Пересказала Ю. С. Чупринина
Время чтения: ~8 мин
Напостоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из нихутверждает, что «всякого спасенного человека… ангел руководствует», и егосамого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потомукак все случившееся — «дело весьма священное и страшное».
Маркуша, «незначительный человек», рожденный в «старой русской вере», служиткаменщиком в артели Луки Кириллова, самой чудной иконой в которой считаетсяизображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мости три года живет «мирственным» духом и «преизящество богозданной природы»ощущает. Но после того как невежественный и напоминающий «верблуда» Маройизобретает особенный способ разбивать прочнейшие болты, о староверах идетслава. Пимен Иванов, который, в отличие от «настоящих степенных староверов», нечуждается общения с чиновниками, встречается с женой «немаловажного лица», котораяпросит у староверов вымолить ей дочь. Пимен ничего староверам не рассказываетни об этом, ни о последующих поручениях, но все они исполняются.Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и масло», барыня выражает желаниепосмотреть на ангела-хранителя, и Пимену приходится обо всем рассказатьстароверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова, тетка Михайлица, рассказывает, что ночью ангел сошел с иконы. В это время муж барыни, за которого Пимен«молитвует», получает взятку от «жидов», но те его обманывают и еще большеотданного назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов. Староверытаких денег не имеют, и на их жилище нападают жандармы, «запечатывают» иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и сваливают в подвал. Икона сангелом приглядывается архиерею, и её ставят в алтаре. Староверы решаютхранителя подменить — «скрасть и распечатать», а «к исполнению сей решимости»избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока Левонтия.
Междутем по Пимену вдруг «пегота пошла», а на староверов нападает «сугубая тоска», авместе с ней болезнь глаз, излечить которую сможет только икона-хранительница.Такое благочестие трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которомуМаркуша объясняет, что художник из города не сможет точную копию исполнить, представить«тип лица небожительный». И икона та строгановского рисунка, а он сильноотличается от других писаний. А сегодня «высокого вдохновения тип утрачен» и «вновых школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется».«Писание не всякому дано уразуметь, и изображенная небесная слава очень приэтом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзостиперед господом». Сами же староверы молят «христианския кончины живота и доброгоответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими речами настолькорастроганы, что дают Маркуше денег, и он с «среброуздым» Левонтиемотправляется на поиски изографа.
Доходятони до Москвы, «древлего русского общества преславной царицы», но и ею неутешаются, считая, что старина в Москве не на «добротолюбии и благочестии, ана едином упрямстве» зиждится. А мастера в художестве неаккуратны, все другперед другом величаются или, «шайками совокупясь», по трактирам вино пьют исвое художество хвалят «с кичливою надменностию». На Маркушу нападает скука, аЛевонтий боится, что его «соблазн обдержать может», и изъявляет желаниеповидать безгневного старца Памву и понять, какова «благодать» господствующейцеркви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и зайцеведят, Левонтий отвечает своей образованностью. Из Москвы путники идут вСуздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теряются.Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но появившийся из леса небольшойстаричок призывает его встать и ведет путников в свое жилище. Маркуша понимает, что это и есть Памва безгневный.
Памвавыпускает душу из Левонтия, «как голубя из клетки», и отрок умирает. Маркушенельзя обвинить старца: «неодолим сей человек с таким смирением», но он решает, что «если только в церкви два такие человека есть, то мы пропали, ибо сейвесь любовью одушевлен». Когда Маркуша идет по лесу, ему вновь является Памваи говорит: «Ангел в душе живет, но запечатлен, а любовь освободит его».Маркуша бежит от старца и встречает изографа Севастьяна, с которымвозвращается в артель. Чтобы проверить умение изографа, Яков Яковлевич проситего написать икону своей жене, Севастьян узнает, что англичанка молится одетях, и пишет икону такой тонкостью «мелкоспопического» письма, о которойангличане не слыхивали. Но скопировать портрет англичанки в перстеньотказывается, чтобы не «унизить» своего художества.
ЯковЯковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель, чтобы позолотить назапечатленном ангеле ризу и украсить венец. Но архиерей отдает лишь ризу.Севастьян объясняет англичанину, что необходима подлинная икона. Тот сначалаизографа выгоняет, но потом сам вызывается совершить кражу и договаривается, чтобы, пока всенощная у архиерея идет, копию написали, старую икону со старой доскисняли, подделок вставили, и Яков Яковлевич смог её опять на окно поставить, какбудто ничего не бывало. Англичанин берет с собой сильного духом ковача Мароя, чтобытот всю вину на себя взял и «смерть претерпел», если староверы обманут.Договор держится на основе «взаимоверья».
«Акция»проходит успешно, но Севастьян отказывается накладывать печать на копию, иэто приходится сделать англичанке. В это время трогается лед, и, чтобы вовремяпереправиться на другой берег, Лука, под пение старообрядцев, переходит рекупо мостовой цепи. Марой видит над ним свечение и охрану ангелами. На копиииконы исчезает сургуч, и Лука бросается с повинной к архиерею, которыйотвечает, что староверы «со своего ангела печать плутовством свели, а другойсам с себя её снял и тебя сюда привел». Прошенные архиереем староверы «тела икрови Спаса за обеднею приобщаются». А вместе с ними и Маркуша, который послевстречи со старцем Памвой «имеет влечение воедино одушевиться со всею Русью».
Наудивление путников по поводу исчезнувшей печати Маркуша рассказывает, чтопечать англичанки была бумажной и выпала. Против того, что все случилосьобыкновенным манером, староверы не спорят: «все равно, какими путями господьчеловека взыщет, лишь бы взыскал». Маркуша поздравляет всех с Новым годом ипросит прощения Христа ради за себя, невежу.
Список литературы
Всешедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русскаялитература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М.: Олимп: ACT, 1996. —832 с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта briefly.ru/