Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство Греции не проходящая ценность культуры

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА

РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
НАТЕМУ:ИскусствоГреции — непреходящаяценность культуры

Выполнилстудент 33 группы
Фидря Игорь

Киев 2009

Лучше и поэтичнеемногих главнуюособенностьгреческогоискусстваобозначилГегель, сказавший, что греческоеискусство —это “второйрай человеческогодуха, которыйв своей прекраснойестественности, свободе, глубинеи веселостивыступает, какневеста изсвоей светелки…Его глубинане в запутанности, унынии илинадменности, а в непринужденнойясности; еговеселость недетская игра, она простираетсянад печалью, что знает тяжестьсудьбы, но невытесняетсяею из свободногопарения надней и знаниямеры” [71, т. 1, с. 402]. Впроизведенияхдревних, помысли Гегеля, содержитсясамая благороднаяпища для душив самой благороднойформе — “золотыеяблоки в серебряныхчашах”, греческаякультура такпоучительна, что при ее изучениивсе силы душиприходят вдвижение, развиваются, обогащаются, переходя вболее высокоекачество.
Сталкиваясьс греческимискусством, многие выдающиесяумы выражалинеподдельноевосхищение.Один из известнейшихисследователейискусствадревней Греции, Иоганн Винкельман(1717—1768) говорит огреческойскульптуре:“Знатоки иподражателигреческихпроизведенийнаходят в ихмастерскихтворениях нетолько прекраснейшуюнатуру, но ибольше, чемнатуру, а именнонекую идеальнуюее красоту, которая… создаетсяиз образов, набросанныхразумом” [58, с.88]. Все, кто пишето греческомискусстве, отмечают в немудивительноесочетаниенаивной непосредственностии глубины, реальностии вымысла; внем, особеннов скульптуре, воплощен идеалчеловека, ночеловека неприродного, а общественного.В чем же особенностьидеала человека, сформировавшегосяв Греции? Чемон очаровываллюдей настолько, что состарившийсяГёте рыдал вЛувре передскульптуройАфродиты?
Греки всегдаполагали, чтотолько в прекрасномтеле может житьпрекраснаядуша. Поэтомугармония тела, внешнее совершенство— непременноеусловие и основаидеальногочеловека. Греческийидеал определяетсятермином калокагатия(греч. kalos“прекрасный”+ agathos “добрый”).Так как калокагатиявключает в себясовершенствои телесногосложения, идуховно-нравственногосклада, тоодновременнос красотой исилой идеалнесет в себесправедливость, целомудрие, мужество иразумность.Именно этоделает греческихбогов, изваянныхдревнимискульпторами, неповторимопрекрасными.
Были и попытки“поверитьалгеброй гармонию”.Первую такуюпопытку, а вместес тем и научноеисследованиетого, что естьгармония, предпринялПифагор Самосский.Школа, которуюон основал, рассматривалавопросыфилософско-математическогохарактера, применяяматематическиевыкладки ковсем сторонамдействительности.Не составилиисключенияни музыкальнаягармония, нигармониячеловеческоготела или архитектурногосооружения.Пифагорейскаяшкола считалачисло основойи началом мира.Каждое числопредставлялособой не толькоколичественнуюхарактеристику, но и определенныйсимвол. Так, единица обозначаланаименьшееколичествопространства— точку и считаласьбожественнымчислом, входящимво все числа.Двойка обозначалалинию, тройка— плоскость, четверка —объем. Десяткабыла выражениемВселенной, вкоторой десятьсфер и десятьсветил.
Какое отношениеимеет теориячисел к греческомуискусству? Оказывается, самое прямое, посколькугармония сферВселенной игармония всегомира выражаетсяодними и темиже отношениямичисел, главныеиз которых —отношения 2/1;3/2 и 4/3 (в музыкеэто соответственнооктава, квинтаи кварта). Крометого, гармонияпредполагаетвозможностьвычислениялюбого соотнесениячастей каждогопредмета, в томчисле и скульптуры, по следующейпропорции: а: b = b: с, где а — любаяменьшая частьобъекта; b— любая большаячасть, с — целое.На этом основаниивеликий греческийскульпторПоликлет (Vвек до н. э.) создалскульптуруюноши-копьеносца, которую называют“Дорифор”(“Копьеносец”)или “Канон”— по названиюсочиненияскульптора, где он, рассуждаяо теории искусства, рассматриваетзаконы изображениясовершенногочеловека. Считается, что рассужденияхудожника можноотнести и к егоскульптуре.
