СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общие представления о национальном характере и особенностях егоформирования
2. Отношение к религии
3. Общество
4. Семья
5. Работа
6. Окружающая среда
7. Личностные особенности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На нашей планетепроживают сотни тысяч разных национальностей: от огромных по своей численностигрупп, рассеянных по всей территории земного шара, до малочисленныхнародностей, некоторые из которых находятся на грани вырождения и тем не менее чтятсвою культуру и оберегают традиции предков. Взаимоотношения между национальнымигруппами редко бывают легкими и однозначными, ведь каждый ее представитель — своего рода результат «смешивания» различных факторов, оставивших свойотпечаток на каждой нации: географическое положение, род занятий, климат, образжизни.
В настоящее время ученыемногих стран изучают психологические особенности различных этносов не толькодля того, чтобы лучше их понимать, но и для того, чтобы использовать это знаниена пользу обществу.
Из знания элементарнойобщей психологии можно сделать вывод о том, что несмотря на высокий уровеньпрофессионализма, в контактах с людьми, а в особенности, в деловых контактахнам никуда не деться от «человеческой», личностной составляющей, она всегдабудет присутствовать на всех возможных уровнях общения. Именно поэтому идеи имировоззрение человека, который нам симпатичен как человек, а не только какпрофессионал, мы всегда примем охотнее и быстрее признаем. Наша способностьоценить человека, понять его стремления, ценности значит очень многое,поскольку от этого зачастую зависит успех всего дела. В условиях глобализации,когда взаимопроникновение культур и иных сфер жизни, прежде всего, конечно,экономической сферы, достигли высокой точки, мы все чаще контактируем синостранными партнерами, забывая нередко при этом, что иностранец отличается отнас по своему восприятию окружающей действительности и по манере вести себя вобществе и во время деловых контактов. Именно поэтому знание основных чертхарактеров разных национальностей жизненно необходимо для достижения тех целей,которые мы поставили перед собой. Если мы будем учитывать те особенности,которые веками формировали характерные черты нации, то сможем не толькодобиться положительных результатов в деловой сфере, но и сформируем о себемнение, как о вежливых, понимающих людях и приятных собеседниках.
1. Общие представления о национальномхарактере и особенностях его формирования
Предположение осуществовании национального характера всегда было более или менее скрытойпосылкой как обыденного сознания, так и социальных наук. Первоначальноописательное понятие «национальный характер» использовалось в литературе опутешествиях с целью осветить образ жизни разных народов. С течением временипонятие эволюционировало: под ним понимали прежде всего темперамент, другиеобращали внимание на личностные черты, третьи – на ценностные ориентации и т.д.И по сей день существуют различные мнения не только о том, что такоенациональный характер, но и существует ли он вообще.
По мнению Т.Г.Стефаненко[1]обосновывая существование такого понятия, как национальный характер, предлагаетвыделить следующие основные черты:
— характер этноса – несумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт,которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительногочисла индивидов;
— недопустимо признаватькакие-либо черты достоянием отдельных этнических общностей: уникальны не самичерты и не их сумма, а структура. К примеру, трудолюбие характерно как дляяпонцев, так и для немцев, разница, однако, состоит в том, что немец трудитсяразмеренно, экономно, рационально, а японцы трудятся самозабвенно, полностьюотдаваясь процессу, с наслаждением.
— познать черты характераможно только в их связи с общей системой ценностей, зависящей от многихфакторов: социально-экономических и географических факторов, от образа жизнилюдей.
В последнее время насмену понятию для обозначения психологических особенностей этнических общностейприходит понятие «ментальность». Многие современные исследователи усматривают внедоформализованности термина «ментальность» достоинство, которое позволяетиспользовать его достаточно широко. Именно ввиду этого чаще всего исследуютментальность этнических общностей, практически сводя ее к национальному характеру,психологи и этнологи по всему миру. В каком-то смысле национальный характер иментальность – термины тождественные и могут в некоторых случаяхрассматриваться как синонимы, но не всегда: в понятии ментальности большеумственного, рационального начала, в то время как в характере –психологического. Национальный характер наполнен культурными или в целомдуховными богатствами. Вместе с тем он подвержен изменениям и в ходе эволюции,и под воздействием культуры, приобретает новые черты и теряя некоторые в то жевремя некоторые из них.
Некоторые исследователиобъясняют формирование такого понятия как «национальный характер» через теснуюсвязь между психологией и культурой на всех этапах становления и развитиячеловеческих общностей – коллективов. Первичные психические переживания людей иих общностей, воплощенные в мифологии, выражали не только их деятельностьобращенную к природе и среде обитания, но и взаимодействие и общение междусобой таких коллективных общностей. Первичные противопоставления «мы» и «они»отражались не только в их сознании как проявления признаков самоидентификации исамоопределения, но оформляли общие переживания страха, дружелюбия,благожелательности или осторожности. И эти переживания не просто поддерживалисьпрактикой коллективного взаимодействия, но и тем, что они медленно проникали вкультуру, формируя таким образом центральную культурную тему – этос культуры.То есть культура не только поддерживает и сохраняет все значимые для народапереживания, но и всей своей мощью передает их новым поколениям[2].Поэтому для понимания сущности национальной психологии весьма плодотворнымиможет быть рассмотрение общих психологических феноменов через призмувнутренних, структурных особенностей, базирующихся на типах культуры.
Кроме того, можно суверенностью говорить о том, что национальная психология возвышается надличностью, она является результатом длительной исторической эволюции, содержитопыт многих поколений, выступает по отношению к человеку как внешняя сила,является социальным фактом, потому что будучи результатом объединенияпсихологических взаимодействий индивидов, синтезом их связи с прошлымипоколениями, имеет другое основание – коллективность, что имеет своимследствием установление общих стандартов поведения, ценностей, норм, действий,которые существуют и вне и независимо от конкретной личности.
