Реферат по предмету "Культура и искусство"


Иероним Босхжизнь и творчество

Министерствокультуры итуризма Украины
Государственнаяакадемия руководящихкадров культурыи искусств
Институтдизайна иландшафтногоискусства
Кафедрадизайна иландшафтногоискусства

Курсоваяработа на тему:
«ИеронимБосх – жизньи творчество»

Выполнила: Хоменко Я.Ю.
студенткагруппы ДИ-55,
IV курса,
специализация:«Дизайн интерьера»
Руководитель: Бальзак Л.М.

Киев 2007
План

Вступление с.3
Иероним Босх – основоположник пейзажной и жанровой живописис4.
«Семь смертных грехов» с.5
«Удаление камней глупости» с.7
«Фокусник» с.8
«Корабль дураков» с.10
«Распятие на кресте, с донатором» с.12
«Воз сена» с.14
«Сад земных наслаждений» с.22
«Cв. Иоанн Креститель в размышлении» с.33
«Молитва Святого Иеронима» с.34
«Cвятой Иоанн Богослов на Патмосе» с.35
«Искушение Святого Антония» с.36
«Страшный суд» с.40
«Поклонение волхвов» с.44
Выводы с.48
Список использованной литературы с.49
Вступление

Ренессанс(Возрождение)(Renaissance), эпохаинтеллектуальногои художественногорасцвета, которыйначался в Италиив 14 веке, достигпика в 16 векеи оказал значительноевлияние наевропейскуюкультуру. Термин«Возрождение», означавшийвозврат к ценностямантичного мира(хотя интереск римской классикевозник ещё в12 веке), появилсяв 15 веке и получилтеоретическоеобоснованиев 16 веке в трудахВазари, посвящённыхтворчествузнаменитыххудожников, скульпторови зодчих. В этовремя сложилосьпредставлениео царящей вприроде гармониии о человекекак венце еётворения. Средивыдающихсяпредставителейэтой эпохи — художник Альберти; архитектор, художник, учёный, поэт и математикЛеонардода Винчи.
АрхитекторБрунеллески, новаторскииспользуяэллинистическиетрадиции, создалнесколькозданий, не уступавшихпо красотелучшим античнымобразцам. Оченьинтересныработы Браманте, которого современникисчитали самымталантливымархитекторомВысокого Возрождения, и Палладио, создавшихкрупные архитектурныеансамбли, отличавшиесяцельностьюхудожественногозамысла иразнообразиемкомпозиционныхрешений. Зданиятеатров и декорациисооружалисьна основеархитектурныхработ Витрувия(около 15 г. до н.э.)в соответствиис принципамиримского театра.Драматургиследовалистрогим классическимканонам. Зрительныйзал, как правило, напоминал поформе конскуюподкову, передним находилосьвозвышениес авансценой, отделявшейсяот основногопространствааркой. Это ибыло принятоза образецтеатральногоздания длявсего западногомира на следующиепять столетий.
ЖивописцыРенессансасоздали цельную, обладающуювнутреннимединствомконцепцию мира, наполнилитрадиционныерелигиозныесюжеты земнымсодержанием(Никола Пизано, конец 14 века; Донателло, начало 15 века).Реалистическоеизображениечеловека сталоглавной цельюхудожниковРаннего Возрождения, о чем свидетельствуюттворения Джоттои Мазаччо.Изобретениеспособа передачиперспективыспособствовалоболее правдивомуотображениюдействительности.Одной из главныхтем живописныхпроизведенийРенессанса(Жильбер, Микеланджело)были трагическаянепримиримостьконфликтов, борьба и гибельгероя. Около1425 г. Флоренциястала центромРенессанса(флорентийскоеискусство), нок началу 16 века- Высокое Возрождение- ведущее местозаняли Венеция(венецианскоеискусство) иРим. Культурнымицентрами являлисьдворы герцоговМантуи, Урбинои Феррады. Главнымимеценатамибыли Медичии римские папы, особенно ЮлийII и Лев Х. Крупнейшимипредставителями«северногоРенессанса»были Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн. Северныехудожники восновном подражалилучшим итальянскимобразцам, итолько немногие, например Янван Скорел, сумели создатьсвой стиль, который отличалсяособой элегантностьюи грацией, — маньеризм.
ИеронимБосх
(ок. 1460 -1516)
/>/>
Иероним Босх(ИеронимусАнтонисзонван Акен) —выдающийсянидерландскийживописец, причудливосоединившийв своих картинахчерты средневековойфантастики, фольклора, философскойпритчи и сатиры.Один из основоположниковпейзажной ижанровой живописив Европе. Творчествоэтого выдающегосянидерландскогоживописцаостается волнующим, загадочными удивительносовременным.Спустя четырестолетия послеего смертисюрреалистынарекли Босха«почетнымпрофессоромкошмаров», считая, что он«представилкартину всехстрахов своеговремени… воплотилбредовоемировоззрениеконца средневековья, исполненноеволшебстваи чертовщины».
Внем виделипредшественникасюрреализма, этакого опередившегосвое времяСальвадораДали, черпавшегосвои образыв сфере бессознательного; видели психопата, страдающегоэдиповым комплексоми одержимогосексом. Предполагали, что он был знакомс практикойалхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультныхнаук, владелискусствомприменениягаллюциногенов, вызывающихадские видения...
Некоторыеиз этих гипотезустарели, иныепри всей ихпривлекательностине подтверждаютсяфактами; естьи такие, чтодали ключи кпониманиюкартин, но частопротиворечивыеи во всякомслучае невсеобъемлющие.
Удивителенподход художникак решениюпространственныхзадач. В большихфантасмагорияхон создает инеопределенноепространство, в котором множестводвижущихсяфигур выстроенов горизонтальныеили волнистыецепочки, образующиеединый переднийплан. В некоторыхбосховскихкартинах отсутствуетперспектива, но даже там, где она есть, художник смотритна изображаемыймир сверху, какнаблюдатель.
МирБосха так иостаётсянеразрешеннойзагадкой. Жизненныйи творческийпуть Иеронима(Иероена) ванАкена неразрывносвязан с егородным Хертогенбосом, небольшогоныне голландскогогородка близбельгийскойграницы, а в тевремена — одногоиз четырехглавных городовгерцогстваБрабант. Окончаниеего названияи послужилоосновой дляпсевдонимаБосх. Иеронимродился около1460 г. в большойсемье потомственныххудожников.Живописьюзанималисьдед Босха Янван Акен и егобрат, двое дядей, отец — Антонисван Акен и братГооссен, которыйв 1478 г. унаследовалотцовскуюмастерскую.Mать происходилаиз семьи резчикапо дереву. Иеронимбыл с детстваокружен художественнойсредой, приобщилсяк семейнымхудожественно-ремесленнымтрадициям.
Затемпоследовалообучение внидерландскихгородах Харлемеи Делфте, гдемолодой художникпознакомилсяс искусствомРогира ван дерВейдена, ДиркаБоутса, Гертгенатот Синт Янса, влияние которыхощущалось потомв разные периодыего творчества.В 1480 г. Босх вернулсяв Хертогенбосуже свободныммастером-живописцем.
В следующемгоду он заключилбрак с АлейдГойартс вандер Меервенне(Мервей). Этадевушка избогатой и знатнойсемьи принеслав приданое мужусолидное состояние, предоставивему правораспоряжатьсяим по своемуусмотрению.
БракИеронима небыл особо счастливым(супруги неимели детей), но он дал художникуматериальноеблагополучие, положение вобществе инезависимость: даже выполняязаказы, он могсебе позволитьписать так, какхотел.
Ниодна из дошедшихработ Босхане датированаим самим. Поэтому, предположительно, первые известныеего картины, носившие сатирическийхарактер, относятсяк середине1470-х гг. Созданныев 1475-1480гг. картины«Семь смертныхгрехов», «Бракв Кане», «Фокусник»и «Удалениекамней глупости»(«Операцияглупости»)носят ярковыраженныйнравоучительныйхарактер сэлементамииронии и сатиры.
