--PAGE_BREAK--
1.3.
Специфические особенности конкурсно - развлекательной программы
На сегодняшний день свободное время человека играет значительную роль, потому что там человек может проявить себя с разных сторон. И именно в социокультурной деятельности, где есть множество программ, человек, может, проявить свои способности.
Социокультурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы. Важность социокультурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Особенности социокультурной деятельности в том, что она осуществляется в свободное время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, характеризуется многообразием видов, располагает большим количеством институтов [5, С. 15].
Культурно — досуговая программа несет в себе цель коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории [16, С.36].
Культурно — досуговые программы — это комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Культурно – досуговые программы имеют следующую классификацию:
1.Интеллектуально – познавательные программы (конкурс, викторина, интеллектуальная игра, кроссворд и др.)
2.Конкурсно – развлекательные программы (профессиональные, шуточные, сказочные)
3.Физкультурно – оздоровительные программы (подвижные игры, состязания в силе и ловкости, выносливости, укрепления воли)
4.Профилактико – реабилитационные программы
5.Рекреационно – оздоровительные программы
6. Праздничные программы
7. Фольклорные программы (народные обрядовые игры, танцы, хороводы, массовое пение) [6, С.31]
В настоящее время в структуре современного досуга все большее место занимают развлекательные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Рассмотрим более подробно одну из форм культурно – досуговых программ, конкурсно — развлекательные программы.
Сущностным признаком конкурсно — развлекательных программ является конкурс. Артёменко З.В. даёт следующее определение понятия: конкурс — это соревнование на лучшее выполнение определенного задания. В нем могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые коллективы. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а также быть самостоятельным мероприятием[1, С.3].
В ходе проведения конкурса каждый участник может проверить свои знания, умения, способности. В коллективной борьбе за победу формируются моральные убеждения учащихся, их взгляды, закрепляются положительные установки на овладение теоретическими и практическими умениями [2, C.190].
В словаре В.Новаторова конкурс трактуется как «познавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участников или их группы в какой-либо области знаний или общественно полезной деятельности». Конкурс — это всегда состязание, столкновение, борьба; это специально разработанный ритуал или церемония включениями соревнование; это свои правила и условия, зафиксированные в «Положении о конкурсе»; это оживление и проявление инициативы, выдумка и изобретательность, поиски и находки в культурно-досуговых занятиях; это проявления массовости и мастерства, демонстрация лучших качеств участников, их знаний, умений и навыков; это активная форма культурного отдыха, возможность насыщенного и содержательного общения, сотрудничество, поиск способов решения каких-либо задач [13, С.52].
Развлечение в конкурсных программах, является активной формой отдыха, способ снятия физическо — психического напряжения, как форма предупрежден стрессовых состояний. Привлекательность конкурсов с развлекательными моментами объясняется рядом причин. Во-первых, человека всегда манит значимая для него цель, особенно желанная оттого, что ее достижение заранее не гарантировано. Во-вторых, позволяет человеку многократно проявлять находчивость ловкость, остроумие и сообразительность, повышая тем самым, хотя бы и ситуативно, собственный престиж в глазах окружающих. Например, удач в конкурсах, возвышает человека в собственных глазах, улучшает его настроение, способствует снятию напряжений, восстановлению физических и моральных сил.
Конкурсные программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Они имеют разнообразные формы: развлекательные конкурсные программы: их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме.
Как и у всех форм культурно – досуговой программы, конкурсно – развлекательные программы имеют структуру: участников, болельщиков, наличие профессионального ведущего, творческие конкурсы, конкурсы – импровизации, ответы на вопросы соперников, перерыв (реклама, художественный номер, активизация зрителей, реклама), и, конечно же, жюри.
Жюри – одно из главных составляющих конкурса. Его функция – оценки за выполнения участниками конкурса каждого элемента теоретического и практического задания. Перед началом конкурса председатель жюри знаком участников с системой выставления оценок, проводит жеребьёвку. По окончанию конкурсной программы жюри также подводит общий итог всем заданиям и определяет победителей.
Методика подготовки и проведения конкурсно — развлекательных программ включает в себя несколько этапов:
а) выявление интересов, потребностей, склонностей и возможностей потенциальных участников программы;
б) определение места и времени проведения программы;
в) художественное и техническое оформление пространства;
г) отбор участников;
д) изложение правил и вовлечение участников;
е) управление конкурсным действием;
ж) организация финала и чествование победителей.
Подготовка конкурсной программы требует значительного времени, из-за большого объема работы. Тем более, если конкурсная программа проводится на городском уровне, необходимо продумать все этапы проведения, начиная со сценария и заканчивая рекламой, обеспечить интерес к мероприятию, аудиторию.