Своеобразие национальногохарактера обычно связывают с его главным стержневым свойством, у каждого народаоно свое: у англичан – воля и упорство, у американцев – агрессивность ицелеустремленность, у немцев – педантичность и дисциплинированность и т.д. Длятого, чтобы определить, что именно является стержнем национального характера,необходимо изучить историю народа, его общественный строй, среду обитания,культуру, принципы взаимоотношений между собой и с внешним миром, так как всеэти свойства так или иначе интегрированы в характере индивида.
2. Отношение к религии
У шведов есть пословица,в которой говорится, что шведы рождены свободными, чтобы до самой смертиплатить налоги. Но до недавнего времени – до 1996 года – у них фактически небыло свободы выбора религии: все шведы сразу рождались лютеранами, хотели ониэтого или нет. Те, кто не изменяют установленному лютеранскому ритуалу, покрайней мере четырежды в своей жизни посещают церковь: при крещении,конфирмации, венчании (или венчаниях) и прощании с этим миром.
Чтобы как-то поспевать за временем и за постепенновпадающим в язычество населением, церковь проявляет немало изобретательности.Теперь пасторское благословение можно получить не только во время свадебногообряда, но и перед предстоящим разводом. Этот ритуал принимает форму молитвы опрощении, и расстающимся супругам предоставляется возможность поблагодаритьдруг друга за годы, проведенные вместе.
Творческий подход проявили священнослужители иустановив в популярных стокгольмских ресторанах специальные «молитвенныевазы». Посетители могут складывать в эти стеклянные сосуды заявки намолитвы и свои просьбы к Господу. Эти обращения затем забирают священники избаптистских конгрегаций, члены которых затем передают их по инстанции до самойнебесной канцелярии для последующего исполнения.
Шведская лютеранская церковь подготовила новыйперевод Библии, выпуск которой в свет запланирован к 2000-летию христианства.Проект перевода получил очень хорошие отзывы экспертов за точность иадекватность исходному тексту. Тем не менее, нашлись и критики – феминистки изженской фракции шведской Левой партии выступили с протестом против уклонаВетхого Завета в «воинствующий мужской шовинизм». С их точки зрения,в то время, пока Творец работал над созданием мужчины, женщина уже стояла всторонке и только посмеивалась.
3. Общество
Вомногих отношениях Швеция является бесклассовой страной. Даже сама концепциясоциального класса устарела, поскольку крайне трудно определить классовуюпринадлежность. В целом, принцип равных возможностей имеет сильные позиции вшведском обществе, во многом благодаря долгому доминированиюсоциал-демократической партии в шведской политической жизни. Некоторые дажедумают, что этот принцип распространился настолько, что в какой-то степенипривел к ограничению плюрализма и свободы личности не в правовом, а вличностном плане. Этот принцип как бы утверждает “не думаю, что выпредставляете из себя что-то особенное” и “не думаю, что вы лучше, чем кто-либодругой”!
Принциправноправия проявляется даже в форме обращения к человеку на “вы”, независимоот пола, возраста или социального класса, всегда говорят “вы”- “du”. Раньше в шведском была болеевежливая форма “Ni” (соответствуетнемецкому “Sie”), которая должна былаиспользоваться, например, между незнакомыми людьми или при обращении ребенка ковзрослому. Сегодня это редко используется, и, как правило, только в средепожилых людей. Однако, что эта грамматическая форма по-прежнему употребляется,когда речь идет о нескольких людях.
Шведское общество – это бесклассовое образование,но, чтобы научиться перемещаться по социальной лестнице, нужно обладать хорошейсноровкой и пройти школу изнурительной тренировки.
Титулы и звания в Швеции всегда были и остаются впочете. В постоянном обиходе обращения «господин» или«госпожа», а также должностные ранги – такие, как, скажем,«генеральный директор». Но они важны для шведов в той же мере, как ипросто обозначение рода профессиональных занятий, например, «фабричныйрабочий». Шведские телефонные книги – главный источник информации осоциальном положении людей. Наряду с именами и основными координатами абонентов,справочники указывают титулы и другие дополнительные сведения, и многие готовызаплатить весьма приличные деньги за обозначение отдельной строкой места,которое они занимают в шведском обществе.
Различные классы и социальные группыв повседневной жизни демонстрируют различные привычки и образцы поведения.Например, чем выше на социальной лестнице стоит человек, тем более проявляет онсклонность быть женатым.
Политика превалированияинтересов обычного человека — жителя страны, выработанная за многовековуюисторию Швеции, далеко не всегда благополучную (были и кровавые междоусобицы ивойны и массовый отток шведов в поисках лучшей доли), принесла достойные плоды.Одним из составляющих шведского менталитета является необычайно глубокоеуважение к личности, а также собственное достоинство. Об уровне этогосамоуважения говорят в быту шведов многие вещи. Вот пример. Где-то на проезжейчасти стоит небольшой магазин. Продающиеся фрукты выставлены на специальномприлавке в форме открытого шкафа с ячейками на улице. У такого прилавка — ящикис прорезями для денег. Продавец находится внутри магазина, в помещении.Покупатели, на заходя в магазин и не видя продавца, берут фрукты и деньги заних опускают в ящики. Такую же «систему» мы видели и в музеях, на выставках.Собственное достоинство не стоит тех двух-четырех крон, которые необходимозаплатить, а сознание шведа и мысли не допускает о «халяве», да ещеполученной таким некрасивым способом. Вышеупомянутые четыре кроны — этонемногим меньше пятидесяти американских центов.
Стать богатым в Швеции никогда не было легким делом.Ингмар Бергман находит, что даже миллионеру трудно свести концы с концами приставке подоходного налога в 102 процента.
Богатые до неприличия люди, после уплаты налогов, вглазах небогатых, но весьма далеких от бедности, остаются просто неприличными.Всякое проявление личного богатства в Швеции всегда вызывало скептическуюухмылку, поскольку считается, что любой победитель в конце концов оказываетсяпроигравшим.
