Реферат по предмету "Культура и искусство"


Дягилев Великий вождь авангарда

ГеоргийСергеев
«Меценат европейскоготолка»: так самсебя называлэтот человек, ставший символомцелой культурнойэпохи, сумевшийсоединитьпредпринимательствои высокое искусство– пусть и несколькозатейливымспособом.
Самый известныйхудожественныйи театральныйдеятель, организаторпопулярных«Русских сезонов»в Париже, модныйантрепренер, заставившийпреклонятьсяперед русскимискусством, и, наконец, талантливыйпредприниматель– Сергей ПавловичДягилев родился19 марта 1872 года.Семья его жилатогда в Перми.
Отец – потомственныйдворянин, генерал-майорцарской армии, страстно увлекалсяпением (как иего втораяжена, заменившаямаленькомуСереже мать, умершую природах). С ее легкойруки Сережас детствапристрастилсяк пению и игрена фортепиано.Но, несмотряна красивыйголос, доставшийсяот отца, и успехив музицировании, подрастающийСергей не думалпоначалу связыватьсвою судьбус миром искусства.
ПЕРВЫМ ШАГОМк мировой известностистал приездсемьи Дягилевыхв Санкт-Петербургв 1890 году. ВосемнадцатилетнийСергей оказываетсяв доме своейтети, Анны ПавловныФилософовой.Дама эта былашироко известнав передовыхкругах столицыкак общественныйдеятель и яраяфеминистка.Младший из еечетырех детей– Дмитрий, слывшийинтеллектуаломи сторонникомнеформальныхвзглядов, будучисверстникомСергея, вводитего в круг своихуниверситетскихдрузей и единомышленникови очень скорозавоевываетуважение илюбовь кузена.Именно в такомокружении уДягилева начинаютформироватьсясобственныехудожественныепристрастия.
В том же годуСергей Дягилевс легкостьюпоступает вСанкт-Петербургскийуниверситетна правоведческийфакультет. Носвои занятиямузыкой он неоставляет.Молодой Дягилевначинает грезитькарьерой оперногопевца, в надеждепрославитьсяи разбогатеть.Одновременнос учебой вуниверситетеон становитсявольно-слушателемв классе пенияпетербургскойконсерватории.Ему дает урокиизвестныйитальянскийпевец-баритонАнтонио Короньи.Ведя вполнеобычную студенческуюжизнь, значительнуючасть временион уделяетсвоим увлечениям.Дягилев пробуетзанятьсясочинительствоммузыки и такувлекается, что убеждаети окружающихв своей решимостистать композитором.Родные начинаютверить, что еготяга к мируискусствагораздо сильнее, чем им казалось, что Сережарожден длямузыки.
Несмотря наэто, в 1896 году онвсе же заканчиваетуниверситети получаетдиплом правоведа.Теперь он готоввоплотить своюмечту. В надеждена скорую славу, Дягилев выставляетна зрительскийсуд свои музыкальныепроизведения, но первую жепостановкуожидает сокрушительныйпровал. Будучичеловекомнастойчивым, но рассудительным, он навсегдаотказываетсяот карьерыкомпозитораи решает посвятитьсебя искусствув совершенноином качестве.
ПО ОТЗЫВАМСОВРЕМЕННИКОВ, Дягилев хотьи имел чертыизвестнойраспущенности, но был настырени чрезвычайноработоспособен.Нападавшиена него временамиприступы ленискоро сменялисьпериодамибурной деятельности.Это был великийи неутомимыйорганизатор.Он не простолюбил трудности, а был готовсоздавать ихсебе искусственно, лишь бы получитьудовлетворениеот их преодоления.Это его качествовсегда будетотталкиватьот него спокойных, замкнутыхлюдей, затосоратников– воодушевлять.Просвещенный, рафинированныйэстет Дягилевблагодаря своейэнергии будетсобирать вокругсебя людейнеобыкновенных, готовых насмелые эксперименты.
К тому же, онобладал гениальнойспособностьюдоставатьденьги, чтоокажется весьмакстати на выбраннойим ниве популяризацииискусства. Аего предпринимательскаяжилка позволяладелать прибыльнымкаждый «дягилевский»проект. Правда, будучи человекомидеи, он не былмеркантильными деньги считаллишь средствомпродолжатьсвое дело служенияискусству.Потому-то завсю жизнь онтак и не наживетсостояния.
ГЕНИАЛЬНЫЙДИЛЕТАНТ, Дягилев, обладающийприроднойспособностьюзаражать людейсвоим энтузиазмом, привлек несколькихмеценатов кфинансированиюзадуманногоим и ДимойФилософовымпроекта. И вотв 1899 году, вместесо своим студенческимдругом АлександромБенуа Дягилевучреждаетэлитарныйжурнал «Мирискусства»и сам становитсяего редактором.За литературнуюсторону журналавзялся ДмитрийФилософов.
