--PAGE_BREAK--
РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ
Ловкость — это сложное качество, отличающееся чрезвычайной спецификой проявления. Гимнаст и, скажем, баскетболист, по-своему ловки в условиях своей специфической двигательной деятельности, но оказываются неловкими в других ситуациях. Поэтому сравнение ловкости у представителей разных спортивных специализаций вряд ли целесообразно. Это может в конце концов привести к существенным методологическим ошибкам, что и наблюдается сейчас в практике.
Дело в том, что на основании недостаточно глубокого анализа двигательной деятельности в разных специализациях всем спортсменам даются рекомендации о необходимости широкого использования спортивных игр, снарядовой гимнастики как средств физической подготовки (ибо на поверку оказывается, что игровики и гимнасты «самые ловкие»). При этом забывается такая исключительно важная деталь, как техника специализированных движений, без которой нельзя воспользоваться указанными видами спорта. Поэтому прежде чем использовать баскетбол для физической подготовки, гимнаст, например, должен изучить почти все технические действия, необходимые для ведения этой игры, а игровик — овладеть основами техники движений на гимнастических снарядах — то есть теми двигательными навыками, которым в каждом виде спорта посвящен весь тренировочный процесс.
При чрезвычайной насыщенности тренировки спортсменов в специализированной двигательной деятельности практическое осуществление таких рекомендаций просто невозможно. И речь должна идти не об использовании, например, баскетбола или волейбола, а лишь об отдельных элементах этих игр, об относительно простых двигательных действиях, не связанных со специфической техникой. Только в этом случае применение их окажется действенным, а затраты времени оправданными.
В целом же все это говорит о необходимости серьезного отношения к вопросам развития ловкости именно в начале спортивного пути гимнаста, когда закладываются основы его будущего совершенства. Это и необходимо и возможно, поскольку уже к 6—7 годам двигательный опыт и сумма соответствующих представлений и понятий оказываются вполне достаточными для сознательного овладения новыми формами двигательных действий и повышения точности, результативности и экономичности движений (В.И. Филиппович).
В связи с тем, что до сих пор не установлены единые взгляды на самую сущность ловкости и не выработаны достаточно обоснованные и точные критерии оценки ее, трудно определить рациональные пути развития этого качества. Согласно данным специальной литературы, ловкость определяется либо уровнем готовности выполнить то или иное двигательное действие, либо быстротой овладения новыми двигательными действиями. Кроме того, одним из показателей ловкости может служить способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В. М. Зациорский, 1970; В. И. Филиппович, 1973).
Как и в подавляющем большинстве видов спорта, в гимнастике оценка ловкости происходит по комплексному проявлению силы, гибкости л быстроты, которые составляют естественную основу этого двигательного качества. Они, с одной стороны, определяют уровень развития ловкости, а с другой — возможность их рационального комплексного использования в форме ловкости. Поэтому основой в воспитании ловкости является раздельное, а затем (главным образом) комплексное развитие указанных качеств в условиях взаимосвязанного проявления.
Главными методическими направлениями в развитии ловкости являются следующие (по В. И. Филипповичу, 1973):
1) совершенствование пространственной точности элементарных движений;
2) развитие способности координировать движения различных звеньев двигательного аппарата;
3) совершенствование структуры естественных двигательных актов;
4) расширение запаса двигательных умений и навыков;
5) формирование умений рационально применять приобретенные двигательные навыки в различных условиях.
Средства для решения этих задач общеизвестны и, на наш взгляд, здесь не требуется их детального рассмотрения. В то же время следует сказать еще о некоторых общих особенностях ловкости, которые обязательно должны находить отражение в содержании педагогического процесса ее развития.
1. Для воспитания ловкости используются упражнения с элементами новизны, поскольку автоматизация навыка снижает эффективность упражнения как средства воспитания ловкости.
2. Наиболее ценными являются упражнения, связанные с проявлением быстроты двигательной реакции.
3. Не следует слишком упрощать средства воспитания ловкости, дробить упражнения до мельчайших частей. Упражнения должны быть доступны, но не элементарны.
4. В процессе развития ловкости пользу приносят всякие упражнения соответствующего характера. Однако следует помнить, что, например, ловкость рук мало будет влиять на успешность проявления ловкости в ситуациях, где требуется участие многих групп мышц, осуществляющих сложно-координированные движения несколькими или всеми частями тела. Поэтому наиболее ценны те упражнения, в которых принимают участие многие группы мышц.