Конечно, нормыи установкив греческомискусствеменялись напротяженииистории. Искусствоархаики былоболее прямолинейным, в нем отсутствовалаполная глубокогосмысла недоговоренность, которая восторгаетчеловечествов периоде греческойклассики. Вэпоху эллинизма, когда человекпотерял ощущениеустойчивостимира, искусствоутратило иполисные идеалы, отражая чувствонеуверенностив будущем.
Одно объединяловсе периодыразвития греческогообщества иискусства: это, как пишет М.Алпатов, особоепристрастиек пластике, кпространственнымискусствам.Подобное пристрастиеобъяснимо: огромные запасыразнообразногопо расцветке, благородногои идеальногоматериала —мрамора —представлялиширокие возможностидля его реализации.Хотя большинствогреческихскульптурвыполнялосьв бронзе, таккак мрамор былхрупок, однакоименно фактурамрамора с егоцветом и декоративностьюпозволяла снаибольшейвыразительностьювоспроизводитькрасоту человеческоготела. Поэтомучаще всего“человеческоетело, его строениеи податливость, его стройностьи гибкостьпривлекалик себе вниманиегреков, ониохотно изображаличеловеческоетело и обнаженным, и в легкой прозрачнойодежде” [4, с. 17].
Так же, каки в скульптуре, в архитектуреГреции периодаархаики постепенноначинаютзакладыватьсяосновы тойгармонии, котораязатем расцвелав период классики.В крито-микенскойкультуре основуархитектурысоставлялмегарон —торжественныйи нарядныйдворец властителя, в котором принималипослов и устраивалипиры. Периодархаики постепеннопревратилмегарон в обительбогов, в святилище.Вместе с этимвозрастаютстепень торжественностии красота сооружения.Считается, чтооколо VIIIвека до н. э.складываютсядва направленияв архитектуре: дорическоеи ионийское.
О дорическиххрамах написаномного, посколькупоследующаяархитектурадолго обращаласьк дорическойтрадиции. Но, пожалуй, лучшевсего об этомнаписал М.Алпатов:“Греческийнарод стремилсясоздать образмира, которыйсодержал быоснову всехвещей. Большевсего удавалосьему это в архитектуре.… Дорическийхрам похож намногие храмыдревности.
Внутренняякоробка егослужила местом, где хранилосьдрагоценнейшееядро — статуябога. Оградасвященногоместа, где ставилсяхрам, служиладля охранывсего здания.Двускатнаякровля былазнаком того, что здание, вздымаясь надокружающиммиром, венчалоего. Взирая нахрам издали, люди виделиего объем, противостоящийокружающемупространству.Издали казалось, что колоннысливаются другс другом. Покрытыеканнелюрами(вертикальнымижелобками, идущими параллельнодруг другу отоснованияколонны вверх, число такихуглубленийбыло стандартным— чаще всего20; они способствовалиритмичномучередованиюсвета и тени, в результатечего колоннывыгляделилегче.— А. Б.), оникак бы составилисплошную стену.Но по мереприближенияк зданию зрительвидит, что колоннырасходятся.Когда он стоитсовсем близкоот колонн, тозамечает, чтокаждая из нихобразует такоймогучий объем, и он чувствуетсебя ничтожеством.Это замечательноемгновение!.. При различномосвещении храмизменяется: то внутри царитполумрак, тосвет окружаетздание со всехсторон. Сквозьколонны онвидит дерево, подобно колонневознесенноек небу. Самиколонны подобнылюдям, которыеводят вокругздания хоровод”[4, с. 33].
Дорическоеискусствовсегда стремилоськ монументальности, мужественности, серьезности, к достижениюсовершенствапропорций.Дорическийхрам находилсяна постаменте, и это придавалоему величественность.Три высокихуступа, слишкомвысоких, чтобыбыть ступенями, поскольку онибыли рассчитанына поступьбога, поднимаютхрам над землейи ведут к колоннаде, которая, поддерживаятяжесть покрытия, как бы боретсяс этой тяжестьюи одерживаетпобеду в этойборьбе. “В результатеустанавливаетсяполное равновесиенаправлений; чувством глубокойуверенности, непоколебимойтвердости веетот дорийскогохрама” [60, с. 84].
