Реферат по предмету "Культура и искусство"


Миопия 3

--PAGE_BREAK--Миопия


У миопического глаза силы рефракции не хватает на то, чтобы изображение попало точно на сетчатку — он слишком вытянут. Лучи света при этом фокусируются в точке перед сетчаткой, а затем расходятся, формируя расплывчатое изображение. В отличие от дальнозоркости глаз здесь не может сам увеличить четкость изображения (при попытке фокусировки хрусталиком расплывчатость только увеличивается). Близорукие люди видят четко только тогда, когда подносят предмет ближе к глазам, чтение для них проблем не составляет. При рассматривании удаленных предметов немного помогает слабый прищур, так как более узкое входное отверстие для световых лучей увеличивает четкость изображения. Чтобы человек мог нормально видеть вдаль, ему прописываются очки или контактные линзы.

Существуют различные теории насчет происхождения и развития близорукости. Известно, что близорукость обычно проявляется в детстве и с возрастом продолжает прогрессировать.


Контроль близорукости


Близорукость, или, на медицинском языке, миопия, всегда привлекала к себе больше внимания, чем дальнозоркость. Причина этого лежит на поверхности — миопия легко диагностируется, такой диагноз можно поставить даже самому себе. Миопия означает попросту, что человек плохо видит вдаль, тогда как вблизи он видит хорошо.

Рано или поздно близорукий подросток начинает осознавать этот свой недостаток — его друзья, оказывается, различают дорожные знаки и узнают лица людей на гораздо большем расстоянии. Когда оказывается, что ребенку в классе трудно различить написанное на доске, учитель начинает беспокоиться. Большинство случаев близорукости легко выявляются с помощью таблиц, висящих в кабинете врача, а также во время проводимых в школах регулярных проверок зрения. Если близорукость разовьется в старших классах или в колледже, то такой подросток не сможет пройти проверку зрения во время экзамена на получение водительских прав (без очков). Поскольку диагноз миопии ставится без особого труда, то большинство случаев близорукости, так или иначе, выявляется. При наличии иных нарушений зрения этого не происходит (в школах, например, дальнозоркого ребенка которому трудно читать, замечают не сразу, и его не отправляют к окулисту проверить зрение).

Поскольку в подростковом и юношеском возрасте; миопия отличается тенденцией к усилению, то ей уделяется довольно много внимания. В попытках противодействовать постоянному усилению близорукости в течение последних ста лет предпринимались неоднократные попытки научиться приостанавливать, управлять или поворачивать развитие миопии вспять.

Все эти попытки оказались безрезультатными. Хоть в некоторых конкретных случаях достигался определенный успех, все равно в последние 50 лет процент близоруких людей по отношению к остальному населению постоянно возрастал. Похоже, что эта «эпидемия» является побочным продуктом развития нашей цивилизации.

Научные исследования доказывают, что миопия непосредственно связана с процессом чтения, фокусировкой глаз, освещенностью, положением головы и тела, а также питанием. Вероятно, сильнее всего действует фактор, связанный с чтением или любой работой, ведущейся в непосредственной близости от глаз.

В одном интересном исследовании утверждается, что у детей эскимосов, у которых исторически отмечался низкий процент близорукости, миопия начала резко развиваться, как только от них потребовалось обязательное посещение школы. Согласно современным теоретическим воззрениям, постоянное напряжение, вызванное продолжительной фокусировкой глаза, особенно в положении наклона головы вниз (как в случае наклона над партой), вызывает увеличение внутриглазного давления. Это давление со временем приводит к увеличению глазного яблока. И действительно, типичный близорукий глаз больше, что приводит к расфокусировке зрения при рассматривании' удаленных предметов. Однако вы можете спросить: а каково же влияние недостаточной освещенности во время чтения или изменения в рационе питания эскимосских детей?

