные статуи. Лисипп стремился их сделать более жизненными, не идеально совершенными, а характерно-выразительными. В портретных бюстах Сократа, Александра Македонского он выразил сложную внутреннюю жизнь человека [8].
В эпоху эллинизма (III в. до н.э. и последние десятилетия I в. до н. э) искусство характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора. Это объясняется и обширными военными походами, и торговыми контактами, и научными путешествиями того времени. Границы, на которых существовал гражданин полиса, и которые формировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее «чувство мировых просторов». Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства.
В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В этот период были созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры «Афродита Мелосская», «Ника Самофракийская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», скульптурный портрет Демосфена. Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.
На острове Самофракия была поставлена статуя богини победы Нике в честь победы родосского флота над врагами. Воздвигнутая на пьедестале, напоминающем нос корабля, фигура Нике органически вписывалась в ландшафт со скалой, обрывающейся в море. Развевающийся хитон, мощные отведенные назад крылья, могучее тело, устремленное вперед, придают ей нечто титаническое, неудержимо стремительное, страстное, создают победный, ликующий, торжественный образ.
Нередко скульпторы обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя Афродиты с острова Мелос (скульптор Агесандр; 120 г. до н. э), известная более в римском названии как Венера Милосская. В многочисленных изображениях Афродиты, созданных в эллинистическую эпоху, всегда подчеркивалось только чувственное начало. Образ же Афродиты с острова Мелос полон высокой нравственной силы, что говорит о глубоком понимании мастером идеалов высокой классики.
Большой шаг вперед делает эллинистический скульптурный портрет, в котором вполне отчетливо стремление не столько к передаче характерных особенностей внешнего облика модели, сколько к воплощению духовного мира (например, портреты Аристотеля и Менандра).
Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода. Полноправным в скульптуре стало бытовое направление, иногда натуралистического толка, характерного, например, для александрийской школы («Старик, вынимающий занозу из ноги»), иногда более лирическое, поэтичное, как, например, терракотовые статуэтки из Танагры. На смену идеалам высокой гражданственности эллинизм принес иные решения: замечательные по наблюдательности изображения детского тела («Мальчик с гусем», скульптор Боэф), сложные образы декоративной скульптуры, связанной с расцветом паркового искусства и строительством загородных вилл (изображение Нила с шестнадцатью детскими фигурками — аллегориями 16 локтей, на которые река поднимается во время разлива, неизвестный мастер) [4].
Древнегреческая литература — древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н.э. находятся «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература — еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии.
Эллинам первым удалось с помощью поэтического мышления, художественных средств объяснить природу и человека, показать их в многообразии и развитии. Древнегреческая литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев [10].    продолжение
--PAGE_BREAK--
Высшим достоянием эллинского литературного творчества являлась поэзия. Греки (за исключением Платона) были склонны рассматривать поэтов как посредников между богами и людьми. С особой любовью воспринималась героическая поэзия (Гомер, Гесиод, Вакхилид, Тиртей). Произведения Гомера «Илиада», «Одиссея» знал наизусть каждый образованный человек. Большой популярностью пользовалась лирика, в которой главным героем являлся сам поэт. Лирика была исключительно жизненной; в ней было внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни, что волновало человеческую душу — любовь, страдания, радость, слава, социальные мотивы, красота природы. Высшие достижениями эллинской лирики — стихи Архилоха (2-я пол. VII в. до н. э), Сафо (Сапфо) (ок.6] -0 — ок.580 до н. э), Алкея (рубеж VII-VI вв. до н. э), Феогнида Мегарского (2-я пол VI в. до н. э), Анакреонта (2-я пол. VI в. до н. э) и др. Сочинения лирических поэтов обычно декламировались нараспев и сопровождались игрой на лире. Примером древнегреческой лирики может быть лирика Сафо — темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Стих Сафо отличается метрическим разнообразием, выделяется строфа, названная по имени поэтессы сапфической:
Тот, кто прекрасен, — добр.
А тот, кто добр, -
Скоро станет прекрасным.
Широко распространены элегия, эпиграмма, ямбическая и сатирическая поэзия.
