Реферат по предмету "Культура и искусство"


Живопись Северного Возрождения ее отличие от итальянского ведущие представители нидерландской школы

Министерствообразованияи науки РоссийскойФедерации
Федеральноеагентство пообразованию
Государственноеобразовательноеучреждениевысшего
профессиональногообразования
«Хабаровскаягосударственнаяакадемия экономикии права»
Кафедрамаркетингаи рекламы

ИСКУССТВОИ ЛИТЕРАТУРА
Вариант 4
ЖивописьсеверногоВозрождения, ее отличие отитальянского, ведущие представителинидерландскойшколы

Хабаровск2009
ПЛАН

1.Общая характеристикаживописи СеверногоВозрождения
2Периодизацияи основныетечения в живописиСеверногоВозрождения
Заключение
Списокиспользованныхисточников
1. Общая характеристикаживописи СеверногоВозрождения

С XIV века наэтих территорияхпроисходилипеременыкультурно-социологическогохарактера: насмену церквив качествеглавного заказчикапроизведенийискусствапришли светскиемеценаты.Нидерландыкак центр искусствастали оттеснятьискусствопоздней готикипри французскомдворе.
ВXV веке при дворахгерцогов бургундскихв Дижоне, Брюггеи Турнепоявиласьсобственнаяхудожественнаяшкола, сочетавшаяготику и Ренессанс.Некоторыеисторики искусствавидят её корниво французско-фламандскойкнижной миниатюре, например, втворчествеЖанаПюселя илибратьев Лимбург.
Этипроизведенияживописи резкоотличаютсяот своих готическихпредшественниковпочти фотографическимреализмом.Импульс, полученныйот раннего изрелого итальянскогоВозрождения, в соединениис местнымитрадициямипривёл к формированиюсамостоятельного, абсолютнонового художественногоязыка. Нидерландскоевнимание кприроде выразилосьв пейзажнойживописи. Сначалазолотой фонсредневековыхкартин сменилиреалистичныеландшафты, азатем пейзажстал самостоятельнымжанром в искусстве.
Точностьв наблюденииявлений природыраспространиласьи на изображениечеловеческоготела. ИзображениеобнажённыхАдамаи Евына Гентскомалтаре Янаван Эйка отличаетестественность, невиданнаяс античныхвремён. В отличиеот итальянскиххудожников, увлекавшихсяв своих изображенияхобнажённойнатуры анатомическимидеталями, Янван Эйк изучалповерхностьи движениечеловеческоготела и отражалдо мельчайшихподробностейв своих работах.
Новизнаранней нидерландскойживописи заключалась, с одной стороны, в детализированномописании поверхностейпредметов, ас другой стороны, в пластичности, достигаемойза счёт точноподмеченныхи удачно применяемыхсветовых эффектов.В основу новогостиля леглановая живописнаятехника — масло.
Дован Эйков иРобера Кампенанидерландскаяи фламандскаяживописьориентировалисьна интернациональнуюготику, которуючаще называют«прекрасным»или «мягкимстилем». Дажесамые крупныемастер ещёдолгое времяне могли полностьюосвободитьсяот этого влияния, вытянутыефигуры и богатыескладкамиодеяния явносвидетельствуюто более древнихживописныхтрадициях. Вобщем раннейнидерландскойживописи доXV века в настоящеевремя достаётсямало внимания.Картины считаютсяпровинциальнымии второразрядными, во многих публикацияхпо историиискусстваранняя нидерландскаяживописьрассматриваетсятолько начинаяс Флемальскогомастера.
Уистоков раннейнидерландскойживописи, понимаемойв узком смысле, стоит Ян ванЭйк, которыйв 1432году закончилработу надсвоим главнымшедевром —Гентскималтарём. Ещёсовременникисчитали работыЯна ван Эйкаи других фламандскиххудожников«новым искусством», чем-то совершенноновым. Хронологическистаронидерландскаяживопись развиваласьприблизительнов одно времяс итальянскимРенессансом.
Споявлениемпортрета светская, индивидуализированнаятема сталавпервые главныммотивом живописи.Жанровые картиныи натюрмортысовершили свойпрорыв в искусствелишь в периоднидерландскогобароккоXVII века. Буржуазныйхарактер раннейнидерландскойживописи говорито наступленииНовоговремени. Всёчаще заказчикамипомимо дворянстваи клиравыступалабогатая знатьи купечество.Человек накартинах большене идеализировался.Перед зрителемпредстаютнастоящие людисо всеми своимичеловеческиминедостатками.Морщины, мешкипод глазами,— всё без прикраснатуральноизображалосьна картине.Святые большене обиталиисключительнов храмах, онивходили и вдома горожан.
Однимиз самых первыхпредставителейновых художественныхвзглядов нарядус Яном ван ЭйкомсчитаетсяФлемальскиймастер, которогов настоящеевремя идентифицируюткак РобераКампена. Егоглавная работа— триптихМероде (около1425), хранящийсяв МузееМетрополитенв Нью-Йорке.
Ужедолгое времяподвергаетсясомнению самфакт существованияу Яна ван Эйкабрата Хуберта.Новейшие исследованияпоказали, чтоупоминаемыйлишь в несколькихисточникахХуберт ван Эйкбыл всего лишьпосредственнымхудожникомгентской школы, который не имелни родственного, ни какого-либоиного отношенияк Яну ван Эйку.
УченикомКампена считаетсяРогирван дер Вейден, который, вероятно, принимал участиев работе надтриптихомМероде. В своюочередь оноказал влияниена ДиркаБоутса и ГансаМемлинга.СовременникомМемлинга былХугован дер Гус, впервые упоминаемыйв 1465году.
Изэтого рядавыделяетсясамый загадочныйхудожник этоговремени ИеронимБосх, чьё творчестводо сих пор неполучило однозначноготолкования.
Рядомс этими великимимастерамизаслуживаютупоминаниятакие ранниенидерландскиехудожники, какПетрусКристус, Колинде Котер, АльбертБоутс, Госвинван дер Вейдени КвентинМассейс.
Донастоящеговремени сохраниласьлишь малаятолика работранних нидерландскиххудожников.Бесчётноеколичествокартин и рисунковпали жертвойиконоборчестваво временареформациии войн. Крометого многиеработы получилисерьёзныеповрежденияи нуждаютсяв дорогостоящейреставрации.Некоторыепроизведениясохранилисьлишь в копиях, большинствоже утерянонавсегда.
Творчестворанних нидерландцеви фламандцевпредставленов крупнейшиххудожественныхмузеях мира.Но некоторыеалтари и картиныпо-прежнемунаходятся насвоих старыхместах — в церквях, соборах и замках, как, например, Гентский алтарьв соборе СвятогоБавона в Генте.Однако посмотретьна него теперьможно толькочерез толстоебронированноестекло.
2 Периодизацияи основныетечения в живописиСверного возрождения