В этой связи нужно задуматься, действительно ли близорукость является недостатком. Представьте себе близорукого человека, которому приходится много читать и работать, например, постоянно глядя на монитор компьютера. Позже, когда взрослому дальнозоркому человеку потребуются очки для чтения, близорукий по-прежнему будет прекрасно обходиться без них. Главным неудобством; при миопии является плохое зрение вдаль — во время вождения автомобиля, при просмотре телевизионных передач и так далее. Эти неудобства легко снимаются с помощью очков или контактных линз. Однако (и для некоторых людей это действительно много значит) с миопией связаны некоторые

психологические моменты, своего рода предвзятость. С тех пор как сто лет назад Герман Снеллен стандартизировал остроту зрения, это магическое число 1,0 (или более привычная нам «единица») заставляет тех, у кого зрение чуть хуже, испытывать некую внутреннюю неудовлетворенность. Очки на глазах служат якобы признаком «слабых глаз», а у некоторых групп населения по отношению к «очкарикам» действительно наблюдается определенная предвзятость. Но, хотя ношение очков или контактных линз иногда может раздражать, небольшая близорукость отнюдь не является бедствием.
Миопию можно подразделить на четыре вида:
Слабая степень.

От средней до сильной степени.

Дегенеративная или патологическая (миопическая болезнь или осложненная близорукость).

Псевдомиопия (спазм аккомодации).


Слабая миопия


В эту группу попадают восемь из десяти случаев близорукости. Такая близорукость возникает в возрасте от семи до десяти лет и медленно прогрессирует в течение следующих десяти лет. Каждые год-полтора требуется незначительно усиливать очки — это, как правило, обусловлено скоростью взросления подростка. Резкое увеличение физического роста отзывается и скачком близорукости. Эти изменения прекращаются где-то в возрасте двадцати лет, если только данный человек не связан с деятельностью, требующей напряженной зрительной работы вблизи от глаз, что может немного усилить миопию.


    продолжение
--PAGE_BREAK--От средней до сильной степени


В эту группу попадают примерно каждые два случая из десяти. Начинается такая миопия немного раньше, чем в случае слабой степени, и увеличение близорукости происходит быстрее. Скачки в физическом росте вызывают пропорциональные скачки близорукости, причем это наблюдается и в более взрослом возрасте. Чем сильнее миопия, тем больше увеличено глазное яблоко, что приводит к растяжению тончайшего слоя сетчатки, покрывающего заднюю внутреннюю поверхность глаза. В связи с этим увеличивается вероятность дегенерации или отслоения сетчатки.


Дегенеративная или патологическая миопия

Такая миопия начинается с момента рождения или в самый ранний период жизни. Изменения происходят быстро и продолжаются до среднего возраста. При такой близорукости возможны частые и серьезные осложнения, могущие привести к слепоте.


Псевдомиопия


В отличие от трех предыдущих видов, при псевдомиопии на самом деле нет условий, вызывающих близорукость, хотя дистанционное зрение и является плохим мышцы, отвечающие за фокусировку глаза «вблизи», от напряженной работы как бы «сжимаются» и не могут полностью расслабиться при необходимости увидеть что-то на более дальнем расстоянии. Если все это происходит в течение достаточно длительного времени, глазные мышцы могут сохранять свое «полусжатое» состояние и вызывать тем самым псевдомиопию. Она настолько хорошо имитирует настоящую близорукость, что имелись случаи, когда под этой маской скрывалась на самом деле дальнозоркость. При тщательном проведении обследования глаз врачи обычно распознают истинную природу этой псевдомиопии.

Близорукому человеку для существования в нашем современном обществе необходимы очки. К сожалению, они не в состоянии остановить развитие настоящей миопии. Она будет прогрессировать независимо от того, носите вы очки или нет, едите ли вы морковь, занимаетесь ли йогой и так далее.