Процесс организации и проведения развлекательной программы предполагает большую и разностороннюю деятельность, связанную с выбором программы, которая бы привлекла максимальное количество зрителей, подбором творческих коллективов, репетициями, поиском технического и сценарного оборудования, костюмов, заключением договоров, решением организационных вопросов, достижением максимума результатов от вложенных средств. Для этого ему необходимо подготовить проект конкурсной программы, в котором учитывались бы все особенности и нюансы. Однако и самая тщательная подготовка программы не заменит увлекательной импровизации участников уже непосредственно в процессе проведения конкурса.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкурсно – развлекательные программы имеют свои специфические особенности, свою классификацию, структуру проведения. По своему содержанию конкурсно – развлекательные программы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников и общей эрудиции, и художественно – исполнительских способностей, и физической ловкости, и сообразительности, и изобретательности, и определённых творческих талантов. Для проведения конкурсно — развлекательных программ для младших школьников необходимо учитывать особенности их развития и творческий потенциал.
Глава 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ КОНКУРСНО – РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЦЕНАРИЯ.
2.1Сценарий конкурсно – развлекательной программы для младших школьников «Принц страны чудес»
Тема сценария «Принц страны чудес» — каждый мальчик может стать принцем.
Идея сценария – проявление, выявление творческих способностей младших школьников через конкурсные задания.
Цель сценария – создать условия для самовыражения, проявления и развития творческих способностей младших школьников, умения выступать перед большой аудиторией.
Перед началом мероприятия в зале звучит подборка детских песен, на стенах висят шары и плакаты с изображениями сказочных героев. Чтец, за кулисами, в сопровождении музыки читает стих. На экране в этот же момент идет презентация, на тему принц из сказки. После этого на сцену выходит ведущая, здоровается со зрителем, представляет участников программы и объявляет первый конкурс.
Кульминацией мероприятия является проведение конкурсов между участниками. Эпизоды сценария связаны между собой репликами ведущей и музыкальным оформлением.
В сценарии был использован линейный вид монтажа, который включает в себя приём последовательного монтажа (во всех блоках), а также приём параллельного монтажа (игра со зрителем, подведение итогов).
Экспозиция
Зал украшен воздушными шарами. На стенах плакаты со сказочными героями и рыцарями. На сцене расставлены стулья для всех участников программы. (Приложение А).
Звучит музыка(Приложение Б, 1 трек)
На экране презентация(Приложение В, файл «Маленький принц»)
Голос за кадром
Проносится множество глаз и лиц,
Улыбки, одежды, краски…
Вот видишь: красивый и добрый принц
Выходит к тебе из сказки.
Слышны далекие голоса,
Плывут корабли во мгле…
А все-таки алые паруса
Бывают и на земле!
И может быть, возле судьбы твоей
Где-нибудь рядом, здесь,
Есть гордый, хотя неприметный Грей
И принц настоящий есть!
И хоть он не с книжных сойдет страниц,
Взгляни! Обернись вокруг:
Пусть скромный, но очень хороший друг,
Самый простой, но надежный друг,
Может, и есть тот принц?!
Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)
Выходит ведущая.
Ведущая: Добрый день дорогие участники, уважаемые члены жюри и конечно же наши бесценные зрители, жители «Страны чудес». Сегодня, в этом прекрасном зале мы увидим самых мужественных, галантных и умных маленьких принцев. Они разные и сегодня каждый из них покажет на что он способен, в борьбе за звание «Принц страны чудес». Но для начала, я хочу представить вам членов нашего жюри. И сегодня это: …..
Итак, мы начинаем!
Звучит музыка(Приложение Б, трек 3).
Эпизод 1
Конкурс «Визитная карточка «Какую Золушку ищу?»
Ведущая: Первый конкурс это «визитная карточка». Встречайте участников нашего конкурса! Участник под номером один…..(Следует представление участников, затем каждый из них предоставляет свою «визитную карточку», т.е. краткий рассказ о себе, кроме этого ответ на вопрос: «Какую Золушку вы ищете?»)
Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)
Эпизод 2
Конкурс «Пронзенное сердце»
Ведущая: Дорогие друзья, вы все знаете, что Золушка пронзила Принца в самое сердце. И сейчас мы посмотрим, меткие ли стрелки наши мальчики. Каждому из них дается три попытки попасть в сердце закрепленное на нашей стене. И пусть это не сердце Золушки, а всего лишь тренировка, но кто знает может своей меткостью вы пронзите сердце девочки сидящей в этом зале. А мы с вами, дорогие друзья, будем считать количество попаданий.
Звучит музыка(Прилодение Б, трек 4)
Эпизод 3
Конкурс «Найди выход из ситуации».