По западноевропейскиммеркам у шведов — далеко не самая высокая зарплата: в среднем швед получаетоколо двух с половиной тысяч долларов ежемесячно. Цены в Швеции, согласностатистике, на более чем на 20% превышают цены в странах Европейского союза. Зачашку кофе и булочку вам придется отдать почти пять долларов, обед (весьмаскромный) обойдется вам в 6-8 долларов, за джинсы придется отдать по крайнеймере 80 «баксов». Очень дороги, даже по шведским меркам, спиртныенапитки и сигареты. Бутылка вина стоит от 20 долларов и выше. Пачка сигарет — всреднем 5 долларов.
Все эти«ужасы», однако, как мне самой показалось, вовсе не вызывают у шведовсиндрома всеобщего уныния. И оказалось, что есть отчего. В стране действуетвсеобщее медицинское страхование, а также страхование от безработицы. Государствомобеспечивается от 30 до 100 процентов расходов на медицинское обслуживание илекарства. Страховка покрывает 50 процентов расходов на лекарства, стоящие от400 до 1200 крон в год, 75 процентов — на лекарства стоимостью 1200-2800 крон и100 процентов, если стоимость лекарств превышает 3800 крон. Системапрофсоюзного страхования дает право потерявшему работу в течение 300 днейполучать 80 процентов от своего предыдущего дохода.
В Швеции развита системасоциальных льгот, предоставляющая различные права и возможности при рожденииребенка. Среднее и высшее образование в стране — бесплатно, студенты получаютстипендию. Большую роль во внутренней политике Швеции играют профсоюзы,отстаивающие права и позволяющие пользоваться различными льготными возможностямисвоим участникам. Кроме того, как свидетельствует статистика, в среднем начеловека в Швеции приходится 47 квадратных метров жилья, а это один из самыхвысоких показателей во всем мире.
Говорят, что для многихшведских сел типично не запирать дверей домов. Шведская культура прочнопрививает людям понятие о том, что продукт чужого труда — это не твой продукт иничто не дает тебе права на его обладание, только возможность купить,приобрести взамен на собственные средства или усилия.
В Швеции стыдно быть в должникаху общества. каждый обязан внести свою лепту в создание всеобщего благополучия.важно не быть обузой другим. пользоваться чем-то бесплатно за счет других,касается ли это денег, вещей или работы, считается сугубо аморальным. сознаниесобственной бесполезности для общества может привести к личной трагедии; потеряработы или трудоспособности глубоко переживается скорее на моральном уровне,нежели на материальном, поскольку государственные пособия по инвалидности ибезработице высоки, как нигде. Если в других странах говорят о долге детейперед родителями и родителей перед детьми, то в Швеции гарантом пожизненнойсоциальной защиты и тех, и других выступает общество. Многие пожилые людиуходят в дома престарелых, чтобы не обременять родственников и быть независимыми.родство не диктует ни обязанностей, ни прав, точно так же, как никогда неслужит базой для возникновения протекций по службе или в учебе.
4. Семья
У иностранца, оказавшегося в Швеции, может сложитьсявпечатление, что эта страна населена двумя совершенно не похожими друг на друганародами: один народ – это мужчины, а другой – женщины. Типичная шведскаяженщина красива, уверена в себе и знает три иностранных языка. Она отличаетсяхорошим вкусом и пока она не замужем, она много путешествует, наслаждаясьприродой посещаемых ею мест и полностью давая волю своей женской природе.Замужество не прекращает ее карьеры и не лишает обладания собственным счетом вбанке.
Средний шведский мужчина считается застенчивым,немногословным, покорным, сентиментальным, принципиальным, надежным – в общем,это тот самый мужчина, который может составить хорошую партию средней шведскойженщине и стать отцом ее 1v4 ребенка (уж такова наука статистика с ее любовью ксредним величинам). Швед – настоящий домашний мастер, который к тому же знает,с какой стороны подойти к детской коляске и как перепеленать своего детеныша.По своей натуре он одиночка, индивидуалист, лучше всего чувствующий себя наработе, на горной лыжне, либо же в загородном или деревенском доме, который он постояннои без устали перестраивает.
Шведских мужчин и женщин объединяет одно общеекачество – это своеобразный диагностический подход к отношениям между ними. Этиотношения подвергаются самому тщательному, до мельчайших деталей анализу,различные стороны их связи сравниваются и изучаются. Вопросы типа: «Кактебе это понравилось?», «Что бы придумать, чтобы в следующий раз этобы прошло у нас лучше?» – считаются вполне естественными. Иностранца такойпочти клинический подход к взаимоотношениям полов может заметно обескуражить,но будет неплохой закалкой для погружения в шведскую среду.
Больших успехов достиглофеминистическое движение: на сегодняшний день женщины Швеции наиболее полно,чем в любой стране мира, вовлечены в трудовую деятельность. Кабинет министровШвеции на 50% состоит из женщин. Даже среди священников они встречаются всечаще. По новому закону о престолонаследии мужчины и женщины в королевской семьеобладают одинаковым правом наследования трона. Женщина играет главную роль вбраке. В Швеции скорее женщины «женятся» на мужчинах, нежелинаоборот. Мужчина наравне с женщиной занимается детьми и домашним хозяйством.Нет ничего необычного в том, если мужчины, присматривая за своими детьми впесочнице, обсуждают рецепт блинчиков. Папы-одиночки становятся все болеераспространенным явлением. Равноправие привело к тому, например, что женщинаможет предъявить мужу обвинение в изнасиловании, если у нее нет желаниявыполнять супружеский долг. Женщины в одиночестве посещают рестораны, кафе,пивные бары и приглашают кавалеров на танец, не оставив мужчинам никакихпривилегий.
Со времен средневековья строгий учет рождений,браков и кончин в Швеции вела от имени светских властей церковь. Посколькукрупные войны обошли территорию Швеции стороной, все консисторские книги хорошосохранились и представляют собой лучший во всем мире образец свода биографий игенеалогических линий. А американские мормоны шведского происхождения былиособенно активны в деле отслеживания своих корней с тем, чтобы обратить в новуюверу даже своих предков.