Начиная с V века до н.э. огромную популярность приобретает драма трагедия икомедия. Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид в общей сложности написали около 300 трагедий. Среди них особо отметим «Прометей прикованный», «Семеро против Фив», «Эвмениды» Эсхила; «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона», «Электра» Софокла; «Медея», «Андромаха», «Алкеста», «Гекуба», «Электра», «Орест» Еврипида.
Афинские трагики создали галерею образов, как монументальных, так и глубоко индивидуальных: сильного духом Прометея; трагичной пророчицы Кассандры; матери, пережившей смерть своих детей, — Гекубы; убийцы матери, мстящего за смерть отца, — Ореста; влюблённой, но не разделившей любовь Федры; несчастной пленницы Андромахи; женившегося на собственной матери Эдипа; безмерно любящей своего отца Электры; пожертвовавших собой Ифигинеи и Алкесты; страдающей изгнанницы Антигоны; убийцы собственного мужа Клитемнестры; ревнивой женщины Медеи; страждущей над разрушенным счастьем Ниобеи и др. [3].
Трагедия для греков была больше чем просто литературным жанром. В ней воплотились глубочайшие коллизии человеческого бытия: жизнь и смерть, правота и несправедливость, фатализм и героизм, доблесть и низость, честь и бесчестие, столкновение между государственным и личным, личным и общинным интересами.
Отсюда большая идейная значительность и социальная роль античной трагедии, являющейся, по словам Аристотеля, «подражанием действию важному и законченному…, совершающим посредством сострадания и страха очищение подобных аффектов1. В этом заключается моральная сила трагедии. Трагедия — гимн человеку, вера в его превосходство. „В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего“2 [2].
Менее значимой, но всё же популярной, являлась комедия (в переводе на русский — песнь весёлой толпы). Аристофан в своих комедиях „Всадники“, „Облака“, „Осы“, „Птицы“, „Лягушки“ и Менандр (»Брюзга", «Третейский суд», «Отрезанная коса») иронично, а порой и сатирично, карикатурно и, даже в доходящих до неприличия остротах (Аристофан), обличали человеческие пороки, несовершенные стороны общественной, государственной, семейной и личной жизни. Богам, и тем доставалось от комедиографов.
Величайший комедиограф Аристофан (445-386 гг. до н.э.) — тоже порождение афинской демократии, ее яростный защитник, выразитель чаяний аттического крестьянства. Он комедию сделал орудием борьбы за гражданские идеалы, обличения пороков. Вывел много ярких социальных типов. В комедиях Аристофана действуют политики, софисты, крестьяне, горожане и пр. слои населения. Юмор развлекает, но порой больно жалит.
Поучительным жанром являлась басня, в символической форме обличавшая пороки человеческой жизни. Величайший баснописец Эзоп сочинил множество басен и ныне не утративших своей актуальности. Его сюжеты легли в основу творчества писателей последующих времён — Федра, Бабрия, Лафонтена, Крылова, Глебова.
Греки являются творцами и такого популярного жанра как анекдот. Существовали целые сборники анектодов. Один из них «Филогелос» (смехач) и ныне восхищает читателей. В анекдотах в шутливой форме обличались педантизм, лень, глупость, нерадивость, пьянство, обжорство, супружеская неверность и т.п.
Весомое место в литературе занимали жизнеописания знаменитых людей. В этом жанре известны Плутарх и Диоген Лаэртский [3].
Особое место в древнегреческой культуре занимает философия.
В процессе своего развития, философия вбирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии — стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.
Период в ее развитии, начиная с Сократа (V в. до н. э), признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др. [10].
3. Образ человека в культуре Древнего Рима
В VI в. до н.э., когда Греция стала ведущей силой в восточном и западном Средиземноморье, выдвинулась активная новая сила на Апеннинском полуострове — молодое римское государство, сформировавшееся в процессе борьбы. Существует мнение о том, что римская культура вторична по отношению к греческой, что римляне не создали ничего значительного, поскольку они следовали греческим образцам в разных сферах культурной практики. Такова точка зрения О. Шпенглера, А. Тойнби и др.
