СерединаXIX столетия. Привольный, богатый лесами и мастеровым людом край — ВерхнееЗаволжье. Живут здесь в труде и достатке, исповедуя старую веру. Тут немаломужиков, выбившихся в купцы, что зовутся тысячниками.
Одиниз таких богатеев-тысячников Патап Максимыч Чапурин обитает за Волгой в деревнеОсиповка. Дела свои Чапурин ведет по совести, и за то ему ото всех почет иуважение.
Чапуринскаясемья невелика. Жена Аксинья Захаровна да две дочери: старшая,восемнадцатилетняя Настя, отцова любимица, и Прасковья, годом помоложе. Дочеритолько что возвратились в родительский дом из Комаровской обители, гдеигуменьей была мать Манефа, сестра Патапа Максимыча,
Естьу Чапурина еще одна богоданная дочка, воспитанная им сирота Груня, но она ужезамужем за богатым купцом и живет в другой деревне.
Зимнейстуденой порой возвращается Чапурин из удачной деловои поездки, радуетсявстрече с домашними, наделяет их подарками.
Оставшисьпосле ужина наедине с женой, Патап Максимыч объявляет ей, что на днях приедутдорогие гости — богатый купец Снежков с сыном, за которого Чапурин прочитвыдать Настю. Для него этот брак почетен и выгоден.
УТрифона Лохматого трое сыновей и две девки. Самый удачный из детей — старший,красавец и первый искусник по токарному делу, Алексей. Держал Трифон токарню, ивсе бы хорошо, но навалились на мужика несчастья — сначала пожар, а потомневедомые злодеи обокрали дочиста. Пришлось Лохматому двух сыновей в люди назаработки отдавать. Алексей попал к Чапурину.
Чапуринне на шутку полюбил нового работника за скромность, старание и мастеровитость.Собирается он сделать его приказчиком, который всеми остальными распоряжатьсябудет, но намерения своего пока не объявляет.
Наименины Аксиньи Захаровны приезжает мать Манефа в сопровождении двухмолоденьких послушниц. Одна из них, бойкая Фленушка, выпытывает сердечную тайнуподружки — Настя признается ей в любви к Алексею.
Обсуждаяс домашними, как все лучше устроить для приема гостей, Патап Максимычспрашивает Настю, что она думает о замуже-стве, у него уже и женишок для нееприпасен.
Настясначала слезно просит отца не выдавать её за нелюбимого, а получив отказ,заявляет твердо, что в таком случае она примет иночество.
Бойкаяи проворная Фленушка сводит Настю с Алексеем. При первом же свидании Настя«страстно взглянула в очи милому и кинулась на грудь его…».
Проведатьназваных родителей и поздравить Аксинью Захаровну с днем ангела приезжает иАграфена Петровна (Груня).
Приезжаютвсе новые гости, среди которых и Яким Прохорыч Стуколов, давний знакомецЧапурина; он больше четверти века странствовал где-то по свету. Вместе соСтуколовым держится и купец из города Дюков.
Стуколоврассказывает собравшимся о своих скитаниях, намекает на то, что являетсяпосланцем белокриницкого старообрядческого епископа, но здесь занят делами нецерковными. Располагает он сведениями о залежах в заволжских лесах «земляногомасла» (золота) и ищет компаньонов для добычи его.
Разговорэтот слышит Алексей, и у него загораются глаза при помыслах о возможном скоромобогащении.
Завязавшаясябеседа прерывается прибытием отца и сына Снежковых. Старший Снежков держитсяуверенно — он здесь богаче и знатнее всех, — похваляется вольными нравамимосковского купечества. Чапурина и его гостей рассказ этот повергает всмущение.
Настясразу же догадывается о намерениях отца и шепчет Фленушке: «Не быватьсватовству».
Чутьне до полночи пировали гости, наконец разошлись по комнатам, но далеко не всеуснули. Не спит и мать Манефа, потрясенная встречей с человеком, которого онадавно считала погибшим. Был у нее грех в юности, родила она от Стуколова дочку.Скитницы укрыли ребенка, а взамен взяли с грешницы обещание «принять ангельскийобраз иночества». И хотя отец со временем уже соглашался на брак её соСтуколовым, не решилась девица нарушить клятву, данную Господу.
Сгодами прославилась она богомольностью и умением управляться со всемицерковными делами. Девочку же, которая воспитывалась в деревне, мать Манефасебе в послушницы взяла, и никто не ведал, что Фленушка приходится ей роднойдочерью.