Хотя мы и считаем чтение главным виновником близорукости, следует помнить, что отнюдь не все любители читать становятся близорукими. Существуют еще и другие малоизвестные факторы, влияющие на появление миопии. Большую роль в этом, похоже, играет наследственность — некоторые люди предрасположены к ней больше других. Если бы все причины возникновения миопии были нам известны, то это сделало бы возможным настоящий контроль ее течения.

В настоящее время в кругу офтальмологов по поводу способов профилактики, приостановки и лечения миопии ведутся оживленные дискуссии, и сводятся они к следующим предложениям:

Полное исключение зрительной работы на небольшом расстоянии от глаз.

Назначение менее сильных очков, чем это требуется согласно результатам проверки зрения.

Ношение бифокальных очков.

Ношение контактных линз.

Ортокератология.

Терапевтические методы улучшения зрения.

Медикаментозная терапия

Хирургическое вмешательство.
Давайте попробуем оценить каждый из предлагаемых методов. Первый из них, согласно которому следует полностью исключить зрительную работу в непосредственной близости от глаз, в нашем высокотехнологичном общест­ве практически не применим. Воздержание от чтения могло бы несколько сберечь зрение близорукого человека, но ценой этому была бы безграмотность и невозможность приобрести профессию. Кроме того, в связи с тем, что нам приходится выполнять близко от глаз самые различные виды работ, от миопии это бы не спасло. Например, элементарный просмотр телевизионных передач тоже требует определенных усилий по фокусировке глаз, и даже такие незначительные усилия могли бы привести к миопии особо подверженного ей человека.

Назначение менее сильных очков, чем это требуется для достижения оптимального зрения, у некоторых людей дает определенный эффект. Однако число таких людей очень невелико, и этот факт никак не влияет на общую картину.

Своих приверженцев имеют и бифокальные очки, так как теория в данном случае проста до элегантности. Предполагая, что к миопии приводят усилия по фокусировке глаз, сторонники бифокальных очков считают, что такие очки должны уменьшать эти усилия, тем самым задерживая развитие близорукости. На практике этот подход срабатывает у некоторых подростков, но отнюдь не у всех. Вероятно, большое значение имеет привычное расстояние, на котором происходит чтение. Многие близорукие дети, носящие бифокальные очки, начинают держать книгу даже ближе, чем раньше. Чтение на расстоянии 20-25 сантиметров от глаз скрадывает эффект бифокальных очков — стимулируется фокусировка глаз, и миопия продолжает прогрессировать. Применение бифокальных очков становится более эффективным, если держать книгу на расстоянии 45 сантиметров от глаз, но попробуйте-ка этого добиться! Если бы мы смогли заставить детей читать с расстояния 45-55 сантиметров, то это было бы эффективнее, чем вообще назначать бифокальные очки. Близорукие дети, однако, словно испытывают потребность читать очень близко, как будто они получают удовольствие от крупного изображения. Это и может быть истинной причиной возникновения миопии.

Клиническая практика свидетельствует, что назначение бифокальных очков всем без исключения является таким же неверным шагом, как и неназначение их тем, кому они действительно нужны. Наиболее подходящими кандидатами на их ношение являются дети, у которых можно добиться расслабления фокусирующих мышц. В эту группу попадают и люди с псевдомиопией, для которых бифокальные очки в сочетании с терапевтическими методами могут оказаться очень эффективным средством. По каким-то неизвестным причинам девочки легче привыкают к бифокальным очкам, чем мальчики. Имеются краткие сообщения о том, что при близорукости оказываются эффективными и жесткие контактные линзы. Нет ничего необычного в том, что у подростков, которым довольно часто приходится менять очки в связи с изменениями зрения, наблюдаются дальнейшие изменения после перехода на контактные линзы. Причины этого не ясны, а результаты научных исследований не совсем убедительны. К некоторым возможным факторам могут быть отнесены: изменения в кривизне роговицы, размер зрачка, метаболические изменения, перемены во взаимодействии сходимости глаз и их аккомодации, изменение внутриглазного давления, утолщение роговицы, воздействие контактных линз, глубина передней камеры глаза и так далее. При наличии такого количества возможностей довольно трудно определить, какая из них или какое их сочетание может помочь контролировать миопию. С другой стороны, некоторые авторитеты полагают, что контроль близорукости при помощи контактных линз вообще невозможен, что это всего лишь артефакт.