«Семьсмертных грехов»— одна из самыхранних известныхработ Босха.Она имеет ярковыраженныйнравоучительныйхарактер сэлементамииронии и сатиры.Работа упоминаетсяв литературекак настольная, наверное, потому, что сцены вцентре должнырассматриватьсяпод разнымиуглами. Так лиэто — не установлено.
Центральнаякруглая композицияэтой картинынапоминаетглаз — Всевидящееоко Бога, наблюдающееза грешнымчеловечеством, в зрачке которогоизображенафигура Христа, предупреждающегои благословляющегона добрые дела.Христос окруженкругом золотыхлучей.
Ниженадпись: «Берегись, берегись, Богвидит всё».
Дальшеследует представлениесеми смертныхгрехов, способныхпогубить душу, с их латинскиминазваниями: гнев, гордыня, сладострастие(похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность)и зависть. Художникнаходит длякаждого из нихпонятный, жизненныйпример, показанныйс насмешкой.Выше и нижекруга в центрекартины — дватекста ВетхогоЗавета из книгиВторозакония(32:28-29 и 32: 20).
28 Ибоони народ, потерявшийрассудок, и нетв них смысла.
29 О, если бы онирассудили, подумали о сем, уразумели, чтос ними будет!
32:20 Исказал: сокроюлице Мое от нихи увижу, какойбудет конецих; ибо они родразвращенный; дети, в которыхнет верности.
Художникнапоминаетлюдям, погруженнымв каждодневнуюсуету привычных, будничныхгрехов, повторяющихсяснова и снова, что за зломнеотступноследует воздаяние.
Четыреугла картиныукрашены сценами«четырех последнихвещей» (по выражениюпроповедниковтого времени):Смерть, Страшный суд, Ад и Небесныеврата.

Не случайноиспанскийкороль ФилиппII распорядилсяповесить «Семьсмертных грехов»в спальне своейрезиденции-монастыряв Эскориале, чтобы на досугепредаватьсяразмышлениямо греховностичеловеческойнатуры. Здесьеще чувствуетсянеуверенностьштриха молодогохудожника, ониспользуетлишь отдельныеэлементысимволическогоязыка, которыепозже заполнятвсе его произведения.
Немногочисленныони и в картинах«Удалениекамней глупости»и «Фокусник», высмеивающихлюдскую наивность, которой пользуютсяшарлатаны, втом числе и вмонашескомодеянии.
Золотаянадпись, котораяявляется труднойдля чтениясовременногочитателя, расшифровывается:''Meester snijt de keye ras /Myne name is lubbert das" — Мастер, удалите быстрокамни. / Менязовут Lubbert.
Надписи вподобном стилеможно бытьнайти на гербахэтого периода.Текст здесь, однако, связансо сценой: четырефигуры на фонепейзажа. У человека, сидящего настуле, что-тоудаляют изголовы с помощьютрубки. Монах, с оловяннымкувшином вруке, кажется, комментируетсцену. Четвертаяфигура, женщинас книгой наголове, беспристрастнонаблюдает запроисходящим.
Что значитэта сцена инадпись «Мастер, удалите быстрокамни.» (у Лабберта)? В Средневековьевыражением«у него каменьв голове», пользовались, чтобы сказать, что кто-то глупец(дурак). Так чтоЛабберт хочетбыть вылеченнымот глупостикак можно скорее.Однако, то, чтохирург удаляетиз головы, не«камень глупости»,ацветок, каклежащий настоле.
На картинеприсутствуюти другие предметы: перевернутаяворонка — атрибутмошенничестваили ложноймудрости; кувшин, висящий напоясе хирурга— ненасытность, жадность; книгана голове женщины— сейчас это, к сожалению, не ясно.
В 1956г были попыткиобъяснить связьмежду камнеми цветком, обращаяськ старым словарям.Установлено, что слово «tulpe»имеет коннотацию(связь) с глупостью, гвоздики —связаны сословом «keyken»(немного камня).Возможно, Босхобратился ксимволам, чтобыизобразитьцветы вместокамней.
«Фокусник»— одна из раннихработ Босха.Фокусник установилсвой стол устены, рядомс дорогой. Каждыйпрохожийостанавливаетсяи с интересомнаблюдает. Кудивлению всех, фокусник показывает, что он вынулмаленькуюлягушку изорта старика.В это время, воришка, можети напарникфокусника, опустошаеткарман простофили.Сова, смотрящаяиз корзины — типичый, дляБосха, символзла. Под столомсидит маленькаясобачка илиобезьянка вкостюме шута- символ обманаТакую сценуможно увидетьи сейчас, через500 лет. Другиелица и одежда, но так же простофиляследит занапёрсточникомили фокусником.«Склонностьчеловечествак глупостиможет привестик злу» — говорит, теперь уже нам, Иероним Босх.
Еще острееБосх высмеялцерковниковв картине «Корабльдураков»(1490-1500гг.), где подвыпившиемонашкa и монахгорланят песнюв компаниипростолюдиновна утлом суденышке, управляемомшутом.
Картина«Корабль дураков»относится кзрелому периодутворчестваБосха. Центральнаятема «Кораблядураков» проходитчерез все творчествохудожника. Этоосмеяние иосуждениепороков человеческогообщества, глупостии зла, господствующихв мире. Представлениео «кораблях»широко распространилосьеще во времясредневековья.Существовалиобразы «Корабльгосподен» и«Корабль дьявола», олицетворявшиедоброе и злоеначала. Этипонятия имелиобобщающийсмысл: праведникии грешникинаходятся, соответственно, на своих кораблях.
Пассажирыкорабля Босха— представителиразличных слоевобщества. Главноеместо занимаютмонах и монахиня, пьянствующиес группой крестьян, горланящиекакую-то песнюпод бренчаниелютни. Вместомачты — дерево, сломанная ветвьслужит рулем, ковш с длиннойручкой – веслом.На мачте примостилсяшут в дурацкомколпаке, пьющийвино. Композиционнымпостроениемсвоей картиныБосх подчеркиваетнеустойчивостьи эфемерностькорабля, бессмысленностьпроисходящего.Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминаютгротескныемаски. Оникривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернутькорабль. Каждаяфигура и каждыйпредмет имеютсимволическоезначение инамекают начеловеческиепороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.Розовый флагс полумесяцеми сова на дереве- символы злаи ереси. Монахи монахиня, изображеныв таких же позах, как пары всредневековыхсадах любви, которые, какправило, делаютмузыку прелюдийк занятию любовью.Плоды вишни, лютня и винныйкувшин — распутствои потеря самообладанияот вина. Авторявно хочетзадеть зрителяза живое, шокировать, чтобы невольнона ум пришелвопрос: кудаже плывет такойкорабль?
Дуракина корабле — небезбожники, так как срединих — монах имонахиня, ноони все живут«в глупости».Босх смеётся, но это — грустныйсмех. Ведь всёчеловечествоплывёт черезморе Временина одном общем«Корабле». Мывсе, кто больше, кто меньше, подверженытем же порокам, что и «дураки».Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупыеигры. Тем временемнаше суднодрейфует бесцельно.
Эксцентричныйи загадочныйгений, Босхясно показалуродливые, зловещие ичудовищныевещи — скрытыесущества нашеговнутреннегомира.
«КорабльДураков» — нео других людях, это — о нас. Этосебе мы должнызадать вопрос: куда же плыветНАШ корабль?
Резкоосуждавшийразвращенностьдуховенства, Босх все жевряд ли являлсяеретиком, какутверждалсовременныйнемецкий искусствоведВ. Френглер.Хотя свой путьк постижениюБога он искалвне официальнойцеркви.
В 1486-1487гг. художниквступил в БратствоБогоматерив Хертогенбосе, основанноегруппой светскихи духовных лиц.Это религиозноебратство былосоздано в 1318 году, на основе культаДевы Марии; егочлены многозанималисьблаготворительнойи просветительскойдеятельностью.Босх состоялпочетным членомБратства ивыполнил рядработ по егозаказу: цветнойвитраж длякапеллы в церквиСвятого Иоанна, роспись и позолотуалтаря, картинус сюжетом «Распятия»и др.
Иероним Босхизвестен работами, наполненнымидемоническимисуществами, показывая егоисключительнуюнезависимостьот традицииего времени.Однако, этакартина полностьюсоответствуетиконографическойтрадиции 15-огостолетия, однаиз немногихработ владельца, содержащихпортрет дарителя.