Дягилев весьмаграмотно ведетдело, хотя доэтого издательскимбизнесом никогдане занимался.На своем постуон проявляетособый интереск современномуискусству, кего новым, необычнымформам, скороприобретярепутациюзнатока и ценителяавангарда.Издание называлипоистинереволюционнымсобытием вобласти эстетическоговосприятияискусства. Ксожалению, журнал издавалсявсего пять лет, до 1904 года, ноуспел оказатьогромное влияниена культурнуюжизнь России, пропагандируясовременноеискусство, вкорне меняяотношение кавангарду. Вэтом была огромнаязаслуга неутомимогоДягилева. Онзанималсяустройствомв Санкт-Петербургехудожественныхвыставок, какрусских, таки зарубежныхавторов, сплотилвокруг журналалучших художниковмодерна, а такжепоэтов, критиков, музыкантовРоссии, активнопривлекаяинвестироватьв свои проектысостоятельныхпоклонниковискусства.
В том же 1899 годуДягилев поступаетна службу чиновникапо особым поручениямв Дирекциюимператорскихтеатров, к томуже ему поручаетсяредактирование«ЕжегодникаИмператорскихТеатров». Прослужитон там недолго– до 1901 года. Природнаясклонностьплыть противтечения, яркаяиндивидуальностьДягилева, егонеприятиевласти кактаковой и преклонениеперед свободойв любых еепроявленияхлегли в основуего конфликтас тогдашнимдиректоромимператорскихтеатров княземС.М. Волконским.
Вскоре Дягилевбыл изгнан сосвоего постапо так называемому«третьемупункту», т.е.без права поступленияна государственнуюслужбу. На самомделе короткоепребываниеДягилева вадминистрацииничего, кромепользы, делуне принесло.Он не был замешанв скандалах, не совершалрастрат, аскандальныйконец его службыстал сильнымударом почестолюбивымпланам Дягилеваи по его чувствучести. Его уход, по сути, былзакономерен.Власть, системаподдерживалиинерцию. Дягилевстремился ееразрушить.Власть быланеповоротлива, а Дягилев быстри нетерпелив.
ЦИНИЧНЫЙ ДЕЛЕЦ, жаждущий соединитькоммерцию ивысокое искусство, Дягилев ещедо своего уходасо службы в1900 году затеваетновый перспективныйпроект – художественноеобщество «Мирискусства»и становитсяодним из егоучредителей.
Он единственныйсреди художниковничего не творилсам, даже редковыступал каккритик, но сострастьюорганизовывалвсе, с чем выступалагруппа «Мирискусства».Он издает книги, редактируетжурналы, занимаетсяантрепризой, продолжаетустраиватьвыставки, тщательноподбирая художников, работает вжурнале. Ноего, казалосьбы, крепкий, союз с ДимойФилософовымскоро распадается.Разрыв их отношений, длившихся 10лет, стал ещеодним сильнымударом дляДягилева. Онрешительноменяет сферусвоих интересови в 1906 году покидаетродину и уезжаетво Францию.
С этого временион занимаетсясобственнымбизнесом –негосударственнойгастрольнойантрепризой, постояннопутешествуяпо Европе. Кэтому временион уже имеетобширные связи, как в мире искусства, так и в деловыхкругах. Являясьверным поклонникомрусского искусства, Дягилев активнозанимаетсяорганизациейвыступленийрусских артистовза границей.Своей главнойзадачей онсчитает знакомствоЕвропы с русскойкультурой и, прежде всего, оперой.
Но покорятьЕвропу Дягилевначинает схудожественныхвыставок, гдепредставленомного работхудожников«Мира искусства».В Париже онорганизуеткрупный показсобрания русскихикон и живописиXVIII-XIX веков. Выставкивызывают восхищениеи огромныйинтерес публики.Впервые в Европетак полнопредставленаистория русскойхудожественнойшколы.
ПОКАЗАТЬ РОССИЮ, как страну, имеющую глубокиеисторическиеи культурныетрадиции, –основная задачаДягилева. В1907 в Париже онорганизуеттак называемые«русские историческиеконцерты» –пять выступленийрусских артистов, включающиев себя русскуюмузыку, основаннуюна историческомэпосе. Выборпроизведенийистинно русскогодуха был неслучайным. Позамыслу Дягилева, концерты должныбыли ошеломитьпублику, продемонстрироватьвнутреннююцелостностьи характертого, что называетсярусской музыкальнойи оперной культурой.Виртуозностьисполнителей, искусствопостановщикови участие такихзвезд как Шаляпин, Рахманинов, Римский-Корсаковсделали своедело. Французскиекритики заговорилио новой эре вмировом искусстве.
