Институт иностранных языков
Факультет “языки и культуры”
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Семья и семейная обрядность у англичан в XIX веке
Москва, 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕПОЛОЖЕНИЯ О СЕМЬЕ И БРАКЕ В АНГЛИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 Общие сведения об англичанах
1.2Семейно-брачные отношения англичан
1.3Гражданское законоведение
1.4Влияние церкви на характер свадьбы и брачного союза
1.5Брачный возраст
ГЛАВА 2. СЕМЕЙНАЯОБРЯДНОСТЬ
2.1Социальные группы брачующихся, выборы брачного партнера
2.2Взаимоотношения детей и родителей
2.3Обряды
2.4Гадания
2.6Гадания на суженного
2.7Свадьба
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Для всестороннего изучения жизни и быта народов необходимо раскрытиесемейно-брачных отношений, т.к. семья является производственной единицейобщества. “В семье не только удовлетворяются, но отчасти и формируютсяматериальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенныебытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства” [1].
Семья включает и духовные отношения, т.е. правовые отношения, которыескладываются в процессе усвоения культурных достижений общества.
Таким образом, семья является связывающим звеном во взаимоотношенияхмежду индивидуальной и общественной жизнью людей.
Тема моей работы: семья и семейный быт англичан в XIXвеке.
Цель курсовой работы — раскрыть характер семейно-брачных отношений уангличан в XIX веке.
Актуальность темы состоит в том, что по данному вопросу практически нетникаких исследований.
Для раскрытия своей темы мною была использована литература:
Народы мира. Страны Зарубежной Европы. -М., 1966.
Очерки общей этнографии. / Под ред. С.П. Толстова. -М.
Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. / Под ред. Ю.В.Иванова, М.С. Кашуба. -М., 1999.
Народы Зарубежной Европы. Т.2. “Народы центральной и юго-восточнойЕвропы”. А.Г. Харчев.
Семья и брак В СССР. -М., 1964.
Macfarlane A. Family life of Ralph Josselin. Cambridge, 1970.
Жизнь европейских народов. Е.Н. Водовозова. Т. 2. Жители Севера. -Санкт-Петербург,1889.
Cumberland letters, 1711-1784,1912.
Luttrell N.A. Brief Relation of State affairs Oxford, 1857, vol. 6.
К сожалению, ни в одной из этих работ нет полного описания анализаинтересующего нас вопроса, поэтому я поставила перед собой задачу раскрыть иописать семейные отношения и традиции англичан в XIXвеке.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОСЕМЬЕ И БРАКЕ В АНГЛИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ1.1 Общие сведения об англичанах
Англия — страна, входящая в состав Соединенного королевстваВеликобритании и Северной Ирландии. Англия находится в Западной Европе наБританских островах, которые омываются Атлантическим океаном. Англиярасположена в юго-восточной части Британских островов и омывается проливомЛа-Манш или Английским каналом.
Англичане, самоназвание “инглиш”, это основное население Великобритании.Его численность составляет 47720 тыс. человек
Название страны произошло от древне-германского племени англов,населявших эту территорию с V-VIвв. н. э. Англичане относятся в основном к атланто-балтийской расе большой европеоиднойрасе. Говорят на британском варианте английского языка западно-германскойподгруппы германской группы индоевропейской семьи.
Большая часть верующих протестанты — англичане, есть также католики и др.
Как сообщают письменные источники, в первые века нашей эры Британскиеострова заселяли преимущественно кельтские племена, которые были частьюмногочисленного кельтского населения, расселившегося в то время на обширныхпространствах Западной Европы. Большую часть Британии и Шотландии занималибритты.
Некоторое влияние на развитие экономической и культурной жизни Британскихостровов оказало римское государство в I — IV вв. н. э. В начале V века римскиелегионы были выведены из Британии, и на некоторое время кельты восстановилисвою независимость.
С V века началось вторжение на Британские островазападно-германских племен — англов, саксов, фризов и ютов, постепенноассимилировавших. Заметный след в этногенезе английских и шотландских народовоставили племена скандинавов (даны и норвежцы), неоднократно предпринимавшиенабеги на Британию в течении VII — IXвв.
Важной вехой в этнической истории Британских остров было вторжение в 1066 г. норманов из Северной Франции (Нормандия), во главе с нормандским герцогом Вильгельмом,который впоследствии был провозглашен королем Англии под именем Вильгельма I завоевателя.
В течение почти двух столетий после нормандского завоевания в Англиидвуязычие: простой народ говорил на различных диалектах англосаксонского языка,а крупная феодальная знать, королевский двор — по-французски.
Постепенно эти два языка сближались, и на основе старого англосакс-языкапод очень сильным влиянием французского шло формирование — нового, английскогоязыка. В развитии единого английского литературного языка заметную роль сыгралипроизведения выдающегося писателя Джефри Чосера (XVв.), это ярко выражено в сего серии “Кентерберийских рассказов”.
После буржуазной революции 1688 г. Англия встала на капиталистическийпуть развития, исчезли феодальные пережитки и превратилась в буржуазную странус ограниченной властью монарха.
Занимались англичане в основном животноводчеством и земледелием. Наиболеемногочисленными были отдельные фермерские хозяйства.
С развитием мануфактуры Англия к XIX в. превратиласьв промышленную страну. Эти факторы в значительной степени определили всестороны жизни англичан: из быт, материальную и духовную культуру.
1.2 Семейно-брачные отношения англичан
Брак (marriage) — одно из важнейших форм человеческихвзаимоотношений, прошедшая очень сложный и долгий путь развития. Как и всякоеобщественное явление, становление института брака происходило под влияниемгосподствующих у англичан в то или иное время социально-экономическихотношений, и естественно, что брак приобретал ту форму, которая более отвечалаих требованиям.
При исследовании данной проблемы были использованы многообразные похарактеру материалы — от статистических и правовых данных до весьма разнородныхсведений из традиционного бытоописания и фольклористики. Особую группуматериалов составили мемуарные и литературные источники, по которым можновосстановить картину семейной жизни англичан XVI — XIX вв.
Английская буржуазная революция середины XVIIвека расчистила путь для быстрого развития производительных сил Великобритании.Революция утвердила буржуазную поземельную собственность, ускорила образованиеобщеанглийского рынка. Ограбление английского крестьянства, приток богатств изколоний, прибыли полученные от торговли, привели к накоплению капиталов,которые в значительной мере вкладывались в промышленность, что способствовалоускорению капиталистического развития Великобритании. В английской деревнепродолжался так называемый аграрный переворот, который характеризовалсямассовой насильственной экспроприацией крестьянства, сосредоточением земли вруках аристократии и джентри, появлением большого числа капиталистическихфермеров.
В результате аграрного переворота крестьянство в Великобритании во второйполовине XVIII века исчезло как класс. Обезземелениекрестьянства привело к резкому сокращению численности сельского населения вэтой стране.
С 60-х годов XVIII века в Великобритании началсягромкий переворот, который вступил в завершающуюся стадию в 30-40 гг. XIX века. Великобритания все больше превращалась в индустрию“мастерскую мира”. В 50-60 гг. XIX века происходитрасцвет промышленности капитализма. В начале XX векаВеликобритания была одной из самых развитых в экономическом отношении державмира.
