Реферат по предмету "Культура и искусство"


Изучение торгового ассортимента безалкогольной продукции на примере торгового павильона ИП , г

КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме: «Изучение торгового ассортимента безалкогольной продукции

(на примере торгового павильона ИП…, г.Хабаровск)
РЕФЕРАТ

Объём курсовой работы – 33страницы, она состоит из трех частей, включает 2 таблицы в приложениях, 5 формул. При написании курсовой работы было использовано 10 источников.

Основные понятия, использованные в курсовой: БЕЗАЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ, ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ, УСВОЯЕМОСТЬ, СОК, ЭКСТРАКТ, МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА, ТОРГОВЫЙ АССОРТИМЕНТ, ШИРОТА, ПОЛНОТА, УСТОЙЧИВОСТЬ АССОРТИМЕНТА, АССОРТИМЕНТНЫЙ МИНИМУМ.

Цель работы – исследование и анализ ассортимента торгового предприятия.

В первом, теоретическом, разделе дано определение товарной группы, рассмотрены ее потребительские свойства и требования к качеству, дана групповая характеристика ассортимента.

Во втором разделе можно найти анализ торгового ассортимента предприятия и его краткую характеристику.

Третий раздел – рекомендательный, в нем краткие выводы по анализу торгового ассортимента и представлены пути устранения недостатков предприятия.

СОДЕРЖНИЕ

Введение
Ассортимент – это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные аналогичные индивидуальные потребности.

Одними из ключевых факторов, определяющих эффективную и прибыльную работу предприятия, являются формирование и управление ассортиментом.

Управление ассортиментом – это деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента (рациональность- способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей)

Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, который позволит удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности и достигнуть целей, выдвинутых руководством организации.

Этим двум направлениям следует уделять важное внимание.

Ассортимент российского рынка безалкогольной продукции достаточно широк, он представлен как газированными, так и негазированными напитками, употребляемыми для утоления жажды.

Целью данной работы является изучение торгового ассортимента безалкогольной продукции и анализ ее показателей. Расчет показателей необходим для анализа рациональности, гармоничности, устойчивости ассортимента и т.д., которые важны для проведения ассортиментной политики, ведь правильный ассортимент товаров, реализуемых предприятием, и является ключом к его успеху популярности.

Глава 1. Теоретический раздел 1.1 Понятие товарной группы
Безалкогольная продукция – безалкогольные напитки и пищевые полуфабрикаты, применяемые для их изготовления (сиропы, концентраты, сухие смеси) путем смешивания их с водой.

Безалкогольные напитки — большая группа вкусовых товаров, используемых в основном для утоления жажды.

Безалкогольный напиток - жидкий пищевой продукт, который:

а) предназначен для питья;

б) основным, но не единственным, компонентом которого является питьевая или природная минеральная вода;

в) содержание этилового спирта в котором не превышает 1,2% (об.), а для квасов – не превышает1,5% (об.)

К безалкогольным напиткам не относится молочная продукция.

В состав большинства напитков входят сахара и экстрактивные вещества, поступающие вместе с соками, морсами, экстрактами, настоями и пр., а также минеральные вещества, органические кислоты, красящие, ароматические вещества, углекислота и др., благодаря которым безалкогольные напитки являются продуктами высокой вкусовой ценности. Некоторые из них, содержащие витамины и легкоусвояемые сахара, например соки, предназначены для детского, диетического и лечебного питания.

Все безалкогольные напитки в зависимости от состава и способов приготовления можно подразделить на следующие группы: негазированные безалкогольные напитки — соки, экстракты, сиропы, морсы и горячие плодово-ягодные; газированные безалкогольные напитки — минеральные воды, плодово-ягодные газированные напитки; квас и напитки из хлебного сырья; сухие напитки — шипучие и нешипучие.


1.2 Потребительские свойства безалкогольной продукции
Полезность продуктов определяется, прежде всего, их способностью удовлетворять потребности человека в питании. Она зависит от химического состава и особенностей превращений различных веществ этих продуктов в организме человека и характеризуется такими основными потребительскими свойствами, как пищевая, биологическая, энергетическая и физиологическая ценности.

Пищевая ценность характеризует всю полноту полезных свойств продукта, т. е. доброкачественность (безвредность), усвояемость, содержание питательных (белков, жиров, углеводов) и биологически активных веществ (витаминов, минеральных веществ, незаменимых аминокислот и др.).

Продукты не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека. Такое влияние возможно при наличии в них вредных соединений (ртути, свинца и др.), болезнетворных микробов (сальмонелл, ботулинуса и др.), посторонних примесей (стекла, металла), семян ядовитых растений и т. д.

Биологическая ценность характеризуется наличием в продуктах биологически активных веществ: витаминов, макро- и микроэлементов, незаменимых аминокислот и полиненасыщенных жирных кислот. Эти вещества пищи не синтезируются в организме, поэтому не могут быть заменены другими пищевыми веществами.

Физиологическая ценность определяется способностью продуктов оказывать влияние на нервную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы человека. Такой способностью обладают чай, кофе, пряности и другие продукты.

Энергетическая ценность продуктов определяется содержанием в них жиров, белков, углеводов и их усвояемостью. При окислении в организме 1 г жира выделяется энергия, равная 9 ккал (37,7 кДж), 1 г белка — 4 (16,7 кДж) и 1 г углеводов — 4 ккал (16,7 кДж).

Средняя суточная потребность взрослого человека в основных веществах составляет (в г): воды- 1750-2200, белков — 80-100, углеводов — 400-500, жиров -80-100 и т. Д.

Но организм человека даже при самых благоприятных условиях использует не все вещества, входящие в состав пищи.