Основным лейтмотивомпроизведенийбыли переломныемоменты российскойистории, а вцентре находилисьроковые носителиисторическойволи – цари-реформаторы.Дягилев непреклонноверил в решающуюроль сильнойличности – исам был сильнойличностью. Ончасто уверялдрузей, чтоявляется потомкомПетра I и, подобноему, прорубаетсобственное– культурноеокно в Европу.Это дерзкоепредприятие, вызывавшеепоначалу сомнениясоотечественников, обернулосьна деле настоящимтриумфом. Дягилеввновь угадалтребованиевремени, предвосхитилинтерес европейцевк далекой загадочнойРоссии. Интересбыл такой, чтоучастникивыступленийполучали небываловысокие гонорары.
В следующемгоду Дягилевпривез в Парижоперу «БорисГодунов». Вестьо начале гастролейвсколыхнулаПариж. Полныйуспех этогопредприятияопределилдальнейшуюсудьбу Дягилева.С 1909 года «Русскиесезоны» в Парижестановятсярегулярными.Но теперь Дягилевувлечен балетом.
РАСЦВЕТ БАЛЕТАво всем мирестал одной изглавных заслугДягилева.
Благодаря емубалетное искусствопережило настоящийренессанс. Парулет спустя, после болезненногоразрыва с Д.Философовым, Дягилев знакомитсяс многообещающиммолодым танцовщикомимператорскогобалета ВацлавомНижинским, именно он изменилсферу интересовДягилева, ставего новой большойлюбовью.
Для русскихсезонов Дягилевсобрал почтивесь репертуарнового русскогобалета. Благодаряименно Дягилевуполучили признаниемногие корифеиначала ХХ века.И снова он предлагаетпублике соприкоснутьсяс историейРоссии, выбираядля постановоксюжеты, оживлявшиедля зрителейобраз древнейРуси – «Половецкиепляски», «Руслани Людмила».Концепциябалетов «Русскихсезонов», сложившаясяв немалой степениблагодарятворческойи предпринимательскойинтуиции Дягилева, стала образцомдля мировогобалетногоискусства. Онсоздал новуюмодель балетногоспектакля –одноактныйбалет.
Это был настоящийпрорыв, полныйотход от традицийбольшого балетаXIX века. Дягилевмог демонстрироватьпублике несколькотаких одноактныхбалетов завечер. Эта новациятребовала новоймузыки, техники, сюжетов, характераактерской игры.Танец дягилевскойтруппы былскорее ближек танцу классическойрусской оперы, чем балету.Такая формазнакомствас русским балетомбыла воспринятапубликой свосторгом.
ВЕЛИКИЙ ИМПРЕСАРИОникогда неостанавливалсяна достигнутом.Как и любойдягилевскийпроект, «Русскиесезоны» приносилихорошую прибыль.Танцовщикиполучали заучастие в «сезоне»суммы, сопоставимыес годовым доходомартиста Императорскоготеатра. Успехнового начинаниябыл столь громким, что в том жегоду великийкнязь ВладимирпоручаеттридцатисемилетнемуДягилеву основатьрусский балетв Париже.
Дягилев собираеттворческийколлектив извеличайшихдеятелей искусстваначала ХХ векаи к 1913 году формируеттруппу «Русскийбалет Дягилева».Он сам определяеттематику, выбираеткомпозиторов, художников, хореографови исполнителей, и даже руководитрепетициями.Каждая постановкаего труппыоригинальнаи неповторима.Его балетгастролируетпо Европе, СоединеннымШтатам, ЮжнойАмерике, и вездеего ждет неизменныйуспех. Дягилевзанимаетсятрудным делом– театральнойантрепризойс интуициейи изворотливостьюловкого дельцаи тонким художественнымчутьем генияот искусства.Он создал нечтонеобыкновенноеи востребованноев нужном местеи времени, поднявантрепризуна новый высочайшийуровень. Этобыло времясовместногоартистическоготриумфа Дягилеваи Нижинского.За пять лет ихсвязи ДягилевпревратилНижинскогово всемирнуюзнаменитость.С ним работаликрупнейшиекомпозиторы– Клод Дебюсси, Рихард Штраус, Игорь Стравинский.Его партнершамибыли величайшиебалерины своеговремени – М.Кшесинская, А.П. Павлова, Т.П. Красавина.Поводом к расставаниюстала внезапнаяженитьба Нижинскогона герцогинеРомоле Пульске.Новой же пассиейДягилева становитсяталантливыйтанцовщикЛеонид Мясин.Когда Дягилевоткрыл его, тотбыл семнадцатилетнимучеником балета, но быстро осознал, что Дягилевможет дать егокарьере – и неошибся. Мясинвпоследствиистал одним изизвестнейшиххореографовЕвропы.
