Воспитание физических качеств методом круговой тренировки
/>/>/>/>/>Физические упражнения относятся к произвольным движениям, в основе которых лежат рефлекторные механизмы. И. М. Сеченов рассматривал произвольные движения как заученные, сознательные и подчиненные воле человека, возникающие под влиянием условий жизни и воспитания. И. П. Павлов указывал, что произвольность этих движений обусловливается суммарной деятельностью коры головного мозга. Без мышечных движений невозможна практическая деятельность человека и, значит, развитие и совершенствование его в процессе воспитания.
В физическом воспитании применение круговой тренировки дает возможность самостоятельно приобретать знания, развивать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки, позволяет добиться высокой работоспособности организма.
В процессе внедрения круговой тренировки преподаватель или тренер дает ученикам конкретную программу действий, контролирует ее выполнение, производит оценку выполненной программы, при необходимости исправляет, уточняет отдельные упражнения или регламентирует действия учеников. Ученики в свою очередь получают задание, осмысливают его, выполняют.Качество их работы оценивается устно или письменно.
При проведении круговой тренировки должны быть определены способ и порядок передачи информации от преподавателя к обучаемым и наоборот. Здесь речь идет осоздании прямой и обратной связи, весьма важном компонентепрограммированного обучения.
Круговая тренировка возможна при наличии определенного места ее проведения, инвентаря, станционных плакатов. Необходима также предварительная подготовка и ознакомление учащихся с новой организационной формой проведения занятий.
В условиях учебного процесса с применением круговой тренировки организм тренируемого вступает в сложные взаимодействия с окружающей средой. Под влиянием внешней и внутренней среды происходит эффективное целенаправленное воздействие на психику и все системы организма в целом. Причем на протяжении всего учебно-тренировочного процесса сохраняется прямая и обратная связь между спортсменом и тренером, учеником и преподавателем.
Образовавшаяся при этом замкнутая система посредством прямой и обратной связи позволяет управлять величиной воздействия за счет изменения объема, интенсивности, длительности и сложности выполняемых упражнений в комплексах круговой тренировки.
С изменением одного или нескольких параметров в регламентации упражнений изменяется величина и направленность тренировочной нагрузки.
В учебном процессе на уроках физического воспитания круговая форма организации занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.
Применение круговой тренировки в начале основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнять работу в большом объеме. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью, органически связаны с профессионально-прикладной и специальной подготовкой. В них должно быть достаточное количество силовых и скоростно-силовых упражнений.
Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике, способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.
Содержание круговой тренировки на игровых уроках составляют игровые станции. В течение урока учащиеся в определенной последовательности переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение, воспитание и совершенствование конкретных физических качеств.
В процессе занятий не только происходит развитие физических качеств, но и совершенствуется техника приемов игры. Применение различных вариантов будет диктоваться такими условиями, как физическая и техническая подготовленность группы и год ее обучения. В специализированные комплексы с игровой направленностью необходимо включать упражнения из основной, атлетической, прикладной и снарядной гимнастики с использованием различного инвентаря. Из легкой атлетики – упражнения по прыжкам, метанию и бегу. Из тяжелой атлетики – упражнения с различными отягощениями.
Предлагаемые упражнения должны подбираться так, чтобы каждое из них воздействовало на отдельные группы мышц и было рассчитано на развитие отдельных физических качеств. Для совершенствования технических приемов спортивных игр используют комплексные упражнения, состоящие из предварительно хорошо изученных игровых элементов.
Соотношение количества станций по воспитанию физических качеств с игровыми станциями, направленными на совершенствование умений и навыков технических элементов или их сочетаний, составляет 3:1. При этом необходимо избегать чрезмерного увлечения техническими элементами, характерными для спортивной тренировки, при подборе специализированных комплексов в игровых уроках.
Комплекс упражнений для уроков по баскетболу
Переходить через упор присев в упор лежа с последующим возвращением в основную стойку.
Ведение баскетбольного мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем за мячом и без него.
Из высокого старта челночный бег с ведением мяча.
Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча.
Бросок мяча по кольцу в прыжке после удара мяча о пол с выполнением двух прыжковых шагов.
Передача двумя руками баскетбольного мяча от груди в стенку и ловля после отскока.
Прыжки через гимнастическую скамейку «змейкой» с последующим повторением задания.
Стоя на месте, вращать гимнастический обруч на поясе.
Прыжки на месте через скакалку, вращая ее вперед.
Комплекс упражнений для уроков по волейболу
Из низкого приседа прыжки с продвижением вперед.
Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками над собой, на месте.
Из основной стойки, не отрывая ног и не сгибая коленей, через упор согнувшись переходить в упор лежа с последующим возвращением в исходное положение.
Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками в стенку на высоте 2-3м.
Темповые прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180* и повторением упражнения.
Нижняя передача волейбольного мяча двумя руками от стенки на уровне головы.
Стоя в 1м от стенки, переход в упор на пальцах о стенку с последующим отталкиванием и переходом в исходное положение.
Партнеры лежат на спине (первый держит за ноги второго). Одновременные наклоны и выпрямление туловища первым партнером, сгибание и разгибание ног вторым.
Прыжки «змейкой» через гимнастическую скамейку с повторением задания.
Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.