ОтказавСнежковым, немало обиженным таким неожиданным поворотом дела, Патап Максимычвозвращается к разговору со Стуколовым о золоте. Странник разъясняет: хотяместные ветлужские прииски даже богаче сибирских, но, чтобы добыть золото,потребуется не менее пятидесяти тысяч. Зато потом обернутся они пятью, если недесятью миллионами.
Чапуриносторожничает, его не устраивает, что половина барышей будет отдана епископуСофронию, владеющему картой россыпей.
Вконце концов они все же договариваются, порешив держать все предприятие втайне. Чапурин решает сам съездить на Ветлугу, на месте разобраться что к чему.
Иовладевают Патапом Максимычем горделивые мечты о будущем богатстве, думает он ио дочери, прикидывает, кто бы мог стать ей достойным мужем. «И попал емуАлексей на ум. Если бы Настя знала да ведала, что промелькнуло в головеродителя, не плакала бы по ночам…»
ВыехалЧапурин на двух санях вместе со Стуколовым и Дюковым. В канун львиного дня, 18февраля, сбились они с пути.
Потомим повезло — натолкнулись на артель лесорубов, которые вывели их на нужноенаправление. Пока ехали, Чапурин расспросил провожатых о здешних местах, невстречается ли где-нибудь золото. Лесник отвечал, что слыхивал о золоте наВетлуге, но где именно оно залегает, ему неведомо. Притворившийся спящимСтуколов прислушивается к разговору, ему этот слух на руку.
Чапуринрешает навести справки у своего доброго знакомца, горного чиновника Колышкина.Стуколов же предлагает сначала заехать к отцу Михаилу, игумену Красноярскогоскита, который тоже участвует в поисках золота, а сам тайно уведомляет игуменао приезде.
Встретилиих в скиту с таким почетом и радушием, что Патап Максимыч сразу проникся расположениемк здоровенному, как из матерого дуба вытесанному, отцу Михаилу.
ОсторожныйЧапурин для верности все же собирается проведать Колышкина. Стуколов с Дюковымвынуждены подменить данный ему фальшивый золотой песок настоящим, дабыспециалист не уличил их в афере. Допытывается странник и о сбыте налаженного вскиту производства фальшивых ассигнаций, а отец Михаил жалуется, что делоопасное и не такое уж прибыльное.
Отставнойгорный чиновник Сергей Андреич Колышкин сразу же объясняет Чапурину, что почтенногокупца вовлекают в аферу. Сообщает он и об их общем знакомом, который, польстясьна баснословную прибыль, связался со сбытом фальшивок и теперь сидит в тюрьме,а деньги те, по слухам, вышли из Красноярского скита.
Сновавстретясь со Стуколовым и Дюковым, Чапурин не подает вида, что раскусил ихзамысел, и дает им три тысячи, с тем чтобы потом поймать мошенников с поличным.В Комаровской обители же мать Манефа вникает во все хозяйственные мелочи,интересуется каждой обитательницей скита. Особое внимание проявляет она к МарьеГавриловне Масляниковой, богатой и еще молодой вдове, живущей здесь по своейволе. Немало вытерпела она горя при старике муже, а теперь обрела в Комароветихую сердечную пристань.
КНасте за время пребывания её в скиту Марья Гавриловна очень привязалась, подочери и отцу благоволила. Патап Максимыч однажды занял у Марьи Гавриловныдвадцать тысяч, а в срок не сумел вернуть, так она согласилась ждать, сколькоему надобно будет.
Черезнесколько дней в скит приезжает доверенный человек Чапу-рина и сокрушенноделится с монахинями своими догадками: Стуколов и Дюков, считает он, Чапуринаподбивают на изготовление фальшивых денег. Услышав это, Манефа падает вобморок. Долгое время, до Пасхи, пролежала она в постели. Фленушкаподговаривает Марью Гавриловну просить Чапурина, чтобы тот отпустил дочерейпогостить в скиту. Марья Гавриловна, и сама соскучившаяся по Насте, охотнопишет письмо Патапу Максимычу.
Ав доме Чапуриных невесело. Хозяйке неможется. Братец её непутный в отсутствиехозяина опять запил. Параша от скуки спит непробудным сном. Настя тоскует поАлексею.
