Введение
Этнология – это областьнаучного знания о народах (по-гречески – этносах), населяющих планету Земля.Именно народы создавали и создают культуры, государства и другие важные длячеловечества ценности. Взаимоотношение и сотрудничество между народамиспособствует мирным и добрососедским отношениям между странами, к которымстремится всё человечество.
Народов на Земле тысячи,и все они очень разные – есть среди них такие, которые насчитывают свыше 1 млн.человек, и есть очень малочисленные (меньше одной тысячи человек). Но и те идругие вносят свой вклад в общий фонд развития мировой цивилизации и культуры,все они должны пользоваться вниманием и заслуживать уважения.
Народоведение изучает всенароды, населяющие земной шар. Современное население мира насчитывает уже более6 млрд. человек. Как существа социальные (общественные), люди объединяются вразличные коллективы и сообщества.
Один из самых историческиранних способов объединения людей представляет собой этническая форма общности.Этнические общности или этносы (в качестве синонима можно использовать такжепонятие народы), складываются исторически на определенных территориях ипредставляют собой устойчивые множества людей, объединенными одинаковымиязыками, культурами, а также сознанием того, что входящие в них людипринадлежат к своим общностям и отличаются от других подобных множеств.Характерные черты этносов, их языки, культуры и иные свойства передаются изпоколения в поколение.
Народоведение изучаетразнообразные стороны и проявления жизнедеятельности народов. Для изучения народовпросто необходимо знать, как и когда возникли народы, чем питаются, во чтоодеваются, как воспитывают детей, как взаимодействуют с другими народами, какиеобычаи существуют в тех или иных этнических общностях. Иначе говоря, в центревнимания этнологии находятся такие вопросы, как:
· Возникновениенародов, или этногенез;
· История развитиянародов, или этническая история;
· Характерные чертыматериальной и духовной культуры этносов (поселения, жилища, пища, одежда,украшения, устное народное творчество, народное искусство);
· Обычаи, наряды,верования народов и многое другое.
В современном мире всёбольшее значение приобретает знание о вероятном развитии тех или иных народов вбудущем, растет ценность прогнозов, касающихся межэтнических отношений, особеннов крупных городах.
Целью своей работы яставлю изучить аспекты этнографии как науки. Изучить методы и предметэтнологии, проследить, как развивалась наука, и какие предпосылки послужили дляразвития данной науки. Просмотреть, как развивалась этнография в России.
Глава I. Этнографиякак наука
§1.1 Объект, предметэтнографии, функции и основные методы изучения
Этнология – это наука,изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность,формы их культурной самоорганизации, закономерности коллективной взаимосвязи иповедения, взаимосвязь личности и социальной среды.
Определение науки
Традиционно считается,что присутствие в терминах, обозначающих научную дисциплину, греческого графо(пишу) определяет ее как описательную науку, отличную от тех наук, которыеобозначены через греческое логос (понятие, учение), и поэтому являющихсятеоретическими. По такому значению, что в корне слова данной науки имеет каклогос – этнология, так и графо – этнография, это говорит о том, что наука весьмаинтересна и имеет множество различных подходов к изучению своего объекта, т.е.народа.
Предлагаемое некоторымисоветскими исследователями изменение названия «этнография» на «этнология» либовыделение на основе теоретических аспектов этнографии той же «этнологии» неоправдано и не способствует терминологической ясности, так как под термином «этнография»давно уже понимается не столько «народо (этнос) – описание (графо)», сколько «народоведение»,что практически является русским переводом термина «этнология».[1]
Следует, однако,отметить, что начиная с 1973 г. Даже в названии международных конгрессов слово «этнографический»было заменено на слово «этнологический». Но суть осталась той же.
Этнография каксамостоятельная отрасль знаний возникла почти полтора века тому назад. Стечением времени, если учесть, что этнографические материалы накапливалисьпрактически на протяжении всей письменной истории человечества, происходилинекоторые, а иногда и существенные изменения определения самой этнографическойнауки. Подобное положение не может восприниматься как следствиенеопределенности задач, методов и объектов этнографии, а является всего лишьотражением постоянно и прогрессивно меняющегося уровня этнографических исследований.Такое состояние не уникально; нечто подобное происходит и в точных и вестественных науках.
Если отвлечься отнесколько необычного определения этнографии как одной из общественных наук,данного в 20-х годах советским этнографом Л. Я. Штернбергом, современнаялитература знает два типа определения: энциклопедический (содержащийся визданиях советской энциклопедии) и методический (изложенный в обобщающих иучебных публикациях). В прежних энциклопедических изданиях излагалосьопределение, данное этнографии советским ученым С. П. Толстовым:
«Этнография, историческаянаука, изучающая путем непосредственного наблюдения культурные и бытовыеособенности различных народов мира, исследующая исторические изменения иразвитие этих особенностей, проблемы происхождения (этногенез), расселения(этническая география) и культурно-исторических взаимоотношений народов» [2].
Во втором издании «БольшойСоветской Энциклопедии» в 1957 г. М. Г. Левин так писал об этнографии: «Этнография– отрасль истории, исследующая культурно-бытовые особенности различных народовмира в их историческом развитии, изучающая проблемы происхождения икультурно-исторических взаимоотношений этих народов, восстанавливающая историюих расселения и передвижения».
Как можно видеть,подобное определение мало отличается от определения С. П. Толстова.
В 1976 г. В «Советской исторической энциклопедии» Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев фактически избегаютдавать определение науки, констатируя лишь объект ее исследования, предмет иметод. Они пишут: «Этнография… общественная наука, основным объектом изучениякоторой являются народы – этносы, а также другие типы этнических(этнографических) общностей… Этнография изучает сходство и различия образажизни народов (этнических общностей), их происхождение (этногенез) ирасселение, а также культурно-исторические взаимоотношения. Основной предметэтнографии составляют характерные, традиционные черты повседневной бытовойкультуры народов, образующие в совокупности (вместе с языком) их специфический,этнический облик…
В качестве главныхисточников используются, прежде всего, данные, полученные методомнепосредственного наблюдения современной жизни народов. Сопоставляя материалпрежних свидетельств с современными фактами, этнограф воссоздает картинуисторического развития быта и культуры данного народа или группы народов. Этнографииприсущи комплексный подход к предмету исследования и использование данных,полученных смежными дисциплинами, как гуманитарными, так и естественными, сомногими из которых она тесно связана.