Ведущая: Наши мальчики прекрасно справляются с заданиями, но каждый принц может попасть в любую ситуацию… И сейчас я хочу предложить вам ответить на вопрос:– Что делать, если Золушка...
· подвернула ногу? (участник № 1);
· упала в обморок? (участник № 2);
· ей попала соринка в глаз? (участник № 3);
· обожгла руку кипятком? (участник № 4);
· тонет в водовороте реки? (участник № 5);
· заблудилась в лесу? (участник № 6).
Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)
Эпизод 4
Конкурс «Туфелька для Золушки».
Ведущая: А сейчас вам будут предложены пластиковая бутылка, ножницы, проволока. Из этого набора за 3 минуты вы должны изготовить туфельку для любимой Золушки. А пока наши участники готовятся, я предлагаю вам поиграть.
Ведущий предлагает всем в зале проиллюстрировать изменение погодных условий, а именно начало дождя. Он рассказывает о том, как меняется погода, а зал повторяет его движения.
— Сначала светило солнышко. — в зале тишина.
— Но вот маленький-маленький, почти незаметный дождик пошел. — стучим одним пальцем правой руки по ладони левой.
— Чуть-чуть сильнее… — двумя пальцами.
— Еще сильнее… — тремя пальцами.
— А вот уже и сильный дождь пошел. — четырьмя пальцами.
— И совсем страшный ливень! — все хлопают полной ладонью.
(Затем можно продемонстрировать постепенное улучшение погоды, то есть проделать все в обратном порядке, в конце концов вернув снова к сильному дождю.)
Ведущая: Мы замечательно поиграли и теперь готовы посмотреть работы наших участников. Участник под номером один…
Звучит музыка(Приложение Б, трек 5)
Эпизод 5
Конкурс «Скажи скороговорку».
Ведущая: Теперь мы хотим проверить, как вы умеете красиво говорить. Я раздам вам карточки, на которых написаны скороговорки. Мы даем вам на репетицию 30 секунд, после этого вы должны будете сказать каждый свою скороговорку, повторив ее трижды. Раздает карточки со скороговорками:
– Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
– У Сени и Сани в сетях сом с усами.
– Идет с козой косой козел.
– Хвала халве, хвалю халву.
– Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
(Через 30 секунд каждый мальчик говорит свою скороговорку, повторяя ее три раза.)
Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)
Эпизод 6
Конкурс «Серенада для дамы».
Ведущая: И еще одни свои таланты продемонстрируют нам наши Принцы. Сейчас они покажут нам свое домашнее задание, которое называется «Серенада для дамы». Но вы же понимаете, серенады у нас будут, конечно, современными.
(Каждый участник исполняет музыкальный номер, подготовленный заранее).
Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)
Ведущая: Вот и закончилась наша конкурсная программа. Все наши мальчики показали себя настоящими джентльменами, а кто из них достоин почетного звания «Принц страны чудес», мы скоро узнаем. А пока жюри подсчитывает окончательные результаты, я хочу пригласить на эту сцену ансамбль эстрадного танца «Озорные огоньки». Встречайте!
Исполнение танца
Звучит музыка(Приложение Б, 3 трек)
Ведущая: Дорогие друзья, давайте еще раз поприветствуем наших маленьких принцев. И так как наше жюри уже подвело итоги всех конкурсов, я с удовольствием приглашаю его на сцену.
Звучит музыка(Приложение Б, 3 трек)
(Слово жюри)
Финал.
Ведущая: Все наши участники получают дипломы и билеты в развлекательный центр «НЛО», где они смогут отдохнуть и повеселиться от души. И для всех в этом зрительном зале звучит песня «Я с тобой» в исполнении Полины Ракинцевой. (Приложение Б, трек 6)
А я же прощаюсь с вами. До новых встреч!
2.2Режиссёрская экспликация конкурсно — развлекательной программы
Перед разработкой сценарного плана в первую очередь необходимо определить идейно – тематический замысел:
Тема: Каждый мальчик может быть Принцем.
Идея: Проявление, выявление творческих способностей младших школьников через конкурсные задания.
Цель: Создание условий для самовыражения, проявления и развития творческих способностей младших школьников, умения выступать перед большой аудиторией.
Исходя из идейно – тематического замысла мы начинаем разработку сценарного плана – сюжета будущей программы.
Сценарный план конкурсно – развлекательной программы «Принц страны чудес» имеет следующее композиционное построение:
Экспозиция: Звучит сказочная музыка. Зал украшен разноцветными шарами. На стенах плакаты со сказочными героями и рыцарями.
Завязка: Голос за кадром. На экране презентация. Выход на сцену ведущей, вступительные слова, приглашение на участие в конкурсной программе.
Развитие действия: Представление участников.
Кульминация: Проведение конкурсов между участниками.
Развязка: Подведение жюри итогов конкурсов, награждение победителей.