Изучениевопроса живописи«СеверногоВозрождения»предполагаетзнакомствос художественнойкультуройНидерландов, Франции и ГерманииXV — XVI веков. Дляэтих стран, вискусствекоторых уженачиная с первойтрети 15 века, проявляютсяренессанскиетенденции, названныйпериод сталэпохой высочайшегокультурногорасцвета. Онознаменовалтворчествомтаких великиххудожниковкак Ян ван Эйк, Гуго ван дерГус, Жан Фуке, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейнмл., Питер Брейгельи др.
Приналичии в каждойиз названныхстран, ярковыраженнойнациональнойспецифики, художественноеразвитие Нидерландов, Германии иФранции в моментперехода отсредневековьяк Новому времениобладает чертамиобщности, особенноотчетливовыступающимипри сопоставленииих с Италией.Средневековаяготическаятрадиция былаздесь устойчивее; ее влияниезаметно сказывалосьвплоть до первойтрети 16 века, а в некоторыхсферах творчества(архитектура, скульптура)оставалосьдаже преобладающим.Сами процессыобновлениякультуры встранах, расположенныхсевернее Альпотличалисьтой последовательностью, которую можнонаблюдать вИталии, онипротекалинеравномерно— быстрее вживописи, медленнеев других видахискусства —и, как правило, на сопровождалисьсинхроннымтеоретическимосмыслением.Изучение линейнойперспективы, анатомии, поискидеальныхпропорцийчеловеческоготела шли всевероевропейскихстранах, главнымобразом, полинии накопленияэмпирическихнаблюдений, не становясьпредметомсистематическогонаучного изучения.Контакт с искусствомклассическойдревности такжене был здесьстоль прямыми непосредственнымкак в Италии.Столь характернаядля Италииориентацияна античныеобразцы визобразительномискусстве иархитектуреСеверной Европыдает о себезнать не раньше16 века и зачастуювыступает впричудливых«готизированных»формах.
Названныеотличия отклассическойитальянскоймодели Возрожденияимеют в своейоснове причиныглубинногомировоззренческогопорядка. Ренессансный«гуманизм»— рационалистическаяантропоцентрическаяфилософия, аппелирующаяк примеру древних— сравнительнопоздно, лишьв 16 веке, обрелприверженцевв североевропейскихстранах. Подлиннымдуховным стержнемперемен происходившихв культуре этихземель, средоточиеминтеллектуальнойжизни, главнымпунктом спорови полемики былиидеи религиозногообновления.Процессы становленияновой этики, новой системывзглядов нароль в обществе, новых представленийо свободе иответственностичеловека былисвязаны с борьбойза реформуцеркви и оказывалирешающее воздействиена художественноеразвитие. Внеконтекстаглубоких духовныхперемен привнесенныхв европейскуюкультуру реформациейне может бытьправильнопонята сущностьискусстваСеверногоВозрождения.