Этнография ставит ирешает весьма различные проблемы, как чисто познавательные, так и практические:одни из них касаются прошлого, другие – современного»[3]. Продолжая характеризовать этнографию, Ю. В. Бромлей и С. А. Токаревизлагают важнейшие проблемы, решаемые этнографами нашей страны. Данноетолкование в значительной степени является расширенным комментарием к прежнемуопределению С. П. Толстова (с тем существенным дополнением, что в него вошлоизучение и исторических этнических общностей, которые нельзя наблюдать «непосредственно»,а судить о которых можно по различного вида письменным и вещевым источникам,элементам традиционной культуры). С другой стороны, как и первое определение,оно носит некоторый административный характер, т. Е. в значительной степенисовпадает с планами научной работы ведущего этнографического центра страны ипосему подвержено любым изменениям в результате изменения самой тематикиисследований.
Видимо, ощущая подобную зависимость, С. А. Токарев в 1968 г. Привел в учебном пособии «Основы этнографии» более обобщенное определение: «Наиболее простоеи в то же время точное определение этнографии:
Этнография – этоисторическая наука, изучающая народы, их быт и культуру», [4]а Ю. В. Бромлей в 1973 г. В книге «Этнос и этнография», обобщающей проблематикусоветской и мировой этнографии, определяет этнографию как «науку об этническихобщностях», добавляя при этом, что «понимание этнографии как науки о народахпредполагает, что основная ее функция – исследование этого своего главногообъекта во всем его многообразии. Так как этносы представляют собойотличающиеся друг от друга динамические системы, этнография прежде всегоисследует сходство и различие между народами, а также изменение их характерныхчерт во времени, т. Е. этнические процессы».[5]
Шло время, и уже втретьем издании БСЭ (1978 г.) Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев дают более краткоеопределение этнографии, правда, фактически повторяя самих себя: «Этнография…общественная наука, изучающая народы – этносы и другие этнические общности, ихэтногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет этнографиисоставляют черты традиционной, повседневной (бытовой) культуры народа,образующие его этнический облик»http://www.ethnos.nw.ru/doc/its01/its01_1.htm- rem_6#rem_6. В советскомЭнциклопедическом словаре 1980 г. Указано: «Этнография, этнология,народоведение – наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира,проблемы происхождения (этногенез), расселение (этнография) икультурно-исторические взаимоотношения народов».[6]
Казалось бы, все ясно, нов учебном пособии «Этнография» под редакцией Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова обэтнографии говорится, что она представляет собой науку, объектом изучениякоторой являются народы мира. Здесь вновь отсутствует как содержательная, так ицелевая установка.
Учитывая сказанное, можнодать следующее определение этнографии как науки: этнография – историческаянаука о происхождении и этнической истории народов, формировании специфическихособенностей их культуры и быта – составных частей мировой цивилизации.
/>Объектисследования. Методология
В толковании этнографиикак науки, предлагаемом Ю. В. Бромлеем и С. А. Токаревым, основным объектомэтнографического исследования являются этносы, что нередко воспринимается каксиноним понятия «народ». Древнегреческий термин «этнос» этимологически означал «народ»,«племя», «стая», «толпа», «группа людей» и т. П. Любопытно отметить, что, какпоказал Ю. К. Поплинский, сами древние греки, различая или отличая самих себя,т. Е. греков от негреков, именно последних именовали этносами. В такомпонимании отражались реальные культурно-бытовые отличия негреков, т. Е. длягреков различных этносов, от самих греков. Эквивалентом термина «этнос» врусском языке обычно считался термин «народ», что имело свое основание хотя быв таком различительном словосочетании, как инородцы или инородческие народы,употреблявшемся для отграничения русских от других народов России. В настоящеевремя, когда термин «этнос» давно вышел из обыденного употребления и стал лишьнаучным термином, а понятие «народ» получило в дополнение к первичномутолкованию определенный социально-политический смысл, прямого совпадения междуэтими понятиями нет.
Современное определениеэтноса как группы людей, связанных единством своего происхождения и общностьюкультуры, включая язык, является практически общепризнанным и в значительноймере восходит к определению, данному еще в 1923 г. С. М. Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единоепроисхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых иосвященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп».[7]
Интерес к объектуэтнографии – этносу, вспыхнувший в советской науке в конце 60-х годов, вызвалострую дискуссию, продолжающуюся до сих пор, относительно сущности этогоявления и соответственно сущности этногенеза и его этапов. С одной стороны(данной точки зрения придерживаются представители этнографической школы), предлагаетсярассматривать этнос как определенную социально-историческую систему, с другой(Л. Н. Гумилев) – как форму существования Homo sapiens, т. Е. природноеявление. С пониманием сущности этноса связаны представления оппонентов обэтногенезе и влиянии на него ландшафта, этнических контактах и т. Д. Неостанавливаясь подробно на всех нюансах дискуссии, важно отметить позитивноезначение экологических аспектов теории Л. Н. Гумилева, его природоведческоекредо. Вместе с тем признание за этносом социально-исторической сущностипозволяет строить перспективу его развития, когда этнос меняет свою структуру –от низшего порядка к высшему.
Исходя из характеристикиэтноса – основного объекта этнографии, правомерным стало употреблениеприлагательного «этнический», «этническое», сопряженного с конституированной вэтнос группой людей, имеющей специфическую культуру. Отсюда частое употреблениев качестве синонима этноса понятия «этническая общность», а как части прежнегоэтноса или этнической общности – «этнографическая группа», которая наряду сэтносом является объектом этнографического исследования. Прилагательное «этнический»в настоящее время широко применяется для определения ответвлений разных научныхдисциплин, изучающих специфические образования или определяемые этносом явления(например, этническая антропология, этническая статистика и картография,этническая история, этническая география, этническая лингвистика, этническаяэкология и т. Д.).
Этнография являетсяисторической наукой, что означает изучение ею этносов в их историческомразвитии на всем временном протяжении истории человечества и во всем ихглобальном многообразии, как в прошлом, так и в настоящем. Таким образом,этнография шире традиционной истории, рассматривающей лишь историю письменныхнародов, так как основным источником традиционной исторической науки являетсяписьменный документ, памятник. Этнография охватывает весь дописьменный периодистории человечества и все бесписьменные народы – этносы. Как и для истории,для этнографии (речь идет, естественно, о марксистской этнографии)методологической основой является марксистско-ленинское, материалистическоепонимание истории и исторических явлений, обусловленных как производством, таки рожденными в процессе его производственными отношениями. Правильныйметодологический подход определил успех советских этнографов в решении самыхсложных и в то же время и самых перспективных проблем этнографии в первуюочередь в области происхождения народов, их этнической истории и современныхэтнических процессов в мире.