Усвояемость — показатель, характеризующий степень использования организмом потребляемого продукта. Она выражается коэффициентом усвояемости, показывающим, какая доля продукта используется организмом человека. Усвояемость зависит как от объективных свойств продукта (вид, вкус, аромат, консистенция, количество питательных веществ и др.), так и от состояния организма, условий питания, привычек, вкусов и др. Средняя усвояемость продуктов составляет (в %): белков — 84,5, жиров — 94 и углеводов — 95,6.

Потребительские достоинства пищевых продуктов в значительной степени зависят от свойств и качества перерабатываемого сырья.

Существенно изменяют первоначальные свойства продукта и его качество процессы производства, технология, условия и методы хранения, транспортирования, реализации и др.

Поскольку организм человека на 75% состоит из воды, то для поддержания водного баланса он должен в сутки потреблять до 3 л воды, в том числе и в виде безалкогольных напитков. Состав сухих веществ безалкогольных напитков весьма разнообразен и зависит как от типа напитка, так и его рецептуры. Освежающий эффект безалкогольных напитков обусловлен содержащейся в них углекислотой и органическими кислотами, добавленными или образующимися в процессе приготовления напитков.

Многие безалкогольные напитки имеют пищевую ценность, которую придают им прежде всего сахара (фруктоза, глюкоза, сахароза и др.) и полисахариды (крахмал, инулин и др.), физиологическую — минеральные вещества, витамины и ферменты, вносимые в состав сырья или получаемые в процессе производства. Некоторые из этих напитков обладают лечебным действием, например: экстрактивные напитки из шиповника, из настоев лекарственных трав, минеральные воды и напитки, приготовленные на основе минеральных вод.

Питательные свойства безалкогольных напитков определяются составом исходного сырья и, в первую очередь, соотношением натуральных и синтетических компонентов.Энергетическая ценность определяется в основном количеством вносимого по рецептуре сахара и рассчитывается исходя из калорийности отдельных видов сырья.
Функциональность безалкогольных напитков
К функциональным относятся безалкогольные напитки, предназначенные для систематического употребления в составе пищевых рационов, сохраняющие и улучшающие здоровье и снижающие риски развития заболеваний. Этими свойствами напитки обладают благодаря наличию в их составе функциональных ингредиентов, обладающих способностью оказывать положительное влияние на физиологические функции и обменные процессы в организме человека.

Функциональными ингредиентами безалкогольных напитков являются: витамины, макро- и микроэлементы, пищевые волокна, органические кислоты, фенольные и другие соединения.

Исходя из особенностей состава и свойств безалкогольных напитков, с учетом технологии их получения условно можно выделить две категории функциональных напитков:

• традиционные напитки, содержащие в натуральном

виде значительное количество функционального ингредиента или группы;

• традиционные напитки, дополнительно обогащенные функциональными ингредиентами.

К первой категории напитков относятся соки, минеральные воды, ко второй — газированные и негазированные безалкогольные напитки.

Функциональными ингредиентами минеральных вод являются минеральные вещества, биологически активные компоненты, газы. Профилактические и лечебные свойства минеральных вод обусловлены, прежде всего, ионным составом воды, в частности катионами Na+, K+, Ca2+, Mg2+ и анионами Сl, S042,-HC03-.

Катионы натрия участвуют в водно-солевом обмене, а в сочетании с хлорид ионами в минеральной воде нормализуют осмотического давления, способствуют образованию пищеварительного сока, тем самым улучшая процесс пищеварения.

Катион  кальция уменьшает проницаемость клеточных мембран,     нормализует     свертываемость     крови,     обладает противовоспалительным    действием,    повышает    активность некоторых ферментов, уменьшает перистальтику кишечника,  улучшает рост костей и состояние зубов.

Катион магния активирует анаэробный обмен углеводов, уменьшает возбудимость нервной системы.

Гидрокарбонаты уменьшают воспалительные процессы, понижают кислотность желудочного сока, обладают желчегонным действием. Воды, содержащие гидрокарбонаты, полезны при гастритах, язвенной болезни желудка. Кроме того,  гидрокарбонатные воды улучшают всасывание в кишечнике железа и других микроэлементов, снижают сахар в крови.

Физиологическую роль  сульфат-ионов  в  минеральной воде  связывают     с  усилением  выделения  желчных  кислот, 1 холестерина,  уменьшением возможности образования желчных камней, улучшением обменных процессов.

Функциональными ингредиентами минеральных вод являются также микроэлементы. По составу содержащихся микро-элементов воды делят на: мышьяковистые, содержащие более 0,7 мг/дм мышьяка; борные — не менее 35 мг/дм ортоборной кислоты; железистые — не менее 10 мг/дм3 железа, йодные — не менее 5 мг/дм йода, бромистые — не менее 25 мг/дм брома, кремнистые — не менее 50 мг/дм3 кремниевой кислоты. Мышьяковистые воды укрепляют организм, оказывают тонизирующее действие, стимулируют рост, улучшают кроветворение, функцию печени.

Бор является постоянным компонентом крови. Он способствует отложению жира, в связи с чем борные воды не рекомендуются людям, склонным к ожирению.

Железистые воды повышают уровень гемоглобина в крови и рекомендуются для лечения анемии.

Лечебно-профилактические свойства брома связывают с нормализацией работы щитовидной железы, регуляцией деятельности нервной системы. В малых дозах бром оказывает тормозящее, а в больших — возбуждающее действие на организм человека.

Кремний выполняет опорную функцию, ускоряет выведение мочевой кислоты из организма, улучшает рост костей и волос.

В составе минеральных вод из жизненно важных микроэлементов присутствуют также цинк, селен, медь, алюминий, литий, бериллий, никель, кобальт и другие.

Функциональность минеральных вод определяется также газами в составе напитков.

Углекислый газ минеральных вод повышает секреторную функцию желудка и кишечника, улучшают аппетит, всасывание пищевых веществ из кишечника.

