1. Культурология как тип социальной теории
Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние
( качество ) общества и личности противоположное варварскому. Само слово
" культура " переводится с латыни как " возделывание ", " обработка " и
первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. Уровня развития
производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие
" культура " концептуализировалось и стало служить для качественной оценки
личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре ,
отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени
и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества — к
полной христианизации человечества .
Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в
идею направленного поступательного прогресса, отожествляемого с появлением
новых технических средств, развитием науки и просвещения .
Сомнение в идеи механического, предопределенного прогресса создало
предпосылки для принципиально новых подходов к анализу социальных явлений .
Специфическое понимание культуры связано со становлением в конце ХVIII -
начале ХIХ вв. романтизма как художественного направления и специфического
видения мира. В своем поиске иррационального, духовного романтики
стремились выявить неповторимое своеобразие национальных черт в характере ,
быте, способах существования и деятельности народа .
Именно в недрах национальной философии зародилась культурология. Как
социальная теория культурология рассматривает общество как результат
реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии ,
философии, искусстве и т.д. Предметом культурологии, естественно ,
является сама культура. Но под культурой понимается уникальный социальный
организм, имеющий собственные законы существования, которые обусловлены
спецификой превалирующих ценностных ориентаций.