Под влияниеммарксистско-ленинского материалистического понимания истории находятся сегоднянекоторые этнографы стран капитализма, развивающихся государств Азии, Африки иЛатинской Америки, хотя в методологии зарубежной этнографии отчасти сохраняютсвою позицию различные идеалистические концепции эволюционистского,функционального и психорасистского направлений.
В зарубежной этнографии вбольшей степени сохраняется деление этнографии на описательную (собственноэтнографию) и теоретическую (этнологию), так же как на этнографию, изучающуюсобственный этнос, так и этнографию, исследующую другие народы – этносы.Последнее достаточно четко прослеживается в немецко-язычных странах, где подтермином «Volkskunde» понимается изучение собственного народа, а под термином «Volkerkunde»изучение зарубежных, главным образом бывших колониальных народов.
Для стран Западной Европыи Америки (Англия, Франция, США, Канада и др.) характерно включение этнографиив общую систему науки о человеке – антропологию, которая определяется каксостоящая из предыстории, физической антропологии, социальной антропологии,этнологии, фольклора, лингвистики и археологии. Здесь обычному понятию «этнография»соответствуют две дисциплины – этнология и социальная антропология.
Основные составные этнографическогоисследования
В этнографическомисследовании можно выделить следующие основные разделы: этногенез и этническаяистория, основные занятия и социальная организация, материальная и духовнаякультура. Особым разделом является изучение семьи и семейно-брачных отношений.
Этногенез и этническая история дают возможность решить вопрос о происхождениисамого этноса, изменениях этнических общностей, проследить процессы ирезультаты межэтнических отношений. Основные занятия и социальная организацияотвечают на вопрос о характере производства этноса и особенностях, возникающихна его основе, производственных отношении и различных общественных структур.Материальная культура в своем традиционном воплощении – орудия труда, пища,поселения, жилища, одежда и украшения – отражает как этническо-специфическое,так и общее, связанное со сходными типами производства и условиямифизико-географической среды. Сфера духовной культуры, выражающаяся в народныхзнаниях об окружающей природе и обществе, в обрядах и обычаях, народномтворчестве и праздниках, в верованиях, дает ценнейший материал для выявлениясозданного конкретным этносом и отличного от других, а также для определениярезультатов исторических этнических контактов и взаимного обогащения культур.Исследования составных этнографии осуществляется на фоне определения и языковыхособенностей каждого этноса, так как язык – это и средство общения объединенныхв этнос людей, и существенная часть этнической культуры.
Указанные составные в большей своей части связаны с одним из видовпроизводства, а именно с производством средств существования; проблемы семьи исемейных отношений в свою очередь определяют другой вид производства –производство себе подобных, т. Е. самого человека. Очевидна неразрывная связьобоих видов производственной деятельности людей на всем протяжении всемирнойистории; так же несомненно, что семья и семейно-брачные отношения, вытекающиеиз второго вида производства, не могут не зависеть от первого; в то же времянесомненна и их относительная самостоятельность, проявляющаяся по-разному вразличные периоды социальной истории. Вспомним в этой связи положение Ф.Энгельса о двух видах производства: «С одной стороны – производство средств кжизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; сдругой производство самого человека, продолжение рода».[8]
Нам известны различные типы семьи и связанных с ними семейно-брачных отношений.Если взять, к примеру, моногамную семью, то она просуществовала на протяжении,по крайней мере, трех формаций рабовладельческой, феодальной икапиталистической, сохранив свое положение особой социально-экономическойструктуры общества. Этот пример подчеркивает важность изучения семьи исемейно-брачных отношений в общей проблематике этнографии.
ВЫВОД:
Этнография ведет изучениеэтнического многообразия мира, а также того, что стало потребностью времени –традиционного природопользования, т. Е. этноэкологии.
Этнология как наукасформировалась в XIX веке. В современной этнологии имеется множественные связисо многими науками, что говорит об обширном предмете изучения и различныхподходах к изучения этноса.
Предметом этнологииявляется:
· Изучение «примитивных» народов;
· XIX XX века «культурные народы», изучение доминирующих рас. «Втораянатура человека»
Современная этнологияэто:
1. описательная иобобщающая наука, которая стремится исследовать общие законы социального икультурного развития человека и человечества;
2. Этнологияпредставляет собой сложную, разветвлённую систему знаний, состоящих изследующих разделов:
а) этническаяантропология (исследует проблемы этногенеза и антропофизического развитиянарода);
б) этническая социология(социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, ихидентичность, формы самоорганизации, типы взаимодействия этнических групп);
в) этническая психология(формирование этнических стереотипов, этнического сознания и идентификации);
г) этническая экономика(этническая деятельность и хозяйственная деятельность этноса);
д) этнодемография(динамика численности населения и демография);
е) этническая география(расселение народов, этнические территории и границы);
ж) этнопедагогика(особенности воспитательного и образовательного процесса у различных народов).
Методы этнологии:
1. Метод полевыхисследований (Включенный метод. Собирание знаний всех сфер этноса народа.Наблюдатель живёт в этносе и делает вывод);
2. Изучениеархеологических материалов. Помогает восстановить и конструировать определенныеэтнические группы;
3. Изучениеписьменных источников;
4. Методсравнительного языкознания;
5. Социологическийметод (письменный опрос, наблюдение, эксперемент);
6. Метод наблюдения.
С помощью этих методов,этнографы изучают различные этносы, тем самым стремятся получить полную, точнуюи разностороннюю картину интересующего их предмета.
§1.2 Причины формированияэтнографии как науки
Донаучный период. Самые ранние этнографическиенаблюдения дошли до нас в памятниках цивилизаций Древнего Востока. Вавилоняне,ассирийцы, древние египтяне оставили после себя изображения на камне людейразного физического облика и в разных одеждах.