5. Выполнение упражнений для развития ловкости требует большой точности и четкости мышечных ощущений. Они возможны лишь тогда, когда организм занимающегося не утомлен. Поэтому упражнения следует выполнять только до наступления утомления.
6. В связи со спецификой гимнастики и ее воздействия на занимающихся, общим развитием ловкости целесообразно заниматься лишь на начальном этапе тренировки (в предварительной подготовке). В дальнейшем совершенствование ловкости происходит за счет специализированной двигательной деятельности гимнастов.
За уровнем развития ловкости следят, применяя контрольные задания, по характеру близкие к специфической двигательной деятельности гимнастов. С этой целью удобно использовать комбинированные упражнения, состоящие из достаточно хорошо изученных движений, но применяемых в не совсем обычных (привычных) ситуациях.
Упражнения такого типа могут быть самыми разнообразными. Главное, чтобы они по возможности полно отражали способности гимнастов во владении своим телом.
РАЗВИТИЕ
ВЫНОСЛИВОСТИ
В тренировке наступает момент, когда начинают вспоминать о выносливости. То, что это происходит — почти естественно, поскольку в начальной гимнастике классификационные упражнения не требуют проявления этого качества. Выполнение упражнения классификационной программы, состоящего из 3 — 5 элементов, большинство из которых представляют собой смешанные висы и упоры, не составляет большого труда. Необходимость проявления выносливости приходит позже — в более старших разрядах, когда нужно выполнять длинные комбинации сложных элементов. Тем не менее, основы выносливости нужно создавать с первых шагов в гимнастике.
В спортивной деятельности различают два вида выносливости: общую и специальную.
Общая выносливость обусловлена развитием сердечно-сосудистой системы, так сказать, се «пропускной способностью», а также способностью организма утилизировать кислород. Естественно поэтому, что выносливость зависит непосредственно от развития собственной кровеносной системы мышц, количества двигательных единиц, осуществляющих работу, и уровня развития соответствующего силового качества (или качеств). Общая выносливость в спорте имеет существенную особенность — она характеризуется не вообще предельно долгой работой, а работой, выполняемой на определенном уровне качества.
Специальная выносливость — способность на качественном уровне выполнять долго мышечную работу определенного вида (характера): жнмовую, скоростную, скоростно-силовую, статическую или с различным соотношением видов работы, переключением с одного вида работы на другой. Последнее особенно характерно для гимнастики.
Специальная выносливость — это производное, вторичное двигательное качество спортсмена: проявление его возможно лишь тогда, когда развито силовое качество, на основе которого формируется выносливость.
Строго говоря, человек с самого момента рождения наделен способностью по многу раз подряд повторять(совершать) различные сгибательные и разгибательные движения, то есть он обладает каким-то запасом выносливости. Поэтому, если гимнаст не в состоянии отжаться в упоре 6 раз, это еще не говорит об отсутствии жимовой силы или выносливости разгибателей рук. Дайте ему другое, более доступное контрольное упражнение, — и он его с успехом выполнит.
Однако все дело в том, что уровень развития любого двигательного качества в спорте определяется в соответствии со стоящей двигательной задачей. Иной вопрос, что эта задача вообще должна соответствовать возможностям того или иного возраста или индивидуальным возможностям гимнаста. В данном случае именно задача—возможностям, а не наоборот, поскольку характер и содержание обучения и тренировки во многом определяются педагогической оправданностью поставленной задачи. Но если в соответствии с учебной программой или программой соревнований (научно обоснованными требованиями) гимнасту нужно выполнить подъем махом на кольцах, то можно говорить, что у него должна быть хорошо развита скоростная сила разгибателей плечевых и локтевых суставов, а учитывая необходимость многократного повторения движений для формирования двигательного навыка, и скоростно-силовая выносливость этих групп мышц. Но представим себе, что гимнаст не обладает требуемым уровнем развития скоростной силы разгибателей рук. Тогда вопрос о скоростно-силовой выносливости их на данный момент «отпадает» сам собой, поскольку сначала нужно обеспечить развитие скоростной силы.
Конечно, многократно выполняя упражнения, направленные на развитие силового качества, гимнаст в какой-то степени развивает и специфическую соответствующую этому качеству выносливость. Но в дальнейшем этого оказывается мало. Поэтому, когда силовое качество будет развито на достаточном уровне, следует заниматься развитием выносливости на основе этого качества. Здесь будет происходить и развитие выносливости и совершенствование качества. Наличие того или иного элемента в классификационной программе не определяет уровень развития требуемого силового качества и выносливости. Этот уровень должен быть выше требований технического совершенствования.