Финал: Заключительные слова ведущей. Музыкальный номер для зрителей и участников.
Следующим важным этапом работы над сценарием является анализ и отбор необходимого материала для проведения программы. А также необходимого оборудования для проведения различных конкурсов. Такого как:
1. Номерок с именем участника.
2. Дартс в форме сердца, дротики.
3. 6 пластиковых бутылок, 6 ножниц, шило, проволока.
4. 6 карточек с текстом скороговорок.
5. 6 стульев.
6. Оценочные листы для жюри.
Монтаж – это один из главных составляющих сценария. Это средство воплощения сюжета в содержание, а также средство выражения авторской мысли.
При разработке эпизодов в блоках мы использовали линейный вид монтажа, который включает в себя приём последовательного монтажа (во всех блоках), а также приём параллельного монтажа (игра со зрителем, во время подготовки к одному из конкурсов, исполнение музыкального номера во время подведения итогов всех конкурсов). Связкой к первому блоку «Визитная карточка «Какую Золушку ищу?» является стих и фоновая музыка. Последующие блоки соединены между собой фоновой музыкой и словами ведущей.
Литературная запись сценария включает в себя:
1. Редакционная обработка текста.
2. Титульный лист.
3. Правильная нумерация страниц.
4. Приложение. В данный сценарий входит диск с фоновой музыкой, слайды для конкурсов, афиша.
5. Оформление работы.
В данной конкурсно – развлекательной программе «Принц страны чудес» режиссёр стремился создать условия для самовыражения, выявить творческие способности младших школьников и развить эти творческие способности, способствовать взаимодействию детей, родителей и педагогов в процессе совместной творческой деятельности. Данная программа доставляет бурю положительных эмоций и незабываемых впечатлений.
Для конкурсно – развлекательной программы «Принц страны чудес» подобраны определённые выразительные средства, которые отражают тематику программы.
1. Художественное оформление — для нашей программы мы используем кулисы, на которых будут развешаны шары, а также они развешаны по всему залу. На стенах плакаты со сказочными героями и рыцарями. В зале атмосфера праздника и детства.
2. Музыкальное оформление — до начала программы в зале звучит сказочная музыка, которая создаёт атмосферу волшебства. Также на протяжении всей программы используется детская музыка.
3. Световое оформление - сцена освещается дополнительными прожекторами. Под выход каждого участника включаются разноцветные прожекторы.
4. Мультимедийное оформление - мультимедийные средства делают программу интересней, разнообразней. Оно вносит яркие краски, поэтому программа становится насыщенной.
Особое место в данной конкурсно – развлекательной программе занимает работа с ведущей и участниками.
На роль ведущей выбирается девушка достаточно обаятельная, умеющая импровизировать и достаточно чётко излагать свои мысли. Ведущая, которая владеет искусством красиво и тактично «дирижировать» всем ходом программы. Для этого необходимо провести ряд упражнений для подготовки претендентов на роль ведущей:
1. Грамматически правильное произношение слов (ударение, окончание).
2. Умение быстро и чётко произносить скороговорки (для чёткости речи).
3. Правильная интонация (логическое завершение фраз).
4. Выдержка темпоритма программы (дать время на выполнения конкурсов и их подготовку).
5. Умение импровизировать (наличие словарного запаса, свободное владение текстом).
Работа с участниками программы занимает не маловажное место. Для того чтобы мероприятие прошло успешно рекомендуется заранее огласить тему конкурсно – развлекательной программы, и условия, которые участники должны соблюдать во время программы. А также огласить список того, что участники должны подготовить дома, так называемое «домашнее задание». Это:
1. «Визитная карточка» (краткий рассказ о себе, своих увлечениях).
2. Ответ на вопрос: «Какую Золушку ищу?».
3. Современная «серенада» для Золушки ( песня любого популярного артиста).
Также каждый мальчик заранее должен выбрать себе Золушку из числа девочек своего класса. Девочки приходят в этот день в своих нарядах Золушек, они будут помогать мальчикам в проведении некоторых конкурсов.
Для конкурсов необходимо делать подборку заданий одинаковой сложности и одинакового количества. Рекомендуется за несколько дней до проведение программы развесить афиши, а также провести 2-3 репетиции: выход участников на сцену, визитная карточка каждого участника, «серенада» для Золушки.
Конкурсно – развлекательная программа положительно влияет на развитие младших школьников. Она позволяет легко и непринужденно переключаться с одного вида деятельности на другой. И задействовать все творческие возможности и способности младших школьников в процессе подготовки к программе и при ее непосредственном проведении. Таким образом она влияет не только на проявление творческой активности детей младшего школьного возраста, но и на развитие их творческих способностей, при проведении различных конкурсов. продолжение
--PAGE_BREAK--