Обширной правдивойэтнографической информацией – правда, нередко соседствующей с вымыслами иискажениями – располагал греко-римский мир. Античные авторы – эллин (грек) Геродоти римлянин Корнелий Тацит ставили вопросы о происхождении народов и о родствемежду ними. Представления о народах мира существенно расширились в эпохуВеликих географических открытий (конец XV середина XVIIвв.). К этому времени относится открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г), открытие морского пути из Европы в Индию вокруг Африки Васко да Гаммой (1497-1499 гг.),подтверждение шарообразности Земли в результате кругосветного плавания Ф.Магеллана (1519-1522 гг.), путешествия русских землепроходцев XVI – XVII вв. Вэту эпоху по мимо Америки европейцы познакомились с прибрежными районамиАфрики, странами Южно и Юго-Восточной Азии. Появилось множество сообщений оплаваниях и путешествиях, содержавших сведения о новых странах и народах, аиногда и обширные этнографические описания.
Открытие новых торговыхпутей и стран, захват новых земель положили начало эпохи колониализма.Продолжавшаяся и позднее XVIII- XIXвв. – колониальная экспансия сопровождалась пополнением знаний о вновь открытыхземлях и народах, в частности и об индейцах Северной Америки, жителях острововОкеании и побережья Австралии.
Среди новых трудов,написанных в ту пору о разных народах мира, почетное место занимают описаниемногих народов России, созданные русскими учеными.
В конце XVIII первойполовине XIX века в европейских странах возник так же интерес к прошлому своихнародов, особенно к жизни и творчеству крестьянства. В эту эпоху в Европеначинают собирать и публиковать народные сказки, песни, предания. Именно тогдаевропейская и мировая культура обогатились знаменитыми сказками, записанныминемецкими филологами – братьями В. И Я Гримм, русскими народными сказками,собранными А. Н. Афанасьевым. Фольклором пользовался при написании некоторыхсказок (например, сказки «Огниво»), датский писатель Г. – Х. Андерсен; фольклорчувствуется в творчестве А.С. Пушкина. Народные легенды и предания получилиотражения в романах и стихотворениях шотландского писателя Вальтера Скотта идр.
Научный период. Становление науки этнологии.
Однако собственноэтнологическая наука сформировалась как самостоятельная отрасль знания всередине XIX века. К этому времени ряд государств (Великобритания, Франция,Нидерланды, Испания, Португалия) стали крупнейшими колониальными державами.Интерес к изучению различных народов в значительной мере был вызванпрактическими потребностями административного управления и хозяйственнойдеятельности в колониях, а так же необходимостью знать нравы и обычаи народовтех стран, с которыми поддерживались торговые и иные отношения. Известен,например, такой случай, когда по не знанию в один из Китайских портов прибылгруз столовых приборов. Китайцы, которое привыкли во время еды пользоватьсяпалочками, разумеется, не стали покупать ножи и вилки.
Одной из важнейших идей, которыеразвивали первые этнологи, стала идея эволюции культуры, семьи, религии идругих проявлений общественной жизни. Ученые этнологи высказали мысль о том,что развитее культуры и общества на нашей планете подчиняется общим внутреннимзаконам и совершается от простых форм к сложному. Идеи эволюции способствовали распространениюнаучных представлений об обществе и его истории.
К числу наиболее крупныхпредставителей эволюционного направления относятся такие ученые, как англичанинЭ. Тайлор (1832-1917), американец Л. Г. Морган (1818-1881), русские ученые –Н.Н. Миклухо-Моклай (1846-1888), М.М. Ковалевский (1851-1916), Д. Н. Анучин(1843-1923) и др. Главный труд Э. Тейлора «Первобытная культура», приобретшийширокую известность, посвящен развитию преимущественно духовной культурычеловечества, особенно верований.
ВЫВОД:
Этнологическая наука,которую в ряде стран Западной Европы и в США принято называть социальной, иликультурной, антропологией, прошла сложный путь. Её история – это не толькособирание и накопление нового этнологического материала, но и острые споры,борьба научных школ и направлений. Миру стали известны имена новыхисследователей – основателей ряда научных течений. К ним относятся: Б. К.Малиновский, А.Р. Редклифф-Браун, Ф. Боас, К. Леви-Стросс, С.П. Толстов, С.А.Токарев, Ю.В. Бромлей и др.
За время своегосуществования этнология обогатила человечество знаниями о культурномразнообразии мира.
Экспедиционные работы,научные дискуссии по многим вопросам продолжаются и в настоящее время, чтослужит одним из необходимых условий современной науки. В результате этогосоздаются новые теории, помогающие человечеству точнее познать свою историю осовременную жизнь.
§1.3 Развитиеэтнографических знаний в России
Развитие этнологиив дореволюционной России и в СССР. Этнографические сведения о народах Восточной и ЗападнойЕвропы, об их языках и обычаях содержались в древнерусских летописях, «Слове ополку Игореве» и других памятниках.
Возникновениемногонационального Русского государства в XV—XVI вв. привело красширению этнографических знаний. В XVII в. Русские землепроходцы, служилые люди, а за ними крестьяне проникли вСибирь до Азии; сибирские летописи и другие источники содержат сведения осибирских народах. Особенно важны труды С. У. Ремезова, составившегопервый сибирский атлас («Чертежная книга Сибири»), где на картах нанесеныназвания народов, и «Описание о сибирских народах…» (сохранилось в отрывках). В1675 глава русского посольства в Китай Спафарий составил обстоятельное описаниеэтой страны.
К началу XVIII в. Относится одна из первых в миреспециальных этнографических работ — книга Г. И. Новицкого о хантах («Краткоеописание о народе остяцком…»). В XVIIIв. Было организовано несколько больших научных экспедиций, в том числе ВеликаяСеверная экспедиция 1733—1743 гг., в задачи которой входило изучение народовСибири. Программа собирания сведений о сибирских народах была основана на анкете,составленной В. Н. Татищевым, который первым предложил группировать народы породству языка (этот принцип лежит в основе и современной классификации). Г. Ф.Миллер — глава сухопутного отряда экспедиции — написал труд «История Сибири»;участник экспедиции С. П. Крашенинников оставил ценное «Описание землиКамчатки» (1775). Многочисленные материалы по этнологии России далиАкадемические экспедиции 1768—1774 гг.: среди трудов их участников — «Дневныезаписки» И. И. Лепехина, описание остяков и самоедов В. Ф. Зуева,историко-этнографические сведения о монгольских народах П. С. Палласа.Накопленные данные позволили И. И. Георги подготовить 4-томный сводный труд«Описание всех в Российском государстве обитающих народов…» (1776—1780 гг.). Вконце XVIII в. Усилился интерес к этнологиирусских; появились первые публикации русского фольклора (М. Д. Чулков, М. В.Попов и др.).