Мягкие контактные линзы, похоже, не слишком влияют на уменьшение близорукости — может, потому, что они не оказывают существенного давления на роговицу. Выражение же «давление на роговицу» может послужить нам своеобразным введением в ортокератологию.

Это слово образовано из двух частей: «орто» и «кератология» (что в переводе с греческого означает «прямой» и «изучение роговицы»). По мнению специалистов в этой области, миопия уменьшается вследствие оказания контактными линзами равномерного давления на роговицу глаза. Это давление служит своего рода противовесом избыточной фокусировке глазом лучей света.

Основной принцип ортокератологии заключается в следующем. Передняя поверхность роговицы измеряется инструментально или фотографически, и полученные данные записываются в компьютер для последующего анализа ее кривизны. С учетом этой информации соответствующие контактные линзы подбираются так, чтобы они оказывали на нее небольшое давление. По мере изменения контуров роговицы подбираются другие линзы, обеспечивающие со­ответствующее дополнительное давление, и такой цикл осуществляется несколько раз.

Когда процесс формирования роговицы завершается и достигается острота зрения 1,0, период ношения контактных линз понемногу сокращается. Если форма роговицы стабилизировалась, то дальнейшей коррекции зрения уже не требуется.

Тем не менее, у большинства пациентов роговица обладает способностью восстанавливать свою бывшую кривизну после прекращения ношения контактных линз, в связи с чем зрение снова ухудшается. Для предотвращения этого подбираются особые «удерживающие» контактные линзы, предназначенные для поддержания формы роговицы. Предполагается, что это линзы уже для «окончательного» ношения. Чтобы хорошо видеть, некоторые люди вынуждены носить такие линзы шесть-восемь часов в день, другим же их нужно надевать лишь на несколько часов, и то через день-два, а в очень редких случаях бывает достаточно надеть их раз в несколько месяцев. Появление воздухопроницаемых линз сделало возможным их применение в качестве таких «окончательных» даже во время сна.

Ортокератологические процедуры продолжаются от года до трех лет. Обычно хорошие результаты достигаются у людей со слабой или средней близорукостью, хотя и они не всегда хорошо переносят лечение. Что касается людей с очень сильной миопией, то самое лучшее, на что можно надеяться, это некоторое уменьшение силы корригирующих зрение линз. Таким образом, можно сказать, что применение ортокератологического подхода к пациентам с сильной близорукостью представляется довольно сомнительным.

Ортокератология может оказаться полезным и надежным инструментом в деле уменьшения близорукости в тех случаях, когда форма роговицы и зрение пациента находятся под постоянным наблюдением со стороны

квалифицированного, опытного специалиста. Огромным достоинством данного метода по сравнению с хирургическим вмешательством, с которым мы познакомимся ниже, является то, что ортокератологию можно прервать в любой момент без опасности появления каких-то вредных побочных или раздражающих человека эффектов, чего нельзя сказать о хирургической операции и ее последствиях.

Оценить роль терапевтических методов улучшения зрения в деле контроля миопии представляется довольно затруднительным. Мы знаем, что соответствующие упражнения могут уменьшить напряжение и стресс от усилий по сведению и фокусировке глаз при чтении. Также они бывают полезны при псевдомиопии. Однако этого нельзя сказать о программах разработки зрения, направленных на полное прекращение прогрессирования близорукости. Трудно предполагать, что шести- или семилетний ребенок будет четко выполнять все положенные упражнения. Те врачи, которые заявляют, что им удалось поставить прогрессирование миопии под свой контроль путем использования терапевтических методов, или работают с чрезвычайно терпеливыми и настойчивыми пациентами, или обладают какими-то особыми способностями. Пока что нам не удалось зарегистрировать достаточное количество результатов, внушающих надежду на успех.