Уже в периодархаики выработалисьтакие правилавозведенияархитектурныхсооружений, которые соотносилиих с человеком, его мировосприятием, позволяличеловеческомувзгляду наслаждатьсягармонией исовершенствомпропорций.Возникла математикахрама, выверялисьсоотношениедиаметра ивысоты колонн, количествоколонн вдольстены фасадаи боковых стен, планировкавнутреннихпомещений иотделка каждойчасти сооружения.Например, угловыеколонны делаютсячуть шире остальных, посколькуосвещение всеравно скрадываетчасть объема; колонны чуть-чутьскошены вовнутрь, так как зрительноабсолютнаяправильностьнарушит гармониювосприятия.Именно в этоми заключенгуманизм греческогоискусства: оноориентируетсяна человека, соотносит себяс ним и устанавливаетособую связьчеловека смиром.
То же самоехарактеризуети ионийскоеискусство, нооно более изящно, изысканно, егоформы болееприхотливы, женственны.Римский теоретикВитрувий (Iвек до н. э.) втрактате “Обархитектуре”говорит, чтокогда грекизахотели построитьхрам Артемиде(Диане), они избралидля него пропорцииженского тела.Ионийскиеколонны венчаютзавитки, похожиена локоны, каннелюрыколонн болеемягкие и напоминаютскладки одежды.ВысказываниеВитрувия спорно, но важно главное: и дорический, и ионийскийстиль имелиодну и ту жеобщую гуманистическуюнаправленность.Гуманизм отличали другие видыискусства.
Французскийписатель XVIIIвека Фенелон(1651—1715) писал: “Всев Греции… зависелоот народа, анарод зависелот слова” [41, т.2, с. 157]. Велико былозначение словав политическойжизни греков, но еще болеевеликим оностало в искусстве: расцветаетпоэзия, не имеющаясебе равныхпо выразительности, рождается жанртрагедии, остроеслово комедиографаАристофанаразит наповал.“Илиада” и“Одиссея” —это первое, чтомы узнаем оГреции… Этоключевые произведенияГреции. И вместес тем они ставятсамую труднуюи неразрешимуюзагадку. Непонятно, каким образомв начале греческойлитературыстоят такиесовершенныепроизведения”[4, с. 42]. Есть множествоспециальныхисследований, посвященныхэтим двумпроизведениям.С древностии до сих пор нерешен вопрособ авторе ивозникновениигомеровскогоэпоса. (Совокупностьпроблем, связанныхс изучениемличности исочиненийГомера, известнав литературоведениипод названиемгомеровскийвопрос). Считается, например, чтоГомер — лицоне реальное, а собирательное.Античные биографииизображаютГомера странствующимслепым певцом, исполнявшимсвои сочиненияна пирах всопровождениикифары. Этосоответствуетгреческимреалиям. В Грециивсегда существовалипевцы — аэдыи рапсоды, ноаэды исполнялисвои собственныепроизведения, а рапсоды — ужесложившиеся, хотя они частоимпровизировали, внося своиизменения втекст и формуисполняемого.Аэды творилипо вдохновению, которое у грековпочиталоськак божественное, поэтому певец-аэдприравнивалсяк прорицателю, врачевателю.Считалось, чтобоги частовкладывалигероическиепесни в устаслепого певца, и его слепотакомпенсируетсяпоэтическимдаром.
Гомеровскиепоэмы снискалисебе мировуюславу на протяжениимногих вековтем, что именнов них в поэтическойформе отразиласьвся системамировосприятиядревних греков.Практическивсе: мораль, общественноеустройство, представленияо природе, богах, их иерархии, отношенияхбогов и людей— нашли своеместо в образнойструктуре этихпроизведений.Настолько точноотражены в“Илиаде” событиясовсем не придуманнойТроянскойвойны, чтовпоследствиистрастныйархеолог-любительГенрих Шлиман(1822—1890), пользуясьлишь текстамиГомера, смогнайти древнююТрою и явитьмиру то, чтопредставлялосьисключительнопоэтическойфантазиейГомера.
Гомер глубокои талантливопоказываетвеличие и низостьлюдей, их героизми трусость, красоту и безобразие, любовь и ненависть.Чувства яркии грандиозны, портреты героев— впечатляющи, поскольку Гомерне скупитсяна необычныедля нашегослуха определения: Гектор — шлемоблещущий, Елена — прекрасноволосая, Ахилл — богоравный, Гера — златотронная(по преданию, сын Гермессделал в подарокматери золотойтрон), ахейцы— пышнокудрявые.Такова же иприрода в изображенииГомера: Троя— широкодорожная, река — светлоструйнаяи так далее.Многообразныи необыкновенныего сравнения: слезы Пенелопыбелы, как снег; царь Менелай, муж прекраснойЕлены, сравниваетсяс соловьем, защитник ТроиГектор — с чайкой, юный воин — смолодой лисой.Только определенияи сравнения, которыми пользуетсяГомер, говорято высоком уровнеразвития образногомышления иязыка для выражениявсех тонкостеймысли. Гомерписал длинными для нашегослуха довольнотяжеловеснымстихом — гекзаметром:

Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянамтысячи бедствийсоделал...

Так звучатпервые строки“Илиады”. Еетягучая музыка, которая какбы влечет засобою каждуюследующуюстроку, ещеболее певуча, если звучитпо-гречески, поскольку вгреческом языкепреобладаютгласные звуки, что придаетему особуюмузыкальность.Многие великиепоэты последующихпоколенийиспользовалиэтот стиль всвоих произведениях(например, А.С. Пушкин). Яркие, жизненные инеисчерпаемыеобразы “Илиады”и “Одиссеи”использовалисьв разных видахи жанрах искусстваво все последующиеэпохи. Они вобралив себя дух давноотшумевшейжизни, в которойлюди вступалив единоборствос богами, а богидействовали, как люди, толькооблагороженные, более могущественныеи, в отличие отлюдей, бессмертные.Период Гомерачасто называют“героическим”: так настойчивоон подчеркивает“богоравность”своих персонажей.Вместе с темв поэмах нетни капли пустойвосторженности: все герои ибоги естественныв любом своемпроявлении, каждый из нихобладаетиндивидуальностьюи значительностью.
У Гомера мынаходим ответи на вопрос отом, почемусреди различныхмифологий мирагреческая сталанаиболеепривлекательной.Причина этого— в поэтичностипредставленийо мире, отразившихсяв мифах Греции.Если у Гомераобразы людейбогоподобны, то в мифологиибоги человечныи человекоподобны.Им свойственнычеловеческиеслабости имотивы действий, здесь очеловеченався природас ее законамии особенностями.В греческоймифологииприрода дружелюбнаи понимаема, и хотя в нейесть темныеи грозные силы, человек можетс успехомпротивостоятьим, и в этомзаключаютсядеяния героев.Возможно, чтоуже в греческоймифологии, которая предшествовалагреческойлитературе, закладывалисьосновы гуманизма— главнойотличительнойчерты греческойкультуры привсей противоречивостидругих ее проявлений.
Развитиегреческойлитературысвязано с изменениямиусловий и организациижизни людейна протяженииистории. Послеэпохи гомеровскихгероев — в периодмеждоусобиц, смут и беспокойства— не эпос, а болееличностныежанры раскрываютвнутренниймир человека.Уже в VII—VIвеках до н. э.возникаетлирика какособый способпередачи чувстви мыслей.
Издревлеу всех народовстихи и музыкане были отделеныдруг от друга: ритуальнойи обрядовойпоэзии, выступлениямаэдов на пирахбыло свойственноединство словаи музыкальногосопровождения.Лирика получиласвое названиеот музыкальногоинструмента— лиры, разновидностямикоторой быликифара и арфа.Произведения, исполняемыепод аккомпанементэтих струнныхинструментов, называлисьмеликой (греч.melos “песня”).Здесь появляютсятакие жанры, как ямб и элегия.Лирика моглабыть сольнойи хоровой. Конечно, у сольной лирикикруг слушателейбыл ограничен, поэтому здесьвозможно ибольшее разнообразиеритмов и тематики: гимны в честьбогов, стихи, выражающиеличные чувстваили рисующиекартины природы, застольныепесни. Вот строки, написанныепервой в мирепоэтессой, жившей на островеЛесбос в VII—VIвеках, Сапфо(Сафо), которуюантичные грекиназвали десятоймузой:

Сверху низвергаясь, ручей прохладный
Шлет сквозьветви яблоньсвое журчанье,
И с дрожащихлистьев кругомглубокий
Сон истекает.

Конница —одним, а другим— пехота,
Стройныхкораблей вереницы— третьим...
А по мне — начерной землевсех краше
Только любимый.
[175, с. 40]

Среди поэтовГреции, чье имясохраниламировая культура,—спартанскийпоэт-лирикТиртей (VIIвек до н. э.), авторкоротких боевыхпесен и маршей, лирическийпоэт Анакреонт(VI век до н.э.), оставившийпосле себяцелое направлениев поэзии —анакреонтическуюлирику. Последователиего — поэтысамых разныхстран и народов, среди которыхГ. Р. Державин, Н. М. Карамзин, К. Ф. Рылеев и, конечно, А. С.Пушкин, переводившийпоэта и оставившийпрекрасныеобразцы анакреонтическихстихов черезтысячелетияпосле возникновениятрадиции. Анакреонт— создательзастольныхпесен, умевшийукрасить жизньвеселой шуткой, любовнымистихами, в которыхне страданиялюбви, но радостьжизни всегдабыла преобладающейтемой. Кромемелики, существовалаи другая разновидностьпоэзии, связаннаяс духовымиинструментами— флейтой исвирелью. Считалось, правда, чтострунные инструментыболее органичныдля поэзии, потому чтозвук, извлеченныйиз лиры (по преданию, созданнойГермесом), отлетаяот инструмента, возвращаетсяобратно, играющийможет самнаслаждатьсяим, этот звукумиротворяет, устанавливаетгармонию ипорядок. Флейтаже, которуюякобы создалабогиня Афина, требует непрерывногоусилия легких, звук из флейтыулетает впространствонавсегда, алицо играющегоискажено. Легендагласит, чтокогда Афинавзглянула насвое отражениево время игрына флейте, онав гневе отшвырнулаее. Однако поэзия, связанная сдуховым сопровождением, все же возникла.Естественно, одновременноиграть на флейтеи петь невозможно, поэтому обаэти действиясовершаютсяпо очереди.Певец игралв промежуткахмежду куплетами, которые он либопел, либо произносилречитативом, либо декламировал.Многие теоретикикультуры связываютэти два видапоэзии — лирикуи мелику и дватипа инструментов— лиру и флейтус двумя богами: Аполлоном иДионисием.Аполлон символизируетгармонию, порядоки спокойствие, Дионисий —неуравновешенность, страсть, буйство(подробно обэтом в гл. XX).Можно споритьо правильноститакого подходак греческойкультуре, норазница в характерепоэзии все-такизаметна. Этовидно, еслисравнить элегиюи ямб, тесносвязанные сдревнейшимиритуальнымиобрядами. Элегия(греч. elegos“скорбнаяпеснь”) происходитот древнейшегообычая оплакиванияусопших. Болеепоздние элегииисполнялисьна пирах и былипосвящены самымразнообразнымтемам: в нихвстречаютсяпризывы к борьбеи размышленияо мировом порядке, как у Солонаили Тиртея; содержаниеммогли быть мифыили, позднее, сказки и различныеистории, философскиерассуждения, а в период эллинизма— это уже простогрустные стихи.Элегии моглисодержать всебе и поучения, как у Феогнидаиз Мегары (VIвек до н. э.):