Донатор,стоящий наколенях, молитсяо спасении. ЕгосопровождаетСвятойПетр (с ключом), которого донаторсчитает своимпокровителем.Повернувшиськ Св.ИоаннуБогослову, Св.Петр представляетсвоего подопечногои просит занего.
Св.Иоаннпросит ДевуМарию, обратитьсяк Сыну. Скоро, очень скоро, Он встретитсяс Всевышними может заступитьсяза донатора.
Сцена изображаетсяв месте, гдедействительнопытали осужденныхпреступников, на краю Брабантскогогорода, которыйвиден вдали.Сломаннаявиселица, разбросанныекости…
Личностьдарителя неизвестна. Толькоего имя, Пётр, обозначеноприсутствиемего святогопокровителя.Костюм, которыйбыл принят в15-ом столетии, указывает, чтодаритель былв свите лорда.Не известно, одиночная лиэто картинаили это частьалтаря, имевшегобоковые створки, что характернодля художника.
Как членБратства БогоматериБосх был, несомненно, знаком с богословскойлитературой, знал житияСвятых, описанияих видений.Кроме того, онбыл осведомлено достиженияхсовременныхему наук, интересовалсяалхимией, астрологией, народной медициной, имел понятияоб инженерноми строительномделе. Но самоеглавное — онбыл знатокомнародной мудрости: пословиц, загадок, притч. Однимсловом, ИеронимБосх был образованнымчеловекомсвоего времени.Для нас особенноважно, как онпретворял своипознания в мирфантастическихобразов.
Одним изпримеров претворенияэтих знанийв художественныеобразы являетсятрехстворчатыйалтарь, названныйБосхом «Возсена». Сюжетего, видимо, основывалсяна старойнидерландскойпословице:«Мир,— стогсена, и каждыйстараетсяухватить с негосколько может».Это было первоекрупное произведениемастера зрелогопериода, в которомон выступаетвеликолепнымрассказчиком, объединяющимосновной темоймножествозанимательныхэпизодов исимволов.
Внешниестворки алтаря(закрытого)изображалибудничную, хорошо знакомуюзрителю сцену: по дороге —символу земнойжизни — бредетусталый, оборванныйпутник. Всескромные пожитки— за спиной.Дорога полнаопасностей: сзади группаворов привязываетпрохожего кдереву, ограбивего; вдали, нахолме, готовависелица, накоторую странникуочень легкопопасть; слеваот странника, крестьяниниграет на волынке(символ ненасытностиили споров) итанцующая пара(символизирующаяопасностьсексуальногоискушения).
И, как будтоэтого недостаточно, странникуугрожает злаясобака. Отбиваясьот неё, бедняга, кажется, невидит, что мост, на который онсобираетсяступить, слишкомветхий, чтобывыдержать его.
В пессимистическомстиле, типичномдля него, Босхнапоминаетзрителям, чтомир чреватопасностями, и что человек, идущий по Дорогежизни, никогдане должен забыватьо бдительности.Впоследствииэтот образнайдет своеразвитие вкартине «Бродяга», или «Блудныйсын», 1510 г.
Сюжет левойчасти показываетбиблейскуюисторию созданияпервых людейи их изгнаниеиз Рая.
Верхняя частьпанели показываетНебеса. Богнаблюдает заангелами. Непослушных— изгоняет, иони, превращаясьв монстров, подобных крылатымнасекомым, падают на землю.
Земля пустыннаи суха, тольков центре оазис, окружённыйстеной. Это — Рай. Слева —Бог создал Евуиз ребра спящегоАдама. Ниже —встреча соЗмеем-искусителем.И, как следствие,— изгнание изРая. Адам и Евапытаются скрытьнаготу. Адампросит Ангелапростить их.Но Бог так решил! И Ева со страхоми неуверенностьюсмотрит в будущее.
На фоне огня, в котором горятпроклятые,(Босх показалего в «Виденияхпотустороннегомира») идётстроительствоновой башни.Как и многоев работах Босха, назначениееё было загадкой.Но историк-искусствоведСикнза (c. 1605), описалеё, как строение, для подготовкивходящих в Ад.Строительныйматериал — «душинесчастныхпроклятых».Другая версия, что это пародияна Вавилонскуюбашню.
Босх предоставляетзрителю разнообразиефигур, подвергающихсянаказаниям, связанным сразличнымигрехами.
Первой замечаемголую фигуру, едущую на корове.Окружённаявниманиемнесколькихдемонов, держачашу, она въезжаетв башню. Одиниз демоновпроткнул еёраскалённымвертелом. Считается, что это символтого, кто обокралцерковь илизаведение длябедных. РядомнаказаниеРазвратника- жаба отгрызаетего гениталии, показывая, каквсе они будутнаказаны.
Огромнаярыба-демон(рыба — символжадности) пожираетЖадного. Дьявол-охотникза душами, трубяв рог, тащитСатаниста, сраспоротойгрудью. Наконец, собаки терзаютжертву подмостом. СобакиАда, адскиепсы, сопровождaвшиеохотника задушами Сатану, часто встречаютсяв средневековойлитературе.
ЗдесьБосх показываетодин из смертныхгрехов — Жадность, и то, что следуетиз неё: разногласия, насилие, убийство, гордыня, разврати обман. ИронияБосха в том, что в Нидерландахсено имелонебольшуюценность ичасто использовалоськак символбесполезностимирской выгоды.И выражение«везти воз сена»с кем-то значилодразнить илиобманыватьэтого человека.
По дороге, среди природы, свойственнойБосху, движетсявоз сена. ВверхуХристос, благословляетлюдей на праведнуюжизнь. Все же, сцена нижесовсем не духовна.На вершинестога, на заднемплане — обнимающаясяпара. Передними, под маскойурока музыки, учитель соблазняетученицу. Ангелмолит о помощи, о прощении, чтодопускает всёэто, но флейтадемона побеждает.А над ними символыгреха: сова(зло, ересь) икувшин (ненасытность).А внизу торжествуетЖадность. Каждыйстремитьсяурвать побольшесена (благ). Слева— Король и Римскийпапа (власть).Им не нужнобороться. Всё, что они хотяти сколько хотят, они берут силойвласти. Ниже— простой народ.Кто с вилами, кто с лестницей…И вот, уже драка! Жадность породиланасилие. Человекс вилами пытаетсязащититьсяот нападающегос ножом. Лежащемуна земле мужчинеприставилинож к горлу.Монах отчаянносдерживаетженщину, избивающуюдругую. Рядомс дорогой —сцены обычнойжизни. Они говорят, что те, кто неучаствуют вдраке, безразличнонаблюдают илине обращаютвнимания напроисходящее.
Мужчина, возможно, пьяный, спит на коленяху женщины сребёнком; жаритсямясо на огне, а перед нимженщина моетребёнка; дантист«лечит» пациента, а в правом углуненасытныйсвященникнаблюдает замонахинями, которые наполняютбольшой мешоксеном.
Всеже, несмотряна все это, возпродолжаетпродвигаться, размалываявсё, что попалосьпод колёса.Тянут его демоны(справа) с большойрыбой (символжадности, ненасытности).И тянут прямок дверям ада— правая панель(хорошо виднона полном триптихе).Цель Босха былапоказатьсовременникам, что занятие(дело), не приносящеепользы людям, не имеет ценности, оно — сено, используемоеСатаной, чтобысоблазнитьчеловечествок саморазрушению. Прошло 500 лет, но и сейчасактуальна идеякартины. Жадность, желание обогатитьсябез труда порождаютразногласия, насилие, убийство, разврат, обмани ведут человечествок разрушению".
Особенномного загадоки по сей деньтаит в себедругой босховскийтриптих — «Садземных наслаждений»(Около 1510-1515гг.), вкотором художниквыступает вовсеоружиисвоего мастерства.
9 И сказалБог: да соберетсявода, котораяпод небом, водно место, ида явится суша.И стало так.
10 И назвалБог сушу землею, а собрание водназвал морями.И увидел Бог, что [это] хорошо.