Применение медикаментозной терапии в деле контроля близорукости основано на принципе препятствования слишком близкой фокусировке глаз. Поступающие в глаза лекарства призваны парализовать на несколько недель или месяцев механизм их фокусировки. Рекомендовать этот метод для широкого практического применения все же не стоит, так как он может оказать влияние на формирование зрительных механизмов ребенка.

О роли правильного питания в развитии миопии можно лишь гадать, однако вряд ли эта роль слишком велика. Некоторые специалисты считают, что определенные пищевые добавки, присутствующие в широко распространенных ныне полуфабрикатах, могут оказывать воздействие на развитие тканей головного мозга. При этом могут поражаться и глаза, так как они являются своего рода продолжением головного мозга. Одним из факторов может являться и недостаток витаминов и минеральных веществ. Можно считать, что хорошо сбалансированный режим питания и диета в любом случае лучше, чем плохо сбалансированные, даже если они и не приводят к уменьшению миопии.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Упражнения для глазОбщие правила выполнения тренировочных упражнений для глаз:


Упражнения лучше всего начинать с простых движений, постепенно увеличивая их сложность и скорость.

Никогда не надо делать усилий чтобы увидеть объект, кроме как в упражнениях, где это особо оговорено. Помните, что усилием можно временно улучшить свое зрение, однако частое и длительное напряжение глаз приводит к окончательному снижению зрения.

При выполнении упражнений следует помнить о том, что работающие мышцы интенсивно поглощают кислород. Восстановление утомленной мышцы до нормы возможно только при условии достаточного поступления кислорода к тканям мышцы. Поэтому во время выполнения упражнений необходимо глубоко дышать.

Глаз должен быть в постоянном движении — так предусмотрено природой. Движения предпочтительнее, нежели фиксированное напряжение, но периодическое расслабление тоже важно.

Практически во всех упражнениях надо моргать. Не забывать об этом!

Во время выполнения упражнений (если это особо не оговорено) обязательно снимать очки. Люди, обычно не носящие очки, улучшают свое зрение значительно быстрее и эффективнее. Поэтому, надо стараться либо исключить ношение очков, либо уменьшить время их ношения. Кроме того, по мере улучше­ния зрения своевременно менять очки на более слабые. Конечно, не всем людям удается избавиться от очков, но все получат большую или меньшую пользу от упражнений.

Правило — делать упражнения необходимо понемногу, но чаще. Помнить, что задача заключается не в исполнении формальной тренировки (как это практикуется в спорте), а в превращении упражнений в привычки.

Если один глаз сильнее, чем другой, то слабому глазу необходимо больше работы при помощи прикрытия более силь­ного глаза повязкой или ширмочкой.

Временное улучшение зрения наступает быстро, но время наступления постоянного улучшения зрения будет разным для разных людей.

Дети на лечение реагируют обычно намного быстрее, их прогресс более заметен.

Любой метод, который не дает видимых результатов последней программы проведенного курса, должен быть исключен из программы или заменен другим.

Помнить: восстановление зрения — комплексный процесс. Приведите в соответствие со своим желанием улучшить зрение диету, дыхание, объем бытовой зрительной нагрузки.

Стараться, чтобы в личный комплекс входили упражнения всех типов. Необходимо составлять себе комплексы упражнений на неделю и менять их, чтобы избежать скуки. Не смотрите на приведенные упражнения как на догму. Фантазируйте! Соблюдая принципы, заложенные в упражнениях, но можно без особых усилий придумать новые, не менее (а может быть и более) полезные упражнения.

Остановитесь на определенном, свойственном только для Вас, комплексе, который по субъективным ощущениям дает наибольший положительный эффект как в виде повышения остроты зрения, так и снятия симптомов зрительного утомления и достижения состояния зрительного комфорта.