ИСКУССТВОНИДЕРЛАНДОВXV в.

Проблемаизучениянидерландскойживописи. Основнойисточник ееизучения —«Книга о художниках»(1604 г.) Карела ванМандера.
Творчествобратьев Губертаи Яна ван Эйков.Связь с традициейфламандскойи бургундскойминиатюры.«Гентскийалтарь» (ок.1432г.) Его местов историинидерландскойшколы. Другиеживописныеработы Яна ванЭйка.
РоберКампен («Флемальскиймастер») какодин из основоположниковнидерландскойшколы.
Нидерландскаяживопись послеЯна ван Эйка.Рогир ван дерВейден — крупнейшийнидерландскийхудожник середины15 века. Его связьс готическойтрадицией; влияние напоследующееразвитиенидерландскогоискусства.Другие мастерасередины века— Петрус Кристус, Дирк Баутс.
ТворчествоГуго ван дерГуса. Экспрессивныйи драматическийхарактер егоискусства.«Алтарь Портинари»— шедевр художника; влияние этогопамятника насовременноеему нидерландскоеи итальянскоеискусство.
различныетечения и местныешколы в нидерландскойживописи конца15 века. «ШколаБрюгге»; ХансМемлинг и ГерардДавид как важнейшиепредставители.Развитие живописив СеверныхНидерландах; Гертген тотСинт Янс и егороль в историипейзажнойживописи.
ТворчествоИеронима Босха.Переплетениев его искусствеэлементовсредневековойфантастикии натуральногонаблюдения.

ИСКУССТВОНИДЕРЛАНДОВXVI в.