11 И сказалБог: да произраститземля зелень, траву, сеющуюсемя деревоплодовитое, приносящеепо роду своемуплод, в которомсемя его наземле. И сталотак.
12 И произвелаземля зелень, траву, сеющуюсемя по родуее, и дерево, приносящееплод, в которомсемя его породу его. И увиделБог, что [это]хорошо.
13 И былвечер, и былоутро: день третий.
ВетхийЗавет Бытие1
Триптих «Садземных наслаждений»- самое известноеи загадочноеиз произведенийБосха. В 1593 г. егоприобрел испанскийкороль ФилиппII, которомунравилисьработы художника.С 1868 г. триптихнаходится вколлекции МузеяПрадо в Мадриде.
На внешнейповерхностизакрытых створокхудожник изобразилЗемлюна третий деньтворения. Онапоказана какпрозрачнаясфера, до половинызаполненнаяводой. Из темнойвлаги выступаюточертания суши.Вдалеке, вкосмическоймгле, предстаетТворец, наблюдающийза рождениемнового мира…
Центральнаячасть триптихапредставляетсобой панорамуфантастического«сада любви», населенногомножествомобнаженныхфигур мужчини женщин, невиданнымиживотными, птицами и растениями.Влюбленныебеззастенчивопредаютсялюбовным утехамв водоемах, вневероятныххрустальныхсооружениях, скрываютсяпод кожуройогромных плодовили в створкахраковины.Великолепнаяпо живописикартина напоминаетяркий ковер, сотканный изсияющих и нежныхкрасок. Но этопрекрасноевидение обманчиво, ибо за ним скрываютсягрехи и пороки, представленныехудожникомв виде многочисленныхсимволов, заимствованныхиз народныхповерий, мистическойлитературыи алхимии.
Композициялевой створкипродолжаеттему сотворениямира и посвященарождению человека.
Бледные цветазакрытоготриптиха сменяетбуйство красок.Разные животныепасутся средизелёных холмов, вокруг водоёмас причудливымсооружением.Это — Фонтанжизни, из котороговыбираютсяна сушу разнообразныесущества. Напереднем плане, около Деревапознания, БогпредставляетЕву удивлённомуАдаму. Как обычноу Босха, никакаяидиллия несуществуетбез предзнаменованиязла, и мы видимяму с тёмнойводой, кота смышью в зубах(кот — жестокость, дьявол).
На правойстворкепоказанАд.
Сказочныйрай центральнойпанели уступаеткошмару Ада, в который волнениестрасти преобразованов безумие страдания.Как всегда уБосха при изображенииАда, горящийгород служитфоном, но здесьздания не простогорят, скорееони взрываются, выбрасываяструи огня.Основная тема— хаос, в которомнормальныеотношенияперевернутывверх дном, иобычные предметы.
Пара обычныхушей, несущихбольшой ножразмалываеттела проклятых, а ниже, на ледяномозере, человекбалансируетна большомконьке, которыйнесёт его кпроруби. Музыкальныеинструменты(как символсладострастияи разврата), превращеныв орудия пытки.Безобидныйкролик(символизобилия) держитна охотничьемрожке истекающуюкровью жертву; рядом беспомощнаямужская фигураборется с любовнымиприставаниямисвиньи,в одежде монахини.Наконец, вышеэтой сцены —Птицеголовыймонстрпирует проклятымии затем онипогружаютсяв яму, обжорузаставляютбеспрерывнорвать в яму, тщеславнуюженщину ласкаютмонстры. Необычнымкажется Дерево-человек,в туловищекоторого устроенатаверна, а головаподдерживаетдиск, на которомпод звуки волынкимучают грешников.«В этом ужасенет спасениядля погрязшихв грехах » —говорит пессимистическиБосх.
По форматутриптих традиционендля нидерландскихалтарей, носодержаниепоказывает, что Босх непредназначалего для церкви.
Первым расшифроватьэто произведениепопыталсяиспанский монахФрей ИосифСигуэнций (Хоседе Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дансобирательныйобраз земнойжизни человека, погрязшеro вгреховныхнаслажденияхи забывшегоо первозданнойкрасоте утраченногорая и потомуобреченногона гибель ваду. Хосе деСигуенса писал:«На мой взгляд, различие междукартинами этогохудожника икартинами всехостальныхзаключаетсяв том, что остальныестремятсяизобразитьчеловека таким, каким он выглядитснаружи, в товремя как одинлишь он имелдостаточномужества изобразитьчеловека изнутри».
Просматриваяувеличенныеизображениястворок, я прочлаклассическое(принятоеспециалистами)описание ихсодержания.Предлагаюпрочесть ещёодно интересноемнение.
«Любое серьезноерассмотрениекартины начинаетсяс подробногоописания всехперсонажейее, затем осмысленияих и попыткойсвязать единоймыслью. Сначалабегло осмотримтриптих, посколькуперсонажеймножество.
На внешнихповерхностяхзакрытогоалтаря изображеныдве половиныЗемли на третийдень творения.Это прозрачнаясфера, до половинызаполненнаяводой. Из водывыступаюточертания суши.Вдалеке – Творецнаблюдает зарождением мира.
Внутренняяповерхностьлевой створкипосвященазарождениюрастений, животныхиз воды. В центрестворки изображенкруглый водоем, украшенныйпричудливымсооружением,– это источникжизни, из которогопорожденныесущества выбираютсяна сушу. На первомплане Господьрассматриваеттолько чтосозданных имАдама и Еву.
На правойстворке данафантастическаякартина ада.Тьма, пламядальнего пожара.
В центральнойчасти царитатмосферавеселого карнавала, вселенскогопраздникалюбви, нежныхлюбовных забавнагих молодыхлюдей.
В чем смыслкартины? Посмотримкритику.
Американскийжурнал по искусству«Смитсониан»пишет: «Триптих«Сад наслаждений», написанный, вероятно, между1510 и 1515 годами, такжевызывает нете чувства, которые стремилсявнушить егосоздатель. Навзгляд современногозрителя, вцентральнойчасти триптихацарит атмосферабезгрешности; нежные забавыизображенныхна ней нагихмолодых людейнавевают светлые, радостныечувства. Ихлица по-детскиискренни, мечтательны, счастливы, ониразвлекаютсяна виду у всехи предаютсялюбви под сеньюраковин и гигантскихплодов. Однакодля Босха ивообще длясредневековогообраза мыслейтот мир переполненсимволами греха– птицы, рыбыи спелая клубникаозначают распутствои похоть, зловопиет о возмездии.В качественаказания заэто Босх определяетсамые жестокиепытки, до которыхкогда-либодоходило воображениечеловека. Впоследней частитриптиха грешниковнатягиваютна струны арфы, давят, зажимаямежду лютнейи книгой, погружаютв топь, их похищаютдикие звери, клюет птица, целует свинья, грызут собаки, им перерубаютшею, их протыкаютмечом, топятв море огня.Никто не избегаеткары, никомуне удаетсяспастись. Современныйзритель неможет не испытыватьболи и гневапри виде наказания, которое такразительноне соответствуеттяжести прегрешений».
Цитируемыйавтор возражаетБосху, отрицаято, на чем художниквовсе не настаивает.Прежде следуетразобратьсяв картине, чегонаш критик дажене пытаетсясделать.
Детскаяэнциклопедияпишет: «На внешнейповерхностизакрытых створокалтаря художникизобразил Землюна третий деньтворения. Онапоказана какпрозрачнаясфера, до половинызаполненнаяводой. Из темнойвлаги выступаюточертания суши.Вдалеке, вкосмическоймгле, предстаетТворец, наблюдающийза рождениемнового мира…Композициялевой створкипродолжаеттему сотворениямира и посвященазарождениюрастений, животныхи человека. Вцентре створки, посерединеземного рая, изображенкруглый водоем, украшенныйпричудливымсооружением,– это источникжизни, из котороговыбираютсяна сушу разнообразныесущества. Напервом планеГосподь благословляеттолько чтосозданных Адамаи Еву». РождениеЗемли, рождениежизни на Земле.Это хорошо, ноне отмеченважнейший фактотсутствиятрадиционнойсцены грехопаденияпервой парыи ее изгнания.Без осмысленияпричины этого«упущения»художникадальше двигатьсянельзя.