Воды, содержащие сероводород, улучшают обмен серы в организме, повышают секреторную и моторную функции кишечника.

В состав некоторых минеральных вод входят газы радиоактивного происхождения — радон, гелий, аргон. Радоновые воды оказывают противовоспалительное действие, уменьшают проницаемость клеточных оболочек, снижают функцию щитовидной железы, улучшают секреторную и моторную функции желудка.

Широкий спектр физиологически значимых компонентов в составе минеральных вод, позволяет использовать их при различных заболеваниях органов пищеварения, сердечнососудистой и нервной систем, нарушениях обменных процессов, хронических заболеваниях верхних дыхательных путей. В лечебных целях минеральные воды следует применять по назначению врача. Лечебно-столовые воды можно употреблять как столовый напиток, но увлекаться не следует из-за возможного нарушения водно-солевого обмена.

Столовые минеральные воды из-за невысокого содержания функциональных ингредиентов, к функциональным напиткам отнести нельзя, но некоторым из них при регулярном потреблении приписывают способность улучшать водно-солевой обмен, оказывать благоприятное воздействие на функции печени, почек и др. органов.

Функциональные свойства соков обусловлены суммарным воздействием витаминов, пищевых волокон, макро- и микроэлементов, фенольных соединений.

Соки богаты витаминами, особенно витамином С. В соке из шиповника его содержание достигает 400 мг%, из цитрусовых плодов — 25 — 40 мг%. В небольшом количестве содержатся также витамины B1, В2, ниацин, каротин (см. табл. 20.).

Из макроэлементов в соках больше всего калия — 120 -150 мг% (в соке из шиповника 37 мг%), а из микроэлементов — железа.

Пищевые волокна соков представлены пектином, физиологическая ценность которого заключается в способности выводить из организма человека тяжелые металлы и радионуклиды.

Повышению физиологической ценности соков способствуют полифенольные соединения — катехины, антоцианы, флавонолы (рутин, кверцетин) и другие, которые обладают антиоксидантными свойствами и способны предупреждать негативные последствия лучевых поражений.

Функциональные свойства овощных соков связывают, прежде всего, с высоким содержанием каротиноидов, пектина и молифенольных соединений. Каротиноидами богат морковный (1200мкг%) и томатный (300 мкг%) соки, а полифенолами — свекольный сок.

Ко второй категории функциональных безалкогольных напитков относятся напитки, дополнительно обогащенные функциональными ингредиентами натурального сырья и биологически активными добавками.

Функциональными ингредиентами натурального сырья являются: витамины, макро- и микроэлементы, пищевые волокна, органические кислоты, гликозиды, фенольные и другие соединения. К такому сырью относятся: фруктовые и овощные соки, лекарственные растения, молочная сыворотка, продукты пчеловодства, зерновые культуры, природные лечебно-столовые минеральные воды (табл. 21).

Фруктовые и овощные соки обогащают безалкогольные напитки витаминами (В1, В2, С, РР, каратином), пектиновыми веществами, макро- и микроэлементами (калием, кальцием, натрием, магнием, фосфором, железом).

В качестве БАД в составе напитков используют нутрицевтики — биологически активные вещества, предназначенные для коррекции химического состава пищи человека. В производстве безалкогольных напитков из нутрицевтиков применяют как отдельные витамины и минеральные вещества, так и их комплексы (премиксы), пектиновые вещества, некоторые аминокислоты.

Введение нутрицевтиков в состав напитков позволяет достаточно легко и быстро ликвидировать дефицит биологически активных веществ в питании, повысить защитные силы организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, усилить и ускорить связывание и выведение ксентобиотиков из организма.

Для обогащения безалкогольных напитков отдельными витаминами чаще всего используют витамины С, группы В, РР, а из минеральных веществ — кальций, магний, железо, йод. Примерами   подобных  напитков  могут   служить  напитки   серии Антошка, порошкообразные концентраты «Восторг», «Персей».

Потребление безалкогольных напитков, обогащенных функциональными ингредиентами, может внести существенный вклад в снижение острого дефицита в питании физиологически значимых веществ и тем самым способствовать укреплению здоровья населения нашей страны.
1.3 Групповая характеристика ассортимента безалкогольной продукции
К безалкогольным напиткам относятся минеральные воды, плодово – ягодные и овощные соки, экстракты, сиропы, газированные напитки.
1.3.1 Негазированные безалкогольные напитки
Плодово-ягодные соки имеют высокую пищевую ценность, что связано с содержанием натуральных питательных, биологически и физиологически активных веществ, гармоничностью органолептических свойств. С этой точки зрения соки с мякотью обладают более высокой пищевой ценностью, так как содержат больше натуральных питательных веществ, присущих тем или иным плодам и овощам, из которых они приготовлены.

Вырабатывают следующие виды соков: натуральные (без мякоти и с мякотью), соки с сахаром, купажированные, для детского и диетического питания, концентрированные и др.

Различают 2 основных типа натуральных соков: без мякоти и с мякотью. Натуральные соки вырабатывают из одного вида сырья без бодавления других компонентов, за исключением аскорбиновой кислоты, которой вводят до 0,15%, и сорбиновой кислоты, концентрация которой до 0,06% считается безопасной.

Натуральные соки без мякоти получают прессованием. Растительную ткань обрабатывают так, чтобы клеточный сок вышел по возможности из каждой клетки. Их приготовляют неосветленными и осветленными. Освтляют те натуральные соки, которые в неосветленном виде имеют непривлекательный вид, например виноградный, в котором при хранении в неосветленном виде выпадает осадок коллоидных веществ и виннокислого калия. Осветленные и неосветленные натуральные соки подразделяют на высший и первый сорта, что зависит от органолептических показателей и остаточного количества спирта.