Различныенаправленияв нидерландскойживописи первойполовины 16 века.Позднеготическийстиль «антиверпенскихманьеристов».Квентин Массейси Трансформациятрадиции 15 векав его творчестве.Зарождениепейзажногожанра в творчествеИоахима Патинира.Распространение«романтизма»— направления, связанногос использованиемопыта итальянскиххудожниковВысокого Возрождения.
«Романисты»первого поколения.ТворчествоЯна Госсартаи Барента ванОрлея. Итальянизирующеетечение в искусствеСеверных Нидерландов— Ян Скорельи Мартин ванХемскерк.
Лукасван Лейден —крупнейшийнидерландскийживописец игравер первойтрети 16 века.Его отношениек «романизму», контакты сАльбрехтомДюрером, влияниена последующееразвитие национальнойшколы.
«Романизм»в Южных Нидерландахв середине 16века: творчествоПитера Кукаван Альста, Ламберта Ломбарда, Франса Флориса.
Развитиепортретногожанра. АнтонисМор и его влияниена последующееразвитие европейскогопарадногопортрета. Сложениежанра групповогопортрета. Бытовойжанр и натюрморт: Питер Артсен, Иоахим Бейкелар.
ПитерБрейгель ст.— величайшийнидерландскийхудожник 16 века.Эволюция еготворчества.Основные живописныепроизведения.Создание образцовдля гравюр.Новизна философскойи социальнойтематики егоискусства.Влияние Брейгеляна развитиекнидерландскогоискусствавторой половины16 века.
Основныетенденции вискусствеНидерландовна исходе 16 века.Вклад художниковв развитие«национальногоманьеризма»: творчествоБартоломеусаСпрангера, ФредерикаСустриса. Пейзажныйжанр в нидерландскойживописи играфике: РулантСаверей, Гиллисван Конникслоо.
Зарождениенациональнойголландскойшколы живописи.Художники«Харлемскойакадемии»; сочетание вих творчествечерт маньеризмас кассицизирующимитенденциями.Хендрик Гольциус— крупнейшийевропейскийгравер и рисовальщиквторой половины16 века.

ИСКУССТВОГЕРМАНИИ

Германияв XV в. Стойкостьсистемы, раздробленностьстраны и связанноес этим развитиеобособленныхместных школв искусстве.Живучестьготики в искусствеГермании.
Живописьсеверонемецкихгородов в начале15 века, связьс традициямипозднеготическойминиатюры.Мастер Франке(работал в первойтрети XV в.). «Поклонениемладенцу» изалтаря ФомыБекета (1424, Гамбург, Кунстхалле).
Южноамериканскаяживопись начала15 в. Картинанеизвестногомастера верхнерейнскойшколы «Райскийсад» (ок.1410, Франкфурт-на-Майне, Штеделевскийинститут).
ИскусствоГермании в30-40 годах XV в. Ведущаяроль южнонемецкихобластей. Швабия.Новое осмыслениерелигиознойтемы. Новыеприемы изображения.
ЛукаяМозер (перваячетверть XV в).Алтарь Магдалиныиз Тифенбронна1431г.
КондрадВиц (ок.1400-1446). Егоалтари. Включениежанровых мотивовв религиозныекомпозиции.
ГансМульчер (ок.1400-1467).Алтарь с изображением«страстейХриста». (1437, Берлин-Далем, Картиннаягалерея Государственногомузея). Усилениедраматическогоначала.
СтефанЛохнер (ок.1410-1451)— крупный художникСеверной Германии.Сочетание вего искусствеэлементовюжнонемецкойживописи состарой традициейкельнскойшколы. Триптих«Поклонениеволхвов» (1440, Кельн, собор) и др.
Мастержизни Марии(упоминаетсяв Кельне в 1465-1490годах) и влияниена него нидерландскойживописи.

ИСКУССТВОГЕРМАНИИ ВОВТОРОЙ ПОЛОВИНЕXV в.