Низкому сделавдобро, благодарностиждать за услугу
То же, чтосемя бросатьв белые бороздыволн.
Если глубокоеморе засеешь, посева не снимешь;
Делая доброезлым, сам недождешьсядобра.
Ибо душаненасытна уних. Хоть разоких обидел —
Прежнюю дружбутотчас всюзабывают они.
Добрые жевсе принимаютот нас, как великоеблаго.
Добрые помнятдела и благодарныза них.

Нет в богатствепредела, которыйбы видели люди.
Тот, кто имеетуже множествовсяческих благ,
Столько жехочет еше. Ивсех невозможнонасытить.
Деньги длянас, для людей— это потеряума.
Так ослепленьеприходит. Егопосылает несчастным
Зевс, и сегодняодин, завтрадругой ослеплен.
[175, с. 67, 68]

Ямбы восходятк древнейшемуобряду ритуальныхпоношений, которые напраздникахплодородияслужили магическимсредствомпредотвращениязла. Стихи счетким ритмомпозволяливложить в нихи сатирическоесодержание, поэтому в болеепоздние временаямбы сталинароднымиобличительнымикуплетами, илишь черезмногие годыони пересталиносить характерпоношения истали существоватькак жанр илиразмер стихав лирическойпоэзии.
Хоровая лирикасопровождаларазличныепразднества.Здесь быликультовыегимны, дифирамбы, стихотворенияна мифологическиетемы. Их, какправило, исполнялихоры девушекили юношей, сопровождаяпение танцевальнымидвижениями.Но очень скорохоровое исполнительствопереместилосьв драматическиепроизведения, где оно получилоновую долгуюжизнь и развитие.
Если периодархаики наиболееполно отразилсебя в поэзии, то греческаяклассика раскрываетсвое пониманиемира и человекав драматургиии ее жанрах —трагедии икомедии. “Трагедия(букв. “песнякозлов”) возниклаиз хоровойпесни, из дифирамба, распевавшегося“сатирами”, одетыми в козлиныешкуры и изображавшимипостоянныхвеселых спутниковбога вина Диониса.Такие “хорыкозлов”, илисатиров, существовалиуже в VII в.до н. э. во всейГреции. Решающимже в рожденииаттическойтрагедии сталоучреждение…общегосударственногопраздникаВеликих Дионисий, благодарякоторым народныйкульт Дионисияопирался теперьна официальнуюподдержкувластей. Когдапоэт Феспиддобавил к хоруактера, “отвечающего”, ведущего схором диалог, трагедия превратиласьв драматическоедейство. Поначалуучастникипредставленияразыгрывалисцены из мифовтолько о самомДионисе, позднееочередь дошладо других мифов.Оставалосьлишь Эсхилув первой половинеV в. до н.э.вывести передзрителем такжевторого актера, а Софоклу —третьего, идревний “хоркозлов” окончательнопреобразилсяв драму” [160, с.109]. Хор стал действующимлицом трагедии, не менее значимым, чем актер: онвыражал отношениек происходящемуна сцене, комментировали пояснял еголибо вел дискуссиюс героями трагедии.
Эсхил, Софокли Эврипид прославилижанр трагедиив классическойГреции, создалипочти все театральныеусловности, которые действуюти в наши дни.Трагедия былане толькохудожественнымили эстетическимявлением греческогоискусства. Онапоучала, воспитывала, предлагалапотрясеннымзрителям ситуациии образы, демонстрирующиевеличие и всесилиебогов и созданныхими законов.