Естественно, что с исчезновением крестьянства, как класса, с разрушениемобщинных устоев, с развитием капиталистических отношений и, как следствие того,проникновением новой идеологии во все сферы жизни английского общества, в томчисле в отрасль религиозных верований, разрушались и традиционные старинныесвадебные обряды и обычаи.1.3 Гражданское законоведение
Гражданские законоведы признавали две формы заключения брачного контракта(marriage contract)без церковного оформления брака: der verba de Futuro и der verba de praesenti.
Контракт der verba de Futuro органом устное обещаниежениться в будущем и мог быть расторгнут при обоюдном согласии партнеров. Еслиже партнеры вступили в супружеские отношения, то считалось, что брак должен былобязательно рано или поздно заключен. Для лиц католического вероисповеданияэтот контракт был действителен в первой его части. Из этой формы в последствииразвились как помолвка (engagement, enment,betrothal), так и “отложенный брак” (delayed marriage), функционировавшие наравных в Англии на протяжении XIX века. “Отложенныйбрак” заключался до помолвки. По существу это был ранний этап той же помолвки.При контракте (der verba de praesenti) пара при свидетеляхобменивалась фразами: “Я беру тебя в жены”, и “Я беру тебя в мужья” (ldo take the to my wifa. ldo take the to my husband).
Несмотря на борьбу церкви против остатков старины, в XVIII — XIX вв. вхождение в брачное состояние заключало много форм:письменную, закрепленную юридически; контракт между родными, оговаривавшийфинансовые условия и касавшийся приданного (wedding needs); устные обещания партнеров вприсутствии свидетелей; церковное венчание, при котором публично удостоверялосьобоюдное согласие вступавших в брак и союз получал формальное благословение;секс — осуществление брачных отношений. Все эти формы существовали и какпоследовательные ступени, и обособленно одна от другой. Такая сложная,неупорядоченная картина различных форм заключения брачных союзов создавалавозможность обойти дорогостоящее венчание в церкви.
Наиболее известным местом в Лондоне, куда стекались желавшие заключитьбыстрые и дешевые браки являлись Флит-стрит, где уже в первой половине XVIIIвеке были развешаны доски с рекламным объявлением “Браки заключаются здесь”.Зазывалы приглашали прохожих: “Сэр, не изволите ли зайти и жениться”.Флит-стрит с практикуемой системой брачных лицензий (marriage licence) дала начало знаменитому вбрачном деле XIX века учреждению Докторс Коммонс. Такназывался ряд зданий, принадлежавших начиная с XVIII века корпорации юристов,которые вели семейные, наследственные и другие дела клиентов в уездном суде. Взданиях Докторс Коммонс находилась также канцелярия генерального викария(заменителя лондонского епископа), выдавшего лицензию-свидетельство обосвобождении вступавших в брак от оглашения в церкви. Эта система, действующаядо 1857 г. (в этот год произошло упразднение Д. Кс), характеризовалась всемичертами Флит-стрит и гражданских законодательных органов.
1.4 Влияние церкви на характер свадьбы и брачного союза
В духовной сфере огромное влияние на развитие формы заключения брака (to confront a marriage) у англичан оказал господствующий у них напротяжении веков протестантизм. Будучи одним из важнейших государственных институтов,английская церковь уже в XVI в. прочно захватила в свои руки решение вопросов,связанных с этой областью жизни англичан.
Первоначально, до XVIII века, и католическая и английская церковьрассматривали брачный контракт der verba de praesenti без церковного оформлениябрака, при котором пара при свидетелях обменивалась фразами: “Я беру тебя вжены” и “Я беру тебя в мужья” (ldo fake the to my wife. ldo take the my husband),как окончательное обязательство, которое уже нельзя было нарушить ни при какихобстоятельствах, и признавали эту форму заключения брачного союза такой жедействительной, как и обряд венчания в церкви (marriage ceremony, weffing).
В XVIII в. церковь постановила, что венчание в церкви признаетсянезаконным, если будет доказано, что одним из партнеров до этого был заключенустный контракт (der verba de prasenti) с другим лицом.
Таким образом, она решительно вступила против двоеженства (бигамии),которая из-за многообразия форм заключения брачного союза стало сущим бичем вАнглии XVIII в. В то же время церковь признала также незаконным венчание вцеркви, если при контракте der verba de Futuro до свадьбы партнеры вступилив супружеские отношения. Церковь пыталась искоренить даже воспоминание обобычае “пробного брака”, который к XVI в. трансформировался в одно из выраженийконтракта per verba de Futuro.
До 1754 г. немного более половины населения заключала браки строгосоответственно правилам и каноническим законам, и из них же половина совершалаэто, уже фактически вступив в супружеские отношения.
Созданию подобной ситуации способствовала сама церковь. В XVIII — XIX в. священники, служившие в дистриктах, свободных отвысшего церковного надзора, нередко за гонорар совершали обряд бракосочетания(не задавая никаких вопросов, часто ночью и в местах, отдаленных от проживаниясамих вступавших в брак), несмотря на постановление церковных канонов от 1604 г. Эти каноны оговаривали, что венчание в церкви должно происходить между 8 утра и 12 часами дняпо месту жительства одного из партнеров и после троекратного на протяжении трехнедель оглашения в церкви. Каноны запрещали заключать брак лицам в возрастениже 21 года без согласия родителей или опекунов.
Даже Лондонские церкви, например: церковь св. Джеймса на Панкрасе,специализировалась на таких “быстрых браках”.
Не приходится говорить о твердом определении брака, если церковные канонытолковали одно, а церковные суды совершали другое. С 1754 г. в Англии действовало положение, по которому только венчание в церкви устанавливало полнуюзаконность брачного союза при записи в приходской метрической книге с подписямиобоих партнеров; все браки, заключенные в других местах, называлисьнедействительными; браки лиц в возрасте до 21 года, заключенные без согласияопекунов или родителей, также считались недействительными; сам контроль надсоблюдением постановления был передан от церковных судов к светским.
Таким образом, публичная регистрация брака становилась теперь основнойчастью церемонии, что несколько затрудняло двоеженство. Кто желал заключитьтайный или быстрый брак предпринимали длительное и дорогостоящее путешествие вШотландию в Гретна Грин [2].
Еще один фактор, стоящий на пути свободного заключения брака, являетсявопрос о вероисповедания. Жесткие границы были проведены между католиками ипротестантами. Католикам следовало сочетаться браком с католиками, протестантам- с протестантами. Лица с различными вероисповеданиями редко заключали браки; вэтих случаях даже в XIX в. от них отворачивались иродные, и друзья. Заключение таких браков проходило без церемоний в церкви.
Учитывая главенствующее положение в стране английской церкви,представлявшую государственную религию, католики имели меньше возможностейнайти партнера. Католики нередко прибегали к заключению национально-смешанныхбраков. Чем ниже по своему социальному положению стоял католик, тем легче емубыло найти себе партнера среди лиц своей национальности, поскольку они не толькопредставляли собой большинство среди тех же католиков, но и были в меньшейстепени, чем аристократы и средняя буржуазия, стеснены рамкамисоциально-экономической эндогамии.