Натуральные соки с мякотью вырабатывают в условиях, затрудняющих контакт с воздухом (для предотвращения окисления полифенолов). В качестве антиокислителя (антиоксиданта) добавляют синтетическую аскорбиновую кислоту, которая, являясь витамином С, способствует также и сохранению натурального цвета напитка.

Соки с сахаром вырабатывают из плодов и ягод с повышенной кислотностью или с низкой сахаристостью. Их выпускают осветленными и неосветленными, с добавлением 4—10% сахара в виде сахарного сиропа.

Купажированные соки
получают путем добавления к основному соку до 35% сока других плодов и ягод. Цель купажирования — улучшение органолептических свойств напитка и повышение пищевой ценности. Их вырабатывают с мякотью и без нее, с сахаром и без сахара: яблочно-вишневый, яблочно-виноградный, вишнево-черешневый и др. В наименовании первым указывают преобладающий в купаже сок. Купажированные соки, в которые входят более двух компонентов, называются соковыми коктейлями.

Соки с мякотью
(нектары) получают путем смешивания протертой и гомогенизированной мякоти фруктов (персиков, абрикосов, груш и др.) с 16—50% сахарного сиропа. Для улучшения вкуса и цвета в некоторые нектары добавляют лимонную и аскорбиновую кислоты.

Соки для детского питания
готовят только из высококачественного плодово-ягодного сырья. Их выпускают натуральными, с мякотью и сахаром, купажированными, только высшего сорта. Рекомендуются детям по назначению врача.

Соки для диетического питания вырабатывают из плодов и ягод с низким содержанием сахарозы с добавлением ксилита или сорбита в качестве подсластителей; предназначены для питания диабетиков.

К концентрированным
относят полученные из спелых здоровых фруктов несброженные соки, из которых частично удалена влага физическим способом. Современные способы концентрирования — обратный осмос (ультрафильтрация и нанофильтрация), криоконцент-рация (вымораживание) — обеспечивают сохранение почти всех биологически активных, красящих, ароматических и питательных веществ. Они содержат в 4—6,5 раза больше сухих веществ, чем исходный сок (от 43 до 70%), и представляют собой густую сиропообразную жидкость, могут быть осветленными и неосветленными. Расфасовывают их в металлическую, стеклянную или полимерную тару, перед розливом пастеризуют или стерилизуют. Для транспортировки концентрированных соков требуются меньшие емкости. Они хорошо сохраняются и не замерзают при температуре —18 °С. В восстановленном виде они приравниваются к натуральным сокам и являются основой для их производства, в связи с чем пользуются повышенным спросом на международном рынке.

Экстракты — разновидность сгущенных соков. В отличие от концентрированных соков их получают из натуральных осветленных и консервированных соков путем уваривания в вакуум-аппаратах при температуре не выше 60 «С до концентрации сухих веществ от 44 до 62%. В зависимости от исходного сырья экстракты подразделяют на высший и 1-й сорта. Для получения напитков их разводят водой до исходного содержания сухих веществ. Как и концентрированные соки, экстракты могут использоваться в безалкогольной промышленности, кондитерском производстве и других отраслях пищевой промышленности.

Сиропы. По назначению их подразделяют на два вида: для розничной торговли (товарные) и для промышленной переработки.

По внешнему виду.— на прозрачные и непрозрачные.

По используемому сырью различают сиропы натуральные — на плодово-ягодном и растительном сырье; десертные — на ароматическом сырье — эссенциях, эфирных маслах, настоях цитрусовых корок, ароматических добавках; специального назначения — для диабетиков и с повышенным содержанием витаминов.

По способу обработки — с применением и без применения консервантов, горячего розлива (непастеризованные) и пастеризованные.

Натуральные сиропы
изготовляют из натуральных прозрачных или консервированных плодово-ягодных соков, к которым добавлен сахар холодным или горячим способом до содержания 50-65%. Имеют название сока.

Десертные (искусственные) сиропы
готовят растворением сахара в воде с добавлением ароматизаторов, органических кислот и пищевых красителей, холодным или полугорячим способом. Содержат сахара от 50 до 65%, имеют название ароматизатора.

Сиропы специального назначения
(витаминизированные) приготовляют по специальной технологии, которая позволяет сохранить витамин С.

Морсы. Производят из сброженных и осветленных соков клюквы и брусники купажированием с сахарным сиропом и питьевой содой.

Вместо соков можно использовать плодово-ягодные экстракты с добавлением ароматических эссенций, органических пищевых кислот, сахара, красителей и питьевой соды.
1.3.2. Газированные безалкогольные напитки
Подразделяют на минеральные воды и плодово-ягодные газированные напитки.

Минеральные воды. Они бывают природными и искусственными.

Природные минеральные воды представляют собой естественные (природные) воды с растворенными физиологически активными минеральными солями и газами (углекислый, сероводород и др.).

Наша страна богата естественными источниками минеральных вод, которые находятся на Северном Кавказе, в Татарстане, Забайкалье, Владимирской, Московской, Новгородской и других областях.

Природные минеральные воды по степени минерализации делят на столовые (питьевые), лечебно-столовые и Лечебные. Общая

минерализация столовых вод не превышает 2 г/л, лечебно-столовых — 2—8 г/л, лечебных — более 8 г/л.

Столовые и лечебно-столовые воды могут употребляться в качестве жаждоутоляющих напитков, лечебные — только по назначению врача.

В зависимости от химического состава минеральные воды подразделяют на гидрокарбонатные, хдоридные, сульфатные, сложного состава (хлоридно-тидрокарбонатные, сульфатно-гидрокарбонатные И хлоридно-сульфатные), а также воды, содержащие биологически активные элементы (в мг/л): железо — свыше 10, мышьяк — свыше 1, бром — свыше 25, йод — 10, литий — 5, и другие микроэлементы, а также радий и родон в ограниченном количестве.

Перед розливом в бутылки минеральные воды фильтруют, обрабатывают ультрафиолетовыми лучами, насыщают углекислым газом до содержания 0,3—0,4%.