В начале XIX в. Крупным событием в историирусской этнологии стали кругосветные плавания (И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянскийи др.), во время которых были исследованы архипелаги Тихого океана и быт ихаборигенов. Дальнейшее расширение этнографического кругозора связано сэкспедицией в Бразилию (Г. Лангсдорф), с исследованиями Иакинфа Бичурина вКитае, И. Вениаминова, Ф. П. Врангеля и др. на Алеутских островах и Аляске. ВРоссии по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири М. М. Сперанскогособирались сведения о народных обычаях (1819—1821 гг.).
Уже в первыедесятилетия XIX в. Наметилось размежевание двухглавных направлений в изучении быта (особенно русского): прогрессивного ипросветительского (Ф. Н. Глинка, Н. А. Бестужев), выступавшего заулучшение народного быта, и реакционного, идеализировавшего патриархальный быт,православие (И. М. Снегирев, И. П. Сахаров, А. В. Терещенко, имибыл собран большой этнографический материал).
К 40-м гг.XIX в., благодаря накопленным данным,назрела потребность в оформлении этнологии, как самостоятельной науки; вжурналах появился термин «этнография». В 1845 году по почину передовых русскихинтеллигентов было основано Русское географическое общество (РГО) и при нем —Отделение этнографии, (руководитель К. М. Бэр, затем Н. И. Надеждин).Русская этнология стала развиваться в системе географических наук. Отделениеразослало по всем губерниям программы по этнографическому описанию местностей,деревень, уездов. На основе полученных рукописей (около 2 тыс.) сталпубликоваться «Этнографический сборник» (1853—1864), позже — «Записки РГО поОтделению этнографии».
В 1840—1860-хгг. были организованы экспедиции (РГО, Академии наук и др.) и поездки отдельныхученых по разным областям страны: М. А. Кастрен собрал материал по Э. и языкамнародов Севера и Сибири; А. Ф. Миддендорф исследовал Восточную Сибирь.Участники «Литературной экспедиции» (1856)— писатели и этнографы (А. Ф.Писемский, А. Н. Островский, С. В. Максимов) — публиковали материалы поездок поЕвропейской России. В. В. Радлов изучал (1860—70) тюркские народы Южной Сибирии Средней Азии.
Продуктивнойбыла деятельность собирателей русского фольклора — В. И. Даля, П. В. Киреевского,П. Н. Рыбникова, А. Ф. Гильфердинга, А. Н. Афанасьева и др.Материалы по крестьянскому быту собирали П. С. Ефименко, П. И. Якушкин,И. Г. Пыжов и др.
С середины XIX в. Началась разработка теоретическихоснов этнографии. Представители либерально-буржуазного направления (Надеждин,К. Д. Кавелин) ограничивали задачи этнографии историко-познавательными целями;Кавелин сравнивал народные верования с геологическими пластами. Революционерыдемократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов) видели в этнографиисредство познания современной жизни народа. Н. Г. Чернышевский среди другихисторических дисциплин первое место отводил этнографии, которая давала понятиео «первоначальном виде» современных учреждений. Предвосхищая мысль Моргана идругих эволюционистов, он писал, что «каждое племя, стоящее на одной изступеней развития между самым грубым дикарством и цивилизацией, служитпредставителем одного из тех фазисов исторической жизни, которые были проходимыевропейскими народами в древнейшие времена»
Этиправильные мысли, однако, не получили широкого признания. В русской этнографиираспространилось влияние мифологической школы.
После крестьянскойреформы 1861 года, стала издаваться краеведческая литература, возниклиместные научные и краеведческие общества. Новыми центрами этнографии сталиобщество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московскомуниверситете (ОЛЕАЭ, основано в 1864) и общество археологии, истории и этнографиипри Казанском университете (ОАИЭ, основано в 1878). ОЛЕАЭ была организованаВсероссийская этнографическая выставка (1867), материалы которой были переданыв Румянцевский музей.
Главнымнаправлением этнографии в пореформенную эпоху стало изучение общественного исемейного быта, сельской общины, юридических обычаев — проблем, вставших послеотмены крепостного права. Плодотворно изучалось также народное творчество (С.В. Максимов, П. В. Шейн, Е. Р. Романов, В. Н. Добровольский,П. П. Чубинский и др.). В Сибири большую научно-собирательскую работу велиместные исследователи (Д. Банзаров, Г. Цыбиков) и ссыльные революционеры(И. А. Худяков, В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг и др.).
С 1870-х гг.расширилось изучение зарубежных стран (путешествия Н. М. Пржевальского, Г. Н.Потанина и других по Центральной Азии, И. П. Минаева— в Индию, В. Юнкера— в Африку). Особое место в истории этнографии занимают исследования Н. Н. Миклухо-Маклая,посвятившего всю жизнь антропологическому и этнографическому изучению населенияОкеании.
Главнымтечением в этнографии стал эволюционизм: видные его представители — М. М. Ковалевский,семья Харузиных, Штернберг и Д. Н. Анучин, использовавшийкомплексный метод в исторических исследованиях (данные археологии, этнографии иантропологии). Значительным становилось воздействие марксизма. Его влияниеиспытал Ковалевский, изучивший патриархально-семейную общину как одну из формразложения первобытнообщинного строя (важность этого открытия подчеркнулЭнгельс). Н. И. Зибер в «Очерках первобытной экономической культуры» (1883)проанализировал первобытно-коллективистские производственные отношения.
С конца XIX в., помимо фольклора иобщественно-семейного быта, серьезно стала изучаться материальная культура(поселения, одежда, орудия, промыслы), с чем связано появление и расширениеэтнографических музеев. Усилили научную деятельность крупнейший Музейантропологии и этнографии Румянцевский музей (хранитель этнографических коллекций— Вс. Миллер).
С начала XX в. Значительно возросло числопопулярных изданий, свидетельствующих о демократизации науки. Авторамиобщедоступных книг были Е. И. Водовозова, Д. А. Коропчевский, Я. А. Берлин идр. Появились коллективные издания и популярные серии: «Народы земли» (т. 1—4,1903—11), «Народы России» (1905) и др., многотомное географическое издание«Россия» (под ред. В. П. Семёнова-Тян-Шанского, 1899—1914).
