Реферат по предмету "Культура и искусство"


Выбор студентом системы физических упражнений

--PAGE_BREAK--2. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время.
Возрастные особенности студенческой молодежи, специ­фика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выде­лить в особую категориюстуденческий спорт.

Организационные особенности студенческого спорта:

·        доступность и возможность заниматься спортом в часы обяза­тельных учебных занятий по дисциплине «Физическая культу­ра» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении);

·        возможность заниматься спортом в свободное от учебных акаде­мических занятий

·        время в вузовских спортивных секциях и груп­пах, а также самостоятельно;

·        возможность систематически участвовать в студенческих спор­тивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по из­бранным видам спорта).

Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для ре­гулярных занятий.
3. Спорт в высшем учебном заведении


Учебная программа по физической культуре предусмат­ривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спор­тивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упраж­нений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.

Спорт в элективном курсе физического вое питания студентов — эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в ко­торой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа пред­ложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть вклю­чены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двига­тельной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.

Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студен­та, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскет­больным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.

Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготов­ки (например, у мужчин — бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекла­дине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обяза­телен для других. Подобная практика часто носит вынужденный харак­тер — из-за ограниченности мест занятий и других причин.
4. Спорт в свободное время студентов


Спорт в свободное время — неотъемлемая часть физичес­кого воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятель­ной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планер­ный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются и финанси­руются в вузах ректоратом, общественными организациями, коммер­ческими структурами, спонсорами. Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты.

Самостоятельные занятия — одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно со­кратить временные затраты на организованные тренировочные заня­тия и проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спор­тивная подготовка не исключает возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях.
5. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений


Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фи­гуру, быть сильным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях, и в труде. Все это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека среди своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе. Но очень редко все эти качества человеку достаются от природы.

Известный ученый морфолог М.Ф. Иваницкий писал, что человек рождается лишь с задатком таких природных дарований, которые оп­ределяют красоту человеческого тела и соразмерности всех его частей, легкость и согласованность движений, физическую силу, гармоничес­кое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти при­родные дарования нуждаются в активном развитии и совершенство­вании.

В условиях, когда двигательная активность человека ограничена особенностями труда и быта, именно регулярные занятия физически­ми упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и способностям молодого человека. Такие заня­тия могут восполнить то, что было упущено в детстве.

Не случайно и подростки, и юноши, и даже пожилые люди встают перед выбором: чем, какими упражнениями, каким видом спорта и каким образом заняться для укрепления здоровья, для физического развития, для поддержания и повышения уровня работоспособности. В высшем учебном заведении, где образовательно-профессиональная программа по учебной дисциплине «Физическая культура» предус­матривает обязательные учебные занятия со спортивной направлен­ностью с каждым студентом, также возникает проблема выбора.
    продолжение
--PAGE_BREAK--6. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов


Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта (или систем физических упражнений) у большей части студен­тов не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации.

Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобно… Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к опре­деленному виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А слу­чайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению ак­тивности, а значит, занятия не будут эффективными.

Из далекой древности дошел до нас призыв древнегреческого мыс­лителя Сократа «Познай самого себя!». Поэтому объективная оценка своего физического развития, телосложения, физической подготов­ленности, а также предварительное ознакомление с «возможностями» различных видов спорта необходимы для осознанного и оправданного

выбора вида спорта и упражнений для своего физического совершен­ствования.

При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений:

·        укрепление здоровья, коррекция недостатков физического разви­тия и телосложения;

·        повышение функциональных возможностей организма;

·        психофизическая подготовка к будущей профессиональной дея­тельности и овладение жизненно необходимыми умениями и на­выками;

·        активный отдых;

·        достижение наивысших спортивных результатов.

1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции не­достатков физического развития и телосложения

Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноцен­ное выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотвор­ность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, фи­зическая культура и спорт широко используются для укрепления здо­ровья.