Усилениеготическихтрадиций вживописи. Началокнигопечатанияи развитияграфики в Германии, распространениегравюры каксамостоятельноговида искусства.
МартинШонгауэр (ок.1435-1491) — крупнейшийхудожник ГерманииXV в. Его живописныеработы («Мадоннав беседке изроз», 1473, Кольмар, Музей Унтер-Линден), гравюры измеди.
ТворчествоМихаеля Пахера(ок. 1435-1498) и его связьс искусствомсеверной Италии.Живописныескульптурныеработы Пахера.Алтарь св. Вольфгана(1471-1481, алтарь впаломническойцеркви в местечкеСанкт-Вольфгангблиз Зальцбурга)и др.

НЕМЕЦКОЕИСКУССТВО XVIв.

Германияв XVI в., ее культураи искусство.Реформация; влияние идейрелигиозногообновленияна немецкуюкультуру первойчетверти 16 века.Немецкий гуманизм.Преобразованиев изобразительномискусстве.Сближение ситальянскойтрадицией приярко выраженномсвоеобразии.Преобладаниеэкспрессиинад гармонией, конкретныхиндивидуальныхчерт над возвышеннымии идеальными.
Изобразительноеискусство:
Ведущиевиды искусстваГермании —живопись игравюра. АльбрехтДюрер — величайшийхудожник НемецкогоВозрождения.Ранние живописныепроизведенияДюрера, графическиесери «Апокалипсис»,«Большие страсти».Поездка в Италию, интерес к перспективеи пропорциямчеловеческоготела. Живописныеи графическиепроизведенияДюрера егозрелого периода, во время и послевторой поездкив Италию. Поздниеработы, путешествиев Нидерланды.Дюрер как теоретикискусства.Влияние Дюрерана современноеему искусство.ТворчествоГанса БальдунгаГрина и ГансаБургмайера.
Другиенаправленияв немецкомискусстве XVIв. ТворчествоМаттиаса Грюневальда; экспрессияи трагизм егообразов. «Изенгеймскийалтарь» — центральноепроизведениехудожника.Лукас Кранхстарший, характери эволюция еготворчества.
«Дунайскаяшкола» и развитиепейзажа в немецкомискусстве.Живопись играфика АльбрехтаАльтдорфера.
ГансГольбейн младший— крупнейшийнемецкий художникследующегоза Дюреромпоколения. Егопортретнаяживопись играфика, религиозныекомпозиции.ПребываниеГольбейна вАнглии и еговлияние нанемецкое ианглийскоеискусство.
СкульптураГермании второйполовины XV —первой третиXVI века. Устойчивостьготическойтрадиции всфере скульптуры.ТворчествоПетера Фишера, Фейта Штосса.Тильман Рименшнайдер— крупнейшийскульпторсвоего времени.

ИСКУССТВОФРАНЦИИ XV- XVI вв.

Живописьи скульптураФранции XVI века:
Теснаяхудожественнаясвязь с Нидерландамии постепенное, начиная с серединывека, проникновениеитальянскихвлияний. Традициякнижной миниатюрыи ее воздействиена станковуюживопись. Местныешколы; значениешколы Прованса; Ангерран Шаротони его произведения.Турская школа; творчествоЖана Фуке, егознакомствос современнымему нидерландскими итальянскимискусством.Основные произведенияФуке — портреты, алтарные картины, миниатюры.
Живописьконца XV века, перемещениеее центра вПариж. Мастериз Мулен и «Муленскийтриптих».
Развитиескульптуры.Бургундскаянадгробнаяпластика половины15 века.
ЖивописьФранции XVI в.
Расцветпортрета вофранцузскойживиписи ирисунке. ТворчествоЖана и ФрансуаКлуэ, Корнеляде Лиона, Этьенаи Пьера Дюмустье.
Усилениевлияния итальянскогоискусства, приезд во Франциюмастеров, приглашенныхФранцискомI из Итаоии: леонардода Винчи, Андреадель Сарто, БенвенутоЧеллини. Приглашениедля работы вкоролевскомзамке ФонтебловыдающихсяпредставителейфлорентийскогоманьеризмаРоссо, Приматиччои Никколо дельАббате. Формирование«школы Фонтебло»и ее значениедля развитиянациональнойфранцузскойшколы живописи.
Заключение