«В центральнойчасти триптихараскинулсячудесный волшебный«сад любви», населенныймножествомобнаженныхфигурок мужчини женщин. Влюбленныеплавают в водоемахсреди замысловатыхконструкций; составляютневиданныекавалькады, оседлав оленей, грифонов, пантер, кабанов; скрываютсяпод кожуройогромных плодов…»
Хорошо, нокуда подевалисьдьяволы-искусители, чудовища имонстры, всегдаприсутствующиена алтаряхБосха в подобныхкартинахгрехопадения?
«На правойстворке зрительвидит ад. Этакомпозицияперекликаетсяс изображениемземного раяна левой створке, но их связьоснована наконтрасте.Здесь цариттьма, слабоозареннаяпламенем дальнегопожара; исчезлоизобилие природы,– ее сменилаоскудевшая, вытоптаннаяземля. Фонтанажизни здесьнет – трухлявое«древо смерти»растет из замерзшегоозера. Тут властвуетне благой Творец(а где он властвует?), а птицеголовыйдьявол, которыйзаглатываетгрешников и, пропустив ихсквозь своюутробу, низвергаетв бездну».
В этом нетвнимания кдеталям и осмыслениякартины.
Новейшаякнига Босх,«Белый город»,2000, текст ДонатаБаттилотти, так описываеткартину: «Этоттриптих, –несомненно, самое загадочноеи сложное посвоей символикепроизведениеБосха, породившеесамые разныетолкованияи предположенияотносительнорелигиознойи сексуальнойориентациихудожника. Чащевсего эту картинуинтерпретируюткак аллегорико-нравоучительноеосуждениепохоти… Босхрисует здеськартину ложногорая, буквальнозаполненногосимволамипохоти, почерпнутымив основном изтрадиционнойсимволики, ноотчасти и изалхимии –лжедоктрины, которая, равнокак и плотскийгрех, преграждаетчеловеку путьк спасению».«Братства, вдеятельностикоторых принималучастие Босх, осуждали практикусвободнойлюбви, провозглашеннуюеретическойсектой адамитов».
Ну, это совсемне товар! А дляЕвропы такии не к лицу.
Книга Бытияговорит: «всемзверям земным, и всем птицамнебесным, ивсякому пресмыкающемусяпо земле, в которомдуша живая, далЯ всю зеленьтравную в пищу.И стало так».Наивные представленияавторов Бытия, вне всякихсомнений, немогли разделятьсяБосхом: плотоядныеживотные такустроены, чтопитаться травойне могут. А оптицах и говоритьнечего: онитратят на полетстолько энергии, которую можетобеспечитьтолько животнаяеда. Поэтомутотчас за моментомсвоего созданиякошки устремиласьза мышами, аистыи всяческиецапли – за лягушками, птицы – за червяками, а львы – за оленями.Что мы и видиму Босха. (Лев вглубине, надголовой жирафа).Следовательно, зло, а поеданиеодного живогосущества другимбезусловноезло, заложенов природу самогоживого существа, предусмотренов плане самогоТворца, и дьяволтут ни при чем.Второе, Богсоздал Адамаи Еву и предложилим размножаться.Позвольте, говорит Босх, как это возможнобез взаимноговлечения ибезгрешнымобразом? Сталобыть, взаимноевлечение полов, греховностьлежит в самойприроде плодоношения, деторождения, и не может бытьтрактованакак грехопадение.Как не было измея. Давая всередине рая, в центре животворящегоозера розовоесооружениенеизвестногоматериала, художник втемную глубиныего помещаетсову – символаносителя злых, темных, несправедливых, греховных, еслихотите, дьявольскихмоментов впланах, чертежахживотных ичеловека, которыетолько и сделаливозможнымиих создание, существование, размножение.Поэтому художникне дал сценугрехопадения, первую склокувзаимных обвиненийи изгнания. КакАдам и Ева жилив раю, так ипродолжалижить, тольков реальном, земном раю, совсеми его радостямии заботами.
С этой необходимойдля жизни парностиживотных поедаемыхи поедающих, самцов и самок, мужчин и женщинхудожник начинаеталтарь: призакрытых створкахвидим моментрождения Землииз ее половин– правой и левой, земли и неба.Затем мы видим, как при раскрытыхстворках небона райскомгоризонтепереходит нацентральнуючасть, как исиние горывдали и желтаяземля. И толькопри приближениик нам в соответствиис правиламиперспективыландшафтыстановятсяразными.
Итак, люди(по Босху) впервородномгрехе невиновны, взаимное влечениемужчин и женщинлежит в их природеи заложеноТворцом, отсюдапраздничность, красочность, бесконечноеразнообразиелюбовногокарнавала.
Донат Баттилоттипишет: «СимволикаБосха настолькоразнообразна, что невозможноподобрать одинобщий ключ кего картинам.Символы меняютзначение взависимостиот контекста, да и происходитьони могут изсамых разных, порой далекихдруг от другаисточников– от мистическихтрактатов допрактическоймагии, от фольклорадо ритуальныхпредставлений».
Так и должнобыть в символике.Иногда не просторазобратьсяв символикекартины, изучитьязык художника, но это главнаязадача искусствоведа, способностьрешить которуюговорит обуровне егопрофессионализма.А размышлятьнад символами, не привлекаяс самого началаастрологию, значит, с первыхшагов статьна путь домыслов.Второе, чтоследует иметьв виду, что художникне может применятьобразы, символыи прочие элементыживописногоязыка редкие, малоизвестныеили известныеочень узкомукругу лиц, посколькукартина пишетсядля широкогозрителя, а недля одного-двухзнатоков редкостей.Значит, и мыобязаны и имеемвозможностьразобратьсяв Босхе.
Астрологияделит год надвенадцатьчастей и каждуюотмечает знакомзодиака. Каждойчасти соответствуетодна из семипланет и соответствующиехарактерылюдей: Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце.Луна и Солнцеимеют по одномумесяцу, остальные– по два. В зависимостиот восходящегоили нисходящегоСолнца каждаяиз планет (и еесимволы!) оказываетположительноеили отрицательноевоздействие.
Центральнаястворка Саданаслажденийрассказываето любви, следовательно, о людях, родившихсяпод знакомВенеры, или поддругими планетами, но в какой-томере обладающимитеми же качествами.
Знак Венеры– окружностьи крест под ним– восходит кегипетскомуиероглифу«жизненныйключ», но в эпохуВозрождениятрактовалсякак зеркало, которое богиняВенера держитв руке. Из стихийк Венере относятсявоздух и вода, из жизненныхжидкостей: кровь, сперма, мокроты. Извкусовых ощущений– сладкое, жирноеи пряное. Определенныеметаллы, камнии растения.Фрукты приятныеи сладкие: груши, фиги, гранаты.Животные: щенки, котята, кролики, овцематки, козы, козел, бык. Птицы: лебедь, трясогузка, пеликан, ворон, голубь, воробей, орел. Рыбы: известныесвоей похотливостью, любовью к малькам, имеющие пряныйи приятныйзапах. Места: укромные источники, зеленые луга, цветущие сады, берега, курорты, танцевальныезалы. Венерапорождаеткрасивых, статныхлюбителейвсяких увеселений.Они миролюбивы, щедры, снисходительны, склонны к затеям.Если же влияниеВенеры дурное, то эти людитолько трусливыесладострастныенатуры; развратники, прожигающиежизнь. Их символ– перевернутоезеркало Венеры.Таким образом, каждый знак, каждый символВенеры можетнести положительноеи отрицательноезначение.
Другие источники(поверия, фольклор, сказания, пословицы, в том числестаринныеголландские)дополняютперечень этихсимволов. Обращаетна себя вниманиекак раз множествонегативныхих значений.Вот несколькоиз них.
«Двустворчатаяраковина» –супружескаяневерность.«Сладострастные»плоды: виноград, гранат, клубника, ежевика, яблоко.В этом виделираспутство, плотские (чащевсего) наслаждения, преходящиерадости. Чернаяклюющая птица– символ похоти.Рыба – лжепророки, распутство, похоть.
Обратимсяк центральнойчасти.