Наиболее распространенными столовыми водами являются: гидрокарбонатные — Горячий Ключ, Березовская, Киевская, Регина, Ессентуки № 20; хлоридные — Айвазовская, Цариганская; углекислая гидрокарбонатная магниево-кальциево-натриевая железистая — Ласточка; гидрокарбонатная магниево-кальциевая железистая — Хабаровская № 3; гидрокарбонатно-хлоридная натриевая — Таль-ская; гидрокарбонатно-сульфатная сложного катионного состава — Иркутская и др.

Лечебно-столовые воды оказывают выраженное лечебно-физиологическое воздействие на организм человека, применяются как лечебное средство по назначению врача, но могут использоваться (не систематически) и как столовый напиток. Наиболее известны: гидрокарбонатные — Боржоми, Лужанская № 1, Бжни; хлоридные — Миргородская, Куяльник № 6, Минская; Сульфатные — Краинская Московская, Ашхабадская. Воды сложного состава: сульфатно-гидрокарбонатные — Славяновская, Смирновская, Болниси, Кисловодский Нарзан; сульфатная натриево-магниево-кальциевая — Московская; хлоридно-сульфатная кальциево-натриевая — Угличская и др.

Питьевые лечебные воды обладают выраженным лечебным действием, применяются только по назначению врача и в строго определенной дозировке. Широко известны: железистая слабоминерализованная — Полюстровская; хлоридно-натриевая — Друскининскай; углекислая гидрокарбонатно-хлоридно-натриевая — Ессентуки № 4 и 17, сульфатная — Баталинская; сульфатная магниево-кальциевая — Владимирская; хлоридно-сульфатно-натриевая — Буйская; сульфатно-хлоридно-натриевая — Мантуровская и др.

Искусственные минеральные воды
представляют собой напитки, приготовленные путем растворения в питьевой воде солей натрия, кальция и магния с последующим насыщением их углекислотой.

Они известны под названиями: Содовая — содержит питьевую соду и пищевую поваренную соль; Сельтерская — содержит помимо хлористого натрия хлористые кальций и магний; Столовая — вместо хлористого магния содержит сернокислый магний; Чуринская содержит соли кальция и магния в оптимальном соотношении.

На этикетке бутылок с минеральными водами кроме обычных реквизитов указывают дату розлива, название воды и ее химический состав, номер скважины, номер стандарта, рекомендации по хранению и употреблению.

Минеральные воды естественные и искусственные должны быть прозрачными, бесцветными, со свойственными специфическими вкусом и запахом, должны соответствовать санитарно-бактериологическим требованиям. Не допускаются посторонние включения, посторонние вкус и запах, наличие консервантов и солей тяжелых металлов. Содержание двуокиси углерода от 0,3 до 0,4%; санитарно-бактериологические показатели: БГКП не менее 100 см3, КМАФАнМ — не более 300 КОЕ в 1 см3.
Плодово-ягодные газированные напитки. Получают их путем насыщения питьевой воды углекислым газом. Для придания газированным напиткам определенного цвета, вкуса и аромата используют плодово-ягодные соки, настои пряно-ароматического и тонизирующего растительного сырья, красители, лимонную кислоту, сахарный сироп и другие компоненты.

В настоящее время безалкогольные газированные напитки приготовляют с использованием основ, главными компонентами которых являются концентрированные соки и экстракты растительного сырья, органические пищевые кислоты, эфирные масла и красители. Основы смешивают с сахарным сиропом и водой и получают купажный сироп. В некоторых случаях в него вносят раствор консервантов (бензоат натрия, соли сорбиновой кислоты и др.). Купажный сироп смешивают с питьевой водой, смесь газируют и разливают в бутылки или банки. Иногда газируют только воду, а затем ее смешивают с купажным сиропом.

В качестве натуральных красителей безалкогольных напитков используют бузиновый красный, шток-розы, энокрасители (из виноградных выжимок), колер (водный раствор карамелизованной сахарозы), чайные красители, желтый софлоровый и др. Из искусственных красителей разрешены к применению индигокармин (синего цвета) и тартразин Ф (ярко-желтого цвета).

Чаще всего основы безалкогольных напитков состоят из двух раздельно хранящихся составляющих. Одна из них — ароматическая часть — представляет собой спиртовой раствор эфирных масел с небольшим содержанием сухих веществ, а другая — экстрактивная часть — темная густая жидкость горько-вяжущего вкуса, с высоким содержанием сухих веществ (68 ±2%). Составные части основ смешивают по рецептуре, а далее — с сахарным сиропом и питьевой водой.

Безалкогольные плодово-ягодные напитки в бутылках по составу делят на пять групп: на натуральном сырье, на синтетических эссенциях (ароматизаторах), тонизирующие, витаминизированные и специального назначения.

По внешнему виду их подразделяют на прозрачные и замутненные; по содержанию двуокиси углерода — на сильногазированные (С02 более 0,4%), среднегазированные (от 0,3 до 0,4%) и слабогазированные ( от 0,2 до 0,3%).

Напитки на натуральном сырье
(соках, сиропах, морсах, настоях, экстрактах) содержат 7—12% сахара. Кним относятся: Киви, Черная смородина, Клубника, Малина,.Маракуйя, Персик, Вишня, Апельсин и др.

Новые виды газированных напитков содержат сахара не более 7%. В последние годы сахарозу все чаще заменяют подсластителями, такими, как аспартам, ацесульфам калия, тавматин, которые в сотни и тысячи раз слаще сахарозы, или ксилитом, сорбитом и маннитом (для диабетиков).

Напитки на синтетических эссенциях
приготовляют на основе сахарного сиропа с добавлением ароматизатора, красителя и лимонной кислоты. Название их соответствует виду ароматизатора.