Таким образом, оказывается, что специальная выносливость обладает еще одной особенностью: она — качество локальное, присущее различным группам мышц. Действительно: сгибатели и разгибатели рук могут обладать одинаковой силой (например, по 50 кг), но разной выносливостью. В результате этого гимнаст сможет отжаться в упоре 25 раз, а подтянуться в висе только 16.
Локальная выносливость связана с общей. Выполнение упражнения много раз подряд и во многих подходах воздействует на мышцы, осуществляющие тот или иной вид работы, на нервные центры и. сердечно-сосудистую систему. Во время этой работы у гимнаста увеличиваются сила и частота сердечных сокращений, расширяется сосудистое русло, увеличивается число функционирующих капилляров, повышается интенсивность газообмена в легких и мышцах, усиливается деятельность внутренних органов и активность биохимических процессов.
В связи с этим общую выносливость целесообразнее развивать с помощью продолжительных упражнений, в которых принимают участие разные группы мышц. Например, с помощью ненапряженного, но продолжительного бега, прыжков со скакалкой и др.
На начальном этапе тренировки вопросам развития общей выносливости уделять особое внимание тем более необходимо, что в дальнейшем, с увеличением объема технически сложных упражнений, у гимнастов останется очень мало времени для использования упражнений общего воздействия. Главное внимание будет уделяться специальной физической подготовке, а средства общего воздействия — использоваться в основном для активного отдыха. Поэтому развитие общей выносливости определяется лишь тем переносом, который происходит за счет применения средств специальной подготовки.
Таким образом, основная особенность двигательной деятельности гимнастов — непродолжительность и высокая интенсивность мышечной работы с многократным изменением характера ее и переключением с одного вида на другой — вероятно, должна отразиться и на содержании всей системы их физической подготовки.
Поэтому, как бы гимнасты ни увеличивали общую выносливость и общий запас мощности, они мало помогут себе в совершенствовании специфической выносливости.
Безусловно, общее высокое функциональное развитие самым благоприятным образом скажется и во время мышечной работы и, особенно, в период восстановления.
Однако о переносе общей выносливости на специальную следует все же говорить с большой осмотрительностью, помня, что специальную выносливость можно рассматривать как естественную часть общей, а общая выносливость может и не затрагивать специфических механизмов специальной выносливости.
Здесь следует иметь в виду один важный момент. В зависимости от задач, стоящих в разных периодах тренировки, применяемые средства должны отличаться по характеру. И если в подготовительном периоде различные игры с мячом, плавание, бег — служат средством прогрессивного физического развития, то в переходном периоде они играют роль средства активного отдыха, восстановления и сохранения высокой степени работоспособности. В этом отношении плавание или бег на лыжах, выполняемые с нагрузкой в подготовительном периоде, должны отличаться от купания и лыжной прогулки в переходном периоде.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ОБ ОСНОВАХ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Упражнения на гимнастических снарядах — это, в подавляющем большинстве, вращения, перемещения из низких положений в высокие, из высоких в более низкие (по отношению к снаряду), то есть подъемы, опускания, спады, обороты.
Между формами этих упражнений на разных снарядах много сходства, несмотря на то что выполняются они с разной амплитудой, разными скоростями, разным хватом за снаряд, отличаются исходными и конечными положениями и во многом определяются конструктивными особенностями снарядов, на которых выполняются.
Это сходство обусловлено основой структур гимнастических упражнений, техникой их выполнения. Например, из каких бы исходных и в какие бы конечные положения не выполнялся подъем разгибом, и независимо от снаряда, на котором он выполняется, элементарная сущность этого гимнастического упражнения, общая двигательная основа его — одна и та же: разгибание в тазобедренных суставах и опускание рук к туловищу.
Ведущую роль здесь играет опускание рук. Можно путем некоторых технических ухищрений облегчить их работу, но не исключить ее. Что же касается разгибания в тазобедренных суставах, то, в принципе, можно обойтись и без него, поскольку существует способ выполнения подъема разгибом без предварительного сгибания (т. е. без прохождения через вис согнувшись) или с незначительным сгибанием. Это же подтверждают проведенные нами опыты, в которых подъемы махом вперед и назад на кольцах выполнялись при иммобилизованных тазобедренных суставах.
Однако совсем не безразлично, как в том или ином движении гимнаст управляет различными частями тела.