Театр занималбольшое местов жизни греческогополиса. Представлениядлились тридня во времяпразднеств, посвященныхДионису, в январеи марте. Авторыпредставлялив эти дни сразупо три трагедии, соревнуясьдруг с другом.Специальныхпомещений длятеатра не было: на склоне акрополябыли вырубленыскамьи длязрителей, внизуперед сценойразмещаласькруглая площадка— орхестра. Таккак сцена находиласьдалеко от зрителей, актеры (женскиероли исполнялисьмужчинами, женщины выступалитолько в мимическихпредставлениях)надевали маски, которые обозначалитипаж персонажа: женщина, старик, царь и другие.Чтобы зрительмог хорошовидеть исполнителей, в театре применялиспециальнуюобувь на высокойподошве (иногда25—50 см) — котурны, а актер энергичножестикулировал.Сценическаяречь былаторжественнойи значительной, текст произносилсяголосом особойзвучности ис особымиинтонациями, отличающимисяот повседневнойречи. В этом изаключалисьсила и неотразимостьвоздействиятеатра на каждогочеловека, иафинский полисплатил за каждогонеимущегогражданина, чтобы все жителимогли побыватьна театральныхпредставлениях, которые быличастью праздничногоритуала.
Греческийтеатр, кромехорового пения, был связан ис ораторскиммастерством, посколькудействие насцене практическиотсутствовало: хор, корифей(предводительхора), актер-декламатор, который делалсообщения хору, обменивалсярепликами схором, корифеем, комментировалвсе, о чем шларечь,— все онитолько рассказывалио событиях, описывали их, позволяя зрителямпереживать, решать, на чьейстороне справедливость.В зависимостиот того, о чемговорит хоруактер, меняютсянастроенияхора и, соответственно, зрителей. Ноникакого действияперед зрителямине разворачивалось.Речь же приэтом шла о деянияхбогов и героев, о войнах и подвигах.Долгое времяна сцене, кромехора и корифея, находился лишьодин актер, позднее ихчисло увеличилось.
Три великихдраматургаГреции — Эсхил, Софокл, Еврипид— это три моделимира, три ступеникультуры греческогообщества, тритипа мышления.Эсхил (525—426 до н.э.) — воин, участниксражений приМарафоне иСаламине противперсов. Егосуровый взглядна мир воплотилсяв героях, сражающихсяс врагами Грециина поле брани(тетралогия“Персы”, трагедия“Семеро противФив”), с трагическойсудьбой (тетралогия“Орестея”), сгрозной волейбогов (трагедия“ПрикованныйПрометей”).Эсхил всегдавоплощал всвоих трагедияхгражданскоемужество, борьбугероя с безжалостнымроком за счастьелюдей, противдеспотизма, даже если этотдеспотизмисходит отвсемогущегоЗевса. Именнотаков Прометей, который нежелает покорятьсяволе жестокогои деспотичногоЗевса:

Знай хорошо, что я б не променял
Своих скорбейна рабскоеслуженье,—
[295, с. 124]