Половина взрослого населения страны – это одиночки,а живущие вместе пары обычно не состоят в официальном браке. Это отнюдь неотвращает тех, кто придерживается традиционных взглядов, а равно и неисправимыхромантиков, от попыток вступить в законный брак. Те, кто решается на женитьбу,часто появляются на свадебных снимках вместе с детьми, которых они произвели насвет еще до заключения официального союза.
После целого десятилетия достаточно простыхотношений, свадьбы и церковные венчания снова входят в обиход. Ритуал выглядиточень торжественно. Для того, чтобы провести свадебный обряд, молодоженам поройприходится дожидаться своей очереди – в наиболее живописных или модных церквяхвсе расписано надолго вперед. Во время свадебной церемонии – вопреки прежнемуритуалу – ныне невесту к венцу под звуки марша Мендельсона ведет сам жених, ане его будущий тесть.
Жених неизменно одет в черный фрак, а невеста – вбелоснежное платье с подолом, расшитым цветочками. Это разноцветье дополняетсяполевыми цветами, украшающими волосы невесты. Даже в относительно трудныевремена экономических спадов молодожены не останавливаются перед затратами назаказанные по особому дизайну золотые кольца, роскошные приемы и дорогиесвадебные путешествия на весь медовый месяц.
Формула современного шведского брака – это взаимноеуважение плюс независимость супругов. Успешность этой формулы можно оценить поколичеству разводов: более 50 процентов.
Традиционное разделение ролей в семье началоизменяться в 60-е годы, после того, как шведские жены поднялись на борьбу зафинансовую независимость от своих супругов и начали требовать от них зарплатуза работу по дому, уходу за детьми, «бытовое обслуживание» мужа ит.п. Эта «зарплата жены» по-шведски называется hustrulon, буквально –«оплата домоводства». Требования хранительниц шведских домашнихочагов обосновывались тем, что женам шведских мужей приходится выполнятьобязанности кухарки, гувернантки и горничной одновременно (хотя шведские мужья,как говорят, были вполне готовы вести дела с каждой из этих помощниц вотдельности в отведенное для каждой время). Как бы там ни было, движение за«женину зарплату», как выяснилось, сулило определенные выгоды имужьям. Ведь если раньше супруг обычно отдавал жене все свое жалованье, то теперьон должен был расставаться только с двумя третями заработанного. Так чтопресловутый hustrulon на какое-то время стал в шведских семействах обычнойнормой, и это продолжалось до тех пор, пока женщины в Швеции не стали уделятьбольше внимания собственной финансовой независимости и посвящать себясобственной карьере.
Но, увы, дополнительные заработки жен лишь усилилиналоговый пресс на семейные доходы. И тогда возникла идея рассматривать семьюкак корпоративное юридическое лицо для получения налогового освобождения на томосновании, что отношения супругов – это отношения договора взаимного найма, ипока один из них работает круглые сутки, другой обслуживает первого и получаетза это зарплату, подлежащую вычету из налогооблагаемой базы.
По шведским законам послеродовой отпуск продолжается12 месяцев и оплачивается в размере 80 процентов от последней зарплаты. Втечение дополнительных трех месяцев молодая мать получает мизерное пособие израсчета примерно 7-8 долларов в сутки (но, разумеется в кронах). Поскольку, какправило, в Швеции работают оба супруга, то они и решают, кто будет сидеть домаи ухаживать за новорожденным чадом. Вследствие этого шведские мужчины весьмапреуспели в умении вскармливать детей грудью, ловкой смене подгузников ипеленании.
Если за малышом ухаживает мать, и она сочтетвозможным выйти на работу раньше, до истечения отпуска по уходу за ребенком, топраво использовать остаток отпуска остается за ней до достижения сыном илидочерью восьми лет.
Молодая мамаша в какой-нибудь из средиземноморскихстран воспитывает свое дитя, применяя в своей педагогической практикепопеременно шлепки и поцелуи – и то награждает чадо подзатыльниками, то душитего в объятьях. Другое дело в Швеции. Шведские родители абсолютно отвергаютподобную непоследовательность. Кроме того, в Швеции закон запрещает раздаватьдетям оплеухи. Лишенные столь эффективных средств коррекции поведения, шведскиеродители растят своих отпрысков как придется, однако в детских садах, а позднеев школе маленьких дикарей постепенно приручают. И все-таки подростки совсемручными не становятся и сохраняют чрезвычайно независимый характер.
5. Работа
«Шведской моделью» принято называтьспособ, с помощью которого Швеции в течение всего послевоенного периодаудавалось находить компромисс с принципами капиталистического исоциалистического развития общества. В итоге в стране и была создана модельгосударства всеобщего благоденствия. Своим существованием эта модель во многомобязана соблюдению строгого нейтралитета в условиях противостояния Востока иЗапада.
С присущим им и столь ясно выраженным чувствомумеренности, шведам было не трудно ввести в норму своего повседневногообщежития принципы терпимости, компромисса и сотрудничества. Примеров томувеликое множество, начиная от вполне мирного сосуществования предпринимателей ипрофсоюзов до той легкости, с которой управленческие структуры компанийделегируют свои полномочия рабочим. Зарубежные социологи и психологи не устаютудивляться тому, как шведам удается примирить индивидуализм и коллективизм,извлекая при выполнении своей работы максимальную выгоду для себя и не жертвуяпри этом своей приверженностью к служению общему благу.
В других странах долго с недоверием и завистьюприсматривались к шведскому социальному эксперименту, в течение десятилетийкое-кто со злорадством на изготовку ожидал, когда же эта модель все-таки дасттрещину. В 1992 году мир, наконец, с удовлетворением вздохнул: на шведскомрынке недвижимости произошел обвал, банки оказались на грани банкротства, акурс кроны по отношению к доллару снизился на 30 процентов. Кривая безработицырезко поползла вверх, а ее уровень за короткое время превысил 10 процентов.Шведская модель начала терять свою привлекательность. Огромный сверкающийсеверный айсберг, который многие считали путеводным маяком, начал постепеннотаять. Судя по всему, ему уготована участь небольшой переполненной любителямисырой рыбы льдины, болтающейся в безопасных, но все-таки теплых водахЕвропейского Союза.