Действительно, греки оказали сильное влияние на Рим в разных сферах культуры. Но, во-первых, римляне отбирали то, что соответствовало их ценностям, воплощенным в том числе и в «римском мифе», ставящем Рим, римские культурные традиции выше других народов. Во-вторых, они перерабатывали инокультурные элементы по-своему, в соответствии с римскими традициями, внося немало специфического. В-третьих, культура Древнего Рима — это явление сложное и многообразное, отличающееся пестротой форм, направлений, что имеет историко-культурные корни. На территории современной Италии жили разные народы индоевропейского происхождения: латины, оски, умбры, сабины, а также этруски (с неясной языковой принадлежностью). Все они также, особенно этруски, внесли свою лепту в формирование культуры Рима.
Особенности и ценности древнеримской культуры достаточно явственно проявляются в художественной культуре. Она охватывает литературу, архитектуру, изобразительные искусства, музыку и другие области творческой деятельности, где ярко проявляется взаимовлияние римской, греческой, эллинистической культур, но, усвоение инонациональных традиций происходит не механически, а в соответствии с римскими традициями [2]. Заимствуя многое у греков и варваров, Рим и в этой сфере культуры создает ценности, в которых высвечивалось сотворенное до его владычества и, в пределах римского государства, и римлянами и неримлянами.
Скульптура Рима складывалась также вод воздействием традиций разных народов, особенно греков, этрусков, по-своему переплавляя их. (Например, обычай этрусков сохранять слепки лиц умерших предков мог повлиять на развитие скульптурных портретов). Ввозились из покоренных стран ценности, статуи, прежде всего из Греции. Но римские ваятели внесли свой, своеобразный вклад в скульптуру. В Риме наибольшее распространение получили скульптура и скульптурный рельеф, в основном исторический. В римской пластике нет установки на воплощение идеала человека, прекрасного и нравственно совершенного, как в Греции. Главная отличительная черта римской скульптуры — ее портретность, отличающаяся яркой реалистичностью (например, портрет неизвестного римлянина, скульптурные портреты императоров Нерона, Августа и др.). Ваятель стремился передать облик человека так, как он есть. Скульптурные изображения подчас не просто правдивы, но разоблачительны. Это исторические документы эпохи. Они как бы воспроизводят всю историю Рима с его захватнической политикой, произволом, праздностью и расточительностью римской знати. По словам Ювенала, «Свирепей войн налегла на нас роскошь»1.
Римляне превзошли греков в ряде цивилизационно-технических достижений. Так, в строительстве-архитектуре применение обожженного кирпича и так называемого римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и купола больших объектов. Техника обработки мрамора, облицовки мрамором достигла в Риме очень высокого уровня. Все это позволило римлянам создавать грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани-термы). И эти сооружения, помимо всего прочего, выражали идею величия Рима, особенно императорского. В скульптуре для этого наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность римской художественной культуры, — нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Эта особенность видимо связана с римской традицией изготовления «имагинас», точных скульптурных изображений умерших старших. Римляне создали свой жанр портрета в скульптуре — портретные статуи (традиции этрусков). Это тип статуи «тогатус», изображающий оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся простотой и правдивостью образа. Реализм римского скульптурного портрета, органично сочетающийся с элементами идеализации образов, до сих пор производит чрезвычайно сильное впечатление. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя [1].
Скульптурные портреты передают индивидуальность человека с удивительной беспристрастностью, обнажая даже непривлекательные черты изображаемого лица. Здесь и правители, и простой люд. Например, явственно обнаруживается хищность банкира Юкунды, свирепость и подозрительность императора Каракаллы. Величайшим образцом римской скульптуры стала конная статуя Марка Аврелия, голова юного Августа. Его называли философом на троне. Во взгляде, в выражении лица скульптор пытается передать внутреннюю жизнь Августа. Портретная скульптура смыкается с рельефной скульптурой. Ряд триумфальных рельефов украшает Алтарь мира, арку Тита. Изображения на колонне Траяна показывают победоносные войны императора с даками [2].