Человеческий организм запрограммирован природой на движение, причем двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни. Специальными исследованиями установленно, что организм физически активных 50—60-летних мужчин обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средства повысить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта. Поэтому массовый спорт, всё его виды, которые связаны с ак­тивной двигательной деятельностью, призваны способствовать нор­мальному функционированию основных систем организма, совершен­ствовать эту деятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепления здоровья.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем. Занятия отдель­ными видами спорта, системами физических упражнений могут спо­собствовать развитию определенных органов и систем организма. С помощью соответствующим образом подобранных физических упраж­нений можно улучшить многие показатели физического развития (массу тела, окружность трудной клетки, жизненную емкость легких).

Коррекция недостатков физического развития и телосложения. Можно объяснять недостатки физического развития и телосложения наследственностью, условиями воспитания, но молодому человеку от этого не легче. Подобные недостатки постоянно портят настроение, и нередко порождают комплекс неполноценности.

Конечно, не все недостатки поддаются исправлению с помощью физических упражнений: труднее всего рост и те особенности телосло­жения, которые связаны с формой основных скелетных костей. Значи­тельно легче — масса тела и отдельные антропометрические показате­ли (окружность бедра, грудной клетки и др.).

Но прежде чем принимать решение о коррекции телосложения, о подборе специальных упражнений или видов спорта, следует сформи­ровать свое твердое представление об идеале. Только после этого следует принимать решение о выборе вида спорта или системы физических упражнений — различные виды спор­та и упражнения по-разному будут способствовать решению вами по­ставленной перед собой задачи.

Не случайно представителей различных видов спорта отличают ха­рактерные антропометрические показатели: у гимнастов — хорошее развитие плечевого пояса и мышц верхних конечностей, мышцы ниж­них конечностей развиты у них относительно слабее; у конькобежцев относительно хорошо развита грудная клетка, мышцы бедра и т.д. (более подробная характеристика отдельных видов спорта будет дана в следующем разделе).

Однако наибольшие возможности, например в избирательной кор­рекции отдельных недостатков телосложения, представляют регуляр­ные занятия атлетической гимнастикой или шейпингом, т.е. теми уп­ражнениями, которые и направлены преимущественно на решение подобных задач.

2) Повышение функциональных возможностей организма

Вузовской программой по учебной дисциплине «Физическая куль­тура» предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каж­дого учебного года) за динамикой физической подготовленности каж­дого студента. С этой целью используются три обязательных простей­ших теста, отражающих уровень развития основных физических ка­честв: скоростно-силовой подготовленности (бег 100 м), силовой под­готовленности «ключевых» групп мышц для мужчин и женщин;

общей выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин). Оцен­ки выполнения этих тестов производятся в очках. Пройдя через тесты в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку состояния силы мышц, общей выносливости

(характеризующей главным образом работоспособность сердечно-со­судистой и дыхательной систем) и отчасти быстроты (отчасти, так как быстрота, как уже указывалось, входит только одной из составляющих в число качеств, определяемых результатом в беге на 100 м). На осно­вании результатов тестирования каждый студент может определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональ­ных возможностей или для акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого физического качества (быстроты, силы, вы­носливости).

Но здесь возникает альтернатива: выбрать тот вид спорта, который поможет «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество, или тот, где наиболее полно может реализоваться уже определившаяся способность к проявлению конкретного качества.

Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно для себя сразу же точно определить мотивацию выбора. В первом случае — оздорови­тельная направленность, разносторонняя физическая подготовка (а заодно и выполнение учебных зачетных нормативов в «отстающем» тесте). При этом следует сознавать, что успехи в избранном виде спор­та, по спортивным меркам и классификации будут заведомо невысоки. Во втором случае возможно достичь значительных спортивных ре­зультатов.

Конечно, выбор за самим студентом, но, думается, что первый ва­риант можно рекомендовать молодым людям со сравнительно низкой общей физической подготовленностью. Второй — для студентов с хо­рошей предварительной общей физической и спортивной подготов­ленностью.