Шведы заботливо лелеют всебе приверженность основам протестантской трудовой этики. Исключения вследовании этим принципам можно наблюдать только на профсоюзным собраниях иливо время ежегодного пятинедельного отпуска. Другими периодами в жизни шведов,когда они не работают, являются: у мужчин семимесячная служба в армии, а упрекрасной половины шведского населения – 15-месячный отпуск по уходу зановорожденным. Не приходится непосредственно заниматься работой и во времязанятий на каких-нибудь курсах по повышению квалификации или по переподготовке.
В настоящее времяполовину работающего населения Швеции составляют женщины. Среди развитых впромышленном отношении стран Швеция занимает первое место по численностиработающих женщин, что приближает ее к развивающимся странам, где работают всеженщины. Вместе с коллегами-мужчинами шведки активно участвуют в мероприятиях,проводимых в рабочее время и посвященных проблемам улучшения позиций Швеции намировых рынках.
Шведы очень любятустраивать разные совещания и семинары где-нибудь на испанской Ривьере или напаромах, курсирующих между Швецией и Финляндией. Эти мероприятия включают всебя осмотр достопримечательностей и обильные застолья со столь же обильнойвыпивкой. За все это море удовольствий платит компания, которая таким образомвознаграждает своих сотрудников за их прилежный труд.
Работа для каждого шведа — осознанная необходимость.Рабочее время и досуг четко разграничиваются, именно поэтому шведы не заводятдрузей на работе, именно поэтому заниматься на работе личными делами считаетсянеприемлемым. В учреждениях поддерживаются демократических традиций, проявленийиерархии стараются избегать. Каждому дают чувствовать себя равноправным членомтрудового коллектива. Это же подчеркивает узаконенное между шведами обращениена «ты». Каждый трудящийся имеет ежегодный оплачиваемый отпускпродолжительностью чуть более 5 недель. Основную часть отпуска шведы используютлетом, одну неделю оставляют для катания на лыжах зимой. Шведы путешествуют заграницу мало, предпочитают поездки по стране и отдых на собственных курортах.Популярными являются хорошо оборудованные кемпинги и туристические лагеря влесах, горах и на озерах.
В Швеции развиваетсянекий особый тип культуры, который можно было бы назвать«инкубаторной». Отличительными чертами такой культуры являютсясамореализация и атмосфера равенства.
В качестве примера можнопривести организацию трудовых отношений в компаниях «Вольво» и«Сааб». Две эти шведские фирмы – производители знаменитых автомобилей– стали пионерами в так называемой «доковой сборке» машин. Конвейернаясборка заменяется другим методом, при котором рабочие группируются в бригадыполного цикла, собирающие автомобили от начала до конца. Смысл этого способасборки заключается в том, что рабочие Mosyr приобрести опыт смежных профессий,расширить свои практические возможности и навыки. Кроме того, работая вбригаде, они в большей степени соотносят себя с результатом своего труда, а отэтого повышается ответственность, производительность труда и качество работы.Предполагалось, что при этом растет и ощущение удовлетворенности своей работой,и чувство удовольствия от самого процесса создания конечного продукта.
Поработав так нескольколет и выяснив, что бригады работают с разной скоростью, а весь производственныйпроцесс по разным причинам постоянно сбивается с ритма, рабочие в конце концовзапросили пощады, и руководители компаний сочли за благо вернуться к прежнимпоточным сборочным линиям.
Не так давно на заводах«Вольво» опять попытались ввести еще один новый метод организациитруда – так называемый «опорный метод», составленный из лучшихэлементов прежних подходов. Помимо перспектив повышения удовлетворенностиработой, он предполагал и сокращение вдвое всех составляющих производства:числа рабочих, инвестиций, производственных площадей, времени, комплектующих изапасных частей. В итоге этот метод оказался ничем иным, как попыткой зановоизобрести мотоцикл.
За границей бизнесмены, участвующие в различногорода важных совещаниях, обычно исходят из повестки дня, определяющей кругвопросов, подлежащих рассмотрению, и из итоговых протоколов заседаний,фиксирующих принятые решения. Неформальный подход к таким совещаниям,практикуемый в Швеции, им не по душе. Бизнесменам из Швеции, наоборот, кажетсястранным, почему их иностранные коллеги настаивают на формальном принятиирешения после того, как принципиальное соглашение уже достигнуто.
Если американцы непременно хотят, чтобы деловаявстреча завершалась подписанием контракта, а итальянцы предпочитают обсуждатьдетали договора за обедом, чтобы заключить его за десертом, то шведы подходят кэтому иначе. Их чувство умеренности, ощущение достаточности – lagom, заставляетих считать достаточным достижение того момента в переговорах, когда довольночетко очерчиваются контуры оптимального решения. После этого всякое обсуждениепрекращается, разговоры принимают характер болтовни о всякой всячине или мелкихдеталях, а сам договор представляется простой формальностью. К сожалению,только шведы обладают способностью определить в ходе переговоров такую точкудостаточности, «момент истины».
Шведы часто относятся кнамерениям столь же щепетильно, как к договоренностям, почти как к контракту,который нельзя нарушить без согласования сторон. В бизнесе или частныхконтактах дело чести — придерживаться ранее сказанных слов. Не принимаютсяссылки на забывчивость, спешку или плохое настроение. Значение слова настольковысоко, что даже высказанное в гневе оскорбление будет воспринято не какпроходящая эмоция, а как определенное мнение.