Идея социальной и брачной жизни в Англии пережила трансформацию. Впервыеобход от двух обоснований брачной жизни — пресечение прелюбодеяния и порождениязаконных детей — открыто объявил архиепископ Гранмер.
У пуритан “товарищеский брак” (companiate marriage) рассматривается каксвященный контракт с обоюдными обязательствами вступавших в него. “Святоесупружество” (holy marriage) было постоянной темой английскихпротестантов-проповедников; любовь может быть сохранена лишь при строгойумеренности в проявлении чувств. При господстве в стране коммерческого духалюбовь в конечном итого сводилась к финансовой сделке, при которой жених иневеста “покупались” и “продавались” без их согласия. Пуритане выдвинули тезисо том, что эта привязанность, если ее не было у вступающих в брак по волеродителей, может развиться после заключения брачного союза, причем развить еедолжны сами супруги.
1.5 Брачный возраст
В 1604 году был установлен возраст для вступления в брак не ниже 21 годадля жениха и невест. Это постановление церкви шло вразрез с каноническимиправилами западной церкви, по которой возраст вступающих в бракангличан-протестантов для мужчин был 14 лет, для женщин — 12 лет. Браки,заключенные лицами моложе 21 года, признавались “несовершенными” (imperfect) и недействительными на протяжении последующих 7лет. Из подобных браков развилась форма “условного брака” (arranged marriage). Однако установлениевозраста вступления в брак независимо от вышеприведенных постановлений в каждомконкретном случае определялось рядом обстоятельств социально-экономическогохарактера.
Майорат, т.е. наследование по старшинству с одной стороны, и порядоквступления в брак детей по старшинству — с другой (направлен в А. На сохранениехозяйства), оставляли за ранними брачными узами младших сыновей и дочерей [3].Младшие сыновья в подобной ситуации лишь откладывали свою свадьбу нанеопределенный долгий срок для накопления необходимых при вступлении в бракматериальных средств; в отношении дочерей перед семьями стояла задачанепременно выдать их замуж. И если, несмотря на растущее оскуднение в средезажиточных слоев, в конце XVI в. менее 5% дочерей не было выдано замуж, то ужев XVII в. незамужних дочерей, достигших 50 лет, насчитывалось 15%, а в XVIII в.- 25%. В XIX в. этот процент стал еще выше. Например, вг. Личфилд к концу XVII столетия около 10% всех женщин старше 30 лет были ещенезамужем… в середине XIX в. уже насчитывалось 30%.
Наряду с ростом числа незамужних женщин, на протяжении ряда вв.происходил и рост числа мужчин, либо очень поздно вступивших в брак, либовообще оставшихся одинокими. Тенденция повышения процента незамужних женщин инеженатых мужчин и установления возрастного лица вступления в брак с XVI по XIX вв. в Англии взаимосвязаны. В конце XVI в. среднийвозраст вступления в брак дочерей — около 20 лет; на исходе XVII в. и до началаXIX в. он вырос до 22-23 лет у зажиточных слоев, улюдей, менее зажиточных, т.е. у рабочих сельского населения повысился с 24 летв XVI в. до 27 лет к середине XIX в. Всего годом нижебыл возрастной ценз для дочерей йоменов, землевладельцев и владельцев лавок,т.е. представителей мелкой буржуазии.
Средний возраст вступления в брак наследников сквайров был около 21 годав начале XVI в., 22 года — в конце XVI в. и 24-26 лет — в XVII и начале XVIIIвв. В конце XVIII в. и до середины XIX в. он колебалсяв пределах 27-29 лет, оставаясь таким вплоть до конца XIXв.
У лиц, находившихся на более низкой, чем среднезажиточное население,социальные ступени, можно выделить свою модель вступления в брак. Начиная с XVв. возрастной ценз указанной категории лиц рос непрерывно, дойдя в XIX в. в среднем для мужчин — от 26 до 30 лет и для женщин — от 24 до 27 лет. Такой поздний возраст вступления в брак объясняется в первуюочередь социально-экономическими причинами. Так же, как и младшим сыновьямболее или менее зажиточных родителей, лицам из мало или необеспеченной группынаселения следовало накопить достаточно средств в целях приобретения обстановкии жилья для будущей семьи, включая, естественно, и необходимый доход откакого-нибудь занятия, чтобы содержать семью.
В Англии было принято, что новобрачные сразу после свадьбы (wetting) поселялись отдельно от родителей; это требовалодополнительных средств для приобретения жилища для новой семьи.
Поздний возраст вступления в брак был связан также с отсутствием в Англиив рассматриваемый период сложных семей, а следовательно, и обычаясонаследования или выделения наследнику какой-нибудь доли в имуществе при жизнивладельца. Для лиц, занятых в сельском хозяйстве, особенно характерен высокийбрачный возраст. Как и фермеры, на вступление в брак в более позднем возрастеобрекались и лица, обучавшиеся с раннего возраста какому-то ремеслу илиработавшие слугами в богатых домах.
С начала XVII в. до начала XIX в. действовал акто детях бедных родителей, в соответствии с которым их принудительно отдавали вобучение; длившееся от 10 до 24 лет. Тем самым возможность вступить в брак дляних отсрочивалась. В то же время рабочие и крестьяне, занятые в рассеяннойткацкой мануфактуре, заключали ранние браки в целях использования даровоготруда жены и детей и получения приданного(cowry, trousseau — платье, белье, мебель состороны невесты).
Закреплению традиции дифференциации брачного возраста у разных социальныхслоев способствовали различные мероприятия властей. Так, например, местныевласти всячески препятствовали сооружению новых домов на невозделанной земле взакрытых сельских приходах и рассматривали поселившихся лиц как незаконно вселившихся.Кроме того, городские власти не предоставляли новым жильцам право пользованияпривилегиями гражданства данного города.
Одним из факторов, резко повысивший средний брачный возраст женщин до 30лет и мужчин до 38 лет у бедного населения, являлись последствия голода 1848 г.
Непосредственной отсрочной брака было также постановление муниципальногосовета Лондона от 1556 г. (просуществовавшее до середины XIXв.), которое повлияло на выработку закона о совершеннолетии, действующего ипоныне. Муниципальный совет, обеспокоенный ростом бедности и усмотревший однуиз причин этого роста в “сверхбыстрых браках и сверхскоро основанных домашниххозяйствах молодоженов”, устанавливал, что никто, будучи полноправнымгражданином, не может вступить в Лондоне в брак раньше 24 лет. Еще одним изфакторов, способствовавших установлению традиции позднего вступления в брак,было весьма распространенное мнение о вредных для здоровья последствиях раннихбраков.
В начале XIX в. возник другой фактор, обострившийситуацию, девочек рождалось больше, нежели мальчиков. К 1851 году женщин встране было на 65300 человек больше, чем мужчин. Тем самым началась “погоня” замужчинами. В городе функционировали самые настоящие национальные “брачные”ярмарки, где устанавливались собрания, балы и т.п., что способствовалосближению и знакомству молодых людей.