К концу империи, правда, и величественность сооружений и реалистичность скульптурных портретов — как бы смазываются. Кризисные явления в жизни вызывают в изобразительном искусстве тяготение к помпезности, эклектичности и повышенной, порой безвкусной, декоративности.
Наряду с изобразительным искусством, в Риме мощно, хотя и сравнительно поздно, развивается литература. В III в. до н.э. появляются первые известные поэты и римский театр. Театр в Риме, как и в Греции был связан с культовыми действами. Это был один из видов «игр» во время празднеств. В III-II вв. до н.э. появляются первые римские трагедии. Трагедию Энния «Амбракия» считают первой трагедией на римскую тему. Но если в Греции появились великие трагики и социально заряженные комедиографы (Аристофан, Менандр.), то в Риме явное преимущество имела комедия, которая начинает ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых ситуаций, комедию интриги.
Пользовались популярностью комедии Тита Макция Плавта (около254-184гг. до н. э). Хотя они подражательны, написаны под влиянием новоаттической (греческой) бытовой комедии, а герои носят греческие имена, но коллизии живо напоминают римскую жизнь, реальные жизненные ситуации. В произведениях Плавта отражены интересы, взгляды, эталоны, нормы поведения городского плебса. Здесь и протест против ростовщичества, аристократического чванства, грубости наемников («Хвастливый воин», «Амфитрион» и др.). Его герои условны (раб, прихлебатель, сводник и пр), но язык свеж, разнообразен, богат образными выражениями, удачно пародированы расхожие выражения, используемые в официальной практике, в суде и т.д. Он использовал разговорную речь разных слоев. Комедии Плавта, где явственно выражены социальные мотивы с позиций плебса, пользовались успехов у широких зрительских слоев. Такие римские комедиографы как Плавт и Теренций, осмеивали жажду накопления, ростовщичество, стремились и умели возбуждать смех и создавать яркие гротескные типажи [2].
В I-II вв. н.э. в Риме появляется новая прозаическая форма, так называемый "античный роман", с сатирическим, комическим содержанием, низменно-бытовыми действиями героев и шутками («Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея). Создателем собственно римского литературного жанра «сатуры» (сатиры) явился Луциллий (180-102гг. до н. э). Это свидетельствует о том, что римская литература нащупывает свои пути развития, приобретает самостоятельность, оригинальность. Сатура (satura) означает блюдо, состоящее из разных плодов. У Луцилия сатура — смешанная литературная форма, соединяющая разные элементы, дидактические и литературно-полемические мотивы.
Сатира, причем порой очень злая, получила в Риме значительное развитие. Популярно-этические рассуждения с критикой современных нравов, осуждение пороков современного ему общества (клятвопреступления, жадность, стремление к роскоши и пр) с целью исправления нравов способствовали возникновению нового жанра — классической стихотворной сатиры (Гораций, Персий, Ювенал) [2]. Сатира выявляет наиболее темные стороны жизни «О, заботы людей, о, сколько в делах их пустого»1. Эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала, желчные, яростные, и сегодня производят огромное впечатление на читателей.
Из новых жанров наиболее важным оказались формы лирические, элитарные и низовые. Здесь особенно плодотворными оказались греко-римские взаимовлияния. Лирическая поэзия зародилась в римской государстве в I в. до н.э. (период кризиса республики) в кружке молодых поэтов, где самым талантливым был Катулл (примерно 87-54гг. до н. э). Он первым ввел в употребление в латинской поэзии различные размеры, используемые в греческой поэзии. В его лирических стихах, посвященных Клодии, сестре народного трибуна Клодия, ярко выражено личностное начало — с удивительной искренностью переданы и страстная любовь, и мучительная горечь разрыва, и счастье примирения. Эти стихи стали одним из лучших образцов римской поэзии и основой ее развития [2].