Другое качество шведов:склонность к компромиссам, уступчивость, undfallenhet – ведет к тому, что люди,обладающие властными полномочиями, словно не очень хотят свою властьупотребить. Во избежание конфликтов и ради достижения консенсуса руководителипредпочитают передать часть проблем для решения в различных комитетах. Такоепроисходит не только в бизнесе, но и в политике. Когда выясняется, что ихвозмущение расистскими и диктаторскими режимами в отдаленных странах никакоговоздействия на тиранов не оказывает, шведские политики отправляются нателевидение и торжественно заявляют, что настало время для жестких ирешительных действий. Жесткие и решительные действия обычно сводятся кголосованию за осуждение таких режимов в ООН.
6. Окружающая среда
Шведы – самые большие в мире любители природы. Ониготовы распространяться на эту тему сколь угодно долго.
Швеция покрыта бесконечными лесами, в которых шведыв полном семейном составе, воюя с бесчисленными полчищами комаров, собираютягоды и грибы. Любители одиночества отправляются на лодках и байдарках посотням тысяч озер, сохранившихся в своей первозданности, если не обращатьвнимания на химчистку, которой они подверглись в результате пришедших изБритании кислотных дождей. Те, кто любит лыжный спорт, пускаются в походы погорным склонам Лапландии, где тишина столь абсолютна, что путешественник можетслышать самые сокровенные мысли своего спутника. Это явление нередко служит вШвеции смягчающим вину обстоятельством во многих судебных процессах обубийствах.
Доступ к природе имеетбольшое значение для шведов. Даже в самых крупных городах существуют зеленыезоны, где можно побыть наедине с природой. Красный домик с белыми ставнями влесу — типичная шведская мечта. С одной стороны, шведов можно назватьромантиками природы, с другой стороны, на их отношение к природе распространяетсяпристрастие к точным знаниям. С детства они хорошо разбираются в названияхдеревьев и птиц, цветов и грибов. Природа отождествляется со свободнымвременем, с возможностью уйти от кабалы обязанностей, сопутствующих рабочимбудням. Однако право наслаждаться природой влечет за собой обязательства передней. Высокая экологическая сознательность приводит к очевидным результатам:даже в центре Стокгольма можно выловить огромного лосося и пить водопроводнуюводу безо всякой обработки.
Есть у шведов мечта: спасти природу, защитить ее отразрушительного воздействия человека. И если допустить, что шведы вообщеспособны на какую-нибудь страсть, то можно сказать, что осуществлению этойсвоей мечты они отдаются со всей страстью, на какую только способны.
Те журналы, которые раньше публиковали огромныематериалы, посвященные освоению космоса, теперь отдают свои страницыисключительно «ресайклингу», то есть индустриальной переработкевторичного сырья. В академических и промышленных лабораториях ученые ищут способыпревращения отходов сельскохозяйственного производства в материалы для упаковкипищевых продуктов. А один шведский инженер даже изобрел двигатель внутреннегосгорания, который должен работать на выхлопных газах; одна только незадача:должен работать, но не работает. А в мраморных залах парламента депутатыпроизводят гораздо больше макулатуры, чем раньше – они готовят сырье для«ресайклинга».
Но ни в чем шведы не проявили большей озабоченностисохранением природной среды, как в работе над проектом моста через проливЭресунн, отделяющий Швецию от Дании и соединяющий Северное и Балтийское моря.Этот же пролив отделяет Швецию от мировой цивилизации. Идея строительства мостачерез Эресунн так же стара, как и идея строительства туннеля под Ла-Маншем. Допоследнего времени ее не удавалось осуществить из-за нехватки средств. И вот,когда деньги на строительство, наконец, были найдены, проект подвергся резкойкритике из-за экологических соображений. Причиной возникших вокруг проектаспоров стало подозрение в том, что возведение моста нарушит соляной икислородный баланс Балтийского моря. И все-таки к 1 июля 2000 года мост былпостроен, и на его открытии присутствовали король Швеции и королева Дании.
7. Личностныеособенности
Для описания собственного национального характерашведы используют следующие характеристики: молчаливость, закомплексованность,застенчивость, боязнь заводить знакомства, сдержанность в отношениях,завистливость, умеренность во всем, законопослушность. Уже это свидетельствуето том, что шведы не стремятся выставлять себя в слишком положительном свете,поскольку не нуждаются в самоутверждении. Если вы слышите, что швед критикуетсвоих соотечественников или свою страну, ни в коем случае не считайте, что этопозволительно делать и вам. Это привилегия шведов. Чувство национальнойгордости сильно в душе каждого шведа, но выражать его в открытую считаетсянеприличным.
Общей чертой для всех шведов является сумрачноесостояние души, нечто вроде английского сплина, именуемое svarmod. Это чувство,которое можно также назвать глубокой черной меланхолией, является порождениемдолгих морозных зим, высоких налогов и ощущения пребывания где-то на самойобочине цивилизации. Шведы склонны к углубленным размышлениям о смысле жизни,которыми они занимаются серьезно и подолгу, не приходя ни к какимсколько-нибудь удовлетворительным результатам. Это мироощущение делает шведовинтровертами, сосредоточенными на самих себе, переносить которых в обществе –занятие крайне неблагодарное. Когда два шведа встречаются впервые, то создаетсявпечатление, что на самом деле встретились четыре человека – два настоящих, изплоти и крови, и два виртуальных, невидимых субъекта. Это – их тени, стоящиерядом и постоянно подвергающие критике каждое изреченное слово и каждый сделанныйжест. И только когда знакомство состоялось и собеседники попривыкли друг кдругу, эти два их «альтер эго» с недовольным видом удаляются,продолжая укоризненно покачивать головами.
Не удивительно, что шведы при первом с нимисоприкосновении производят впечатление людей замкнутых и холодных. Они стользаняты внутренним диалогом со своим вторым «Я», что им трудно влитьсяв окружающую их компанию. Но стоит им выйти из происходящего в их душевнутреннего борения, как они оказываются способными на проявление нормальныхдружеских чувств и гостеприимства до такой степени, что это граничит снастоящей человеческой теплотой.