НаканунеОктябрьской революции 1917 г. Общая картина состояния этнографии втеоретическом отношении была пёстрой. Ощущалась необходимость новых методовисследования и обобщений (что особенно подчёркивал А. Н. Максимов).
Октябрьскаяреволюция 1917 г. Создала новые благоприятные условия для развитияэтнографической науки, опиравшейся на гуманистическое и демократическоенаследие дореволюционной этнографии, определяющую роль в послереволюционныхэтнографических исследованиях сыграла тесная их связь с практическими задачамисоветского многонационального государства. Создание национальных областей иокругов, преобразование культуры и быта отсталых народов требовали углублённогоих изучения. С этой целью уже в 1917 г. Была создана Комиссия по изучениюплеменного состава населения России и сопредельных стран, в 1930 г. На её базе — институт по изучению народов СССР. Важное значение имела деятельность Комитетасодействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК (1924—1935 гг.),одним из руководителей которого был Богораз. В 1926 г. Был создан журнал «Этнография» (с 1931 г. — «Советская этнография»). Для координации работ вобласти этнографии и смежных дисциплин в 1933г. Был организован институтантропологии, археологии и этнографии в Ленинграде, в 1937 г. На его основе — Институт этнографии АН СССР.
Впослереволюционной этнографии наметилась тенденция формирования историко-материалистическогоподхода к исследованию первобытного общества и культуры (П. И. Кушнер, В. К.Никольский). В конце 20 — начале 30-х гг. в советской этнографии и большинстведругих гуманитарных наук развернулись дискуссии, призванные преодолеть теоретическиеразногласия и утвердить марксистские принципы. Теоретическую базу научныхисследований советских этнографов составили ленинские работы по национальномувопросу, об общественных укладах и некапиталистическом пути развития отсталыхнародов, о национальной культуре и её классовом содержании.
Этнографическиеработы 30-х гг. основывались на марксистско-ленинской методологии. Вниманиеэтнографов концентрировалось на вопросах общественного строя, различных формахпатриархальных и патриархально-феодальных отношений. Расширилосьсравнительно-историческое изучение первобытнообщинного строя, матриархата,военной демократии и т. Д.
В 50—70-е гг.XX в. Этнографические исследованияразвёртываются как в институте этнографии АН СССР, так и в многочисленных научныхучреждениях, высших учебных заведениях, музеях союзных и автономных республик идр. Наметились два основных направления исследований: проблемы первобытнойистории и историко-этнографическое изучение народов мира.
Важноемировоззренческое значение имеет изучение истории первобытного общества,проводимое этнографами совместно с археологами и антропологами. Введён внаучный оборот обширный материал, свидетельствующий об историческойуниверсальности первобытнообщинного строя, доказано повсеместное распространениедуальной организации. Существенно продвинулось изучение поздних формпервобытнообщинного строя: установлена сложная структура патриархального рода,начата разработка исторических типов большой и малой семьи. В свете данныхсовременная этнография уточнена схема развития семейно-брачных отношенийпервобытности, из которой исключены гипотетически реконструированные Морганомстадии кровнородственной семьи и семьи пуналуа. Были углублены представления повопросам периодизации истории первобытного общества, соотношения рода и общины,характера ранних форм брачных отношений и др. Важное место заняла разработкапроблем этнической истории, которая ведётся советскими этнографами совместно сархеологами и антропологами. Такой комплексный подход позволил существеннопродвинуть изучение конкретных вопросов происхождения народов СССР. Исследуютсяпроблемы происхождения народов Западной Европы, Америки, Азии, Африки,Австралии и Океании. Исследования проблем этнической истории показали, что всесовременные народы сложились из разных этнических компонентов, имеют смешанныйсостав; тем самым опровергаются измышления о «расовой чистоте», «национальнойисключительности» отдельных народов.
Большоевнимание уделяется исследованию материальной культуры — истории поселений,жилища, одежды народов СССР, а также зарубежных стран. Для обобщения всехнакопленных сведений по истории материальной культуры народов СССР создаютсяспециальные историко-этнографические региональные атласы: опубликованы атласыпо народам Сибири (1961) и «Русские» (ч. 1—2, 1967—70).
Значительнорасширилось исследование народного творчества: изобразительного искусства (С.В. Иванов, В. Н. Чернецов, С. И. Вайнштейн и др.), фольклора (П. Г. Богатырев,Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп и др.). Изучаются вопросы истории религии, еёпроисхождения и ранних форм (С. А. Токарев, А. Ф. Анисимов, Б. И. Шаревская идр.).
Значительноеразвитие получили в СССР этнодемографические и этногеографические исследования.Было создано несколько способов сочетания на картах этнических и демографическихпоказателе. Изданы обобщающая карта «Народы мира» и сводный труд «Атлас народовмира» (1964 г.). Наиболее значительный результат этнодемографическихисследований — труд «Численность» и расселение народов мира» (1962 г.), где дана подробная характеристика национального состава населения всех стран, численностьотдельных народов и территория их расселения.
Для пониманияобщих закономерностей развития культуры в целом и складывания её специфическихсвойств у отдельных народов большое значение имеет разработанное советскимиэтнографами (М. Г. Левин, Чебоксаров) учение о хозяйственно-культурных типах.Советские учёные исследуют также проблемы взаимовлияния культур, рольпреемственности и обновления в развития культуры (С. Н. Артановский, Арутюнов,Пименов и др.). Ведётся теоретическая работа по установлению сущности такихпонятий, как «этнос», «этническая общность», «этнические процессы», по ихтипологии (Ю. В. Бромлей, Токарев, Чебоксаров, Козлов и др.).
ВЫВОД:
Выполняя нетолько познавательные, но и идеологические функции, советская этнография,базирующаяся на марксистско-ленинской методологии, направлена на решениеактуальных мировоззренческих и практически значимых вопросов, способствующихсближению народов СССР.
Научнаяработа в области этнографии проводится специальными научными учреждениями —научно-исследовательскими этнографическими институтами (в СССР — в системе АН —этнографии институт им. Н. Н. Миклухо-Маклая и др.), университетами, музеями (вт. Ч. этнографическимимузеями), существующими в большинствестран этнографическими обществами. Публикация собранных материалов иисследований осуществляется этнографическими журналами и др. специальными изданиями.В 1948 г. Был создан связанный в своей деятельности с ЮНЕСКО Международный союзантропологов и этнографов. Регулярно созываются (с 1934 г.) международные конгрессы.