СеверноеВозрождение— термин, использующийсядля описанияэпохиВозрожденияв севернойЕвропе, илиболее обобщающе— во всей Европеза пределамиИталии, к северу отАльп.Как таковое, Северное Возрождениене являлосьмонотонным.То есть, в каждойстране оноимело определённыеспецифическиечерты. Так, культурологияразделяетНемецкое, Нидерландское, Французское, Испанское, АнглийскоеВозрождениеи др. В основеВозрождениялежат идеигуманизма.Северное Возрождениетесно связанос итальянскимВозрождением, но имеется рядхарактерныхотличий.
ИтальянскийРенессанспрактическине имел влиянияна другие страныдо 1450г. После 1500 г. стильраспространилсяпо континенту, но многиепозднеготическиевлияния сохранялисьдаже до наступленияэпохи барокко.
Основныеотличия: большеевлияние готическогоискусства, меньшее вниманиек изучениюанатомиии античногонаследия, тщательнаяи деталированнаятехника письма.Кроме того, важной идеологическойсоставляющейявилась Реформация.
Истоки: в числе прочихпридворноеискусствоБургундии.
Наиболеевыдающиесяобразцы искусстваСеверногоВозрождения— нидерландскаяживопись (братьяванЭйк, Р.Кампен, Г.ван дер Гус, Р.ван дер Вейден, Х.Мемлинг, проч.). Образцыболее позднегопериода — творчествоБосхаи Брейгеля.
ВГермании —АльбрехтДюрер, М.Грюневальд, ЛукасКранах Ст, А.Альтдорфер, Гольбейн, и т. д. (См. такжеДунайскаяшкола живописи)
ВоФранции — Ж.Фуке, оба Клуэ, Ж.Гужон.
Списокиспользованныхисточников

1. Мастераискусства обискусстве.Т.2-3. М., 1966, 1967.
2. АльбрехтДюрер. Дневники, письма, трактаты.Т.1-2., М-Л., 1957.
3. ВельдлинГ. ИскусствоИталии и Германииэпохи ренассанса.М., 1934.
4. КристеллерП. Историяевропейскойгравюры 15-18 веков.Л., 1939.
5. Всеобщаяистория искусств.Т.3. М., 1962.
6. ОттоБенеш. ИскусствоСеверногоВозрождения.М., 1973.
7. ВипперБ.Р. Становлениереализма вголандскойживописи 17 века.М., 1957.
8. Ренессанс.Барокко. Классицизм.М., 1966.
9. Герщензон- ЧегодаеваН.М. Нидерландскийпортрет 15 в. Егоистория и судьбы.М., 1972.
10. НикулинН.Н. Нидерландскаяживопись всобрании Эрмитажа.М., 1976.
11. ФоминГ.И. ИеронимБосх. М., 1974.
12. ГращенковВ.Н. Рисунокмастеров немецкогоВозрождения.— «Искусство»,1961, № 3.
13. ЛибманМ.Я. ИскусствоГермании 15-16 в.М., 1964.
14. ЛибманМ.Я.Дюрер и егоэпоха. М., 1972.
15. НемиловА.Н. Грюневальд.М., 1972.
16. НемиловА.Н. Лукас КранахСтарший. М., 1973.
17. ЛившицН.А. Французскоеискусство 15-18вв. Л., 1967.
18.ПетрусевичН.Б. ИскусствоФранции 15-16 вв.М., 1973.
19. КаменскаяТ.Д. НовосельскаяИ.Н. Французскийрисунок 15-16 в. Л.,1969.
20.ЗнамеровскаяТ.П. ТворчествоХусепе Риберыи проблеманародностииспанскогореалистическогоискусства. Л.,1955.
21. ЛевинаИ.М. ИскусствоИспании 16-17 вв.М., 1965.
22.Кантерева. ЭльГреко. М., 1965.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.