Центр алтаряполон радостии доброты самойблагожелательнойи самой реальной.Мир желаний, мечтаний, безудержныхвеселых фантазий, светлых выдумоклюдей. Все созданодля их удовольствий, радости, целомудренногосчастья, наслаждений.В центральнойстворке насчитываетсяоколо сотнисцен. Великожелание описатьвсе, потому чтоэто интересноезанятие, нонеобходимостьограничитьрассмотрениекартины заставляетповременитьс этим. Обратимвнимание зрителяна главное.
Известно, что вода, мягкое, округлое — несетженского начало, а твердое, выступающее, продолговатое, суша – мужское.В центре картинырасположенкруглый водоем– чисто женскийсимвол, – заполненныйдевушками.Черная девушкас царственнымпавлином наголове поднялавверх яблоко– вот смыслжизни! Переднею несколькодевушек с яблокамина головах.Группа девушекв центре с аистамина головах. Каккрасиваяводоплавающаяптица, она родственнаженщине. Играющаяв воде пара.Несколькодевушек с золотымиволосами счерными воронамина головах –птицами мудростии любви.
Вокруг водоема– главный аттракцион– веселая кавалькадамужчин и женщинверхом навсевозможныхживотных. Животныереальные (кони, олени, лев, рысь, верблюд, кабан, медведь) ифантастические, но все сильные, гибкие, быстрые.Коза и оленьс аистами наспине. Все резвятся, кто во что горазд.В руках муляжиогромных рыб, громадныефрукты, птицына головах иветках, яйцо(символ размножения)на голове…Вокруг – коллективныеаттракционысо всевозможнымиогромнымимакетами: птица, оболочка ягоды, кит. Зрителейнет, все участники, включая птици зверей.
Выше кавалькадырасположеноозеро с четырьмяпротоками свысоким сооружениемна каждом изних. Это четырестороны света, пронизанныеженскими имужскими началами.Здесь несколькогрупповыхразвлечений, но в большинстверазвлекающиесяпары.
Иероним Босхдает кусочекнеба, в которомлетающие людиили на грифонахс атрибутамилюбви. В переводена язык слов, это значит: человеческая, плотская, чувственнаялюбовь – этополет духа, высшая формаего существования.Пояснением, развитием этойформулы служитвсе остальное.
Ближе к намслева второйводоем со всякимисценами, но вцентре еголюбовная пара.Слева группаогромных озерныхптиц (селезень, утки, зимородок, удод), то естьс женским началом.Здесь несколькоразмышляющих, сомневающихсялюдей, вот-вотготовых присоединитьсяк остальным, но пребывающихв нерешительности.
На переднемплане мужчиныи женщины группами, парами, одиночные.На виду и уединившиесяв огромныхплодах, бочке, шалашах, причудливыхсооружениях.Везде неизменныеогромные инебольшие плодыи оболочкиклубники, граната, ежевики, яблок, рыб, цветов.Птицы держатв клювах веткис плодами ягоди скармливаютих желающим.Вкушающие плодыили находящиесяв соседствес ними, рыбамии другими символамилюбви означаютлюбовные игрыи наслаждениелюбовью. Сцены, весьма целомудренные, за исключениемнескольких.Откровенноэротическая– слева в центретрое под прозрачнымзонтиком.
Обнаженныелюди – это вовсене вульгарныйгрупповой секс(говорящие онетрадиционнойсексуальнойориентациихудожника могутне беспокоиться)или нечтонепотребное, а тайные, сокровенныежелания, устремления, фантазии, плотские, любовные томленияи желания.Уединившиесяпары если искрыты за стекляннымистенками, тоозначает, – всепонимают причинуих уединения, а не есть любовьна виду у всех.
Сова присутствуетнесколько раз(слева ее обнимаетмужчина, справаона на головеу танцующих, несколько совв кавалькаде)и заставляетвернутьсямыслями в Эдем.Сова, сыч, лунь– это птицытьмы, ночи, таинственныхпревращений, свидетели иучастникидьявольскихдел. Сова боитсядневного света, обитает в старыхразрушенныхстроениях, ейприписываютдемоническоезначение. Онасимвол опустошенияи несчастья.Но сова – символМинервы (Афины), великой богиниантичности, олицетворяющеймудрость. Онасимвол ТиляУленшпигеля, весельчакаи бродяги, высмеивавшегоглупость, невежество, суеверия. Всове воплотилисьсилы тьмы имудрости.
Зритель скажет– как же, ведьнаиболее повторяемыепредметы, этоклубника, ягоды, огромные рыбины, ежевика, которыеесть откровенныесимволы преходящихрадостей, разгульноговеселья, плотскихнаслаждений, но и распутства, похоти. Сошлемсяна мудростьнарода, воплотившегов Венере качестваположительные, которые вопределенныхусловиях могутстать отрицательными.Молодой Босхговорил о семисмертных грехах.Теперь бы онсказал по-иному: надо стремиться, чтобы гордынястала благороднойгордостью, скупостьбережливостью, чревоугодиеаппетитом, леньпоэтическоймечтой, гневживостью, азависть соревнованием.Но сейчас разговоро главном, – олюбви. Ханжисоздали многосимволов похоти, но ни одногосимвола любви.Воспользуемсяэтими символами, и будем стремиться, чтобы похотьстала любовью, тем более чтоони родственны.
Религиознаянравственностьсочла взаимноевлечение мужчини женщин грехом.Босх на этоотвечает: грехесть то, чторазрушаетчеловека, несетнесчастья, болезни, страданияи смерть. Приноситли любовь кому-нибудьстрадания, горести? Босхотвечает, –нет. Кроме одногоэпизода супружескойневерности(мужчина несетраковину сженой и любовником, с чем он вынужденсчитаться исмиряться), других бед нет.Царит атмосферабезгрешности, нежности, радости.Все лица искренни, заботливы, внимательны, счастливы. Нетни одногонедовольного, хмурого, злоголица или безобразноготела. Какойугрюмый ханжаскажет, чтоздесь греховодствои похоть? Кому-тобольше по душеобниматьсяс Мудростью(совой слева), а не женщиной? Пожалуйста, отойди в сторонкуи обнимайся.Какой-то парезахотелосьпоговоритьо бренности? Вот вам удобнаяпещера (с правогокрая внизу), располагайтесьи обсуждайте.Не читайтеникому моралей, как никому ужедавно не читаетморалей самхудожник, иникому не мешайте.Но можетеприсоединитьсяк любой компаниипо своему вкусу.Ибо то, что называютгрехом любострастияи есть самажизнь, суть ее.
Если любовьсчитать грехомв чисто нравственномплане, не имеющимотрицательныхпоследствий, то это такойгрех, без которогоневозможнажизнь не толькочеловека, нони растительная, ни животная.Это грех, заложенныйв земные организмысамим Творцомвсего живого.О чем и говоритхудожник картинойрождения Землии картинойЭдема. Вот почемув центре Эдема– сова.
Обратимсяк правой створке.Детская энциклопедияутверждает:«На правойстворке зрительвидит ад».
Сначалавыясним, чтотакое ад? Человекумирает и еслиего душа попадаетв ад, то это нестрашно, посколькуна эфемернуюдушу физическиесилы не действуют.Или там телополностьювосстанавливаетсяи живет полнокровнойадской жизнью? Смотрим у Босха.В правом углувполне земноймужчина, безкаких либопризнаковкончины отпихиваетот себя свинью.Свинья эта –простейшаяметафорадоминиканскогомонаха (судяпо головномуубору), состряпавшегодонос на ближнего– некоего «еретика».Его имуществоон надеетсяприсвоить, ис этой цельюпытается подписатьпасквиль унашего «адскогомученика». Тутже и донос совсеми печатями, и чернильница, и гусиное перышко.В ушко беднягесвинья нашептывает, как чудненькоони поделятдобро. Держащийчернильницумерзавец –помощник монаха, изображен ввиде чудовища, поскольку они есть нравственноечудовище. Внатуре он также не вполнереспектабельныйгосподин, анекий физическийурод, о чем говоритотрезаннаяступня, висящаяна шлеме. Адскогов этой сцене– лишь безмернаякорысть и подлостьвполне земныхобывателей.