Затруднения на брачном рынке, возникшие в Англии, начиная с XVII в.вызывались еще и постоянным наплывом значительного числа лиц, желавших вступитьв брак во второй, третий раз. Это явление было не только результатомкоммерческой основы брака, но и очень коротким сроком продолжительности каждогобрака.
Продолжительность брака
В Англии средняя продолжительность брака как в неимущих слоях, так исреди жителей колебалась в XVII — XIX вв. от 17 до 20лет.
Таким образом, семья XVIII — XIX вв. была оченьнестабильна, около 50% всех супругов (spouses) жиливместе только год или два после того, как их дети покидали дом. 1/4 всех браковбыли повторными. Многие браки были заключены отцами маленьких детей, чьи женыумерли при родах и которые срочно нуждались в няньке, кухарки и сексуальнойпартнерше. Кроме того, женщины у бедных слоев населения, потерявших своих мужей(husband), не смогли часто найти нового партнера.
Обнищание основной массы населения приводило к “разгрузке” брачногорынка, этот процесс продолжался вплоть до конца XIX в.Это было общество с большим количеством сирот и детей, имевших одного родителя(1/3 детей до 14 лет в XVII — XIX вв.).
Исходя из выше изложенного, можно заключить, что ряд аспектов семейнойжизни у англичан XVI — XIX вв. — заключение позднихбраков и их ранний распад, а также многочисленные повторные бракиспособствовали нарушению выработанной веками брачной традиции и обрядности унаселения. Глубокое расхождение в возрасте вступавших в брак (от 10 лет пристаршинстве мужчин в XVII — XVIII вв., до 4,5 лет в XIXв.) [4]также не способствовало сохранению брачных традиций.
Поздние браки
Заключение поздних браков зависимо от эндогамии, проявляемой всоциально-экономической, профессиональной — бытовой и локальной сферах.Большинство браков заключалось между выходцами из семей со схожимиэкономическими ресурсами. Так, например, в XVII в. 9% заключенных в Ланкаширебраков джентри были внутри только этого круга. В Кенте с XVII в. до середины XIX в. более 2/3 джентри и земледельцев женились на девушкахсвоего круга. У ремесленников и мастеров эндогамия (профессиональная) менеепроявлялась, однако пятой части торговцев мануфактурой, портных, мясников,сапожников и матросов женились на дочерях лиц той же профессии [5].
Границы заключения брака
Границы заключения брака были узки. В XVII в. 60% сквайров из Ланкаширавыбирали невест из своих графств. В целом число вступавших в брак внутри одногорегиона, например, в Нортгемптоншире, в далеком Нортумберпенде, в графстве Гертфордишрблизком к Лондону снизилось с 70% в XVI в. до 40% в XIXв.
ГЛАВА 2. СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
В английском обществе XIX в. существовалопредубеждение против выхода девушек замуж за лиц не своей национальности.Национально-смешанные браки встречались в среде католиков, выходцев изаристократии и крупных или среднебуржуазных семей. В целом английское общество XIX в. состояло из семей с однородным национальным составом.Выбор брачного партнера, коммерческая сторона предбрачных отношений.2.1 Социальные группы брачующихся, выборы брачного партнера
При заключении брачных союзов общество делилось на социальные,разделенные по экономическому доходу, группы и профессионально-бытовые группы,из которых люди могли переходить при повышении или понижении своего статуса.Перемещение в нижнюю группу при заключении брака являлось вынужденной мерой,например, с потерей прежнего экономического положения.
Каждая общественная группа выдвигала определенные мотивы при заключениибрака, на формирование которых повлияли идеологические и философско-религиозныеразработки этики поведения в этой области человеческих взаимоотношений.
В XVII — XIX вв. у слоев с достаточным доходомпоявилось два мотива или отношения к браку: коммерческая основа брака и любовьвступающих в брачный союз. У группы населения, стоящей ниже средней буржуазии,где экономическое давление родителей на детей было ввиду невысоких доходовболее слабым, уже с конца XIX в. наблюдалось падениепатриархального авторитета. В этих семьях общества дети рано покидали дом иустремлялись на заработки. Родители оказались неспособными контролировать брак.
У фермеров, где крестьянский сын ожидал земельное наследство, или усыновей ремесленников, надеявшихся получить в свою собственность инструменты,или у сыновей лавочников — в ожидании лавки и т.п. — дети старались следоватьродительским советам и указаниям, даже если они не совпадали с их собственнымижеланиями. Прочие же уже с XVIII в. избирали партнеров сами.
Нередко самостоятельности в выборе брачного партнера способствовалополучение наследства от побочных родственников, которое сразу давалоэкономическую независимость от родителей. Например, в 30-е годы XIX в. некий Уильям Коул был шокирован женитьбой своегокрестника на Мисс Плюмтри, получившей наследство от своей тетки. Девушка нетолько не поставила в известность своих родителей, но и, что было самымужасным, “сама сделала предложение” [6]. В этом и других случаях,описание которых приводятся в художественной литературе с начала XVIII в.,характерен один и тот же сюжет: дети, ставшие экономически самостоятельными, неприслушивались к советам и указаниям родителей. Более того, к середине XIX в. традиционная роль мужчин и женщин в процессезаключения брачного союза начала сменяться. С одной стороны, женщины предлагалисами себя и свои средства будущему партнеру в брачной жизни, с другой — мужчиныстремились путем брачного союза поправить свое материальное положение [7].
Отношение к добрачному сожительству у англичан в XIXв. было отрицательным. Со временем к нему стали относиться более спокойно, т.к.в средних и бедных слоях общества оценка этого уже зависела не только от мненияродителей, но и от самих брачующихся. Сложнее обстояло дело с нарушением ранеезаключенного брачного контракта, обиженная сторона могла вручить иск в суде кразорвавшему контракт, требуя денежного возмещения.
Брачные планы в тех слоях общества, которые имели крупную или среднююсобственность, строились в основном родителями. В случае неисполнения детьмисвоего долга, особенно когда ими замешаны крупные финансовые расчеты, в ходпускались самые крайние меры. Детям, жившим отдельно, посылались письма сугрозами лишения наследства; в своем же доме их могли подвергнуть длительномузаточению, или телесным наказаниям. Те, кто послушно избирал своего брачного партнера,обращались за указанием не только к родителям, но и даже начальника по службе [8].
Зачастую дети, которые воспитывались в домах своих родственников приживом овдовевшем отце в XVII — XIX вв., становилисьперед трудно решаемой задачей: слушать отца или мать, от которого они жилиотдельно, но ожидали наследства, или слушать тех, в доме которых они выросли. Втаки случаях мотивом принятия решения являлись финансовые расчеты: у когобольше наследуемого имущества, какие прибыли принесет брачный партнер и т.п. Олюбви не могло быть и речи. Лишь один повод мог выдвигаться со стороны детей — иное вероисповедание [9].