Тонизирующие (бодрящие) газированные напитки
иначе называют тониками. В их состав входят настои и экстракты тонизирующих растений, содержащие алкалоиды и другие биологически активные вещества. Это настои эвкалипта, женьшеня, лавра благородного, аралии манчьжурской, заманихи, лимонника, левзеи, чая зеленого и черного и др. Это напитки Байкал, Тоник, Утро, Космос, Пепси, Кока-кола, Клаб-кола и др.

Витаминизированные газированные напитки
отличаются повышенным содержанием водорастворимых витаминов (аскорбиновая кислота, тиамин, рибофлавин, пиридоксин, никотиновая кислота и др.). Витаминизируют, напитки путем добавления витаминосодержащего сырья — фруктовых соков, экстрактов, настоев и др., их также обогащают витаминами, полученными как синтетическим путем, так и извлеченными из натуральных продуктов. К ним относятся напитки Красная Шапочка, Лесной букет, Колокольчик, Черносмородиновый и др. .

Газированные напитки специального назначения приготовляют для определенной группы населения: для диабетиков — заменяют сахарозу ксилитом, сорбитом или маннитом: Апельсиновый, Вишневый, Лимонный и др.; для людей с повышенной нервной возбудимостью — с настоем корня валерианы; для людей с расстройством вестибулярного аппарата разработан напиток Элкагам, снимающий неприятные ощущения при морской болезни. Лечебно-профилактический напиток Новинка способствует выведению из организма тяжелых металлов, так как содержит яблочный и свекловичный пектин и др.
1.4 Требования к качеству безалкогольной продукции
За последние годы ассортимент и производство безалкогольных напитков в России значительно выросли. Кроме того, большинство фирм-импортеров поставляют безалкогольные напитки с добавлением пищевых добавок, не разрешенных к употреблению отечественной промышленностью, и скрывают их в рецептуре, поэтому возникают большие проблемы с качеством потребляемых населением безалкогольных напитков.

Поэтому в настоящее время очень остро стоит проблема с проведением всесторонней экспертизы качества всех видов безалкогольных напитков, поступающих на рынки России.
1.4.1 Качество негазированных безалкогольных напитков
Качество всех видов соков определяют по вкусу, аромату, цвету, прозрачности. Нормируют содержание сухих веществ, общую кислотность (в пересчете на преобладающую органическую кислоту), остаточное содержание спирта (не более 0,5%), консервантов, содержание мякоти (в соках с мякотью), содержание аскорбиновой кислоты в высоковитаминных соках, содержание сахарозы (в соках с сахаром).

При определении органолептических показателей концентрированные соки и экстракты предварительно восстанавливают до исходных соков путем разбавления водой с учетом коэффициента разведения.

Соки хранят при температуре от 0 до 15 °С при относительной влажности воздуха не выше 75%. Срок хранения стерилизованных соков 1-2 года в зависимости от упаковки. Срок хранения соков асептического розлива — 1 год.

Недопустимые дефекты соков: бомбаж (физический, химический и биологический), нарушение герметичности упаковки, потемнение содержимого, потемнение верхнего слоя (плоское скисание), брожение, ухудшение вкуса и аромата.

Допустимые дефекты соков: песчанистый осадок, комочки винного камня в виноградном соке, заметный привкус и запах спирта, расслоение сока и отделение мякоти (в соках с мякотью).
1.4.2. Качество газированных безалкогольных напитков
Минеральные воды

На этикетке бутылок с минеральными водами кроме обычных реквизитов указывают дату розлива, название воды и ее химический состав, номер скважины, номер стандарта, рекомендации по хранению и употреблению.

Минеральные воды естественные и искусственные должны быть прозрачными, бесцветными, со свойственными специфическими вкусом и запахом, должны соответствовать санитарно-бактериологическим требованиям. Не допускаются посторонние включения, посторонние вкус и запах, наличие консервантов и солей тяжелых металлов. Содержание двуокиси углерода от 0,3 до 0,4%; санитарно-бактериологические показатели: БГКП не менее 100 см3, КМАФАнМ — не более 300 КОЕ в 1 см3.

Хранят
минеральные воды в сухих темных помещениях при температуре 5-12°С. Бутылки, укупоренные кронен-пробкой, хранят в горизонтальном положении во избежание утечки углекислого газа. При более надежной укупорке их можно хранить в вертикальном положении. Срок хранения минеральных вод в этих условиях до года, железистых вод — 4 мес.

Газированные напитки

При определении качества безалкогольных газированных напитков используют методы органолептической оценки в соответствии с ГОСТ 66875-86.

В газированных напитках определяют качество укупорки и эти-кетировки (маркировки). Затем определяют насыщенность напитка углекислым газом. Для этого его наливают в стакан из бесцветного стекла. При очень хорошей насыщенности напитка углекислым газом пузырьки газа не сливаются вместе и не вспениваются на поверхности, а по отдельности быстро всплывают наверх; выделение газа длительное.

Для определения цвета и прозрачности стакан с напитком ставят на лист белой бумаги и просматривают его на свет и на фоне бумаги.

Пробуя напиток на вкус, устанавливают соответствие напитка наименованию и типу, отмечают недостатки: повышенная кислотность, слабый аромат, металлический, затхлый, хлорный и другие привкусы.
1.4.3. Дефекты напитков
Основные дефекты напитков связаны с возникновением в них осадков. Нарушение стойкости вызывается причинами биологического и небиологического характера. Биологические помутнения вызываются в результате развития различных видов микроорганизмов, которые в напитках могут потреблять сахар, органические кислоты, другие растворимые вещества.

Признаки микробиологической порчи напитков:
— внешние изменения: появление мути, слизи, осадка, изменение окраски, появление на поверхности колец, пленок;

— повышение давления в бутылке из-за накопления углекислого газа. При открытии образуется большое количество пены, наблюдается выброс напитка, иногда- разрыв бутылки;

— изменение вкуса, запаха. Появляется переброженный вкус, маслянистый вкус (признак развития лейкопостока), вкус плесени и др.