Следующая«адская сценка»столь же реальна.Собралисьигроки в азартныеигры: карты, кости, триктрак.Властвует демоннаживы (он вцентре в черном): пускаются вход крапленыекарты, фальшивыекости, шулерскиеприемы и прочиеухищренияалчности. Каквсегда, всезаканчиваетсярасплатой ивыяснениемотношений: мордобоем, поножовщиной, убийствами, продажей женщинамисебя. Разгулдьявольскихсил наживы, зависти, жадности, злобы, дикости.В других сценаххудожник говорито человеческойжадности, транжирстве, обжорстве, душевной холодностии равнодушиик несчастиямдругих, наушничествеи доносах. Большойкусок картиныпосвящен осуждениюувлечениямузыкой и наказанияммузыкантов.Может быть этоплохие музыканты? Картина адавоспроизводитземную жизнь, настоящиечеловеческиегрехи, в которыхвиноваты онисами, несущиенесчастья, потери, болезни, горести ихносителям иокружающим.Художник настаивает, что расплатаза прегрешениянастигнет негде-то в далекомфантастическомнебытии, а здесь, на земле, и заставитсогрешившихпожалеть осодеянном.
Суммируемсказанное.Библия говорит, что грешнымчеловек сталочень скоропосле своегопоявления наземле. Босхутверждает, что взаимноеполовое влечениелюдей не тольконеудачныйпример первогогреха, но таковымвообще не является.Нет греховностии в пожиранииживотных другдругом, посколькукошка, птица, лев изначальносозданы плотоядными.Женщину художникставит в центремира и сопоставляетс животворящимсосудом, мореми водой, которыепородили первыхживотных. Нодать другуюжизнь женщинаможет черезлюбовь, взаимноепритяжениемужчин и женщин.Любовь – основаниебытия, придаетжизни важность, уверенность, организованность, несет в себерадость, веселье, удовольствие.«Сад наслаждения»– гимн женщинеи любви – даньблагодарногохудожника своейневесте, красавицеи богачке, имевшейсмелость ответитьна любовь скромногохудожника иставшей длянего жизньюи духовнойопорой. Наверняка, неизменноймоделью. Имяее Алейт Гойартсван дер Меервенне.Во многих отношениях, и в отношениик женщине вчастности, Босхблизок к одномуиз высших образцовживописца ичеловека –Веласкесу, создавшемулучшее изображениеженщины.
А грехи? Этосовсем иное.Это корыстьи подлость, душевное уродство; азарт игры, когда человектеряет голову, способен налюбой обмани преступление.Душевная черствость, холодность.Когда женщинаторгует своимтелом; стряпаютдоносы и наушничают.Грех лени инепрофессионализма, когда музыкантне владеетинструментом, художник –кистью, писатель– пером, искусствоведне способенвнимать художникуи не знает своейнауки пониманияпредмета искусства.Заселившиеад Босха чудовища, монстры, уроды, ожившие мертвыесущества всеголишь фантастическиевоплощенияэтих духовныхуродств ичеловеческихнесовершенств.И не где-нибудьи когда-нибудь, и, может быть, очень скоро, здесь, на земле, в нашей жизни, за греховныедеяния придетсярасплачиваться.
Будучи человекомвесьма образованнымдля своеговремени, оригинальномыслящим, Босхумел проникатьв самую сутьвещей и явлений.Поэтому всеего картины— это причудливыегротески сглубоким философскимподтекстом.
Особенноподходит этоопределениедля произведенийзрелого и позднегопериодов творчествахудожника(«Иоанн Крестительв размышлениях»,«Молитва Св.Иеронима»,«Святой Иоаннна Патмосе»,«ИскушениеСвятого Антония»,«Страшныйсуд»).
Как многиеиз его современников, для большеговоздействияна зрителя, длявыраженияборьбы добраи зла, Босх показывалбиблейскиесюжеты на фонепривычноголюдям пейзажа.Он часто заменялвиды Иерусалима, пустыни напанораму простогоголландскогогорода, реки, холмов. Примеромявляется и этаработа.
Cв.Иоанн Крестительнаходится вдикой местности, мало похожейна Палестину1-го столетия.Святой лежитсреди холмов, на сочной траве.Миссия его (какПредшественника)ясна по еговзгляду наягнёнка (символХриста) Иоанн,«увидев идущегоИисуса, сказал: вот Агнец Божий».
Покой, необыкновеннокрасивая природа, мясистые плоды, безразличныйвзгляд Святогопередают обстановкулени. Но в этойпасторальнойсцене естьэлементы угрозы.Почти незаинтересованныйвзгляд на Ягненка- Бога, и положениеЯгненка говорито духовнойслабости, ккоторой склонновсе человечество.Действительно, чувственнаяприрода, мясистыеплоды, окружающиеИоанна, показываетпривлекательностиальтернативы, которую жизньплоти предлагаетжизни духа. ИИоанн, предшественникХриста, расслабляетсяперед лицомискушения.
Легендаукрашала жизньСв.Иеронима, отшельникаи ученого, историямиоб искушениях, которым онподвергалсяв пустыне, еговидениях ильве, которогоон приручил, удаляя шип изего лапы.
Cв.ИоаннБогословсидитна холме. Ондержит открытуюкнигу и перо; он, провидеци пророк, пишетОткровения.Вдали пейзажнизовьев Рейна, но здесь — этоостров Патмос, где Cв.Иоаннувидел Апокалипсис.Ангел указываетна небо, гдепоявился символАпокалипсиса.Начиная соСредневековьяэто небесноевидение былоидентифицированоМадонной. Птицав нижнем углу- ссылка насимволическоеживотное Cв.Иоанна, орла. Птицаохраняетпринадлежностидля письма, которые демонпробует украсть.
«Грехии наказаниеза них» — любимаятема Босха. Онсчитал, что вгрех человекавводят демоны-искусители, и создал сериюкартин о святых, преодолевающихискушения, надеясь, чтожизнь праведниковпослужит примеромдля других. Св.Антоний Великий- святой, отшельник, был наиболеелюбим Босхом.На внешнейстороне боковыхстворок (триптихзакрыт) — АрестХриста вГефсиманскомсаду и Христос, несущий крест.
Вцентре святой, становящийсяна колени; онсмотрит назрителя. Вокругмногочисленныедемоническиеискушенияиспорченногомира: сценыраспущенности, неумеренности, ярости, лицемерияи многих другихнедостатков.Здесь представленавнутренняяборьба междужеланием изапрещением.Поведениеличности вбесконечномморе искушений- тема, котораячасто использоваласьв религиознойлитературев те времена.
Непоколебимаявера Антониястрого испытывается.Он поднят внебо ордойлетящих дьяволов.Его сопротивление- молитва. Послеего «падения», два монаха (егодрузья), поддерживая, ведут его помосту, окружённомумонстрами-искусителями.
Праваястворка заполненасценами распущенностии ненасытности.Внизу — одно изтипичных существБосха (без тела): большой живот, вместо головы, и ноги. Это — обжорство. Назаднем плане, между двумябашнями, вооруженныевойска заставляютголого человекабороться сдраконом вводе. В небе — летящая рыба, с мужчиной иженщиной. Считается, что это Дьяволс Ведьмой.
Под влиянием«Апокалипсиса»Cв. Иоанна Богослова, неотвратимостьСтрашного судаовладела верующими.Проповедникирасписываликакие мукиожидают грешников.Босх, любимойтемой которогобыла " Грехии наказаниеза них", показалчто ждёт человечествотак, что людисмотрели наего работы сужасом.
Три внутренниепанели тематическирасположеныслева направо.
Леваястворка показываетсотворениеАдама и Евы, ихгрехопадениеи изгнание изРая.
Для Босхaистория Страшногосуда начинаетсяс создания Евы, грехопаденияи изгнанияпервых людейиз Рая. Это изгнаниесравниваетсяБосхом с изгнаниемнепослушныхангелов изНебесного раяи превращениемих в монстров.
Центральнаяпанельизображаетсцену Страшногосуда и отделениеправедниковот грешников.
Под влиянием«Апокалипсиса»Cв. Иоанна Богослова, неотвратимостьСтрашного судаовладела верующими.Проповедникирасписывали, какие мукиожидают грешников.Босх, любимойтемой которогобыла " Грехии наказаниеза них", показалчто ждёт человечествотак, что людисмотрели наего работы сужасом.