В фермерских зажиточных кругах с XVI по XIX вв.существовал строгий контроль родителей или опекунов над выбором детьми брачногопартнера. Наиболее ясно он прослеживался, например по таким прижизненнымзавещаниям: “Моей дочери Мерджери я даю 60 овец, при браке с Эдвардом, сыномРейпольда Шэфту из Токерингтона”.
В неимущих слоях общества свобода выбора брачного партнера до начала XX в. была неограниченная, т.к. не было экономической властиродителей, они рано покидали дом. Но им следовало приобрести какую-либопрофессию и накопить достаточно средств для поддержания будущей семьи.
Свобода выбора брачного партнера в XVIII — XIXвв. относилась больше к мужчинам, нежели к женщинам. Дочерей воспитавших встрого английских традициях и послушании было первым долгом. Если невестаненавидела жениха, ей внушали, что ее долг “подчиниться” (submit,obey) — слово, которое и поныне звучит из уст женщин в Великобританиипри венчании в церкви.
Уже однако в XIX в. встречались браки социально-смешанногохарактера. Обедневшие джентри роднились со средней и мелкой буржуазией, анаоборот, последние брали в жены девушек из более аристократического слояобщества. “Нестандартные” браки чаще всего случались при полной обеспеченностиодного из партнеров [10].
В браке коммерческого типа семейная жизнь нередко не складывалась. Восновном были недовольны жены по разным причинам, в крайних случаях это приводилок заключению повторных браков, не дожидаясь смерти мужа [11].В семьях, где средства ограничены, мужчина становился деспотом.
В глухих местах Англии, еде сохранились воспоминания о традиционномотношении к браку, в XVIII — XIX вв. люди старалисьсохранить их.
Развитие капиталистических отношений, поздний возраст вступления в брак,коммерческая сторона предбрачных отношений — привели к тому, что в XIX веке традиционный свадебный обряд полностью исчез.2.2 Взаимоотношения детей и родителей
В отношениях между родителями и детьми сохраняется много патриархального,но на фоне этого не мало внесено в семейную жизнь здоровых элементов.Характерная черта отношений между детьми и их родителями — это полнейшаясамостоятельность детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, т.е.совершеннолетия. Родители не стремятся подавить в детях общественныхинстинктов, а, наоборот, стараются развить их всеми силами. Редко в английскойсемье можно встреть избалованных до уродливости детей, или самодуров отцов,которые, настаивая на своем условии, могут испортить жизнь всему семейству.
В свободное время от занятий норовят порезвиться, пошуметь или поиграть.Родитель старается дать ребенку отличное физическое воспитание, его с детства начинаютзакалять к житейским невзгодам и суровой атмосфере страны. Ребенку позволяетсямного плавать, упражняться в гимнастике, лазить по высоким деревьям, мастерскикататься на лошади с самого детства — одна из важных задач для отца физическогоразвития своего ребенка. Английские дети — это голубоглазые херувиши,откормленные, как бульдоги в барском доме [12].
Взаимоотношения между родителями и детьми характерны для консервативнойАнглии. Достигнув совершеннолетнего возраста, у детей начинается новый период вжизни, при этом покидая ил нет родительский дом, они стремительно “бросаются” вомут взрослой жизни с целью заработать денег. Лишь вступив в самостоятельную жизнь,юноши и девушки, не жалея своих сил, стараются добывать как можно больше денег.Они любят деньги не ради денег, не ради того, чтобы обеспечить свое будущее, ачтобы в свое удовольствие пожить в настоящем. Хорошо жить, есть, иметьсобственную, комфортабельно обставленную, квартиру и добрую жену — мечта юноши [13].В Англии издавна было принято, что англичанин получает такое воспитание,которое дает им возможность сначала самостоятельно заработать свой насущныйхлеб, а уже потом также самостоятельно устроить роскошную и комфортабельнуюобстановку. Родительская совесть абсолютно спокойна по отношению к детям, этоего выбор передать ли своему сыну прекрасно устроенное имение, в свою очередьтоже полученное им от отца, или решительно, ничего не оставить: как бы ни быливелики деньги, которые он зарабатывает, он не копит их ради детей, а усиливаетроскошь и комфорт своей обстановки [14]. Однако, в случаевнезапной смерти отца, дети по закону получают приличный куш из какого-нибудьстрахового агентства, в которое при жизни отец аккуратно вносил проценты.Англичанин убежден, что деньги изнеживают человека именно в ту пору, когда онтолько и должен думать о том, как бы больше приобрести новых познаний, как былучше устроить свое гнездышко. Пока юноша не устроился, не обзавелсясобственным домом и женой, он должен во всем себе отказывать, должен копить,пока не скопит достаточно, чтобы иметь возможность жениться [15].
Для английской семьи характерен тот факт, что прежде всего отец заботитсяо том, чтобы поскорее поставить сына на ноги, для чего очень важно, воспитатьсына здоровым и выносливым, и дать ему превосходные научные познания. Сдостижением сына 19-20 лет, отец объявляет сыну, что с этого момента онсовершенно свободен и сам должен думать о себе. Учитывая подобную ситуацию,случается и такое, что даже в очень богатых семьях, не только юношам, но идевушкам с 18-19 лет приходится самим заботиться о себе, молодые люди, жившие вродительском доме с замечательной роскошью, в 19-20 лет безропотноотправляются, иногда в другую часть света, самостоятельно зарабатывать себе нажизнь. Девушки идут гувернантками в Америку, в Индию, в Новую Зеландию; юношиточно также в разные концы света, например, конторщиками, управляющими ферм,корреспондентами, служащими в ту или другую банкирскую контору. Чтобы понять вполной мере характер англичанина, его предприимчивость, решимость, непреклоннуюжизненную волю, которую он успевает так рано развить в себе, можно посмотретьна английских юношей накануне их разлуки с родительским домом. Этот моментзамечательно описан в книге Е.Н. Водовозовой “Жизнь европейских народов”: “Детиполучают от родителей небольшую сумму денег для проезда и скромной жизни вновом месте месяца на два, на три. “Первый год в конторе”, говорит один изюношей, и мне обещали платить 100 фунтов, следовательно, уже тогда можно будет отложить фунтов 20. Второй год удваивают жалованье тем молодым людям,которые умеют обратить на себя внимание, следовательно на второй год я смогуотложить 100 фунтов. Да, я непременно должен откладывать, говорит он, что-товспомнив и краснея, даже и в таком случае, если мне придется самому стричьовец, рубить дрова, таскать воду. Таким образом через пять, шесть лет яприобрету капитал в тысячу фунтов. Я вернусь в Лондон, по моим расчетам, когдамне будет 27 лет; мисс Мери будет уже тогда 24 года...” глаза его при этомблестят мужеством и счастьем. При этом такие слова не являются бредом: все егомечты сбываются еще раньше” [16]. Но главным образом,самой характерной чертой английской семьи является именно это подготовленностьк тяжелой работе, ко всякому практическому делу, несмотря на комфортабельнуюобстановку и роскошь в родительском доме.2.3 Обряды
Традиционная свадебная обрядность наблюдалась у лиц, вступавших в брак вотносительно молодом возрасте и наследовавших родительское имущество.