Наиболее часто в напитках развиваются дрожжи. Они размножаются при наличии хотя бы небольшого количества кислорода. Вызывают брожение в основном напитков на фруктовых соках.

Также напитки инициируют уксуснокислые, молочнокислые бактерии, кишечная палочка, плесневые грибы.

Кроме биологических помутнений в напитках могут образовываться осадки коллоидной породы. Коллоидные небиологические помутнения связаны с нарушением стабильности коллоидной системы напитков: дубильных, пектиновых веществ и других, также с химическими реакциями между составными частями продукта.

Предотвращение коллоидных помутнений сводится к устранению причин, их вызывающих, с помощью технологических приемов: умягчение воды, фильтрование компонента купажа или купажного сиропа, хорошее насыщение воды диоксидом углерода, что уменьшает окислительные процессы и т.п.
Глава 2. Анализ показателей торгового ассортимента безалкогольной продукции 2.1 Краткая характеристика организации и ее торгового ассортимента
Киоск «Купава» ИП….находится по адресу: …В этом районе для данного киоска есть несколько конкурентов, а именно: ….

Режим работы: без перерывов и выходных с 10.00 утра до 21.00 вечера. Санитарный день – первый понедельник каждого месяца.

Данное предприятие реализует следующие товары: 1) табачная продукция, например, сигареты «Parliament», «Winston» — поставщик «ФД-Хабаровск»; сигареты «Ява», «Kent» -поставщик ООО «СНС-Хабаровск», сигареты «Тройка», «Максим» — поставщик «Столица-табак»; 2) слабоалкогольные напитки (пиво) –поставщики: «Амур-пиво» («Амур-пиво», «Три медведя»), ООО «Опт-пиво» («Reds», «Miller»), ООО «Триал» («Клинское»), ООО «Супермаркет ДВ» («Старый Мельник», «Efes»); 3) безалкогольные напитки, такие как минеральная вода (газированная, негазированная), соки, газированные напитки, охлажденные чаи и т.д. – поставщики: «Фудмаркет» («Корфовская», «Горные ключи», «Шмаковская»), ООО «Кока-кола Эйдж Би Си Евразия» («Кока-кола», «Спрайт», «Фанта»); 4) бакалейные товары: консервы мясные, рыбные, плодово – овощные консервы, в том числе компоты, оливки, кетчупы, соусы, сахар, соль, крупа, мука, макаронные изделия, чай, кофе, сухое молоко, продукты быстрого приготовления: супы, кубики и др. (поставщик ООО «Аверс»); 5) шоколад, шоколадные батончики (поставщики: ООО «ХПК-Амур», ООО «Ковес»; 6) жевательная резинка – поставщик ООО «Кипорт»; 7) фрукты, овощи.
2.2. Анализ показателей торгового ассортимента товаров
Ассортимент – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные аналогичные индивидуальные потребности.

Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации потребительского спроса имматериально – технической базы.

Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, которая проявляется при его формировании.

Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента.

Анализ показателей ассортимента для торгового павильона ИП. проведем по данным таблицы:

Наименование


Количество наименований

действительное

Из этих наименований пользуются устойчивым спросом

Количество наименований базовое (максимально возможное)

Количество штук на предприятии

Вода минеральная1,5л

8

7

8

65

Вода минеральная0,5л

3

1

3

33

всего

11 (Пд)




11(Пб)

98(Аi)

Газированный напиток 1,5л

2

1

2

14

Кола, Фанта, Спрайт

6

3

6

47

Милкис 0,5л

1

1

2

16

Всего

9 (Пд)




10(Пб)

77(Аi)

Сок 0,2л

4

2

4

49

Сок 0,5л

2

2

3

27

Сок 1,0л

6

3

6

65

Сок 2,0л

2

2

3

15

Всего

14(Пд)




(16Пб)

156(Ai)

ИТОГ

38(Шд)

22(Шу)

43 (Шб)

331 (Si)



1)
Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных групп.

Действительная широта (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии

Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения.

Для анализируемого предприятия Шд=38, Шб=43(за базовую широту взято максимально возможное количество видов, наименований ит.д.)

Коэффициент широты (Кш)=Шд/Шб*100%; Кш=88,4%

Широта служит косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Также широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирмы (следовательно, в нашем случае можно сказать, что предприятие является конкурентоспособным и имеет достаточное количество товаров разных групп).


2) Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Кп=Пд/Пб*100%

Для минеральной воды Кп=11/11*100% Кп=100%

Для газированных напитков Кп=9/10*100% Кп=90%

Для соков Кп=14/16*100% Кп=87,5%

Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Полнота должна быть рациональной, так как чрезмерное увеличение полноты может затруднить выбор покупателя.

Коэффициенты полноты безалкогольных товаров различных наименований приближаются к 100%, следовательно, можно сказать, что потребительский спрос будет удачно удовлетворен.

3)Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары, особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Ку=Шу/Шд*100%

Шу-количество товаров, которые пользуются устойчивым спросом

Шд- общее количество товаров однородных групп.

Ку=22/38*100% Ку=57,9%

На данном предприятии устойчивость рациональна.

4)Новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности засчет новых товаров.

Действительное обновление (Н) – количество новых товаров в общем перечне.

Коэффициент обновления или степень обновления (Кн) – отношение количества новых товаров к общему количеству наименований (Шд)

Новые товары: Напиток«Монастырский», мин. Вода «Шмаковские ключи», Сок «Ботаник»

Н=3; Шд=38; Кн=Н/Шд*100% Кн=7.9%

Основными причинами обновления ассортимента являются замена морально устаревших товаров, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества, расширение ассортимента засчет увеличения полноты для увеличения конкурентных преимуществ организации.