Центральнаяпанель, изображающаяЗемлю, котораядостойна толькоосуждения. Вто время, каксчастливыеправедникинаходятся вруках Бога, всеостальныепопадают кСатане и армииего демонов.Христос-Спасительи несколькоправедниковзанимают совсемнемного места.Зато подробнопоказаны всевозможныевиды пыток имучений.
49 Так будетпри кончиневека: изыдутАнгелы, и отделятзлых из средыправедных,
50 и ввергнутих в печь огненную: там будет плачи скрежет зубов.
НовыйЗавет Матфея13
Каки в других работахБосха, действиепроисходитна фоне темногои горящегоИерусалима.Земля наполненаармией демонов.Грешников жгут, режут, жарят, ломают. Развратниковласкают чудовища, обжорузаставляютпить из бочки, которая всёвремя наполняется.Некоторыхмонстров, схожихс жабами, змеями, драконами, Босхвозможно, виделв религиозныхрукописях. Ноон первый включилэти изображенияв группы, создалновые виды(фигура, составленнаятолько из головыи ног).
Ад- направой створке.
ДворецСатаны на фонестолбов огня, самСатана у входа, шатёрна крыше дворцас несчастнымидушами, ждущиминаказание —всё это вызывалоужас у людейнапуганныхпроповедями, произведениями(напр. Данте).Ад, изображённыйБосхом, — этоместо, где нетни законов, нипропорций (двебольшие головысправа)
В них естьтак многонеоднозначногои таинственного, что о Босхе досих пор поройговорят како человеке, побывавшемна Страшномсуде. Но «выступаяв своем искусствекак мыслитель, он глядел намир глазамихудожника».
Новаторствоживописнойтехники Босхаприводилосовременниковв восхищениене меньше, чемизобретаемыеим образы. Нафоне суховатойживописи большинствафламандскихи голландскиххудожниковтого времениего картинывыгляделиживыми и динамичными, краски — сочными, а мазок — быстрыми выразительным.Он умел писатьнежными, прозрачнымиоттенками, создавая тончайшиеколористическиесочетания иблестяще используяудары яркихкрасок.
Особеннохороши босховскиефоны с изображениемпейзажей иархитектурныхсооружений.Чаще всего этореальныенидерландскиеландшафты, которые художникписал в окрестностяхсвоего земельноговладения вОиршоте, полученногоим в 1484 г. в наследствоот родственниковжены. Созданныес большим мастерствоми достоверностью, они являютсятакими же«действующимилицами» егокомпозиций, как и персонажи.Мастерскоеизображениеландшафтовсделало Босхаодним из основоположниковевропейскойпейзажнойживописи.
В последниегоды жизнихудожник обращаетсяисключительнок сюжетам оХристе («Поклонениеволхвов», «Увенчаниетерновым венцом»,«Несение креста»).В них он уходитот изображенияфантастическихчудовищ преисподней, но пришедшиеим на сменуреальные образыпалачей и свидетелейтрагедии —злобных илиравнодушных, жестоких илизавистливых— гораздо страшнеебосховскихфантазий.
Эта триптихбыл написандля часовниБратства Богоматерив Хертогенбосеи был действующималтарём. Позже, испанскийкороль ФилиппII забрал этуработу в своюрезиденцию-монастырьв Эскориале.
«Поклонениеволхвов» показываетпредставлениеМладенца Христатрем волхвам, прибывшим сВостока. В отличиеот других триптиховБосха, которые«читают» отслева направо, этот — от центра.
Триптихобъединен общимпейзажем. Набоковых створкахизображеныколенопреклоненныедонаторы (заказчики)бюргер ПитерБронкхорсти его жена Агнессасо своими святымипокровителямиСв.Петром иСв.Агнессой.
Основноедействиеразворачиваетсянацентральнойпанели. На фонесельскогопейзажа, переходящегона горизонтев городскуюархитектурустранных очертаний,передветхой хижиной,— Мария с Младенцем, к которымблагоговейноподступаютволхвы с дарами.Три восточныхцаря: Мельхиор, Бальтазар ичернокожийКаспар поклоняютсяМладенцу Христуи подносят Емусвои дары — золото, ладан и смирну.Правда, торжественностьцеремониинарушают недобрыеэлементы: двапротивостоящиедруг другувооруженныхотряда на дальнемплане, безразличноеи злобное любопытствопастухов. ЭтимБосх как быговорил, чтовездесущеезло вмешиваетсядаже в самыесвященныесобытия.
Створкивыполнены втехнике гризайль.
Гризайль(франц. grisaille, от gris- серый), виддекоративнойживописи, выполняемойв разных оттенкахкакого-либоодного цвета(чаще серого).Применяетсяс 17 в., широкораспространенав росписяхинтерьеровклассицизма, главным образом, как имитацияскульптурногорельефа.
В картине«Христос, несущийкрест» Христоскак бы не в силахсмотреть наэту беснующуюсявакханалиюзла, он изображенс закрытымиглазами.
Это былопоследнеепроизведениеБосха.
Он скончалсяв 1516 г. и был с почестямипохоронен 9августа в родномХертогенбосе.
Выводы

Трудно судитьо том, насколькохудожник былпонят своимисовременниками.Известно лишь, что при жизниБосха егопроизведенияпользовалисьширокой популярностью.Наибольшийинтерес к творчествухудожникапроявился вИспании и Португалии.Там сложилисьсамые большиеколлекции егополотен. Фантастические, страшные сценыкартин Босхабыли близкии интересныпреисполненномурелигиозныхчувств испанскомузрителю. Серьезноеизучение творчестваБосха началосьна рубеже XIX иХХ веков. К этомувремени он былпрактическизабыт, его имяпочти не упоминалосьни в энциклопедиях, ни в учебниках.Cобратья-художникикак бы не замечалиего, и в историиискусствафигуру этогомастера долгоевремя обходилимолчанием илиснабжалипротиворечивымкомментарием.
Но, независимоот всех этихмнений и оценок, сегодня Босхпризнан непревзойденнымизобретателемобразов, замечательнымколористоми рисовальщиком, большой и самобытнойличностью, размышлявшейо мире и егопротиворечивойсложности, очеловеке и егонезащищенностиперед лицомдуховной ифизическойопасности.
А спустяполвека послесмерти Босхас такими жераздумьяминад судьбамичеловечествапридет в искусствоего, не менеевыдающийсясоотечественник,— Питер БрейгельСтарший, чтобыпродолжитьтворческийпоиск, начатыйвеликим предшественником.
Списокиспользованнойлитературы:

Эстетика. Словарь. Политиздат, М 1989 г.
Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство «Наука», М 1976 г.
50 биографий мастеров западно — европейского искусства. Издательство «Советский художник», Ленинград 1965 г.
История искусства зарубежных стран. Том 2. Издательство «Академия художников СССР», М 1963 г.

Ресурсысети Интернет:

nearyou.ru/bosch/0bosch.html
www.gothic.ru/art/paint/bosch/index.htm
www.arttrans.com.ua/sub/artists/610/Bosch_Hieronymus/list1.html
www.bocsh.org.ru/
smallbay.ru/bosch.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Горные штаты
Реферат Значение и смысл русских паремий в свете когнитивной прагматики
Реферат Рынок и конкуренция
Реферат Цели дистанционного обучения. Методы управления временем. Трансакционые издержки
Реферат Insanity Mad Vs Bad Essay Research Paper
Реферат О композиционно-тематическом развертывании церковной проповеди
Реферат Влияние времени и температуры на деформацию. Механические свойства пластмасс
Реферат Системный анализ правового характера категории "административное правонарушение"
Реферат Таможенная политика зарубежных стран 2
Реферат Дефицит позитива в современном разговорном дискурсе: мнимости или реальность?
Реферат А. В. Парибок устройство «колеса существования»
Реферат Пути верификации лингвистических гипотез: pro et contra
Реферат Сравнительный анализ мотивационной деятельности персонала в России.
Реферат Причины удачного завоевания Эрнаном Кортесом ацтекской империи
Реферат Радиоактивные отходы