говоритПрометей Эсхила.Герои Эсхилазнают о неотвратимостирока и волибогов, понимают, что обреченыв борьбе с ними, но все же вступаютв единоборствос богами. Гордостьи свобода человека— мечта человечествас давнишнихвремен, предпочтениегибели смирению— вот первыепроблемы величайшихтрагедий Греции.
Герои Софокла(ок. 496—406 до н. э.) —царь Эдип, Электра, Антигона —пытаются боротьсяс роком и волейбогов на равных.У Софокла неттаких богоборцев, как ПрометейЭсхила, но, еслиПрометей —титан и прилагаеттитаническиеусилия, чтобыдействоватьи выдерживатькару богов запоступки, тоцарь Эдип —обычный человек, который попыталсястать богоравнымв своем противостояниисудьбе. Судьбаи рок у Софоклауже не стольнеотвратимы: когда царь Эдиппонял, что, самтого не желая, совершил все, что ему былопредсказано(убил своегоотца и сталмужем своейматери), он решилпринять карубогов на себяи спасти городот разрушения.Эдип принимаетэто страданиево имя долгаперед согражданами, поняв разницумежду своиминамерениямии общественнойзначимостьюпоступков.
Совсем инымипредстают преднами героиЕврипида (ок.480—406 до н. э.), преимущественноженщины: Медея, Федра, Андромахаи другие. Еврипидживет в преддвериикризиса афинскойдемократии, он предчувствуетгрядущие бедыи поэтому показываетужасы войны, разрушенныеею судьбы, страданияпленниц (“Андромаха”).Но большейчастью Еврипидобращаетсяк проблемамличной ответственностичеловека засвою судьбу.Его героини, не желая миритьсяс роковымижизненнымиобстоятельствами, вторгаютсяв течение своейсудьбы и гибнутот того, что, не имея возможностиизменить ее, крушат всевраждебноеих пониманиюсчастья, чести, семейной жизнии любви. Еврипидпервым заглянулво внутренниймир человекаи попыталсяв своих трагедияхпоказать психологиюборющейсяличности: хорвсе менее связанс основнымдействием, наего место приходятдиалоги героев, их споры, в которыхвидны личныепозиции каждого.Из трех гигантовтеатральногоискусстваГреции именноЕврипид оказалсамое серьезноевлияние надраматурговЕвропы вплотьдо современности.
Культуратакже породилакомедию и особоепониманиекомического.У истоков комедиистоит Аристофан(ок. 445—386 до н. э.), автор едкихпьес, в которыхсовременникипрекрасноузнавали себя.Его пьесы —плоды афинскойдемократии, и в них мы встречаеминых героевполиса. Таков, например, афинскийкрестьянинДикеополис(греч. “справедливыйгражданин”), жаждущийосновательногогосударственногопорядка. Покаразъяренныежители Ахарнысобиралисьотомститьспартанцамза разоренныеими виноградники, он заключаетсепаратныймир со Спартойи наслаждаетсямирной жизньювместе со своейсемьей (“Ахарняне”).Афинянка Лисистрата(греч. “прекращающаяпоходы” или“распускающаявойска”) оригинальнымспособом принуждаетмужчин прекратитьвоенные действияи заключитьмир: под ееруководствомженщины отказываютсвоим мужьямв любовныхласках и доводятизнуренныхвоздержаниеммужчин до полнойкапитуляции(“Лисистрата”).В комедияхАристофана(из 40 его пьесдо нас дошлитолько 11) действуютполитики, софисты, крестьяне, выборные судьии практическивсе слои афинскогополиса. ЮморАристофанажалит и потешает, он настолькосилен и злободневен, что некийполитическийдеятель подалоднажды судебнуюжалобу на клевету.Судебноеразбирательствотоже оказалоськомичным, посколькуАристофанспросил прямо: его ли именноизобразил онпод именемКлеона? И получивотрицательныйответ, заметил:“Если я изобразилне тебя, то гдеже клевета? Аесли ты узналсебя, то ты признал, что я не клевещу, а говорю правду”.Афинский судк великомувеселью собравшихсяоправдал Аристофана.Даже сейчас, в XX веке, комедии Аристофанаудивительносовременны, а персонажистоль давнихлет узнаваемы.

Использованнаялитература

1.Мир культуры(Основы культурологии).Учебное пособие.2-е Б95 издание, исправленноеи дополненное.—М.: ИздательствоФёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “ИздательствоЮКЭА”, 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.