НОВОЕ ВРЕМЯнесло перемены.С началом первоймировой войнысвязь Дягилевас родинойпрерывается.Его знаменитыйбалет претерпеваетсерьезныеизменения.Великий импресариопонимает, чтовремя модернапрошло, и наступаетсовсем другаяэпоха. Меняютсяне только ориентиры, но и сам статусрусского балета.Ослепительныйвек «Русскогобалета Дягилева»уходит в прошлое.Послевоеннаяантрепризауже не представлялаРоссию. Почтивсе ее русскиеучастникипотеряли гражданство, а среди новичковвсе чаще оказывалисьвыходцы издругих стран.Пытаясь сохранитьсозданную иммарку «русскогобалета», Дягилевдает им русскиепсевдонимы.Преобразованиефамилий и именстановитсялюбимым занятиемДягилева. Новыезвезды – ЛидияСоколова, АлисияМаркова, АнтонДолин даже неимели русскихкорней. Делалосьэто импресарионе только изрекламныхсоображений.Так Дягилевсоздавал длясебя иллюзиюпреемствованияпоколений, связи прошлогои будущегосвоего балета.Он тяжело переживалразлуку с родиной, а вот с друзьямиюных лет расставалсябез сожалений.Сначала егопокинул Бенуа, затем Бакст, а после и другиесоратники.
НеудержимыйДягилев и теперьстарался идтилишь вперед.Боясь статьстаромодным, он не оглядывалсяназад. Своимделовым чутьемон ощущалнеобходимостьперемен, понимал, что необратимыеизменения, происходившиев мире, обязываютего балет меняться, чтобы выжить.В духе временион устраиваетнастоящуюреволюцию всвоей антрепризе.Начинавшиекогда-то у неготанцоры, такиекак Мясин, ужестали законченнымимастерами.Дягилев находитсяв постоянномпоиске новыхталантов. Обращаясьс ними, как скульпторс глиной, Дягилевбыстро теряетк ним интерес, завершив своюработу. Послесеми лет совместнойработы егопокидает иМясин. Последнимтворением изцелой плеядывоспитанныхДягилевыммастеров становитсяего новый любимец, грузин-эмигрантБаланчивадзе, которому импресариодает громкийпсевдоним –Баланчин.
НОВАТОР ИАВАНГАРДИСТ, Дягилев жаждетновизны. Каквсегда Дягилеваувлекаетсовременность.Он ищет не тольконовый материалдля своегобалета, но исовершенноновый творческийметод, вводяв балет динамизм– хореографическирешенные цирковыеномера, пантомиму, и даже моду.Пляжные костюмыот Коко Шанельсоставлялиодну из главныхприманок спектакля«Голубой экспресс».И, наконец, Дягилевосуществляетсамый рискованныйпроект – балет«Стальнойскок», связанныйс образом новойсоветскойРоссии. Автороммузыки к немустал СергейПрокофьев.Именно егорассказы оновой РоссиивоспламениливоображениеДягилева. Ондаже заказалспециальнуюконструкцию, имитирующуюзаводской цехс движущимисядеталями. Этоконструктивистскоерешение сталонеотъемлемойчастью спектакля, движение деталейконструкцииубыстрялосьв такт движениютанцоров. Показываяновую динамичноразвивающуюсяРоссию, Дягилеввсе же называлсвой спектакльантибольшевистским.
Великие балетыБаланчина, поставленныев последниегоды жизниДягилева, несмогли удержатьего от мыслирасстатьсясо своим воспитанником.Уход Баланчинаиз труппы небыл оформленлишь из-за внезапнойсмерти Дягилева.
В последниегоды Дягилевначал тяготитьсябалетом. Отсоблазна оставитьдело, несмотряна оглушительныйуспех постановок, его удерживалоприродноечувство долгаи ответственностиперед людьми, с которыми онработал.
Летом 1929 годаво время отдыхав Венеции уДягилева случилсяудар, сменившийсякоматознымсостоянием.19 августа великогоимпресарионе стало. Онумер один вномере гостиницы(где жил в кредит).Кроме старыхкниг и легендарнойпушкинскойколлекцииДягилев послесебя ничегоне оставил ибыл похороненна средствабогатых французскихпокровительницискусства. Уего могилы накладбище Сен-Мишельпосетителиоставляюткрасные розыи изношенныебалетные туфли, как знак признаниявеликого театральногодеятеля, вождяавангарда ХХстолетия.
Список литературы
The Chief – Кубань Ж(80) июль — август2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.