Римская поэзия достигла своих высот в так называемый «век Августа», «золотой век» римской литературы. Восхвалением старины и Августа проникнуто творчество лучших лирических поэтов: Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла. Выход на первый план лирики не случаен. В эпоху кризиса республиканских идеалов и эталонов, ценностей гражданской общины наибольшую значимость приобретает личность, освобождающаяся от связей с коллективом, ее индивидуальные особенности, идеалы. По образцу Гомера, Вергилий (70-19гг. до н. э) написал «Энеиду», исполненную римским духом, где изложил мифологическую историю Рима, возвел род Августа к олимпийским богам, что вполне соответствовало изменившемуся менталитету римлян. По его мнению, великие мужи Рима, к коим относится и Август, сильны, мужественны, отличаются суровой простотой и благочестием (pietas) и тем самым являются воплощением римских ценностей. Как выходец из низов, он воспел также труд в сельском хозяйстве («Георгики» — «О земледелии»), сельскую тишину, мир, простые сельские радости («Буколики»), где прославил труд, трудолюбие как главную добродетель римлянина [2].
Публий Назон Овидий (43 до н.э. — 17 н. э) довел до совершенства разработку любовных мотивов как излияний автора. В «Метаморфозах», где излагаются мифы о превращениях людей в животных, растения, камни, а обожествленный Август становится звездой, лирические эпизоды с мифологическими персонажами разработаны особенно искусно. Величайшей поэмой, самым популярным после «Энеиды» произведением римской литературы стали «Метаморфозы». В «Лекарстве от любви» в насмешливой форме автор нарисовал современное общество, его нравы, за что был выслан на Черное море (Понт Эвксинский). Легкость его стиха, острота сюжетов ценились высоко, но не власть имущими [2].
Заключение
Древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. Так, отмечается, что и там и тут базой развития культуры была в целом однотипная античная гражданская община. Она (весь ее строй) определяла совокупность основных ценностей жизни и культуры. Однако, при всей схожести двух античных цивилизаций и культур, они, существенно разнились. Это мы видим и в создании образа человека.
Если для греков именно человек был главным объектом и смыслом культуры, олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого, т.е. человек — «центр Вселенной и мера всех вещей». И человеческий облик, представленный самым прекрасным образом (культ тела), стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. То в римской пластике нет установки на воплощение идеала человека, прекрасного и нравственно совершенного, как в Греции. Если пластичные формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены.
Главная отличительная черта римской скульптуры — ее портретность, отличающаяся яркой реалистичностью. Ваятель стремился передать облик человека так, как он есть. Скульптурные изображения подчас не просто правдивы, но разоблачительны. Это исторические документы эпохи. Римские мастера в скульптурных портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека. В Риме наибольшее распространение получили скульптура и скульптурный рельеф, в основном исторический. Они как бы воспроизводят всю историю Рима с его захватнической политикой, произволом, праздностью и расточительностью римской знати.
Список литературы
1. Большаков В.П., Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. — Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 160 с.
2. Быкова Э.В. Античная культура: социальные и духовные основы. Учебное пособие. — М, 2004.
3. Горохов В.Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации. — М.: МИФИ, 2001.
4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2000. — 368 с.: ил.
5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф.А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.; илл. цв.
6. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.А.Н. Марковой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 400 с. — (Серия "Cogito ergo sum").
7. История мировой Культуры. Культура Древней Греции www.culture-history. kiev.ua/analitika/grecia.html
8. Искусство Древней Греции: Особенности, становление и развитие www.countries.ru/library/ant/grart. htm
9. Искусство Древней Греции old. marin.ru/greece/art. shtml
10. Культура древней Греции. belportal. info/kultura-drevnej-grecii


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Взрослая болезнь кривизны
Реферат Как я вижу использование Интернет-технологии в своей организации?
Реферат Методы диагностики и лечения рожистого воспаления
Реферат Концептуальная Структура для Интеллектуальных Обучающих Систем, размещаемых в Интернет
Реферат Портфолио ученика в рамках предпрофильной школы
Реферат Социальное здоровье и школа. К вопросу о целях школьного образования
Реферат Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий
Реферат Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
Реферат Программа по рисованию
Реферат Уединенный труд души как основная форма развития личности
Реферат Ксенофобия в образовании
Реферат Авторская система TeachLab CourseMaster
Реферат Понятие конфликта в педагогике. Конфликтные ситуации
Реферат Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
Реферат Взгляд на перспективу возрождения традиционной школы России