3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для ак­тивного отдыха

Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культу­ра» воспринимает их как активный отдых, как «разрядку» от однооб­разного аудиторного учебного труда. Право студента выбирать различ­ные виды спорта, системы физических упражнений только поддержит его интерес к таким занятиям. А где интерес, там и большая эффектив­ность занятий, польза активного отдыха.

Существенную роль в возникновении и протекании эффекта актив­ного отдыха играют не только особенности предшествующего утомле­ния (умственного, физического, нервно-эмоционального), но и психо­логическая настроенность человека, его эмоциональное состояние и даже темперамент. Так, если человек легко отвлекается от работы, а затем быстро в нее включается, если он общителен с окружающими, эмоционален в спорах, для него предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства; если же он усидчив, сосредоточен в ра­боте и склонен к однородной деятельности без постоянного переклю­чения внимания, если способен в течение продолжительного времени выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длительным бегом,, лыжным спортом, плаванием, велоспортом; а если замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах. Индивидуальные занятия соответствующими видами спорта и систе­мами физических упражнений без отвлекающих факторов в этом слу­чае помогут испытать положительные эмоции, принесут физическое и моральное удовлетворение.

Но все это приемлемо, если мотивацией выбора является активный отдых, и занятия проводятся преимущественно в свободное время.

4) Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и на­выкамитакже предполагают направленный выбор видов спорта, сис­тем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии. Так, если ваша будущая профессия требует по­вышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшей степени развивающие это качество (бег на длинные дис­танции, лыжные гонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с дли­тельным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного ту­ризма и альпинизма необходимо будущим экспедиционным работни­кам; гребля и плавание — гидрологам; верховая езда — ветеринарным врачам и зооинженерам и т.д.

Использование прикладных видов спорта и систем физических уп­ражнений для обеспечения психофизической надежности и безопас­ности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень квали­фикации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональ­ную подготовленность, на Степень владения прикладными двигатель­ными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому чело­веку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы. И хотя из этого мо­лодого человека уже не получится пловец экстра-класса, он достигнет другой цели — заблаговременно подготовит себя к будущей профес­сии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни.

5) Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатовпредполагает попытку совмещения успешной подготов­ки к избранной профессии в вузе с объемной, физически и психологи­чески тяжелой спортивной подготовкой к достижениям высоких ре­зультатов в большом спорте. Выбирая этот путь, молодой человек дол­жен хорошо представить себе и объективно оценить все его плюсы и минусы, сопоставить цели с реальными возможностями, так как в воз­расте 17—19 лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5—8-лет­нюю подготовку в избранном виде спорта и заметен в спортивном мире.

Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему становления личности в большом спорте — от новичка до мастера спорта международного класса. Ныне в каждом виде спорта разрабо­таны основы спортивного отбора молодежи, определены этапы много­летней подготовки к рекордным результатам. Специалистами установ­лены контрольные требования к физическому развитию, к уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки. В соответствии с этими требованиями определяют успешность и своевременность прохождения установлен­ных этапов спортивного пути, который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Морально-естетична культура та спілкування
Реферат Аристандр
Реферат Валютные риски и способы управления ими
Реферат Рецензия на произведение современной русской литературыРоковые яйца Булгакова
Реферат Необоротні активи. Фінансовий аналіз діяльності підприємства
Реферат Накопитель на гибких магнитных дисках
Реферат Benito Juarez Essay Research Paper Benito Juarez
Реферат Предплановый маркетинговый анализ на примере компании Quaker Oats
Реферат Поради молодим викладачам
Реферат История создания балета "Лебединое озеро"
Реферат Историко-культурный и образно-эстетический потенциал Москвы
Реферат Маркетинг, как функциональная зона управленческого обследования
Реферат Программа для поиска в массиве суммы четных чисел
Реферат Статистическое изучение основных фондов 2
Реферат Американская революция и образование США