Помолвка соблюдалась во всех слоях английского общества, хотя периодмежду помолвкой (engagement, enment), на которомпроисходит обручение (betrothal) молодых, и свадьбойдлится очень долго, нередко до 7-8 лет.2.4 Гадания
В более чистом виде и почти повсеместно сохранились не свадебные обряды,а предбрачные поверья и обычаи у молодежи, проживавшей в одном коллективе и наодном месте. Наиболее ярко данные обычаи проявлялись в гаданиях и поверьях,приуроченным к определенным дням. В канун дня св. Агнессы (20-21 января),являющейся патронессой молодых девушек, в Дербишире, Йоркшире, Дюргейме,Норфолке, Нортумберленде, Линкольншире и в других английских графствах девушкигадали на “полное молчание”, родниковую воду, чулки и подвязки, сложенныекрест-накрест, на ботинки, поставленные носками к постели (“идя и приходя” — going and coming), на булавки и ветви различных растений, напесни под яблоней и сеяние злаков в полночь и т.п. [17].
Особо следует выделить гадание на “немой пирог”. Воздерживаясь от еды иразговоров, девушки ночью, в канун дня св. Агнессы, делали так называемый“немой пирог” (dumb-cake) из муки, соли и воды в равныхпропорциях. После выпечки каждая девушка брала половину пирога и, идя спинойвперед к постели, поедала пирог, надеясь во сне увидеть своего будущего мужа.Нередко “немой пирог” заменяли вареным яйцом с солью вместо желтка [18].
Подвязки посылались в подарок и в канун дня св. Валентина (13-14февраля), покровителя всех влюбленных. В этот день девушка, повстречав первогомужчину, верила, что он станет ее супругом. Уже в XV — XVI вв. в Англии полагали, что в указанный день люди, как иптицы, выбирают себе брачных партнеров. Начиная с XIXв. в Норфолке, Терфордшире, Линкольншире, Нортумберленде и Йоркшире парнипосылали девушкам так называемые Валентины, т.е. подарки в виде изящныхбезделушек, к которым прикладывали такого рода стихи:
Если Вы любите меня, любите меня верно;
Пришлите мне ленту и пусть она будет голубой.
Если Вы ненавидите меня, так дайте знать мне;
Пошлите мне ленту и пусть она будет зеленой.
В Дербешире и Ланкошире сельские парни и девушки, собравшись вместе,устраивали жеребьевку, по которой на год назначались “мнимые супруги”, послечего день заканчивался танцами и угощениями. Эти пары должны были целый годходить друг с другом [19]. В этот день был идругой обычай: рассеивали коноплю в полночь на приходском кладбище или по путис него домой, произнося при этом соответственно строки, в надежде увидеть, каксзади будущий муж будет скирдовать скошенную траву (Дербишир и Девоншир).
Гадания с травой на суженного предпринимались и в канун дня св. Давида (1марта). Накануне дня св. Марка (24 апреля) следовал третий цикл гаданий: счашкой и водой, а также с сорочкой (Норфолк); заглядывание в полночь в окнацеркви, держа в руках пучок травы, сорванной на церковном дворе (Линкольншир);поджидание суженного или суженой в полночь на гумне, гадания со свечой(Дербишир), гадания с оловянными горшочками, идя спиной вперед; гадание подназванием “ужин наблюдения” (supper-watching); хождениек роднику спиной вперед и др. [20].
В отдельный разряд следует отнести гадания с подвязками и ботинками(“идущими и приходящими”), с шалфеем листовым (Линкольншир), с сеянием конопли(Норфолк и Суффолк). Такие мотивы гадания, как подвязки и яйцо, являются чертойпредсвадебного и свадебного обрядов. Их происхождение теряется в далекомпрошлом. Голубой цвет, является традиционно излюбленным цветом надежды у англичан,и голубые с зеленым ленты как мотив свадебного украшения органически вошли втрадиционную свадьбу. Хождение спиной вперед, кольцо во время бега вокругстога, манипуляции с растениями “ведьм”, сев как символ плодородия и сборурожая “призраком” — супругом сочетают в себе и отголоски языческих верований,и символику церковного венчания. Яблоня и листочки вечнозеленых растений каксимволы “древа жизни” непосредственно отражали веру в плодовитость, а “немойпирог” как еще незрелый плод (добрачное состояние) созревает в подлинно вкусноеблюдо, являющееся неотъемлемой частью свадебного пиршества. “Мнимые супруги” — это отзвуки старинного обычая пробного брака [21].2.6 Гадания на суженного
Практиковались гадания на суженого (premised husband) илисуженную (promised wise) и в канун мая (30 апреля),хотя и не в таком количестве и разнообразии, как в канун дней св. Агнессы, св. Валентинаи св. Марка: на пучках боярышника, на полную Луну. В канун солнцестояния гадалина яблочную кожуру, на угольках, на обувь в виде Т, на заячью капусту, а такжена сеяние конопли и на горящие вязанки ясеневых прутьев. Примечательным в этомцикле гаданий является гадание на угольках, отражающее древнее народное поверьев огни св. Бельтана, в честь которого костры горели по всей Англии в XIX в.
Все перечисленные виды гадания отражали пережиткидохристианских верований англичан, одновременно часть из них являлась исвоевременным типом ухаживания. Так, необычной формой ухаживания был старинныйобычай “связанный в узел”, наблюдавшийся в XIX в. увалийцев и англичан, проживавших на границе с Уэльсом. Одетых юношу и девушкусвязывали веревкой с закрепленным узлом и укладывали в постель. Если один изних не желал связать свою жизнь с другим, он развязывал ночью этот узел, а еслиузел к утру оказывался неразвязанным, то молодых людей признавалипотенциальными женихом и невестой. В XIX в. матери, какправило, надевали на девушку так называемый чулок для ухаживания (counting-stocking), крепко стягивающий вместе ноги девушки.Вплоть до конца XIX в. в деревушках эти “чулки”передавались по наследству [22]. В этом интенсивном типеухаживания нашел отражение обычай пробного брака в Англии и в Уэльсе, причем“чулки для ухаживания” появились, очевидно, значительно позже, чем сам обычай,с запрещением церковью в начале XVII в. добрачныхполовых отношений после заключения брачного контракта.2.7 Свадьба
Выбор дня и месяца свадьбы (marriage,nuptial, wedding) не был безразличен для англичан в XIXв. Его придерживались даже те, кто не устраивал свадьбу как таковую, а просторегистрировал брак в гражданских учреждениях или венчался в церкви со скромнымугощением.
Май считался не удачным для свадьбы. В XIX столетии в Чешире, Дербишире, Девоншире, Терефордшире,Ланкашире, Линкольншире, Норфолке, Нортумберненде, Стаффордшире, Суффолке иЙоркшире в ходу были поговорки: “Браки в мае не счастливы” и “Вступать в брак вмае — навсегда раскаяться”. Вступать в брак в великий пост также предвещалинеудачу. Наиболее благоприятными для этого дела временем считалась неделя послетроицына дня. Самым неудачным днем для заключения свадьбы была среда [23].