Шведы боятся показать свои эмоции, особенно душевныестрадания, окружающим. Они не любятговорить о себе. Но это не снобизм, не остатки аристократизма- так принято вести себя. Для иностранца — наихудшая пытка находиться вшведской гостиной среди людей, не говорящих ничего интересного, быть оглушеннымнаступившей тишиной, знать, что следует что-то сказать, но бояться заговоритьне так как надо. Если швед начнет говорить, его трудно будет остановить, норазговорить шведа почти невозможно. Но вот парадокс: швед, «застегивающий своюдушу на все пуговицы» в разговоре со шведом, гораздо откровеннее рассказывает осебе иностранцу. Жителям небольших шведских городов не свойственнаобщительность русской провинции. Обитатели подъездов почти не знают друг друга.Просто так заходить в гости не принято — каждый сам по себе. Любезная улыбкапри встрече — лучшая и достаточная форма общения. Большая часть шведов необладает ни искусством, ни потребностью задушевного разговора. У них нет такжеумения слушать.
Еще одна общая для всехшведов черта характера называется по-шведски undfallenhet. Это склонностьуступать давлению. И если их предки викинги всегда предпочитали конфронтациюдаже в самых простых и банальных спорах и привыкли подчинять других своей воле,то современные шведы всеми силами стремятся избегать конфликтов. Они считаютуступчивость самой разумной и дальновидной стратегией. И как бы то ни было, ноим удалось в течение почти двух веков не ввязываться в войны и вооруженныестолкновения. При этом они сумели добиться одного из самых высоких в миреуровней жизни. Очень важно знать вежливые формы отказа или отрицания, которыечасто вводят в заблуждение иностранцев. Шведы не любят назойливости,скандальности, агрессивности и всеми способами стремясь избегать конфликтов иобид, используют в зависимости от ситуации разные выражения, обозначающие«нет»: «мм-да», «это, пожалуй, будет сложно»,«может быть», «я попытаюсь», «как сказать».
Вряд ли смогут отвестидушу в общении со шведами и любители поспорить. Выражение «в споре рождаетсяистина» явно не относится к хладнокровным скандинавам. Если швед увидит, что выпридерживаетесь противоположного мнения, он просто перейдет на другую, болеенейтральную тему. Оно и понятно, ведь шведский национальный характер в принципене переносит открытых конфликтов. Там, где русские привычно «выясняютотношения», иногда с криком и руганью, шведы молчат и сдерживаются до последнего,а в крайнем случае прибегают к помощи посредников.
За шведским нежеланием«выяснения отношений» стоит многовековое уважение к личности. Швеция всегдабыла страной свободных людей, где каждый, от крестьянина до дворянина, имелправо на беспристрастный суд. Исторически высокое самоощущение шведов находит внаши дни отражение в т.н. интегритете, праве любого человека нанеприкосновенность его внешнего и внутреннего мира. Если же кто-то переступаетгрань дозволенного, то нарушителю без лишних слов и эмоций бросается«перчатка»: вызов в полицию, сообщение о разводе или приглашение на собраниедомового комитета.
Когда викингам удавалось урвать немножко свободноговремени от своих разбойничьих занятий, они любили посидеть вокруг костра зарогом хмельного меда. Рог передавался воинами из рук в руки. И хотя жажда послевсех трудов была немалой, отхлебывали они из рога мед понемногу – так, чтобырог не опустел прежде, чем каждый из дружинников не выпьет причитающуюся емудолю. Эта товарищеская пирушка с питьем «в растяжку» называлась lagetот, а позднее это выражение сократилось, превратившись в слово lagom. Всовременном шведском языке оно означает «достаточно» (или«довольно», «в меру», «вполне»,«сносно») и стало в настоящее время символом (и даже синонимом) шведскойумеренности.
Это понятие пронизывает всю шведскую жизнь ипомогает шведам сглаживать все острые углы. В экономической сфере умеренностьпомогла шведам найти средний путь между стремлением к экономическому росту игуманизмом, проще говоря, между капитализмом и социализмом. В производствеlagom означает отказ от кича и украшательства в пользу спокойной и сдержаннойэстетики. В социальной сфере тоже царит граничащая с конформизмом умеренность,препятствующая проявлениям всякого индивидуального превосходства, при этомlagom сглаживает контрасты между вызывающим богатством и бедностью, делаяшведов до утомления спокойными и довольными как собой, так и друг другом.Короче говоря, lagom – умеренность и сдержанность – является основой шведскоймодели. Нет-нет, не стоит ассоциировать ее с теми моделями, которые обычноукрашают центральный разворот журнала «Плейбой» своими прекрасноизваянными формами. Шведская модель – это та бесформенная нирвана всеобщегоблагосостояния и однообразного счастья, которую молва называет шведским образомжизни.
Однако lagom означает не только умеренность, оноиспользуется и для выражения похвалы, скрывая ее за вуалью легкого уничиженияили принижения. Если швед говорит о чем-либо «lagom god», «lagomskaplig» («достаточно хороший», «вполне сносный») – тона самом деле это значит, что он полагает данный предмет просто превосходным изамечательным.
Шведытвердо и искренне убеждены в том, что их страна и люди в ней достаточно (lagom)хороши во всех отношениях. Это касается как их образования и изобретательности,так и качества продукции и жизни, производительности труда и промышленности,личной и общественной безопасности. Шведы очень рациональны и изобретательны. Это выражается в томчисле и в мелких деталях. Например, в особом устройстве замков и ключей. Вмногоквартирных домах как правило с наступлением темноты закрывается подъезд, вдвенадцать часов запираются на замок ворота,. Разумеется, на замке также иквартира. Но у каждого жильца есть всего один ключ для всех запертых дверей. Делов том, что часть бороздок — общих на всех ключах — открывает замок ворот; часть- общих для обитателей подъезда — входную дверь; наконец, какие-то бороздки иливыступы — разные для каждого ключа — только замок определенной квартиры.Мелочь, конечно. Но один плоский ключ носить в кармане удобнее, чем звенящуюгромоздкую связку.