УАлексея свои думы. И хочется ему жениться на Насте, и Чапурина он боится, изолото голову туманит. И уже черная тень пробежала меж ним и Настей, что-топочуяла она и грозит возлюбленному: «Коль заведется у тебя другая — разлучницене жить… Да и тебе не корыстно будет…»
Наконец,на шестой неделе Великого поста, возвратился Чапурин домой. Узнав о болезниМанефы, дает он разрешение дочерям навестить игуменью. Алексея Патап Максимычпосылает в Красноярский скит, чтобы предостеречь отца Михаила насчет темныхстуколовских замыслов. Одновременно Чапурин намекает Алексею, что возлагает нанего большие надежды.
Передотъездом в Комаров Настя, не вытерпев душевной муки, признается матери: «Потерялая себя!.. Нет чести девичьей!.. Понесла я, маменька…»
Ав Комаров приезжает московский начетчик Василий Борисыч, елейный ходок поженской части. От него Манефа случайно узнает, что праведник Стуколов вдобавокко всему и весьма корыстолюбив.
Прибывшийк Манефе с письмом от брата Алексей видится и с Марьей Гавриловной, ивспыхивает меж ними взаимное тяготение. Для молодой вдовы словно воскресла еёпервая любовь, а у Алексея к любовной новизне примешана и корысть — у МарьиГавриловны денег не считано.
Фленушказамечает, что с парнем творится что-то неладное, но думает, что его печалитНастина гордость.
Даи не до других сейчас Фленушке. Манефа предлагает ей серьезно подумать обудущем. Когда не будет Манефы, монахини её любимицу поедом заедят. Не лучше лисейчас принять иночество? Тогда бы Манефа сделала Фленушку своей преемницей.Пока фленушка наотрез отказывается.
Настя,которая с того самого дня, как призналась матери, лежит без памяти, наконецприходит в себя и просит прощения у родителей. Девушка знает, что жить ейосталось недолго, и просит отца простить её «погубителя». До глубины душитронутый Патап Максимыч обещает не чинить зла Алексею.
Так,покаявшись, и преставилась раба Божия Анастасия.
Алексейиз поездки возвратился в тот самый момент, когда похоронная процессия с гробомНасти вышла за околицу села.
ПатапМаксимыч берет с Алексея обет молчания. Алексей сообщает, что в дорогестолкнулся со Стуколовым, Дюковым и отцом Михаилом — их в кандалах в остроггнали.
МарьяГавриловна, после встречи с Алексеем словно бы расцветшая, объявляет Манефе,что решила уйти из обители в город.
Повесне в Заволжье для молодежи начинаются гулянки. В скитах же места гуляньямнет. Здесь в эту пору еще усерднее творят молитвы и службы.
Ана Манефу сваливается новая беда, почище прежних. Из Питера потайным письмомсообщают, что грядет гонение на скиты: иконы опечатывают и отбирают, амонашествующих отправляют по месту рождения.
Игуменьярешает пока держать эти сведения в тайне, дабы купить в городе для скитниц домаподешевле, известив о грядущих событиях лишь самый узкий круг доверенныхматушек. Организовать съезд в Комарове берется Фленушка.
Передтем как расстаться с Алексеем, Чапурин уведомил его, что Марья Гавриловнаприказчика ищет, и он, Чапурин, ей Алексея порекомендовал.
Алексейнаправляется в губернский город и мается там от безделья и неопределенностисвоего положения, а от Марьи Гавриловны никаких известий все нет.
Насороковой день Настиной кончины к Патапу Максимычу на поминки съезжаетсямножество гостей. Среди них и вездесущий Василий Борисыч, успевающий и стихирыраспевать, и расцветшую пышность Параши Чапуриной углядеть.
СмущаетЧапурин московского начетчика своими фривольными речами насчет скитских нравов.
ВасилийБорисыч поразил присутствующих, а Чапурина особенно, своим кругозором и свежимвзглядом на вещи. В Заволжье, говорит он, следует заводить разные промыслы, икто первым здесь будет, тот несметные барыши получит.
Иначинает Чапурин сманивать начетчика к своим торговым занятиям, предлагаетпомочь на первых порах и советом и деньгами. Как ни отказывается ВасилийБорисыч, Чапурин стоит на своем.
Наконецупорный купец почти добивается своего. Обещает ему Василий Борисыч, исполнив зашесть недель все данные ему в Москве поручения, перейти к Чапурину в приказчики.«А сам на уме: «Только б выбраться подобру-поздорову».
МарьяГавриловна стала мрачна и молчалива, спит плохо, тает ровно свеча на огне. Атут еще новая забота: получила она письмо от брата — купил он по её поручениюпароход и спрашивает, кому его передать. А от Алексея ни слуху ни духу… Наконецобъявился. Без слов поняли они друг друга и расстались только на заре. МарьяГавриловна оставляет скит без малейшего сожаления.