Глава II. Место и роль этнографиив системе общественных наук
§2.1 Связьэтнографии с научными дисциплинами
Объект исследованияэтнографии — этнос — проявляет себя во всех сферах экономической, социальной икультурной жизни, его производственная деятельность оказывает непосредственноевлияние на окружающую среду и связана с ней. Коль скоро этносы отличаются одинот другого своими культурно-бытовыми особенностями, то эти различия проявляютсяили могут быть выявлены в тех науках, которые изучают самого человека,человеческое общество и воздействие его на природу. Выделение сугубо этническихаспектов из различных научных дисциплин значительно обогащает этнографию, ееисточниковедческую базу, особенно при изучении этногенеза и этнической истории.
О связи этнографии систорией уже говорилось, ее связь с антропологией и археологией также очевидна.Именно тот раздел антропологии, который исследует происхождение рас и ихраспределение в пространстве, изменения физического облика людей в результатеисторико-социальных контактов, антропологического состава этносов, называетсяэтнической (или даже исторической) антропологией. Определение культурно-бытовыхособенностей по археологическим материалам позволяет выделить Древниеэтнические группы и от чисто типологических построений перейти и в археологии кисторико-культурным построениям. Такое направление в археологии в последнеевремя получило название палеоэтнографии (букв — древней этнографии). Данныеэтнической антропологии и палеоэтнографии позволяют исследовать ранние этапы(истоки) этнической истории.
Столь же очевиднатематическая и проблемная связь между этнографией и языкознанием(лингвистикой), литературоведением и фольклористикой, т. Е. с теми научнымидисциплинами, которые отражают наиболее специфические стороны духовной культурынародов, ее богатство, проявляющиеся в лексике устном поэтическом творчестве, вхудожественной ткани литературных произведений. Коль скоро язык, имеющийвнутренние законы развития, непосредственно связан со своим носителем и имеетэтнообразующий характер, в языкознании выделилась особая отрасль —этнолингвистика, рассматривающая проблему происхождения языков и их родственныхи контактных связей в соотношении с этногенезом, с этническими процессами.
В последние годы активноеиспользование методов конкретно-социологических исследований в общественныхнауках выявило наличие определенных социальных закономерностей, являющихсяотражением этнической специфики исследуемой структуры (особенно присоциологическом изучении и сопоставлении крупных одно- и многонациональныхрегионов). Естественным явилось выделение особого направления — этносоциологии.Точно таким же был путь выделения из общей психологии подразделения, изучающеговлияние этнических категорий на психическую деятельность человека ичеловеческих коллективов — этнопсихологию.
География, в недрахкоторой рождалась этнография, в частности русская, и все ее подразделения,изучающие население, его размещение по земной поверхности, влияние наокружающую природу, продолжают сохранять самые тесные связи с этнографией. Ктаким подразделениям относятся демография, статистика и специальные дисциплины— этностатистика и этническая картография, этногеография.
Разделы таких сугубоестественных наук, как ботаника и зоология, исследующие жизнь и развитиекультурных растений и домашних животных, дают любопытный материал дляэтнической истории, так как через окультуривание диких растений, одомашниваниедиких животных и распространение созданных человеком новых видов можнопроследить этнические контакты. Подобные проблемы решают этноботаника иэтнозоология.
ВЫВОД:
Аналогичное выделениеэтнически детерминированных отраслей знаний происходит всюду, где общественныеили естественные науки соприкасаются с этнографией, т. Е. с результатомактивной преобразующей деятельности этносов в социальной и природной сферах.Возникновение пограничных, “стыковых” (на базе различных наук) дисциплин —широко распространенная тенденция современного познания мира.
Заключение
Этнография каксамостоятельная научная дисциплина возникла на базе географической науки вРоссии и ряде других стран или как наука о человеке (как, например, в Англии).Вместе с тем ее данные задолго до выделения этнографии в середине XIX в. Вособую отрасль знаний использовались при исторических исследованиях. Такоеположение давало повод рассматривать этнографию как своего рода вспомогательнуюдисциплину, относящуюся то ли к географии или биологии, то ли к истории. Ксожалению, подобные взгляды не изжиты и по сей день, однако если прежде онимогли быть объяснены еще общей недифференцированностью наук, то сегодня – эторезультат научного невежества или неосведомленности.
Для определенияобщенаучного и социального значения этнографии рассмотрим те проблемы, которыеона способна решать и решает, пользуясь только ей присущими методамиисследования.
Как уже отмечалось,этнография – историческая наука, а объект ее исследования – этнос, возникшийеще на заре человеческой истории. Если оставить за пределами историческогоисследования эпоху первобытного стада и начинать его с первобытнообщинного (илиродового, или доклассового) периода в истории, т. Е. с того периода, когда мыможем более или менее объективно различать и отличать этносы, то окажется, чтоэтнография значительно полнее во временном и пространственном отношении, чемистория, способна дать картину этнических и социальных изменений, пережитыхчеловечеством. Воссоздать историческое прошлое народов Земли – долг иобязанность современной науки. В этом кропотливом труде историку помогаетписьменный источник, а как восстановить бесписьменную историю, или прошлоебесписьменных народов?
Большинство народов не имело письменности, и поэтому их невозможно изучатьтрадиционными методами истории, как нельзя изучать теми же методами самыйбольшой период, прожитый человечеством,- эпоху бесписьменного доклассовогообщества. Традиционная историческая наука, к сожалению, и сегодня вольно илиневольно отгораживается от этих народов и этой эпохи. В такой позиции как бывозрождается характерное для недалекого прошлого деление народов на «исторические»и «неисторические». К последним, как правило, относились все народы, не имеющиеписьменности, а в пору расцвета колониальных империй – и все народы – носителиотличной от европейской культуры.
Вместе с тем историянарода сохраняется не только в письменных данных, но и в его традициях иобычаях, его представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда,пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильныхполях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях, т. Е. вовсем комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других.Только этнографическими методами можно по этим следам восстановить путь,пройденный народами. Очевидно, что в прожитом человечеством миллионолетье, гдеэпоха классового общества, возникшая всего каких-то 7 тыс. лет назад,- ничтожномалая величина, без истории не было и не могло быть ни эпохи, ни этносов.Следовательно, этнографии в создании подлинной всемирной истории отводитсяотнюдь не вспомогательная, а особая роль, что очень важно при изучении самойдлительной прожитой человечеством эпохи – эпохи доклассового общества, чьяэтническая и социальная история стала предметом научной дискуссии в современномученом мире.