Можносказать, что шведский принцип — это прежде всего добротность во всем. Этоусловия максимального удобства для человека, работающего и отдыхающего во всем:от тележек для багажа в аэропорту, управляемых мизинцем (их, кстати, можнооставить в любом месте в аэропорту, даже там, где поймаешь такси), дообщественного туалета у дороги, сияющего чистотой кафеля, зеркал и унитазов, ипри этом бесплатного.
У шведов, в отличие от россиян, всегда были вескиеоснования доверять своим государственным институтам и начальству. Однакопобочным проявлением этого доверия стала, по мнению Софьи Ковалевской,некоторая негибкость шведов. Они с трудом расстаются со своими убеждениями ивнушенными им предрассудками. Русские в этом отношении менее «зашорены»:недоверие и подозрительность к властям у них в крови, поэтому они большерассчитывают на собственный опыт и легко меняют убеждения. Увы, часто страгическими для себя и страны последствиями.
Важными чертами шведского характера являютсяточность, любовь к порядку и планированию, организованность, пунктуальность.Особенно это относится ко времени. Ситуация, когда время встречи оговоренозаранее и не соблюдается, переживается как чрезвычайно возмутительная, или дажекак личное оскорбление. Быть точным означает проявлять уважение к другим. Неприйти вовремя значит выказать пренебрежение. Появление намного раньше времениможет быть истолковано как неуверенность в себе или крайняя заинтересованностьво встрече, что не всегда создает положительное мнение о человеке.
Каждый уважающий себя швед планирует все мероприятияи расходы заранее. ревностное планирование коренится в вере шведов в то, чточеловек может влиять на свое будущее. Шведы больше верят в человеческиевозможности, чем в рок или в судьбу. планирование позволяет организоватьмаксимально активный досуг — идеал современного шведского общества. Тяжелоебремя быть активным во что бы то ни стало заставляет каждого шведа посещатьмногочисленные кружки, курсы, мероприятия, отправляться в походы. Леньсчитается не только пороком, но и грехом, и воспринимается с большимраздражением.
Создавать впечатление чрезвычайной занятости оченьпривлекательно для шведов. Если вы хотите договориться о скорой встрече, приготовьтеськ тому, что она будет отнесена на много времени вперед, не потому, что всепредыдущие дни уже расписаны, просто для того, чтобы выдержать подобающий тон.
Этикет общения должен учитывать также некоторыедругие тонкости восприятия — например, если вам задали вопрос, ответ на негодолжен звучать в первых же словах. Если этого не происходит, внимание шведалегко рассеивается, кроме того, пространное объяснение может вызватьраздражение.
В денежных делах шведы предельно аккуратны ищепетильны и находят в них особое удовольствие. Они дают ровно столько, сколькои берут – ни больше, ни меньше. То, что кому-либо за что-либо причитается, онивозвращают натурой или деньгами – в кронах и эре. Все суммы, которые нужновернуть или возместить, рассчитываются с точностью до второго знака послезапятой, причем третий тоже учитывается, чтобы округление было выполнено точнои строго по правилам.
Предложите Шведу закурить, и он обязательно настоитна том, чтобы вернуть вам стоимость взятой из вашей пачки сигареты. Цены всехсортов сигарет он знает наизусть, делит нужную сумму на 20, по количествусигарет в пачке, рассчитывает цену одной и произносит результат вслух:«Одна крона и 99 с половиной эре». Затем достает кошелек, достает изнего две кроны, вручает их вам и говорит: «Вот, пожалуйста, возьмите.Сдачи не надо».
Если компания шведов отправляется в ресторан, топлата за обед или ужин распределяется между участниками посиделок. Причемплатят они не поровну, а строго каждый за себя, в соответствии с тем, что каждыйзаказывал. Вне зависимости от количества выпитого, участники вечеринкинапрягают память и математические знания и точно высчитывают свои доли наресторанной салфетке.
Иностранцу, которому доведется стать свидетелемподобных сценок из шведской жизни, не следует, однако, спешить с выводами.Шведы отнюдь не патологические скряги. Просто дело в том, что они терпеть немогут быть кому-то чем-нибудь обязанным или чувствовать от кого-либозависимость. Если швед принимает от кого-то подарок, будьте уверены, что онсделает все возможное, чтобы в равной мере ответить дарителю подарком со своейстороны. А если вам окажут какую-нибудь услугу, будьте готовы к тому, что вамсо временем напомнят о ней и нужно будет адекватным образом воздатьдоброжелателю должное.
В расчете на душунаселения выходит, что Швеция расходует на школьное образование больше, чемлюбая другая страна мира. Шведское стремление к знаниям и обучению поистинебезгранично. Оно не может удовлетвориться только школьным образованием иуниверситетским дипломом. Народ толпами посещает всевозможные курсы, на которыхизучает самые невероятные науки. Существуют курсы по искусству разделки мясаили курсы по приобретению навыков обучения во сне. А что касается иммигрантов,то на курсах по изучению шведского языка им даже платят небольшую стипендию.
Заключение
Таким образом, можносделать вывод о том, что основные черты шведского национального характера — меланхоличность, уступчивость, вежливость, глубокое уважение к личности и квнутреннему миру каждого человека – оказывают воздействие на их отношение кокружающему миру и людям, способу их взаимодействия с реальностью. Возможно,если бы то стремление к знаниям и уважение к личности было присуще каждойнации, вооруженных столкновений стало бы меньше.
Список использованной литературы
1. Т.Стефаненко«Этнопсихология», М., 1999.
2. М.О.Мнацаканян«Нации и национализм: социология и психология национальной жизни», М., 2004.
3. Н.Лебедева«Введение в этническую и кросс-культурную психологию», М., 1999.
4. А.Л.Гапоненко«Взаимосвязь темперамента и характера с другими свойствами личности», сайтwww.elitarium.ru.
5. Д.В.Ольшанский«Основы политической психологии», сайт www.elitarium.ru.
6. П.Берлин «Этистранные шведы», М., 2001.