Техническая основа выполнения любого элемента — то совокупность действий гимнаста — подготовительных, основных и завершающих, направленных на решение стоящей частной двигательной задачи. От того, насколько правильно гимнаст понимает двигательную задачу, насколько четко представляет частные моменты решении ее, насколько потенциально готов он к решению этой задачи и сумеет использовать (реализовать) свои способности — и зависит не только качество, но и сама возможность выполнения упражнения.
Все действия гимнаста — подготовительные, основные и завершающие — одинаково важны для выполнения упражнения.
Подготовительные действия гимнаста связаны с принятием исходного положения, из которого удобно выполнить упражнение и в котором тело гимнаста имеет наибольший запас потенциальной энергии (при высоком положении над снарядом) или наименьший момент инерции. Они направлены на приобретение возможно большего запаса кинетической энергии: в начале движения гимнаст старается как можно больше удалить от оси вращения общий центр тяжести тела — оттянуться от опоры, — с тем, чтобы в дальнейшем более экономно проявить усилия при решающих действиях. В условиях опоры о снаряд, благодаря подготовительным действиям, запас количества движения может быть увеличен: стоит гимнасту во время движения вперед в висе на перекладине сделать мах ногами вперед (согнуться), как скорость вращения увеличится. Этим маховым движением (сгибанием) достигается увеличение количества движения ног, и если затем сделать разгибательное движение ногами, то есть затормозить их движение, то в связи с законом сохранения момента количества движения, туловище получит дополнительное ускорение.
Торможение движения ног, выполняемое в разныемоменты движения на снаряде, с разной амплитудой, но всегда с максимальной скоростью, относится к основным действиям, при помощи которых достигается рациональное перераспределение количества движения между звеньями тела, изменяется скорость перемещения, что и определяет успешность выполнения гимнастического упражнения.
Завершающие действия гимнаста направлены на сохранение достигнутого положения, определяют правильность, устойчивость и удобство позы в этом положении и в связи с последующими элементами.
Подготовительные и завершающие действия гимнаста зависят от конструктивных особенностей снарядов, на которых выполняется одно и то же упражнение, предшествующего элемента и последующего, а также от конституционных особенностей самого гимнаста. Эти действия вариативны.
Основные действия тоже в какой-то степени вариативны, поскольку существует диапазон условий, в которых они могут быть проявлены. Однако по времени и усилиям они более ограничены, чем подготовительные и завершающие. Достаточно сказать, что во время основных действий при выполнении оборота назад под жердями в стойку величина решающих усилий, развиваемых руками, не должна быть меньше чем 2 кг на 1 кг массы тела, но не должна и значительно превышать этот показатель. Отклонение по усилиям или времени их проявления приводит к невыполнению упражнения. В то же время при выполнении одного и того же элемента разными способами (например, того же оборота под жердями в стойку ранним и поздним спадом) продолжительность основных действий оказывается одной и той же.
Это позволяет говорить о стабильности, стандартности основных действий гимнаста, о возможности вычленения элементарных, но главных их частей.
Элементарные основные структуры двигательных действий рассмотрены в соответствующем разделе и рекомендованы для использования в физической подготовке как звенья, связывающие эту подготовку с технической. На следующей ступени совершенствования гимнаст переходит непосредственно к технической подготовке. Уже изученные элементарные структуры двигательных действий используются при обучении технике как основные двигательные навыки, имеющие непосредственный перенос на формирование техники.
Используя их как базу, изучают и отдельные движения, составляющие общую основу технической подготовки, целые гимнастические элементы, овладение которыми можно рассматривать как формирование основных технических навыков группы упражнений, сходных по форме и характеру мышечной работы.
В целом это обеспечивает успешность дальнейшего технического совершенствования, поскольку у занимающихся будут сформированы устойчивые базовые схемы координации, выражающиеся в типичных формах двигательной деятельности и позволяющие без осложнении переходить к их разновидности. Переход осуществляется по принципу изменения взаимоотношений лишь частных характеристик базовых структур координации, но не создания новых, незнакомых гимнасту структур координации.
Естественно, что обучение проводится на каком-то конкретном элементе. Тем важнее выбор этого элемента. Он должен быть профилирующим, то есть нести в себе признаки, наиболее типичные для всей группы упражнений. При этом профилирующий элемент может оказаться отнюдь не легчайшим в группе упражнений, сходных по структурным признакам, но наиболее типичным. Поэтому начинают обучение именно с него, а не с легчайшего. Например, в группе упражнений, выполняемых махом вперед с поворотом из упора на брусьях, легчайший элемент — поворот в упор на руках, но начинать обучение нужно с поворота кругом в упор. Тогда, овладев попоротом л упор, гимнаст легче и более правильно выполнит поворот в упор на руках, а кроме того, в его двигательной подготовленности будут заложены основы для овладения поворотом в стойку на руках.