Чем больше и чаще будет уделяться время своим глазам, тем быстрее ощущается эффект от лечения. Считается, что для достижения быстрого и стойкого эффекта необходимо постепенно довести время однократной тренировки до 10-15 мин, начиная с 3-5 мин. При этом желательно проводить 2—3 тренировки в день.

Один раз в неделю перечитывайте приведенные выше пра­вила и технику упражнения.

По возможности воспользуйтесь помощью офтальмолога для проверки Вашего зрения в динамике. Обязательно осуществ­ляйте самоконтроль в домашних условиях.
Первые упражнения предложил у нас в стране А.Б. Дашевский — ежедневные упражнения по 15 — 20 минут с вогнутыми линзами. Перед уставшим глазом ставилась слабая линза (-0,5 дптр), пока острота не восстановится. Тогда ставилась более сильная линза, и так до тех пор, пока может приспосабливаться глаз. С каждым днем сила линзы увеличивалась. В результате отмечалось улучшение зрение.

Сегодня аналогичные упражнения проводится под руководством врача с использованием плюсовых и минусовых линз для “массажа” мышц глаза. Применяется дозированное воздействие на аппарат аккомодации, не превышающее предельно допустимых нагрузок.

Предварительно по тексту определяется положительная и отрицательная относительная аккомодация глаза. От максимальных величин линз, с которыми возможно чтение отнимают 0,5 — 1 дптр. Полученные величины — максимальная нагрузка для цилиарной мышцы.

После коррекции миопии с помощью сооответствующих стекол начинают чтение с минусовым стеклом 0,5 дптр. Чтение с каждым более сильным стеклом продолжается 3-5 минут. Затем силу линзу уменьшают на 1 дптр, оставляя каждое следующее стекло на 1 минуту. После аналогично используются плюсовые стекла. В первые три дня сеанс проводится раз в день, а в остальные — по два раза. Величину относительной аккомодации определяют каждые три дня. Весь курс лечения составляет 25-30 упражнений.

Эффективность применения упражнений определяется по результатам оценки запаса относительной аккомодации. Одним из условий правильного проведения тренировочных упражнений является постоянное (без перерыва) чтение текста (желательно, чтобы текст был интересен для занимающегося).


Упражнения для самостоятельной тренировки.


Еще в древние времена в них входили различные движения глаз, активизирующие кровообращение в области глаз и мозга. Это улучшает самочувствие и снимает умственное напряжение. В основе такого эффекта — определенные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга. Эти упражнения помогают также укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение.

Интересную методику биохимической стимуляции мышц глаза предложил минский профессор В.Т. Назаров. В основе метода — использование того же вибромассажера, что и при стимуляции мышц лица. Вибротод приставляют вертикально к внешнему углу закрытого глаза. Вибрация через кожу передается глазу не травмируя его, действуя не вглубь, а вдоль поверхности глаза. Затем проводятся движения глазами в разных направлениях. Таким образом, удается стимулировать глазные мышцы. В результате увеличивается острота зрения и снимается утомление, увеличивается диапазон действия мышц, сокращающих хрусталик. Это полезно для профилактики дальнозоркости.

Очень интересна методика английским доктором М. Корбетт. В ее основе — расслабление мышц глаза. Основные принципы:

Зрение может быть улучшено.

Перенапряжение изнуряет глаза и нарушает зрение.

Глаза должны мигать часто и быстро. Они становятся неподвижными, когда устают.

Расстояние между роговицей и сетчаткой изменяемо за счет сокращения мышц глаза.

Привязанность к очкам способствует увеличению вялости глазных мышц.
А теперь практические рекомендации:
Нельзя держать книгу на груди или коленях; в этом положении ухудшается кровообращение и за счет сжатия гортани ухудшается дыхание.

Необходимо варьировать расстояние до книги, чтобы избежать онемения мышц глаза.

Нельзя перед сном читать, лежа в постели, т.к. можно заснуть с книгой, не сняв напряжения с них.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.