Перед днем свадьбы на особом столбе развешивалиобъявления. Но в XIX в. столбы встречались уже редко,что указывает на сужение круга гостей, и следовательно, на постепенное снижениестаринного обряда, в котором некогда участвовало все село, к простому угощению.В редких случаях невеста с женихом проезжали через село на телеге, влекомойбыками, у которых рога были увиты лентами, и приглашали всех на свадьбу. Друзьяи доброжелатели в это время складывали в телегу свои дары, как правило,необходимые для домашнего хозяйства. На севере Англии дары доставляли во времясвадьбы; приглашенные ехали верхом с тяжелыми седельными вьюками, набитымимукой, битой домашней птицей, яйцами, беконом и маслом. Дополнительно молодойпаре подносились на тарелке деньги, собранные приглашенными, в сумме около 200 фунтов. Иногда предметы обстановки и домашнего хозяйства приносились в качестве дара до свадьбы.Традицииправили всем свадебным днем (wedding-day). По путиследования свадебного поезда (marriage (meptial procession) разбрасывалицветы (болотный ирис, розмарин, ноготки). Нередко путь усеивали тростником,ракитником, а также пшеницей [24]. В свадебный поездвходили также родители, подружки невесты (best maids,bridesmaids) — обычно ее сестра, близкие родственники и подруги, — атакже сестра жениха, и его дружки (best men, bridesmen),родственники и друзья жениха и невеста. Подружки невесты (около 6 часов) былиодеты в платья, фасон и цвет которых выбирала сама невеста, а ее материследовало оплатить их стоимостью. Среди подружек всегда имелась главная (best maid), которая несла букет невесты и в ходе церемониивенчания располагалась позади нее. Дружок (best man) жениха(брат, родственники или его друг) морально поддерживал его до свадьбы, платилгонорар священнику и чаевые церковнослужителям, а также вручал кольца жениху вцеркви. Он должен был ухаживать за подружками невесты во время угощения иотвечать за произносимые тосты.
Шаферы (best men, bridesmen) стояливнутри церкви и спрашивали каждого из гостей: “ невеста или жених?” Друзейневесты они помещали налево от придела, друзей жениха — направо. Также онипроделывали во время рассаживания гостей за столом. Шаферы раздавали в церквибланки с текстом проповедей, если они не были разложены на церковных скамьях.Отца невесты, если его не было на церемонии, мог заменить его брат, близкийродственник или даже друг. Почетная роль посаженного отца (sponsorat wedding) доставалась отцу жениха, он подводил невесту к алтарю,отвечал на некоторые вопросы священника во время венчания, управлял всейсвадьбой.
Все эти лица собирались в доме брачующихся,главная подружка невесты украшала входную дверь цветами и веточками мирта избукета невесты. Если этим занималась сама невеста, то считалось, что еесемейная жизнь будет неудачной. В церковь нередко отправлялись в сопровождениимузыкантов, наигрывавших на скрипках и дудках с пением. Исполнялисьмногоголосые свадебные песни, наименование которых сохранилось еще со временпоселения на Британских островах англо-саксов, — “brydsang”.Вперемежку с песнями, в которых неоднократно упоминалась подвязка из туалетаневесты, представители мужского пола, сопровождавшие свадебный поезд к церкви,усердно стреляли из ружей, что, по народным верованиям, отпугивало злую силу, иона не могла навредить новобрачным, по ходу продвижения свадебного поездаустраивали состязания в скачках на лошадях. Иногда свадебный поезд триждыогибал по часовой стрелке — на счастье — церковь. Считалось очень неудачным,если во время венчания начинался бой часов. Поэтому предпочитали немногоподождать перед входом, пока они не пробьют. При прибытии к церкви и передвходом в нее прежде соблюдалось много старинных обычаев: жених и невестаперепрыгивали через скамью, поставленную поперек входа в церковь, чтосимволизировало удачное преодоление ими всех преград в их будущей семейнойжизни. При этом невеста как будто невзначай теряла с ноги подвязку, которуюнемедленно подхватывали молодые мужчины и с триумфом шли вокруг церкви. ВСомерсете на пути свадебного поезда протягивали веревку, украшали цветами, илизапирали перед ним церковные ворота. В этих случаях жених должен был выкупитьпуть деньгами. В Беркшире верили, что тот из молодых, кто первым поставит ногуна крутую церковную ступень, будет в дальнейшем властвовать в доме [25].
Венчание (wedding, marriageceremony) должно было состояться в течение трех месяцев после оглашенияв церкви, украшенной белыми цветами и синим орнаментом в середине восточногоокна. Группа лиц со стороны невесты располагалась на левом крыле, со стороныжениха — на правом; подруги и друзья — на обоих флангах. После церемониивенчания новобрачные (the young couple) торжественноспускались со ступеней алтаря и в сопровождении родителей, ближайшихродственников, шаферов, подружек невесты шли в ризницу подписыватьсвидетельство (marriage lines — церковное, certificate of marriage — гражданское) [26].
Вместе с этим уже в XX в.одновременно существовала и неполная церемония, вызванная теми или инымиобстоятельствами, что, например, описано в романе Чарльза Диккенса “Большиенадежды”. На венчание Уэммика с мисс Скиффинс присутствовал лишь отец жениха,исполнявший роль посаженного отца, друг Уэммика в качестве шафера, а такжемаленькая привратница в детском чепчике, притворявшаяся закадычной подругоймисс Скиффинс [27].
Венчание происходило обычно между 8 часами утра до18 часов вечера в отделе записи актов гражданского состояния в зданиирегистрации в присутствии уполномоченного лица. Уведомление об этом давалосьодному из партнеров, если жених и невеста проживали в различных округах, иименно тому, кто сделал заявление. Регистрация брака в этом случае происходилав регистратуре подавшего заявление и должна была состояться в течение 21 дняпосле того, как получено уведомление. Такая церемония характеризовалась скучными торопливым обрядом, и многие девушки мечтали о “белой свадьбе”, т.е. овенчании в церкви [28].
Обряд церковного венчания у католиков впротивоположность протестантам был первым и необходимым условием заключениябрака. Обряд у католиков в целом мало отличался от того же обряда отпротестантов. В некоторых местностях, например, в Девоне молодые направлялисьпосле венчания к своему дому, получали от какой-нибудь старухи в дар корзину сорехами (“изобилие орехов — изобилие колыбелей”). В сельских свадьбах Шропширадо конца 40-х годов XIX в. на церковные воротаподвешивались собранные по всему селу серебряные ложки, высокие пивные кружки скрышками (тэнкеды), часы и украшения, перезвон всех этих вещей предвещал пареобилие детей. На свадьбах в Ноттингемшире молодых осыпали пшеницей, веселокрича: “Хлеб для жизни и пудинг навсегда!” Символом счастья также являлисьботинки. На одной из свадеб в 1860 г. в Рестершире брат невесты по путиследования домой из церкви швырнул на дорогу из свадебного экипажа огромныйстарый башмак, и подруги невесты, не жалея своих красивых платьев, ринулись заним на пыльную дорогу. Та, кто первая схватила башмак, первой и выйдет замуж.Такой ботинок обычно висел в доме на белой атласной ленте.