Однако и частном случае это будет возможно, если поворот изучается с высоким махом, с поздним перехватом рук и заканчивается при высоком положении туловища и ног, без прогибания в пояснице (примерно под углом 45—50°). Иначе при положении туловища и ног после поворота хотя бы горизонтально (что, в общем-то, считается вполне достаточным, например, для второразрядника) структура такого поворота будет значительно отличаться от поворота в стойку и в дальнейшем изучить поворот в стойку будет очень трудно. Поэтому в ряде случаев следует быть очень осмотрительным. С двигательно одаренным гимнастом иногда лучше подождать, пока его физическая подготовка позволит изучить сразу сложнейший элемент структурной группы, а не профилирующий.
РАЗМАХИВАНИЯ
Размахивание как средство приобретения запаса количества движения является одной из необходимых составляющих основ технической подготовки гимнаста. Овладение размахиванием (в мужской гимнастике оно бывает в четырех вилах многоборья из шести) дает гимнасту возможность приобрести навыки и умения правильно соразмерять свои действия, координировать их в соответствии с поставленной задачей и решает попутно почти все задачи школы гимнастики: приучает к правильной осанке, культуре, выразительности движений, совершенствует способности ориентироваться в пространстве и вестибулярную устойчивость, а кроме того, в определенной мере способствует развитию и совершенствованию физических качеств (особенно силовых и подвижности в суставах).
В зависимости от вида многоборья и положения, в котором выполняется размахивание, техника его не одинакова. Однако основой правильной техники остаются хлестообразные махи.
К вопросу о хлестообразных движениях
Хлестообразные движения, базирующиеся на двух основных законах механики: законе сохранения количества движения и законе сохранения момента количества движения, составляют основу техники гимнастических упражнений.
Смысловая сущность хлестообразных движений состоит в том, что во время первоначального маха ногами за счет быстрого сгибания (на махе вперед) или разгибания (на махе назад) в тазобедренных суставах происходит увеличение скорости их движения как по отношению к туловищу, так и по отношению к снаряду. В связи с тем, что при сгибании или разгибании в тазобедренных суставах общий центр тяжести тела приближается (правда, незначительно) к оси вращения, то есть радиус вращения уменьшается, происходит увеличение скорости вращения и всего тела по отношению к снаряду. Этому способствует и то, что движение в тазобедренных суставах происходит не изолированно от других звеньев: например, сгибание в тазобедренных суставах приводит к некоторому сгибанию и в плечевых суставах и в суставах позвоночника. Таким образом, перемещение общего центра тяжести ближе к оси вращения есть следствие изменения различных суставных углов.
В результате резкого обратного движения (сгибание сменяется разгибанием) количество движения, приобретенное ногами, но время перемещения на снаряде и увеличенное во время усиления маха, перераспределяется на смежное звено (туловище), которое получает дополнительное ускорение движения по отношению к снаряду.
Этот момент благоприятен для выполнения основных действий руками (например, разгибаний в плечевых суставах во время подъемов в упор и др.), поскольку собственных усилии здесь потребуется проявлять значительно меньше.
Кроме того, при сгибании и разгибании в тазобедренных суставах во время усиления маха мышцы — антагонисты растягиваются и поэтому в момент обратного движения могут сократиться с большей силон и резкостью, — что также имеет очень важное значение. Когда требуется перемещение по большой амплитуде, немаловажным будет то обстоятельство, что предварительно растянутые мышцы будут иметь больший «стартовый разгон».
Таким образом, структура хлестообразных движений ставит гимнаста в такие условия, при которых: во-первых, приобретается больший запас количества движения; во-вторых, создаются лучшие предпосылки для механической работы мышц: предварительно растянутые мышцы сокращаются мощнее; в-третьих, количество движения перераспределяется с ног на туловище, вызывая ускорение последнего и облегчая работу рук.
Хлестообразные движения должны быть экономичны и в то же время эффективны для выполнения гимнастического элемента, строги по форме, амплитуда сгибательно — разгибательных движений — целесообразной (движения не бесконечно длинные, а напротив — короткие). Главное условие, при котором они становятся составной частью техники, — их резкость.
Техника хлестообразных движений зависит от на — правления перемещения гимнаста и его положения на снаряде.