Коэффициент новизны равен 7,9%. Это означает, что предприятие в основном реализует уже устоявшийся ассортимент продукции и редко «вводит» новые товары, что можно объяснить потребительским сегментом, проживающим в данном районе: это, как правило, пожилые люди, которые стараются покупать более дешевую и им уже знакомую продукцию.

5)Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида (или) наименования товара в общем наборе.

Сi=Аi/Si*100%, где Аi — количество отдельных товаров, Si — суммарное количество всех товаров, входящих в ассортимент.

Наименование Количество Относительный показатель ст-ры асс-та

Вода минеральная 98 (Ai) 29,6%

Газированный напиток 77 (Ai) 23,3%

Сок 156 (Ai) 47,1%

Итого: 331 (Si) 100%
Самая большая удельная доля у соков, на втором месте минеральная вода, затем газированные напитки.

6)Ассортиментный минимум — минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации; утверждается органами местного самоуправления.

Наименование Ассортиментный минимум Количество наименований

Вода минеральная 7 11

Газированный напиток 4 9

Сок 8 14

Следовательно, требования ассортиментного минимума удовлетворяются

Глава 3. Рекомендательный раздел. Пути устранения недостатков.

Проанализировав показатели торгового ассортимента безалкогольной продукции торгового павильона ИП…, можно сделать определенные выводы.

Коэффициент широты равен 88,4%, следовательно, предприятие является конкурентоспособным и имеет достаточное количество товаров разных групп. Коэффициенты полноты безалкогольных товаров различных наименований приближаются к 100%, следовательно, можно сказать, что потребительский спрос будет удачно удовлетворен. Устойчивость ассортимента на данном предприятии рациональна.

Коэффициент новизны равен 7,9%. Это означает, что предприятие в основном реализует уже устоявшийся ассортимент продукции и редко «вводит» новые товары, что можно объяснить потребительским сегментом, проживающим в данном районе: это, как правило, пожилые люди, которые стараются покупать более дешевую и им уже знакомую продукцию.

Для улучшения прибыльности торгового павильона можно посоветовать увеличить часы работы, например, с 9.00 до 23.00, «ввести» новые безалкогольные напитки.

Наибольшие «помехи» в эффективной работе создают предприятия – конкуренты, реализующие аналогичную продукцию в том же районе, что и анализируемое предприятие. Поэтому можно еще посоветовать незначительно снизить цены на данную продукцию, чтобы привлечь больше покупателей.

Заключение
Ассортимент – это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные аналогичные индивидуальные потребности.

Одними из ключевых факторов, определяющих эффективную и прибыльную работу предприятия, являются формирование и управление ассортиментом. Этим двум направлениям следует уделять важное внимание.

Ассортимент российского рынка безалкогольной продукции достаточно широк, он представлен как газированными, так и негазированными напитками, употребляемыми для утоления жажды.

Все безалкогольные напитки в зависимости от состава и способов приготовления можно подразделить на следующие группы: негазированные безалкогольные напитки — соки, экстракты, сиропы, морсы и горячие плодово-ягодные; газированные безалкогольные напитки — минеральные воды, плодово-ягодные газированные напитки; квас и напитки из хлебного сырья; сухие напитки — шипучие и нешипучие.

Полезность безалкогольных продуктов определяется, прежде всего, их способностью удовлетворять потребности человека в питании. Она зависит от химического состава и особенностей превращений различных веществ этих продуктов в организме человека и характеризуется такими основными потребительскими свойствами, как пищевая, биологическая, энергетическая и физиологическая ценности.
Анализ ассортимента безалкогольной продукции был проведен на примере Киоска «Купава» ИП…… Данное предприятие реализует следующие товары: 1) табачная продукция;2) слабоалкогольные напитки (пиво);3) безалкогольные напитки, такие как минеральная вода (газированная, негазированная), соки, газированные напитки, охлажденные чаи и т.д.; 4) бакалейные товары: консервы мясные, рыбные, плодово – овощные консервы, в том числе компоты, оливки, кетчупы, соусы, сахар, соль, крупа, мука, макаронные изделия, чай, кофе, сухое молоко, продукты быстрого приготовления: супы, кубики и др. 5) шоколад, шоколадные батончики;6) жевательная резинка;7) фрукты, овощи.

Для данного киоска были проанализированы показатели торгового ассортимента, такие как полнота, широта, устойчивость, новизна, структура, в соответствии с этими данными сделаны выводы и даны советы по устранению недостатков .
Список литературы
Герасимова В.А., Белокурова Е.С… Товароведение и экспертиза пищевых товаров: учебник.-С-П.: Питер, 2004.-400с

Казанцева Н.С… Товароведение продовольственных товаров: учебник. – М.: Дашков и компания, 2007.- 400с

Коммерческое товароведение: теоретические основы.: учебное пособие/ под редакцией Т.С. Бойко. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 1999. – 116с

Николаева М.А… Товароведение потребительских товаров: теоретические основы .: учебник. – М.,2003. – 283 с

Райкова Е.Ю. Теоретическое товароведение.: учебник.-М.: Академия,2003. -240 с

Тимофеева В.А… Товароведение продовольственных товаров.: учебник. – М.: Феникс,2002. – 448с

Федеральный Закон, Технический Регламент «Требования к безалкогольной продукции, природным, минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранению, перевозки»

Шевченко В.В., Ермилова Л.А… Товароведение и экспертиза потребительских товаров.: учебник.- М.: Инфра М,2007.-542 с

Шепелев А.Ф., Печенежская И.А… Товароведение и экспертиза продовольственных товаров .: учебник .- М.: Март,2001. – 680с

Юрченко А.А… Приготовление плодово – ягодных соков и вин.;- Минск: Экопресс,1991. – 126с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.