Свадьбы севера Англии были отмечены более буйнымвесельем с состязаниями молодых парней из-за приносящей счастье подвязкиневесты. Этот обычай дожил до 40-х годов XIX в. Мужчиныпосле венчания садились на своих коней и бешено скакали к дому новобрачных, тамоколо дверей победитель ожидал на коленях свой приз. Новобрачная, подняв подолплатья и обнажив ногу, протягивала ее победителю, желая ему и его возлюбленнойпри этом счастья в будущем. Нередко состязались из-за чашки с бульоном,приправленным овощами, иногда — из-за поцелуя с новобрачной. Все эти игрысопровождались стрельбой из ружей [29]. В свадебном застолье (bridal) главная роль отводилась пирогу(bride’s cake; wedding cake; bride cake). В Суссексе, например, в пирогпомещали жареную курицу, наполненную сваренными в крутую яйцами. Свадьбаникогда не кончалась без пирога, и это было обычным по всей Англии.
Такой пирог невесте следовало разрезать самой.Иногда, впрочем, после пирога напивались позита — горячего напитка из молока, винаи пряностей. Его подавали в огромном котле, на дно которого клали обручальноекольцо; достигший его первым из присутствующих холостых мужчин по повериюженится первым. После окончания застолья, которое могла продолжаться ещенесколько дней, но не больше недели и на средства самих приглашенных,новобрачная первая переступила порог своего нового дома.
В Девоне порог поливали кипятком и новобрачная насчастье смачивала в нем свои туфли. При входе в дом с фасада она попадала вкомнату, где находился камин — символ ее роли в доме как хранительницы очага ихозяйки. Если новобрачная спотыкалась, то это рассматривалось как зловещаяпримета, и поэтому во многих местах Англии ее проносили над порогом. Затемподружки сопровождали ее в спальню и укладывали в постель. Их обязанностью былоследить за тем, чтобы в постели не оказалось иглы, булавки и острые предметы.Они могли принести новобрачным несчастье [30].
На этом, собственно, и кончался весь свадебныйцикл; на молодоженах (newly — married couple) лежалатолько моральная обязанность — одарить впоследствии тех, кто в будущем самбудет вступать в брак и кто принес им на свадьбу подарки. Буквально наследующий день после свадьбы они начинали жить отдельной семьей.
Описанная выше свадьба уже почти полностью исчезлав Англии к середине XIX века. Лица из среднезажиточногостроя, так же как и самые бедные (а они составляли большую часть населения),предпочитали обходиться без того дорогостоящего обряда. В лучшем случае онивенчались в церкви в присутствии очень тесного круга лиц, а застолье — чащевсего это был завтрак, — устраивали где-нибудь в приличной кухмистерской иликафе [31].
Помимо оплаты самого обряда венчания жених долженбыл оплатить цветы в церкви, угощение, кольцо, лицензию, гонорары священнику,органисту и хору, чаевые священнослужителям, листы, на которых печатался текстслужбы, включая гимны и псалмы, букеты для матерей — своей и невесты, а также букетыдля невесты и ее подружек, бутоньерки шаферов (wedding-favours),мелкие подарки подружкам невесты. Кроме того, он должен дать во время помолвкисвоей невесте кольцо на память с полудрагоценным камнем(engagement rind), стоимость которого колебалась в пределах пяти фунтов.Оно надевалось на безымянный палец левой руки и после свадьбы его носили вместес обручальным кольцом (wedding-ring)[32].
На всем протяжении XIXвека наиболее обычным для невест являлся белый цвет подвенечного платья (wedding-dress). С 1840 г. по 1880-е годы носили платье с высоким воротником. Материал подбирали преимущественно плотный — тяжелый шелк,бархат, атлас. На него нашивали белые кружева, женщины вступившие в бракповторно и вдовы, вновь выходившие замуж, одевались в платья, соответствующиетой моде, которая господствовала в данное время, или очень часто надевалиголубое платье, что соблюдалось и в начале XX века.
Мужчины с 20 годов XIXвека для церемонии надевали сюртуки с длинными фалдами и короткой талией,голубого цвета, узкие из трико панталоны, не доходящие немного до щиколотки,черные чулки и лакированные башмаки; с 30-х годов длинные черные штаны соштрипками и фраки из черного сатина с белыми жилетками. В 50-е годы мужчины вместофрака надевают пиджак [33].
Разведенные венчались в особых церквях; они неимел право носить и обручальные кольца [34]. Лица из малообеспеченныхслоев населения также из экономии предпочитали регистрировать брак и дажевенчаться в церкви в своей лучшей повседневной одежде. Но во всех слояхобщества было общепринято по случаю помолвки или заключения брачного союзанадевать (как женщины, так и мужчины) белые перчатки [35].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в курсовой работе представлена подробная и всесторонняяхарактеристика семейно-брачных отношений у англичан в XIXвеке.
Для наиболее полного и всестороннего раскрытии заданной темы в работе сучетом исторических событий приведены общие сведения об англичанах, рассмотреныи проанализированы основные положения семейно-брачных отношений, которыесуществовали в английском обществе в XIX веке. Описаныформы заключения брачного контракта, влияние церкви на характер свадьбы ибрачного союза, а также всесторонне рассмотрены правила и традиции о брачномвозрасте, в том числе продолжительность брака, границы заключения брака.
При рассмотрении семейной обрядности в Англии, установлено, что одной изособенностей в обществе XIX века было существованиепредубеждения против выхода девушек замуж за лиц не своей национальности.Национально-смешанные браки встречались в среде католиков, выходцев изаристократии и крупных или среднебуржуазных семей. В целом английское общество XIX в. состояло из семей с однородным национальным составом.Характерная черта отношений между детьми и их родителями — это полнейшаясамостоятельность детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, т.е. совершеннолетия.
В семейные отношениях и традициях англичан в XIXвеке существовали свадебные обряды, гадания, предбрачные поверья и обычаи.
Можно сделать вывод о том, что брак — это одна из важнейших формчеловеческих взаимоотношений, прошедшая очень сложный и долгий путь развития ванглийском обществе. Как и всякое официальное явление, становление институтабрака происходило под влиянием господствовавших у англичан в то или иное времясоциально-экономических отношений, и естественно, что брак приобретал ту форму,которая более отвечала их требованиям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Народы мира.Страны Зарубежной Европы. -М., 1966.
2. Очерки общейэтнографии. / Под ред. С.П. Толстова. -М.
3. Брак ународов Северной и Северо-Западной Европы. / Под ред. Ю.В. Иванова, М.С.Кашуба. -М., 1990.
4. НародыЗарубежной Европы. Т.2. “Народы центральной и юго-восточной Европы”. А.Г.Харчев.
5. Семья и бракВ СССР. -М., 1964.
6. Macfarlane A. Family life of Ralph Josselin. Cambridge, 1970.
7. Жизньевропейских народов. Е.Н. Водовозова. Т. 2. Жители Севера. — Санкт-Петербург,1889.
8. Cumberland letters, 1711-1784, 1912.
9. Luttrell N.A. Brief Relation of State affairs Oxford, 1857, vol. 6.