При перемещении вперед, хлестообразный мах выполняется после прохождения ногами вертикали внизу. В вертикальном положениитело гимнаста прямое или слегка согнуто в поясничной части. Пройдя вертикаль, под углом примерно 10° по отношению к ней, гимнаст усиливает мах сгибанием в тазобедренных суставах, одновременно надавливая руками на опору.
Величина угла сгибания зависит от необходимого направления (кстати, и начальный момент сгибания в связи с этим тоже может переместиться с 5—10° по отношению к вертикали до 20—30°) и от того, насколько удобно и рационально будет последующее разгибание. Если выполняя подъем махом вперед, гимнаст согнется, скажем, на 75°, то последующее разгибание выполнить будет и неудобно и нерационально, поскольку разгибание на величину такого угла (а ведь нужно еще и некоторое переразгибание) резко произвести трудно и можно просто не успеть закончить его к требуемому моменту движения.
При движениях типа подъемов махом вперед более раннее и быстрое торможение движения ног требуется еще и потому, что оно предотвращает вращательное движение тела вокруг свободной оси, которая в данном случае проходит через плечевые суставы. Поэтому и сгибание в тазобедренных суставах оказывается меньшим: оно в таких движениях не превышает 35—40°, а время сгибания составляет иногда меньше 0,1 с.
При движениях переворотом в упор или в стойку (особенно на кольцах) вращение вокруг свободной оси является необходимым условием выполнения упражнения. Поэтому сгибание достигает 80° и даже 90°. Может быть поэтому последующее разгибание оказывается неполным, сохраняется угол 170—165°, а полное выпрямление происходит в момент завершения переворота еще одним разгибанием.
Закончив сгибание, гимнаст сразу начинает разгибаться в тазобедренных суставах. Разгибание обычно заканчивается небольшим прогибанием, которое достигает 20—25°. В этот момент гимнаст производит основные, необходимые для выполнения того или иного элемента, двигательные действия (например, рывок руками и туловищем — в подъеме в упор).
При этом гимнаст не ощущает какой-либо паузы между разгибанием и последующим движением руками и туловищем, поскольку они органически связаны и вытекают одно из другого. Насколько мощно разгибательное движение ногами, можно судить по тому, что нес разгибание на 65—70°, длится лишь 0,25—0,27 с, а максимального напряжения, рапного примерно 75% от массы гимнаста, мышцы-разгибатели достигают уже на 0,05 с.
Принцип хлестообразного движения на махе назад, тот же, что и на махе вперед. Однако здесь есть свои существенные особенности.
Главная заключается в том, что амплитуда разгибания в тазобедренных суставах (из прямого положения намного меньше, чем амплитуда сгибания. Мышцы — разгибатели тазобедренных суставов не такие быстрые, как сгибатели. Поэтому, чтобы совершить примерно такую же, как при сгибании, мускульную работу, им нужно начинать ее несколько раньше. Вот почему хлесткому, резкому разгибанию в тазобедренных суставах предшествует сгибание в них, которое начинается еще до вертикали. внизу.
Применяемая в предварительной подготовке система специальных силовых упражнений с четко поставленными двигательными задачами (произвести определенное усилие в определенное время и при этом согнуться или разогнуться на столько, сколько нужно) уже вырабатывает у гимнаста скоростно-силовой навык, который должен быть проявлен во время движения на снаряде. С приобретением его гимнаст переходит на снаряд. И вот здесь при обучении важными становятся проводка и фиксация. Гимнаст точно должен знать, в какой момент начать разгибательное или сгибательное движение, в какой момент оно закончится и начинается рывок руками.
Кроме того, па снаряде гимнаст выполняет хлестообразное движение во время общего перемещения по отношению к снаряду. Поэтому он должен ощутить скорость перемещения (которая изменяется в зависимости от исходного положения) и найти во время перемещения на снаряде момент начала хлестообразного движения. Этому во многом помогают звуковые и зрительные ориентиры. Сопоставляя свои ощущения с результатами объективного «попадания» в ориентиры, гимнаст постепенно укладывает «готовый скоростно — силовой навык» (приобретенный во время специальной скоростно-силовой подготовки) в общую схему движения на снаряде. Поэтому непосредственно на овладение упражнением он затрачивает меньше времени.
Хлестообразные движения — основа любого размахивания. Но размахивание имеет существенные особенности в зависимости от вида многоборья и положения, в котором выполняется.
продолжение
--PAGE_BREAK--