Классикимарксизма-ленинизма, опираясь на данные этнографии и смежных с нею наук,придавали особое значение этой эпохе, так как ее научное описаниесвидетельствовало о преходящем характере классово-антагонистическогогосударства, частной собственности и моногамной семьи, объявлявшихся явлениями,извечно присущими человечеству. Современная этнография дает все новые и новыедоказательства тому, что ни антагонистические классы, ни частная собственность,ни моногамная семья как социально-экономическая ячейка, противостоящаяобществу, не являются спутниками человечества во всей его истории, и,следовательно, бесклассовое коммунистическое общество не только может бытьсоздано, но и будет создано как результат неизбежного исторического процесса.
Таким образом, этнографии следует придавать в общей системе исторических науквполне самостоятельное мировоззренческое (методологическое) значение, неограничивая при этом ее общенаучную роль.
Изучая этносы во всейсовокупности, подчеркивая связь этнической истории с социальной, рассматриваяизменения во всех сферах культуры, этнография может давать и дает существенныйматериал для характеристики национально-культурной специфики при исторических,археологических, экономико-географических и других исследованиях отдельныхнародов или стран. В данном случае представители иных наук пользуютсяэтнографическими материалами как дополнительными данными, помогающимираскрывать те или иные историко-археологические, экономико-географические либодругие положения. Таким образом, этнография может выступать в своемтрадиционном значении вспомогательно-исторической дисциплины, хотя подобноеположение для нее не исключительно, так как любая из перечисленных наук может впору активизации совместных исследований играть ту же роль в отношении к другойнауке. Наконец, этнографии свойственно вторгаться в самую гущу современныхполитических проблем на разных континентах Земли, особенно в чрезвычайно оструюпо своим коллизиям и последствиям проблему межнациональных, этническихвзаимоотношений. Знание этнографами объективной этнической истории, закономерностейкультурной интеграции и ассимиляции, аспектов соответствия этническихтерриторий государственным границам вооружают прогрессивные силы всего мира вборьбе против расизма, шовинизма и национализма. Отечественные этнографы спервых дней существования советской власти принимали активное участие восуществлении ленинской национальной политики. Несомненна политическаяактуальность этнографических исследований в настоящее время в области изучениясовременных этнических процессов, преобразования культуры и быта.
Итак, этнография с точкизрения ее общенаучного и социального значения должна рассматриваться как:
1) мировоззренческаянаука, способная решать самостоятельно важные методологические проблемы историичеловечества и отдельных (прежде всего бесписьменных) народов;
2) вспомогательнаядисциплина, дающая особый этнически специфический материал для других наук очеловеке и его обществе;
3) политически актуальнаяотрасль знаний, вооружающая прогрессивные силы в борьбе против расизма,шовинизма и национализма.
То обстоятельство, чтоэтнография первоначально воспринималась как описательная наука, фиксирующаякультурно-бытовые и социальные отличия между народами и прежде всего отличиянеевропейских народов от европейских, породило представление о ней как о науке,изучающей культурно отсталые народы. В таком представлении присутствовалпресловутый принцип европоцентризма, нередко превращающийся в расистскуюконцепцию особой цивилизирующей роли белой европейской расы по отношению ковсем прочим народам и оправдывающий колониализм. Вместе с тем особое внимание,которое уделяет этнография отжившим или отживающим явлениям культурной исоциальной жизни с целью ретроспективного анализа прошлой человеческой истории,воссоздания истории бесписьменных народов, объективно способствует сохранениювзгляда на нее как на науку о пережитках и, следовательно, не имеющую будущего,в котором исчезнут пережитки, и произойдет культурная нивелировка всех этносов.Ошибочность подобного взгляда очевидна по той причине, что и пережитки, иособый интерес к традиционной (чаще всего сельской) жизни высокоразвитыхнародов – лишь часть того общего для этнографии объекта исследования, которымявляется этнос. И в современном мире, и в обозримом будущем даже в условияхграндиозных социальных и научно-технических изменений на Земле сохранятся теособенности, которые отличают один этнос от другого, сохранятся сами этносы,осуществляя прогрессивную тенденцию к интеграции, а следовательно, сохранится,хотя и в измененном виде, потребность их изучения, т. Е. сохранитсянеобходимость этнографической науки.
Список использованнойлитературы:
1. Бромлей, Ю.В.Современные проблемы этнографии [Текст]: этнографическое обозрение /Ю.В.Бромлей — М.: Наука, 1981. — 391 с.
2. Итс, Р.Ф.Введение в этнографию [Текст]:учебное пособие /Р.Ф. Итс. – СПб.: Ленинградск, 1991. – 746 с.
3. Тишков, В.А.Очерки теории и политики этничности в России [Текст]: этнографическое обозрение/В.А. Тишков. — М.: Русский мир, 1997. — 532 с.
4. Токарев, С.А.История зарубежной этнографии [Текст]: учебник для ВУЗов /С.А. Токарев. — М.:Высшая школа, 1978. — 352 с.
5. Томилов, Н.А.Проблемы этнической истории [Текст]: учебное пособие /Н.А. Томилов. – Томск.:Изд-во Томского университета, 1993. — 222 с.
6. Чеснов, Я.В.Лекции по исторической этнологии [Текст]: лекции /Я.В. Чеснов. — М.: Гардарики,1988. — 400 с.
7. Этнография[Текст]: учебник для ВУЗов; под. ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. — М.: Высшаяшкола, 1982. — 320 с.
8. Этнология[Текст]: учебное пособие; под. ред. Е.В. Миськовой, Н.Л. Мехедова, В.В.Пименова. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2006. – 624 с.
9. Этнология. НародыРоссии: история и современное положение [Текст]: /Т.М. Мастюгина, Л.С.Перепелкин. — М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997. — 320 с.
10. Этнология[Текст]: учебник для ВУЗов; под. ред. Г.Е. Маркова, Пименова В.В. — М.: Наука,1994. 384 с.
11. Этносоциология[Текст]: учебное пособие; под. ред. Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижева, В.С.Кондратьева, А.А. Сусоколова. — М.: Наука, 1984. — 256 с.