ААлексей искусно играет на чувствах Марьи Гавриловны. Она уже и пароход на егоимя записала, хоть они еще не повенчаны. Марья Гавриловна решает сама толькоодно: венчаться они будут в единоверческой церкви (оно и грех, да все покрепчестарообрядческой).
Алексеюэто все равно. Ему главное — на людях покрасоваться. Он теперь оделся франтом,нахватался всяких «мудреных словец», и спеси у него с каждым днем прибавляется.
ЗатейницаФленушка, которой прискучила елейность Василия Борисыча, сводит его с ПарашейЧапуриной. Сладка кажется начетчику новая любовь, но побаивается он гневаЧапурина, да и сама Параша ни словечка не скажет (а обниматься и целоватьсягоразда)… Рад он, что отправился со скитскими монахинями на богомолье кчудесному граду Китежу.
Впестрой толпе богомольцев сталкивается Василий Борисыч с почтенным купцомМарком Данилычем Смолокуровым и его красавицей дочерью Дуней.
Монахиниприглашают щедрого на пожертвования Смолокурова вместе с Дуней погостить вКомарове. Присоединяется к ним и Василий Борисыч, уже позавидовавший на Дунинукрасоту.
Иеще один гость появляется в Комарове — молодой купец Петр СтепановичСамоквасов. Приехал он вроде бы и по делам, но пуще всего не терпится емусвидеться с Фленушкой, которая его третий уж год на веревочке водит.
Иставит она Петру Степанычу условие: прежде чем самим венчаться, пусть поможетон сначала Василья Борисыча с Парашей окрутить. Самоквасов на все согласен,лишь бы улестить свою ненаглядную.
Насталапора съезда матерей из всех скитов. Целый день велись споры и прения на этомсоборе. «Ничем он не кончился, ни по единой статье ничего не решили». Надежды,которые возлагались на московского витию Василья Борисыча, прахом пошли. Нецерковным, а мирским его помыслы заняты.
Какраз в разгар собора прискакал нарочный с вестью, что в ближайшие дни начнетсяразорение скитов. Стали разъезжаться матери по своим скитам, дабы укрыть иконы,книги и что поценнее из скитского имущества от «слуг сатаны».
ВасилийБорисыч принимает предложение Чапурина, который пуще прежнего желает привлечьего к своим делам.
Женщиныи девицы, гостившие в Комарове, собираются своей компанией и в шутку начинаютдопрашивать незамужних, как они с мужем жить собираются. Фленушка, разошедшись,говорит, что она бы обязательно стала мужем помыкать, однако несбыточно это, нестанет она матушку огорчать, не уйдет из скита. Одна Дуня Смолокурова заявила,что выйдет замуж только по любви и будет делить с супругом и радость и горе досамого конца, а в остальном её Господь научит…
РечиДуни слышит оказавшийся под окном светелки Петр Степаныч Самоквасов.
Фленушка,исполняя обещание, данное ею Манефе, порывает с Самоквасовым, но все жетребует, чтобы он исполнил обещание — помог «окрутить уходом» Василья Борисычас Парашей. Молодой купец от своего слова не привык отказываться. Ондоговаривается с попом и ямщиками — для свадьбы все готово.
Заехавшийпо делам в губернский город и посетивший Колышкина Чапурин с удивлением узнает,что его бывший приказчик женился на Марье Гавриловне, стал владельцем дома ипарохода и записался в первую гильдию.
Емувсе это не по сердцу, но делать нечего, надо идти к Марье Гавриловне, проситьоб отсрочке долга. Марья Гавриловна встретила гостя учтиво и приветливо, носообщила, что теперь всеми делами у нее ведает муж, а появившийся вскореАлексей отсрочить долг наотрез отказывается.
ВыручаетЧапурина тот же Колышкин, где-то добывший необходимые двадцать тысяч. Получивденьги, Алексей каждую бумажку на свет рассматривает и заявляет, что процентовпо векселю он по старой памяти взыскивать не станет. Еле сдержался Чапурин.
ПетрСтепаныч свое обещание выполнил: Василья Борисыча с Парашей окрутили как;нельзя лучше. Патап Максимыч простил молодых и приказал свадебные столыготовить. «Во всю ширь разгулялся старый тысячник и на старости лет согрешил —плясать пошел на радостях».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта briefly.ru/